Игра как форма организации жизни и деятельности ребенка. Игра как форма организации познавательной деятельности учащихся

Екатерина Старкова
Доклад «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни . Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Игра имеет социальную основу. Детские игры связаны с миром взрослых, это доказал К. Д. Ушинский. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между взрослыми.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника . Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность , обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности : он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой школой, средством воспитания и обучения . Сделать игру средством воспитания , значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

При тактичном, грамотном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (мышления, воображение, упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни , ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор.

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста . Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф . Фребелю, который разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми , развивали Н. К. Крупская, А. С. Макаренко. Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни , понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей , умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию , воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой им подвижной игре, и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого мальчика в подвижную игру, попросить кого-то объяснить новичку игру «Танграм» ).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности , педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае. Так, новую дидактическую игру он объяснит и сам поиграет с детьми : сначала в роли ведущего, а затем – рядового партнера; увидев, что игра в «семью» зашла в тупик, возьмет на себя роль бабушки, которая приехала в гости издалека; мальчикам, спорящим о том, кто будет играть белыми шашками , напомнит о существовании жеребьевки.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно -образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника . В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой деятельности : сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и др. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей . Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения .

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений :

Отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими, правилами игры (по сигналу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, замирают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими , установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре , но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, малыш стремится к общению с ним : беседует, играет . В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя роль, т. е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются ) качества «общественности» : способность входить в группу играющих детей , действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (застенчивые, агрессивные, малоактивные) . Влияя на поведение детей , их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения , которые реально обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.

Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры , чтобы вызвать у детей интерес , повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Например, можно ввести детей в игровую ситуацию , «научим новенького» , где в роли новенького выступает игрушка. В процессе самообслуживания, ухода за растениями дети показывают и объясняют ему, что и как надо делать.

Воспитательно -образовательные возможности игры возрастают , если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради, по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку, отремонтировать коробки, постирать кукольную одежду. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам, игровому материалу.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры , последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре .

Новая классификация детских игр разработана С. Л. Новоселовой. В ее основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого) .

Выделяют три класса игр :

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей , - самостоятельные игры :

a) игра – экспериментирование;

b) самостоятельные сюжетные игры :

сюжетно-отобразительные,

творческие игры :

сюжетно-ролевые,

режиссерские,

театрализованные,

игры со строительным материалом;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями :

a) игры обучающие :

сюжетно-дидактические и бессюжетные,

игры с правилами :

дидактические :

по дидактическому материалу – с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные;

подвижные :

по степени подвижности – малой, средней , большой подвижности,

по преобладающим движениям – с прыжками, с перебежками, с метанием,

по предметам, которые используются в игре – мяч, ленты, обруч;

b) досуговые игры :

игры – забавы,

игры – развлечения,

интеллектуальные,

празднично-карнавальные,

театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и детей :

a) традиционные ли народные.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Игра – форма организации жизни и деятельности детей.

В педагогике детского сада распространено понятие игры как средство воспитания.

Играя, ребёнок всегда находится в определённых отношениях с детским коллективом, даже если дети играют вдвоём, втроём.

Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые при этом складываются. Там, где эти взаимоотношения почему-либо не налаживаются, невозможна и игра. Важно и то, что чувства, которые формируются в играх, чрезвычайно жизненны и деятельны. В них виден контур будущего характера человека.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят.

Более полно оцениваются педагогикой ролевые игры. В них вполне ясны взаимоотношения между детьми, поступки. Часто большим признанием пользуются другие возможности ролевой игры, а именно их влияние на развитие знаний у детей.

Особенности игры как формы организации жизни детей.

Как бы широко и интересно ни использовалась игра как средство воспитания, она ещё не станет и не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить «страсть» ребёнка к игре. Это значит, что в играх ребёнок находит интересное для него общество детей, переживает радость, горести, разочарования. Игра-эта доступная каждому ребёнку деятельность - служит и своеобразным общим языком для всех детей. В играх могут понять друг друга дети независимо от национальностей и знания языка.

Игра важна прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребёнка. В этом состоит её важнейшая жизненная сила, которую надо использовать. При развитии игры как формы организации жизни детей объектом воспитательного воздействия явится детский коллектив. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах развития. Важно пристально изучать взаимоотношения, характерные для жизни детских коллективов. Именно в игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все существующие оттенки взаимоотношений. На первом месте, будет стоять воспитание таких общественных качеств, как дружба, умение жить вместе, действовать совместно, взаимопомощь, возможная уже для детей этого возраста, и личные качества – справедливость, правдивость, жизнерадостность, общительность, целеустремлённость, инициатива, смекалка, ловкость. Каждая из задач, от самой простой, такой, как умение играть рядом, до такой сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей.

Игры, создаваемые детьми.

Игра как форма организации связана прежде всего с играми, которые создаются самими детьми, - играми ролевыми, двигательными, строительными, словесными. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на все возрастающую способность ребёнка самому создавать игру, когда замысел и его воплощение принадлежат ребёнку, детскому коллективу. Для детей раннего возраста преимущественное значение будут иметь игры, которыми взрослые занимают ребёнка, забавляют его, поскольку ребёнок ещё не проявляет себя самостоятельно даже в игре. Бывает, что дети дошкольного возраста, едва отказавшись продолжать организованную игру, тотчас же и без каких-либо условий с их стороны переходят к той игре, которую они сами задумали, сами же создают её и играют с вдохновением.

Игры для детей.

Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей,- это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни, влияют на детский коллектив, на отдельных детей. Чтобы дети овладели правилами игр, нужно обучение со стороны взрослых. Нужна довольно высокая степень развития самого ребёнка для проявления им самостоятельности в этих играх. Однако, используя для организации жизни детей игры с правилами, не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить их собственные впечатления, не реализуют замыслы детей, а ведут их по пути готовых замыслов.

Игра как форма организации жизни детей должна занять определённое место в педагогическом процессе каждой возрастной группы.

Игра и другие формы организации детской жизни.

Игра как форма организации жизни детей может удовлетворять и развивать детей, только если игры содержательны. Если разные стороны игры не развиваются, дети сами отходят от них, считая игры неинтересными, скучными. Важно учитывать и то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации жизни в детском саду. Богатый материал для игр дают занятия, причём дети берут в игры не только содержания занятий, но и их форму – поведение воспитателя, детей.

Кроме того, самая система поведения детей, воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создаёт новый уровень этих игр.

Используя игру как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду, правомерно поставить вопрос о том, кто организует детей в играх и самые игры, то есть о воспитателе.

Если игра – это радость детей, то нужно так организовать детей, чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра – это деятельность ребёнка, то важно организовать эту деятельность так, чтобы она развивала ребёнка.


Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н. К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская писала: «… игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

Исходя из особенностей вида игры, задачи, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Направляю игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

  • - отношения, которые определяются содержанием игры, (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры;
  • - реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ребенок стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т.е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.3

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А. П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчивые, агрессивные, мало активные, с нарушениями речи и т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастает, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Оксана Батурина
Игра, как форма организации жизни и деятельности детей

Аннотация : в данной статье игра рассматривается как форма организации жизни и деятельности детей в дошкольном возрасте, изучается значимость игровой деятельности в формировании личности дошкольника.

Ключевые слова : игра , жизнь , деятельность , ребенок, форма организации .

В педагогике понятие игра выступает как средство воспитания. Однако игра как средство воспитания до сих пор не получила ясной характеристики. Если сопоставить все рекомендации, относящиеся к игре как к средству воспитания, с состоянием игры в практике детских садов, будет очевидным, что игры недостаточно развиты, нет их планомерной организации , воспитатели затрудняются вносить плановое начало в свое руководство играми , что особенно тревожно, дети часто не удовлетворены своими играми .

Важнейшей причиной этого является недооценка игры как формы , в которой наиболее полно и ярко разворачивается жизнь и деятельность детей . Во время игры, ребенок находится в особенных взаимоотношениях с детским коллективом, в том числе если в игре участвует двое или трое детей . Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые складываются во время игры. Если взаимоотношения по какой-то причине не налаживаются, игра невозможна . Большинство исследований говорит о том, что ребенку для развития игры требуется общество детей . Таким образом, взаимоотношения детей в играх - это главный компонент существования игры, ее двигатель. С взаимоотношениями связаны и чувства : удовлетворенность или недовольство собой и другими, восторг, гордость, зависть. Все эти чувства, переживания у детей достаточно многообразны.

Чувства, которые развиваются в играх , весьма реалистичны и деятельны . В них можно увидеть будущий характера ребенка. Взаимоотношения детей в играх зарождают поступки . Так как играя , каждый ребенок и детское общество всегда действует определенным образом. Это свойственно для игр детей дошкольного возраста. В ходе игры мы постоянно встречаемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают честно или хитрят. Сущность ребенка непосредственно отражается в том, как он действует в играх .

Отмечая роль игр для развития той или другой стороны деятельности , педагогика не видит главную сторону детской игры. Такие важнейшие элементы детской жизни , как взаимоотношения, поступки, чувства оказались отодвинуты на задний план, потому что игра оценивалась как средство воспитания, а ее роль как формы организации детской жизни и деятельности не считалась значительной. По этой причине нередки случаи, когда дети не успевают по-настоящему играть .

Руководство жизнью детей в играх не приобрело должного значения в деятельности воспитателя . Поэтому воспитатели часто не находят возможностей для решения в играх важных воспитательных задач.

Как бы обширно и занимательно ни применялась игра как средство воспитания, она не станет выражением интересов детей , их потребностей. Игра - эта доступная ребенку деятельность - она служит общим языком для детей . В играх дети понимают друг друга несмотря на национальность и знание языка. Игра ценна тем , что она может организовать жизнь ребенка . Важно обратить игру из явления стихийного, каким она до сих пор остается в детском саду, в явление организованное . При развитии игры как формы организации жизни детей объектом является детский коллектив. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах ее развития. (1)

В игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все разновидности взаимоотношений. На первом месте, будет выступать воспитание дружбы, способность вместе действовать, помогать друг другу, и личные качества - честность, правдивость, оптимизм, общительность, целеустремленность, предприимчивость, смекалка, ловкость. Каждая из задач, от простой, умение играть рядом , до сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей . Важно учитывать, на каком уровне может протекать игра в детском коллективе и у определенных детей , с ходом общего развития, неизменно связывающегося в играх ребенка .

Нельзя рассматривать игру как форму организации жизни детей безотносительно к тому, какая это будет игра . Но не надо никогда забывать, говорит Ушинский, что игра теряет свое значение, если она перестает быть деятельной и при том свободной деятельностью ребенка . Важно усвоить эту мысль, чтобы понять, какими должны быть игры в жизни и деятельности ребенка дошкольного возраста.

Игра как форма организации связана прежде всего с играми , которые создаются самими детьми. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на способности ребенка самому создавать игру, когда замысел и его реализация принадлежат ребенку, детскому коллективу. Эта способность отличает игры ребенка дошкольного возраста от игр детей раннего возраста и является основанием к тому, чтобы развивать формы самостоятельной игры в дошкольном возрасте. Для детей же более раннего возраста преимущественное значение имеют игры, которыми взрослые занимают ребенка, развлекают его, так как ребенок еще не проявляет себя самостоятельно в игре.

Случается, что дети дошкольного возраста, отказавшись играть в организованную игру , тут же переходят к той игре, которую они сами выдумали, сами же создают ее и играют с вдохновением .

Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей - это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни , влияют на детский коллектив, на отдельных детей . Следует выделить особенности этих игр по ступеням дошкольного возраста.

Известно, что дети в 3 - 4 года не способны к самоорганизации в игре с самым простым правилом, но уже 5 - 6 летние дети к этому способны. На первых ступенях дошкольного возраста в этих играх организует детей взрослый . Он вводит их в правила игры, и только постепенно нарастают возможности детей к самоорганизации . Тогда и подвижные и дидактические игры начинают организовывать жизнь детей . В практике детских садов можно заметить, как самостоятельно и дружно дети играют в подвижные игры с правилами, лото и др. (2)

Чтобы дети овладели правилами игры, необходимо обучение со стороны взрослых. Нужна довольно высокая степень развития самого ребенка для проявления им самостоятельности в этих играх . Для детей дошкольного возраста эти игры являются более сложной формой организации . Нельзя забывать об их воспитательно - образовательной ценности, о возможности при их помощи наполнить жизнь детей в детском саду интересным содержанием.

Однако, используя для организации жизни детей игру с правилами , не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить их личные эмоции, не реализуют замыслы детей , а ведут их по пути готовых замыслов.

Детская жизнь в формах игры может быть увлекательной и содержательной при правильном отношении к названным играм . Придуманные самими детьми игры нужно гармонично совмещать с играми с правилами , обеспечивая тем самым самостоятельность, необходимую для развития детей , и организованность .

Должна занимать определенное место в педагогическом процессе каждой возрастной группы.

Организация жизни детей в формах игры вовсе не искореняет другие формы воспитания . Педагогический процесс в каждой возрастной группе детского сада должен развиваться поочередно и планомерно. Каждый его элемент играет свою роль в жизни ребенка , в его развитии. Выполняет ребенок поручение трудового характера или играет - в этом есть своя мера организованности , интереса, свободы. Поэтому важно анализировать отдельные стороны педагогического процесса (труда, занятий, игр) и изучать переход от одного к другому. Игра как форма организации жизни детей может удовлетворять и развивать детей , только если игры содержательны. Если различные стороны игры не развиваются, дети сами отходят от них, считая игру скучной и неинтересной. Известна способность детей дошкольного возраста переносить наблюдаемое в жизни в собственные игры , создавать игру из материала наблюдений. Важно учитывать и то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации жизни в детском саду . Богатейший материал для игр дают занятия, дети берут из игры не только содержание занятий, но и их форму - поведение воспитателя, детей . Сама система поведения детей , воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создает новый уровень этих игр. В детских садах, где хорошо поставлены занятия, дети играют более организованно , их игры содержательнее, более развиты формы игр , шире интересы, глубже взаимоотношения. Объединять игры и занятия - эти формы воспитания и организации детской жизни - нельзя без активной роли воспитателя. (3)

Используя игру как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду , деятельность педагога должна быть обращена прежде всего на то, чтобы добиться правильных взаимоотношений детей в игре . Если игра - это радость детей , то нужно так организовать детей , чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра - это деятельность ребенка , то важно организовать эту деятельность так , чтобы она развивала ребенка.

Список литературы :

1. Роль игры в воспитании детей . Под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.

2. Аркин Е. А. Вопросы советского дошкольного воспитания. – М., 1950. – С. 37.

3. Дошкольное воспитание № 10. Игра - форма организации жизни и деятельности детей , 1960.

Игра – форма организации детской жизни.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Согласно федеральным государственным требованиям игровая деятельность входит в образовательную область «социализация». Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

Развитие игровой деятельности детей;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);

Формирование гендерной, семейной гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игры используются в образовательной деятельности, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.И. Выготский, Д.В. Эльконин, Л.А. Венгер и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребёнка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» наиболее полно проявляется личность ребёнка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоение мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребёнка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, её развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дети усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы в последствии. В основе игровой деятельности лежит, по мнению Д.В.Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередное, среди

Которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в её проникновении в различные виды деятельности (труд, учёба, быт).

Условно игры можно разделить на две основные группы; сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно печатные, музыкально- дидактические) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Сюжетно-ролевые это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры забавы, развлечения.

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно- развивающая игра. Главное назначение этой игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определёнными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.

В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни - ребёнок пробует себя в разных ролях. Он передаёт внутреннее состояние того, кого в данный момент изображает. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребёнок учится относиться как к настоящему.

Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их внимания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся эти отношения

В самостоятельных детских играх часто недостаточно выдумки, творчества, активности, согласованности совместных действий. Несмотря на широкий круг знаний и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых, у детей часто не хватает игровых умений. Чтобы сюжетно-ролевая игра выполняла свои развивающие функции, мы должны научить ребёнка способам её построения, которые последовательно усложняются:

Условно-предметный способ – в раннем возрасте;

Ролевой – в среднем;

Сюжетосложение - в старшем.

Если образы ориентированы на передачу общего способа игры всем детям определённого возраста, возможность реализации ребёнком своих собственных предпочтений и индивидуальных способностей в развёртывании сюжета в большей мере, связан с организацией предметно - игровой среды.

Предметно-развивающая игровая среда анализируется с двух позиций:

  1. использование детьми игровой среды в игре;
  2. преобразование игровой среды.

В организованной игре в младшем и среднем возрасте дети используют готовую предметную среду, в старшем возрасте вносят небольшие преобразования через введение новых предметов.

В самостоятельной игре раскрываются возможности для преобразования готовой среды: дети создают новые постройки, вносят новые предметы, придумывают им не обычные функции, свойства.

В организованной игре предметов-заместителей используется больше, чем в самостоятельной, предпочтение отдаётся реальным игрушкам. Дети старшего возраста больше используют условных предметов в игре, дети младшего и среднего возраста заместителей почти не используют.

Можно сделать вывод:

В самостоятельных играх уровень преобразования предметно-пространственной игровой среды выше, чем в организованной игре.

Недостаточное использование предметов заместителей в младшем и среднем возрасте.

Для младшего и среднего возраста:

Вводить в игру предметы - заместители наряду с игрушками, а также необычные предметы, придавая им несвойственные функции (зонтик- ракета).

В организованной игре продумывать среду, позволяющую детям моделировать игровые ситуации, среду с минимумом предметов (большинство из них заместители), которая побуждает к развитию сюжета, творчества;

Широко использовать непохожие предметы-заместители;

Планировать сочетание предметов для игры, что всегда побуждает к развитию новых сюжетов.

Широко использовать приёмы, направленные на обогащение игровой деятельности детей;

Осуществлять переход на этап совместного руководства игрой (когда педагог делит главные роли или передаёт их другим детям в течении игры);