На какой день проводят поминки. Правила домашнего чтения молитв на годовщину смерти

Горе может постичь каждую семью. Годовщина смерти – это одна из траурных дат, которые нужно просто пережить. В эти дни все родные поминают добрыми словами усопшего, высказывают свои соболезнования, делятся пережитым. Как правило, годовщину смерти близкого человека отмечают в небольшой, узком семейном кругу. Многие задаются вопросами: как правильно нужно поминать усопшего, какие блюда готовить на стол, какие стоит знать молитвы и что ставить в церкви. Попробуем разобраться во всех этих моментах с точки зрения христианской морали, которая превалирует над другими вероисповеданиями. Начнем мы с небольшой исторической справки.

История Поминок

Поминать и трапезничать по поводу годовщины смерти близких родственников начали со времен появления христианства на Руси. Сами Поминки или поминание – это траурный ритуал, во время которого вспоминают об усопшем, чтят его память. По сути, каждая религия имеет похоронный и поминальный ритуал. Мы будем говорить о христианских верованиях исключительно потому, что эта религия самая распространенная в России. Однако согласно православным учениям, поминать можно только крещеных людей. Православная церковь не молится и не поминает самоубийц, некрещенных людей, и всех неправославных и отступников. Христиане поминают всех усопших в 3 этапа: на третий день после смерти, на девятый и сороковые дни. Основу составляет поминальный обед. Во время его родные, близкие и знакомые вспоминают добрым словом усопшего, его хорошие дела и поступки. В день похорон на кладбище могут прийти все желающие, равно как и сесть за поминальный стол. В обязательном порядке тело покойника везут в церковь или отпевают дома. А уже на 9 дней зовут за поминальный стол только близких людей. Обязательно ставят возле фотографию покойного, наливают стакан воды и кладут соль, хлеб. Нужно отметить, что делать это начали еще далеко до принятия христианства на Руси, по сути, это языческая традиция, прижившаяся до наших дней.

На сороковой день после смерти могут пригласить всех желающих и тех родственников, и друзей, которые не смогли прийти на похороны. Трапеза получается большой. То же происходит и на годовщину смерти, когда зовут близких и родных людей.

Христианские традиции

Мы привыкли отмечать Поминки на 3, 9 и 40 день. Но почему так происходит? Что об этом говорит православная вера? Третий день мы поминаем усопшего в честь Воскресенья Христа, который поднялся на небеса как раз на третий день после распятия. Девятый день пришел к нам из православной традиции почитать ангелов, которые просят у Господа поминовения для умершей души. Сороковой день почитается православными в честь вознесения Христа. Именно до этого периода принято считать, что душа находится в скитаниях, ища Бога. И решение это происходит именно на 40 день. Именно тогда происходит главное – определяют место души до наступления Страшного Суда. А вот начинается новая жизнь с годовщины после смерти.

Организация Поминок

В годовщине со дня смерти нужно хорошо подготовиться. Вам необходимо заранее предупредить всех людей, которых вы считаете важным видеть на траурных поминках. Как правило, это самые близкие люди: родственники, друзья, коллеги по работе. Вам нужно точно определиться с тем, на сколько порций накрывать стол. Лучше приготовить или заказать больше еды, и остатки отдать беднякам и нищим.

Первое, что нужно сделать в годовщину смерти – это проведать могилку покойного и положить цвету, можно зажечь лампадку и почитать заупокойную молитву. Итак, чтобы правильно организовать поминальную годовщину вам будет необходимо:

  • Заранее пригласить всех близких и родственников покойного;
  • Определить место проведения поминок. Это можно провести дома или в кафе;
  • Сходить в церковь для заказа всех необходимых церковных ритуалов;
  • Посетить кладбище в первой половине дня, положить цветы и прочитать заупокойную молитву;
  • Помочь бедным.

Пожалуй, основное во всем этом – искренняя молитва за душу умершего, которая поможет обрести покой на том свете. Разумеется, лучше заказать в церкви Божественную Литургию и присутствовать на ней, вместе с другими прихожанами вознестись со словами скорби и уважения к душе покойного.

Что стоит заказать в храме?

Без молитвы душа покойного будет пребывать в страданиях. Именно поэтому заказывают Литургию и рано утром заказывают обедню об упокоению души. Для этого нужно прийти в храм еще до начала службы. После съедают просфору и поминают покойного. Некоторые заказывают на год Сорокоуст и в обязательном порядке ставят свечку за упокой души. Кроме того, всегда можно читать заупокойные молитвы.

Поминальный обед

Многих интересуют следующие вопросы:

  • Какие блюда лучше готовить на годовщину смерти;
  • Какие приборы нужны;
  • Порядок подачи блюд;
  • Что и как нужно говорить;
  • Как правильно себя вести за столом во время траурного мероприятия.

Здесь главное точно знать, не попадает ли этот день с церковным праздником или постом. Если так происходит, нужно придерживаться церковных канонов и готовить постную еду. Если же день по календарю христианина позволяет есть мясные блюда, то их тоже можно включить в траурное меню. Христианские догматы гласят:

Непосредственно перед тем, как сесть за стол, старший взрослый мужчина читает молитву и благодарит за все хорошее покойного. Обед стоит начинать с кутьи, которую нужно съесть 3 ложки. Обратите внимание, что на столе из столовых приборов находятся только ложки. А кутью лучше варить из зерна. Это тоже языческая традиция, символизирующая воскресенье души.

Блюда на поминальный стол каждая хозяйка подбирает по своему вкусу. Лучше, чтобы это были скромные, постные блюда, без особых изысков и та еда, которую больше всего любил покойный. Чаще всего это борщ или лапша на первое, картофель с мясом, отварная и жареная рыба, салаты из капусты, голубцы и проч. Варят много компота, узвара, ставят сладкие напитки для детей.

Количество блюд на поминальном столе не существенно важно. Ведь главное, не убранство стола, а память об усопшем, добрые слова и помыслы. Ведь каждый человек, с которым сводит нас судьба, так или иначе учит нас чему-то. На отдельном столике обязательно нужно поставить фотография покойного с черной лентой, стакан воды, соль и кусочек хлеба. С этого дня душа усопшего переходит в Царствие небесное.

Правила поведения

В этот день нужно одеться в темное, женщины покрывают голову черными платками, мужчины одевают пиджаки и костюмы. Говорить нужно не громко, за столом после молитвы можно произнести речь благодарности, вспомнить о доброте умершего, напомнить о каком-то интересном случаен из его жизни.

Не стоит заводить громких разговоров или скандалить. Именно поэтому лучше не пить спиртных напитков. Отдайте предпочтение кагору или некрепким сухим винам. Если кто-то из присутствующих находится в стадии алкогольного опьянения, его лучше тихонько вывести из трапезной или корректно попросить удалиться.

В конце дня не лишним будет отдать еду со стола больным и нищим. Такими поступками вы сделаете добро не только для усопшей души, но и для себя. Ведь никогда не поздно стать милосердными и добрыми!

Перенос годовщины

Иногда по разным причинам случается так, что годовщину смерти нужно перенести. Можно ли отмечать траурный день заранее? На этот вопрос точно сможет ответить ваш православный священник, которому вы расскажите о причине переноса и сможете посоветоваться. Случается, так, что дата выпадает на какой-то большой православный праздник. В таком случае можно перенести траурную дату на несколько дней.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Многих волнует вопрос, можно ли отмечать годовщину смерти раньше, когда нет возможности сделать это в день смерти? Есть ряд правил и рекомендаций, которых необходимо обязательно придерживаться и соблюдать во время поминок усопшего. Ведь случаются разные ситуации, и не всегда есть возможность вовремя устроить поминки. Как это сделать правильно, чтобы новопреставленному на том свете не было плохо?

Что такое помины?

Помины - это обряд, который совершают, чтобы почтить память усопшего человека. Светское мероприятие, то есть трапеза, оказывается неким основанием поминок, которое близкие почившего устраивают в его жилище, на кладбище или в ином месте (кафе, столовые, рестораны).

Поминки проводят несколько раз:

  • в день кончины или на следующий день;
  • на третий день после смерти - обычно это день похорон;
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • в дальнейшем поминальные обеды осуществляют на шестой месяц с момента кончины (хотя в храме в этот срок не служат Панихиду), а потом все следующие годовщины.


Когда речь идет о поминальных столах, то правоверные христиане придерживаются годовщин. Поминовение в церкви на 3, 9 и 40 дни основывается на вековой храмовой практике. Двое суток душа человека после кончины присутствует на Земле и посещает места, в которых ей нравилось пребывать при жизни. На третьи душа отправляется к Богу на поклонение. Следующую неделю ангелы показывают душе обитель святых и великолепие рая, на девятый день душу снова ведут на поклонение к Богу, после чего отправляют в ад на 30 дней.

В течение этого времени нахождения в преисподней душе показывают все 9 кругов и места мучений грешников. На сороковой душа возносится на небеса на поклонение к Богу и тогда Господь уже решает, где душа будет обитать до Страшного суда.

Как помянуть новопреставленного?

До погребения, с момента преставления над телом покойника читается Псалтырь. Его продолжают читать и после того, как провели похороны, вплоть до сорокового дня.

Также о почившем упоминается в процессе отпевания, которое положено проводить на третьи сутки после кончины. Оно обязательно должно проходить над телом усопшего, а не заочно, поскольку на похороны приходят все близкие: родственники, знакомые, друзья, соседи, и их молитва очень важна, она соборная.

Помянуть почившего можно не только молитвами, но и добрыми деяниями, жертвами.

В этот период можно (даже нужно) раздать всем бедствующим и нищенствующим одежду, обувь, другие предметы быта покойного, чтобы они послужили добрую службу. Вещи должны быть в хорошем состоянии. Делать это можно с первого дня после кончины человека.

Нередко случается так, что годовщина кончины близкого человека выпадает на рабочий день, когда родственники связаны работой и нет возможности все подготовить. Этот день может совпасть с духовным празднеством, церковники в этом случае обязательно рекомендуют перенести годовщину усопшего на срок немного раньше либо позже даты.

Служители церкви считают, что совсем необязательно проводить поминальный обед в годовщину кончины. Если есть какие-то веские причины не делать этого, то сначала нужно опираться на них.

Не рекомендовано справлять годовщину кончины на неделе Светлой Пасхи и во время страстной седмицы Великого поста. В этот период все мысли и действия должны быть направлены к жертве Иисуса Христа на страстной седмице, в неделю Светлой Пасхи нужно радовать от известия о воскрешении Христа. Так что если годовщина выпала в эти недели, лучше всего мероприятие переместить на Радоницу - день поминовения усопших.

Если годовщина смерти выпадает в день Рождества Христова или в Рождественский сочельник, то помины следует перенести на 8 число или немного позже. Если сороковой день придется на Рождество, то следует накануне этого заказать панихиду, в сам день помолиться за усопшего, а уже после провести поминки с родственниками. Даже лучше, что после праздника, все будут в приподнятом настроении, поминки ведь тоже посвящены рождению, только рождению человека в вечной жизни.

По этой причине первоначально необходимо заказать в храме Литургию об упокоении Души умершего и Панихиду на День его поминовения. Также следует самим помолиться об усопшем. Поминальный обед или ужин можно отложить на поздний срок, на недалекие выходные дни от годовщины смерти. Очень важно церковное молитвенное упоминание усопшего на третий, девятый и сороковой дни после кончины. Это имеет большое значение для него, это облегчит страдания после разлуки души с телом, это умилостивит Владыку, который определяет место души за гробом по земным деяниям человека.

Если годовщина выпадает на значимые церковные праздники, то разрешено перенести на ближайшие выходные.

Но в этот день обязательно нужно сходить в церковь для молитвы, поставить свечу за упокой души, пожертвовать на нужды храма, подать нуждающимся у ворот церкви.

Чтобы поминки за столом принесли пользу умершему человеку, лучше поступить, как велел Спаситель: на трапезу не звать ни друзей, ни соседей, ни родственников. Но когда готовишь ее, то стоит приглашать на нее всех нуждающихся: нищих, хромых, слепых, увечных. Либо просто раздать поминальный обед социально незащищенным слоям населения от имени преставившегося.

Не приветствуется в православном христианстве перенесение даты поминов в сороковой день на более ранний срок.

Необходимо на это время в храме заказать Литургию и Панихиду, самостоятельно немного помолится за новопреставленного. А потом по возможности помянуть умершего дома, за поминальной трапезой.

О перенесение даты годовщины смерти лучше советоваться со священнослужителем, объяснить причину переноса. Конечно, желательно поминать именно в день кончины, поскольку за день до этого человек еще жил, радовался, был счастлив. Поминать его нельзя.


Если нет возможности справлять годовщину смерти в заявленную дату, то стоит ее перенести на несколько дней вперед. Раньше поминать не желательно.

В первую годовщину с даты смерти усопшего поминают в то же число.

Самое главное в годовщину смерти - помолиться за усопшего, сходить в храм, стараться делать добрые дела от имени преставившегося, упоминать его в записках, ставить свечи об упокоении души. Поминальную трапезу для родственников можно устроить в любой удобное для всех число месяца, чуть позже или раньше дня смерти.

После физической смерти человек остаётся в памяти родственников и близких людей. Поэтому в день его кончины они собираются, чтобы вместе вспоминать его. При этом существуют определённые правила, которые стали традициями. Это произнесение проникновенных слов, чтение стихов и молитв. Об этом и будет рассказано в статье.

О некоторых традициях поминовения

  • Поминовение (или поминки) представляет собой ряд ритуальных действий, позволяющих поддерживать память об умерших. В основном организацией поминальных дней занимаются родственники. Если таких не осталось - то друзья или другие близкие люди.
  • Обычно поминальные традиции опираются на те или иные верования - язычество, мусульманство, индуизм. Поэтому у разных народов они различны. У русских правила поминовения тесно связаны с христианской верой. Иногда смешиваются ритуалы, взятые из разных религиозных направлений и местных обычаев. Часто на этой основе создаются определённые обряды.
  • В русской христианской традиции существует ряд основных правил, отступление от которых происходит редко. Например, заупокойные и другие молитвы читаются в церкви только в том случае, если умерший был крещён по православному обряду. А также в храмах не молятся за тех, кто самостоятельно свёл счёты с жизнью, проповедовал еретические верования.

Поминальные даты

  • Православные христиане устраивают поминки непосредственно после похорон.
  • В ближайшее время после кончины поминают усопших трижды: первый раз - на третий день после кончины; второй раз - на девятый; третий раз - на сороковой.
  • Впоследствии поминки устраиваются каждый год в день смерти.

Поминки после похорон и на год смерти

Значение поминальных дней

Поминание в каждый из указанных дней имеет свой особый смысл, связанный с событиями христианской истории.

Третий день

Поминальная трапеза на третий день совершается в связи с вознесением на небо Иисуса Христа на третий день после его распятия. Воскресение из мёртвых и переход к вечной жизнь является основной доктриной христианского учения. Согласно церковному преданию, после смерти человеческая душа «скитается» до того, как высшими силами будет определено, куда она направится до Страшного суда - в рай или в ад. Первые три дня душа усопшего ещё находится на земле, посещая места своей жизни в телесной оболочке и людей, с которыми человек был связан.

Девятый день

На девятый день поминки совершаются как чествование ангелов , которые просят Бога о помиловании души усопшего. В это время душа умершего человека облетает райские обители, знакомясь с формами иной жизни. На девятый день на поминки приглашаются ближайшие родственники. Вблизи стола, за которым они обедают, ставится фотография покойного. Рядом с ней ставится наполненный водкой стакан, на него кладётся кусочек хлеба. Нужно отметить, что обычай ставить стакан берёт корни в языческих верованиях. Для истинных христиан он неприемлем.

Сороковой день

После девяти дней , душе представляются картины мучений грешников, отбывающих посмертное наказание в аду. Это продолжается по сороковой день. В этот день Всевышним окончательно определяется, куда будет отправлена душа покойного. На поминки на сороковой день приглашаются все желающие, а также те, кто отсутствовал на похоронах.

Как проводить помины в годовщину смерти

Вот некоторые правила, соблюдаемые на поминках в годовщину смерти .

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

Согласно христианскому учению, чтение молитв о душах усопших является долгом живых . Благодаря этому, участь грешников облегчается. Именно на вознесение прошений Всевышнему о прощении грехов умерших направлено чтение заупокойных молитв в церкви. Заказать панихиду можно не только в годовщину смерти, но и в другие дни.

В храмах для таких молитв существуют специальные виды служб:

  1. Поминовение покойных во время Божественной - главного христианского богослужения.
  2. Панихиды.
  3. Литии.
  4. Чтение Псалтири.

Как поминают во время Литургии

Этот вид поминовения является наиболее значимым. Упоминание имён умерших совершается:

Один из выдающихся знатоков церковного устава святитель Афанасий (в миру - Сахаров) отмечает, что чтение поминальных молитв во время проскомидии и после освящения святых даров является самым важным. Он говорит, что такие молитвы, хотя и негласные, по своей силе и действенности не могут сравниться ни с какими другими молитвами и даже подвигами в память усопших.

Панихида

В переводе с греческого языка панихида буквально означает ночную службу . Это название применяется для моления по усопшим в связи с тем, что по своей структуре она похожа на одну из частей всенощного бдения. А ещё и потому что древние христиане совершали службы в ночное время. Это было вынужденным явлением, так как они подвергались непрестанным гонениям. Панихида является одним из самых распространённых служений, заказываемых для того, чтобы поминать умерших родственников в день годовщины смерти. Панихиды, кроме храма, совершаются и на дому, и на могиле. На ней можно молиться как об одном, так и о нескольких покойниках.

Лития

Неусыпаемая псалтирь

  • Это молитва читается беспрерывно на протяжении нескольких суток. Обычно её заказывают в монастырях, где монахи читают её сидя, сменяя друг друга. Псалтирь - это сборник древних псалмов, написанных в основном библейским царём Давидом. Они имеют великую силу и считаются великой милостью для усопших душ. По прочтении Неусыпаемой псалтири грешные души очищаются, побеждают демонов и поднимаются из адского пламени.
  • С древних времён Неусыпаемую псалтирь, как и другие молитвы, на поминках родственников читают и дома. Для этого существует ряд правил, которых необходимо придерживаться. Чтобы молитвы могли возыметь действие, правила должны выполняться с большой точностью. Родственника заранее договариваются о том, в каком порядке они будут читать Неусыпаемую псалтирь.

Как правильно заказывать поминовение в церкви

Правила домашнего чтения молитв на годовщину смерти

Правила чтения псалтири на годовщину смерти выглядят так .

  1. Объединившись в группу, родственники прочитывают Неусыпаемую псалтирь целиком в продолжение одних суток.
  2. Придя к себе домой, каждый из них читает одну из двадцати частей псалтири, называемую кафизмой (что значит сидя), упоминая всех, кто также участвует в обряде. Это создаёт ощущение единства всех молящихся в это время за душу усопшего.
  3. На следующий день вариант чтения каждым родственником у себя дома повторяется, но уже с чтением другой части псалтыри.
  4. Всего молитвы нужно повторить не менее сорока раз.

В заключение нужно сказать о том, что перед тем, как начать поминки за столом, нужно подобрать соответствующие слова на годовщину смерти , чтобы не обидеть родственников и память покойного. Иногда собравшиеся читают поминальные стихи на годовщину смерти. Лучше, если они будут содержать тёплые чувства в отношении усопшего, а не только выражать горечь утраты.

Во всех делах твоих помни о конце твоём ().
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы () .

Поминове́ние усо́пших - богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим . не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой , сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – , которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения и тела до , усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут , желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной . Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. .

Милостыня

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является . Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве . Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать . На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы » (). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт » ().

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших за них со стороны членов земной , не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через , ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель . В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась , и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет - усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.