Предстоятель русской церкви освятил храм воскресения христова и новомучеников и исповедников церкви русской в московском сретенском монастыре.

В четверг, 25 мая, президент России посетил Сретенский монастырь, поздравил его наместника епископа Егорьевского Тихона с открытием нового храма и пообщался с представителями за границей. Накануне, в среду, глава государства поздравил с тезоименитством и приложился к мощам Николая Чудотворца. Лейтмотивом встреч стала драма Гражданской войны и ее последствия для церкви и всего народа. В год столетия двух революций президент вывел формулу, согласно которой надо учиться воспринимать историю целиком, ничего не замалчивая.

С недавних пор, гуляя по бульварам или петляя по переулочкам рядом с Лубянкой, невозможно не заметить пятиглавую церковь на холме: золотые купола с серебряной чеканной окантовкой. Новый храм стал архитектурной и смысловой доминантой квартала - 61 метр в высоту. Пока он стоял в лесах, сложно было оценить размеры. Теперь даже не верится, что он уместился на небольшом пятачке земли.

Впервые за многие десятилетия новый собор появился в историческом центре Москвы. Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, рассчитанный на две тысячи прихожан, был возведен необычайно быстро - за три года и три месяца. Стояла задача успеть к столетию революции. И успели. 25 мая, в день Вознесения Господня, храм был освящен патриархом.

Теперь старый собор, единственный из зданий монастыря уцелевший в XX веке, кажется совсем крошечным. А на фоне стоящей рядом семинарии с подключенным Wi-Fi и электронным табло, еще и по-детски простым и трогательным.

Между семинарией и храмом оградили место для прихожан, чуть поодаль устроили небольшую территорию для банкета под белыми шатрами. Всюду в этот день стояли охранники и дружинники. «Сколько их тут! Бог не выдаст, свинья не съест». - «Неверно: береженого Бог бережет. Так правильно», - обсуждали между собой верующие.

Прессе и ВИП-гостям выделили место на балконе нового храма. Пока длилась литургия и причастие, многие ждали на улице - не все желающие смоли уместиться внутри. Когда хлынул сильный дождь - побежали под своды старого собора. А священнослужители, ничуть не смутившись непогодой, вынесли два стола, несколько огромных корзин и начали раздавать прихожанам просфоры.

В своей проповеди патриарх говорил о достоинстве человеческой природы, которую стяжатели и властолюбцы оскверняют грехами. А затем обратился к главному событию. «Храм построен недалеко от известной Лубянки, где совершались неправедные суды над людьми, в том числе над нашими священниками, верующим народом. Нередко здесь и смертные приговоры приводились в исполнение», - напомнил патриарх Кирилл.

Лубянка была символом страданий наших людей, но именно на этом месте воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову, указал предстоятель Русской церкви.

Он награждал мэра Москвы и епископа Тихона орденом Святого князя Даниила Московского I степени, когда Путин вошел в храм. И, пока присутствующие не успели обратить на него внимания, приложился к мощам святителя Иллариона, настоятеля Сретенского монастыря. Утром ковчег с мощами торжественно перенесли из старого храма и установили на четырех камнях, привезенных с Соловецких островов. Там, в лагере особого назначения, священномученик провел несколько лет жизни. Перекрестившись, Путин отошел назад и ждал, пока патриарх даст ему слово.

«Мы знаем, как хрупок гражданский мир. Теперь мы это знаем. Мы никогда не должны забывать о том, как затягиваются раны расколов. И именно поэтому наша общая обязанность - делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации», - сказал президент.

Фото: Администрация Президента России

Путин отметил, что, на его взгляд, новый храм олицетворяет примирение и глубоко символично, что он открывается в год столетия Февральской и Октябрьской революций, «ставших отправной точкой для многих тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке». Не вдаваясь в рассуждения о причинах исторической драмы, Путин подчеркнул, что надо помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая.

По словам президента, саму российскую государственность невозможно представить без духовного, исторического опыта Русской православной церкви. И общая цель светской и духовной власти - «не допускать никакого ожесточения и никакого раскола».

Затем глава государства преподнес в дар храму икону Иоанна Предтечи XIX века, которую тут же поместили на почетное место в алтаре. Патриарх и епископ Тихон, которого в СМИ часто называют духовником президента, провели Путина по храмовому комплексу. Через толпу прихожан все трое прошли к семинарии, где президента ждали иерархи Русской православной церкви за границей.

Она возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после Гражданской войны в России часть духовенства. Спустя 90 лет патриарх и митрополит Лавр подписали акт, по которому Русская православная церковь за границей стала самоуправляемой частью РПЦ.

«За долгие годы разобщенности, уходящей своими корнями в драму братоубийственной Гражданской войны, накопилось слишком много противоречий и взаимного недоверия. Но обе церкви, искренне стремясь к укреплению православия, укреплению нашей общей Родины, сумели достойно пройти этот путь», - сказал Путин.

О чем еще говорили церковные иерархи с президентом - осталось за закрытыми дверями. Впрочем, встреча длилась недолго - минут 15. Священнослужители, в свою очередь, подарили ему икону святителя Ионы Ханькоуского. День его памяти отмечается 7 октября - в день рождения Путина.

В целом президент провел в Сретенском монастыре чуть более часа и покинул его через боковой вход, так и не пообщавшись с прихожанами. Люди, вернувшиеся к храму после проливного дождя, начали потихоньку расходиться.

Освящение нового храма - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской - в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия.

Как в раннехристианские времена - "на крови", на месте казней за веру - появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению - через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-"высказывание" огромного количества людей - около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) .

Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.

- Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.

- Но ведь рядом же почти нет жилых домов.

- Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице - в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.

Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном - 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.

Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь - Большая Лубянка - это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан - иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.

- Как родился образ этого храма?

- Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов - их было около 50 - выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели - к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект - доработка шла практически непрерывно.

Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.


- Сколько времени шла стройка?

- Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта - около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.

- Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?

- Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской "Коляда" Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства - русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то "переводить", если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений... Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.

- Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?

- Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря - на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.

Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках "Россия. Моя история", дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур...

- Вас критикуют за ваши художественные решения?

- Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.

В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации...

- Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий - представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.


Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема - Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом... Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.

В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий - место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.

- Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?

- Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.

Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.

- В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер...

- Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией - компании "Мостотрест", множеству других фирм - от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух - четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.

Прямая речь

Над монастырем всегда другое небо. Чуть накрененное, наклоненное, как будто развернувшееся к земле. И над самым маленьким по площади в Москве - Сретенским - тоже. Монастырь невероятно ухожен и уютен.

Уходящей влево и вниз тропинкой монастырь чем-то напоминает воспитавший его наместника прототип Псково-Печерский монастырь, так подробно описанный им в книге "Несвятые святые".

Теперешний наместник попал в монастырь - по послушанию.

Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь "начинался" в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении.

Среди святынь монастыря - мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа, "правой руки" Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря (в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами.

Видевшие его на Соловках вспоминали: "Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью..."

Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: "Молчи, а то в карцере сгною...".

В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. "Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом!" - говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении.

Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова... Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря "Несвятые святые". Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре.

Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. "Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины".

Крестили Джулиана - теперь, по-православному, Юлиана - в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы - как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом - его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги "Несвятые святые" на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США.

И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм.

Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула "Древние говорили: длина вещей - суета, лишь высота их доставляет радость". "Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте", - резонно заметил владыка Тихон.

Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном.

Это слово о православной вере. Божий дом нашего времени. Канонический и необычный, успокаивающий и удивляющий, сделанный по последнему слову техники и по древнему слову святых.

25 мая 2017 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершено великое освящение нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в древнем московском Сретенском монастыре.

Новый собор на территории Сретенского мужского монастыря возводился на протяжении более трех лет на пожертвования. Его построили к 100-летней годовщине революционных событий 1917 года.

Закладной камень на месте строительства 28 декабря 2013 года освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Высота храма — 61 метр, а общая площадь фресок составляет более 6 тысяч квадратных метров. На двух этажах в стилобатной части разместятся просветительский и молодежный центры.

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на территории Сретенского мужского монастыря олицетворяет собой и память тех, кто пострадал за веру в период богоборчества, кто погиб в ходе репрессий; и вместе с тем он олицетворяет примирение.




Сретенский монастырь и новый храм

Действующий ныне мужской Сретенский монастырь был основан в 1397 году. В 1917 году Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы за православие, но в 1925 был закрыт, а в 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря была разрушена. На их месте разместилось общежитие офицеров НКВД, а на монастырской территории велись расстрелы. В память о жертвах при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест.

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской православной церкви и открыт как приходской храм. В 1993 году открыто подворье Псково-Печерского монастыря, которое через два года было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

При храме будут созданы два музея — новомучеников и Туринской плащаницы. Наместником нового монастыря стал епископ Егорьевский Тихон.

На фотографии — московский храм в честь новомучеников и исповедников Российских, далее называемый новый храм.

Его освящение совершил 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения, патриарх Кирилл. На церемонии присутствовал Путин, а значит, и президентский пул журналистов. Поэтому выйдя утром 28 мая из липецкой гостиницы, в которой я провел ночь в рамках блог-тура нашего сообщества, я взял с собой в автобус до города Чаплыгин, свежий «Коммерсантъ», в котором Андрей Колесников с присущим ему сарказмом рассказывал о том событии. Потом смаковал его статью в долгой дороге, надеясь увидеть это сооружение и своими глазами. И это, наконец, получилось.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, далее называемый старым храмом, построен в 1679-м.

В церковной архитектуре, если кто не знает, пятиглавый храм символизирует Христа и четырех евангелистов.

Ни один из колоколов старого храма не находился здесь до революционного разорения. А единственный сохранившийся прежний монастырский колокол отдан новому храму. Ну и сама колокольня — также новодел.

К старой (ныне пустой) раке Илариона Троицкого продолжают прикладываться. И кто посмеет насмехаться над этим? Хотя эту фотографию я сделал без вспышки и оставлю маленькой.

Владимирская икона Божией Матери — келейная икона архимандрита Иоанна Крестьянкина, перенесенная епископом Тихоном (Шевкуновым) из Псково-Печерского монастыря.

Уникальная икона «Снятие печати», написанная в 90-е годы, когда царская семья еще не была причислена к лику святых, а иметь в храме ее изображение очень хотелось. Нашли выход из положения в том, что нарисовали икону по событиям книги «Апокалипсис», где во время снятия печатей присутствуют праведники разных веков.

Фотографируя, думал, что это стасидия. Но, возможно, что просто почетное место.

Фотография, сделанная в крипте храма. Теперь, когда из медиа часто слышатся разговоры про криптовалюты, уже по названию можно догадаться, что «крипта» — это буквально «тайное место». Ну, а по сути — символический аналог пещеры, в которой был захоронен распятый Христос.
В таком контексте ангел, изображенный на стене крипты, обозначает ангела, который отвалил огромный камень от входа в эту пещеру — так что при виде его поставленная римлянами стража разбежалась.
В целом же убранство крипты (с приделом Воскресения Христова) напоминает о древнехристианских катакомбных храмах.

В крипте собора находится точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив, причем, контактный доступ есть лишь к негативу). Она освящена патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя. А раз это святыня, то я к ней приложился, правда, не губами, а лбом.

Сретенская духовная семинария находится фактически на территории монастыря, однако вход в нее охраняет отдельный вахтер в будке на улице.

В фойе имеется огромная роспись.

Нижний новый храм видел, как сквозь тусклое стекло, гадательно.

Верхний посмотрел тоже лишь с края, но уже не через окно, хотя бы.

Новая рака и мощи Илариона Троицкого. В вики-статье о нем есть и мой вклад-абзац. В 20-е годы священномученик Иларион заново освятил храм Сретенского монастыря, изгнав из него обновленцев. А вообще на память столь радостного святого претендуют и в Бутырке , где тот сидел всего несколько месяцев, и на Соловках , где он сидел долго.

Вообще же экскурсия была важна для меня как логическое завершение Липецкой поездки, о которой я упомянул в первых строках. Суть изложу в телеграфном стиле, но за этим стоит чудо спасения Москвы от татаро-монгольских полчищ. Когда мы были в Ельце , нам издали показали гору (холм), где в 1395 году Богородица посетила Тамерлана, вторгшегося в пределы Руси. Простояв две недели у Ельца, Тамерлан неожиданно повернул обратно. Он устрашился явившейся к нему во сне Божьей Матери, взявшей Русь под свою защиту. Но это был уже финал всей истории. А началась она с того, что Тамерлан и хан Золотой Орды Тохтамыш сцепились за власть над территориями Евразии. И Тамерлан (кстати, более известный у нас как Тимур) решил ударить по спонсорам Тохтамыша — по Московии, которая именно ему платила дань. Противостоять Тимуру военным путем Москва была не в состоянии. И перспектива разрушения страны до основания весьма пугала (картина Верещагина «Апофеоз волны» как раз — про Тимура). И тогда из Владимира в Москву отправился в Москву крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери. В самой же Москве народ принял на это время поголовный пост, включая отроков и скотов.
Ход дошел за десять дней. Встретили икону москвичи примерно в том месте, где теперь находится старый храм (а «встреча» по-старославянски — «сретение»). И вскоре случилась изложенная выше елецкая часть этой истории. Причем наш экскурсовод Мария где-то узнала, что именно Мария Пречистая сказала Тимуру во сне. Откуда уж она такое взяла, даже предполагать не берусь. Но по ее словам, Тимуру было заявлено, что Москву ты может быть и займешь, но живым оттуда точно не выйдешь.
На месте встречи иконы были выстроены Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Сретенский монастырь.

Я побывал на экскурсии по Сретенскому монастырю, проведенной

Дорогие прихожане Сретенского монастыря!

3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке.

Необходимость нового, вместительного храма в нашем монастыре назрела давно: кому, как не вам, известно , что нередко множество прихожан не помещаются в единственном уцелевшем соборе и вынуждены слушать трансляцию богослужения, стоя на улице.

Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке и приурочить его освящение к февралю 2017 года.

В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту.

«Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Это стало важнейшей задачей для проектантов.

Мы ожидали творческого решения, которое смогло бы выразить идею небесного торжества Новомучеников, нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников - .

В задании конкурса были и непременные технические моменты.

Храм должен быть вместительным: в идеале - на две тысячи человек.

Еще одно требование - предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа.

Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма.

Также по причине крайне малой территории Сретенского монастыря (а он действительно самый маленький и при этом самый населенный мужской монастырь в Москве - здесь живут 42 монаха и послушника и 200 учащихся Сретенской духовной семинарии), мы попросили проектантов предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено.

Наконец, необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб.

Все эти хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.

В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций.

На конкурс были представлено 48 проектов. Многие из них заслуживают самого серьезного внимания со стороны всех, кто интересуется церковной архитектурой. Часть работ по-настоящему талантливы, в лучшем смысле слова традиционны. От лица Святейшего Патриарха мною, как наместником монастыря, были разосланы благодарственные письма всем, кто принимал участие в этом творческом состязании. А три победителя награждены в соответствии с условиями конкурса.

В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы и искусствоведы.

Ниже мы публикуем все представленные проекты: читатели смогут сами соотнести творческие и технические задачи, сформулированные условиями конкурса, с предложенными нам творческими решениями.

После просмотра и обсуждений жюри отобрало три проекта, и среди них, - проект-победитель, представленный мастерской Д. Смирнова. Решение жюри вскоре было утверждено Настоятелем нашего монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Что же выделило эту работу на фоне всех остальных?

Основной задачей конкурса было создание образа Храма-памятника, Храма-торжества победы Христа и Его учеников-Новомучеников, и вот с ней-то, по мнению жюри, авторы проекта-победителя справились лучше других.

Представленный образ храма - необычайно светлый и величественный. То, что авторы поставили храм на постаменте-стилобате, зрительно подчеркивает идею памятника.

Нас по-настоящему порадовало то, как авторы проекта смогли найти эсхатологический образ победы Церкви, образ Града Небесного, Нового Иерусалима, в центре которого Агнец - Господь наш Иисус Христос в торжестве Своей победы.

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места (Откр.20:11). Художники воплотили этот замысел вынесением на внешнюю стену храма иконописных изображений Спасителя на престоле в окружении Новомучеников. Почему-то, кстати говоря, именно это вызвало самую жесткую критику, вплоть до упреков в модернизме, хотя именно такое решение мы можем видеть на фасаде главного собора Псково-Печерского монастыря, и в данном случае эта художественная параллель представляется для нас значимой, поскольку у московской Сретенской обители с Псково-Печерским монастырем особые духовные взаимоотношения.


Светлый, эсхатологический образ храма, говорящий о торжестве и победе Христа и Его Церкви в Царствии Небесном - вот та наша мысль и ожидание, которые уловили и воплотили авторы проекта.

Вместе с внутренними балконами храм будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. И вместе с тем собор спроектирован так, что, становясь в один ряд с уличными домами, он не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), - что, при высокой плотности застройки, все же дает возможность смотреть на него со значительного расстояния.

К сожалению, не во всех проектах предусматривалась возможность совершения богослужений под открытым небом. Давая это задание, мы ожидали, что для такого служения будет предназначен некий балкон или небольшая площадка, но авторы проекта-победителя предложили намного лучший вариант.

На время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем, - здесь устанавливается переносной Престол, - а прихожане располагаются в монастырском дворе.

Решение, по-моему, очень простое, изящное, удачное и при этом практичное. А иконы Спасителя и Новомучеников по внутреннему фасаду храма будут напоминать об иконостасе, создавая правильный образ богослужения.

По галерее стилобата удобно проводить крестные ходы, не выходя на Рождественский бульвар и не препятствуя городскому движению (что было бы неизбежно, если принять проект непосредственного примыкания стен храма к городской улице).

Наконец, в просторном стилобате, который служит художественно-архитектурном постаментом Храма-Памятника, мы сможем несравненно лучше, чем в предлагаемых другими проектами трехэтажных пристройках, разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы, издательство и даже несколько лекционных аудиторий для нашей семинарии.

Каков будет материал внешней и внутренней отделки храма, какова техника изображений, какие конкретно будут на фасадах лестниц сюжеты барельефов, посвященных Новомученикам, мы пока не знаем. Все это - в процессе самой серьезной работы и обсуждений.

Что касается еще одной важнейшей составляющей проекта - необходимости создания архитектурной концепции нового храма в увязке с существующими в монастыре строениями, - то здесь я предоставляю слово профессионалам, высказавшимся на эту тему.

Академик В.Д. Шмыков , архитектор-реставратор, начальник архитектурной проектной мастерской ФГУП «Институт «Спецпроектреставрация», действительный член Академии архитектурного наследия: «Созданный авторами архитектурно-художественный образ содержит идею духовного торжества Новомучеников во имя Христа и Православной Церкви, отвечает высокой духовности русского православного народа и поддерживает высокий статус монастыря. При этом хорошо вписывается в существующую градостроительную ситуацию и сложившуюся окружающую историческую застройку».

Профессор МАРХИ Тимур Башкаев : «В целом это впечатляющая работа, точно отражающая запросы и самоощущение современной Церкви, но требующая внимательной проверки градостроительных и объемно-планировочных решений комплекса при сохранении яркого авторского стиля фасадных решений».

Обращаюсь к нашим прихожанам с просьбой о молитвах, чтобы Господь благословил это начинание и позволил завершить строительство и благоустройство храма в срок, - к февралю 2017 года.

Ниже мы представляем фотографии всех проектов, участвовавших в конкурсе.