Страшное горе: как молиться за самоубийц? Шаг в нескончаемую пропасть ужаса.

Грех самоубийства.

В заключении главы о депрессиях уместно упомянуть о самоубийстве (суициде), поскольку именно отчаяние являются предвестниками этого страшного поступка.

Суицид есть добровольное лишение себя жизни. Печальная статистика самоубийств в России долгое время была закрытой. В начале 1989 года впервые за последние 60 лет были обнародованы ошеломляющие цифры, за каждой из которых – безысходное отчаяние, утрата смысла жизни. Ежегодно накладывают на себя руки более 60 тысяч россиян – это целый город самоубийц. И что особенно трагично, более всего, в 2,9 раза, выросли самоубийства среди молодых людей в возрасте 20-24 лет. В остальных возрастных группах взрослого населения этот прирост составил 1,6-1,8 раза.

Вот еще один красноречивый факт: уровень самоубийств в России в 1915 году равнялся 3,4 человека на 100 000 населения, в 1985 году он составлял 24,5, в 1991-м – 31, а в 1993 году уже 38,7 человека. 1998 год отмечен еще более высокими суицидальными показателями.

20% от общего числа всех самоубийств совершают дети и юноши до 19 лет. Приведем статистику за 1996 год: возраст 5-14 лет – 2756 самоубийств; 14-19 лет – 2358, и это только учтенные случаи. В 92% случаев самоубийства совершались детьми из неблагополучных семей.

В чем причины самоубийств? Точка зрения врачей такова: подавляющее число самоубийц психически здоровы. Суицид – это личностный кризис. Социальные факторы не имеют здесь решающего значения, это проблема духовная.

Архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет: “Бедные страдальцы самоубийцы! Вы не приняли искупления, кратких земных очищающих страданий – сладких для принявшего, – о, гораздо более сладких, чем те призрачные наслаждения, в тоске по которым вы умерли. Да, в вашей власти было сделать это, как подсказала, шепнула вам сила зла, не имевшая над вами тогда никакой власти, но в вашей же власти было не делать этого. В вашей власти было знать, что есть Бог, что Он есть не только высшее Выражение Правды и Справедливости, недоступных нашему пониманию, но даже гораздо более всех этих слабых человеческих понятий. В вашей власти было понять, что не может Бог дать Крест и не дать сил, – что в вашей власти было обратиться к Богу, спастись призыванием (не ложным) Его Имени…

Самоубийцы пред самоубийством своим совсем не знают, что за их спиной стоит гадкий, невыразимо злой дух, понуждая их убить тело, разбить драгоценный “глиняный сосуд,” хранящий душу до сроков Божьих. И советует этот дух, и убеждает, и настаивает, и понуждает, и запугивает всякими страхами: только чтобы человек нажал гашетку или перескочил через подоконник, убегая от жизни, от своего нестерпимого томления… Человек и не догадывается, что “нестерпимое томление” – не от жизни, а от падшего духа, который все представляет в черном свете. Человек думает, что это он сам рассуждает, и приходит к самоубийственному заключению. Но на самом деле это не он, а его мыслями говорит тот, кого Господь назвал “человекоубийцей от начала”…

Человек только безвольно соглашается, невидимо для себя берет грех диавола на себя, сочетается с грехом и с диаволом… Одно покаянное молитвенное слово, одно мысленное хотя бы начертание спасительного Креста и с верою воззрение на него – и паутина зла расторгнута, человек спасен силой Божией… Только малая искра живой веры и преданности Богу – и человек спасен!

Из книги Понтий Пилат [Психоанализ не того убийства] автора Меняйлов Алексей Александрович

Из книги «Оправдавшись верою…» Комментарий на Послание ап. Павла к Римлянам автора Ваггонер Эллет

ГЛАВА 2 Грех ближнего - наш грех Вступление «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1, 2).«Сын мой! если ты примешь слова мои и

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

2. Наиболее известные преступления и самоубийства адептов деструктивных религиозных организаций По данным открытой прессы (список преступлений, совершенный сатанистами, смотри в разделе "сатанистские и демонические секты"): убийство путем утопления в реке, болоте и

Из книги Православие и грядущие судьбы России автора Рождественский Архиепископ Никон

Самоубийства молодежи Никогда, кажется, так не было много самоубийств среди молодежи, как в наше смутное время. Газеты пестрят известиями о том, как молодые люди кончают расчет с жизнью. И большею частью эти несчастные сами объясняют причину совершаемой ими казни над

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

6. Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти"? Вопрос: Что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

25. Почему христианство не приветствует самоубийства? Ведь смерть есть освобождение от всего материального и соединение с Богом? Вопрос: Почему христианство не приветствует самоубийства? Ведь смерть есть освобождение от всего материального и соединение с Богом?Отвечает

Из книги О грехе самоубийства и самоубийцах автора Шаховской Иоанн

Что означают слова: «Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти»? иеромонах Иов (Гумеров)Грехом является всякое отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия (делом, словом и даже помышлением). В другом месте того же Соборного послания апостол пишет:

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Предотвращение самоубийства (Из рассказов старцев Оптиной пустыни)Это было в 1921 году. У меня была сослуживица, молоденькая женщина. Она очень привязалась ко мне и поверяла мне свои переживания, хотя я была моложе ее годами.Часто говорила она мне, что, несмотря на внешнее

Из книги ВОСПЕВАЮЩИЕ БИТВУ автора Ветер Андрей

Одна из главных причин самоубийства - неверие (Архимандрит Амвросий (Юрасов). «О вере и спасении»)Самоубийство - страшный грех, большая беда и для погибшего, и для родных, что остались жить.Часто бывает так: умер муж, жена скорбит, скорбит сильно, почти каждый день ходит

Из книги Четвертый крик автора Ленчик Лев

Грех Не должно считать себя недостойным монашеской жизни ради множества грехов своих. .Вступая на поприще послушания, должно исповедать наставнику грехи свои. .Повесть о разбойнике, принесшем покаяние в грехах своих. .Без исповедания грехов своих никто не

Из книги Есть я? Я есть. автора Ренц Карл

ПОСЕЛИВШИЕСЯ НА РАВНИНАХ ЯЗЫК * РАССЕЛЕНИЕ * ПЕРЕЧЕНЬ ЗИМ * ВОИНСКИЕ ОБЩЕСТВА * ЭПИДЕМИИ * САМОУБИЙСТВА * КРАПЧАТЫЙ ХВОСТ * ЛОВЛЯ ЛОШАДЕЙ * ПОГРЕБЕНИЯ * ОДИНОКИЙ РОГ * СИДЯЩИЙ БЫК Название «Титон» или «Титон-ван» происходит от слов «тинта» (прерия) и «тонванъяпи» (жить в

Из книги Собрание сочинений в трех томах. Том III автора Иосифович Фудель Сергей

Подвиг национального самоубийства (Очерк судьбы дохристианского

Из книги Как Ангелы-Хранители направляют нас в нашей жизни. Ответы Небесных Ангелов на самые важные вопросы автора Панова Любовь

21. Каждый сидящий в медитации предпринимает попытку самоубийства В: Это так подавляет, что этому нет конца. Ты постоянно входишь и выходишь…К: Это лучшее. Ты подавлен (depressed), но это лучшее, что ты можешь получить - глубокий покой (deep rest). Ты становишься глубоким покоем,

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

8. «Грех» В одном стихотворении Флоренского 1907 года (из цикла «Звездная дружба») есть такие строки: Душа себя найти желает, Томится по себе самой. Моя неудовлетворенность собой - это начало борьбы за нахождение себя в Боге, себя очищенным от всего, что не «я»

Из книги автора

Грех самоубийства Существует еще один грех, тоже очень большой – это самоубийство. Но так же, как и за убийство, здесь бывает ответственен кто-то еще, кто-то, толкнувший человека на это тяжкое преступление. Если, например, жена изменила мужу и муж об этом узнает и убивает

Из книги автора

«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех» Нравственное Богословие (Грехи против 7 заповеди, грех - извинение в других плотского греха разными предлогами):«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех». Не

18 августа 2015 года Управлением Специализированной Службы Охраны Акмолинской области проведено было семинарское занятие среди всех батальонов полиции УССО на тему «Профилактика суицида», в связи с тревожными тенденциями в плане увеличения количества суицидов среди населения РК по сравнению с данными на 2014 год.

По благословению Преосвященнейшего Серапиона, епископа Кокшетауского и Акмолинского и по приглашению руководства УССО на данном мероприятии принимал участие диакон Валерий Анфёров, руководитель епархиального отдела по связям с общественностью.

Задачей и темой выступления явилось освящение позиции Православия касательно суицида как явления не только века 21, но и как проблемы человечества в целом.

За период 2015 года 1126 фактов суицида в РК. Это в который раз указывает на злободневность данной темы и подчеркивает ее общечеловеческий фактор.

Суицид - это отчаяние, (человек не верит в то, что он может жить дальше, что Бог поможет ему) и дерзкий вызов Богу (человек как бы в лицо Богу "бросает" жизнь, которую самоубийца возненавидел, не дожидаясь, когда Сам Бог решит отделить душу от тела). Естественно, верующий, религиозный человек никогда не совершит этого акта, так как верующему свойственно верить в то, что Бог видит всё, и если Он дал жизнь, значит, в этом есть свой смысл и своя цель. Вспоминается прекрасный совет одного епископа Православной Церкви, данный лицу, пришедшему хлопотать об отпевании самоубийцы: "Оставьте всё на суд Бога. Человек сделал свой выбор, мы отменить этот выбор не в состоянии. Не нужно лицемерить и говорить, что он был христианином. Он утратил веру, потому что, только утратив веру можно совершить такой страшный поступок. Теперь мы не властны изменить его решение".

По единодушному соборному мнению Православной Церкви жизненный крест, как и различные искушения в течение всей жизни, никогда не даются сверх сил человека. Нужно четко осознавать, что страдание, греховное искушение, которое тебя одолевает в данный момент, ты можешь преодолеть, однако не только своими силами, но с Божией помощью. Именно из-за того, что человек в своем безверии, столкнувшись с проблемами (зачастую они бывают особенно у молодежи надуманными и смехотворными), совершенно не обращается к Богу за помощью через молитвы, покаяние, Таинства, и так доходит до черты самоубийства.

Мы, православные, знаем, что в этом мире мы не должны быть привязаны ни к чему (власть, деньги, статус и т.п.), что жизнь дается нам для обучения души, а не для бесконечных удовольствий, что нам важнее то, что ждёт за порогом вечности. Удивительно, что, даже решив уйти из жизни, человек не хочет задуматься о том, как он сможет решить эту задачу. Когда приходят люди с суицидальными мыслями, они жалуются, что болит душа, а не тело. И как же ты, человек, хочешь избавиться от боли в душе, лишив себя тела? Где логика? Эта банальная логика действует на многих достаточно отрезвляюще. А религиозная платформа позволяет ещё шире смотреть на вещи и понимать истинную цель, брать дополнительный ресурс для преодоления этой ситуации. Поняв то, что сознание переходит границу смерти, что пустоты после смерти нет - человек не станет совершать суицид, потому что тогда это бессмысленно. (Если не считать случаи психических заболеваний, которые надо рассматривать отдельно).

Ведь нет ни одного человека, по-настоящему верующего (не формально верующего в мифического «бога-в-душе»), который бы закончил жизнь самоубийством. Или ты – верующий, или самоубийца. Тут третьего не дано. Но каждый суицид это последствие кризисного состояния души, ощущение пустоты, жизни вне Бога. Искать духовную анестезию можно очень долго, однако истинную свободу кроме Христа дать человеку никто не может.

Для Православного человека абсолютная свобода воли очевидна, так же, как и полное ее отсутствие после физической смерти: там измениться, или переосмыслить, или передумать, или принять решение НЕВОЗМОЖНО. Пока мы ходим по земле, мы в состоянии прийти ко Христу с покаянием и осознанием того, что без помощи Божией человек не в состоянии освободиться от власти греха, гнета привычки, страсти, пленения разума, что в свою очередь приводит к смерти духа, а затем и тела.

Жизнь это дар Божий и один Господь вправе распоряжаться нашей жизнью. Что мы не вправе нашу волю противопоставлять воле Творца и обязаны до конца сохранять этот дар, как бы тяжко нам ни было, потому что это дар Божий и мы, как чада Божии, должны вверить эту жизнь со всеми искушениями в руки Творца.

Общее положение – самоубийство запрещено, самоубийство категорически осуждается и закончивший земной путь таковым образом не отпевается в Православной Церкви. Суицид – это тупик, причем БЕЗКОНЕЧНЫЙ. И так как жизнь дана Богом, мы не сами ее берем. Жизнь нам дается Рукой Божией через родителей наших, поэтому суицид еще грех и против родителей. Жизнь – это не наша собственность, а распоряжаясь не нашей собственностью, мы производим АКТ ВОРОВСТВА, святотатства.

Состояние человека в суициде: нет цели, нет задач, нет перспектив, нет духовного стержня, нет упования на Волю Бога и заботу Его о человеке, нет надежды на реальную возможность все изменить, которая есть ЛИШЬ ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ: человек должен жить.

В духовном смысле: потеря веры, любви, уважения, благодарности близким, обостренное желание доказать всему миру свою правоту. Хотя данный эгоизм и гордость на деле неэффективны и далее, чем в могилу ни приводят.

Суицид может быть спровоцирован Страстями и вредными привычками: страсть игромании, алкоголизма, сребролюбия, наркомании, нежеланием трудиться, праздностью, блудом – ко всему этому человека толкает диавол. И ровно в той степени, в которой духовно человек закрыт для Бога, настолько он подвержен влиянию диавола.

Суицид – болезнь духа, с которой успешно борется Православие, которую излечивает Бог. И в случае следованию действительно «церковной» жизни Суицид НЕВОЗМОЖЕН, так как Православный осознает меру и высоту клятвы верности Христу в мыслях, желаниях, словах и поступках.

В Христианстве нет места суициду, так как Цель жизни человека в Православии обозначена более чем четко: «Будьте совершенны, как Отец Ваш небесный совершен Есть. Будьте Святы, как Свят Я, Господь Бог Ваш! », то есть по Благодати человек должен стать тем, кем Бог является по природе. Цель колоссальна, но достижима. Посмотрите на примеры Святых, коих великое множество (Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский)

В качестве ориентира жизни своей эти люди избрали Христа, так как верили, что ради нас, Он, Бог, не переставая быть Богом, стал еще и человеком, чтобы принести себя в жертву, воскреснуть и освободить человечество от власти диавола, греха и смерти.

В Православии нет места суициду, но не в языческих культурах. К примеру, в Японии – сэппуку, ритуальное самоубийство признается обществом как добродетель и подвиг, в культуре Рима – самоубийство пресыщенных жизнью вельмож на пирах было обыденной практикой.

В Таинстве Крещения человек усыновляется Богу, и когда человек убивает себя, он показывает тем самым, что данная семья ему ни к чему. МОЛИТЬСЯ ЗА ТАКИХ мы не можем, так как это есть ПОЛНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ МИЛОСЕРДИЯ и ПРОМЫСЛА БОЖИЯ, и по слову Божию, «хула на Духа Святаго » есть грех непростительный.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что не Бог, а сам человек своей греховной, безбожной и неправедной жизнью ПРЕДАЛ СЕБЯ В РУКИ ДИАВАОЛУ, склонившего его к самоубийству. "Жало смерти – грех " (1Кор.15:56) – пишет св. апостол Павел. Поэтому именно покаяние в своих грехах спасает и "обновляет " (Евр.6:6) человека, при этом следует заметить "…печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть " (2Кор.7:10). Не в этом ли причина возрастания самоубийств в нашем все более удаляющемся от Бога обществе?

Человечество, несмотря на огромное желание уйти от Бога, так и не смогло создать никаких надежных основ для преодоления кризисов, кроме традиционных религиозных ценностей. Эти ценности аккумулировали в себя опыт преодоления кризисных ситуаций многих десятков поколений, разработали объяснения смысла жизни, включили в себя опыт помощи людям, находящимся на грани.

Современные философские течения, напротив, дав ложные и ограниченные цели, ничего для преодоления тяжелых кризисов предложить не смогли.

Профессора МДА А.И. Осипов отмечает: «Если вы отправляете ребёнка в лес, в глухую тайгу, что вы дадите ему с собой? » Вспоминают про спальник, спички, котелки… И никто не говорит – «карту и компас ».

Такова и реальная жизнь. Родители обеспечивают любыми вещами, вместо того, чтобы дать карту и компас, который будет нравственно, социально ориентировать детей по жизни. Особенно важно дать смысл жизни, без которого жизнь не будет сознательной, а будет стихийной. Именно правильный ориентир дает возможность человеку, если он заблудился, выйти из леса.

Но если человек так заблудился, что у него нет правильных целей, он не понимает сам себя, не осознает настоящей, а не выдуманной реальности - такому практически невозможно выйти из больших трудностей, в которые он попал.

Культ потребительства, господствующий в обществе сейчас, не только ничего не предлагает, но и активно провоцирует суициды, патологические зависимости и т.п. Именно от этого и растет количество суицидов. Если у корабля неправильная цель и отсутствуют приборы навигации, то он непременно попадет в катастрофу.

Большинство людей сегодня представляют себя как набор некоего имущества: дачи-квартиры-власть-связи-деньги-перспективы. Лишаясь этого, человек лишается смысла.

Ведь «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (Матф.6:21). И получается жизнь без Бога, жизнь ради оболочки, «рубашки», без которой тупик… И тогда всё равно, как помереть – в болоте, от волков или самому на дереве повиснуть.

И если родители не дали смысл, вектор развития, «карту и компас », а нарядили детей, выхваляясь друг перед другом, и отпустили в чащу леса, который и есть наша жизнь – это может закончиться трагически. Родители обрекают детей на страдания, не давая им понимания, что на самом деле является важнейшим в жизни.

Родители озабочены потребительством, финансовыми операциями, статусом, властью и т.д. Ребёнок видит это, перенимает те ценности, которые видит у старших, и в результате обладает тем же набором. И однажды, став самостоятельным, он сталкивается с тем, что не может на этих ценностях переосмыслить кризисную ситуацию.

Если в этой ситуации он не может потреблять, иметь власть, проводить финансовые операции, то он сначала теряется, а потом, понимая, что он не может жить в соответствии со своими ценностями, решает, что жить больше и не нужно. Для чего, получается, эта жизнь, если она не позволяет потреблять и получать от этого удовольствие, иметь то, что хочется (по каким-то материальным ли, физическим ли причинам)? А ничего другого он в семье и в окружении не видит… И все это происходит из-за того, что человеку были навязаны ложные ценности.

Относительно ШКОЛЫ нашей жизни можно привести следующее сравнение. Человек приходит в школу – учиться. Обучение всегда связано с определенным страданием и лишением. Человек вынужден работать над собой, подчиняться дисциплине, контролировать себя, ограничивать себя во многом. Человек учится, чтобы потом получить достойный результат, достойную работу.

Но если человек не знает, не верит в то, что после выпуска что-то с ним ещё будет, в этом случае его труд, его самоограничения во время учебы действительно не объяснимы! В этом случае получается, что никакого смысла в его обучении нету - учиться для того, чтобы просто пострадать, напрячься, закончить школу и уйти в темноту, в пустоту…

В этом случае, вместо сосредоточенной учёбы, естественней заняться потребительством, игрой, пикниками, что сейчас людям и предлагается со всех сторон: «Бери от жизни все», «Один раз живем». Ведь человеку непонятен смысл его «обучения» в школе Жизни. Непонятен и смысл страданий, лишений, которые он при этом терпит.

Жизнь это школа, а не пикник - с этим согласны все религии. Но с этим не согласны атеисты, люди, не думающие о смысле, гедонисты и потребители, приносящие на алтарь удовольствия не только свои и души других, еще не рожденных…

Одна из ключевых причин суицида в обществе это постабортный синдром. Статистика ужасает, однако лишь самый бескомпромиссный взгляд через призму Православия помогает раскрыть духовные причины убийства детей, и последующего самоубийства «родителей». Достаточно сделать экскурс в историю древних хананейских племен и жителей Карфагена, практиковавших детские жертвоприношения идолу ваалу, показав идентичность мотивации для убийства малышей древними и современными родителей.

Есть ли возможное решения проблемы постабортного синдрома как одной из причин самоубийств? Действительно есть. Необходимо указать на единственно истинный и спасительный образ Господа нашего Иисуса Христа и необходимость веровать в Него, веровать Ему и призывать Его Имя. Симптомами указанного выше синдрома совершивших и участвовавших в убийстве детей, являются постоянные депрессии, отчаяние, суицидальные мысли, беспричинная злоба. С такими симптомами человек жить не может, поэтому ищет анестезию физического или духовного свойства… При таких условиях истинный смысл человеческого бытия утерян.

Чтобы помочь человеку преодолеть кризис, надо, прежде всего, самому быть духовно и мировоззренчески, интеллектуально подготовленным. Нужно иметь опыт, который достойно противостоит потребительским стереотипам, эгоцентризму, безответственности. Первое дело – попытаться понять его, поговорить так, чтобы он чувствовал участие, но не давление. Иногда даже этого хватает. Второе дело - осторожно проанализировать стереотипы и жизненные конструкты человека в кризисе.

Если человек очень сильно хочет добиться чьего-либо внимания, достатка, успеха, взаимности, важно осторожно задать ему вопрос - «зачем, какой смысл в этом»?

Люди чего-то хотят, не понимая смысла. Допустим, человек очень хочет иметь семью, детей, но по каким-то причинам это не складывается, и он в депрессии. Когда задаешь вопрос, зачем ему семья, он не может ответить. Просто отвечают, что все женятся, потом детей заводят. Надо, и всё.

Невозможность удовлетворить свои представления и только их может привести человека к суицидальным мыслям. У любого суицидника мышление суженное. Он чувствует «как надо», но почти всегда не понимает – зачем. Он не может рассмотреть альтернативные точки зрения на проблему. Речь идет о пленении разума, рассудка одержимой и навязчивой идеей.

Допустим, молодой человек хочет добиться расположения какой-то девушки, но не может ответить на вопрос «зачем», хочет потому, что так решил. Он просто в плену у своей мысли. Но альтернативные взгляды надо показывать ему очень аккуратно. Главное, чтобы он не замкнулся, не стал недоверчивым, понимал, что Вы это делаете в его интересах и пытаетесь ему помочь. В первую очередь, приступам отчаяния подвержены люди неверующие, не видящие смысла ни в жизни, ни за ней. Чтобы человека сдвинуть с позиции суицида, надо расшатать стереотипы, на которые он опирается.

Стереотип поведения образуется с детства: на какой-то стимул выдается определенная реакция. Реакция закрепляется, получается психологический рефлекс. Сейчас так подается реклама - стимул-реакция. Показывают в рекламе дорого одетую особу и сами же озвучивают: «О, как хорошо!». А у человека от многократного и повсеместного повторения образуется, например, рефлекс: дорого одеться – это хорошо. Почему хорошо, для кого хорошо - человек не задумывается. Такое отношение летит со всех сторон, и многие люди впитывают его как губки. Когда в душе человеку не на что опереться, ему «сгодится» любой суррогат. Если же я, православный христианин, понимаю, зачем живу, что я делаю, я уверенно себя чувствую и мне не нужны эти тряпки, эти суррогаты…

В поведении людей с суицидальными мыслями и намерениями, есть общие черты. Согласно исследованиям, это чувство изоляции от других людей, чувство брошенности, ненужности, абсолютного одиночества. Человеку кажется, что его страдания невыносимы, что никто не переживал подобного, и неспособен его понять. Продолжение жизни для него означает продолжение страданий. Кроме того, восприятие самоубийцы предельно сужено, внешнее для него не существует. Исходя из этого, человек, стремящийся помочь, должен «дистанцироваться», не навязываться и, в то же время, готовым быть рядом, принять и понять. Это поможет ослабить чувство брошенности и изоляции.

Исследователи рекомендуют избегать конфронтации, убеждения в неправильности и неприемлемости шага, лозунгов и подобного. Напротив, доверие и участие в человеке позволит в определенный момент высказаться против самоубийства как решения, указать на то, чего человек в своем ослеплении не замечает. Это может быть напоминание о близких или прямое указание на нелогичность поступка «от душевной боли уничтожением тела не спасёшься», а также указание на кризис и пути выхода из него. В конце концов, поколения людей испытывали те же проблемы. Но умели, с Божьей помощью, их переживать.

О запрете на отпевние самоубийц.

Христианское погребение - логический итог, завершение христианской же земной жизни, «последнее напуствие» ушедшему в жизнь вечную.

Погребает верующего Церковь, что подразумевает принадлежность погребаемого к Церкви. Если человек своим сознанием, своим отношением к религии или содержанием личной религиозности был вне Церкви во время жизни (к примеру, заявляя, что "в Бога верит, но в Церкви не нуждается"), то нет каких-либо оснований совершать над ним Отпевание отвергаемой или просто игнорируемой им Церкви. Такое погребение, во-первых, будет греховным, потому что оно будет лживым. Ведь в самом чине погребения об усопшем говорится в категориях причастного церковной вере и жизни лица (что в случае с невоцерковлённым человеком является ложью).

Во-вторых, оно уже будет проявлением насилия и над богослужением (попытка совершить над не церковным человеком обряд Церкви) и над самим человеком (во время земной жизни он не пожелал стать членом Церкви, войти в Её священные недра, вкусить Её Таинства, а теперь мы пытаемся его "воцерковить" не душой, а разлагающимся трупом, когда он уже не может нам сказать своего "нет, не надо"). В-третьих, это будет кощунством, ведь стоять и в молитве к Богу лгать (называя "верным рабом Божьим" того, кто ни сном, ни духом не предвидел такого статуса своей персоны) есть кощунственное поругание молитвы и оскорбление Самого Бога.

Всё сказанное выше относится к любому случаю "отпевания" неверующих или не понятно во что и как "веривших" лиц.

Суицид - это не просто факт, действие. Суицид - это явление, свидетельство об определённом состоянии души человека. И состояние это самое что ни есть ужасное.

Конечно, если бы "самовольно ушедший" был человеком верующим, то нашел бы выход из тупика в молитве, осознав, что "если и всему миру я не нужен, то Богу нужен, с Ним и буду жить". (Это отличие в поведении верующего и неверующего еще раз подчеркивает антирелигиозность суицида, и, следовательно, недопустимость отпевать человека, совершившего такой яркий и трагический акт отрицания веры).

Бог прощает нам нашу вину, но не надо пытаться груз своей вины (которую нам надлежит еще очистить, "искупить") перекладывать на других. Церковь, благодать, обитающая в Ней, помогают человеку очищаться, исправляться. Но Христос не совершает наш внутренний подвиг вместо нас самих. Он - с нами, но не вместо нас.

Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, всегда воспринималось как ТЯГЧАЙШИЙ грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии.

Первый человек, оказавшийся в раю со Христом, был разбойником, раскаявшимся на кресте пред самой смертью: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк.23:43). Слово Божие говорит: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он [Господь Иисус Христос – прим. МС], будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды " (1Ин.1:8-9). Но как может раскаяться при жизни самоубийца? Ведь он убивает СЕБЯ.

О посмертной участи самоубийц.

Нужно осознавать, что причина мучения грешника в аду он сам, а также невозможность получить облегчение от Бога. Степень мучений не сложно представить. Умерший наркоман, не смогший победить в себе страсть к наркотикам, будет испытывать вечную ломку и потребность в наркотиках, пьяница - вечное похмелье и тягу к алкоголю, курильщик – нестерпимое желание табака. Блудника будет одолевать желание удовлетворить свою похоть, чревоугодника – голод и желание изысканных блюд, мяса… В общем все то, что человек не мог с Божьей помощью в себе обуздать при жизни, будет полыхать в нем за чертой жизни мучительным пламенем, ибо где его душа найдет наркотики, вкусной еды или объект удовлетворения похоти?

Для озлобленной, богоборческой, не раскаявшейся души грешника нахождение рядом с Богом-Светом становится невыносимой мукой! Доводилось видеть страшные документальные кадры высвобождения заложника-подростка, которого изверги-похитители продержали в подвале в кромешной тьме несколько месяцев. Вызволенный на, казалось, долгожданный белый свет, мальчик крепко зажмурился и закрыл глаза руками - свет, приносящий нам столько радости и тепла стал для него не выносим, из-за долгого пребывания во тьме. Так и в обсуждаемом случае – Бог, Который "есть любовь " (1Ин.4:8) и "свет " (1Ин.1:5), для человека всю свою жизнь бегающего от Него, погружающегося во тьму греха, становится не выносимым, обжигающим совесть.

Со смертью прервется нынешнее мучительное состояние в материальном мире, но там за чертой жизни человек навечно со своим страхом и ужасом, отчаянием и унынием, дикой болью. Ибо где может найти самоубийца успокоения во тьме адовой? Такое страшное, вечное пикирование в ужасе… То, чего желают самоубийцы – это прекращение сознания, но именно оно и не прекращается со смертью! Душа, как носительница личности, сознания, вечна.

У каждого христианина есть свой крест, через который, мужественно, уповая на Бога, мы получаем спасение. "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мф.16:24). Мы воспринимаем это крест как орудие нашего совершенства, как огонь, превращающий кусок руды в твердую сталь, как оружие в руках Воина Христова против греха, власти диавола и вечной смерти. Вдумайтесь в слова Священного Писания: "…знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу " (Рим.8:28). Обратите внимание – "ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ ", а "все" - значит и скорби в том числе.

Все происходящее в мире происходит либо по воле Бога, либо по попущению Его для вразумления человека за маловерие, малодушие, грехи и пр.

Но если Бог с нами, то кто против нас? В молитве «Отче наш… » мы просим Бога «да будет воля Твоя, как на земле, так и на небе », то есть как в мире земном, так и в мире духовном… И каждому дается по вере его!

Грех самоубийства складывается как из самого факта убийства (себя в данном случае), так и грехов неверия и маловерия, малодушия, грехов отчаяния и уныния, через которые самоубийца отказывается нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. Усугубляет положение и то, что за самоубийцами могут тянуться и нераскаянные грехи блуда, абортов, не почитания родителей, занятия оккультизмом (гаданием, астрологией, магией и т.п.), воровства, лжи и т.п.

Господь ИИСУС ХРИСТОС говорит: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают " (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

по материалам сайтов: православие.ру, мемориам.ру

Подготовил диакон Валерий Анфёров

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших «любителей» экстремальных видов «спорта», ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что«…ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству… «. Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных «захожан» придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего , и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: «…со святыми упокой…». Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: «А когда он в последний раз был на службе?» — «Где-то полгода назад».– «Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права».

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

«Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно — об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой , ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!».

«Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий . О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание».

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях) , с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто…

Молитесь, но осторожно

В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовение на домашней молитве о самоубийцах с каноном «О самовольна живот свой скончавших» и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем — «Молитвы об усопших» (издание лично не видел, и благословлено ли оно Святейшим Патриархом не знаю). Небольшая книжица «Как молиться о самоубийцах», которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

Не смотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе в 1997 году говориться «Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения «Канона о самовольне живот свой скончавших». Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные последования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С.В. Булгакова, к сожалению, нет разъяснений каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц, кроме разве:

«…Самарской духовной консисторией в 1894 году отказ одного из причтов в погребение по православному обряду женщины, удавившейся в пьяном виде, был признан правильным; причем местным Преосвященным на этом постановлении консистории была положена такая резолюция относительно означенной женщины «разрешаю лишь совершать поминовение, с милостынями в память ее , а отпевание ее по чину православному не решаюсь разрешить»».

Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,
для облегчения их состояния в аду, а то и спасения их из ада НЕТ

В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.

«В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: «нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника». Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле».

Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом… А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей — попробуйте в XIXвеке объехать все Европу – уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, о том и судит….

С другой стороны архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , духовник Псковско-Печерской обители в одном из писем матери, чьей сын покончил собой писал: «А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя — таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ — дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином — прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой — светильники в жизни нашей. А Господь — милость и любовь. На это и надеемся».

Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божьей волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде «слова старца – это слова Бога».

Иероним Босх. Фрагмент триптиха «Страшный суд» — правая створка «Ад», 1504 год

Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью

Святой апостол Иоанн, апостол «любви», как его иногда называют в Церкви, заповедовал: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти…», однако предупреждал тут же «…есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна .

Или вот – «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа» (1Кор.16:22). Страшные слова!

Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) приводит такой рассказ:

«Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему — спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.

Но человеку дана свободная воля — покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: «Батюшка, вот здесь мужчина — ему 51 год, звать Анатолий — его надо бы и пособоровать, и причастить». Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

-Анатолий, ты, когда исповедовался?

— Никогда.

— А желаешь поисповедоваться, причаститься?

— А мне не в чем каяться!

— Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь — сплошной грех.

— Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

— Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться — тебе сразу станет на душе хорошо.

— Не хочу каяться.

Я с ним беседовал, потратил 20 минут, говорю:

— Сейчас — представь себе — к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь — душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться — а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.

— Что заслужил — то и получу! — говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: «Анатолий, одумайся — что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!» А он им говорит:

— Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

— Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться — дадите знать, мы приедем.

А одна из них подходит:

— Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится. Я подошел, сел около него:

— Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

— Да он умирает.

Женщины:

— Как? Он же чувствовал себя хорошо!

— Он умирает, — смотрю: он вздохнул три раза — и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне — это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы… Вот, такие страшные бывают смерти».

Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека? И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение к Богу и Его Церкви?

Некоторые могут резонно заметить — что тут разводить демагогию — полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит. По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако…

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва — это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников — это тяжкий труд ! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами «спасать» дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует, что с началом келейного молитвенного поминания даже не о самоубийце, а об некрещеных родителе, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на молящегося, потом на жену (мужа), а далее — на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном «подвиге», первые слова преподобного были совсем не библейские: «Ты что дурак?!», и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Молиться о некрещеных в Православии родственниках тоже не просто

Разговор о некрещеных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.

Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша, и осмыслил рассказанное в житие.

Юноша-то этот, во-первых, был юношей, простите на каламбур, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и, видимо, готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю — другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, веду? Такового благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда вымолить перед Богом.

Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т.п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!

Однако душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение, самоубийц, равно как и некрещеных сродников?

Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещеных, тем более за некрещеных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.

Если все выше указанные условия к Вам не относятся, конечно, Вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. ОднакоОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте – это добром не закончится, и помните «послушание больше поста и молитвы».

Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше даже еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках — большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.

Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной – две главе в день – «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает «слова Божия» ? Увы, это наша общая беда — многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях чуть ли не каждый день, не читают, или мало читают Священное Писание.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.

«Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно» — мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа-Спасителя, так чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце, молитесь уже будучи в Царствие Божием усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?

Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи – не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.

Господи, помилуй и спаси нас!

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Незыблемых истин у Церкви не так уж и много. Строго говоря, все они укладываются в догматическую основу христианства — Символ веры. Все остальное — правила, каноны, традиции, которые могут подлежать переменам. Другое дело, что порой эти устои настолько прочно въедаются в церковное сознание, что отступление от них кажется настоящей революцией. Особенно, если это касается вопроса важного, вопроса страшного и, казалось бы, раз и навсегда решенного. Не молится Церковь за спасение душ самоубийц! Или все-таки…

Самоубийство, в христианском понимании — это не просто грех. Это единственный грех, в котором невозможно раскаяться и, следовательно, получить прощение от Бога и спасение души.

Церковь провожает самоубийцу в последний путь воистину гробовым молчанием. Невозможно спеть "со святыми упокой" над телом человека, который всю свою волю, все свое стремление в последний час направил на то, чтобы навсегда замкнуть душу от Бога.

Церковь шарахается от самоубийства с самого начала своего существования. Недаром Иуду Искариота, который раскаялся в предательстве и покончил с собой, больше осуждают за самоубийство, чем за предательство. И недаром английский писатель-апологет Г. К. Честертон в своем эссе "Ортодоксия" писал, что самоубийца — это противоположность христианскому герою-мученику, самоубийство — оскорбление всему, за что стоит, чем дорожит Церковь.

Человека, лишившего себя жизни, нельзя поминать в храме. За самоубийцу нельзя подать записку на поминание. За него не вынет частицу из просфоры священник, служащий Литургию. Единственное, что остается стоящим у его гроба — молиться дома, но и то — многие священнослужители рассказывают, что такая молитва может свести молящегося с ума.

И это отчасти правда. Невозможно простому человеку в одиночку вместить в себя боль, ужас и страх того, кто принял катастрофическое решение покончить с собой. А нежелание Церкви молиться за самоубийцу приводит того, кто все-таки решился просить Всевышнего об упокоении души умершего, к чувству вины и страха. Как бы Бог не вменил в вину моление за грешную душу. И получается замкнутый круг: человек молится, но вместо утешения и сопереживания ушедшему зарабатывает себе лишь чувство всепоглощающей вины перед Господом. Начинает бояться Бога, который (как якобы логично следует) только накажет за то, что больно и хочется молиться и плакать. Как тут не свихнуться?

Мало кто выдержит единения один на один с тихой бездной горя, отчаяния и вины. Поэтому всеми правдами и неправдами родственники самоубийцы стараются заручиться поддержкой Церкви. Найти хоть какую-нибудь лазейку, чтобы все-таки и отпели по-человечески, и поминали потом, и дали хотя бы проблеск надежды, что на том свете с человеком все будет хорошо.

Одна из таких вполне узаконенных лазеек — свидетельство, что лишивший себя жизни был в невменяемом состоянии и не мог отвечать за то, что делает. Если есть подтверждение этому — отпеть самоубийцу позволяется. Но здесь возникает множество "кривых" ходов — кто-то выпрашивает справку у психиатра и с ее помощью обманывает благословляющего отпевание архиерея. Где-то под психическим расстройством согласны понимать алкогольное и наркотическое опьянение или состояние аффекта. Но до сих пор единого понимания — когда можно отпевать, когда молиться — у Церкви не было.

Столетиями Церковь отгораживалась от этого вопроса, либо закрывая глаза на явное попустительство, либо наоборот — проявляя чрезмерную строгость, губящую вслед за самоубийцей его родных и близких. О том, как выгорают души тех, кто не может в храме помолиться за родного, пишет в своем Живом журнале священник:

"…У меня на телефоне раздается звонок и прерываемый рыданиями женский голос пытается рассказать о своем горе. — Батюшка, сыночек, мой сыночек покончил с собой. Что делать? Потом я встречаюсь с родителями. Во время встречи отец, как правило, стоит и, опустив голову вниз, смотрит себе под ноги, а мать, стараясь прикоснуться к священнику, словно к соломинке, иногда припадает к тебе, прижимается головой к груди и плачет. Господи помилуй, как же они страшно плачут. Это не то, чтобы крик, а точно всхлипывает и подвывает маленькая обижаемая всеми собачонка.

А ты ничего не можешь сделать, самое главное, ты не можешь о нем молиться, и утешить никак не можешь. Можешь только гладить ее по руке и плакать вместе с человеком. Потом самоубийцу хоронят, и в храме появляется новая прихожанка, которая приходит на все службы, потому что молитва — единственное средство, чтобы не сойти ей с ума. Она не может, подобно мужу, уйти в запой, она уходит в молитву. Черная одежда — это теперь ее одежда на годы. Она часто исповедуется, винит себя во всем, что произошло с ее сыночком. Приходится постоянно уже от нее отгонять мысль отправиться вслед за сыном.

Эта борьба длится месяцев семь-восемь. Потом женщина приходит реже. Проходит еще несколько месяцев, мать приходит в себя, вновь начинает здраво рассуждать, ее жизни больше ничего не угрожает. И она уходит из храма, обыкновенно навсегда. Но я никого не осуждаю, ведь это невыносимо тяжело не иметь возможности помолиться об ушедшем".

Это невыносимо тяжело — не сметь помолиться. И Церковь, в конце концов, решилась разделить страшное бремя вместе с родными самоубийцы, подставить плечо там, где не поддержит никто другой.

"Всем правящим архиереям приходится сталкиваться с таким явлением, когда скорбящие родственники лица, покончившего с собой, обращаются с просьбой о его отпевании. Полагаю, что здесь необходимо ввести единую практику, дабы избежать злоупотреблений — как в сторону избыточной строгости, так и в сторону неоправданных послаблений. В Москве был выработан особый чин молитвы о самоубийцах", — сказал патриарх Кирилл в 2011 году в преддверье архиерейского собора.

Стоит отметить, что в некотором смысле "чин молитвы за самоубийц" у Церкви уже есть. Это молитва мученику Уару, которому, в обход всех правил, молятся и за самоубийц, и за некрещеных. Но следует оговориться — это те молитвы, которые каждый читает строго один, келейно — то есть не общецерковно. И далеко не всех священник благословит читать эти молитвы.

Некоторые эксперты поспешили заявить, что Церковь приспосабливается под современный мир, в котором проблема самоубийства стоит очень остро.

"Это новое решение для РПЦ, — рассуждает в этом духе научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин. — До этого было строгое разделение: если человек покончил жизнь самоубийством — церковь прекращает за него молиться. Церковь осознала, что живет в новом мире. В XIX веке это была редко встречающаяся вещь, а сейчас у России один из самых высоких рейтингов по самоубийствам. Это проблема, касающаяся многих семей, которыми в условиях, когда люди редко посещают церковь, пренебрегать не стоит. На уровне локальных общин священники уже давно пытаются придумать, как приспособить эту проблему к современным реалиям".

Оказываются в очень жалком положении. Конечно, мотив их поступка играет некую роль, и их последующая судьба не будет столь жестокой. К примеру, когда женщины и девушки - и это бывало часто - из страха и стыда мучительного насилия со стороны солдат-завоевателей предпочли позору добровольный уход из жизни.

Но вообще-то каждый должен серьезно подумать, прежде чем совершать такой роковой шаг как самоубийство, потому что это в действительности просто ошибка с непредсказуемыми последствиями.

Самоубийства стали только потому будничным явлением, что нас держали в неведении о подлинной человеческой сущности, о сути нашего «я». У мусульман и иудеев самоубийств практически нет. А вот на «христианском Западе» самоубийства стали почти привычным делом. Вряд ли кто-то покончил бы жизнь самоубийством, если бы знал о естественных законах и взаимосвязях нашего бытия.

Как в отношении того, что в действительности продолжается, исследователи и в отношении самоубийства пришли к одному мнению, что необходимо неустанно разъяснять всю пагубность и бессмысленность этого рокового шага. Мнение, будто «все раз и навсегда заканчивается» - чистейшей воды заблуждение, суеверие, если хотите. Это суеверие служит основой всего материалистического мировоззрения, кажущегося столь величественным.

А сам материализм (как считает Дюпрель) только потому стал настолько популярным, что требует от человека наименьших умственных затрат. В земной жизни живется, конечно, удобней, если старательно избегать мыслей о том, откуда мы приходим и куда уходим, о смысле и цели нашего бытия, о познании нашей жизненной задачи и о вероятных последствиях наших поступков или нашего безделья, полностью игнорируя смерть как неизбежное зло. Мы отодвигаем на далекое «потом». В конце концов, у нас есть дела и «поважней», не так ли?

Благословен сумевший выбраться из пут таких воззрений, которые свойственны посредственностям, и поднялся на соответствующий уровень мировоззрения. Ведь с вершины горы мир выглядит по другому, и, пьянея от радости, видишь всю его прекрасную бескрайнюю даль…

Перед тем предложить читателю несколько собственных свидетельств самоубийц, попавших в мир иной, я хотел бы рассказать о явлении ясновидения, выпавшем на долю Агаты Напечниг. Произошедшее было описано в довольно популярной австрийской газете «Neue illustrierte Wochenschau» от 6.02.1949 г. Вот как это выглядит в кратком изложении.

Агата Напечниг — 22-х летняя девушка работала в городе и, дождавшись своего первого отпуска, с радостью отправилась на родину в горную деревушку проведать родителей, сестер и подруг. «Было примерно половина восьмого вечера, - рассказывала Агата, - когда я сошла с поезда. До деревни идти было минут 30. По дороге я не повстречала ни души - в это время жители деревни заняты на кухне или в хлеву. Был ясный зимний вечер, и я бодро шагала, с предвкушением радости свидания с родными».

Но стоило ей свернуть с шоссе на узкую просеку, ее неожиданно охватил необъяснимый ужас, прямо-таки смертный страх. «Ноги словно налились свинцом, тело попросту отказывалось двигаться. Разгоряченная от быстрой ходьбы, я, все-же, чувствовала исходящий из самого сердца ледяной холод».


Все это продолжалось несколько мгновений. «Невероятным усилием воли я смогла заставить себя идти и тут же метрах в трех перед собой увидала в ярком свете луны 20-ти летнего Карла, сына наших соседей, распростертого прямо на тропе. Рядом лежало ружье, из левого виска сочилась кровь… Не помня себя от ужаса, я соскочила с тропы в снег, сделав большой крюк вокруг лежавшего мертвеца, помчалась к дому родителей. Мне и в голову не пришло зайти в дом к соседям, сказать им, что их Карл лежит, истекая кровью, на тропинке. У меня было лишь одно на уме - скорей домой!»

Уже почти теряя сознание, Агата бросилась в объятия матери и, с трудом придя в себя, рассказала о произошедшем. «Все - родители, братья и сестры, прислуга в молчании и испуганно смотрели на меня… А когда я начала кричать, что надо ведь сообщить родителям Карла, мать, явно стараясь успокоить меня, сказала: «Девочка моя! Приди в себя! Тебе показалось. Как ты могла сейчас увидеть мертвого Карла на тропинке, когда он сегодня с самого утра лежит у себя дома в гробу?!»

Тут ей рассказали, что случилось в деревне. Карл полюбил одну девушку, симпатичную и работящую, но всего-лишь простую крестьянку. А его отец, человек зажиточный, хотел для своего единственного сына и наследника невесту с хорошим приданым и заявил, что если тот попробует жениться на простой крестьянской девушке, то он выгонит его из дома. Но парень слишком любил девушку и, оказавшись, как ему казалось, в безвыходном положении, застрелился.

Его обнаружили на тропинке уже мертвым, а когда Агата Напечниг проходила мимо места трагедии, Карл уже в течении 10-ти часов лежал в гробу. «По сей день, 23 года спустя, - заключает Агата свой рассказ, - меня охватывает смертельный ужас, когда я прохожу мимо того места, и я вижу лежащего на земле Карла, сбоку от него ружье, из левого виска сочится кровь. Загадка, и нет на нее ответа - только вечное молчание».

Но последнее неверно, и разгадка есть. Вот что думает об этом Г.Малик: «Тяжкий поступок автоматически «приковывает» того, кто его совершил, к месту трагедии. И приковывает тем сильней, чем крепче совершивший его запутался в паутине собственных представлений о том, что надо было сделать, не будучи в состоянии самостоятельно избавиться от этих представлений». Как правило, самоубийцы - тут Малик говорит в унисон со всеми другими исследователями и знатоками потустороннего мира - остаются в мире своих представлений и в связанном с этим состоянием до того времени, пока не настанет час их естественной смерти. А это может длиться многие годы, в особенности, если самоубийца - молодой человек.

Агата Напечниг, не зная того сама, временами становясь ясновидящей, видела на месте трагедии дух Карла. Если бы она знала, что такое возможно, заключает Малик, она бы поняла, что нет никакого «вечного молчания», а есть знание, при помощи которого возможно дать ответы на загадки такого рода.

Люди, которые ушли из жизни вследствие самоубийства, так же нуждаются в наших серьезных молитвах, как и все «неприкаянные души», бесцельно скитающиеся в потустороннем мире в незнании и отчаянии. В мире ином они не в состоянии воспользоваться предлагаемой им помощью и поучениями, так как принимают приближающихся к ним обитателей за плод собственной фантазии или обман воображения. По-настоящему помочь этим несчастным могут лишь люди, еще живущие на Земле и обладающие соответствующими знаниями.

Мы думаем, что изолированы от всего сущего, возомнили себя высшим творением и центром мироздания. Такое представление довольно относительно и соответствует действительности ровно настолько, насколько мы можем быть связующим звеном между высоким и низким. Я подчеркиваю: можем. Но как далеко человечество еще от осознания этой задачи…

Через медиума Адельму фон Вай самоубийцы часто передавали в наш мир просьбы о молитвенной помощи. «Да, мы просим тебя молиться за нас и помочь нам, - говорится в одном из таких посланий с того света, - мы оба совершили грех самоубийства, из-за так называемой несчастной любви. В прежней жизни мы были незнакомы, но сейчас находимся в мире духов в одной и той же сфере. Мы долго не могли осознать, что лишились наших физических тел, хотя мы видели, что наши тела мертвы и похоронены, но мы оставались почти такими же людьми, как раньше - глубоко несчастными…

Теперь послушай: самоубийство грех, мы привязаны к Земле до того времени, пока Бог не призовет нас к себе в положенный нам час. Я, как мне теперь известно, должен был умереть в возрасте 84 лет, а покончил жизнь самоубийством в 28 лет. Потому мне еще долго придется оставаться на Земле (связанным с Землей), расплачиваясь за свой грех самоубийства и оберегая молодых людей, склонных наложить на себя руки.

На днях я выбил пистолет из рук одного молодого человека, собиравшегося застрелиться из-за ничтожной шансонетки. Таких духов, как мы, - целые толпы, легионы. И эти легионы пытаются удержать несчастных страдальцев, а подчас попросту больных людей, от самоубийства. При этом нашим легионам приходится вступать в настоящие битвы с враждебными (нам и людям) духами и демонами, негативно влияющими на людей и доводящих их до самоубийства».

Особенно чувствительные или слабовольные люди вполне могут стать жертвой влияния . Особенно, если такие люди к тому же предаются унынию, чем создают вокруг себя соответствующее энергетическое и вибрационное поле, которое сами же постоянно подпитывают. Апостол Павел не без основания замечает в Послании к ефесянам (гл. 6, стих 12), что «наша брань» не только «против мироправителей тьмы века сего», но и «против духов злобы поднебесных». Наверное, точней было бы сказать не «поднебесных», а «потусторонних». Потому что все темное отродье боится света - здесь и там.

Необходимо неустанно повторять, проникая в самые сердца людей, следующее. Точно так же, как мы нашими поступками, нашим действиями в земной жизни постепенно создаем вокруг себя круг друзей и знакомых, близких нам по духу, так и в Тонком мире мы нашими мыслями притягиваем лишь духовно родственных нам сущностей, хорошо чувствующих себя в нашем обществе. Логично? Конечно да. По-моему, не может быть ничего более справедливого, чем этот закон природы!

Адельма фон Вай цитирует в своей книге «Исследования мира духов» еще одно откровение самоубийцы из . Как почти во всех подобного рода случаях, обитатель мира иного подчеркивает, что на земном плане бытия он был очень несчастлив.

«Всякого рода разочарования все время преследовали меня. Я ни в чем не мог найти утешения. Я впал в отчаяние и подумал, что смогу убить, уничтожить себя, свою жизнь, свои мысли, самое свое бытие. И застрелился! Но, о ужас! Жизнь моя продолжалась! Смерть моего физического тела не была настоящей смертью… Ведь я, я сам, остался жив! Я видел свое мертвое тело, однако умерло только оно, моя телесная часть, а во мне самом теплилась прежняя жизнь».

И далее: «Вид этого безжизненного тела, холодного и мертвого, был ужасен. Но еще ужасней было для меня то, что жизнь моя продолжалась со способностью к восприятию и с осознанием того, что я не смог себя уничтожить». Далее несчастный продолжает корить себя за содеянное. В конце концов самоубийца рассказывает, что он «там» не один. «Я был окружен множеством других существ… окружающее меня пространство было заполнено живыми существами, невидимыми для живого человеческого глаза».

Больше всего несчастный страдал из-за того, что его оставшегося на Земле сына мучили те же сомнения и неприятности. «Я видел его духовную борьбу, его сомнения и будто сам испытывал их вновь, ведь все это было мне до боли знакомым». Он видел «пустыню» в душе своего сына, где не было ни капли веры в Бога, «где все связанное с верой было уничтожено отрицанием. И видя это, я жутко страдал. И хоть я не скрежетал зубами и не плакал, мои душевные страдания были в тысячу раз ужасней, чем все пытки железом и огнем, которые обещает нам церковь в преисподней!»

Только много позже, под впечатлением страданий сына он с болью осознал собственную вину перед ним. С того времени, как ему довелось увидеть супругу, ушедшую в мир иной еще до его самоубийства, жизнь самоубийцы в мире ином стала облегчаться. В нем начала происходить внутренняя работа, которая со временем сделала его кротким и покорным судьбе. Наконец самоубийца сообщил, что ему радостно говорить все это, «дабы это услышали люди в земной жизни» и вняли его предупреждению. Но… кто услышит это? И, прежде всего: кто поверит этому?

А вот еще одно свидетельство из потустороннего мира: «Самоубийцы, по своей воле сокращающие свое пребывание на Земле, остаются привязанными к земному плану до времени их естественной (то есть определенной судьбой) смерти. На протяжении всего этого времени они пребывают в некоей промежуточной сфере. Возможно называть ее преддверие ада или . Все они - наполовину люди, наполовину духи. Их стареет, становится все более немощным. Они ощущают холод, тепло, голод и жажду».

Они учатся добру у добрых людей, ищут у них утешения. Молитвы оказывают на них благотворное воздействие. Но многие из них до такой степени упрямы и своенравны, что не воспринимают добрых поучений. «Когда наступает момент их естественной смерти на Земле, они освобождаются от их плотных астральных тел; эта оболочка сбрасывается, и с ними происходит нечто наподобие смерти».

Священник Иоганнес Гребер пришел к заключению, что не только умершие преступники переносятся на место преступления, снова и снова переживая трагические события, но и самоубийцы остаются в путах тех чувств, вспышках отчаяния, в событиях, предшествовавших самоубийству. Временами такие бывшие обитатели земного плана являются живым, дабы служить им устрашающим поучением и предостережением.

«Мне никогда не позабыть того вечера, - вспоминал И.Гребер, - когда один из известных медиумов по очереди «впускал» в себя духи троих самоубийц. В тот вечер мы, собравшиеся на сеанс, пережили самое ужасное, что только может видеть человек… Ни один актер на свете не сыграл бы свою роль так правдиво, как это сделал медиум, под воздействием вселявшихся в него духов и повествовавших о самых темных часах их земного бытия!»

Когда из медиума вышел третий самоубийца (тем временем, по свидетельству Гребера, все присутствующие уже дрожали от страха), некто, кто руководил всем происходящим из потустороннего мира, обратился устами медиума к собравшимся с такими словами:

«Есть важная причина, по которой сегодняшним вечером вам был показан весь этот ужас. Прежде всего вы должны были увидать, каков он, этот «покой», который уготован некоторым людям после их земной смерти. Вы же привыкли говорить на похоронах - наконец-то он обрел покой! Сегодня вы смогли увидеть, каким может быть этот покой.

И все равно вы не в состоянии до конца ощутить, какие тяжкие страдания еще предстоят этим несчастным духам, пока они не осознают своего состояния и не обратятся к Богу. Вам не следует поучать этих трех духов, они еще не достойны этого. Прежде всего им надо пройти через страдания, чтобы созреть для такого рода поучений; сейчас поучать их бесполезно».

Дальше Гребер рассказывает: «потусторонний руководитель» дал понять, что состояние несчастных самоубийц в мире ином было показано еще и по другой причине, а именно потому, что кто-то из присутствующих решил покончить жизнь самоубийством и уже начал к нему готовиться. Гребер писал:

«Тут одна из сидевших в зале дам закричала:
- Это я! Боже, это я!

«Да, это ты, - мягко заметил потусторонний. - Ты надеялась при помощи самоубийства избавиться от тех тягот, которые преследуют тебя на протяжении многих лет, хотела обрести покой. Но сегодня ты увидела, что ожидает тебя. Теперь ты наверняка навсегда излечишься от мысли о самоубийстве. Таким образом, сегодняшний вечер был для тебя большим благодеянием».

Все вышесказанное заставляет вспомнить слова Фридриха Шиллера:

О, не жажди узреть, человек земной,
Что боги укрыли ночью и мглой…