Приемы работы на этапе погружения в тему. Использование активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы обучения на разных этапах урока

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в образовательной практике.

В настоящее время ученик с огромным трудом ставит цели и делает выводы, синтезирует материал и соединяет сложные структуры, обобщает знания, а тем более находит взаимосвязи в них. Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения.

Создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности возможно с применением активных методов обучения. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитие творческих и коммуникативных способностей личности.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

М. Новик выделяет неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму занятия: неимитационное и имитационное.

Неимитационные

Имитационные

Игровые

Неигровые

  • проблемная лекция ;
  • проблемный семинар;
  • лекция вдвоём;
  • лекция с заранее запланированными ошибками;
  • лекция пресс-конференция;
  • эвристическая беседа;
  • учебная дискуссия;
  • самостоятельная работа с литературой;
  • «круглый стол»;
  • мозговой штурм
  • деловая игра;
  • инсценирование ситуаций и задач (разыгрывание ролей);
  • игровое проектирование;
  • имитационный тренинг

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между учителем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса. Особенность имитационных методов – разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучающиеся должны играть определенные роли относятся к игровым.

Активные методы обеспечивают взаимодействие участников образовательного процесса. При их применение осуществляется распределение “обязанностей” при получении, переработке и применении информации между учителем и учеником, между самими учащимися. Ясно, что большую развивающую нагрузку несет на себе активный со стороны ученика процесс обучения.

При выборе активных методов обучения следует руководствоваться рядом критериев , а именно:

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения;
  • соответствие содержанию изучаемой темы;
  • соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т.д.
  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;
  • соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения способностей для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения математике. Верный отбор видов учебной деятельности, различных форм и методов работы, поиск различных ресурсов для повышения мотивации учащихся к изучению математики, ориентация учащихся на приобретение компетенций, необходимых для жизни и деятельности в поликультурном мире позволит получить требуемый результат обучения.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление). Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей; возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов.

В соответствии с поставленной учебной задачей выбираются различные методы обучения

Учебные задачи Методы обучения

Активность ученику может быть обеспечена, если педагог целенаправленно и максимально использует на уроке задания: сформулируй понятие, докажи, объясни, выработай альтернативную точку зрения и т.п. Кроме того, учитель может использовать приемы исправления “намеренно сделанных” ошибок, формулирования и разработки заданий для товарищей.

Немаловажную роль играет формирование навыка постановки вопроса. Аналитические и проблемные вопросы типа “Почему? Из чего следует? От чего зависит?” требуют постоянной актуализации в работе и специального обучения их постановке. Приемы же этого обучения разнообразны: от заданий на постановку вопроса к тексту на уроке до игры “Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту”.

На уроках математики можно использовать разнообразные творческие проектные задания, интерактивные формы работы: тесты в системе on-line, предлагаемые учебными сайтами, упражнения, электронные учебники, обучающие программы, тренажеры, презентации.

Такие виды работ как креативные письменные задания, проекты, творческие работы наилучшим образом активизируют творческое развитие учащихся на уроке, способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого ученика, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.

Для учащихся 5-7 классов подойдут игровые технологии (уроки - сказки, уроки - экскурсии, уроки - путешествия, в последствии с творческими домашними заданиями), тогда как в 8-9 классах - технологии развивающего и технологии проблемного обучения (модульные уроки, интегрированные уроки и др.).

В проведение уроков включаются технические диктанты. «Мозговые атаки», «аукционы идей», бипарные уроки, пресс - конференции, уроки –конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками учителя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие учащиеся пропускают услышанное мимо ушей.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

АМ начала образовательного мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим, друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. На уроках математики широко применяются такие методы как «Математическое лото», «Математический кроссворд», «Устный тренинг» и т.д.

Пример АМ начала образовательного мероприятия:

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто, назвав свое имя и, коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений:

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

АМ презентации учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Пример АМ презентации учебного материала:

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Группы: все участники. Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока. Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры. Проведение: Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела(можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Рассмотрим несколько примеров использования активных методов в учебном процессе.

Беседа является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, к анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

Таким путем можно излагать тему «Переместительный закон». Как же может выглядеть в этом случае беседа? Приступая к изучению данной темы, учитель говорит учащимся о том, что сегодня им предстоит усвоить известный в математике переместительный закон. Чтобы придать учебной работе проблемный характер, полезно поставить перед учащимися вопрос: не знает ли кто-либо из них, в чем состоит сущность этого закона? В большинстве случаев ответ будет отрицательный. Воспользовавшись этим, учитель ведет работу дальше. Для того, говорит он, чтобы понять сущность переместительного закона, давайте обратимся к примеру. Нам нужно определить протяжение пути от с. Ерик до г.Белгород; путь этот проходит через п.Северный. Давайте начертим схему:

Пользуясь этой схемой, учитель ставит следующий вопрос: «Можем ли мы теперь определить расстояние от Ерика до Белгорода?» Учащиеся отвечают утвердительно. «Но что же для этого надо сделать?» – ставится новый вопрос. Ребята отвечают, что для этого нужно сложить расстояние от Ерика до Северного и от Северного до Белгорода (9 км +3 км).

– А если мы будем ехать из Белгорода в Ерик, как тогда нужно рассчитывать расстояние?

Школьники догадываются, что нужно сложить расстояние от Белгорода до Северного (3 км) и от Северного до Ерика (9 км). После выполнения указанного действия учитель спрашивает:

– Изменилось ли расстояние от Ерика до Белгорода, если мы поменяли слагаемые местами?

Дети видят, что сумма осталась одной и той же.

–Так какой же вывод мы можем сделать на основании этого примера? – спрашивает, наконец, учитель.

Вопрос требует от учащихся сделать самостоятельный вывод о том, что при перемене мест слагаемых сумма не изменяется.

Как видно из этого примера, беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы – побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, законов и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания. Не менее важно и то, чтобы вопросы имели четкую последовательность и направленность, позволяющие учащимся глубоко осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Указанные специфические особенности беседы делают ее весьма активным методом обучения. Однако применение этого метода имеет и свои ограничения, ибо далеко не всякий материал можно излагать с помощью беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изучаемая тема является сравнительно несложной и когда по ней у учащихся имеется определенный запас представлений или жизненных наблюдений, позволяющих осмысливать и усваивать знания эвристическим (от греч. heurisko – нахожу) путем.

В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать или при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используется на уроках дидактические игры.

Математическое домино – состоит из 12-30 карточек, каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию.

На уроках геометрии можно предложить метод «Теорема - пазл» . Учащимся предлагается собрать теорему из 4 фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом – чертеж к теореме, на третьем - что дано и что требуется доказать, на четвертом - доказательство. Все теоремы курса собраны в одном пакете.

Эффективно решение задач на готовых чертежах. Такие задачи позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся; помогают запомнить теоретический материал.

Заметно повышают на уроке познавательный интерес учащихся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кроссворды . Например, криптограммы. Правильно отгадав все слова по вертикали, можно прочесть слово по горизонтали и наоборот. В качестве творческого домашнего задания можно предложить учащимся самостоятельно составить криптограмму

Игра «Математический баскетбол» . Класс делится на две команды. Существует набор разноуровневых заданий по определенной теме, за решение которых можно получить 1, 2 или 3 балла. На обсуждение и предварительное решение отводиться 15 минут. Право первого броска определяется по жребию. Первая команда выбирает задание, решает его и предлагает решить соперникам. Если соперники решают правильно, то считается, что мяч в корзину не попал; если не правильно, то считается, что мяч попал в корзину. Если команда «бросающая мяч» сама допускает ошибку в решении, то «стоимость» задания увеличивается на 1 балл. Если ни одна команда не справилась с заданием, то учителем назначается «штрафной бросок в корзину с домашним заданием». На начале следующего урока обязательно нужно проверить решение таких заданий. В конце игры подводятся итоги.

В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет» . Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.

Например на уроке геометрии в 8 классе по теме: «Четырехугольники» можно использовать такие вопросы.

  • У прямоугольника смежные стороны перпендикулярны!
  • В любой прямоугольник можно вписать окружность!
  • Квадрат является прямоугольником!
  • Любой прямоугольник является ромбом!
  • Диагонали прямоугольника равны!
  • Диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярны!
  • Диагонали прямоугольника делятся точкой пересечения пополам!
  • Диагонали прямоугольника являются биссектрисами его углов!

Утверждения, с которыми либо соглашаются, либо не соглашаются, ученики готовят сами в качестве дополнения к домашнему заданию на протяжении изучения всей темы.

Игра «Математический банкир» . Класс делится на пары, каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т.д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц. Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка. Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

Привлекают внимание учащихся и поддерживают их познавательную деятельность ассоциации вместо правил . Например, для лучшего запоминания значений тригонометрических функций на уроках геометрии знакомлю учащихся 8 класса с «Тригонометрией в ладони»

Ребята, оказывается, значения синусов и косинусов углов «находятся» на вашей ладони.

Метод «Классические пары»

На маленьких карточках с написаны понятия и фамилии людей, имеющие связь между собой. Учащиеся должны найти и составить «классическую пару».

Метод работы с текстом «Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий.

  • Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
  • Что, не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
  • Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
  • Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
  • Известное и неизвестное - Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
  • Иллюстрированное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно. Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
  • Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
  • Важные темы для осуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги; поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или. групп детей; выделение, нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.

Использование метода «Личность в математике» подталкивает обучающихся к самостоятельному поиску информации. Группе из 3-4 человек дается лист ватмана с изображенной на ней «лестницей эволюции» с историческими ступеньками. Задача: разместить на этой лестнице в хронологическом порядке по годам жизни ученых-математиков: например, Виет, Пифагор, Герон, Лобачевский, Декарт, Евклид и т.д. У каждой ступеньки написать век или года жизни и рассказать, чем знаменит ученый.

С целью развития вербальных навыков - говорения и слушания используется коммуникативное упражнение «Рисование фигур»

Участники занятия садятся попарно спиной к спине. Одному участнику в паре выдаются рисунки, изображающие квадраты, треугольники, прямоугольники, круги, графики функций, так, чтобы партнер не видел изображения оригинала. Участник, держащий рисунки, должен описать словами, что изображено на его листке, а его партнер - попытаться воспроизвести оригинал на чистом листке. Через определенное время они должны сравнить оригиналы с копиями и обсудить, какую информацию они получили о вербальной коммуникации.

Если обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, следует сделать паузу и прибегнуть к методам отвлечения внимания . Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Постройся по росту», «Пантомима», «Муха» и многие другие позволят это сделать, не выходя из класса.

Упражнение «Пантомима». Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями. В условиях сельской малокомплектной школы каждый учащийся получает задание.

Метод «Муха». На доске нарисовано поле 3х3. В центре «сидит муха». «Муха» может перемещаться вверх, вниз, влево, вправо. Участники по очереди отдают команды и следят за положением воображаемой «мухи». Тот, кто выведет муху за пределы поля, выбывает.

Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке. В течение урока ученики поэтапно заполняют индивидуальные карточки контроля знаний. За каждый этап учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляет в эту карточку набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы и выставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрал.

АМ организации самостоятельной работы над темой:

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Пример АМ организации самостоятельной работы над темой:

Метод «Автобусная остановка» Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек Численность: весь класс Время: 20-25мин. Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры. Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Пример Активных методов релаксации:

Метод «Земля, воздух, огонь и вода» Цель – повысить уровень энергии в классе. Численность – весь класс. Время – 8-10 минут Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

АМ подведения итогов урока

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Пример Активных методов подведения итогов урока

Метод «Ресторан» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). Численность: Все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Методы получения обратной связи. «Незаконченное предложение»

Участникам предлагается закончить следующие предложения:

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…
  2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
  3. Сегодня я понял(а), что…

В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

Применение активных методов обучения не только повышает эффективность урока, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Литература

  1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336с.
  2. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М.М,Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
  3. Пометун О.И., Пироженко Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии. – К.: А.С.К., 2004. – 196 с.
  4. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с.
  5. Инновационные педагогические технологии: Активноеобучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
  7. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Т.С.Панина, Л.Н.Вавиловва; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.

1. Вступление.

Вспоминая свои школьные годы, мне нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники, решать задачи и выполнять упражнения, и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе. Все этапы урока должны включать активные методы обучения. Игра должна служить для повышения мотивации обучающихся.Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

При изучении мотивации обучения педагоги убедились, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль самого главного предмета в обучении.

2. Применение активных методов.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет ( ).

Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их необходимо в образовательном процессе. Конечно, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.

Я хотела бы рассказать, какие активные методы обучения использую для каждого этапа урока, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа.
Применение элементов кинезиологии – психологического настроя на начало урока, различные игры, такая как “Поздоровайся локтями” и другие, эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод “Поздоровайся локтями”.

Цель: – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Численность: – весь класс.

Время: – 3–5 минут.

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

  • Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Можно использовать только первую часть метода.

Психологический настрой – кинезиология – УПРАЖНЕНИЕ , которое провожу в начале каждого урока с использованием простой питьевой воды – это коррекция организма с помощью воды. Дело в том, что когда мы волнуемся, усиленно думаем о чем-то неприятном или находимся в подавленном, депрессивном состоянии, вообще от любого нервного возбуждения наша кровь как бы электризуется. В ней повышается количество электролитов, что в принципе для организма не естественно и через некоторое время может привести к заболеванию всей системы.
Как мы знаем, ЛЮБАЯ ПРОБЛЕМА ЛУЧШЕ РЕШАЕТСЯ В СПОКОЙНОМ ПОЗИТИВНОМ СОСТОЯНИИ . Поэтому первое, что мы сделаем – это вернем организм в состояние покоя и гармонии и это помогает настроиться на урок. Для этого перед началом урока все дети пьют чистую питьевую воду, затем выполняют комплекс уже разученных ранее упражнений. Комплекс включает несколько этапов. И первый из них – ритмирование. Ритмирование включает в себя:

1. Обязательное питье чистой воды , позволяющее повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.

2. Упражнение “Кнопки мозга”, позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации. Для выполнения процедуры необходимо:

  • одновременное массирование большим и средним пальцами левой руки парных точек в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок;
  • провести стимулирование точек 10 раз;
  • поменять положение и провести стимулирование точек еще 10 раз.

3. Упражнение “Перекрестные шаги” , способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий и формированию причинно – обусловленного уровня мышления. Каждый ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения “локоть – колено”. Упражнение может быть модифицировано: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.

4. Упражнение “Крюки” , оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга:

  • скрестить ноги;
  • скрестить выпрямленные вперед руки ладонями друг к другу;
  • соединить пальцы в замок;
  • вывернуть соединенные в замок руки к груди;
  • положение головы прямое, взгляд устремлен вверх;
  • фиксировать положение головы, рук и глаз под счет ведущего до 20.
  • скрестить ноги;
  • соединить кончики пальцев широко раскрытых ладоней (от больших к мизинцам), образовав тем самым “корзиночку” и развернув при этом кисти рук так, чтобы сомкнутые большие пальцы – “ручка корзиночки” были направлены к груди;
  • развести локти в стороны, плечи расправить;
  • держать голову прямо, взгляд опустить на “корзиночку”;
  • фиксировать положение под счет ведущего до 20.
  • соединить стопы и колени;
  • выпрямить руки над головой, плотно соединив ладони (пальцы ладоней прижаты друг к другу и направлены вверх); взгляд обращен вперед;
  • медленно опускать руки до тех пор, пока предплечья не образуют горизонтальную линию; взгляд обращен вперед;
  • зафиксировать положение рук и глаз под счет ведущего до 20 .

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Создание проблемной ситуации позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Работая по УМК “Перспектива”, в учебниках комплекта помогают герои Аня и Ваня. :

– Однажды Аня и Ваня оказались в лесной школе. Ученики лесной школы Ежик, Волчонок, Зайчонок, Лисичка и Медвежонок писали предложение: “Мы ели земляничное варенье”. Слово “земляничное” не помещалось на строке и тогда Волчонок предложил приклеить еще листок, чтобы продлить страничку.
– А вам, ребята, такое предложение нравится?
– Почему? – Вот и Мудрый Филин предложил часть слова перенести на другую строку. Мудрый Филин спросил: “Как вы перенесете это слово?”
– Я самая хитрая, поэтому возьму лишь последнюю букву “е” и перенесу ее, – сказала Лисичка.
– Нет, так нельзя, – сказал Волчонок. – Надо перенести часть слова “ное”.
– Это неправильно, – сказал Зайчонок. – Надо перенести часть слова “ничное”.
– А я самый сильный, – сказал Медвежонок. – Я перенесу сразу “мляничное”.

Мудрый Филин от изумления развел крыльями.

– Давайте разберемся. Кто из них прав.
– Вот так проблема – как правильно перенести слова.
– Догадались чем мы будем сегодня заниматься?
– Вывод: Чтобы правильно переносить слова, надо знать правила переноса.
– Чему же мы должны научиться на уроке?

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

Метод “Фруктовый сад”.

Цель: – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность: – весь класс.

Время: – 10 минут.

Подготовка : Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано “Яблоня”, второе – “Лимонное дерево”. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Когда я вы чувствую, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделаю паузу, вспомню о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 минут веселой и активной разминки.

Метод “Земля, воздух, огонь и вода”.

Цель: – повысить уровень энергии в классе.

Численность: – весь класс.

Время: – 5 минут.

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух . Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее “взбодрилась”).
Земля . Теперь ученики должны установить контакт с землей, “заземлиться” и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь . Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода . Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в “воде”, следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Когда устали пальчики – упражнения для разминки:

– Красиво написали слова? – Почему плохо получилось?
– Пальчики устали, отдохнем. “Друг от друга деревья росли далеко. Человеку пройти этот путь нелегко. Только корни деревьев однажды сплелись, будто дерева два навсегда обнялись.”

Дети выполняют упражнения пальчиками.

Если нужны движения, вытягиваем левую, затем правую руку и рисуем в воздухе левой и правой рукой восьмерку

3. Технология модерации.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется.

Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из “контролирующего органа” учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Методы модерации отличаются от дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Ученик с большим удовольствием участвует в образовательном процессе, понимая свою значимость.

4. Заключение.

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

(http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11 ). обучения.”

Международный Институт Развития “ЭкоПро”

Образовательный портал Мой университет

http://www.moi-universitet.ru/

Факультет “Реформа образования”

http://www.edu-reforma.ru/

Список использованной литературы:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой . – М., 2001.
  2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. – М., “Восхождение”, 1997.

I фаза Этап Назначение Примеры АМО (из сборника) Активные методы обучения для разных этапов урока Инициация Погружение в тему Определение ожиданий и опасений Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически­комфортной обстановки «Письмо другу» «Транспорт» «Билет» Модератор раздает участникам листочки бумаги с написанными именами (произвольным образом). Участникам необходимо сложить листочек пополам ин одной стороне написать «Дорогой друг!» и перечислить все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишет свои недостатки и подписывается ­ с уважением, Ф.И.. После этого письма торжественно вручаются адресату. Членам экспедиции предлагается на выбор одно из транспортных средств, с помощью которого можно добраться до страны АМОзонии. 1. Теплоход 2. Автобус 3. Поезд 4. Самолет В пути, чтобы не заскучать, можно спеть песню. Группам предлагается спеть фрагмент песни о своем транспортном средстве. Модератор вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство. Билет состоит из двух частей. На одной части участники семинара пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Модератор отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у участника. Все участники прикрепляют свои ожидания на планшет своей группы. После этого модератор обобщает полученный результат. Примеры АМО (предложенные участником семинара) «Поздороваемся ладошками» «Путешествие на машине времени» Метод «Фруктовый сад» Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, поздороваться локтями или, например: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении

в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию. Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени. Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели. уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно­ориентированного подхода. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию). для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!» ­Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (Указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй (всей ладонью). ­ А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Ученики выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе). Этим упражнением мы убили двух зайцев: получили положительный настрой на работу и разбились на группы. II фаза

Этап Закрепление изученного (домашнее задание) Инпут Проработка содержания темы Назначение Контроль и коррекция ЗУН Сообщение нового материала Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК Примеры АМО (из сборника) Примеры АМО (предложенные участником семинара) «Шахматы» «Восстанови рассказ» «По порядку становись!» Участникам предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ (см. приложение текст об ожиданиях и опасениях). Группам предлагаются слова, которые являются элементами проекта. Участникам необходимо наклеить их на листе в хронологическом порядке. Планирование, Портфолио (оформление), Проблема, Продукт, Поиск информации, Презентация. Участникам предлагается обсудить достоинства и недостатки позиций «Я – автор проекта!» и «Я – организатор проектной деятельности детей». Достоинства записываются на стикеры и размещаются на белой клетке шахматной доски, а недостатки – на черной. Команды по очереди озвучивают свои варианты и размещают их на шахматной доске. Главное условие – достоинства и недостатки не должны повторяться. По цвету стикеров можно отслеживать какая команда была более активной. «Шесть шляп» Игра «Чистая доска» Метод «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.

(индивидуальная работа) Каждому участнику мастер­класса вверяется одна из шести шляп. Причем, могут использоваться настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой­нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой». «Сингапур», исходя из цвета шляпы. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе. ­ Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет

шестью разными способами. 1. Белая шляпа ­ статистическая (событие оценивается на основе данных статистики). 2. Жёлтая шляпа ­ позитивная (положительная оценка события). . Чёрная шляпа ­ негативная (отрицательная оценка события). 4. Зелёная шляпа ­ творческая (самые невероятные, необычные идеи). 5. Красная шляпа ­ эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). 6. Синяя шляпа ­ аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников. III фаза Этап Эмоциональная разрядка Рефлексия (разминка) Назначение Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения Примеры АМО (из сборника) «Снежки» «Четыре Я» Участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг Модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

Примеры АМО (предложенные участником семинара) напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию. 1. Я узнал… 2. Я научился… 3. Я проявил себя … 4. Я смогу применить … Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект! «Земля, воздух, огонь и вода» Метод «Ресторан» Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: ­ Я съел бы еще этого… ­ Больше всего мне понравилось… ­ Я почти переварил… ­ Я переел… ­ Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип­ чарта, комментируя. Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ

компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по­ другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»). Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по­новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную

комбинацию элементов.

Направление конференции: Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. Тема работы: "Активные методы обучения" Кондрашова Ольга Николаевна, преподаватель математики, методист. Автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай "Усть-Коксинский техникум отраслевых технологий", Усть-Кокса. В нашем техникуме регулярно проходят занятия Школы педагогического мастерства. преподавателей мастеров производственного обучения. Ориентированы занятия не только на молодых педагогов, но главным образом на преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, поскольку в профессиональное образование педагоги очень часто приходят именно из профессии и многие из них не имеют педагогического образования. Начинали мы свои занятия в Школе педагогического мастерства с основ методики преподавания, правильного написания планов занятий - своеобразный "ликбез". В настоящее время круг профессиональных интересов расширился и наш педагогический коллектив находится в поиске наиболее эффективных методов обучения. В настоящей статье я хочу предложить план практического занятия с педагогами. Основные теоретические знания по активным методам обучения педагоги получили на предыдущем занятии. План занятия. Тема: "Активные методы обучения". Цель: Познакомить педагогов с технологией АМО. Тип занятия: комбинированный. Оборудование: экран, проектор, презентация "Что такое АМО?", карточки с заданиями, маркеры, магниты, памятки по различным АМ, Маршрутные листы, стикеры, клеящий карандаш, мяч. Ход занятия. Фаза 1. Начало образовательного мероприятия Этапы: Инициация (приветствие, знакомство). Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия) Сегодня мы с вами встретились, чтобы продолжить разговор о Технологии АМО. Нам предстоит более подробно познакомиться с понятием АМО, рассмотреть некоторые из активных методов и составить макет занятия с применением АМО. Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды). Метод "Вырасти цветок" Материалы: рисунок, ручка Время: 10-15 минут. Структура работы: Участники формируют мини-группы. Ведущий предлагает слушателям виртуально вырастить цветок-знание на листе бумаги. Раздаёт рисунки с изображением цветка. При этом приговаривает: "Чтобы ваш цветок-знание зацвёл, необходимо: 1) Создать благоприятные условия (почва, солнце, вода) - вписать свои ожидания. 2) Бороться с негативными факторами (тучи, кролики, снег) - обозначить свои страхи. 3) Продумать способы спасения цветка на случай опасности (зонтик, лампа) - определить способы борьбы со страхами. После того, как участники пропишут ожидания, опасения и способы борьбы со страхом, ведущий собирает рисунки и на доске в три колонки выписывает предложенное слушателями. Во время занятия организатор выделяет красным мелом страхи, которые не оправдались, жёлтым - ожидания, которые удалось реализовать, зелёным - способы борьбы со страхами, которые были применены по ходу усвоения материала. Фаза 2. Работа над темой Этапы: Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания) Метод "Кидаем мячик" Материалы: небольшой мяч. Время: 10 минут. Структура работы: Обучающиеся сидят в кругу. Педагог также находится среди обучающихся. Педагог кидает мячик одному из обучающихся, задав ему вопрос по домашнему заданию. Задача следующего обучающегося ответить на вопрос и задать новый вопрос следующему обучающемуся, кинув ему мяч как эстафету. Мячик должен побывать у каждого в руках. Вопросы: 1) Какие методы обучения называют активными? 2) Назовите фазы занятия по технологии АМО? 3) Назовите этапы, характерные для первой фазы: Начало занятия. 4) Охарактеризуйте этап инициации. 5) Охарактеризуйте этап погружения в тему. 6) Охарактеризуйте этап определение ожиданий обучающихся. 7) Назовите этапы, характерные для второй фазы: Работа над темой. 8) Охарактеризуйте этап закрепление изученного материала. 9) Охарактеризуйте этап интерактивная лекция. 10) Охарактеризуйте этап проработка содержания темы. 11) Назовите этапы, характерные для третьей фазы Завершение занятия. 12) Охарактеризуйте этап эмоциональная разрядка. 13) Охарактеризуйте этап подведение итогов. Для наиболее эффективного повторения ответы педагогов можно сопровождать Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации) Для разных фаз и этапов занятия используют различные активные методы (АМ). Например: АМ начала образовательного мероприятия (Слайд № 7) "Мой цветок", "Галерея портретов", "Поздоровайся локтями", "Алфавит" или "Летающие имена" эффективно и динамично помогут вам начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе. АМ выяснения целей, ожиданий и опасений (Слайд № 8) "Список покупок", "Дерево ожиданий","Воздушные шарики", "Лето - осень" позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. В процессе занятия педагогу регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. (Слайд № 9) "Инфо-угадайка", "Кластер", "Мозговой штурм" позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы над темой занятия можно использовать следующие методы (Слайд № 10) "Ульи", "Визитные карточки", "Экспертиза", "Карта группового сознания". АМ организации самостоятельной работы над темой (Слайд № 11) Для проведения дискуссии и принятия решений - методы "Cветофор", "Приоритеты", "На линии огня". Для представления материала самостоятельной работы обучающихся - "Инфо-карусель", "Автобусная остановка", "Ярмарка". Активные методы релаксации Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, деятельность обучающихся можно организовать с помощью следующих методов. (Слайд № 12) "Энергия - 1", "Роботы", "Постройся по росту", "Красная Шапочка и Серый Волк", "Шест", и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из кабинета. АМ подведения итогов занятия (Слайд № 13) Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор","Мудрый совет", "Письмо самому себе", "Все у меня в руках!", "Итоговый круг", "Что я почти забыл?", "Ресторан", "Комплименты". Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия и завершить работу. Приведенные здесь активные методы - лишь небольшая часть известных на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора - показать логику и смысл использования АМО на учебном занятии или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности обучающихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия) Преподаватель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Педагог ставит задачу группам - записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде педагога группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении преподаватель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Остановка "Автовокзал" Вопросы: 1. Какие из предложенных АМ вы считаете наиболее эффективными для первой фазы "Начало занятия"? Почему? 2. Выберите 1-2 АМ, которые вы могли бы использовать при проведении своего занятия. 3. Назовите ключевые компетенции, которые формируются при использовании данных АМ. 4. Какой из АМ вы считаете неэффективным или неприемлемым для себя? Почему? Предложите свои коррективы для повышения эффективности АМ. Остановка "Университет" Вопросы: 1. Какие из предложенных АМ вы считаете наиболее эффективными для второй фазы "Работа над темой"? Почему? 2. Выберите 1-2 АМ, которые вы могли бы использовать при проведении своего занятия. 3. Назовите ключевые компетенции, которые формируются при использовании данных АМ. 5. Какой из АМ вы считаете неэффективным или неприемлемым для себя? Почему? Предложите свои коррективы для повышения эффективности АМ. Остановка "Конечная" Вопросы: 1. Какие из предложенных АМ вы считаете наиболее эффективными для третьей фазы "Завершение занятия"? Почему? 2. Выберите 1-2 АМ, которые вы могли бы использовать при проведении своего занятия. 3. Назовите ключевые компетенции, которые формируются при использовании данных АМ. 4. Какой из АМ вы считаете неэффективным или неприемлемым для себя? Почему? Предложите свои коррективы для повышения эффективности АМ. 5. На обратной стороне Маршрутного листа кратко запишите план-схему вашего занятия с применением АМО. Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия Этапы: Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия) Метод "Солнце и туча" Цель: подведение итогов занятия. Численность: вся группа. Материалы: 2 листа ватмана, на одном нарисовано солнце, на другом - туча. Проведение: Обучающимся по очереди предлагается написать положительные и отрицательные впечатления от занятия на стикерах и приклеить их к солнышку и тучке соответственно. Список источников информации: http://www.moi-universitet.ru/ http://efschool.ru/pedagogam/uchitel.html электронная книга "Копилочка активных методов обучения" 5

Методическая разработка


Активные методы обучения для детей старшего дошкольного возраста

I фаза

Этап

Инициация

Погружение в тему

Определение ожиданий и опасений

Назначение
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически- комфортной обстановки Примеры АМО Активный метод «Обмен местами» Цель: дети знакомятся друг с другом и говорят друг другу что-нибудь приятное. Проведение: Дети усаживаются в круг, воспитатель стоит в центре. Воспитатель спрашивает у любого ребёнка, взглянув ему в глаза: «Можешь ли ты поменяться со мной местами?» Это предложение обязательно принимается. Ребёнок поднимается со своего места, идет навстречу воспитателю. При этом происходит приветственное рукопожатие, представление и какой-нибудь краткий позитивный комментарий, например: «Меня зовут Иван, мне нравится ваша улыбка». Воспитатель занимает освободившийся стул, а тот как новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник хоть один раз не побывает ведущим. Активный метод «Убери лишнюю картинку» Воспитатель предлагает детям серию картинок одной тематики, но одна картинка лишняя. Детям необходимо исключить одну лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Активный метод «Дерево ожиданий» Цель: Дети самостоятельно формулируют свои ожидания от занятия. Материалы: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, плакат, скотч. Структура работы: Воспитатель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия детям раздаются заранее заготовленные яблоки. Дети по очереди помещают их на дерево и озвучивают свои ожидания и опасения. Ожиданий может быть несколько.
II фаза

Этап

Закрепление изученного (домашнее

задание)

Инпут

Проработка содержания темы

Назначение
Контроль и коррекция ЗУН Сообщение нового материала Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК Примеры АМО Активный метод «Волшебный мешочек» Метод заключается в том, что один ребёнок берёт заранее подготовленный мешочек с предметами по конкретной теме, достаёт Активный метод «Блиц-опрос» Проводится блиц-опрос о том, как создать пантомимический образ того или иного героя. Каждый ребенок показывает свои Активный метод «Мы – артисты» Цель: показать пантомимический спектакль так, чтобы зрители поняли, поверили и порадовались
предмет и описывает его (не показывая остальным). Остальные дети угадывают что это за предмет. действия с места и объясняет свой выбор. Дети отдают свою фишку тому, чье предложение считают наиболее удачным. Этот метод ставит ребенка в позицию выбора, заставляет сравнивать, думать. любимой сказке, поняли, почему Колобок предприимчивый. Воспитатель берет на себя роль сказочника, рассказывает сказку, координирует и направляет игру в нужное русло. Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед, так как передать выразительность образа с помощью пантомимы гораздо сложнее.
III фаза

Этап

Эмоциональная разрядка

(разминка)

Рефлексия

Назначение
Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения Примеры АМО Активный метод «Домики, мышки, землетрясение». Цель: снятие эмоционального напряжения. Численность – вся группа. Проведение: Дети разбиваются по тройкам, где двое изображают «домик», подняв руки вверх в виде «крыши». А третий – «мышка» - находится в середине, т. е. в домике. По команде воспитателя: «Мышки!», те, кто находится в середине, должны поменять «домики». По команде: «Домики!», те, кто стоял в парах, должны поменяться и найти другую мышку. По команде: «Землетрясение!» все дети должны поменяться местами и ролями. Активный метод «Чемодан наших успехов и достижений» Цель: подведение итогов занятия. Численность: все дети. Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок чемодана каждому ребёнку. Проведение: Каждый из детей получает чемоданчик – это чемоданчик успехов, достижений, умений. Нужно его наполнить, чтобы увидеть, что каждый возьмет с собой. На стене оформляется плакат «Регистрация багажа», ребенок подходит к стойке и озвучивает наиболее нужные для него знания, умения и навыки, полученные им в ходе занятия.