Виды технологических карт по русскому языку. Технологическая карта урока по русскому языку

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Предложение и словосочетание»

Дидактическая цель: формирование представления о словосочетании, о предложении и их отличии; о главном и зависимом слове в словосочетании.

Образовательная: учить на практике отличать словосочетание от предложения;

Развивающая: развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

Воспитательная: воспитание умения отстаивать свою точку зрения, воспитание интереса к предмету.

Личностные: отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке

Регулятивные: осуществляют самоконтроль, овладевают умением прогнозировать, умение самостоятельно извлекать нужную информацию

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

Оборудование: презентация, документ камера.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Давайте улыбнёмся друг другу. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют на парте наличие школьных принадлежностей.

Регулятивные УУД :организовать свое рабочее место под руководством учителя;

Личностные УУД:

правильная посадка за партой.

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Начнем урок с минутки чистописания.

Открываем тетради и записываем число классная работа. Какое сегодня число? Выделите в предложениях которые мы написали все орфограммы, поставьте ударение и будьте готовы к их объяснению.

Сейчас послушайте загадку, и отгадайте, какую же букву мы будем сегодня писать.

С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться -
Повисеть могу на ней,
А еще и подтянуться!

Правильно ребята, это буква «П». Прописываем букву «П п» одну строчку, заглавную и строчную. А что написано на второй строке? Верно, на второй строчке прописываем слоги(по, пу,пи,па,пы,пэ)

Посмотрите на слайд, на нем картинки словарных слов. Записываем под диктовку, ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные. (портрет, восемь, стакан, багаж, салют, вокзал, кастрюля, иней, орех) (1 ученик пишет на доске, второй контролер)

Выполняют минутку чистописания и словарную работу

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)

Посмотрите на слайд, на нем зашифровано слово, вам необходимо расставить буквы в нужном порядке,чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока. (СЛОЧЕСОВОИЕТАН и ПРЕЖЕДЛОИЕН)

Верно, тема нашего урока «Предложение и словосочетание» Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Вы уже знаете, что в предложении есть главные и второстепенные члены. Теперь давайте посмотрим, как в предложении соединяются слова.

Откройте учебник на странице 78 упр. 125. Прочитайте задание про себя. Прочитай… вслух. Первое предложение выполним вместе. Выполните третье предложение по образцу. (спросить 2-х учеников)

Что же такое словосочетание? Как связанны слова в словосочетании?

Предложение, словосочетание

Построение проекта выхода из затруднения

Давайте проверим правильны ли были ваши ответы, откроем учебник на странице 78 и найдем правило. (дети читают про себя)Правило: Словосочетание-соединение двух или более слов, связанных друг с другом по смыслу. В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое слово. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Какие слова есть в словосочетании? От какого слова к какому задается вопрос? Что не является словосочетанием? А теперь давайте сформулируем правило.(спросить 1-2 ученика)

Сейчас я прочитаю стихотворение, вы должны назвать ключевые слова о словосочетании.

Познавательные: осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют терминами.

Личностные: отвечают на вопросы; слушают собеседника и ведут диалог;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда - наоборот.

Запомни как основу.

Физминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Главное слово определят вопрос в словосочетании, Вопрос идет от главного слова к зависимому.Выполняют физминутку.

Регулятивные: овладевают умением прогнозировать, умение самостоятельно извлекать нужную информацию

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Чтобы закрепить наши знания, откройте учебник на стр.78 упр.126. Прочитайте задание про себя. Первые два предложения выполним на доске. Третье выполните самостоятельно по образцу.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, сверьте со слайдом.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют упражнение.

Личностные: обобщают собственное представление;

Регулятивные: осуществляют самоконтроль

Включение в систему знаний и повторение

Откройте учебник на странице 79 упр. 127. Прочитайте задание. Назовите все словосочетания. Докажите как вы определили, что это словосочетания. Запишите предложения, подчеркните главные члены. Давайте проверим, что у вас получилось.(2 человека проверить). Что называют предложением?

Как вы различали предложения от словосочетаний? Давайте проверим, обратите внимание на правило под упр. 127,прочитайте про себя.

Правило: Предложение сообщает о чем-то или о ком-то, выражает законченную мысль, а словосочетание только называет предмет, его действия или признаки, но более точно чем слово. Вот почему подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Что такое словосочетание? Так в чем же отличие словосочетания от предложения?

Выполняют самостоятельную работу на карточках.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: отвечают на вопросы;

Коммуникативные: уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Было трудно…

Теперь я могу…

Вашим домашним заданием будет выполнить упражнение на стр. 78 № 128 и выучить правило.

Выполняют рефлексию своей учебной деятельности, записывают домашнее задание.

Личностные: отвечают на вопросы; оценивают свои достижения на уроке

Гринь Марина Викторовна
Учебное заведение: Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
Краткое описание работы: познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному; углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.

Торопова Елена Валериевна
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№1"
Краткое описание работы: Технологическая карта помогает учителю актуализировать и восстановить знания о правописании согласных в корне слова, отработать умения подбирать проверочное слово, правильно писать согласные проверяемые, непроверяемые, непроизносимые.

Евлахова Светлана Владимировна
Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №2"
Краткое описание работы: Занятие проводилось в рамках внеурочной деятельности по русскому языку после изучения темы "Лексика". Была выбрана форма занятия, отличная от урочной. Это викторина, к которой учащиеся готовились заранее: выпустили газету "Из истории фразеологизмов", распределились на две команды, выбрали капитанов, придумали девиз, эмблему команды, оформили выставку своих творческих работ и отобрали различные лексические словари. В жюри были приглашены родители учащихся, коллеги. Конспект занятия соответствует ФГОС

Технологическая карта фрагмента урока русского языка

Тема: склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

Класс: 4

Тип урока: изучение нового.

Оборудование: компьютер, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» В.П. Канакина

Цель: ознакомить со склонением имён прилагательных в единственном числе.

Задачи:

Образовательная : познакомить учащихся со склонением прилагательных в единтсвеном числе м.р и с.р

Развивающая : содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся, формированию УУД.

Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к русскому языку, трудолюбию.

Этапы

Обратная связь

Дозировка

Содержание

Формы и методы

    Изучение нового

Физминутка

Первичное закрепление

Вторичное закрепление

Рефлексия

20 мин.

5 мин.

4 мин.

2 мин .

Действия учителя

Действие учащихся

Фронтальная.

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Сегодня с вами на уроке мы научимся склонять имена прилагательные единственного числа мужского и среднего рода. Давайте сформулируем тему сегодняшнего нашего урока.

Открываем учебник на стр. 126, давайте еще раз прочитаем тему нашего урока…

Давайте же с вами просклоняем слова МОРОЗ и СНЕГ, ребята скажите какую часть речи имеют эти слова?

Я предлагаю просклонять существительные вместе с именами прилагательными .(выводится на слайде)

Падеж

М.р

Ср.р

Ип

Мороз (какой?) трескучий

солнце (какое?) зимнее

Р.п

мороза (какого?) трескучего

солнца (какого?) зимнего

Д.п

морозу (какому?) трескучему

солнцу (какому?) зимнему

В.п

мороз (какой?) трескучий

солнце (какое?) зимнее

Т.п

морозом (каким?) трескучим

солнцем (каким?) зимним

П.п

о морозе (каком?) трескучем

о солнце (каком?) зимнем


Имя прилагательное изменяется по падежам и всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано по смыслу.

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

Групповая работа.

1группа просклоняет прилагательное женского рода – вкусная вода

2группа просклоняет прилагательное мужского рода - вкусный .

3группа просклоняет прилагательное среднего рода – вкусное яблоко.

Один человек от парты работает у доски.

К каждому существительному подберите подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.

на ………поле

открытое

у ………окна

хоккейное

с ………вареньем

веселый

без ………друга

черничное

около ………елки

пушистая

Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Какие трудности возникали во время урока?

Если на сегодняшнем уроке вам было понятно и вы узнали много нового поднимите желтый кружок

Если на уроке вам было трудно и вы не узнали ничего синий

Тема сегодняшнего урока склонение имен прилагательных

Читают тему урока.

Существительное.

Просклоняют имена существительные вместе с учителем.

Ж.р.

М.р.

С.р.

И.п. вкусная вода

вкусный

вкусное яблоко

Р.п. вкусной воды

вкусного сиропа

вкусного яблока

Д.п. вкусной воде

вкусному сиропу

вкусному яблоку

В.п. вкусную воду.

Вкусный сироп

вкусное яблоко

Т.п. вкусной водой

вкусным сиропом

вкусным яблоком

П.п. о вкусной воде

о вкусном сиропе

о вкусном яблоке

Урок русского языка

Тема: « Местоимение».

Класс: 2»б»

УМК «Школа России»

Учебник - Русский язык, 2 класс, в 2-х ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (1CD) (В комплекте с учебником)

Технологии: урок открытия новых знаний с элементами критического мышления

Цель урока : Формировать представление о местоимении как части речи; его роли в предложении.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся осознавать местоимение как части речи; употреблять местоимение вместо существительных; применять правила правописания.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Мизансцена: традиционный урок.

Ожидаемые образовательные достижения:

Предметные:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

Ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

Применять правила делового сотрудничества

Участвовать в продуктивном диалоге.

из частей; проводить анализ работы.

Образовательные ресурсы : Мультимедийное оборудование, презентация

Учебник «Русский язык», 2 класс, 2 часть

Алгоритм правила

Сигнальные карточки

Карточки с творческим задание по уровням сложности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности

класса к уроку; организация

внимания.

Прозвенел опять звонок

Он зовёт нас на урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»

А что такое тайна?

А вы готовы открывать тайны? Так, начнём

Планирование деятельности

Проверяют готовность к уроку.

Дети высказывают свои предположения.

Личностные: определиться в желании грамотно писать.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

1 . Словарная работа

На доске слова с пропущенными буквами (сн_гирь, _прель, х_р_шо, _лф_вит,р_бята)

Новое слово составьте из первых букв этих слов (сахар). Пропишите, поставьте ударение

Показ презентации.

Беседа вреден или полезен сахар.

Текст к презентации

Сахар к нам пришел из Индии. Добывают сахар из сахарного тростника.

Позже научились получать из сахарной свеклы.

Сахар необходим человеку, так как снабжает его энергией. Но избыток сахара может привести к заболеваниям, кариесу.

Как же быть?

Нужно есть продукты, которые будут снабжать нас сахаром, усваиваться огранизмом не нанося вреда. Это фрукты.

В это время учащихся у доски выполняют транскрипцию слова слова, 2 – записывает однокоренные слова и выделяет корень

Проверка работы ребят, которые работали у доски, сами учащиеся оценивают их.

Обратить внимание на то, что слово как слышим, так и пишем.

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения.

Один из учащихся отвечает,

Ставят перед собой цель работы (верное написание элементов, аккуратность, не выходить за верхнюю и нижнюю строки и т.д .)

Оценивают работу(Какую цель ставил и получилось - не получилось)

(в тетрадях карандашом ставят отметку)

Учащиеся поднимают букву, которую нужно вставить.

Знакомятся с новым словарным словом.

Слушают, отвечают на вопросы

Подбирают и записывают однокоренные слова

Ставят цель работы, выбирают уровень.

Оценивают товарищей

Личностные:

ориентироваться на значимую для себя информацию.

Познавательные: уметь проводить анализ, синтез, сравнение информации, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

выполнять пробное учебное действие,

фиксировать индивидуальное затруднение в

пробном действии,

волевая саморегуляция в ситуации затрудне-

Коммуникативные:

выражать свои мысли с достаточной пол-

муникации.

Самоопределение к деятельности

- К какой части речи относится слово сахар. Давайте вспомним, что вы знаете о существительном.

Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Возьмите желтые карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.

Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.

В парах с помощью алгоритма учащиеся рассказывают друг другу правило об имени существительном, оценивают друг друга

Сущ., прил., гл.

Личностные: самостоятельное формулировать

тему и ставить цель урока;

принимать поставленную цель

постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Нужно распределить слова, по частям речи.

По 1 чел к доске, вслух проговаривают и записывают.

Они не относятся ни к одной из групп.

Не знаем.

Узнать, как называется новая часть речи

Первичное усвоение новых знаний

Составление алгоритма

Цель этапа:

. Построение и фиксация нового знания.

Для этого я предлагаю вам выполнить такое задание – возьмите синие карточки

Создаю проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод

« » - уже знал «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы

Определите, правильно ли написан текст? найдите ошибки и исправьте прямо в карточках.

Сахар относится к одному из самых популярных продуктов питания. Сахар чаще используют в качестве добавки в различные блюда. Люди почти в каждом приёме пищи употребляют сахар. Сахар пришёл в Европу примерно 150 лет назад. Тогда сахар был очень дорогим и недоступным простым людям, его продавали на вес в аптеках.

Что нового узнали?

Что не поняли? (дом. задание – посмотреть в разных источниках информации, рассказать всем на след. уроке)

    какую ошибку вы заметили?

2. Как можно исправить?

3. Прочитайте исправленный текст.

4. назовите слова, которые вставили

5. Эти слова мы употребляем в речи?

6. Значит это часть речи?

7. А к какой части речи мы отнесем эти слова?

8. Вместо какой части речи мы их используем?

9. то есть чье место они занимают?

На доске

МЕСТО ИМЕНИ

Добавим букву Е .

Это и есть тема нашего урока.(прочитайте хором)

- Что же такое местоимение?

- Вы уже знакомы с некоторыми частями речи. Используя эти знания попробуйте сами вывести правило, что такое местоимение. на доске опорные слова, по ходу, я их выставляю в нужном порядке.

Давайте вспоминать, с чего начинается любое определение?

Местоимение-часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Например: я, та, он, она, они, вы, мы

Открыли новое? узнали тайну?

Отвечают на вопросы.

Алгоритм на доске

Работают самостоятельно

повтор слова сахар – речевая ошибка)

Определяют тему и цель урока

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

На доске составляем алгоритм

Применение нового знания.

Новое знание открыли, что вы теперь должны сделать.

Открыли компьютеры, работаем в парах

(проговариваем друг другу, что делаете)

Кто правильно справился с заданием? молодцы! закрыли компьютер.

Научиться применять новое знание.

Работают на ноутбуках

Личностные:

самоопределе

ние к форме работы;

осуществление

самоконтроля в

деятельности.

Познавательные:

удержание

поставленной задачи,

осуществлять анализ, сравнение и выбор

информации

Определять основную и второстепенную информацию.

Регулятивные:

планировать учебное сотрудничество в группе;

уметь находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других

уметь оценивать полученные результаты в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли с достаточной пол-

нотой и точностью, аргументировать своё мнение и позицию в ком-

муникации,

учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции, разрешать конфликты.

Физминутка

Я буду называть слова, а вы будьте внимательными, если услышите местоимение – садитесь на стул и сидите, как мышки, если я назову другие части речи, встаете и начинаете прыгать.

Дом, он, лес, зеленый, они, песня, я, вы, доска, он, парта, ручка, она, прыгайте, ты

Сели ровно, продолжаем урок.

первичная проверка понимания 5 мин. .

Применение новых знаний

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Возьмите красные карточки –

СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. … СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У … МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. … ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ.

вставить пропущенные местоимения, работаем самостоятельно, затем обмениваемся листочками, проверяем.

Всё верно, Одна ошибка- +

Две ошибки, Три ошибки -

Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

Проверка по эталону.

Дети поднимают руки.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе

знаний, выполнять действия по эталону.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полно-

той и точностью, формулировать и аргументировать своё мнение

в коммуникации, достигать согласование в парной работе.

Подвожу итоги работы в классе

    итак, какую тайну мы раскрыли на сегодняшнем уроке?

    как она называется?

    чем эта часть речи отличается от других, известных вам частях?

    расскажите определение

    какие местоимения вы уже знаете?

Отвечают на поставленные вопросы.

    что существует еще одна часть речи

    местоимение

    она не обозначает предметы, а указывает на них

    я, ты, мы, он…

Проставляют в тетради общий балл, набранный на уроке

Оценивают свою работу на уроке

Личностные: самооценка своей работы, адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности.

Познавательные:

рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности

Коммуникативные:

уметь отвечать на поставленные вопросы.

Домашнее задание

Изобразите на альбомных листах местоимения в образе предметов или животных

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Рефлексия учебной деятельности

Составьте синквейн на тему местоимение

Составляют синквейны, зачитывают их

Список литературы:

1.Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок.2 класс. Волгоград: Учитель, 2011.

2.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2001.

3.Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012.

4.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум 2007.

5.Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2012.

Технологическая карта № 1 Дата: 03.09.15.

Группа : Средняя.

Образовательная область: Коммуникация

Русский язык

Тема: «Наша Родина-Казахстан. Мой родной город».

Цель: формировать у детей первоначальные представления о родном городе и Родине - Республике Казахстан. Учить называть на русском языке символы Казахстана, узнавать и называть достопримечательности родного города и столицы. Воспитывать уважение к госсимволам и любовь к родному городу.

Словарная работа. Существительные: город, страна, республика, Родина, герб, гимн, флаг; глаголы: жить, любить; прилагательные: дорогая, любимая, большая, родная.

Оборудование: карта Казахстана, фотографии родного города, Астаны, иллюстрации о Казахстане, госсимволы.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный

Педагог предлагает детям выполнить музыкальную психогимнастику "Доброе утро».

Организационно

поисковый

Педагог ведет беседу на родном языке: В какой стране мы живем? На каком языке мы говорим? Кто является Президентом нашей республики.

Рассказ педагога о Родине:

– Ребята мы живем в республике Казахстан. (показывается карта) Республика Казахстан - наша Родина. Здесь мы родились и живем. Наша Родина - большая и красивая.

а) рассматривание символов, обучение новым словам и выражениям.

Каждая страна имеет свою символику: это флаг, герб и гимн. Посмотрите внимательно на наши символы.

Д/игра «Назови правильно».

б) рассматривание иллюстраций и беседа об Астане.

Столица нашей Родины - Астана

в) рассматривание иллюстраций и беседа о родном городе.

Наш родной город - Уральск. Он очень старый и красивый. Здесь очень много красивых зданий, памятников культуры и т. д.

Посмотрите на фотографии нашего города.

Физминутка

Д/игра: «Кто быстрее?»

Игра проводится с помощью мяча.

Педагог бросает мяч ребенку и называет слово на родном языке, ребёнок – на русском.

Например: Отан – Родина, Ту – Флаг и т.д.

Педагог подводит итог, читая детям стихотворение:

Казахстан – земля родная,

Очень любим мы тебя.

Море, горы, даль степная

Это Родина моя!

Дети слушают педагога и отвечают на вопросы.

Дети запоминают символы, а затем правильно называют.

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы.

Рассматривают фотографии города Уральск.

Дети хором повторяют за педагогом.

Рефлексивно –

корригирующий

Что такое Родина?

Какие символы есть у нас?

Как называется наша столица?

Как называется наш родной город?

Рассказывают о своих впечатлениях.

Ожидаемый результат:

Знать: названия страны, родного города, государственных символов на русском языке.

Иметь: первоначальные представления о родной стране-Республике Казахстан.

Уметь: отвечать на вопросы на русском языке.

Технологическая карта №2 Дата: 17.09.15.

Группа : средняя.

Образовательная область : Коммуникации.

Раздел: Русский язык.

Тема: «Игрушки. Кто работает в детском саду».

Цель: учить называть игрушки и работников детского сада на русском языке, использовать в речи подходящие по смыслу глаголы и прилагательные, формировать понятие об обобщающих словах. Воспитывать уважение к труду работников детского сада, бережное отношение к игрушкам.

Словарная работа: Существительные: воспитатель, помощник воспитателя, повар, врач, дворник, игрушки. Глаголы: играть, убирать, класть; прилагательные: резиновая, пластмассовая, железная, большая, маленькая.

Оборудование: матрешка Маша, игрушки по теме занятия; предметные и сюжетные картинки.

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность детей

Мотивационно - побудительный

Игротренинг «В Казахстане мы живем»

Выполняют движения в соответствии с текстом

Организационно- поисковый

Речевое упражнение «Скажи правильно»- закрепление названий госсимволов.

Знакомство с названиями игрушек.

Педагог ведет беседу:

Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла кукла Алина. И она привела своих друзей. Посмотрите, какие они красивые! Поздоровайтесь с ними.

Кукла Алина, мишка, зайчик приехали на машине и еще они любят играть с мячом.

(педагог дает перевод названиям игрушек)

Р/у «Наши игрушки»

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик.

Ребята, игрушки любят, когда с ними играют.

Р/у «Расскажи о своей игрушке»

А теперь расскажите, как вы играете дома.

Педагог, внимательно выслушав детей, показывает картинки, где изображены игрушки разной величины.

Посмотрите, игрушки бывают разных цветов и размеров, мы должны правильно назвать их по величине, например: Это кукла. Это кукла большая, а это маленькая. Это мяч. Мяч красного цвета. Этот мяч маленький и т.д.

Д/игра: «Какой игрушки не стало?»

Беседа «Кто работает в детском саду» - знакомство с названиями должностей работников д/сада.

Физминутка

Раз - согнутся, разогнуться

Два – нагнуться, потянутся

Три – ладоши три хлопка

На четыре руки шире

Пять, шесть – тихо сесть

Семь, восемь – лень отбросим.

«Угадай?»- описательные загадки о работниках детского сада.

Называют госсимволы на русском языке.

Проговаривают новые слова за педагогом, хором и по отдельности.

Дети приветствуют их.

Повторяют текст с показом игрушек.

Дети рассказывают о своих игрушках.

Рассказывают.

Внимательно слушают педагога и повторяют за ним.

Играют в игру.

Запоминают и отвечают на вопросы педагога словосочетанием.

Выполняют ф/м.

Отгадывают загадки.

Рефлексивно-корригирующий

Игровое упражнение «Расскажем, чему научились».

Анализируют свою работу на занятии.

Ожидаемый результат:

Знать: названия должностей работников д/с и игрушек на русском языке.

Иметь: представление о труде работников детского сада.

Уметь: отвечать на вопросы на русском языке,

Технологическая карта №3

Группа: средняя. Дата:

Образовательная область: Коммуникация

Организованная учебная деятельность: русский язык

Тема: « Осень. Овощи»

Цель: познакомить детей с названиями овощей, расширять словарь по теме «овощи и фрукты». Совершенствовать диалогическую речь, зрительное восприятие, внимание и мышление. Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей среде.

Оборудование: корзина, муляжи овощей и фруктов, игрушка зайчик, мешочек, раздаточный материал: раскраски и цветные карандаши.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительн ый

Цы – цы – цы – мы ели огурцы.

Ла -ла-ла– созрела красная свекла.

Ва-ва-ва-в саду созрела слива.

Ан – ан-ан- очень вкусный банан.

Организационно

поисковый

Педагог обращает внимание детей на игрушку.

Ребята, сегодня к нам пришел зайчик.

Нужно поздороваться с ним. Зайчик пришел не с пустыми руками, он принес нам полную корзину овощей и фруктов. Давайте посмотрим и назовем, что он нам принес. Педагог выкладывает на стол овощи и фрукты.

А теперь зайчик хочет, что вы вместе с ним повторили и запомнили названия овощей и фруктов на русском языке.

Яблоко, груша, апельсин, банан, лимон - это фрукты.

Огурцы, помидор, лук, морковь, свекла – это овощи.

Фрукты растут в саду, а овощи растут в огороде.

А теперь зайчик хочет с вами поиграть.

Д/игра: «Чудесный мешочек»

Цель: формировать умение правильно называть овощи и фрукты на ощупь и знать название.

Физминутка

Убираем огород

Много там чего растет

И капуста, и морковь, и веселенький горох.

Тыква, ягодка, картошка.

Соберем все понемножку.

Педагог: Молодцы, ребята. А теперь поможем зайчику собрать овощи в одну корзину, а фрукты - в другую.

Д/игра: «Собери овощи и фрукты»

Цель: Закрепить названия овощей и фруктов. Формировать умение различать овощи и фрукты.

Работа с раздаточным материалом:

У вас на столах листы с разными картинками.

1) Раскрасьте овощи на этой картинке.

2)Какие овощи вы нашли, какого они цвета?

Назовем их.

Дети здороваются с зайчиком.

Дети внимательно слушают зайчика и повторяют слова.

Дети играют в игру.

Дети выполняют движения и повторяют слова.

Дети играют в игру.

Работают с раздаточным материалом.

Рефлексивно –

корригирующий

Педагог подводит итог:

Какие фрукты мы знаем?

Где растут фрукты?

А какие овощи растут в огороде?

У детей вызван интерес в изучении языка.

Ожидаемый результат:

Знат ь: названия овощей и фруктов на русском языке.

Иметь: представление, где растут овощи и фрукты.

Уметь: различать овощи и фрукты.

Технологическая карта №4

Группа : средняя Дата: 16.10.14.

Образовательная область: Коммуникация

Организованная учебная деятельность: русский язык

Тема: « Ф рукты»

Цель: Познакомить детей с названиями фруктов, научить связывать существительные с прилагательными, отвечать на вопрос «Что это?», «Какой?», формировать умения называть цвета. Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей среде.

Словарная работа. Существительные : фрукты, сад, яблоко, груша, виноград, лимон.
Прилагательные : красное, желтое, зеленое.

Оборудование: корзина с фруктами (муляжи), картинки дерева, фруктов и овощей.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный

Педагог предлагает детям выполнить речевую гимнастику:

Ша –ша –ша – наша груша хороша.

Ко –ко –ко – Яна съела яблоко.

Ва- ва-ва - в саду созрела слива.

Ад – ад –ад – у нас в саду виноград.

Ин - ин - ин -очень кислый апельсин.

Дети выполняют звуковые упражнения.

Организационно

поисковый

Педагог ведет беседу на родном языке:

Наступила осень. Пришло время собирать урожай. В огороде созрели овощи, а в саду - фрукты.

А какие фрукты мы знаем?

Посмотрите на картинки. Что это? Это яблоко. Яблоко какое? Красное. Это груша. Груша - зеленая. Это апельсин. Апельсин - оранжевый. Фрукты сладкие и полезные.

Р/у «Назови фрукты в корзине»

Яблоко, груша, апельсин, банан, лимон, мандарин - это фрукты. Фрукты растут в саду на деревьях.

Р/у «Что лишнее?»

Д игра «Исправьте ошибку».

Цель: уметь определять, что именно растет на дереве.

Физминутка.

Вот так яблоко!(Встали)

Оно (Руки в стороны)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс)

Руку протяните, (Протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (Руки вверх)

Д/игра «Чего не стало?»

Цель: развивать внимание и память. Научить называть фрукт, которого не стало.

Дети слушают педагога.

Дети называют фрукты.

Дети повторяют слова за педагогом.

Определяют, что лишнее.

Дети играют в игру.

Дети выполняют движения и повторяют слова.

Дети играют в игру.

Рефлексивно –

корригирующий

Педагог подводит итог:

Когда мы собираем урожай?

Где растут фрукты?

Какие фрукты мы знаем? (похвалить детей за старание.)

Ожидаемый результат:

Знать: названия фруктов на русском языке.

Иметь: представление, где растут фрукты.

Уметь: различать овощи и фрукты.

Технологическая карта №5

Группа: средняя Дата: 06.11.14.

Образовательная область: Коммуникация

Организованная учебная деятельность: русский язык

Тема: « Моя семья»

Цель: Учить называть на русском языке членов семьи, использовать в речи обобщающее слово « семья» и притяжательные прилагательные, формировать умения составлять предложения по картине.

Оборудование : сюжетная картина «Семья», мяч, материал к п/г, предметные картинки.

Словарная работа . Существительные : семья, папа, мама, дедушка, бабушка, брат, сестра. Глаголы: помогать, любить, ухаживать. Прилагательные: родная, любимая, дружная, крепкая.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-

побудительный

Педагог предлагает детям послушать стихотворение:

У меня семья большая:

Папа, мама, брат, сестра.

А еще есть добрые

Бабушка и дедушка.

Вместе дружно мы живем,

Песни весело поем.

Ребята, о ком рассказывается в стихотворении?

Дети слушают стихотворение.

О членах семьи.

Организационно -

поисковый

Педагог обращает внимание детей на картину «Моя семья».

Ребята, это семья Айгерим. Сегодня она пришла к нам гости и хочет познакомить вас со своей семьей. Посмотрите, какая большая у неё семья. У нее есть папа, мама, дедушка, бабушка, брат и сестра.(Педагог дает перевод на родном языке).

Ребята, значит, папа, мама, дедушка, бабушка, брат и сестра - это семья.

Чем занята семья Айгерим?

Что они делают?

А теперь кто мне расскажет про свою семью?

С кем вы живете?

Как зовут вашего папу? А маму как зовут? Вы их уважаете?

Как вы им помогаете?

Д/игра « Расскажи»

П/г « Моя семья»

Словесная игра «Наоборот».(играют с мячом)

Педагог называет слова на казахском языке, дети говорят эти же слова на русском языке (закрепление пройденных тем)

Д/игра: «Назови ласково»

Цель: Образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Мама – мамочка

Папа – папочка

Бабушка – бабуля

Дедушка – дедуля и т.д.

Физминутка

Я иду, и ты идешь – раз, два, три.

Я пою, и ты поешь – раз, два, три.

Мы идем, и мы поем – раз, два, три.

Очень дружно мы живем – раз, два, три.

Д/игра: « Кому что?»

(Маме-посуда, бусы, платье)

(Папе - инструменты, машина, костюм)

Внимательно слушают педагога.

Называют членов семьи (хором, индивидуально)

Отвечают на вопросы.

Играют в игру.

Выполняют п/г.

Называют перевод слов, названных педагогом на каз. языке.

Дети играют в игру.

Дети выполняют движения и повторяют слова.

Рефлексивно –

корригирующий

Кто приходил к нам в гости?

Какая у нее семья?

Кто относится к членам семьи?

Как нужно жить в семье?

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Ожидаемый результат:

Знать: названия членов семьи на русском языке.

Иметь : представление об уважении к старшим, об отношениях между взрослыми и детьми.

Уметь : рассказывать о своей семье на русском языке, отвечать на вопросы по картине.

Технологическая карта № 6

Группа: средняя. Дата: 20.11.14.

Образовательная область: Коммуникация

: русский язык.

Тема: " Части тела. Культурно – гигиенические навыки».

Цель : Учить детей отвечать на вопросы полным предложением, обогащать словарный запас словами, обозначающими части тела и культурно гигиенические навыки. Воспитывать культурно – гигиенические навыки.

Словарная работа: Существительные: голова, лицо, уши, глаза, нос, рот, туловище, руки, ноги, мыло, полотенце, расческа. Глаголы : смотреть, бегать, мыть. Прилагательные: чистый, грязный.

Оборудование: чемодан с натуральными предметами туалета, сюжетные картинки, предметные картинки.

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный

Психогимнастика «Моя семья».

Выполняют движения, комментируя на русском языке.

«Угадай, о ком я говорю?» - описательные загадки.

Педагог просит внимательно посмотреть на куклу.

На кого она похожа?

Правильно, она похожа на человека. И у нее такие же части тела.

Педагог показывает, где находится ее голова, глаза, нос, уши, лицо, туловище, руки, ноги.

Показ слайда «Части тела» и составление предложений по ним.

Для чего нам нужны глаза?

Для чего нужны уши?

Что мы делаем носом?

Для чего нам нужны руки?

А ноги для чего?

Д/игра: «Назови правильно»

Педагог называет части тела, а дети показывают на себе (голова, нос, глаза, уши, руки и ноги).

Физминутка

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

Потом глазки закрываем,

Теперь глазки открываем.

Щечки сильно раздуваем,

Ротики мы открываем

И зубами постучим,

И немножко помолчим.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа о правилах гигиены.

Узнают и называют членов семьи на русском языке.

На человека.

Запоминают и повторяют по образцу педагога.

Составляют предложения.

Играют в игру.

Выполняютф/м

Рассматривают картинки и отвечают на вопросы, правильно употребляя глаголы.

Рефлексивно-корригирующий

Что нужно делать, чтобы быть чистым и опрятным?

Какие предметы нужны для этого?

Повторяют слова и фразы новой темы.

Отвечают на вопросы.

Ожидаемый результат:

Знать : Названия частей тела куклы на русском языке.

Иметь: предсавление о важности соблюдения кульурно –гигиенических правил.

Уметь: четко и ясно произносить русские слова и фразы, правильно употреблять глаголы.

Технологическая карта № 7

Группа: средняя. Дата: 04.12.14.

Образовательная область: Коммуникация

Организованная учебная деятельность : русский язык.

Тема: «Зима»

Цель: закрепить знания детей по предыдущей теме, продолжать развивать понимание русской речи. Учить новые слова и фразы по теме «Зима», внимательно слушать текст рассказа и отвечать на вопросы по его содержанию, упражнять в подборе прилагательных к слову «Зима».

Словарная работа: Зима, снег, снеговик, лед, мороз, лепят, падает, катаются, холодная.

Оборудование : иллюстрации о зиме, сюжетные картинки, цветные карандаши.

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный

Р/ у «Для чего...»- повторение названий частей тела человека.

Сюрпризный момент:

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Из чего делают снеговика?

А когда бывает снег?

Значит, скоро наступит зима и станет очень холодно.

Ребята, снеговик хочет научить вас рассказывать о зиме, потому что он очень любит зиму.

Слушают и дают правильный ответ.

Снеговик.

Из снега.

Организационно - побудительный

Вступительная беседа о зиме (по иллюстрации) с проговариванием слов и выражений по теме:

Какое время года изображено на картинке?

Что делают дети зимой?

Кто вылепил снеговика?

Какой бывает зимой снег?

Педагог дает пояснение, если дети затрудняются отвечать.

На земле лежит белый снег. Дети одеты тепло, потому что зимой холодно. Они играют на снегу, катаются с горки на санках. Из снега дети вылепили снеговика.

Словесная игра «Наоборот».

Педагог называет слова на каз. языке, дети говорят эти же слова на русском языке (игра проводится с мячом).

Физминутка «Танец снеговика»

Д/игра: «Расскажи»

С оставить описательный рассказ по образцу с помощью педагога.

Это зима. Зимой идет снег. Зимой погода бывает холодная, морозная. Люди одеваются тепло. Зимой дети катаются на санках и лепят снеговика.

Задание « Нарисуй снеговика».

Слушают, рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы.

Играют в игру.

Выполняют ф/м

Составляют краткий описательный рассказ.

Выполняют задание на листочках.

Рефлексивно-корригирующий

Д/игра «Да – нет»

Зимой мы купаемся в речке?

Одеваемся тепло?

Катаемся на санках, лепим снеговика?

Зимой мы одеваем шорты, панамку, сандалии?

Зимой растут цветы и деревья?

Играют в игру.

Делают правильный выбор.

Ожидаемый результат:

Знать :название времени года на русском языке.

Иметь: представление о зимних забавах детей.

Уметь: четко и ясно произносить русские слова и фразы, правильно употреблять глаголы и прилагательные.

Технологическая карта № 8

Группа: средняя. Дата: 18.12.14.

Образовательная область: Коммуникация

Организованная учебная деятельность : русский язык.

Тема: «Одежда. Обувь»

Цель: закрепить знания детей по предыдущей теме, продолжать развивать понимание русской речи. Учить новые слова и фразы по теме, правильно употреблять обобщающие слова. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к вещам.

Словарная работа. Существительные: платье, плащ, кроссовки, куртка, рубашка, тапочки, шарф, шапка. Глаголы : одеть, надеть, носить. Прилагательные : теплый, желтый, красный.

Оборудование: Демонстрационный материал: дидактическая кукла с чемоданом (пальто, брюки, свитер, шуба, шапка, рубашка, сапоги, ботинки); раздаточный: карточки для игры, цветные карандаши.

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный

Педагог предлагает детям выполнить психогимнастику "Доброе утро».

Держатся за руки, передают друг другу тепло рук и добрые пожелания.

Организационно - побудительный

Ребята, какое сейчас время года?

Как мы одеваемся зимой?

Что мы одеваем на голову?

Что одеваем на тело и ноги?

А что мы одеваем на руки?

Ребята, к нам в гости пришла кукла Настя. Посмотрите, какой у нее красивый чемодан.

Она хочет, чтобы вы помогли ей выбрать одежду и обувь для прогулки зимой.

Вы хотите ей помочь?

Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации одежды и обуви и разучить новые слова и фразы.

Р/У «Что на что наденем?»

Шапку оденем на голову.

Куртку оденем на тело.

Сапоги оденем на ноги.

Варежки оденем на ручки.

Р/У «Скажи правильно»

Пальто, платье, юбка, брюки, рубашка, свитер, шуба, куртка -это одежда.(киім)

А сапоги, ботинки, туфли, кроссовки - это обувь.(аяқ киім).

Физминутка.

Раз! Два! Три! Четыре!

По дорожке я скачу.

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре!

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре!

Заблудился башмачок.

(М.Яснов).

Д/И «Скажите, чья? Чьё? Чей? Чьи?

Чьё пальто?

Чей сапог?

Чья рубашка?

Чьё платье?

«Что лишнее? Раскрась»

Ответы детей.

Выбирают подходящую одежду и обувь.

Повторяют за педагогом: хором, затем индивидуально.

Учатся правильно использовать предлог на.

Называют рисунки одежды и обуви обобщающим словом.

Выполняют движения по тексту

Отвечают, правильно используя притяжательные местоимения.

Выполняют задание.

Рефлексивно-корригирующий

Как мы помогли кукле Насте?

Какую одежду и обувь помогали выбрать?

Ответы детей.

Ожидаемый результат:

Знать: названия одежды и обуви на русском языке.

Иметь:

Навыки правильного употребления предлога на;

Навыки употребления местоимений мой, моя, моё.

Уметь: самостоятельно употреблять в речи обобщающие понятия «одежда», « обувь».

Технологическая карта № 9

Группа: средняя. Дата: 08. 01.2015.

Образовательная область: Коммуникация

Организованная учебная деятельность : русский язык.

Тема: «Домашние животные».

Цель: закрепить знания детей по предыдущей теме, продолжать развивать понимание русской речи. Учить новые слова и фразы по новой теме, правильно использовать обобщающие слова. Воспитывать наблюдательность, любознательность, трудолюбие и бережное отношение к домашним животным.

Словарная работа: Существительные: кошка, собака, лошадь, корова, овца. Глаголы : мяукает, мычит, лает, лакает, сторожит. Прилагательные: пушистая, быстрая, добрая, злая.

Оборудование: картинки домашних животных.

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный

Ребята, что вы видите на картинке?

Посмотрите, какой большой двор. Хотите узнать, кто там живет?

Деревню. Дом и двор.

Рассматривают картинки деревни.

Организационно - побудительный

Педагог ведет беседу по цветной иллюстрации.

Это корова, это овца, а это-лошадь. Они живут на скотном дворе. За ними ухаживает человек. Кошка живет в доме у человека. Собака живет в будке. Поэтому их называют домашними животными. (Педагог дает перевод на родном языке.)

Беседа о пользе домашних животных.

Корова дает молоко.

Овца дает шерсть.

Лошадь возит дрова.

Собака сторожит дом.

Кошка ловит мышей.

Р/у «Скажи правильно»

Д /игра: «Назови, кого не стало?»

Дидактическая игра «Угадай, кто это?»

Физминутка.

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» -

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Дидактическая игра «Расскажи о животном»

Составление рассказа по картине о любимом домашнем животном.

Дети внимательно слушают педагога,

принимают активное участие в беседе.

Внимательно слушают и

Повторяют за педагогом.

Называют обобщающее слово.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Описывают по плану:

Название, внешний вид,

Какую пользу приносит.

«Это кошка. У нее есть голова, туловище, лапки и хвостик. Кошка любит молоко. Кошка мяукает. Она ловит мышей.

Рефлексивно-корригирующий

Заключительная беседа о том, какие животные есть у них дома, кто и как ухаживает за ними, каких животных они любят.

Высказывают свое мнение, рассказывают.

Ожидаемый результат:

Знать: названия домашних животных на русском языке,

О пользе домашних животных.

Иметь: обобщенное представление о взаимосвязи и зависимости животных от человека.

Уметь: узнавать и называть домашних животных на картинках, иллюстрациях, составлять простые предложения.

Технологическая карта № 10

Группа: средняя.

Образовательная область : «Коммуникации». Дата: 22.01.2015.

Раздел: «Русский язык»

Тема: « Дикие животные».

Цель: продолжать работу по активизации словаря, ввести в словарь детей слова и выражения на русском языке, обозначающие диких животных, отвечать на вопросы, используя подходящие по смыслу существительные, глаголы, прилагательные, образовывать существительные в единственном и множественном числе. Воспитывать бережное отношение к животным, трудолюбие.

Словарная работа .Существительные: Волк, лиса, заяц, белка, медведь, ёж. Глаголы : живет, питается, прыгает, спит. Прилагательные: злой, голодный, рыжая, колючий, шустрая.

Оборудование: картинки диких и домашних животных, иллюстрации по теме.

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный

С/игра «Наоборот»

Педагог называет слова на каз.языке (по пройденным темам).

Называют перевод слов.

Организационно - побудительный

Педагог просит рассмотреть иллюстрации диких животных и разучить новые слова и фразы.

Медведь, лиса, заяц, белка, ёж - это дикие животные, потому что они живут в лесу.

Ф/г «Расскажи чистоговорку».

Су-су-су мы видели лису.

Са-са-са убежала в лес лиса.

Сы-Сы-сы –хвост пушистый у лисы.

Р/у «Скажи правильно»

(злой волк, рыжая лиса, шустрая белка…)

Р/у «Кто лишний?»

Р/у « У кого кто?»:

У волчицы-

У медведя-

Физминутка

Мишка.

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)

Улыбайся и садись.

Д/игра «Один - много»

Повторяют за педагогом.

Находят нужное слово.

Волчонок.

Медвежонок.

Выполняют ф/м.

Называют множ.число сущ.

Рефлексивно-корригирующий

Д/Игра «Кто, где живет?»

Какие животные живут в лесу? Назовите.

Почему их называют дикими животными?

Играют в игру.

Ответы детей.

Ожидаемый результат:

Знать : названия диких животных на русском языке.

Иметь:

Уметь: образовывать множ.число существительных; повторять чистоговорку.

Технологическая карта № 11

Группа: средняя.

Образовательная область : «Коммуникации». Дата: 05.02.2015.

Тема: « Домашние птицы».

Цель: продолжать обогащать словарь детей согласно лексической теме- учить называть домашних птиц на русском языке, отвечать на вопросы, образовывать существительные в единственном и множественном числе. Закреплять пройденный лексический материал. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Словарная работа .Существительные: гусь, утка, индюк, петух, курица,цыпленок. Глаголы: кудахчет, гогочет,кукарекает, крякает. Прилагательные: большой, маленький, пушистый.

Оборудование:

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность детей

Мотивационно- побудительный

Р/у «Скажи одним словом» (по пройденным темам)

Называют обобщающие слова.

Организационно - побудительный

Психогимнастика «На птичьем дворе»

Мы отправимся на птичий двор и посмотрим, какие птицы там живут.

Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано - рано поутру

Нам споёт: ку-ка-ре-ку!

Кто крякает?

Кто гогочет?

Кто кудахчет?

Кто кукарекает?

Утка, гусь, петух, курица, индюк – это домашние птицы.За ними ухаживает человек, потому что они приносят ему пользу.

Д/игра: «Угадай, кого не стало?»

Р/у «У кого кто?»

У курицы-

У индюка-

Физминутка

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют.

Птички крошки собирают,

Птички зернышко клюют.

Перышки почистили,

И на место сели.

Д/игра «Кто лишний?»

Д/игра «Один –много»

Гусь-гуси, утка-утки, курица –курицы, петух- петухи, цыпленок – цыплята, утенок –утята, гусенок – гусята.

Играют в игру.

Цыпленок..

Индюшонок.

Выполняют ф/м

Играют в игру.

Рефлексивно-корригирующий

Назовите на русском языке домашних птиц.

Почему их называют домашними?

Какую пользу они приносят человеку?

Отвечают на вопросы педагога.

Ожидаемый результат:

Знать: названия домашних птиц на русском языке.

Иметь: навыки подбора глаголов и прилагательных..

Технологическая карта № 12

Группа: средняя.

Образовательная область : «Коммуникации». Дата: 19.02.2015.

Тема: «Дикие птицы ».

Цель: продолжать обогащать словарь детей согласно лексической теме - учить называть диких птиц на русском языке, отвечать на вопросы, образовывать существительные в единственном и множественном числах, правильно использовать обобщающие слова. Закреплять пройденный лексический материал. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Словарная работа .Существительные: ворона,воробей, сорока, голубь. Глаголы: каркает, стрекочет, чирикает, летает. Прилагательные: большой, маленький, серый, белый, черный.

Оборудование: картины из серии «Птицы», птичий двор из игрушек, картинки и иллюстрации по теме.

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность

детей

Мотивационно – побудительный

Психогимнастика «Птичий гомон»

Чик –чирик, чик –чирик,

Воробей чирикает.

Кар –кар – кар

Каркает ворона.

Врр-вррр-воркует голубь.

Чк-чк –чк –стрекочет сорока.

Повторяют за педагогом.

Организационно - поисковый

Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображениями диких птиц и разучить новые слова и фразы.

Это ворона. Это сорока. Это голубь. Это воробей. Голубь и воробей собирают крошки. Это дикие птицы, потому что они умеют летать, живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище.

Р/у «Какой?» и «Что делает?»

Ворона черная. Ворона каркает.

Голубь белый. Голубь большой. Голубь воркует.

Воробей серый.Воробей чирикает.

Сорока белобокая. Сорока стрекочет.

Р/у «Какой птички не стало?»

Д/игра: «Назови лишнюю птицу»

Физминутка

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют.

Птички крошки собирают,

Птички зернышко клюют.

Перышки почистили,

И на место сели.

Д/игра «Большой – маленький»



Рассматривают иллюстрации и проговаривают новые слова и выражения.

Называют прилагательные и глаголы.

Определяют и называют, которая спрятана.

Называют лишнее и дают объяснение.

Выполняют ф/м

Подбирают существительные.

Рефлексивно - корригирующий

Подведение итогов.

Д/игра: «Наведи порядок»

Посмотрите, ребята, сколько на этой полянке птиц отдыхает? Они все перемешались, помогите мне определить, какие из них домашние, а какие - дикие.

Находят и называют.

Ожидаемый результат:

Знать: названия домашних и диких птиц на русском языке.

Иметь: навыки подбора глаголов и прилагательных.

Технологическая карта № 13

Группа: средняя.

Образовательная область : «Коммуникации». Дата: 05.03.2015.

Тема: « Весна. Женский праздник».

Цель: продолжать обогащать словарь детей лексическим материалом по теме, учить составлятькороткий рассказ на русском языке по картине. Формировать умения рассказывать о весне, воспитывать уважение к женщине(матери, бабушке, педагогам), бережное отношение к природе.

Словарная работа: Существительные: весна, женский праздник, подарок.. Глаголы: наступила, зеленеет, петь, дарить, приготовить, поздравлять.. Прилагательные: добрая, любимая, уважаемая, весенняя, веселый.

Оборудование : нарядная кукла, компьютерная игра « Когда это бывает?»

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность

детей

Мотивационно – побудительный

Игровая ситуация: вместе с Машей приходит очень нарядная кукла и педагог спрашивает у нее:

Настенька, почему ты нарядная?

Потому что скоро женский праздник.

Маша просит учителя познакомить детей с новыми словами о весне и женском празднике.

Дети проявляют желание узнать новые слова.

Организационно - поисковый

Педагог ведет беседу о весне.

Ребята, вот и наступила весна. Скоро на улице станет теплее. Солнышко будет греть сильнее, снег растает, побегут ручьи.

8 марта отмечают Женский праздник – праздник мам. В этот день мы поздравляем своих мам, бабушек, сестер с праздником и дарим им подарки, цветы.

Для нас мама – это самый дорогой человек.

Расскажите, как вы ее любите и какая она.

Р/у «Какая?»

Чтение стихотворения и заучивание наизусть.

Маму крепко поцелую,

Обниму ее, родную

Очень я люблю ее,

Мама – солнышко мое!

Игра «Что подарим маме?»

Физминутка

«Весну аукаем»

Д/игра «Когда это бывает?» описательные загадки .

Педагог называет приметы весны и спрашивает: «Тает снег. Когда это бывает?»

Внимательно слушают.

Подбирают прилагательные к слову «мама»

Повторяют за педагогом, учат наизусть.

Играют в игру.

Узнают и называют.

Рефлексивно - корригирующий

Что меняется в природе весной?

Отвечают на вопросы.

Ожидаемый результат:

Знать: название женского праздника на русском языке.

Иметь: представление об изменениях в природе весной и особенностях Женского праздника.

Уметь: переключать внимание с одного вида деятельности на другой, составлять короткий рассказ по иллюстрации.

Технологическая карта № 14

Группа: средняя.

Образовательная область : «Коммуникации». Дата: 19.03.2015.

Тема : «Наурыз».

Цель: продолжать обогащать словарь детей лексическим материалом по теме, учить рассматривать иллюстрации, слушать текст и отвечать на вопросы полным предложением. Формировать правильные представления о Наурыз мейрамы, воспиывать уважение к народным праздникам и традициям, бережное отношение к природе.

Словарная работа: Существительные: праздник, Наурыз мейрамы, тюльпан, подарок. Глаголы: наступила, зеленеет, петь, дарить, приготовить, поздравлять. Прилагательные: вкусный, уважаемый, веселый.

Оборудование : нарядная кукла, иллюстрации по теме, цветок тюльпан, цветные карандаши.

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность

детей

Мотивационно – побудительный

Игровая ситуация: Маша приносит тюльпан и спрашивает у детей:

Ребята, вы знаете, что это за цветок?

А когда появляются тюльпаны?

Какое сейчас время года?

Как изменилась природа?

Сегодня мы поговорим с вами о празднике Наурыз.

Весной, когда станет теплее.

Отвечают на вопросы.

Организационно - поисковый

Р/у «Какая?»

Весна (какая?) теплая.

Весна (какая?) нарядная.

Педагог просит детей рассмотреть иллюстрации.

Что вы видите на картинках?

Как одеты люди?

Какое у них настроение?

Какой это праздник?

Педагог читает текст и задает вопросы по нему.

Когда празднуют Наурыз мейрамы?

Как готовятся к празднику?

Какие угощения подают на дастархан?

Какая музыка звучит?

Что делают люди в этот день?

Беседа о национальных блюдах.

У каждого народа есть свои национальные блюда. У казахского народа – это бесбармак, казы, шужик, баурсаки, курт, иримшик, коже, кумыс и шубат.

Физминутка «Встречаем Наурыз»

В комнате все приберем,

И ковер почистим.

В гости к бабушке пойдем

Ей споем и спляшем.

«Ответь на вопросы Маши»

Какие цветы появляются весной самыми первыми?

  • Подснежники.

А сейчас раскрасим каждый свой подснежник.

Подбирают прилагательные к слову «весна».

Рассматривают иллюстрации.

Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают педагога.

Ответы детей.

Рассматривают, запоминают, повторяют.

Выполняют ф/м

Подснежники.

Выполняют задание.

Рефлексивно - корригирующий

Когда празднуется Наурыз мейрамы?

Как мы его встречаем?

Какие изменения происходят весной в природе?

Рассуждают и отвечают на вопросы педагога.

Ожидаемый результат:

Знать: название праздника на русском языке.

Иметь: представление о Наурыз мейрамы и изменениях в природе весной.

Уметь: переключать внимание с одного вида деятельности на другой, Слушать текст и отвечать на вопросы по его содержанию.

Технологическая карта № 15

Группа: средняя

Образовательная область : «Коммуникации». Дата: 02.04.2015.

Тема: « Комнатная мебель».

Цель: продолжать обогащать словарь детей – учить называть мебель на русском языке, отвечать на вопросы полным предложением, согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.Закреплять пройденный лексический материал. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к предметам быта.

Словарная работа: Существительные: стол, стул, кровать, диван, мебель. Глаголы: лежать, сидеть, ставить. Прилагательные: круглый, большой, высокий, низкий.

Оборудование : картинки из серии «Мебель», картинки к д/и «Куда что положить?»

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность

детей

Мотивационно – побудительный

Ребята, сегодня у Нюши новоселье, и она просит вас помочь ей выбрать для ее дома необходимую мебель, а потом она научит вас правильно называть ее на русском языке.

ПРоявляют желание помочь кукле.

Организационно - поисковый

Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации и проговаривает названия мебели.

Это стол. Это стул. Это кровать. Это диван. Это шкаф. Все эти предметы быта одним словом, мы называем мебелью.

А теперь поможем Нюше расставить мебель в ее комнате.

Д/игра «Подбери признак»:

Стул какой?

Кровать...

Д/игра «Чего не стало?»

Физминутка.

Мы купили в магазине

Стол, диван, комод, буфет,

Две кровати, этажерку

И зеленый табурет.

Нам еще нужна тахта и гладильная доска.

Д/игра «Куда что положить?»

Книгу положу на полку.

Подушку положу на кровать.

Лампу поставлю на стол.

«Помоги Нюше раскрасить стол»

Называют новые слова и выражения.

Расставляют картинки мебели.

Отвечают: большой, высокий, круглый, низкий, широкая, маленькая, красивый, мягкий, удобный.

Играют в игру.

Выполняют ф/м

Работают с карточками, называют предмет, соединяют линией предмет и соответствующую ему мебель, составляют предложения

Выполняют задание.

Рефлексивно - корригирующий

Какие новые слова мы научились говорить?

Нюша благодарит вас за помощь.

Отвечают на вопросы и прощаются с Нюшей.

Ожидаемый результат:

Знать: названия предметов мебели на русском языке.

Иметь: - навыки согласования числительных с существительными.

    навыки работы с карточками.

Уметь: - правильно употреблять обобщающие слова и предлоги.

    подбирать прилагательные, правильно отвечать на вопрос «Где?», составлять простые предложения.

Технологическая карта № 16

Группа: средняя.

Образовательная область : «Коммуникации». Дата: 16. 04.2015.

Тема: « Продукты питания и посуда».

Цель : продолжать обогащать словарь детей по русскому языку, ввести в активный словарь названия продуктов питания, учить отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать у детей бережное отношение к продуктам питания, заботливость и трудолюбие.

Словарная работа: Существительные: хлеб, масло, компот, молоко, мясо, продукты, посуда, тарелка, чайник, кастрюля. Глаголы: кипит, варится, жарить, разбить. Прилагательные: гороховый, картофельный, полезный, железная, стеклянная.

Оборудование :нарядная кукла, картинки к д/и «Покажи и повтори», цветные карандаши.

Этапы деятельности

Действия педагога

Деятельность

детей

Мотивационно – побудительный

Игровая ситуация: Маша очень любит кашу, давайте приготовим ей кашу.

Какие же нужны продукты?

Проявляют желание узнать названия продуктов.

Организационно - поисковый

Р/У «Будь здоров»

Чтобы быть здоровыми, сколько раз в день нам нужно кушать?

Как называется прием пищи утром? (завтрак)

Утром завтрак, мы завтракаем, днем у нас... (обед),и мы... (обедаем), после дневного сна у нас...(полдник) и мы (полдничаем), вечером (ужин), мы...(ужинаем).

Педагог просит рассмотреть иллюстрации.

Разучивание новых слов