Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — сеть античных катакомб, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства

Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более, чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).


Аппиева дорога / Артур Джон Стратт, 1858 год

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км — это около 750 000 захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) - «покои». Лишь одна из coemeteria — святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos - углубление).


Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.


Аппиева дорога. Гробница Цецилии Метеллы

Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев.

Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».


Аппиева дорога. Гробница Илария Фуска

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи».

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:

Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь.

Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты. И хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, через означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий.

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Катакомбы в период II-IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.


На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и тому подобное. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений, в одних только катакомбах Святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.


Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: «bi-shalom», «bi-adonai».

Кстати, этот «труд» горгулий породил несколько забавных поговорок. По сей день во Франции о безнадежных пьяницах говорят, что «он пьет как горгулья», или же «он пьет столько, что, глядя на него, горгулья умрет от зависти».

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры. В их обязанности также входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах являлись ниши — локулы, дословно «местечки». Они выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров. Под невысокими глухими арками в стене, называющимися аркосолиями, в гробницах помещали останки усопших. Надгробные плиты использовали как алтари при совершении литургии.

С IV века катакомбы начинают утрачивать своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.


Титулярная базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме, Италия

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

В конце IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекратились, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забыли.

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.


Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио, который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.


Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них считаются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.


Катакомбы Присциллы

Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений. К другим распространённым в катакомбах символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, относятся:

  • якорь - образ надежды (является опорой корабля в море);
  • голубь - символ Святого Духа;
  • феникс - символ воскресения;
  • орёл - символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
  • павлин - символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);
  • петух - символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);
  • агнец - символ Иисуса Христа;
  • лев - символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь - символ вечного мира;
  • лилия - символ чистоты;
  • виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии.

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря. Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах - Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие — острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.

В отношении происхождения катакомб нет определённой точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения. Также существует мнение Джованни Батиста де-Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала.

Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп , куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам » , «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога ». Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста). Некоторые катакомбы представляли собой ответвления от основного хода, иногда также в несколько этажей.

В катакомбы входили также гипогеумы - от латинского (лат. hypogeum ) - помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения (лат. luminare ). В «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах , совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах… ». Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах! ».

Исторические свидетельства

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита »:

Недалеко от того места, где оканчива­ется городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишенное света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных свя­щеннодействий .

«Упадок» катакомб

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад . Его приемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите . В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников , желавших помолиться на могилах апостолов , мучеников и исповедников . Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. В 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

Открытие и изучение катакомб

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге , наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями . В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы (на самом деле coemeterium Iordanorum ad S. Alexandrum ). Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году .

Позднее катакомбы исследовал Антонио Бозио (ок. -), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Всего им было открыто около 30 цементериев (раскопок Бозио не проводил), результаты своей работы он описал в трёхтомном сочинении «Подземный Рим » (лат. Roma sotterranea ), вышедшем в свет уже после его смерти . Бозио нанял двух рисовальщиков, которые изготовили копии изображений из катакомб. Их работы были зачастую неточными или ошибочными: Добрый пастырь был принят за крестьянку, Ной в ковчеге - за молящегося мученика , а отроки в пещи огненной - за сцену Благовещения .

Полномасштабные исследовательские работы в катакомбах начались только с XIX века , когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи. К таким работам относятся сочинения Джузеппе Марки, Джованни Батиста де-Росси (открыл катакомбы святого Каллиста), монументальное сочинение А. Фрикена «Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства » (1872-85 годы). В конце XIX века русский художник-акварелист Ф. П. Рейман (1842-1920) за 12 лет работы создал свыше 100 листов копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.

В 1903 году вышла книга исследователя Иосифа Вильперта (1857-1944) «Живопись катакомб Рима» (нем. Die Malerei der Katakomben Roms ), в которой он представил первые фотографии фресок из катакомб (чёрно-белые фотографии Вильперт лично раскрасил в цвета оригинальных изображений).

Погребальные обряды

Катакомбы в период II-IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами . На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой », «Спи в мире Господа » и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу .

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире », «Почить в Боге ») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры (лат. Fossorius, Fossorii ). Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил: «Участок приобретён под устройство бисома для Артемизия. Стоимость, 1500 фолий, выплачена фоссору Хилару, при свидетельстве фоссоров Севера и Лаврентия ». Их изображения также часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам .

Формы захоронений

Название Изображение Описание
Ниши
(лат. Loculi , локулы )
Локулы (дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Предназначены для захоронения как одного человека, так и нескольких (лат. loculi bisomi, trisomi… ). Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или в кубикулах.
Аркосолии (лат. Arcosolium ) Аркосолий - невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. Этот более дорогой тип захоронений известен ещё с античности. В них чаще всего хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении литургии. Чаще встречаются в кубикулах, чем в коридорах катакомб.
Саркофаги (лат. Solium ) Относится к римской традиции погребения, позднее заимствованной христианами. Не характерен для иудейских погребений. Захоронения в саркофагах в катакомбах встречаются редко. Саркофаги также могли размещаться в аркосолиях.
Кубикулы (лат. Cubiculum ) и крипты Кубикулами назывались небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. Дословно cubiculum означает «покой », покой для сна умерших. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, чаще всего они являлись фамильными склепами. Обнаружены кубикулы, в которых насчитывается до 70-ти и более локулов разной величины, расположенных в 10 и более рядов.
Захоронения в полу
(лат. Forma - «канал, труба»)
Встречаются в полах крипт, кубикул, редко в основных ходах катакомб. Такие погребения часто встречаются недалеко от захоронений мученников .

Виды катакомб

Наиболее известными римскими катакомбами являются следующие:

Христианские катакомбы

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant"Agnese ) - получили своё название от имени ранехристианской мученицы Агнессы Римской и датируются III-IV веками. В этих катакомбах нет настенных росписей, но в двух хорошо сохранившихся галереях можно найти множество надписей.

Над катакомбами расположена базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура , построенная в 342 году дочерью императора Константина Великого Констанцией. В этой базилике в настоящее время хранятся мощи святой Агнессы, перенесённые из катакомб.

Катакомбы святого Каллиста с открытыми нишами

По своему архитектурному плану иудейские катакомбы практически не отличаются от христианских. Основное отличие заключается в следующем: сначала возникли не коридоры, а отдельные склепы, которые позднее были соединены ходами. Ходы в целом шире чем в христианских катакомбах. Их стены также украшены фресками с изображением символов и фигур, например, меноры , цветов, животных (уток, рыб, павлинов), однако среди рисунков отсутствуют изображения сцен из Ветхого Завета .

Синкретические катакомбы

Катакомбы на Виа Латина

Символы и декор

Общая характеристика

Стены около 40 катакомб (особенно стены склепов) украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета , языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами (ихтис , «Добрый пастырь »). К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов » (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком . Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы. В иудейских катакомбах на Аппиевой дороге встречаются изображения меноры . Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений как библейской истории, так и святых свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:

  • якорь - образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве);
  • феникс - символ воскресения;
  • орёл - символ юности («обновится яко орля юность твоя » (Пс. 102:5));
  • павлин - символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух - символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец - символ Иисуса Христа;
  • лев - символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь - символ вечного мира;
  • лилия - символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии .

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода .

Большинство изображений в римских катакомбах выполнены в эллинистическом стиле, господствовавшем в Италии во II-III веках, только символ ихтис имеет восточное происхождение . По мнению Иосифа Вильперта, при датировке изображений важное значение имеет манера и стиль их исполнения.

Хороший стиль выражается здесь особенно в легком деликатном наложении красок и в правильности рисунка; фигуры - прекрасных пропорций, а движения отвечают действию. Недостатки появляются и накапливаются особенно, начиная со второй половины третьего столетия, в виде грубых ошибок в рисунке, зеленых бликов в инкарнате, в грубых контурах, непокрытых живописью, и широких каймах, обрамляющих сцены. Далее, достоверным критерием являются одежды и их украшения: безрукавная туника указывает на фрески ранее III века; к III веку относится далматика ранней формы; далматика с модными, невероятно широкими рукавами, указывает на фрески IV столетия. Круглые пурпурные нашивки появляются со второй половины III и особенно в IV веке; в древнейшую эпоху украшения ограничиваются узким «клавом» .

Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

Для раннего периода (I-II века) характерны нежные, тонкие каймы вокруг полей фресок, использование светлых тонов и общий бледно-палевый фон крипт, на которых некоторые фрески кажутся монохромными. Постепенно эллинистическая художественная манера заменяется иконописным мастерством: тела начинают изображать более материальными, что особенно заметно благодаря охре в карнации , которая делает фигуры тяжёлыми. Искусствовед Макс Дворжак считает, что катакомбная живопись отражает формирование нового художественного стиля: трехмёрное пространство сменяется абстрактной плоскостью, происходит замена реальной связи между телами и предметами их символическими взаимоотношениями, всё материальное подавляется ради достижения максимальной одухотворенности .

Изображения сцен из мифов в катакомбной живописи встречаются значительно реже (Деметра и Персефона , Амур и Психея). Зачастую античная традиция изображения тех или иных персонажей (в том числе декоративные мотивы: медуза, тритоны, эросы) была перенята христианами.

Изображения Иисуса Христа

В катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса . Среди фресок конца III - начала IV веков часто встречаются сцены, изображающие Христа, совершающего чудеса : умножение хлебов, воскрешение Лазаря (встречается более 50 изображений). Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку» , что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами .

Изображение Название Описание

Орфей Это христианизированные изображения языческого персонажа, Орфея. В руке он держит кифару , иногда в окружении зверей во фригийской шапке и восточном одеянии. Значения других языческих персонажей (Гелиос , Геракл) также были переосмыслены.

Добрый пастырь Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III-IV векам. Возникновение и распространение данного символического изображения Иисуса относится к периоду гонений на первых христиан и возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшей овце. Добрый Пастырь изображён в виде юноши без бороды, по большей части с короткими волосами, одетый в тунику . Иногда он стоит опершись на посох, а также в окружении овец и пальм.

Крещение Часто встречающееся изображение в катакомбной живописи. Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения . Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.

Учитель При изображении Христа-Учителя ему придавался образ античного философа , облачённого в тогу . Окружающие его ученики изображаются в образе юношей, наподобие студентов античных школ.

Христос Такие изображения отличаются от античной традиции: лицо Иисуса принимает более строгий и выразительный характер. Волосы изображаются длинными, часто с пробором посреди головы, добавляется борода, иногда разделённая на две части. Появляется изображение нимба .

Изображения Оранты

Изображение Название Описание

Адам и Ева Изображение библейских прародителей человечества встречается в различных вариантах: в сцене грехопадения , вместе с их детьми. Появление данного изображения в раннехристианской живописи обусловлено возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама , искупившего своей смертью Первородный грех .

Иону выбрасывают в море Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, олицетворяя «спящих» в кубикулах и саркофагах катакомб.

Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе , в которых он сравнил себя с Ионой (Мф. 12:38-40).

Появление таких изображений относят к IV веку , что было связано с возникновением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для первых христиан символично).

Агапы

Наиболее интересна для изучения раннехристианской обрядности фреска II века с изображением агапы, обнаруженная в 1893 году .

Число изображённых хлебов и рыб напоминает евангельское чудо умножения хлебов. Из анализа изображений агап исследователи пришли к выводу, что в раннехристианских общинах верующие получали хлеб из рук предстоятеля непосредственно в свои руки, а потом по очереди отпивали вино из чаши.

Надписи в катакомбах

Примеры катакомбных надписей

Собрание надписей из римских катакомб, составляющее в данный момент 10 томов , начал в 1861 году де Росси, продолжил с 1922 года Анджело Сильваньи, затем Антонио Ферруа. Джованни Батиста де Росси открыл катакомбы святого Каллиста благодаря фрагменту мраморной таблички с надписью NELIUS MARTYR . Учёный предположил, что речь идёт о мученнике Корнелии (CORNELIUS ), который, по источникам де Росси, должен был быть захоронен в катакомбах. Позднее, в крипте пап де Росси обнаружил вторую часть таблички с надписью EP (Episcopus ).

Множество надписей встречается на локулах на латинском и греческом (греч. ZOE - «жизнь») языках. Иногда латинские слова написаны по-гречески, или в одном слове встречаются буквы из этих языков. В катакомбных надписях встречаются названия видов захоронений: arcosolium (arcisolium, arcusolium ), cubiculum (cubuculum ), forma , имена фоссоров, описание их деятельности.

Посещение катакомб

Из всех катакомб Рима для посетителей в составе экскурсии, с обязательным гидом, открыты лишь 6 (вышеперечисленные христианские катакомбы, а также катакомбы святого Панкратия). В остальных катакомбах нет электрического освещения, их можно посетить при наличии разрешения папской комиссии по священной археологии . К наиболее интересным относится самые богатые росписями катакомбы святых Петра и Марцеллина (III-IV вв.) на Via Casilina .

В культуре

живопись : литература :

Процессия в катакомбах святого Каллиста

  • Некоторые эпизоды романа Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо » (Монте-Кристо и Франц д’Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсера, Данглар вынужден отдать украденные им деньги разбойникам) происходят в катакомбах святого Себастиана.
  • Генрик Сенкевич . Роман «Камо грядеши » (описано собрание христиан I века в римских катакомбах, однако такие собрания начались не ранее второй половины II века).
  • Р. Мональди, Ф. Сорти. «Imprimatur: В печать». Исторический детектив. М: АСТ , . ISBN 5-17-0333234-3
  • Чарльз Диккенс в «Картинах Италии» (англ. Pictures from Italy ) описал свои впечатления от посещения катакомб святого Себастьяна (единственные из известных в 1840-х годах):

Измождённый монах-францисканец с диким горящим взором был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие проходы и отверстия в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжёлым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли… Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами… Могилы, могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: «Мы христиане! Мы христиане! », чтобы их убили убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из них, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и ещё более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодной смертью.
Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах , - сказал францисканец, окидывая нас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, - её торжество здесь, посреди мучеников за веру!

музеи :
  • Музей Пио-Кристиано в Ватикане посвящён собранию раннехристианских произведений искусства, найденных в римских катакомбах: мраморные языческие и христианские саркофаги, статуи, таблички с надписями на латинском и греческом языках.
  • В музее сакрального искусства в библиотеке Ватикана (итал. Museo Sacro ) находятся артефакты из римских катакомб и церквей: лампы с иудейскими и христианскими символами, изделия из стекла, медальоны.
  • В музее Кьярамонти в Ватикане представлены множество саркофагов I-IV вв.
  • Часть коллекции античного периода Национального римского музея составляют иудейские саркофаги, таблички с надписями, большое число артефактов из языческих гробниц.

Примечания

  1. Fink, Joseph Die römischen Katakomben. - Mainz: Philipp von Zabern, 1997. - ISBN 3-8053-1565-1
  2. Интерактивная карта Рима с указанием катакомб и гипогеев (англ.) . Проверено 13 февраля 2009.
  3. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб, 1917. С. 73
  4. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 332
  5. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 333
  6. Места молитвенных собраний христиан I-III веков // Голубцов А. П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике
  7. лат. Monumentum Valerii Mercurii et Iulittes Iuliani et Quintilies verecundes libertis libertabusque posterisque eoiiim at religionem pertinentes (pertinentibus) meam
  8. лат. Marcus Antonius Restutus fecit ypogeum sibi et suis fidentibus in Domino
  9. Попов И. В. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997.
  10. В оригинале εν κοιμητηρίοις .
  11. Апостольские постановления. VI:30
  12. Бароний. Церковные анналы
  13. Зарайский В. Два эпохальных открытия
  14. Иоанн Мейендорф Единство империи и разделение христиан . Глава II. Структура церкви
  15. Антонио Бозио
  16. Fink, Joseph. - Mainz: vom Zabern, 1997.-С. 77 ISBN 3-8053-1565-1
  17. Покровский Н. В. Живопись катакомб (По изд.: Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000)

В Риме находится свыше 60 катакомб. Это система подземных ходов, часто напоминающих лабирины. Настенные фрески в катакомбах оптимистичны и наполнена верой в воскрешение. Здесь царит покой и умиротворение.

Катакомбы св. Агнессы

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы св. Себастьяна

Вилла Торлония

Катакомбы на Via Latina

Гипогей Вибии

Катакомбы Аd Decimum

Христианские катакомбы

Самые древние христианские катакомбы относятся примерно к 107 году н.э. Первые римские христиане подвергались гонениям. Для совершения обрядов и захоронения покойных по религиозным канонам верующие использовали заброшенные туфовые каменоломни.

В подземельях христиане чувствовали себя в безопасности. Они устраивали молельни и погребальные камеры, рыли новые лабиринты, расширяли существующие коридоры, делали ниши в их стенах. Ширина подземных ходов составляла около 1–1,5 м; высота достигала 2,5 м. Ниши-гробницы устраивали по обеим сторонам коридоров, в несколько ярусов. В каждое углубление помещали одно или несколько тел, потом усыпальницы замуровывали кирпичом, каменными плитами. Из подземелий на улицы Рима открывались выходы и вентиляционные шахты.

С 312 года по воле императора Константина христианство было объявлено легальной религией, гонения на верующих прекратились. Катакомбы стали официальными и почитаемыми захоронениями. К V веку хоронить под землёй перестали, и даже многие останки были перенесены в церкви Рима, римские лабиринты пришли в запустение и были надолго забыты.

Катакомбы Присциллы

Катакомбы святого Каллиста

На подземной площади «Маленький Ватикан» упокоились 9 римских пап, руководивших церковью в III веке (всего в Сан-Каллисто захоронено 16 понтификов и более 50 святых мучеников). Самое посещаемое место в катакомбах – склеп Santa Cecilia – усыпальница святой мученицы Цецилии с хорошо сохранившимися рельефами, фресками и мозаиками.

Общая длина подземных коридоров Сан-Каллисто, доступных на сегодняшний день, составляет около 20 километров. Археологические исследования ведутся с середины XIX века, открыты пока далеко не все захоронения.

Как доехать

Вход в катакомбы San Callisto расположен по адресу: Via Appia Antica, 110/126.

От вокзала Termini надо ехать:

  • на метро А (направление Anagnina) или на автобусе 714 (направление Palazzo Sport) до площади Piazza di S. Giovanni in Laterano. Затем на автобусе 218 — до остановки Fosse Ardeatine;
  • на метро B (направление Laurentina) до остановки Circo Massimo.
    От остановки Circo Massimo или от остановки Terme Caracalla/Porta Capena на автобусе 118 (направление Villa Dei Quintili) — до остановки Catacombe di San Callisto.
Время работы

ЧТ-ВТ 09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.

Катакомбы Рима (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Мистика и святость пропитывают римские подземелья. Можно только предполагать, что изначально они были каменоломнями или подвальными помещениями разрушенных старинных зданий, однако есть и вырубленные специально для погребения усопших. Многие поколения римлян находили здесь последний приют, галереи и ярусы переплетались, образуя настоящий лабиринт. В первые века христианства у подземелий появилась еще одна функция - катакомбы Рима стали убежищем, местом тайных собраний и кладбищем для гонимых за веру в Спасителя.

Что посмотреть

На территории Вечного города насчитывается 60 подземелий, суммарная длина их туннелей около 170 км, похоронены там около 750 тыс. человек. Большинство закрыты для туристов, но те, что расположены вдоль Аппиевой дороги , пользуются огромной популярностью.

«Подземный Ватикан», основанный епископом Каллистом во II веке н. э. - настоящий город с улицами и храмами. В стенных нишах и саркофагах на 4 ярусах погребены тысячи христиан, в том числе не менее 50 мучеников. Особенно интересны украшенные фресками и резьбой Папская крипта, где лежат 16 римских первосвященников, и склеп Св. Цецилии, покровительницы церковных песнопений.

Подземелья женского бенедиктинского монастыря Св. Присциллы прозваны «королевой катакомб» за прекрасно сохранившиеся фрески, нарисованные первыми христианами. Это Дева Мария, Добрый пастырь с рыбами, символами Иисуса, различные библейские сюжеты.

Стены одного из залов словно рассказывают о жизни и добрых делах женщины в вуали, изображенной в центре с поднятыми в молитве руками. Над ней сияют кущи райского сада. Возможно, это и есть Святая Присцилла.

В катакомбах базилики San Sebastiano fuori le mura, где находятся мощи одного из самых почитаемых католических мучеников, хранятся поразившая его стрела и часть столба, к которому легионера-христианина привязали перед казнью. На стенах видны многочисленные фрески и мозаики - Богородица-Оранта, Моисей, Иона вместе с поглотившим его китом. Сохранился и небольшой алтарь для тайных богослужений.

За скромным фасадом базилики Св. Климента скрываются не только византийские мозаики, но и вход в многоярусное подземелье, предположительно принадлежавшее тайному христианину сенатору Клементу (не святому) и служившее для обрядов и захоронений.

На самом нижнем уровне находится митрей - алтарь бога Митры с барельефом, изображающим его борьбу с быком. И это странно, ведь митраизм не преследовался и был самым серьезным соперником учения Христа.

Адрес: Catacombs of St. Callixtus, Via Appia Antica, 110/126, 00179 Roma, Italy.
Время работы: ежедневно с 09:00 до12:00 и с 14:00 до 17:00.
Выходной день - среда.
Входная плата: 8 EUR.

Можно бесконечно говорить о Риме , пережившем на своем веку множество ярких событий, прекрасных и трагических, но всякий раз, подобно птице Феникс, сумевшему возродиться из пепла, остаться таким же гордым и нерушимым. Существует и другой Рим, невидимый и неведомый многим, лежащий прямо под ногами, где в каждом слое отражается целая эпоха. Чтобы прикоснуться к его многовековой истории, спрятанной под тысячами акрами земли, следует проделать путь в подземное царство…

О чем "рассказали" подземелья

Римские катакомбы - наиболее удивительный памятник, передающий историю христиан трех веков с рождения Христа. На протяжении длительных столетий они пребывали в забвении. И лишь в середине XIX в. их случайно сумел открыть итальянец, археолог Джованни Баттиста де Росси.
Пытаясь отыскать предметы древних христиан, ему попался мраморный кусок плиты, имевший надпись "Корнелий-мученик". Находку тщательно исследовали. Она оказалась частью надгробного камня с могилы понтифика Корнелия, проживавшего в III ст. после рождения Христа. Замученного насмерть в 253 г. его похоронили в загородной пещере. Это и послужило началом поиска древних захоронений.
Сейчас удалось открыть подобных погребений порядка 60. Происхождение слова "катакомбы" приписывают названию той местности, на которой располагалось кладбище. Подтверждения этому нет, но все гробницы получили это название. Древний город буквально опоясан ими. Если вытянуть в единый ряд, их длина превысила бы 500 км. Первые появились еще в дохристианский период.
Римляне чаще сжигали покойников за городской чертой. Христиане, переняв иудейский обычай, предавали их земле. Так был погребен Лазарь, воскрешенный Господом, в пещеру возложили после Голгофы завернутого в плащаницу Христа. Мертвого укладывали в нишу, сверху ложилась плита. Некоторые могилы отличались установленными каменными саркофагами. Катакомбам давали имена великомучеников.
Проходило время, гроты занимали большую территорию, становясь замысловатыми глубокими лабиринтами, соединенными между собой узкими проходами. В период гонения христиан обиталища мертвых стали надежным укрытием живым. В глубоких земляных недрах образовались первые храмы, где древние верующие вкушали духовную пищу. Воскрешение Господнее подарило уверенность в отсутствии смерти и великую надежду о вечной безоблачной жизни. Места погребения людей, сделавших шаг в вечность, стали для живых дверью к царству небесному.

Смысловые настенные росписи

Разнообразными фресками разрисовывались стены в подземельях. Они являлись первыми шедеврами древнехристианского искусства. Не глядя на преследования, изображения не имеют сцен мученичества, а эпитафии лишены следов обиды, хотя большинство погибло от рук гонителей. Присутствуют лишь слова, взывающие к Всевышнему.
Переплетенные сюжеты Ветхого Завета с евангельскими многочисленными образами доносят до потомков понятие о добре и зле, показывают различие между правдой и ложью, жизнью и смертью. Изображенные Адам с Евой, совершившие первородный грех, располагаются рядышком с цветком белой лилии - символом чистоты. Душа, истинно познавшая Бога, символически изображалась в виде птички. Взглядом, полным любви, смотрит со стен Христос в облике пастыря, несущего на плечах овечку, символизирующую заблудшую человеческую душу. Сына Божьего нарисовали виноградной лозой, где ветви - уверовавшие в него. Его слова: "Я есть истинная виноградная лоза, а отец мой - виноградарь", - призывают следовать за ним. Символические изображения твердо закрепились в искусстве всех последующих столетий.
Император Константин Великий своим указом от 313 г. о признании христианской религии освободил верующих от угнетения. Молитвенное воспевание Господа перенеслось из подземелья под просторные своды наземных светлых храмов.

Наибольшие захоронения

Крупнейшими подземными усыпальницами столицы признаны по праву катакомбы Святого Каллиста, находящиеся на Аппиевой дороге, по которой когда-то шли за очередной победой римские легионеры, где апостолу Петру повстречался Христос. Здесь находится каменная гробница Ромула - римского Каина, убившего родного брата-близнеца. Протяженностью в 20 км, они вмещают 170 тыс. погребений. Посещаемыми на сегодняшний день являются четыре из них.
Когда гонения отошли в прошлое, отпала необходимость пробираться к усопшим тайком. Понтифик Дамасий обустроил лестницу, обеспечивающую доступ к гробницам. В нижней ее части прихожих встречает Добрый Пастырь, напоминающий о свободе выбора, данный каждому живущему на земле. Заблудшему человеку он готов протянуть руку помощи.

Крипта пап

Она считается центром, который окружали, разрастаясь, другие. В III в. превратилась в усыпальницу епископов. Прямоугольной формы помещение, довольно просторное, подпирают колонны с красивыми резными капителями, удерживающими свод. Здесь нашли покой девять столичных понтификов и восемь иногородних. Сохраненными остались шесть имен: Понтиана, закончившего жизненный путь на рудниках, Антера - его приемника, умершего в стенах темницы, Фабиана, обезглавленного во время правления Деция, Луция и Евтихия. Все они были великомучениками. Их мощи перенесли в разные столичные церкви, где сохраняются и поныне.

Место упокоения мученицы Цецилии

Это достаточно просторное помещение, имеющее нишу с левой стороны, где был установлен ее саркофаг. Пасхалий I решил перенаправить ее мощи в столицу, но не мог отыскать. Изможденный он во сне обратился к ней за помощью, женщина указала точное расположение. Лишь одна стена отделяла его от гробницы. После этого останки благополучно были перенесены в базилику Санта-Чечилия-ин-Трастевере, посвященную Цецилии. Занимаясь переустройством церкви, саркофаг вскрыли. Глаза не верили увиденному чуду: тело сохранилось нетленным. Взглянув на тело, пораженный скульптор Стефано Мадерно сделал статую, изобразив Цецилию в положении, в котором она лежала в саркофаге. В крипте содержится копия.
За что замучена она до смерти? Уроженка благородной семьи с юных лет поверила в учение Христа. Обратила в веру мужа и привела к Богу много поверивших в него, за что и решили казнить женщину. Поместив в раскаленную баню, мучители хотели таким страшным способом убить ее, но спустя три дня обнаружили живой. Тогда приняли решение отрубить голову. Палач нанес несколько ударов, но сразу отсечь не сумел. Будучи смертельно раненой, полуживой, она продолжала проповедовать веру Христову, пытаясь обратить в нее присутствующих. Это ей удалось.
Над ее могилой возвышается крест, вокруг него замерли в прискорбии два ангела и три мученика: Поликам, Себастиан и Квирин. Здесь же присутствуют изображения Христа и папы-мученика Урбана I.

Кубикулы Таинств

Предназначены для одной семьи, состоящие из пяти отсеков. Здесь хорошо сохранились фрески, повествующие о таинстве крещения. Отображен этот же обряд, совершаемый Иоанном Крестителем в водах Иордана, поражая воображение силой веры. "Наблюдает" за пришедшими Иона, спасенный из чрева большущей рыбы. Здесь установлена лестница, по которой тайно приносили для упокоения убиенных епископов.

Секция блаженного Мильтиада

Она примыкает к кубикулам Таинств. Образованная во II в., стала соединительным мостиком, ведущим к крипте Луцины - места упокоения души папы-мученика Корнилия. Его редко упоминают источники по истории. Понтификом он пробыл слишком короткий срок, немного больше двух лет. На иконах он изображен с коровьим рогом, является покровителем животных, исцелял от многих болезней несчастных. Здесь можно увидеть сияние феникса, означающего смерть плоти и вечную жизнь во Христе, голубей, символизирующих Святой Дух, рыбу, попивающую из чашки птичку, которая олицетворяет душу, нашедшую утешение в Боге.
По-разному воспринимают люди эти священные места. Для холодного человека, посетившего темные, сырые своды они и останутся таковыми. На человека мыслящего и понимающего произведут совершенно иные впечатления. Многочисленные коридоры поведают о горсточке людей, горячо любивших жизнь, но умиравших за веру, благословляя Господа, молясь за своих врагов. Этой горстке судьба предназначила осуществить величайший переворот в мире - уничтожить язычество. Их победа - в пламенной любви и силе духа. А с верой в сердце и великой любовью человеку доступно все.