Букварь эльконина установка на развитие речи. Обучение чтению по методике Д.Б.Эльконина учебно-методический материал (1 класс) на тему

Главная страница

Об УМК «Школа России»

Одним из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение» является учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России». УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов , имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует .
, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Мощным образовательным ресурсом является УМК «Школа России» включающая: , , , составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.
Предложенный материал статьи раскрывает ответы на актуальные вопросы, о том, чем отличаются доработанные и прошедшие в 2010 г. федеральную экспертизу на соответствие ФГОС новые учебники образовательной системы «Школа России». Особенности завершенных предметных линий новых учебников, объединенных в единую образовательную систему, представлены в пояснительной записке к системе учебников «Школа России, подготовленной в рамках ее экспертизы на соответствие ФГОС.

Система учебников «Школа России», на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, охватывает все предметные области учебного плана ФГОС и включает следующие завершенные предметные линии:

  • »:
    2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 кл.
    3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях
    4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях
    5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. . 1 кл. в 2-х ч.
    2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 1 кл.
    3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях
    4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях
    5. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях
    Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников по русскому языку (авт. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений

  • 1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях
    2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях
    3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях
    4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 1 кл. в 2-х частях
    2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 2 кл. в 2-х частях
    3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 3 кл. в 2-х частях
    4. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Информатика»:
    1. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3 кл. ч.1
    2. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 кл. ч.2
    3. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 4 кл. ч.3.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях
    2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях
    3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях
    4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Технология»:
    1. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл.
    2. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 2 кл.
    3. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 3 кл.
    4. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 1 кл.
    2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 кл.
    3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 кл.
    4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. Технология. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников «Музыка»:
    1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 кл.
    2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 2 кл.
    3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 кл.
    4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    1. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 1 кл.
    2. Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 2 кл.
    3. Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 3 кл.
    4. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников « »:
    Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О. Д. Физическая культура. 1-4 кл.
  • Завершенная предметная линия учебников «Английский язык»:
    1. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А. и др. Английский язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. и др. Английский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Дуванова О.В. Английский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку):
    1. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. Английский язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык»:
    1. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. Немецкий язык.3 кл. в 2-х частях
    3. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Французский язык»:
    1. Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.Французский язык. 2 кл.
    2. Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.Французский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Кулигина А.С.Французский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Испанский язык»:
    1. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 2 кл. в 2-х частях
    2. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 3 кл. в 2-х частях
    3. Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык. 4 кл. в 2-х частях
  • Завершенная предметная линия учебников «Основы духовно-нравственной культуры народов России »:
    1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 кл.
    2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл.
    3. Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. 4-5 кл.
    4. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
    Основы иудейской культуры. 4-5 кл.
    5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл.
    6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл.







Учебно-методический комплекс «Школа России» (под ред. А. Плешакова) Издательство «Просвещение». Сайт:



Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.


Система учебников «Школа России»: 1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др. 2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др. 4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. 5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др. 6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина. 7. Немецкий язык -.И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева. 8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова. 9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено. 10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова. 11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко. 12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др. 13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др. 14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. 15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева. 16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др. 17. Физическая культура - В.И.Лях.


Учебно-методический комплекс «Перспектива» (под редакцией Л.Ф. Климановой) Издательство «Просвещение». Сайт:


Учебно-методический комплекс «Перспектива» выпускается с 2006 года. В состав УМК входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология». Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.


УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.



В состав УМК «Перспектива» входят: Учебники по предметам (1-4 класс) Рабочие тетради Творческие тетради Дидактические материалы для ученика: «Читалочка», «Волшебная сила слов», «Математика и информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности». Методические пособия для учителей: поурочные разработки по предметам, дополнительные учебно-методические материалы, календарно-тематическое планирование, технологические карты. Календарно-тематическое планирование и технологические карты, обеспечивающие учителю эффективное и качественное преподавание путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы, размещены на страницах Интернет – сайта УМК «Перспектива».


Учебники, входящие в состав УМК «Перспектива»: 1. Азбука – Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева. 2. Русский язык – Л. Ф. Климанова, С.Г.Макеева. 3. Литературное чтение – Л. Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 4. Математика – Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. 5. Окружающий мир – А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. 6. Технология – Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова


Учебно-методический комплекс «Школа 2000…» (научный руководитель – Л.Г. Петерсон) Издательство «Ювента» Сайт:


Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предлагает решение актуальных образовательных задач в системе непрерывного образования (ДОУ – школа – вуз). В основе лежит непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы, ориентированный на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Программа «Учись учиться» учитывает возможность работы по данной программе в условиях различных вариантов учебного плана ОУ (4ч или 5ч в неделю).


Главной целью программы «Школа 2000…» является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.


УМК по математике для начальной школы программы «Учусь учиться» («Школа 2000…») 1. Математика – Л.Г. Петерсон Учебники оснащены учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами и компьютерной программой мониторинга успеваемости. Дополнительная литература 2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е. Что значит уметь учиться. Учебно-методическое пособие.- М.: УМЦ «Школа 2000…», Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»//Построение непрерывной сферы образования.- М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.


Учебно-методический комплекс «Школа 2100» (научный руководитель - Л.Г. Петерсон) Издательство «Баласс» Сайт:


В процессе обучения по УМК в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.



Перечень учебников УМК «Школа 2100» 1. Букварь - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 2. Русский язык - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 3. Литературное чтение - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 4. Английский язык – М.З. Биболетова и др. 5. Математика – Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. 6. Окружающий мир – А.А. Вахрушев, О.Б. Бурский, А.С. Раутин. 7. Изобразительное искусство – О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. 8. Музыка – Л.В. Школяр, В.О.Усачева. 9. Технология – О.А. Куревина, Е.Л. Лутцева 10. Физическая культура – Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина.


Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа» (научный руководитель - Н.А. Чуракова) Издательство «Академкнига/учебник» Сайт:


Концепция УМК основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста учащихся делает процесс обучения успешным. Все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента.


Список учебников УМК «Перспективная начальная школа» 1. Азбука – Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков 2. Русский язык – Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. 3. Литературное чтение – Чуракова Н.А., Малаховская О.В. 4. Математика –А.Л. Чекин, О.А. Захарова, Е.П. Юдина. 5. Окружающий мир – О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева, Л.Г. Кудрова. 6. Информатика – Е.Н. Бененсон, А.Г. Паутова. 7. Технология – Т.М. Рагозина, А.А. Гринева. Дополнительная литература 1) Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Музей в твоем классе.


Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) (УМК «Классическая начальная школа») Издательство «Дрофа» Сайт:


«Классическая начальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования. Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) переработан в соответствии с Федеральным государственным стандартом и дополнен новыми учебниками (иностранный язык, окружающий мир, физкультура). В состав УМК входят программы, методические пособия, рабочие тетради. Учебные линии по основным предметам обеспечены дидактическими материалами, тестами и комплектами наглядных пособий. Все компоненты УМК интегрированы в единую методическую систему, имеют современный макет, объемный методический аппарат, профессионально исполненные иллюстрации.


УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России». Учебники, входящие в состав УМК «Классическая начальная школа»: 1. Азбука – О.В. Джежелей. 2. Русский язык – Т.Г. Рамзаева. 3. Литературное чтение.– О.В.Джежелей. 4. Английский язык – В.В. Бужинский, С.В.Павлова, Р.А. Старикова. 5. Немецкий язык – Н.Д. Гальсакова, Н.И. Гез. 6. Математика – Э.И.Александрова. 7. Окружающий мир – Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И. Сивоглазов. 8. Изобразительное искусство – В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. 9. Технология.– Н.А. Малышева, О.Н. Масленикова. 10. Музыка – В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. 11. Физическая культура – Г.И. Погадаев.


Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова) Издательство «Вентана – Граф» Сайт:


Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущейдля этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.


Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно- методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Список учебников УМК «Начальная школа XXI века» 1. Букварь – Л.Е. Журова. 2. Русский язык – С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова. 3. Литературное чтение – Л.А. Ефросинина. 4. Английский язык – УМК «FORWARD», М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б.Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд. 5. Математика – Е.Э.Кочурина, В.Н.Рудницкая, О.А.Рыдзе. 6. Окружающий мир – Н.Ф. Виноградова. 7. Музыка – О.В. Усачева, Л.В. Школяр. 8. Изобразительное искусство – Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская 9. Технология – Е.А. Лутцева. 10. Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс) - Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.


Учебно-методический комплекс «Планета знаний» (научный руководитель – И.А. Петрова) Издательство «Астрель» Сайт: (научный руководитель – И.А. Петрова) Издательство «Астрель» Сайт:



Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования. В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка. В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линии типовых заданий, единстве подходов к организации учебной деятельности.


В состав УМК входят: 1. Букварь – автор Т.М. Андрианова. 2. Русский язык – автор Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. 3. Литературное чтение – Э.Э.Кац 4. Английский язык – Н.Ю.Горячева,С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская. 5. Математика – М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. 6. Окружающий мир – Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапова, А.И. Саплин, Е.В. Саплина. 7. Музыка – Т.И. Баланова.


Учебно-методический комплект «Гармония» (научный руководитель - Н.Б. Истомина) Издательство «Ассоциация XXI века». Сайт:


В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.


В состав УМК входят: 1. Букварь – автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина. 2. Русский язык – автор М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. 3. Литературное чтение – автор О.В. Кубасова. 4. Математика – автор Н.Б. Истомина. 5. Окружающий мир – автор О.В. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин. 6. Технология – автор Н.М.Конышева. 7. Изобразительное искусство – (издательство «Яхонт»), авт.: Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В.Копцев. 8. Музыка – (издательство «Яхонт»), авт.: М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева. 9. Физическая культура - (издательство «Яхонт»), авт.: Р.И.Тарнопольская, Б.И.Мишина.


Система учебно- методических комплектов «Начальная инновационная школа» создана в соответствии с ФГОС II поколения, отличительной особенностью которого является системность требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы НОО, к его структуре и к условиям реализации.


Список учебников УМК «Начальная инновационная школа» 1. Литературное чтение – Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова. 2. Математика – Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева. 3. Окружающий мир – В.А. Самкова, Н.И. Самкова. 4. Английский язык – Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, Ж.Перрет. 5. Физическая культура – В.Я. Барышников, А.И. Белоусов. 6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. – под общей редакцией чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова. 7. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основысветской этики – М.Т. Студеникин.


Развивающая система Л.В. Занкова (научный руководитель – Н.В.Нечаева) Издательство «Издательский дом «Федоров»». Сайт:



Общая целевая установка Стандарта II поколения совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого- педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. Программы и учебно- методические комплекты, разработанные на методологических основах системы Л.В. Занкова, полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в ФГОС.


Ведущим понятием для системы развивающего обучения Л.В. Занкова является целостность. Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактическихпринципов (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения программного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого) и единых типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность), обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания. Педагогическая система Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.


Список учебников системы Л.В. Занкова 1. Азбука - Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец. 2. Русский язык – Н.В. Нечаева. 3. Русский язык – А.В. Полякова 4. Литературное чтение – В.Ю. Свиридова. 5. Литературное чтение – В.А. Лазарева. 6. Математика – Аргинская И.И., Е.П.Бененсон, Л.С.Итина и др. 7. Окружающий мир – Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казакова. 8. Технология – Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. 9. Музыка –Г.С. Ригина 10. Физическая культура – В.Н.Шаулин. Дополнительная литература 1. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова / А.Г.Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.В. Яковлева. 2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика. 3. Еремеева В.Д. Воспитание толерантности. Сборник статей для педагогов, школьных психологов и родителей. 4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: метод пособие. 5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов-технология компетентнностно-ориентированного образования: метод пособие. 6. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: учебно- методическое пособие.Вып.1 Список учебников, входящих в систему Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: 1. Букварь - Д.Б. Эльконин. 2. Русский язык – В.В. Репкин и др. 3. Русский язык – С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. 4. Литературное чтение – Г.Н. Кудина, З.Н.Новлянская. 5. Литературное чтение – Е.И. Матвеева. 6. Математика – В.В. Давыдова, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина. 7. Окружающий мир – Е.В.Чудина, Е.Н. Букварева. 8. Изобразительное искусство и художественный труд – Ю.А. Полуянов Дополнительная литература 1. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова // под ред. А.Б.Воронцова. Пособие для учителя 1 класса.- М., ОИРО, с. 2. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 1-4 классы. Учим младших школьников понимать художественный текст. М.: Эксмо, с. 3. Матвеева Е.И. Литературное чтение. 1-4 классы. Учим младших школьников писать сочинения разных жанров. М.: Эксмо, с. 4. Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход на уроках литературного чтения в условиях перехода на новые образовательные стандарты.- М.:Московский центр качества образования, с. 5. Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Формирование системы критериального оценивания в начальной школе.- М.: Московский центр качества образования, с.

/особенности работы/

Букварь, по которому вам предстоит работать, является частью учебного комплекта по русскому языку по системе развивающего образования (Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова), соответствует содержанию программы «Русский язык» (авторы В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова) и предназначен для первых классов четырехлетней начальной школы.

Этот Букварь является довольно своеобразной учебной книгой. С одной стороны, это серьезный учебник, который не только знакомит ребят с буквами, учит читать, но и раскрывает им принципы письма и чтения. С другой стороны, это, детская книга, со страниц которой ребятам подмигивают забавные человечки, думающие, пробующие и иногда ошибающиеся вместе с детьми, но все равно никогда не унывающие и ищущие ответы на самые сложные ответы. Это учебник - диалог любознательных первоклассников Маши и Алеши, приглашающих ребят к разговору, в котором маленькие школьники будут участвовать вместе с самоучками дедушкой Усом, дядюшкой Ага, Авосиком и Небойсиком.

Указанный букварь отличается от других учебников по обучению грамоте прежде всего тем, что в нем отражены этапы формирования общих способов письма и чтения, имеющих взаимообратный характер. «Механизмы» письма и чтения неоднократно «проигрываются» учащимися еще в период звукового анализа. еще в период звукового анализа. Составление звуковой модели , отражающей все фонематические (смыслоразличительные) качества звукового состава слова (ударность - безударность гласных звуков, звонкость - глухость, твердость - мягкость согласных звуков), является, по сути, письмом , т.е. действием моделирования звукового образа слова с помощью графических средств, специальных значков. Проверка составленной звуковой модели - ее «озвучивание», осуществляемое ребенком на основе самостоятельного выделения единиц чтения - сначала слогов, а затем и целого слова, представляет собой звенья будущего алгоритма чтения .

Последовательно реализуя идею о формировании письма и чтения как взаимообратных действий, авторы указанного букваря предлагают особый порядок введения букв, рассчитанный на постепенное осознание детьми общих способов письма и чтения , основанных на правилах русской графики. С этой целью в букваре предлагаются материалы трёх типов:

звуковые и буквенные модели слов, которые составляются самими детьми в процессе решения ими определенной учебно-практической задачи в связи с введением новой буквы, осознания ее «работы» в соответствии с правилами русской графики;

материал для отработки способов чтения: слова и небольшие тексты (слова распределены по столбикам по признаку схожести слоговой структуры);



материал для отработки способов письма: слова, предложения, тексты, подобранные так, чтобы их произношение не расходилось с написанием.

Букварь состоит из трех разделов. Цель первого раздела заключается в выделении первоклассниками слова в качестве особого объекта изучения. При изучении второго раздела у учащихся формируются умения звукового анализа слова. Цель третьего, основного раздела, состоит в усвоении правил русской графики и вытекающих из них способов письма и чтения. Четвертый раздел предназначен для работки и совершенствования действий письма и чтения. В нем две части: «Мы умеем писать» и «Мы умеем читать», В первой рубрике предлагаются тексты для письма: они составлены с учетом основного требования к письму в букварный период - отсутствие расхождений между произношением и написанием (для учителя составление такого текста может оказаться довольно трудной задачей). Во второй части этого раздела содержатся тексты для чтения: они разнообразны и по художественной форме, и по тематике. На материале этих текстов предполагается осуществить постепенный переход от чтения целыми словами к чтению синтагматическому, с этой целью в текстах проставлено тактовое ударение. Способ такого чтения раскрывается в статье учебника «Как читают взрослые».

Своеобразие Букваря отражается и в том, что основной материал Букваря перемежается страничками совместного чтения. Их основная цель – создание атмосферы литературного чтения с самого первого урока обучения грамоте, задолго до того, как дети начнут изучать первые буквы. Предполагается, что литературные тексты, которые даны на этих страничках, должны прозвучать на уроке как образец культуры чтения, т. е. в исполнении учителя.



Странички совместного чтения отделяют один от другого содержательные блоки внутри каждого раздела. В конце многих содержательных блоков есть специальное задание-постановка на изучение нового материала. Если это задание находится в конце раздела - оно мотивирует изучение материала следующего раздела. Если задание такого характера находится внутри раздела при переходе от одного содержательного блока к другому - оно, скорее, является прогностическим, т. е. дает детям возможность предугадать их следующий шаг в обучении грамоте. Постановочные задания в учебнике помечены особым знаком.

Учебник в системе развивающего образования должен быть

рассчитан на разный уровень подготовки учащихся и на разную динамику их продвижения в материале. Поэтому в Букваре содёржится избыточный, резервный материал (он тоже выделен специальным знаком). Данный материал разнороден: в большинстве случаев это просто дополнительный материал для учеников с более высоким темпом обучения.

Учебник развивающего образования, по мнению авторов, должен быть диалогичным, т. е. воспроизводить основную форму урока - учебный диалог. С одной стороны, в нем должен быть заявлен предмет разговора - учебная задача, требующая решения. С другой стороны, зафиксирован сам процесс поиска - наличие разных точек зрения, их сопоставление и, наконец, вывод. Сквозные персонажи, используемые в Букваре - попытка сделать его более диалогичным. Каждый персонаж – олицетворение определенного способа познания, воплощение некоторой позиции обучающихся.

Маша и Алеша - брат и сестра, близнецы, которые вместе учатся в 1-м классе. Их появление на странице учебника символизирует новую задачу, важный вопрос, который они задают друг другу. Остальные герои: дедушка Ус, дядюшка Ага, Авосик, Небойсик - самоучки, жители страны Знаний.

Дедушка Ус - самый опытный самоучка, он читает много книжек и «наматывает все на ус». Это герой-справочник, он приходит тогда, когда нужны какая-то информация, которую дети сами не могут вывести, он даёт средства решения задач. Дядюшка Ага - олицетворение догадки, он появляется в момент вывода, помогает фиксировать его в моделях. Авосик - персонаж, делающий все на авось; он часто ошибается, воспроизводит наивную детскую логику, постоянно нуждается в контроле со стороны ребят, а значит, учит их и самоконтролю. с ним связаны упражнения на корректуру. И наконец, Небойсик (от слов «Не бойся!») олицетворение пробы, оптимизма поиска, учит ребят не бояться самостоятельных решений. Учеников можно познакомить с персонажами Букваря на первом же уроке, рассматривая их изображение на первом форзаце учебника.

Именно благодаря появлению в учебнике персонажей букварь стал отражать не только результат решения определённой задачи, но и сам процесс поиска её решения, который разворачивается в виде диалога между героями учебника. Следует отметить, что букварь в развивающей системе выполняет не столько обучающую функцию, сколько рефлексивную: он нужен ученику для того, чтобы сравнить свой результат решения задачи с нормативным, данным в учебнике. Для этого есть особый знак (изображение рукопожатия) – «Так договорились люди».

Для удобства ориентации в Букваре предлагаем Вам перечень знаков и символов, используемых на страницах учебника.



Мы сами выбираем систему, по которой ребенок научится читать. Сегодня «Летидор» рассказывает, кому довериться: проверенной методике Эльконина-Давыдова или модной Зайцева, чтобы уже через несколько месяцев увидеть положительный результат.

Система Эльконина-Давыдова

В чем суть

Методика Эльконина и Давыдова – одна из официальных систем обучения школьников с 1-го по 4-й класс. Кроме учителей начальной школы ее давно используют педагоги дошкольного образования, чтобы подготовить детей к 1-му классу. В частности, большой популярностью пользуется обучение чтению по букварю В. В. Репкина, Е. В. Восторговой и Т. В. Некрасова (официальный букварь методики).

Авторы букваря пишут, что преимущество книги – не просто сделать так, чтобы ребенок узнал буквы, звуки и различал слоги, но «создать атмосферу литературного чтения с самого первого урока обучения грамоте». В букваре есть странички совместного чтения, которые учитель или родитель читает вслух, показывая детям образец культуры чтения.

Чтение по этой методике начинается со знакомства с понятиями «предмет», «действие» и «признак». С помощью картинок и схем, дети учатся отличать эти понятия, у них формируется представление о том, что такое высказывание и предложение. И только потом проходят звуки, способы деления слова на слоги, буквы.

Отличительная особенность букваря – в нем очень много схем, которые невозможно понять без методического пособия к учебнику. Гласные звуки, например, обозначаются кружочками, согласные – квадратами. Согласные твердые глухие – квадратом с диагональю и так далее. С каждым уроком схемы усложняются, и, заболев, ребенок вряд ли сможет самостоятельно догнать группу без помощи взрослого (у которого в свою очередь будет волшебная методичка). Зато эти обозначения помогают систематизировать знания, постепенно складывать звуки в слова – и уже к концу 1-го полугодия ребенок читает несложные тексты: в 4-5 предложений.

Опытные педагоги отмечают, что дети, которые учатся по букварю Репкина, существенно быстрее осваивают фонетический разбор слов. Интерес к обучению по этой методике поддерживают игровые задания, которые учитель подает от имени героев книги: Маши, Алеши, дедушки Уса и других.

Самостоятельно справиться с обучением по Эльконину-Давыдову смогут только упорные родители, которые готовы вникать и готовиться к занятиям. На мамских форумах букварь давно получил прозвище «шифровальной машины».

Кому подходит

Методика ориентирована на обучение детей в младшей школе, но подходит для дошкольного образования с 6 лет. Важно понимать, что работа по обучению чтению идет только с букварем. Не предусмотрены подвижные игры, так что малышам неусидчивым, активным может быть трудно.

Мнение эксперта педагога и психолога Светланы Пятницкой:

«Преимущество обучения чтению по системе Эльконина-Давыдова в том, что содержание программы построено по принципу «от общего к частному» (в отличие от традиционной системы). Дети учатся планировать, контролировать и оценивать результат своей деятельности самостоятельно. Обучение строится в форме групповой и парной работы. В паре один из детей может преуспевать, что позволяет другому тянуться за ним. Соответственно, результат не заставит себя ждать».

Методика Зайцева

В чем суть

Николай Зайцев – педагог русского языка с многолетним стажем. Свою методику он разработал еще в 80-х годах прошлого века, но большое распространение она получила именно сейчас.

Для обучения чтению по этой системе используют картонные кубики с буквами, которые в зависимости от характеристик звуков (гласный, согласный, твердый/мягкий, звонкий/глухой) отличаются цветом, весом, размером и наполнителем. Деревянный наполнитель обозначает согласные глухие звуки, железный – согласные звонкие. Все это поможет ребенку почувствовать звук, сделать абстрактные понятия осязаемыми.

На кубиках написаны склады букв («ма», «ра», «в», «п» - не путать со слогами, склад - это любая буква, сочетание букв, слог - слияние гласного и согласного звука или только гласный звук).

К кубикам прилагаются специальные таблицы, которые также помогают запомнить склады. В начале занятия дети пропевают или ритмично проговаривают каждый склад, делают это вместе с педагогом, который во время повторения показывает на каждый склад указкой. Повторение плюс зрительная фиксация, по мнению Н. Зайцева, помогают детям быстрее запомнить склады. Как следствие – читать простые слова дошколята начинают через пару недель после первых уроков.

Важно, что обучение проходит в постоянной игре. Автор методики предлагает разные виды игр с кубиками, которые подходят, как для групповых, так и для одиночных занятий. Методика не требует длительных занятий. Достаточно 10-15 минут в день (если занимаетесь дома).

Кому подходит

Методика подходит даже маленьким деткам от 1,5-2 лет. Сначала малыши используют кубики как строительный материал, а потом постепенно начинают спрашивать у взрослых – что же такое там написано? В детских и развивающих центрах групповое обучение чтению по этой методики начинают с 3 лет.

Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточно большой – подходит для детей с плохим зрением.

Обучение чтению по Д.Эльконину

Вступление.

Прежде чем подойти к созданию новой методики обучения начальному чтению, Д. Б. Эльконин подверг психологическому анализу сам процесс чтения. Что является основным в процессе чтения? Казалось бы, конечной задачей чтения является понимание. Но прежде чем понять, необходимо воспринять. Перед читающим имеется текст, т. е. графическое изображение нашей речи, нужно по этому графическому изображению воссоздать звуковую сторону речи, которая и должна быть затем понята. Исходя из этого, Д. Б. Эльконин дает такое определение процесса чтения: «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения».
При этом важно, что человек, умеющий читать, т. е. владеющий этим процессом воссоздания звуковой формы слова, должен уметь воссоздать звуковую форму любого текста, независимо от степени его понятности, а значит, должен уметь правильно воспроизвести звуковую форму любого записанного незнакомого слова.
Но если понимать под чтением воссоздание звуковой формы слова по его графическому обозначению, то, значит, обучающийся читать оперирует при этом именно со звуками речи, конструируя из них звуковую форму слов.
Д. Б. Эльконин подчеркивает, что, хотя внешне чтение может выступить для нас как процесс оперирования с буквами, это является как бы оболочкой, за которой происходит реальное действие со звуками языка. А раз так, значит, в обучении чтению нужно сосредоточить усилия на открытии перед ребенком звуковой формы слова, на введении его в звуковую действительность речи.
Таким образом, Д. Б. Эльконин, продолжая традиции К. Д. Ушинского, считает, что основа обучения грамоте - работа не с буквами, а со звуками человеческой речи.

Слайд 5

1.первый (подготовительный) формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка; 2.второй освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы; 3.третий освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения. На каждом этапе отрабатывается определенное действие самого ребенка: на первом последовательное интонационно подчеркнутое произнесение фонем, составляющих целое слово; на втором трансформация; на третьем этапе преобразование буквенной модели слова в другую буквенную модель. Каждое действие отрабатывается так, что из развернутого оно постепенно превращается в сокращенное умственное действие ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ЧТЕНИЮ

Слайд 10

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. При анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжжук, жууук, жуК. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать в ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Модель слова, получающаяся в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Слайд 19

ЗНАКОМСТВО С УДАРНЫМ ГЛАСНЫМ ЗВУКОМ: После того как дети научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударение на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

Слайд 21

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы «а», «о», «у», «ы», «э» пишутся после твердых согласных, а буквы «я», «е», «ё», «ю», «и» после мягких согласных звуков. По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «щ», «й» мягкие согласные, они не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» твердые согласные, не имеют мягкой пары. Ознакомление с правилами написания йотированных гласных букв Я, Ю, Ё, Е в начале слова, а также в словах типа «маяк», «армия» проводится по ходу звукового анализа специально подобранных слов. Дети узнают, что буквы Я, Ё, Ю, Е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: ИА, ИО, ИУ, ИЭ.

Слайд 22

Слайд 23

В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой согласной буквы. Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим. Например, буква м обозначает в слове мимо звук «мь», т.е. мягкий согласный, и звук «м», т.е. твердый согласный звук; буква н в слове Нина обозначает звуки «нь» и «н» и т.п.

Слайд 34

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ: «СКАЖИ, КАК Я»: Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат. Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат. Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии которых есть звук [л] и [ль]. На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки. Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук [л] – большой братец или звук [ль]- маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук [л] (проверяет); теперь со звуком [ль ] (проверяет). Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком [л], другой- со звуком [ль].

Слайд 37

Оснащение методического кабинета по теме "подготовка детей к обучению грамоте" Примерный перечень пособий по обучению детей грамоте: Классная подвижная азбука. Азбука в картинках. Таблицы по обучению грамоте с рисунками. Комплект наглядных пособий «Обучение грамоте» (автор Н.В. Дурова). Дидактический материал «Ступеньки грамоты» (авторы Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Наглядно-дидактическое пособие для детского сада «Звучащее слово» (автор Г.А. Тумакова). Компьютерные программы по развитию речи, фонематического восприятия и звукобуквенного анализа, обучению детей чтению («Видимая речь», «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать»)

Источник:

1) Журова Л. Е. " Обучение грамоте в детском саду" . Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

2) http://www.myshared.ru/slide/229787/

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ЧТЕНИЮ МЕТОДОМ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА презентация

ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ ЭЛЬКОНИН(1904г.-1984г.) Замечательный детский психолог Дмитрий Борисович Эльконин сочетал теоретическую, экспериментально-исследовательскую, практическую работу. Точкой практического соединения теоретического и прикладного аспектов научной деятельности Д.Б. Эльконина с 50-х годов ХХ века стала задача начального обучения грамоте.

Аналитико-синтетический метод обучения грамоте развивающий, то есть обучение не сводится к тренировке навыков чтения, а содействует умственному развитию ребенка в целом. Суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово. Метод письма-чтения по результатам анализа, по существу, должен содержать своеобразную подсказку того, как из отдельных звуков получается целое слово. МЕТОД Д.Б.ЭЛЬКОНИНА

ПРОВЕЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И СОЗДАЛ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЙ МЕТОД. Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д.Б. Эльконин, были направлены на выяснение механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, то есть в основе лежит анализ и синтез звуковой стороны слова.

1.первый (подготовительный) - формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка; 2.второй - освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы; 3.третий - освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения. На каждом этапе отрабатывается определенное действие самого ребенка: на первом - последовательное интонационно подчеркнутое произнесение фонем, составляющих целое слово; на втором - трансформация; на третьем этапе - преобразование буквенной модели слова в другую буквенную модель. Каждое действие отрабатывается так, что из развернутого оно постепенно превращается в сокращенное умственное действие ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, ЧТЕНИЮ

1. Интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова, при котором создается модель последовательности фонем; 2.Дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова, указывающая на наличие гласных и согласных фонем и их чередование; 3 .Дифференциация твердости - мягкости и звонкости - глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове. Д.Б.Эльконин считал, что фонемному анализу необходимо уделять много времени. СТАДИИ ФОНЕМНОГО АНАЛИЗА

На этапе обучения чтению слова - Д.Б. Эльконин завершает свой психологический анализ процесса чтения. Этим же практически ограничивается и методика К.Б. Дуровой. Как происходит переход к чтению целым словом, каков психологический механизм этого явления, как грамотно строить методику обучения после того, как сформировано слоговое чтение - на все эти вопросы работы Д.Б. Эльконина и Л.Е. Дуровой ответа не дают. До сих пор до конца не ясны психологические механизмы формирования этого умения и способы его формирования. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА:

«Чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической(буквенной) модели» (Д.Б.Эльконин). На основе системы Даниила Борисовича Эльконина коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л.Е.Журовой, Н.С.Варенцовой, Н.В.Дуровой, Л.Н.Невской) была создана методика обучения чтению детей дошкольного возраста.

Исследования Л.Е.Журовой, Н.С. Варенцовой, Н.В. Дуровой, Л.Н. Невской показали, что вводить дошкольников в звуковую систему родного языка нужно со средней группы детского сада (с четырех лет). Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов- первому действию по обучению грамоте. КОГДА ОБУЧАТЬ?

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. При анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжжук, жууук, жуК. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово дает возможность картинка-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать в ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Модель слова, получающаяся в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Раздаточный материал для построения трёхзвуковой схемы

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов (мак, кит, дом, дым, лес, лук), их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Дети находят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак- [а], лук- [у] , дом- [о], лес- [э] ,кит- [и], дым- [ы]. Дети "проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Гласные звуки обозначаем красной фишкой. ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

МОДЕЛИ СЛОВ ИЗ ТРЁХ ЗВУКОВ

ЗНАКОМСТВО С ТВЁРДЫМИ И МЯГКИМИ СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ После знакомства с гласными звуками дети узнают о согласных звуках. Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, что-то "мешает",- губы, зубы, язык, называются согласными. Твердый согласный звук будем обозначать синей фишкой, а мягкий согласный звук- зеленой фишкой.

ТРЁХ И ЧЕТЫРЁХ ЗВУКОВЫЕ СЛОВА РОЗА СЛОН САНИ [ р ][ о ][ з ][ а ] [ с ][ л ][ о ][ н ] [ с ][ а ][ нь ][ и ]

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «РОЗА»

ЛУНА ЛИСА ГУСИ [ л ][ у ][ н ][ а ] [ ль ][ и ][ с ][ а ] [ г ][ у ][ сь ][ и ]

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЗНАКОМСТВО С УДАРНЫМ ГЛАСНЫМ ЗВУКОМ: После того как дети научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударение на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи: учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способом чтения. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы «а», «о», «у», «ы», «э» - пишутся после твердых согласных, а буквы «я», «е», «ё», «ю», «и» - после мягких согласных звуков. По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что зву­ки «ч», «щ», «й» - мягкие согласные, они не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» - твердые согласные, не имеют мягкой пары. Ознакомление с правилами написания йотированных гласных букв Я, Ю, Ё, Е в начале слова, а также в словах типа «маяк», «армия» проводится по ходу звукового анализа специально подобранных слов. Дети узнают, что буквы Я, Ё, Ю, Е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: ИА, ИО, ИУ, ИЭ. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ БУКВ

В течение года решается задача ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов). При этом строго выдерживается единый принцип введения каждой новой согласной буквы. Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим. Например, буква м обозначает в слове мимо звук «мь», т.е. мягкий согласный, и звук «м», т.е. твердый согласный звук; буква н в слове Нина обозначает звуки «нь» и «н» и т.п. ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМИ БУКВАМИ

В работе с детьми этот принцип реализуется так: например, воспи­татель предлагает детям выложить слово Нина. Гласные, уже знакомые детям, они должны обозначать соответствующими буквами, а звуки «нь» и «н» - соответственно фишками (зеленой и синей). Затем детям предлагается назвать звуки, обозначенные фишками («нь» и «н»). И здесь воспитатель говорит, что эти звуки обозначаются одной согласной буквой - «нэ». Дети называют букву, произнося ее название с призвуком «э», т.е. «нэ». (Это требование распространяется и на произнесение названий других согласных букв: «мэ», «рэ», «лэ» и т.д.).

После того как дети уже знают несколько согласных букв (м, н, р, л, г, к, з, с, д, т, ж, ш), их знакомят с буквой ь (мягкий знак). С этой целью предлагается выложить два слова, отличающиеся друг от друга одним согласным звуком, например слова мел и мель, которые отличаются звуками «ль» и «л». Дети разбирают. После этого воспитатель «вводит» правило, что кроме букв я, е, ю, ё, и, которыми обозначается мягкость согласных звуков, есть еще буква - мягкий знак (ь), которая не обозначает никакого звука, а ставится для того, чтобы показать, что предшествующий согласный звук мягкий. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)

Разделительная функция твердого знака раскрывается на сравнении двух слов, например сел и съел. Дети узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того, чтобы отделить твердый согласный звук от букв е, ё, я, ю, написание которых в другом случае свидетельствует, что предшествующий согласный читается мягко. ТВЁРДЫЙ ЗНАК (Ъ)

ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ТРИ ЗАДАЧИ: ОБУЧЕНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЮ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ СЛИТНОГО ЧТЕНИЯ. Этап словоизменения направлен на формирование способа чтения. Ребенок должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести глаза на согласную и читать. При чтение слогов ребенок должен перестроить свой навык чтения: здесь движение полоски с гласными буквами (пособие «Окошечки») уже не заставляет его смотреть сначала на гласную букву, он сам должен руководить своим чтением. Перейти от слогового к слитному чтению помогает ударение. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

ЧТЕНИЕ. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ:

УПРАЖДЕНИЯ ДЕТЯМ ТРЁХ ЛЕТ: «ВЕСЁЛЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ» Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, звенят большие колокольчики, когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики. Воспитатель показывает то большие, то маленькие кружки.

«СЛОНЫ И ОСЛИКИ» Программное содержание. Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей. Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов. Они встают друг против друга. Воспитатель. Ослик (показывает картинку) кричит: «Ииии- иии», а слон (показывает картинку) кричит «Ыыыы- ыыы» (дети повторяют звукосочетания). По команде «Идут слоники» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки. По команде: «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа. Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями и игра повторяется вновь.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЧЕТЫРЁХ ЛЕТ: «ПОЕЗД» И «ПТИЧКА» Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Воспитатель. Послушайте, что однажды произошло. Ехал поезд через лес, и его колеса стучали сердито: «Т-т-т-т». Услыхала его песенку птица и захотела спеть так же, но у нее получилась ласковая песенка: «Ть-ть-ть» (дети повторяют звукосочетания по два раза). Итак, мальчики будут поездом, а девочки- птичками. Идет поезд, колеса стучат… Поет птичка… (Дети произносят нужные звукосочетания). Упражнение повторяется по 3 раза, затем дети меняются местами.

«Пчелы и мухи» Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое внимание детей. Воспитатель. Вспомните, как гудят пчелы («З-з-з-з»). А мухи гудят: «Зь-зь-зь-зь» (дети повторяют). Полетели пчелы и загудели… сели на цветы и собирают нектар- сладкий сок из цветов, потом будет из него мед (дети присаживаются) Полетели мухи и загудели… сели на травку… Дети меняются ролями и игра повторяется.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ: «СКАЖИ, КАК Я»: Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат. Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат. Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии которых есть звук [л] и [ль]. На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки. Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук [л] – большой братец или звук [ль]- маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук [л] (проверяет); теперь со звуком [ль ] (проверяет). Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком [л], другой- со звуком [ль].

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ: «НАЙДИ ТОВАРИЩА» Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание. На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук. Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки были товарищами (звонкий- глухой звуки). Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий- глухой согласный).

«НАЗОВИ УДАРНЫЙ ЗВУК» Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание. Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю.