Переходный период от средневековья к новому времени. От Средневековья к Новому времени презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

7 класс Урок № 1

Тема урока: «Введение. От средневековья к Новому времени».

Цели урока:

1. Дать представления о хронологических рамках и границах Новой истории;

2. Познакомить с особенностями общественного устройства и экономического развития в начале Нового времени;

3. Развивать интерес к исторической науке.

Ход урока:

I . Оргмомент (5мин.)

II . Подготовка к осознанному усвоению нового материала (10 мин.)

    Какие хронологические рамки охватывает история средних веков?

    Какое общество господствует в средневековье?

    Каким общественным строем жили люди в средневековье?

    Изучение нового материала (25 мин.)

Эпоха, следующая за средневековьем, называется Новое время или новая история. Термин «новое время» появился впервые в Италии в XV веке. Люди хотели противопоставить себя средневековому обществу, подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов». Почему люди стали так думать. Люди обратили свой взор к античным достижениям человечества, их стали интересовать человеческие, земные радости. Люди стали смотреть на мир по новому. Люди пытались осмыслить по новому явления в мире, и больше всего их интересовал сам человек. Люди стали больше путешествовать, не только по хозяйственным целям, а из любопытства.

Существуют разные точки зрения на начало нового времени.

Начало: рубеж XV XVI веков время позднего итальянского Возрождения, великих географических открытий и Реформации.

Завершение: рубеж XIX XX веков.

Новое время делится на два периода:

1 период: XV XVIII в.в. раннее новое время.

2 период: XVIII XX в.в. позднее новое время.

Нет конкретной даты начала Нового времени. Переход от средневекового общества к новому времени проходил постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в обществе существовали наряду со старым, средневековым укладом.

Уже в 15 веке в Западной Европе начался закат средневековья. Традиционное общество постепенно разрушается.

Складывается новый тип личности – человек нового времени. Такой человек почувствовал в себе силы самостоятельно вести деятельность и нести за нее ответственность. Чаще всего эти люди происходили из незнатной среды – разбогатевшие крестьяне, ремесленники, купцы. Были представители и городской верхушки – банкиры, юристы и небогатые дворяне. Что их объединяло? Желание разбогатеть. Для достижения этой цели, следовало проявить себя – заняться торговлей, предпринимательством, поступить на государственную службу, в армию. Такие люди обладали предпринимательским духом. Не боялись рисковать.

В XVI XVIII веках общество оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но люди стремившиеся к личному успеху совершенствовали орудия труда, создавали новые технологии. В XVIII веке появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники начинается уже в XIX веке, который назовут индустриальным (от латинского индустрия - деятельность). И общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем начнет развиваться техника.

Общество XVI XVIII веков – это общество раннего нового времени, переходящее от традиционного к индустриальному.

Новая история изучает события недавнего прошлого. Это легче чем изучать древнее общество. Много исторических находок и артефактов. Многие города сформировались в новое время и содержат много памятников архитектуры того периода.

В новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Тогда же были написаны первые конституции. Многое из того времени вам близко и понятно.

IV . Закрепление изученного материала (5 мин.)

Вопросы на странице 5.

V . Домашнее задание : стр. 3 – 5. вопросы на странице 6 к новому параграфу.

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Для данного периода характерна модернизация, которая включала в себя: урбанизацию – небывалый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план; индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которой связано с промышленным переворотом в Англии в конце XVIII века; демократизацию политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства; рост знаний о природе и обществе и секуляризацию, т.е. обмирщение сознания и развитие атеизма.

В современных исследованиях обычно цивилизация Запада отождествляется с европейской техногенной культурой, исторически базирующейся на экспериментальной науке, превращающейся в современном обществе в поставщика технологий, и соответствующей системе образования. Техника и наукоемкие технологии сделали возможной европейскую цивилизацию, в которой человек впервые в его истории вынесен за пределы производственного процесса.

Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Человек средневековья воспринимал окружавшую его природу и общество как нечто неизменное, существующее согласно существующим законам. Человек переходного периода считал, что общество и природу возможной и даже желательно контролировать, и более того изменять. Другим становиться отношение к государственной власти, которая лишилась божественного ореола. Не случайно, переходный период – это эпоха революции, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир. Человек стал мобильнее, стал быстрее приспосабливаться к изменениям, т.к. он ощущал себя частью крупной общности класса или нации, а не ограничивался, как раньше, рамками своего сословия, корпорации, города, деревни.

Продолжались процессы формирования крупных народностей и этнических групп, чему способствовало образование крупных централизованных государств. Сложились английская и французская нации, становление нации происходило также в Испании, Германии, Италии.

Благодаря великим географическим открытиям Европа открыла для себя другие цивилизации. Они открыли Новый Свет и совершили первое кругосветное плавание. После великих географических открытий расширилось представление людей о странах и народах, в Европе стали стремительно развиваться торговля, промышленность, кредитно-финансовые отношения. Изменились и сместились ведущие торговые центры, страны Средиземноморья уступили место Голландии, а позже Англии, которые оказались в центре мировых торговых путей, переместившихся из Средиземноморья в Атлантический океан.

Встреча Европы со всем остальным миром имела также и драматический характер. В завоеванных заморских владениях, были разрушены самобытные языческие культуры. К середине XVII века погибли цивилизации майя, ацтеков и инков, уже имевших свою государственность. Возродилась работорговля.

Великие географические открытия стали мощным стимулом новых научных открытий и изобретений, многие из которых были связаны с ремесленным и мануфактурным производством. Наибольшее значение имело горное и литейное производство, кораблестроение, производство тканей. Начинают применяться некоторые механизмы и элементы машин – водяное колесо, ветряные мельницы, вентиляционное оборудование, доменные печи на каменном угле, механический молот, токарный и сверлильный станок. На корабельных верфях строились новые типы кораблей. Военный флот пополнился трехпалубными кораблями с мощным вооружением. В Голландии изобрели понтоны и плавучий док. Технические достижения начали использоваться и в сельском хозяйстве, где уже стали складываться фермерские хозяйства.

Значителен научный прорыв был осуществлен в сфере естествознания. Развитие науки стимулировалось потребностями растущего производства. Нужды сельского хозяйства, ремесла, мореплавания порождали прогресс опытного знания. Появились более совершенные часы, был изобретен микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр. Настоящая революция произошла в астрономии. На смену геоцентрической системе мироздания, считающей Землю центром Вселенной, было выдвинуто и разработана идея гелиоцентрического строения мира. Благодаря астрономии был создан более точный календарь. Немалых успехов достигли в области математики, физики, механики, химии, биологии, физиологии, медицины. Значительные успехи были достигнуты в сферах гуманитарного знания, появилась новая философия, объединявшая в это время естественные и гуманитарные дисциплины. Появились такие гуманитарные науки, как юриспруденция, историография, археология, нумизматика, основой педагогической науки.

Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Расстановка сил между властью и обществом изменилось. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии – абсолютная монархия. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства с большими средствами, сильной армией, чиновничьим аппаратом.

Подъем производственных сил, уровня материального производства, связанный с успехами городов, развитием ремесел и зарождением мануфактуры, расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии, новым отношением человека к самому себе и окружающему миру. Эта революция в духовной жизни Западной Европы получила название эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения стало временем возрождения античного наследия, которое возвращалось не только в образах искусства и литературы, но, прежде всего, самой гуманистической идее возвышения человека, гармонии его духа и тела. В архитектуре на смену готике пришел новый стиль ренессансный реализм. Появилась светская литература самых разнообразных жанров: новеллы, хроники, пасторальные авантюры, плутовские и т.д. Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Одним из достоинств человека считался разум, накопления знаний которые помогали человеку сделать выбор между добром и злом.

Было пересмотрено отношение к церкви. В XVI веке римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который был вызван появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами в развитии науки. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковных властей, которое усугубляло недовольство ею многих: сословию буржуазии, нужна была более дешевая церковь, дворянство, стремилось овладеть ее имуществом и землей, народные вожди в антикатолические лозунги вкладывали антифеодальные настроения. В ходе Реформации в XVI веке возникло третье направление христианства – протестантизм, которое в свою очередь подразделился на лютеранство, кальвинизм и англиканскую церковь. Протестантизм, более, чем католицизм, отвечал духу нарождающегося Нового времени.

Родиной Реформации была Германия, где возникло лютеранство, христианское вероучение, названное по имени его основателя Мартина Лютера. Значительно дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин в Женеве.

Англия, однако, еще до революции пережила свою Реформацию, которая не была столь радикальной, как кальвинизм, но, тем не менее, привела к образованию самостоятельной англиканской церкви, сохранившей, правда, многое от католичества.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей новому времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния.

После Возрождения и Реформации следующим духовным переворотом стало Просвещение. Мыслители Просвещения утверждали, что люди от природы наделены естественным правом на жизнь, свободу и равенство, что имеющиеся в обществе различия между людьми установлены не Богом, не природой, а самими людьми. Просветители считали, что сделать человека счастливым можно, обеспечив его естественные права. По своему мировоззрению многие просветители были деистами или атеистами.

В эпоху Просвещения появляется и новый мощный фактор воздействия на жизнь общества – общественное мнение. Просвещение политизировало общественное сознание, побуждало к пониманию необходимости модернизации социальной организации общества, способствовало распространению идеи революции как радикального, насильственного и быстрого решения этой проблемы. Буржуазная революция в Нидерландах была связана с противоречием между феодальной Испанией и находящимися под властью Испанской короны Нидерландами и носила форму борьбы Нидерландов за свою независимость. В свою очередь Английская буржуазная революция уничтожила абсолютизм, установила конституционную монархию, свободу торговли и предпринимательства и ряд политических свобод. Великая Французская революция ввела парламентскую республику, равные права для всех граждан.

Внутриполитическое устройство большинства стран Европы и Америки во второй половине XVII-XVIII вв. сохраняла средневековые черты в виде абсолютных монархий. Исключениями были Нидерланды, Англия, Венецианская и Генуэзская республики, Швеция, США и Франция. Общественное устройство во второй половине XVII-XVIII вв. также сохранило средневековые, феодальные черты. Ситуация стала изменяться только к концу XVIII века, но добиться участия во внутренней и внешней политике 3-му сословию – буржуазии – удалось в основном при помощи революции. Лишь в Голландии и Англии буржуазия занимала лидирующее положение, существенно потеснив дворянство и духовенство.

Несмотря на развитие капиталистических отношений, экономика большинства стран Европы и Америки продолжала носить преимущественно феодальный характер. Основной ее сферой оставалось сельское хозяйство, основной рабочей силой в Европе использовались зависимые и полузависимые крестьяне. В Америке использовался труд рабов из Африки, местное население находилось на положении крепостных крестьян. Значительную роль в экономике европейских стран играли колонии, которые поставляли необходимое сырье, доход от сбора налогов, пошлин и сбыта товара.

Культурная жизнь Европы во второй половине XVII-XVIII вв. прошла под знаком эпохи Просвещения. Многообразные направления в искусстве отличались больше не внешним, а внутренним мировоззрением круга лиц, образованной элитой общества. С XVIII века началось формирование массовой буржуазной культуры. Больших успехов в этот период достигла наука, что в свою очередь привело к развитию техники и появлению многочисленных изобретений. Значительно повысились уровень гуманности и образованности населения.



«Новой историей» в исторической науке называют промежуток времени между историей средних веков и новейшей историей , то есть историей современности. Этот термин, как и термин «средние века», ввели в историческую науку гуманисты шестнадцатого века. Они считали, что стоят у истоков нового времени, под которым они понимали время Возрождения духовных ценностей Античности, которые, по их мнению, были забыты после падения Западной Римской империи. Термин прижился, но понимание его с течением времени менялось. Постепенно стало ясно, что суть нового времени в зарождении нового типа цивилизации, впитавшей все ценное как из античного мира, так и из европейского средневековья.

Новое время характеризуется ростом индивидуализма, секуляризацией, то есть «обмирщением» сознания, складыванием новых экономических и политических отношений. Это время экспансии европейской цивилизации в другие регионы мира. Это время индустриализации и бурного развития капиталистических отношений в экономике. Это время слома феодальных отношений, основанных на личной преданности и зависимости, и перехода к новому типу отношений, регулируемому законом и договорами. Это время постепенного осознания прав отдельной человеческой личности, время складывания и развития той системы ценностей , которые сейчас называются «общечеловеческими». Это время конфликтов между странами и цивилизациями, вызванные причинами, которых не было в древнем и средневековом мире: борьба за источники сырья для промышленного производства, то есть создания крупных предприятий (фабрик и заводов), борьба за рынки сбыта промышленной продукции. Это время становления национального самосознания многих народов, ведения ими борьбы за свою национальную независимость. Это время, когда темпы научного, технического, экономического, социального развития ускорились настолько, что человечество всего за четыреста лет сделало рывок вперед, сопоставимый с путем, пройденным за все предыдущие тысячелетия своей истории.

Относительно того, когда закончился, и, особенно, когда начался исторический период, называемый «новым временем», ученые до сих пор спорят. И это неудивительно: с одной стороны, многие приметы нового времени можно проследить, уже начиная с тринадцатого – четырнадцатого веков. Это, например: 1) постепенная переориентация торговли на целенаправленное получение прибыли (а не только на приобретение нужных товаров или сбыт случайных излишков); 2) зарождение товарного производства и кредитно-банковской системы ; 3) появление сословно-представительских органов власти; 4) принятие законов, ограничивающих власть королей и крупных феодалов.

С другой стороны, многие типично средневековые черты в европейских странах сохранялись вплоть до начала двадцатого века. Это феодальная раздробленность, личная зависимость крестьян и даже суды инквизиции.

В нашей стране долгое время была принята так называемая «теория общественно-экономических формаций», созданная историками-марксистами. Согласно этой теории, каждой исторической эпохе соответствует свой «способ производства»: древнему миру – рабовладельческий, средним векам – феодальный, новому времени – капиталистический. Новейшее время считалось временем «загнивания капитализма» и постепенного перехода к коммунизму. Согласно этой теории, хронологические рамки нового времени определялись между одна тысяча шестьсот сороковым годом и одна тысяча девятьсот восемнадцатым годом. Одна тысяча шестьсот сороковой год – это год начала Английской буржуазной революции, когда, по мнению советских историков, капиталистический способ производства впервые возобладал над феодальным в масштабах целой страны. Одна тысяча девятьсот восемнадцатый год – это год окончания Первой мировой войны, которая была, по мнению историков-марксистов, последней «империалистической» войной, то есть войной между капиталистическими державами за передел мира. К тому же в одна тысяча девятьсот семнадцатом году в России произошла Октябрьская революция, считавшаяся началом перехода от капитализма к социализму, а затем и к коммунизму.

Западные ученые придерживались несколько иных позиций. Они считали, что новое время началось почти на полтора века раньше, в конце пятнадцатого - начале шестнадцатого века. Советские историки в принципе соглашались с ними , признавая, что шестнадцатый век – это как бы переходный период от средневековья к новому времени. Иногда этот век называют «поздним средневековьем», иногда – «ранним новым временем».

Сейчас в исторической науке преобладает точка зрения, что новое время началось с эры Великих географических открытий, положивших начало распространению европейской цивилизации по всему Земному шару. Величайшим же из Великих географических открытий было, несомненно, открытие Колумбом Нового света, то есть Американского континента. Поэтому условно датой начала нового времени можно считать одна тысяча четыреста девяносто второй год. Концом же этой эпохи и началом новейшей истории считают теперь одна тысяча девятьсот четырнадцатый год, год начала Первой мировой войны. Это была война совершенно нового типа: впервые она велась во всемирном масштабе, с применением новейшей техники, на протяженных фронтах, массовыми армиями. Кроме того, эта война вызвала к жизни ряд важнейших общественных процессов, потрясших основы капиталистического строя и заставивших правительства ведущих мировых держав всерьез задуматься о необходимости его коренного реформирования. Социальные революции, спровоцированные Первой мировой войной, привели к тому, что капитализм изменился , вступил в новую стадию своего развития, которая, по мнению многих современных ученых, ведет к формированию нового типа общества, условно называемого «постиндустриальным».

Для самого же нового времени характерен процесс «индустриальной революции». Цивилизации древнего мира и средних веков были цивилизациями аграрными. Они целиком зависели от сельскохозяйственного производства. Социальное положение человека, его значение в обществе определялись в основном тем, являлся ли он собственником земли или только ее держателем, обрабатывал ли землю сам или был в состоянии заставить других делать это за себя. Основным источником доходов являлась феодальная земельная рента. Промышленного производства как такового не существовало, зато были распространены ремёсла, назначением которых было обеспечение довольно скромных потребностей человека в одежде, орудиях труда, оружии, предметах роскоши. Для аграрных цивилизаций характерны крайне медленные темпы развития. Социальные отношения, научные взгляды, средства производства, технологии не менялись на протяжении веков и тысячелетий. Развитие происходило в основном экстенсивным путем – за счет освоения новых территорий, увеличения количества работающих.

Новое время - время господства индустриальной цивилизации. На первый план выходит товарное производство. Основной тенденцией становится стремление получить прибыль . Это стремление стимулировало бурное развитие промышленности, а, следовательно, технологии и науки: видь для того, чтобы получить больше товаров, необходимо совершенствовать производство. Развивались и социальные отношения. Все большее количество людей занималось квалифицированным трудом, требующим определенных знаний. Следовательно, они становились более грамотными, образованными, начинали осознавать свои права и отстаивать их. Ушла в прошлое личная зависимость, труд стал наемным. Власть имущие вынуждены были считаться с требованиями наемных рабочих и совершенствовать систему социальных отношений. Этот процесс происходил болезненно и привел к ряду кровавых потрясений, но результатом его стало признание равенства всех перед законом. В целом для индустриальной цивилизации характерно бурное всестороннее развитие, происходящее в основном по интенсивному пути.

Изучая историю нового времени, мы будем придерживаться современной периодизации , согласно которой «новое время» ограничивается периодом с одна тысяча четыреста девяносто второго по одна тысяча девятьсот четырнадцатый год. Кроме того, саму эпоху нового времени имеет смысл разделить на два периода, граница между которыми - это конец восемнадцатого века, Великая Французская революция.

Во время первого периода нового времени происходит первоначальное складывание нового типа социально-экономических отношений, названных «буржуазными», и постепенное вытеснение ими старых, феодальных отношений. В наиболее развитых странах происходят первые промышленные революции, а система международных отношений строится на «дележе» вновь открытых земель между ведущими державами.

Второй период, охватывающий девятнадцатый век, - это время утверждения и бурного развития буржуазных отношений, эпоха расцвета индустриальной цивилизации сырьевых ресурсов и рынков сбыта между государствами, вырвавшимися вперед в своем развитии.

Говоря о хронологических рамках нового времени, следует хорошо помнить, что дата «одна тысяча четыреста девяносто второй год», как дата начала «новой истории», достаточно условна. Строго говоря, открытие Америки Колумбом было лишь завершением ряда крупных событий , произошедших на протяжении пятнадцатого века и ознаменовавших собой завершение тысячелетней эпохи средневековья. Каждое из этих событий подводило итог процессам и явлениям, характерным для Средних веков и одновременно являлось предвестником наступления новой эпохи.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

От Средневековья к Новому времени

Цели и задачи урока. В предметном направлении: формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию. В метапредметном направлении: формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление. В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества. Задачи: - развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения; - учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации; - воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Какие периоды (эпохи) в истории выделяют ученые?

1. Древний мир (Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

Средние века V в. н.э. – XV в.

Новое время (XVI – нач. XX в.) Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Новейшее время (Нач. XX в – нач. XXI в.)

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать? Примитивная техника и технология. Поступательное развитие Условная собственность на землю (земля – высшая ценность, но пользование ею сопровождается условиями: для рыцарей – военной службой сеньеру, для крестьян – уплата феодальной ренты. Господство натурального хозяйства. Строгая иерархическая структура общества. Неограниченная власть монарха. Теоцентризм – религия пронизывает все сферы жизни общества.\

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать? IV - VII вв. Великое переселение народов 486 Возникновение франкского государства 527 - 565 Правления византийского императора Юстиниана I 622 г. Зарождение ислама VII - VIII вв. Арабские завоевания VII - XI вв. Сутки викингов 732 г. Битва под Пуатье, Победа франков над арабами 800 г. Образование Франкской империи 843 г. Верденская соглашение, деление империи Карла Великого 962 г. Основание Священной Римской империи 1054 Разделение христианской церкви (схизма) на католическую и православную 1066 Нормандское завоевание Англии 1077 Встреча императора Генриха IV и папы Григория VII в Каноссе 1096 - 1270 Крестовые походы 1099 Взятие Иерусалим крестоносцами 1147 Первое письменное упоминание о Москве 1204 Взятие Константинополя крестоносцами 1209 - 1229 Альбигойские войны 1215 Великая хартия вольностей 1223 - 1242 Монголо-татарское нашествие на земли Восточной Европы 1265 Возникновение английского парламента 1291 Потеря крестоносцами последних крепостей в Палестине

1302 Возникновение Генеральных штатов во Франции 1309 - 1377 Авиньонскоепленение пап 1337 - 1453 Столетняя война между Англией и Францией 1347 - 1350 Эпидемия чумы в Западной Европе ("черная смерть ") 1378 - 1417 Великая схизма католической церкви 1380 Куликовская битва, начало освобождения Московской Руси от монголо-татарского нашествия 1389 Битва на Косово поле. Разгром турками сербского войска XIV - нач. XVI в. Объединение русских земель вокруг Москвы 1402 Битва у Анкары. Разгром турок Тимуром 1410 Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена 1415 Сожжение Яна Гуса 1419 - 1434 Гуситские войны 1439 Флорентийская уния 1445 Изобретение книгопечатания И.Гутенбергом 1453 Взятие турками Константинополь 1477 Завершение объединение Франции. Поражение бургундцев. Гибель Карла Смелого 1455 - 1485. Война Алой и Белой розы 1479 Образование Испанского королевства 1480 Конец татарского господства в Северо-Восточной Руси 1492 Завершение Реконкисты Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Когда появляется термин Новое время?

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения в 15 в. как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. 1. Когда появляется термин Новое время?

Назовите исторические границы Нового времени.

Начало периода Нового времени: Английская революция середины XVII века, начавшейся в 1640 году Реформация (1517) О ткрытие испанцами в 1492 году Нового Света Падение Константинополя (1453) Начало Великой Французской революции (1789). Период новой истории закончился: Социалистическая революция в России в 1917 г. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.

Какие существуют периоды Нового времени?

Раннее Новое время – XVI – XVIII вв. (7 класс) Позднее Новое время – XIX в. (8 класс) Граница - Наполеоновские войны - от Великой французской революции до Венского конгресса. 3. Какие существуют периоды Нового времени?

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время? Рост значения централизованного государственного управления Великие географические открытия. Растущий интерес к античному наследию, человеку и изучающим его наукам. Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Р азвитие техники на рубеже XV-XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда. На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры. Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

По каким источникам изучают историю Нового времени?

Обширную группу составляют документальные источники. Совершенствование делопроизводства привело к существенному упрощению формы и к унификации документов в западноевропейских странах. Преимущественно на основании этого материала складываются наши представления об экономике и социальных отношениях эпохи. В XVI-первой половине XVII в. были по-прежнему широко распространены традиционные документы, фиксирующие феодальные поземельные отношения: государственные земельные кадастры» сеньориальные описи земель - реитали, записи крестьянских повинностей, общинные уставы. Однако наряду с этим увеличилось число договоров срочной аренды, что свидетельствовало о постепенной замене крестьян-держателей арендаторами. Богатейшая информация относительно самых разных сторон социально-экономической жизни содержится в документах государственных учреждений и ведомств: центральных органов (королевских советов, канцелярий, казначейств, адмиралтейств, судебных и счетных палат) и местной администрации. Во второй половине XVI в. зародилась система записи актов гражданского состояния (рождений, браков, смертей) в регистрационных книгах церковных приходов, а позднее - и светских властей. Они являются важным источником сведений по демографии, генеалогии и социальной истории в целом. Обширен фонд документов церковной администрации на всех ее уровнях - от прихода до римской курии, включающий переписку пап, их буллы, донесения в Рим легатов и нунциев, миссионеров, протоколы заседаний синодов и соборов, собраний кальвинистских общин, церковных судов, инквизиции, индехсы запрещенных книг, послания и программные документы идеологов Реформации и других видных деятелей церкви.

Значение нарративных источников для изучения проблем социально-экономической и отчасти политической истории в эту эпоху несколько снижается из-за обилия и полноты документального материала. В ряду нарративных источников выделяются прежде всего исторические сочинения. В полной мере это относится и к мемуарам. Жанр мемуарной литературы достигает подлинного расцвета именно в XVI - первой половине XVII в., что было следствием развития ренессансной культуры с присущими ей интересом к человеческой личности, ее внутреннему миру и высоким престижем активной гражданской деятельности. Близки к мемуарам по характеру содержащейся в них информации дневники, получившие широкое распространение у представителей самых разных социальных слоев. Широко представлен среди нарративных источников эпистолярный жанр. Широкое распространение книгопечатания привело к расцвету принципиально новой разновидности повествовательных источников - публицистики. В рамках класса нарративных источников особое место занимают трактаты, которые по праву уже можно отнести к разряду научной литературы. Ценными историческими источниками являются также памятники художественной литературы этой эпохи с их ярко проявившимися национальными особенностями, а также народная поэзия, песенное творчество, популярная сатира.

Новое время – период всемирной истории, основным содержанием которого является переход от традиционного к индустриальному обществу.

Домашнее задание Стр. 5 – 8 Сообщения Проблемы периодизации Нового времени. Исторические источники по изучению Нового времени.

Предварительный просмотр:

План конспект урока по истории «От Средневековья к Новому времени» 7 класс

Цели и задачи урока.

  1. В предметном направлении:

формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию.

  1. В метапредметном направлении:

формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

  1. В направлении личностного развития:

развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества.

Задачи:

Развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения;

Учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации;

Воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Презентация «От Средневековья к Новому времени».
  2. Компьютер, проектор.

Используемая технология – квест-технология, системно-деятельностный подход.

Тип урока – изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация.

Учитель: давайте вспомним, что мы изучали в прошлом году.

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история.

Запишите тему урока «От Средневековья к Новому времени».

Отвечают (историю Средневековья, страны…)

Называют.

Преобладающее сельскохозяйственное производство, натуральное хозяйство, сословное неравенство, неограниченная власть монарха.

Отвечают

Слушают

Записывают.

Проблематизация.

А что такое Новое время?

Отвечают (предположительно – не знаем) .

Планирование.

Сформулируйте цель урока.

Сегодня, чтобы достичь цели урока я предлагаю вам поиграть по типу компьютерной игры «бродилки» (квест). Вам предстоит пройти 5 этапов.

Давайте ознакомимся с заданиями на сегодняшний урок.

  1. Когда появляется термин Новое время?
  2. Назовите исторические границы Нового времени.
  3. Какие существуют периоды Нового времени?
  4. Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?
  5. По каким источникам изучают историю Нового времени?

Учитель: как мы узнаем, что достигли цели?

Формулируют (- формирование представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории ) .

Слушают

Отвечают .

Изучение нового материала.

Вам предстоит пройти 5 этапов. Чтобы попасть на следующий этап, нужно выполнить задание предыдущего. Как и в компьютерной игре есть помощь – подсказки (в случае необходимости). Если вы правильно выполните все задания, сможете ответить на главный вопрос урока «Что такое Новое время?». Итак, начинаем.

Отвечают (сможем ответить на вопросы плана) .

Слушают.

Прохождение маршрута от загадки к загадке.

Учитель переходит с детьми от одного вопроса к другому.

Отвечают на вопросы каждого этапа.

Озвучивают свои ответы, дополняют друг друга.

Осмысление.

Просит детей ответить на главный вопрос урока: «Что такое Новое время».

Просит нескольких человек озвучить свои ответы.

Записывают ответ в тетради.

Проговаривают свои ответы – несколько человек.

Самооценка.

Просит учащихся оценит себя.

Оценивают себя.

Рефлексия.

Просит учащихся ответить на вопросы:

О чём говорили на уроке

Чему научились на уроке

Где эти умения и знания могут пригодиться

Высказываются.

(- о том, что такое Новое время)

(- сравнивать, анализировать, структурировать информацию)

(- умение заполнять таблицу, сравнивать пригодится на многих предметах

Домашнее задание.

Стр. 5 – 8

Сообщения:

Проблемы периодизации Нового времени.

Исторические источники по изучению Нового времени.

Записывают.