Кадры решают все значение. Кадры решают всё


Оказывается, что Исааку Дойчеру принадлежит знаменитая фраза (приписываемая Черчиллю) из статьи о Сталине в Энциклопедии Британника:

«В основе причудливого культа лежали несомненные сталинские достижения. Он был создателем плановой экономики; он получил Россию, пашущую деревянными плугами, и оставил её оснащённой ядерными реакторами; и он был «отцом победы».

Isaac Deutscher - Смех Немецкий)). Шучу-шучу...Звезди звезда звездённо, перезвезди звездатость звёзд.
Впрочем, сэр Уинстон Черчилль от этого не стал глупее: человек способный оценить чужую фразу должен обладать таким же умом как и её изрёкший.

3 апреля 1907 г., известный историк и публицист, автор множества книг по истории и социологии, знаменитый биограф Льва Троцкого и Иосифа Сталина Исаак Дойчер родился в религиозной еврейской семье среднего достатка в городе Хшанув близ Кракова в Западной Галиции. В детстве занимался с раввином-хасидом, однако затем стал атеистом. Первоначально получил известность как подающий надежды молодой поэт; с 16 лет печатал свои стихи в польских литературных изданиях.

Может показаться странным, но люди пишущие стихи лучше других ощущают суть происходящего. Когда-нибудь на это будет обращено внимание, и даже напишут об этом. Кстати, Иосиф Виссарионович в молодости тоже увлекался писанием стихов.

В 1926 году вступил в ряды компартии Польши. Благодаря склонности к изучению истории, философии, социологии, Дойчер быстро выдвинулся в разряд партийных идеологов, стал специалистом по проблемам Советского Союза и ВКП(б). В 1932 году он решительно выступил против сталинской политики в руководстве Коминтерна и особенно – против теории и практики «социал-фашизма», в приверженности которой справедливо усмотрел одну из важнейших причин, приведших к поражению компартию Германии в борьбе против Гитлера. Дойчер перешел в ряды троцкистов, за что тут же был исключен из компартии Польши. В апреле 1939 года, незадолго до оккупации Польши немцами, Дойчер эмигрировал в Лондон.

Умный человек всегда видит опасность заранее, что несомненно спасло ему жизнь.
Видимо прекрасно понимал плюсы и минусы проекта "социализм", но совершенно не заботился о том, как к его идеям относятся в СССР. В общем-то, сосредоточен был на себе, упрям, не принимал чужого мнения. Это всегда вызывает раздражение у окружающих.

Будучи членом Польской социалистической партии, в эмиграции он некоторое время входил в троцкистскую Революционную рабочую лигу (Revolutionary Workers League). В 1940 году в Шотландии добровольцем вступил в польскую армию, однако вскоре был интернирован как опасный подрывной элемент. Освободившись в 1942 году, он вернулся в «Экономист» в качестве эксперта по Советскому Союзу и европейской политике, а также стал писать для «Обсервера» (The Observer). После войны он порвал с политическим троцкизмом (оставаясь при этом сторонником Троцкого) и занялся научной деятельностью.

Думаю, что этому вряд ли стоит удивляться: при некоторых интересных идеях Троцкого троцкизм как учение оказался тупиком. Исаак вовсе «не летал в облаках».
В идейной борьбе против Сталина у троцкистов просто не было шансов. Когда Сталин предложил Троцкому в 1927 г. провести общепартийную дискуссию, то результаты итогового общепартийного референдума были для троцкистов ошеломляющими. Из 854 тысяч членов партии голосовало 730 тысяч, из них за позицию Сталина проголосовало 724 тысячи и за Троцкого - 6 тысяч.

Главным трудом Дойчера стало фундаментальное исследование о Льве Троцком, состоящее из трех томов - «Вооруженный пророк» (1954), «Разоружённый пророк» (1959) и «Изгнанный пророк» (1963). Трилогия, изданная в Лондоне в 1954-1963 годах, основана на детальном изучении архива Троцкого при Гарвардском университете, а также на материалах секретных отделов архива, переданного Дойчеру вдовой Троцкого Н. И. Седовой (1882-1962).

Сокращенный русский перевод части второго и третьего томов, выполненный историком-американистом Н. Н. Яковлевым, вышел в Москве в 1991 году под названием «Троцкий в изгнании». Полный перевод всех трех томов появился в 2006 году в российском издательстве «Центрполиграф».

После написания биографий Сталина и Троцкого Дойчер рассчитывал начать работу над исследованием о Ленине, но не успел этого сделать. Он скончался в столице Италии 19 августа 1967 года.

О Сталине можно по разному говорить, но, думаю, что всегда надо выводы делать по фактам.
Вряд ли Троцкий мог быть равноценным соперником Сталину.

Обычная норма чтения Сталиным литературы была около 300 страниц в день. Он постоянно занимался самообразованием. Например, находясь на лечении на Кавказе, в 1931 г., в письме к Надежде Алилуевой, забыв сообщить о своем здоровье, он просит ему прислать учебники по электротехнике и черной металлургии.

Его знания не были простой начитанностью, что неоднократно подтверждали многие специалисты разных областей деятельности.
В Курской битве Сталин нашел выход из безвыходной ситуации: немцы собирались применить "техническую новинку" - танки "Тигр" и "Пантера", против которых наша артиллерия была бессильна. Сталин вспомнил о своей поддержке разработки взрывчатки А-IX-2 и новых экспериментальных авиабомб ПТАБ, и дал задание: к 15 мая, т.е. к моменту, когда дороги просохнут, изготовить 800 тыс. таких бомб. 150 заводов Советского Союза бросились выполнять этот заказ и выполнили. В итоге под Курском армию Германии лишила ударной силы тактическая новинка Сталина - бомбочка ПТАБ-2,5-1,5.

Но помимо этого, главным для Сталина было создание высококвалифицированной элиты общества для управления страной.
Подготовленные им люди (как в техническом, так и в моральном плане) были настолько выдающимися, что этот ресурс не могли растратить ни придурь Хрущева, ни апатия Брежнева.

Свою знаменитую фразу "кадры решают все" Сталин произнес в 1935 г. на приеме в честь выпускников военных академий: "Слишком много говорят у нас о заслугах руководителей, о заслугах вождей. Им приписывают все, почти все наши достижения. Это, конечно, неверно и неправильно. Дело не только в вождях. ... Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства... ".

И враги Сталина - нынешние либералы, вырвав его фразу из контекста перевирают её на свой лад, якобы для личной выгоды в политической борьбе..., прекрасно понимая, что слишком малое количество людей захотят сами проверить смысл сказанного Сталиным.
По себе меряют.
В течение первых 10 лет нахождения в первых эшелонах власти СССР Сталин трижды подавал прошение об отставке.

При квалифицированной элите чиновников при Сталине было гораздо меньше, чем в теперешней России.
Директор мебельной фабрики не мог рассчитывать на пост министра обороны даже благодаря тестю.
30 сентября 2010 года на учебном полигоне Рязанского высшего командного училища ВДВ «Сельцы» произошел один из самых громких скандалов за современную историю России. Министр обороны Анатолий Сердюков, облетая учебный полигон на вертолете, заметил недостроенные здания казармы и столовой, заметил он также и православный храм Ильи-пророка, построенный неподалеку. Выйдя из вертолета, Сердюков сразу же обматерил начальника Рязанского училища ВДВ, героя России, гвардии полковника Андрея Красова и находящихся рядом с ним офицеров: «Казарма не достроена, столовая не достроена, а они за 180 млн церковь отгрохали!»

Андрей Красов попытался объяснить министру, что на строительство храма не было потрачено ни копейки бюджетных денег, и он был полностью возведен на средства Рязанской епархии, различных спонсоров и ветеранов ВДВ. Сообщил Красов также и то, что с 2011 года в храме Ильи-пророка начнут готовить армейских капелланов, которые потом будут направляться в воинские части по всей стране. Отметил он также, что ближайший храм находится в 15 км от полигона на другом берегу реки Оки, и добираться до него офицерам, членам их семей, курсантам и солдатам, мягко говоря, проблематично.

Однако все это только разозлило Сердюкова, который в порыве ярости прокричал: «В говне здесь живете, в говне и умрете! Денег на этот центр ВДВ не давать! Это училище вообще надо сократить. Полковника этого наглого снять - и в войска!»
Информация взята из книги "Грязное белье Кремля", "Яуза-пресс", Москва, март 2011 г.

Надо отдать должное тому, что после этой истории союз десантников России обратился к президенту Медведеву и патриарху Кириллу с просьбой не оставить эту ситуацию без внимания и заступиться за полковника Андрея Красова.
Не остался в стороне и представитель синодального Отдела по взаимодействию с ВС протоиерей Александр Ильяшенко, который потребовал от министра обороны извиниться перед командующим Рязанским училищем ВДВ, и, в независимости от того, сделает ли он это или нет, заявил, что Сердюков должен подать в отставку: эта ситуация "с самой худшей стороны" характеризует самого Сердюкова как "человека, который к армии никакого отношения не имеет" и "не обладает никаким кредитом доверия не только у Вооруженных сил, но и у штатских людей".

НО в теперешней России министерствами руководят чиновники не имеющие даже профильного образования. Результат плачевный.

По заявлению главы Федеральной антимонопольной службы России Игоря Артемьева сейчас чиновников в России больше, чем в Советском Союзе, во всех республиках вместе взятых. Численность чиновников современной России около 1,65 млн. На 100 000 россиян приходится 1153 чиновника. Из 1000 работающих россиян 25 – чиновники.

Этот факт может говорить о том, что чиновники пристраивают своих подрастающих детей на "кормление".

Если бы сталинская плановая система была сохранена и еще разумно усовершенствована, а И.В. Сталин понимал необходимость усовершенствования социалистической экономики (ведь недаром в 1952 г. появился его труд "Экономические проблемы социализма в СССР"), если бы на первое место была поставлена задача дальнейшего повышения уровня жизни народа (а в 1953 г. никаких препятствий к этому не было), мы уже к 1970 г. были бы в первой тройке стран с самым высоким уровнем жизни.

После войны Сталин "явочным порядком" постепенно низвел роль Политбюро только до органа по руководству партией. И на XIX съезде ВКП(б) это упразднение Политбюро было зафиксировано в новом уставе.

Сталин говорил, что он видит партию как орден меченосцев, численностью в 50 тыс. человек.

Сталин хотел вообще отстранить партию от власти, оставив на попечении партии только два дела: агитацию и пропаганду и участие в подборе кадров. Это главная причина того, почему его отравили: партийные функционеры не хотели лишиться власти. А в последствии не смогли удержаться от мести ХХ cъезда, где тайком от народа был зачитан Хрущёвым доклад начинённый сверх меры глупостями, которые было некому опровергать.
И ведь до сих пор в России он не издан, хотя в США его содержание известно.

В 1943 году Сталин произнес: "Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет ее!"
__________Но я замечу, что ничего не случается само собой.

В конце концов, все решают люди, не стратегии.

Ларри Боссиди

Кадры решают все» - известное высказывание, всегда актуальное, особенно сейчас в нашей стране.

Управление - это всегда действия с людьми - кадрами. Если вы руководитель, то, вопреки новомодным утверждениям, вы управляете не процессами, не ресурсами, не технологиями и прочее, вы управляете кадрами и только кадрами. Вот ваши подчиненные-исполнители могут управлять процессами, если у них нет своих подчиненных. А вы должны управлять персоналом. Либо вы руководитель, тогда вы управляете своими подчиненными, либо вы специалист, тогда вы управляете процессами. Определяйтесь - третьего не дано!

Так что же «решают» кадры? Хорошие кадры делают то, что требует их начальник. Именно руководитель определяет задачи, которые должны решать подчиненные, и контролирует их выполнение. Именно руководитель подбирает эти самые кадры, исходя из намеченных целей, и, если их квалификации недостаточно, сам обучает своих сотрудников, или организует их обучение на стороне. Поэтому, именно руководитель несет полную и единоличную ответственность за все, что происходит в том коллективе, которым он руководит. И бессмысленно сетовать на плохих подчиненных - они такие, каких набрали и какими их сделали.

Итак, благополучие предприятия целиком и полностью зависит от руководителя, и улучшить это состояние он может только через своих сотрудников. И в этом смысле, действительно, «кадры решают все».

Сейчас вопрос с кадрами, точнее с их отсутствием, постоянно муссируют все, начиная от президента и заканчивая скромными бизнесменами. Очень удобно всю несостоятельность российской экономики свалить на развал образования и отсутствие квалифицированного персонала. В России нет неразрешимых кадровых проблем!

Конечно, глупо отрицать, что среднее специальное (профессионально-техническое) образование почти полностью ликвидировано, а высшее, в большинстве своем, штампует малообразованных «специалистов» в количестве, в несколько раз превышающем потребности экономики. Но зачем нам с вами думать за всю страну, хотя мы и патриоты? Проблемы российского образования - это забота президента, правительства, думы, чиновников от образования. Но если руководство страны не может или не хочет ничего решать, не стоит опускать руки. Достаточно, чтобы каждый бизнесмен на своем месте для себя разрешил эту небольшую проблемку. Тем более это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Для малого или среднего бизнеса нужно всего-то несколько десятков или сотен человек. В любом даже небольшом городке всегда можно найти с десяток вменяемых человек с хорошим специальным, не обязательно высшим, образованием. Для создания управленческой команды небольшого, или среднего предприятия они должны быть неглупыми, честолюбивыми, ответственными и способными к обучению. С, в меру пьющими, рабочими тоже не так уж все катастрофически плохо. Это, конечно, не просто, но всегда возможно. Нужно только грамотно организовать отбор. Практика показывает, что 4-6 месяцев бывает достаточно, чтобы сформировать основной кадровый костяк предприятия.

Если в вашей местности нет узкоспециализированных работников, такое тоже бывает, то вам придется либо отправить нескольких своих сотрудников на обучение, либо выписать специалистов к себе. В любом случае, для того, чтобы минимизировать кадровые риски и не зависеть от конъюнктуры рынка труда, необходимо организовать в компании процесс обучения работников, повышения их квалификации, обмена опытом.

«Выращивание» своих специалистов дает компании ряд дополнительных преимуществ. Во-первых, вы получаете сотрудников лояльных к компании. Во-вторых, в процессе учебы работники получают те навыки, ту специализацию, которые действительно нужны им для наиболее эффективного решения поставленных перед ними задач. В-третьих, возможность продвижения по карьерной лестнице, благодаря непрерывному совершенствованию, очень сильно повышает мотивацию работников, «заставляя» их работать с полной самоотдачей.

Но мало набрать квалифицированный персонал, необходимо создать ему комфортные условия для работы. А это и эргономичное рабочее место, оборудованное всем необходимым на расстоянии вытянутой руки. И благоприятный социально-психологический климат в коллективе. И гибкая система справедливой мотивации.

Комфортные условия - это не роскошь, и не каприз зарвавшегося сотрудника. Чем меньше работник отвлекается на решение вопросов, не связанных с его непосредственной работой, тем выше уровень его потенциальной эффективности. Конечно, сами по себе идеальные условия организации рабочего места и хороший социально-психологический климат в коллективе не гарантируют высокую интенсивность труда сотрудников. Но отсутствие нормальных условий, совершенно очевидно, может существенно повлиять и на эффективность, и на качество работы.

Значение мотивации трудно переоценить. Это одно из самых главных условий развития предприятия. Мотивация должна не только стимулировать работника на удовлетворение его материальных физиологических нужд, но и создавать условия для формирования и реализации его социальных, статусных и личностных потребностей и побуждений. Особенно важно, чтобы мотивация была справедливой, то есть за равный труд должно быть равное вознаграждение. Несоблюдение этого принципа приводит к излишней напряженности в коллективе, порождает недоверие сотрудников друг к другу, усиливает тенденцию к формальному отношению работников к своим обязанностям, лишает их инициативы и стремлению к здоровому карьерному росту.

Для эффективного управления и создания самоуправляемой системы нужно максимально близко смещать центры принятия решений к местам возникновения сбоев и ошибок. Одним из важных составляющих этого процесса является делегирование лидерства. Но всегда остаются вопросы, которые руководитель должен решать сам. Чтобы эти вопросы решались максимально оперативно и эффективно, руководитель должен научить своих подчиненных правильно подготавливать и подавать решения. Вариант из серии: «Шеф, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает...» не проходит.

При возникновении проблемы, решение которой выходит за рамки компетенции сотрудника, он должен подготовить несколько возможных вариантов решения и проанализировать последствия каждого из них. Именно сотрудник должен найти решение проблемы, так как он лучше всех разбирается в своем направлении и знает все, что там происходит. Руководителю докладываются все решения, подробно описываются все последствия, и предлагается оптимальный, с точки зрения сотрудника, вариант решения.

Подобный подход способствует развитию в подчиненных таких важных для организации самоуправляемой системы качеств, как анализ, самостоятельность, ответственность. Это «толкает» работников самостоятельно находить и, со временем, принимать решения, и расширяет уровень их компетенции.

И, наконец, главное, для эффективной работы тандема начальник-подчиненный необходимо их полное взаимопонимание. Сотрудник должен точно понимать, что от него требуется, и иметь соответствующие полномочия, чтобы выполнить поставленные задачи. Руководитель должен быть уверен, что подчиненный все понял правильно, и у него хватит квалификации сделать то, что нужно руководителю.

В любом случае, ответственность за неудачу лежит на руководителе. Либо руководитель плохо объяснил или не убедился, что его правильно поняли, либо дал поручение не тому сотруднику.

Во взаимоотношениях между руководителем и подчиненными важно не только понимание, но и, как в любых человеческих отношениях, приспосабливание друг к другу. Давая задание, руководитель должен учитывать индивидуальные особенности сотрудника воспринимать и переосмысливать получаемую информацию. Поэтому важно не только «что» говорить, но и «как». Руководитель должен уметь правильно определять для каждого сотрудника форму и структуру подачи информации, ее количество, и иметь обратную связь для проверки, что его правильно поняли. Подчиненный, в свою очередь, должен предоставлять доклады, отчеты, другие документы и предложения в виде, удобном для руководителя. Это общее правило: чтобы вас понимали, нужно говорить на языке собеседника.

И еще одно замечание.

В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны руководители жалуются на отсутствие квалифицированных кадров, с другой - целое поколение, получившее настоящее образование еще советское время и, успевшее поработать на советских предприятиях с, не в пример нынешним, строгой производственной дисциплиной, почти полностью выкинуто из экономической жизни страны. Опытные высококвалифицированные специалисты, в большинстве своем, вынуждены заниматься низкооплачиваемой неквалифицированной работой из-за своего возраста. С точки зрения психологии самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности человека - зрелость, приходится на возраст 40-50 лет. В США возраст самых высокооплачиваемых специалистов составляет от 50 до 60 лет. И только в нашей стране существуют жесткие возрастные ограничения.

Многие руководители ищут кандидатов на работу не старше 25 лет, но при этом хотят, чтобы они имели и хорошее образование, а лучше два, и стаж работы 10 лет в крупных компаниях на высоких должностях, и успешный запуск нескольких проектов с «нуля», и большой жизненный опыт. Может уже хватит верить в сказки и заниматься самообманом? Нельзя совместить несовместимое. Пора обратить свой взор на совершенно невостребованный сегмент рынка труда. Тем более, что «зрелые» специалисты, как правило, имеют более высокую квалификацию, способны самостоятельно принимать решение и разделять ответственность, гибче, опытнее, мудрее своих «молодых» коллег. При правильной мотивации со стороны руководства, они готовы и способны обучаться. На них можно положиться. К тому же, они, часто, гораздо дешевле.

В заключение.

Дерево, растущее в лесу, уголь, нефть, газ, находящиеся глубоко в недрах Земли, рыба, плавающая в глубинах океана - все это не имеет никакой материальной ценности, именно материальной (вопросы красоты, духовности в данном контексте не рассматриваются). Это ничего не стоит с экономической точки зрения. Все предметы, которые мы оплачиваем, созданы руками человека. Когда мы покупаем полку, сделанную из того самого дерева, или заливаем бензин в бак автомобиля, полученный из той самой нефти, мы платим не за сам товар - дерево и нефть, как мы уже выяснили, сами по себе ничего не стоят. Мы оплачиваем труд колоссального количества людей совершенно разных профессий, которые добыли все эти природные ресурсы, переработали их в привычный нам вид и доставили нам. Только труд человека имеет стоимость. Потому, что только труд тех самых «кадров», «персонала», «работников», и создает все ценности. И в этом смысле кадры не только «все решают», но и все создают. Кадры - это главная и единственная ценность в экономике.

4 мая 1935 года Генеральный секретарь ВКП (б) И. В. Сталин, выступая в Кремлёвском дворце перед выпускниками военных академий, произнёс фразу:

«Кадры решают всё»,

ставшую крылатой, то есть чётким, кратким выражением, не потерявшим своей актуальности и в настоящее время.

Вот как обосновал И.В. Сталин своё, кстати, признанное всеми, даже самыми «непримиримыми антисталинистами», утверждение:

«Раньше мы говорили, что «техника решает всё». Этот лозунг помог нам в том отношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшую техническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людей первоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеко недостаточно.

Вот почему старый лозунг «техника решает всё, должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что «кадры решают всё». В этом теперь главное.

Лозунг «кадры решают всё» требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д. (выделено нами при цитировании).

Так вот, товарищи, если мы хотим изжить с успехом голод в области людей и добиться того, чтобы наша страна имела достаточное количество кадров, способных двигать вперед технику и пустить ее в действие, мы должны, прежде всего, научиться ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, способного принести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры (выделено нами при цитировании)».

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЛОЗУНГА В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ

Понятно, что в той исторической реальности И. В. Сталин, прежде всего, говорил о необходимости «сделать упор на людях, на кадрах, на работниках, овладевших техникой», хотя и упоминал об обязательности «заботливого отношения к работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области они ни работали». И эта универсальность лозунга позволяет нам сегодня основное внимание сосредоточить на определяющих источниках устойчивого и бескризисного развития общества — подготовке и задействовании управленческого корпуса, определяющего и реализующего в жизни политику государства.

Отрадно, что осознание этого необходимого условия развития Беларуси находит понимание у руководства страны, о чём свидетельствуют, в частности, неоднократные заявления Александра Лукашенко:

«Кадры сегодня решают всё!»

«Стабильность государства во многом зависит от того, насколько сильна власть…Мы создали отлаженную исполнительскую вертикаль, способную функционировать четко и надежно. Но без грамотных, квалифицированных, преданных делу руководителей сложно достичь эффекта…»

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЕНЕЦ

Управленец как специалист — это сочетание соответствующих знаний, полученных в процессе приобретения профильного образования, и опыта, полученного в ходе работы, а также желательное наличие определённых личностных способностей и качеств . Ещё есть нравственность, что связывает воедино всё это в психике и поведении человека. Если какая-то из вышеназванных компонент отсутствует — это означает, с высокой долей вероятности, что управленец только называется управленцем, но по существу им не является.

Разберем последовательно каждую компоненту:

  1. Образование

Для подготовки достаточно квалифицированных специалистов в области управления необходимо получение управленческого образования, причём желательно на базе уже имеющегося высшего образования и опыта работы в той или иной сфере деятельности.

Управленцу необходимо владеть следующими навыками и дисциплинами:

  • теория управления и теория подобия многоотраслевых макроэкономических систем для понимания предметной области управления и экономики;
  • основы психологии и социологии;
  • биология и география региона — для понимания того, что природа — среда деятельности человека и её состояние в первую очередь определяет состояние других сфер жизнедеятельности и влияет на здоровье тела и психики человека;
  • курс законодательства с анализом и обзором конкретных законов о хозяйственно-финансовой деятельности как целостности;
  • основы математики: линейная и векторная алгебра, линейное программирование, теория множеств, теория вероятностей, математическая статистика, вычислительные методы, алгоритм динамического программирования, теория меры — необходимы для того, чтобы управленец мог рассчитывать как последствия своей деятельности, так и разбираться в функционировании народного хозяйства;
  • метрология и практика измерений, стандартизация и сертификация — необходимы для того, чтобы обеспечить системность и состоятельность принимаемых решений;
  • бухгалтерский учёт — для проведения сравнения используемых в разных странах систем бухгалтерского учёта и систем сбора и анализа макроэкономической статистики;
  • умение быстро читать и печатать, как основы для высвобождения времени для самообразования и выработки решений;
  • иностранные языки — для чтения литературы зарубежных стран с целью изучения их опыта.

Таким образом, управленец должен уметь управлять по полной функции управления, а следовательно: выявлять факторы среды, вызывающие потребность в управлении; формировать вектора целей; формировать новые концепции управления; контролировать качество управления и достигать поставленных результатов; совершенствовать методологию и навыки прогноза при решении вопроса об устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости его поведения.

Специалист, освоивший такой набор знаний, будет иметь состоятельные представления о процессах управления и функционировании народного хозяйства.

  1. Опыт

Управленец, получивший качественное управленческое образование (возможно имея изначально управленческие способности), приступая к работе, так или иначе, сталкивается с реальным делом. Чтобы войти в сферу управления любыми процессами, необходимо набраться опыта, и поэтому имеет смысл начинать под руководством более опытного управленца, либо начать с управления делом малого масштаба. Как показывает практика, качество управления заметно повышается, если, например, глава региона или мэр крупного города, прежде чем занять своё место, успел побыть директором завода, главой небольшого района или округа. Так была выстроена иерархическая система кадрового обеспечения в недавнем советском прошлом.

Управленец большими системами (районами, городами, регионами) должен обладать как минимум качественным образованием и опытом работы. Если же главой региона или мэром города становится человек не имеющий опыта, или профильного управленческого образования, или того и другого, то это грозит обратиться катастрофой для данной территории и для населения территории, либо ситуацией, когда из-за его спины руководят совершенно иные люди, неподконтрольные обществу и преследующие свои корыстные цели. Кроме того можно сделать вполне однозначные выводы о нравственно-этических качествах такого управленца, позволяющих ему занимать должность по руководству большим количеством людей и большой системой при отсутствии каких-либо знаний и опыта.

  1. Личностные способности и качества

Часть людей проявляют свои способности в управлении с детства и юности в процессе организации различных, малых и больших, дел.

Проявляется это и тогда, когда, получив высшее образование не по специальности «управление», тем не менее, человек может довольно качественно руководить процессами в разных сферах. Но таких примеров — единицы на тысячи управленцев.

Ещё один фактор, который влияет на качество работы таких управленцев — это новые информационные условия, в которых сегодня находится человек. Частота обновления информации в обществе в наши дни значительно превышает частоту обновления поколений:

«…фантастически быстрыми темпами устаревают знания и приобретенные навыки. И в связи с этим — психология людей. Появляются области науки и целые отрасли экономики, никогда не существовавшие ранее».

Если раньше человек жил в технически однородной среде всю свою жизнь, то теперь за время его жизни окружающая информационная и техническая среда меняется многократно. Все мы теперь живём в постоянно обновляющемся информационном потоке, что требует, в особенности от управленцев, умения принимать нестандартные решения, «на ходу» перестраивать методы своей деятельности, а для этого необходимо творческое мышление.

Таким образом, учитывая то, что таких управленцев крайне мало, что изначальных дарований в наши дни может уже не хватать для эффективной деятельности управленческого корпуса, что управленец не имеет права на ошибку, так как пострадать может множество людей, можно сделать следующий вывод: управленец нуждается в качественном образовании в сфере управления.

Что связывает все компоненты необходимые профессиональному управленцу воедино

Если мы посмотрим на работу психики, то нравственность , как система взаимосвязанных и взаимообусловленных оценок «хорошо», «плохо», «безразлично» в отношении окружающих явлений жизни — является тем внутренним «клеем», который связывает задатки, опыт и образование управленца, и более того, направляет его психику к тем или иным избранным им целям. На каркасе нравственности выстраиваются и мировоззрение, и культура мышления индивида.

Это справедливо не только по отношению к управленцу, но и по отношению к любому человеку. Управленцы, которые занимают те или иные властные места, имея порочную нравственность, зачастую пользуются своим положением, злоупотребляя должностными полномочиями в корыстных целях, не боясь ответственности даже со стороны высшего руководства страны. Делается это либо осознанно, либо же на бессознательном уровне, чувствуя, что их даже не уволят с руководящих постов, так как замену им будет найти не так уж и легко. Они же, в случае появления реальной угрозы быть смещёнными более талантливыми, способными и молодыми, сделают всё, чтобы не допустить этого. Тогда в приоритетах на службе становятся уже не польза обществу, а любыми путями и методами продвижение по служебной лестнице, занятие для себя наиболее комфортного и высокооплачиваемого места работы и изживание других талантливых управленцев, способных заступить на их место.

КРАТКО О СЕГОДНЯШНЕМ ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В ПОДГОТОВКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Нельзя сказать, что в Беларуси не принимается мер по подготовке кадров для государственной (и не только государственной) службы. Как-никак, а в республике действуют: Академия наук, 54 высших учебных заведения (в том числе непосредственно направленные на подготовку управленцев для системы гос. управления, такие как Академия управления при Президенте РБ, Минский институт управления), однако за время их деятельности проблема обеспеченности управленческими кадрами не решена и вопрос этот с каждым днём встаёт всё острее.

Всем известна фраза: «Всякий народ имеет такое правительство, какого заслуживает». Она означает: какова в целом культура мышления народа, таково и правительство, под властью которого живёт общество. Если культура мышления людей — «никакая», то и управленцы, вышедшие из этого общества, — «никакие».

Сегодня пока ещё не многим ясно, что надеяться на большинство управленцев, воспитанное в текущей культуре, в деле улучшения жизни людей в современном мире — бессмысленно, ибо нравственно они не лучше окружения, из которого вышли, за редким исключением. Конечно, есть у нас в стране и руководители, для кого «долг перед обществом», «ответственность», «стремление служить Родине» не просто пустой звук. Именно под их руководством и усилиями добросовестных граждан, в основном ещё советской закалки, стали возможны успехи и достижения современного белорусского государства, и, как бы ни старались их не замечать и не афишировать представители «оппозиции», они есть.

Соответственно, нет принципиальной разницы между партиями и различными группировками, несмотря на разные лозунги. Всех этих «управленцев», пусть даже и с опытом работы, отличает отсутствие, прежде всего, адекватных знаний в области управления. Это касается и населения, в силу господства неадекватных образовательных стандартов. И для того, чтобы изменить качество управления и ситуацию в городе или районе проживания, необходимо начать с себя.

Заключение

Мир стремительно меняется, а значит изменяются и организация жизни общества во всех сферах жизнедеятельности человека. Повышается объём информации, который генерирует человечество, изменяется логика социального поведения человека. Постановка задач в современном мире требует всё большего количества квалифицированных управленческих кадров. Это могут быть как задачи региона или страны, так и интеграционного объединения нескольких стран. От успешности реализации этих задач во многом зависит качество нашей жизни и облик современной цивилизации на планете Земля. Всё это означает, что постоянным должен быть процесс расширения потенциальных управленческих кадров (в первую очередь тех, кто понимает основы и принципы управления) до пределов всего общества.

Сегодня же процесс подготовки и поиска управленцев больше похож на лотерею: повезло-не повезло. Найти толкового специалиста-управленца считается большой удачей. Такое положение дел представляет большую опасность для общества. Нельзя с точностью сказать на будущее: будет укомплектована страна необходимым количеством руководителей или нет.

Поэтому начинать необходимо уже со школы и уже сейчас. Основы управленческой грамотности (основы теории управления) должны быть уже в школьной программе 9-11 классов. Тем более подобные проекты уже реализуются в некоторых школах Могилёвской области. Но стоит добавить, что это должны быть не специализированные классы, а элемент общеобразовательной программы.

Ученики, получив реально полезные знания, смогут решить множество своих бытовых проблем. А государство в свою очередь получит хороший базис из управленчески грамотных молодых людей, с которыми уже проще работать в ВУЗах.

«Кадры решают все», - сказал однажды известный государственный деятель, придававший кадровой политике большое значение. Нередко те, кто повторяет эту ставшую крылатой фразу, придают ей широкий смысл...

«Кадры решают все», - сказал однажды известный государственный деятель, придававший кадровой политике большое значение. Нередко те, кто повторяет эту ставшую крылатой фразу, придают ей широкий смысл: очень важно не только верно расставить кадры по должностям, но и правильным образом их стимулировать - оптимально по соотношению эффективности работы персонала и затрат на поддержание этой эффективности на достаточно высоком уровне. Другими словами, повышение продуктивности работы сотрудников, затрачивая при этом минимальное количество денег, времени и других ресурсов, следует выделить в качестве одной из задач любого менеджера, в том числе и ИТ-руководителя.

Денежное поощрение играет в этом процессе важную, но не решающую роль. Во-первых, работа далеко не всех сотрудников будет прямо пропорциональна деньгам, которые им выплачивают. Росс Перо, основатель и председатель совета директоров американской компании Perot Systems, не советует платить сотрудникам очень много, мотивируя это тем, что «большие деньги убивают мозги». На первый взгляд, его совет парадоксален, если не сказать больше. Однако он выработан в результате длительных наблюдений: рано или поздно высокооплачиваемые сотрудники начинают воспринимать свои оклады как должное и, более того, включают «счетчик» едва ли не за любое свое усилие, которое они делают на благо своей компании. Излишне меркантильные сотрудники едва ли смогут принести предприятию много пользы.

Во-вторых, помимо денежных доходов ИТ-специалистов интересует целый комплекс факторов: возможность профессионального и карьерного роста, осуществления познавательной и исследовательской деятельности, участия в интересных проектах, общения с высококвалифицированными коллегами, профессиональной самореализации, а также перспективность работы в выбранном ими направлении ИТ и бизнеса компании и пр.

Талантливые технари высоко ценят атмосферу творчества и очень не любят работать на скучных «конвейерах». С другой стороны, творческая атмосфера не должна становиться самоцелью: у ИТ-подразделения есть четкие цели, от достижения которых зависит успех ИТ-руководителя, авторитет информационной службы и бизнес предприятия, использующего в своей работе информационную систему.

Одна из важных задач ИТ-директора - постараться направить творческий потенциал своих сотрудников в «мирное», продуктивное русло. В развитой ИТ-службе высока потребность в сотрудниках с самым разным набором качеств. ИТ-руководителю следует определить, какими личными и профессиональными качествами обладают его сотрудники, и распределить между ними должности в ИТ-службе.

Единого рецепта стимулирования труда творческих интеллектуалов-технократов, скорее всего, предложить не удастся. Точнее, он будет состоять в обратном: не стричь всех под одну гребенку. В зависимости от личных качеств и предпочтений следует выбирать разные способы стимулирования. Кого-то больше подстегнет возможность посещения учебных курсов, конференций, семинаров и выступления на них с собственным докладом. Кто-то с интересом будет сочетать путешествия и бизнес. Кто-то очень любит решать сложные технологические задачи и затем делиться с коллегами опытом их решения.

Понимая, что давать советы по стимулированию труда ИТ-специалистов (также как по воспитанию детей, подбору футбольных тренеров и вождению автомобиля) - дело неблагодарное, мы не стремимся и даже не пытаемся взять на себя роль «гуру» в этой области. Свою лепту мы решили внести иным способом: постарались наладить сотрудничество с представителями науки - сотрудниками кафедры социологии и психологии МИЭМ и начали реализацию нашего совместного проекта по исследованию особенностей мотивационной сферы российского ИТ-персонала, а также выявлению преобладающих мотивационных стремлений ИТ-специалистов. В этом номере журнала мы публикуем первые результаты проекта. Будем рады, если к исследованию подключатся ИТ-службы предприятий, где работают наши читатели. Сделать это несложно - просто свяжитесь с нашей редакцией. Результаты проведенных исследований будут опубликованы в следующих номерах журнала.

Сталин: кадры решают всё

4 мая 1935 года Сталин на выпуске красных командиров произносит свою знаменитую фразу: Кадры решают все!

«Кадры решают всё», – эту формулировку И.В.Сталин ввёл в политическую жизнь ещё в годы индустриализации Советской державы. Так предельно ёмко была сформулирована сущность партийно-политического руководства обществом. Впрочем, подбор и расстановка кадров были альфой и омегой ленинских принципов деятельности большевистской партии.
Однако подбор и расстановка кадров в масштабах общества могут быть оптимальными только при одном непременном условии: наиболее удачно должны быть расставлены руководящие кадры партии. Этот политический закон Сталин перенял от Ленина, развил его.
Когда Сталин чеканил: «Кадры решают всё», он осознавал, что каждая руководящая команда призывается обществом для решения конкретных задач, которые ставит время. Смена исторического этапа предполагает смену состава политических штабов.
В послевоенном Союзе ССР высший политический штаб, образовывали деятели, входившие в состав Политбюро (Президиума) и секретариата ЦК КПСС правящей партии. Значение этих органов И.В.Сталин прекрасно знал по собственному опыту. Он с первых дней существования Политбюро Центрального Комитета нашей партии входил в его состав. А первое Политбюро ЦК РСДРП(б) 23 октября 1917 года было образовано «для политического руководства в ближайшее время». Оно проработало чуть больше полумесяца, успешно решило стоявшие перед ним задачи и по этой причине прекратило своё существование после победы Октябрьского вооружённого восстания. Затем Политбюро было восстановлено по решению VIII съезда РКП(б) на пленуме Центрального Комитета 25 марта 1919 года. Сталин был снова избран в его состав. Тогда же он вошёл и в состав впервые созданного Организационного бюро ЦК РКП(б).
Что касается секретариата ЦК партии, то он впервые вошёл в его состав сразу в качестве Генерального секретаря ЦК 10 апреля 1922 года, после XI партсъезда. Тогда эта должность была впервые введена Уставом РКП(б).
Большой политический опыт Сталина делал его очень требовательным, порой и суровым в отношении товарищей по высшим руководящим органам партии. Это породило немало кривотолков, легенд и фальсификаций. Старательно раздуваемым антисталинским огнём стало выступление Сталина на организационном пленуме ЦК после XIX съезда КПСС, на котором он критиковал Молотова и Микояна. Поскольку официальной стенограммы этого пленума не публиковалось, то простор для фантазий был величайшим.
Из речи И.В. Сталина 16 октября, который касается Молотова и Микояна, так, как он даётся в воспоминаниях Л.Н.Ефремова: «Нельзя не коснуться неправильного поведения некоторых видных политических деятелей, если мы говорим о единстве в наших делах. Я имею в виду товарищей Молотова и Микояна. Молотов – преданный нашему делу человек. Позови, и, не сомневаюсь, он, не колеблясь, отдаст жизнь за партию. Но нельзя пройти мимо его недостойных поступков. Товарищ Молотов – министр иностранных дел, находясь под «шартрезом» на дипломатическом приёме, дал согласие английскому послу издавать в нашей стране газеты и журналы… Это первая политическая ошибка товарища Молотова. А чего стоит предложение Молотова передать Крым евреям. Это грубая ошибка товарища Молотова. Для чего это ему потребовалось? Как это можно допустить? На каком основании товарищ Молотов высказал такое предложение? У нас есть еврейская автономия. Разве этого не достаточно? Пусть развивается эта республика. А тов. Молотову не следует быть адвокатом незаконных еврейских притязаний на наш Советский Крым! Это вторая политическая ошибка товарища Молотова. Товарищ Молотов неправильно ведёт себя как член Политбюро. И мы категорически отклоним его надуманные предложения. Товарищ Молотов так сильно уважает свою супругу, что не успеем мы принять решение Политбюро по тому или иному важному политическому вопросу, как это быстро становится достоянием товарища Жемчужиной. Получается, будто какая-то невидимая нить соединяет Политбюро с супругой Молотова Жемчужиной и её друзьями. А её окружают друзья, которым нельзя доверять. Ясно, что такое поведение члена Политбюро недопустимо!».
Для чего же Сталину потребовалось критиковать на Пленуме своих старых соратников?
Во-первых, Сталин провёл «урок политграмоты» для вновь избранного ЦК. Ефремов вспоминает: «Мы, молодые члены ЦК, общаясь друг с другом, говорили: вот и прошли настоящий политический университет. Такое запомнится на всю жизнь». Кстати, на XIX съезде исключительное внимание уделялось развертыванию критики в партийных рядах.
Во-вторых, так Сталин наглядно объяснял, почему необходимо существенное увеличение численности рабочих органов партии. При этом за критикой Молотова и Микояна скрывалось стремление снизить в глазах ЦК партии роль и статус «старой гвардии» в проведении партийной и государственной политики, вывести её из числа «коренников».
В-третьих, это была прелюдия своеобразного «кадрового завещания» И.В. Сталина.
Характер сталинского «кадрового завещания» напрямую связан с тем, как виделся Иосифу Виссарионовичу начавшийся этап общественного развития советского общества.

В Советском Союзе начала 50-х годов господствовала психология победителей, убежденных, что им по плечу свернуть любые горы, что они, как говорится, уже держат бога за бороду. Эту психологию усилило восстановление разрушенного войной народного хозяйства в течение одной пятилетки, первыми среди всех пострадавших во второй мировой войне стран.
Сталин понимал, что послевоенный народный энтузиазм нуждается в максимальной поддержке и поощрении, но он не может быть единственным движителем созидания. В «Экономических проблемах развития социализма в СССР» он подчеркивает решающую роль объективных законов истории, противоречивый характер любого движения вперёд.
В Отчетном докладе Центрального Комитета XIX съезду (с ним выступал Г.М. Маленков, но влияние И.В. Сталина на доклад бесспорно) с тревогой отмечалось, во-первых, что «успехи породили в рядах партии настроения самодовольства, народного благополучия и обывательской самоуспокоенности, желание почить на лаврах и жить заслугами прошлого»; во-вторых, «некоторая часть наших руководящих кадров не работает над повышением своей сознательности, не пополняет свои знания в области марксизма-ленинизма, не обогащает себя историческим опытом партии. А без этого нельзя стать полноценными зрелыми руководителями».
Однако дело не сводилось только к желанию или нежеланию овладеть премудростями науки. Не менее важна и подготовка, образовательный уровень. Тем более, что этап эмпирического овладения общественным производством остался позади. Для успешного управления необходимы знания, с одной стороны, современной науки и техники, с другой - марксистко-ленинской теории. Необходим надежный путеводитель хозяйственной политики. И автор «Экономических проблем» его указывает: «Политическая экономия изучает законы развития производственных отношений людей. Хозяйственная политика делает из этого практические выводы, конкретизирует их и строит на этом свою повседневную работу». (Сталин И.В. Соч. Том 16. С. 207).

Первая попытка сформировать высший политический штаб, который более полно отражал бы потребности послевоенного времени, обладал бы современным образованием и был бы способен решать качественно новые общественно-политические задачи, была предпринята И.В. Сталиным в 1946 году. На Пленуме ЦК ВКП(б), состоявшемся 18 марта 1946 года, был сформирован новый состав Организационного бюро. Оно было впервые расширено до 15 человек. Теперь в Оргбюро ЦК не было ни одного человека без среднего образования, а 80% новичков имели высшее (полное и неполное) образование.
Однако в послевоенный период Оргбюро так и не стало играть значительной руководящей роли в жизни партии и общества. К тому же очень скоро начался процесс прореживания этого органа. Первый опыт не удался еще и потому, что неточно была выбрана экспериментальная площадка.
Оргбюро ЦК изначально формировалось как коллегия руководителей партийного аппарата. Но особенность правящей партии, тем более в условиях СССР, где не было антагонизма между обществом и государством: высшая когорта руководителей СССР неизбежно включала в себя ведущих политиков, большинство которых было сконцентрировано в государственных структурах.
Состоявшийся менее чем за полгода до смерти вождя XIX партсъезд, кроме всего прочего, интересен тем, что узаконил «кадровое завещание» И.В. Сталина, то есть тот высший политический штаб, который вождь Победы предложил советскому обществу для продолжения социалистического строительства.
Вместо Политбюро организационным пленумом Центрального Комитета был избран Президиум ЦК КПСС. Его численный состав стал больше всего состава Центрального Комитета, избиравшегося до XI съезда РКП(б). 16 октября 1952 года на пленуме ЦК было избрано 25 членов и 11 кандидатов в члены Президиума. Что касается секретариата, то 16 октября было избрано 10 секретарей ЦК. При этом положение секретарей ЦК было заметно повышено: все они стали либо членами, либо кандидатами в члены Президиума ЦК КПСС. Что касается Оргбюро, то оно было упразднено, а его обязанности были распределены между Президиумом и секретариатом Центрального Комитета.
Фактически Сталин передавал эстафету новому властному органу правящей партии, существенно отличавшемуся от своего предшественника.
Президиум ЦК КПСС, избранный после XIX партсъезда, весьма полно учитывал потребности нового этапа социалистической системы, традиции и каноны партии. Его состав правомерно рассматривать как высший политический штаб стартового периода активного социалистического строительства в СССР после восстановления разрушенного войной народного хозяйства. Одновременно это было сталинское «кадровое завещание».
Сталин предложил, прежде всего, сохранять преемственность поколений в партийном руководстве. В то же время в условиях послевоенного мирного строительства он не считал, что когорта партийцев с дореволюционным стажем должна делать погоду в руководстве партией и страной. 16 октября 1952 года на пленуме ЦК КПСС Сталин говорил: «Спрашивают, почему мы освободили от важных постов министров видных партийных и государственных деятелей. Что можно сказать на этот счёт? Мы освободили от обязанностей министров Молотова, Кагановича, Ворошилова и других и заменили новыми работниками. Почему? На каком основании? Работа министров - это мужицкая работа. Она требует больших сил, конкретных знаний и здоровья. Вот почему мы освободили некоторых заслуженных товарищей от занимаемых постов и назначили на их место новых, более квалифицированных, инициативных работников. Они молодые люди, полны сил и энергии. Мы их должны поддержать в ответственной работе. Что касается самых видных политических и государственных деятелей, то они так и остаются видными политическими и государственными деятелями».
Треть последней сталинской «партийной ставки» составили большевики, вступившие в партию в годы Гражданской войны. В руководстве партии после XIX съезда ведущую роль стали занимать деятели, которые прошли суровую школу работы в правительстве во время Великой Отечественной войны и в тяжелые годы послевоенного восстановления народного хозяйства. Это - министр финансов СССР Н.Г. Зверев, нарком электротехнической промышленности, а потом председатель Госснаба СССР И.Г. Кабанов, нарком электростанций и электропромышленности СССР М.Г. Первухин, председатель Госплана СССР М.З. Сабуров, нарком черной металлургии И.Ф. Тевосян, а также нарком внутренних дел Л.П. Берия, председатель Госбанка СССР, а после войны – министр обороны Н.А. Булганин. Даже Г.М. Маленков, считавшийся партаппаратчиком до мозга костей, с 1946 года являлся заместителем председателя союзного правительства, а Н.С. Хрущев в 1944 -1947 годах занимал пост председателя СНК (СМ) УССР.
Самой многочисленной группой в послевоенном сталинском штабе стали руководители, вступившие в партию уже после окончания Гражданской войны. В эту плеяду ровесников века входили в частности легендарные сталинские наркомы – знаменитый оборонщик В.А.
Малышев и поработавший на всех ответственных правительственных постах А.Н. Косыгин. Рядом с ними можно по праву поставить не менее легендарного П.К. Пономаренко, который много лет возглавляя большевиков Белоруссии, особенно прославился в качестве начальника Центрального штаба партизанского движения.
В то же время большинство ровесников века, вошедших в высший партийный штаб, было профессиональными партийными работниками. Уже в довоенные годы они успели приобрести опыт руководства социалистическим строительством на региональном уровне, в годы войны, возглавляя обкомы ВКП(б), руководили обеспечением фронта всем необходимым и поддержанием тыла в работоспособном состоянии. После войны на их плечи легла ответственность за восстановление народного хозяйства в кратчайшие сроки. Те, кто не надсадился на этой адской работе, и попали в кадровую команду, которой И.В. Сталин завещал продолжить социалистическое строительство по одобренным XIX партсъездом среднесрочным и перспективным планам.
По регионам, где возглавляли партийные организации эти люди, можно точно указывать опорные края державы, ставшие главной базой и Великой Победы, и столь же великого восстановления страны. Это - Свердловская (В.М. Андрианов) и Челябинская (Н.С. Патоличев) области, Кузбасс и Красноярский край (А.Б. Аристов), Куйбышевская область (А.М. Пузанов) и Башкирия (С.Д. Игнатьев), угольная Карагандинская область (Л.Г. Мельников).
Впрочем, для большинства тех, кто впервые был избран членами или кандидатами в члены Президиума ЦК КПСС, характерна одна общая мета в биографии: они выдвинулись на ведущие руководящие политические роли в 1937-1939 гг., когда их предшественники на ответственных постах зачастую были репрессированы. Именно в те годы начались биографии легендарных сталинских наркомов Зверева, Кабанова, Косыгина, Малышева, Первухина, Сабурова, Тевосяна. Именно тогда выдвинулись на ведущие партийные посты ровесники века, стал первым секретарем ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов.
Более половины тех, кому завещалось продолжать управление социалистическим созиданием, начинали свою биографию рабочими. Каждый пятый мог про себя сказать: “У меня отец – крестьянин, и я сам – крестьянский сын”. Рабоче-крестьянская страна имела рабоче-крестьянскую власть.
Бросается в глаза также высокий культурно-технический уровень последнего сталинского штаба. Более 80% впервые вошедших в Президиум ЦК имели полное высшее образование. Были среди них и ученые - академики А.Я. Вышинский и П.Ф. Юдин, доктора наук О.В. Куусинен и Н.Г. Зверев, кандидат технических наук А.Б. Аристов.
Однако судьба сталинского «кадрового завещания» оказалась под стать судьбе его теоретического завещания, воплощенного в «Экономических проблемах социализма в СССР». О том и другом забыли вскоре после торжественного захоронения вождя в Мавзолее на Красной площади.

Предыдущие дни в русской истории:




→МИГ-17

→ Вяземская воздушно-десантная операция

14 января в русской истории

→ Январский гром