О значении обращения священного синода русской православной церкви к раскольникам. Почему староверы не могут ходить в храмы РПЦ

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство людей так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Давайте разбираться.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонинанами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь».

Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.


Василий Суриков, «Боярыня Морозова» 1887 г.

Я не зря прикрепил к статье именно эту работу художника Сурикова, где действующее лицо -Боярыня Морозова демонстрирует «двоеперстие». Немного о самой картине:

«Боярыня Морозова» - гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке. После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов.

Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой».

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. А прототипом стала тетка художника — Авдотья Васильевна Торгошина.

Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо - бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

Фигура боярыни на скользящих розвальнях - единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука - как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Имя Иисуса

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововведения были не приняты старообрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Посолонь – движение по солнцу, способствующее увеличению жизненной силы и ускорению духовной эволюции.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Закатанные рукава ассоциируются там с палачами, а галстуки с виселицами.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Аллилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки

Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка* - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Обратимся в очередной раз к картине Сурикова:

∗ Лестовкау боярыни на руке. Кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы - символа духовного восхождения, отсюда и название. При этом лестовка замкнута в кольцо, что означает непрестанную молитву. У каждого христианина-старообрядца должна быть своя лестовка для молитвы.
Крещение полным погружением

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Братья и сестры, здравствуйте. В Москве прошел беспрецедентный по количеству участников Архиерейский Собор. Вся полнота Русской Церкви в лице архиереев собралась на Собор с разных уголков нашего земного шара. Собрались со всей канонической территории Русской Церкви, на этом масштабном судьбоносном мероприятии, которое связано со 100-летней годовщиной Поместного Собора. И мощи Патриарха Тихона были принесены в Храм Христа Спасителя.

Как гром среди ясного неба раздалась новость из Киева. Пришло письмо от митрополита, именующего себя патриархом, которого мы называем лжепатриархом. Даже митрополитом его не называем, потому что он лишен всех степеней священства до монашества, которое не снимается. Филарет. Он обратился к участникам Собора, к Патриарху с просьбой: забудем прежнее, устроим общий лад. Как в басне Крылова «Волк на псарне». Что его подвигло к этому, сейчас мы попытаемся пофантазировать.

Он обратился с просьбой, ни много ни мало, снять с него прещения. Анафема таки действует. Эта непризнанность в мире - очевидно муки совести, она же есть, никуда она не девается. Давление на душу, которое мучает грешника. Конечно, господин Денисенко - это такой маститый человек в части злодеяний. И он страшен, поскольку волевой и энергичный. Только возраст забрал свое, ему уже далеко за 80. И он ходит по краю Вечности. Возможно, на него дует либо в затылок, либо в лицо холодное дыхание будущего ответа и, значит, скорый переход через черту. Если верить в лучшее, то именно это и является мотивом письма и попытки движения к Русской Церкви. Потому что таких вещей никто не ожидал, это для всех было топовой новостью. Она и в светские СМИ вошла как топовая новость, по крайней мере, в Украине.

Не корысти ради, а пользы для, хочу напомнить, что весь кошмар, происходящий на Украине, удивительный, вопиющий, невообразимый был еще лет пять-семь назад. Отвратительность этих событий и их бесконечное продолжение без перспективы окончания, тесно связано именно с церковными вопросами, с церковным расколом. Ближайший сосед Украины - Белоруссия тоже обладает неким ресурсом злонастроенных людей, кормимых с Запада, которые тоже хотели бы на теме национализма, вхождения в европейский мир, десоветизации, декоммунизации позажигать костры, взять власть и устроить свое, только уже в белорусском варианте. Однако там этого, слава Богу, нет. Отчасти по причине более адекватного действия властей, отчасти по отсутствию церковного раскола. Даже Лукашенко говорит об этом, что у нас церковь не разделена. У нас церковь едина. И наличие греко-католиков и православных в стране координируется государством таким образом, что нет межэтнических, межкофессиональных столкновений между полонизованной Западной Белоруссией и центральной. И нет внутри православия раскола. Это отсутствие - оно, собственно, закладывает ресурс прочности в государство. Хочешь ты этого или не хочешь, а церковь является фундаментом. И мы все болезни церкви потом видим в самых сложных проявлениях и в экономике, и в социальной сфере, и в росте преступности, и в демографии, и в падении семьи … во всем.

Так вот, Филарет расколом своим нанес Украине такую рану, что я не знаю, сколько слез нужно выплакать, чтобы это все простилось, залечилось, загладилось и зализалось. Быть может, как лучший вариант, ходя по краю, он, действительно, чувствуя холодное неизбежное дыхание, которое каждому волосы пошевелит, хочет покаяться и умереть в церкви. Он знает, что он не в церкви. Потому что Киевский патриархат - не церковь. Там нет спасительных таинств, она не признана православным миром, имена ее иерархов не возносятся на богослужениях православными предстоятелями. Она лишена полноты евхаристического и прочего духовного общения. И лучшие из них, в смысле, умнейшие из них, знают это.

Мир безобразий состоит из двух категорий: из ничего не понимающих болванов и из очень грамотных негодяев. Вторая категория количественно меньше. Это чрезвычайно грамотные негодяи, которые понимают всё, знают всё, но делают то, что они делают, пользуясь абсолютной бессмысленностью той массы болванов, которыми они руководят. Как-то так происходит и в политических вещах, и в церковных тоже зачастую. И Филарет, руководя не церковью и произнося пустые слова, не наполненные благодатью на богослужении, и помня то, что было раньше, а он был законный иерарх, который все видел, все знал, всеми был уважаем в те годы, когда он не восстал на Мать. Теперь очевидно чувствует, я надеюсь, это лучший вариант происходящего. Чувствует, что умирать нужно в церкви. Дурака валять можно, где хочешь, вокруг церкви бегать, с Матерью ругаться, называть себя патриархом, хоть Папой Римским. А вот умирать нужно, смиряясь и заходя в церковь, прося прощения: простите меня и снимите с меня все то, что лежит на мне. Потому что лежит конкретно. Есть, конечно, вариант такой, что это всё хитрейшие проделки старой лисы, которая хочет на старости лет-таки выцарапать что-то у матери-церкви и создать вид легитимизации своего бандитского раскола. Такой вариант тоже есть.

Теперь нашим иерархам предстоит много думать, много молиться. И, руководимые Святым Духом, они будут принимать решение о том, как поступать с этой ситуацией. Но, без всякого сомнения, ситуация топовая, знаковая. По сути, Филарет вынимает почву из-под национализма украинского. Потому что его электорат, его прихожане - это как раз те чубатые, которые кричат «Москаляку на гиляку». И УНА-УНСО у него. И они с его рук получали медали и награды. И имущественные у них связи. Там у них что хочешь там. Это его люди. И он вдруг говорит: простите меня. А я от чистого сердца прощаю всем вам, если кого чем обидел. Давайте всё забудем, давайте будем жить по христианской любви, в духе всепрощения. Это очень знаковый вопрос, такого церковь не знала. До сих пор, все эти 20 с лишним лет, церковь такого не знала. И даже некоторые уже и ждать перестали. Я, по крайней мере, не ждал.

Давай добавим к своим молитвам хотя бы разочек просьбу о том, чтобы раскол украинский был уврачеван, чтобы души не гибли. Ну, а там уже Господь сам распорядится отдельными персонажами, в том числе, и Филаретом, и его поплечниками, клевретами, и всеми теми, кто кормится от лжи. Кто сидит на лжи и кормится от лжи. Очень знаковое событие, прошу его не пропустить. До свидания.

Как и в католицизме, в православии есть такое явление, как толки. В православии это конечно же секты раскольников.

Началом раскола церкви считается начатая ревизия церковных книг в первой четверти 16 века. Максиму Греку было поручено исправление книг по имеющимся старым греческим образцам. Но по недостаточному знанию церковно-славянского языка он, по мнению митрополита Даниила, сделал новые ошибки за что и был отстранен от этого занятия. На этом исправление книг пока остановилось.

В середине столетия, в 1550 году был созван Собор, который постановил использовать при исправлении книг не подлинники старых книг на греческом, а «добрые переводы».

Многих священнослужителей белого духовенства привлекли к этой работе. Но ошибок становилось еще больше, так как в исправлениях появлялись в виде догматов то, что раньше догматами не считалось. Протопоп Черниговский Михаил Рогов и архимандрит Сильвестр возвели в догматы следующее:

  • - произносить имя Исус, а не Иисус
  • - двуперстное знамение
  • - употребление просфор при богослужении
  • - хождение посолонь
  • - о чтении в «Символе веры» о сыне божьем так: «…его же царствию несть конца»
  • - о чтении о святом духе в «Символе веры», как о «Господе истинном»
  • - о небритии бород и усов
  • - о сугубой аллилуйе

Очень остро встали вопросы о церковном благочинии, о церковном пении, иконописании, церковной проповеди.

В очередной раз исправление книг было приостановлено. И при богослужениях стали применять как исправленные книги, так и старые, неизмененные.

Возобновились разговоры об исправлении книг только в 1648 году. Решено было пригласить греческих ученых-богословов. Началось исправление основного служебника. Наконец, 23 апреля 1656 года был созван новый Собор на обсуждение нового служебника.

На соборе выявилось размежевание по следующим вопросам:

  • - двуперстное знамение
  • - неизменность «Символа веры»

Постановлением Собора было наложено проклятие на двуперстное знамение и его приверженцев, был допущен к изданию служебник.

Преданы анафеме были те священнослужители, которые в последствии также между собой разделились на несколько партий. Ядром раскола оказались Павел Коломенский, Иоан Неронов, Аввакум Повольский, Даниил Костромской. Из них трое остались верны старине, а Павел Коломенский, после снятия Никона с поста патриарха, вновь вернулся в Москву и принял нововведения.

Уже в рядах раскольников появились различные трения по вопросам:

  • - как жить вне церкви
  • - иерархия священнослужителей
  • - какие книги использовать
  • - изменять ли обряды или нет

С того времени в России сложились два пласта в культуре Православия, и они развивались независимо друг от друга. Среди старообрядцев также есть конфессиональные трения, у них нет единой «старой» церкви. Есть лишь группы или толки, которые звались по имени основателя. В 1842 году были известны и описаны в докладе Священному Синоду следующие толки:

Федосеевщина, Филипповщина, Аристовщина, Странники, Рябиновщина.

По типу конфессии и противостоянию отмечались также «вреднейшие»

и наименее вредные. Вот наиболее «вредные» по выражению архиерея Владимирского Алексия:

  • - иудействующие
  • - молокане
  • - духоборцы
  • - хлыстовщина
  • - скопцы
  • - беспоповщина

Видимо Алексий путал отдельные секты, толки и церкви старообрядцев, так как иудействующие и духоборцы явно не старообрядцы. 1

О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками… Тема по сей день остается актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты. Многие талантливые историки и философы прошлого России были талантливыми богословами. Может потому так богата и ярка наша культура. Но есть и другая, отрицательная сторона православия, - оно никогда не способствовало прогрессу. То есть, для истинного православного смыслами жизни прогресс или достижение богатства никогда не являлись. И в этом восточная особенность православия: восточные религии никогда не ставили целью достижение богатства. Да, впрочем изначально, и христианство к этому не стремилось. Даже католицизм этому не способствовал. Может потому христианская культура в голом виде была так не приемлема для русских? Ведь православие - это не христианство с особенностями русского колорита, а сумма культурных компонентов, в которой не выделена особая роль служению богу, церковным обрядам.

В России слово «раскол» в первую очередь ассоциируется с событиями XVII века, когда произошел самый масштабный раскол в Русской Православной Церкви. Тогда остро встал вопрос об исправлении в богослужебных книгах ошибок, накопившихся за много лет переписывания. Патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича решил исправлять книги по греческим источникам. При этом менялись обряды и даже вид крестного знамения (с двоеперстия на троеперстие). Несогласные с реформами были объявлены государственными преступниками, их сажали в темницы и казнили. Староверы, в свою очередь, разорвали общение с «никонианской» Церковью, отвергали ее таинства как «антихристовы», считали, что после pефоpм Никона благодать полностью исчезла из Цеpкви и следует ожидать гибели миpа и Стpашного Суда. В конце XVII века старообрядчество разделилось на два течения, в зависимости от наличия или отсутствия священства: поповцев (признававших необходимость священников при богослужениях и обрядах) и беспоповцев (отрицавших всякую возможность существования истинного духовенства в новые, «антихристовы» времена).

По прошествии веков, когда страсти улеглись, стали возможны шаги к примирению: в начале XIX века были разрешены богослужения по старым (дониконовским) книгам, открылась первая в Москве единоверческая (для тех кто придерживаясь старого обряда, признавал иерархию Русской Церкви) на Рогожском кладбище. В дальнейшем единоверческие общины стали возникать по всей России. На Поместном соборе 1971 года были окончательно сняты клятвенные запреты на старые русские обряды и на употребляющих их. Однако несмотря на все это, среди старообрядцев остались непримиримые: чем дольше длится раскол, тем труднее его уврачевать полностью.

Расколы для Церкви не остались в прошлом: то в Церковь со своими методами и амбициями вторгается политика, то в споре по вопросу чисто церковному кто-нибудь объявит себя единственно правым, а всех остальных -- слугами антихриста.

В чем грех и опасность раскола? Кто для Церкви раскольник -- враг или заблудшая овца? И что в ситуации разделений может быть критерием истины для человека, который искренне ее ищет? Об этом -- тема нового номера.

Редакция

«Обрести истину в этом мире лжи возможно через страдание»

В чем грех раскола? Если человек пребывает в расколе, слышит ли Бог его молитвы, благодатны ли таинства раскольников? И как понять, на чьей стороне правда? Достаточно ли знать для этого церковные каноны?
С этими вопросами мы обратились к протоиерею Владимиру ВОРОБЬЕВУ, ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Раскол -- это нарушение без достаточных оснований заповеди Христовой «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). Если так понимать раскол, то это, конечно, грех, отпадение от церковной полноты, потеря Христовой любви. Вопрос о благодатности таинств здесь -- очень непростой. Во-первых, мы не можем решать за Бога, слышит ли Он молитвы тех или иных грешников. «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8). Бог бесконечно милостив и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Христос пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

Поэтому, скорее всего, всещедрый Господь услышит молитву даже и того, кто пребывает в расколе, если она приносится не формально, а со скорбью сердечной и смирением.

Во-вторых, расколы бывают разные, и церковный суд о них выносится не сразу, а во времени. Этот суд должен еще получить церковную рецепцию, т. е. должен быть воспринят церковной полнотой, что тоже происходит во времени.

В-третьих, довольно часто расколом называют любое разделение. Но в истории Церкви было множество разделений, и нередко -- по весьма серьезным причинам. Решение о безблагодатности, вынесенное одной стороной, может быть не принято церковной полнотой и впоследствии проигнорировано. Поэтому с такими серьезными определениями обычно не спешат. История знает немало случаев, когда две части церкви, например какая-нибудь поместная церковь и вновь выделившееся церковное объединение, не имеют общения друг с другом в течение долгого периода, но при этом общаются с другими поместными церквями, которые не считают происшедшее разделение совершенно необоснованным. Потом проходит время, и общение восстанавливается, т. к. разделившиеся части церкви признают происшедшее разделение канонически приемлемым.

Поэтому не всякое разделение есть раскол. Раскол -- это отделение без достаточных оснований, и потому по определению греховен, а когда есть достаточные основания, то в таком разделении может сохраняться церковная жизнь с ее таинствами, могут подвизаться святые люди.

Достаточным основанием может быть нежелание участвовать в явном грехе. Примеров множество. Святой Афанасий Великий в его борьбе с арианской ересью, святой Максим Исповедник в борьбе с монофелитством, иконопочитатели против иконоборцев и др. Русская Церковь отделилась от Константинопольского Патриархата, когда Константинопольский Патриарх признал унию с латинянами, провозглашенную на Флорентийском соборе.

Понять, кто прав, когда происходит раскол, не всегда удается сразу. Все доброе и хорошее в этом мире рождается в страданиях. И обрести истину в этом мире лжи -- дело непростое. Истину нужно выстрадать, она обретается в муках, когда человек в скорби, со смирением, всем сердцем умоляет Бога о том, чтобы Он не допустил его заблудиться, отступить от Божией правды.

Устоять в правде во время искушения помогают церковные каноны, которые принимались церковными соборами для блага Церкви. Каноны - это закон, но природа церковного канонического права - святость и правда.

Закон нужен там, где люди не умеют в должной мере жить благодатной жизнью, и их земное несовершенство восполняется, компенсируется «каноническими рельсами». Каноны, отвечая человеческому несовершенству, составляются для определенных условий и в определенное историческое время. Меняются условия и соответственно меняются каноны. Канонами же определяется необходимость проведения регулярных церковных соборов, которые корректируют каноны по мере необходимости. Критерием этой необходимости является польза Церкви.

Природу церковно-канонической дисциплины замечательно глубоко объясняет священномученик митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов) в своем «Отзыве» 1929 года: «… Церковная дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действительным отражением иерархической совести Соборной Церкви; заменить же собою совесть дисциплина никогда не может. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указания этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви, неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно станет на стороне соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним единением во что бы то ни стало!»

Таким образом, именно чистая совесть -- соборная иерархическая совесть, как говорит священномученик Кирилл, -- свободная от гордыни, честолюбия, властолюбия и других страстей, движимая смиренной любовью и жертвенной готовностью служить Богу и Церкви в духе Правды Божией, способна познавать Истину и постигать дух и смысл церковных канонов, использовать их на пользу Святой Церкви.

Чем отличается раскол от ереси?
Поясняет преподаватель Московской духовной академии иерей Александр ЗАДОРНОВ:

-- Святитель Василий Великий в Первом каноническом послании св. Амфилохию Иконийскому дает определение ереси и раскола. Еретиками он называет «совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся», раскольниками -- тех, кто разделился во мнениях о некоторых предметах церковных по вопросам, допускающим уврачевание, самочинными сборищами -- собрания, составляемые непокорными епископами или пресвитерами и ненаученным народом. Любой раскол начинается с «самочинного сборища», проходит стадию собственно раскола и, как правило, оканчивается созданием еретического сообщества. Последнее означает не просто отделение от православного епископата без повреждения церковного учения (что еще возможно на стадиях «самочинного сборища» и раскола), но повреждение собственно православного вероучения.

О расколе можно говорить, когда группа людей или один человек намеренно разрывают евхаристическое единство со своим епископом, то есть не признают епископа своим предстоятелем, не поминают его на богослужении, не участвуют в таинствах в храмах, где его поминают, и самочинно образуют собственную евхаристическую общину. Самочинное сборище от раскола отличается тем, что его члены церковной властью еще не объявлены раскольниками и могут вернуться в Церковь без формального разбирательства, только принеся покаяние. В том случае, когда суд Церкви объявил их раскольниками, для них уже необходима специальная процедура обратного принятия в Церковь.

Еретики -- группа, уже утвердившаяся в своем отличном от полноты Церкви вероучении. Отношение Церкви к еретикам и к раскольникам различается в первую очередь в вопросах признания или непризнания их крещения. Находящиеся в самочинных сборищах, как правило, изначально крещены в Православной Церкви и, если они оставляют свои сборища, вновь присоединяются к Церкви через покаяние. Крещение раскольников, еще не чуждых Церкви, в случае их возвращения в Церковь, принимается, крещение еретиков -- отвергается.

Вопросы стиля: всегда ли раскольники не правы?
Единственный случай, когда уход от правящего епископа канонически оправдан и даже необходим, как поясняет преподаватель Московской духовной академии иерей Александр Задорнов, если епископ публично проповедует ересь, которая уже была соборно осуждена. Об этом говорит 15-е правило Двукратного собора 861 года. На памяти у отцов этого собора был как раз пример такого случая -- рецидив иконоборчества уже после VII Вселенского собора, осудившего эту ересь и ее сторонников. В этом случае прекращение общения с епископом-иконоборцем было выражением верности Православию, а не уходом в раскол, т. к. в этом случае сам епископ-еретик отделяет себя от Церкви.

Вопросы же, которые вызывают разногласия, но официально еще не объявлены ересью, должны рассматриваться церковным судом -- как специальным органом с такими судебными полномочиями, так и судом собора епископов.

Если же община, не дожидаясь решения такого церковного суда, самочинно отделяется от своего епископа, она является стороной, виновной в расколе. Пример -- греческие старостильники. В 1924 году Элладская Церковь перешла на новоюлианский календарь (Пасха праздновалась по старому, юлианскому календарю, а праздники c фиксированными датами -- по западному, григорианскому). Пока ни один собор Поместной Церкви не назвал переход на новый стиль ересью. Однако часть верующих не согласились с реформой и, еще не отделяясь от Церкви, продолжали служить по старому календарю. Все не принявшие реформу стали называться старостильниками. Позже группа верующих отпала от правящего архиерея, образовав Греческое религиозное общество истинно православных христиан (ГРО-ИПХ), и объявило схизматиками (от греч. схизма -- раскол) членов Элладской Церкви. В 1937 году произошел первый (из множества последующих) раскол внутри самих старостильников. На сегодняшний день в среде греческих старостильников насчитывается более двадцати различных групп, толков и течений, не признающих друг друга.

«Конечно, -- считает о. Александр Задорнов, -- календарь в этом вопросе, скорее, повод. В календарной проблеме старостильники видят внешнее проявление внутренних проблем Церкви, и следующим логическим шагом после согласия с новым стилем, по которому строится литургический год Римо-католической церкви, по их мнению, может быть согласие с римо-католической догматикой. То есть люди увидели в переходе на новый календарь предательство Православия. Но независимо от отношения к новому стилю, со стороны старостильников это раскольнический шаг, нарушение церковной дисциплины. Разорвав общение с православным епископатом до авторитетного соборного обсуждения этого нового явления, противники нового стиля вступили на путь раскола».

Денис Воротников 28.04.2016

Денис Воротников 28.04.2016

«Если кто с отлучённым от общения церковного помолится,

хотя бы то было в доме: такой да будет отлучен».

10 правило Святых Апостолов

«Если кто, епископ, или пресвитер, праведно за иные вины изверженный, дерзнёт коснуться служения, некогда ему препорученного, такой совсем да отсечется от церкви».

28 правило Святых Апостолов

«Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух».

34 правило Святых Апостолов

Грех - это действие души человеческой, при котором с согласия сердечного происходит акт отдаления себя от Света Божией Благодати. Проще выражаясь, тот человек, который согрешает, своими поступками отдаляет себя от Бога. Фактически человек строит стену между собой и Всевышним. Соответственно, чем выше эта стена становится, тем темнее становится душа человека, потому что Свет Божий не может проникнуть через построенное свободой человека препятствие. А тьма - это тоже бытиё. Только та часть бытия, которая не заполнена Светом Божественной Любви, а наоборот, полнится злобного ехидства диавола и его команды. Золотой середины нет. « Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне ». (Евангелие от Матфея 6:24).


Каждый грех может быть маленьким камушком, или большим булыжником. Милость Божия беспредельна и всемогуща, способная разбить даже самую огромную кладку камней. Но милость эта призывается на человека искренним, исходящим из сердца признанием своих ошибок и исповеданием этих ошибок. Через покаяние кладка стены разрушается до основания. Всё в руках наших.

Что или кто движет человеком, который может цинично считать и называть себя членом Тела Христова, не являясь таковым по делам своим? Каким убеждениям нужно себя подвергнуть, чтобы отказаться от Бога? Чтобы не думать о предстоящем ответе перед Богом. Насколько нужно стать земным, чтобы навсегда отказаться от Небесного?

ФИЛАРЕТ

В 1929 году в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтёра родился Михаил Антонович Денисенко. Окончив среднюю школу, в 1946 г. поступил в Одесскую Духовную Семинарию сразу на третий курс. Окончив Семинарию с отличием, Михаил Антонович поступил в Московскую Духовную Академию. Во время обучения на втором курсе Академии, 1 января 1950 г., принял монашеский постриг с наречением имени Филарет. В 1950 г. был рукоположен во иеродиакона, а в 1951 г. во иеромонаха.

В 1952 г. иеромонах Филарет окончил Академию с учёной степенью кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Семинарии и благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1953 г. назначен преподавателем Московской Духовной Академии. Удостаивается звания доцента. Назначается старшим помощником инспектора Московских Духовных Академии и Семинарии.

В 1956 г. иеромонах Филарет был назначен ректором Саратовской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. В 1957 г. он был переведен на должность инспектора Киевской Духовной Семинарии, а в 1958 г. был назначен ректором этого духовного учебного заведения с возведением в сан архимандрита. В 1960 г. был назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем киевского Свято-Владимирского кафедрального собора. В 1961-1962 гг. о. Филарет являлся настоятелем подворья Русской Православной Церкви при Александрийском Патриархате в г. Александрии.


На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, проходившем 12 января 1962 г., архимандрит Филарет был избран епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 4 февраля 1962 г.

С июня по октябрь 1962 г. епископ Филарет исполнял обязанности Экзарха Средней Европы, после чего был назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 г. он был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московских Духовных Академии и Семинарии. 14 мая 1966 г. епископ Филарет был возведен в сан архиепископа и назначен Патриаршим Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 25 февраля 1968 г. он был возведен в сан митрополита. Чуть позже получает право ношения двух панагий.

В 1970-1980-х гг. митрополит Киевский и Галицкий Филарет принимал активное участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Он регулярно принимал участие в различных международных миротворческих, межхристианских, экуменических и иных форумах.

В 1970 г. митрополит Филарет был избран почётным членом Московской Духовной Академии, а в 1973 г. почётным членом Ленинградской Духовной Академии. В 1979 г. он был удостоен степени почётного доктора богословия Будапештской реформаторской духовной академии, а в 1980 г. степени доктора богословия Пряшевского богословского факультета.

Довольно головокружительный взлет, если учесть, что папа обычный шахтер. Это к тому, что спереди не было стелющего, а сзади - толкающего. Можно представить, что именно своими талантами, полученными от Бога, сей духовный деятель добился таких славных результатов. Также можно предположить, учитывая сегодняшнее положение дел, что помощником был не Бог… Возможно, соответствующие плоды давало активное пособничество советской власти. Достоянием гласности является тот факт, что именно митрополит Филарет тесно связал свою деятельность со службами КГБ, дабы угодить власти КПСС, послужить безбожному правительству не в интересах церкви, а ради карьеры и возможности удерживать церковь на Украине в руках единовластной диктатуры. Таких примеров история Русской Православной Церкви насчитывает немало, к великому сожалению.


6 июня 1990 года в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший трёх кандидатов на патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера), митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). Имея давние и тесные связи с руководством СССР и КГБ, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую православную церковь. По словам митрополита Никодима, «он пошёл накануне выборов к Лукьянову А. И. (в 1990 году член ЦК КПСС, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС - примечание Р.С.) и говорит, что есть договорённость с ЦК о том, что именно он будет Патриархом. На что Лукьянов ответил: „Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет“» . В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за Владимира — 107.

Видимо для него это был такой момент, где очевидное становится затенённым, а воображаемое настолько реальным, что представить обратное просто невозможно. Не добившись Патриаршей кафедры в Москве, митрополит Филарет поспешил утвердиться в Киеве.


В 1990 году Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность, в связи с чем, упраздняется «Украинский экзархат». 9 июля 1990 года украинским епископатом Предстоятелем Украинской Православной Церкви избирается митрополит Филарет и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Далее Предстоятель УПЦ МП получает титул «Митрополит Киевский и всея Украины». После Собора, на котором были приняты данные изменения Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Киев для того, чтобы торжественно объявить о независимости Украинской Церкви, даруемой ради преодоления раскола и водворения мира церковного.

Вроде бы всё понятно и со статусом и с положением. Но вот амбиции совсем не монашеского толка продолжили свой путь. В том же 1990 году в Киеве созывается Поместный Собор УПЦ, на котором благополучно принимается новая редакция Устава об управлении Украинской Православной Церковью.

В 1991 году Украина получает статус суверенного государства, во главе с первым президентом Леонидом Кравчуком. Начиная с этого года, позиция митрополита Филарета становится более радикальной.

Созывается Архиерейский Собор УПЦ, на котором принимается единогласное (?) решение о полной независимости УПЦ, то есть получения статуса автокефальной, соответственно со своим патриархом. Независимое государство - независимая Церковь!

Митрополит Филарет от лица УПЦ обратился к Патриарху Алексию II и епископату РПЦ. Но вместо автокефалии Филарет получает предъявление серьезных обвинений в том, что он своей жизнью и действиями не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине. В ответ Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы, за его просьбу даровать Украинской Церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом Украинскому (!) Православию».


Филарет развернул активную деятельность по отторжению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, чем породил крупнейшее церковное разделение на постсоветском пространстве. Когда Филарет призвал собраться иерархов УПЦ в его резиденции в Киеве, откликнулся и поддержал митрополита лишь единственный архиерей викарий Тернопольской епархии, епископ Почаевский Иаков (Панчук), наместник Почаевской Лавры. Даже те архиереи, которые выступали активными поборниками независимости УПЦ, отказались поддержать Филарета.

На суд Архиерейского Собора, проходившем в Московском Свято-Даниловом монастыре, было представлено заявление украинского епископата, на основании которого и выдвигались обвинения против личности митрополита Филарета. Состоявшееся после этого судебное разбирательство, засвидетельствовало признание отцами Собора обвинений, изложенных в заявлении, соответствующими истине. Архиереи Украинской Церкви и епископы, ранее проходившие служение в УПЦ, своими свидетельскими показаниями подтвердили достоверность всех пунктов обвинения, выдвинутых против митрополита Филарета в заявлении. Были засвидетельствованы следующие преступления предстоятеля УПЦ:

    авторитарные методы управления Украинской Церковью и Киевской епархией, игнорирование соборного голоса Церкви, проявления жестокости и высокомерия в отношениях с собратиями по архипастырскому служению, клириками и мирянами, отсутствие сострадания и христианской любви;

    образ жизни, не соответствующий требованиям канонов и бросающий тень на Церковь;

    клятвопреступление, выразившееся в нарушении слова, данного перед Крестом и Евангелием;

    сознательное извращение подлинных решений Архиерейского Собора, хула и клевета на Собор и, тем самым, на Православную Церковь;

    совершение священнодействий, в том числе диаконских, пресвитерских и епископских хиротоний, в состоянии канонического запрещения;

    единоличное присвоение себе соборной власти, выразившееся в угрозе наложения прещения на архиереев, которые, действуя в соответствии с канонами и Уставом Украинской Православной Церкви, приняли на Архиерейском Соборе в Харькове 27 мая 1992 года решение о смещении его с поста Митрополита Киевского и всея Украины с запрещением в служении;

    учинение раскола в Церкви незаконным рукоположением новых епископов и назначением их на кафедры, занятые каноническими архиереями, и иными преступными действиями.

    Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.

    Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с.г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с.г., незаконными и недействительными.

    Извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Киевского Филарета, лишив его всех степеней священства.

    Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об извержении митрополита Филарета (Денисенко) и епископа Иакова (Панчука) из сущего сана и о лишении их всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей.

Если епископа Синод запрещает в священнослужении за ересь, уход в раскол или неподобающую жизнь, то он не может никому передать благодать Святого Духа. Законно лишенный сана человек не имеет возможности передавать благодать Священства, и все рукоположенные им после запрещения в служении так и остаются мирянами, а не епископами, священниками или диаконами, как бы там они себя не величали и какие бы титулы не принимали. Никакие Таинства в храмах у раскольников не совершаются: хлеб и вино на псевдо-литургии не пресуществляются в Тело и Кровь Христову, и Причастия нет; умершие остаются неотпетыми; венчанные не повенчаны; а крещение остаётся на уровне таком, как если бы в советское время бабушки на дому крестили.

Лишившись священного сана, Филарет сделал ставку на националистические силы: прежде всего, на боевиков из молодежной неофашистской организации УНА-УНСО (Украинская Национальная Ассамблея Украинская Национальная Самооборона). Именно они вместе с милицией преградили делегации УПЦ доступ в митрополичью резиденцию на Пушкинской, когда представители канонической Украинской Церкви пришли принять дела у низложенного Филарета. То же самое повторилось у входа в кафедральный Владимирский собор, когда туда прибыл новоизбранный Предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Владимир, восторженно встреченный десятками тысяч православных киевлян на вокзале и триумфально провожаемый ими до кафедрального храма Киевских митрополитов.

Именно лжепатриарх Филарет давал «благословение» Яценюку, Тягнибоку, Кличко на те преступные действия, которые происходили на Грушевского - горели заживо, получали ножевые и огнестрельные ранения, стояли под градом булыжников сотрудники «Беркута» и МВД.

НОВЫЙ АФОН

Абхазия, юридически стала независимой совсем недавно, в 2008 году, после признания Россией и ещё несколькими странами. Фактически эта республика отстояла своё право развиваться самостоятельно от Грузии в Абхазо-Грузинской войне 1992-1993 гг. А незадолго до этого, в составе Грузинской ССР, как и многие до этого вышла из состава Советского Союза.

До ссоры с Грузией, абхазская православная церковь имела подчинение грузинскому патриарху. После гражданской войны подобное стало невозможным, в силу обоюдной ненависти между народами и разрывом всех связей - политических, экономических и культурных. Священники, оставшиеся в Абхазии, избрали старшим священником иерея Виссариона Аплиаа.

В 1993 году в Московскую Духовную Семинарию при ходатайстве о. Виссариона были приняты Дмитрий Дбар и Адриан Ампар. К 2001 году уже были рукоположены в священный сан иеромонахи Игнатий (Киут), Сергий (Джопуа), Андрей (Ампар), Василиск (Лейба), Дорофей (Дбар), Иоанн (Свинухов). Все они, будучи клириками Русской Православной Церкви, были отпущены в Абхазию, помогать становлению Православия.

В сентябре 2001 года абхазскими священниками, старыми и новыми, то есть теми, кто окончили семинарию РПЦ и были рукоположены в России, был созван и учрежден Епархиальный совет, председателем которого был избран о. Виссарион. На этом совете был принят устав Сухумо-Абхазской Епархии и взят курс на окормление Абхазии Русской Православной Церковью.

В этот период о. Андрей (Ампар) был назначен настоятелем Новоафонского Монастыря, о. Василиск (Лейба) - настоятелем храма г. Гудаута, о. Дорофей (Дбар) - секретарём Епархии, настоятелем Команского и Драндского монастырей и ректором Духовного училища при Новоафонском монастыре.

В 2002 году на Епархиальном Совете возникли разногласия во внутренних вопросах управления епархией, и иеромонахи Дорофей и Андрей, недовольные принятыми методами управления, демонстративно покинули здание, положив начало будущему расколу. Совет предложил им, дабы разрешить конфликтную ситуацию, поехать за разрешением своего статуса к своим епархиальным архиереям (священнослужители Абхазии приписаны к российским епархиям), но они не подчинились, продолжив служить каждый на своем месте.

В Новоафонское училище поступили талантливые молодые люди из разных селений Абхазии и, в том числе, и из России, которые столкнулись с такой проблемой, как неприкрытый национализм ректора, который, кстати, читал половину предметов в училище, тем самым отчасти превратив его в частную школу. Более того, местные абхазы уже особо и не учились, посещая труднопознаваемые лекции, а были задействованы на хозяйственных послушаниях, формируя будущий костяк коммерческой структуры, которую на сегодня представляет Новоафонский монастырь. Те, кто были недовольны подобным «учебным процессом» и высказывали по этому поводу свое мнение, удалялись о. Дорофеем из училища, а о. Андреем - из монастыря. Вообще, надо заметить, что и Ново-Афонским монастырём в это время управлял о. Дорофей, который всегда доминировал над о. Андреем.

В период с 2002 по 2006 годы о. Дорофеем были пострижены в монахи несколько послушников Новоафонского монастыря. Позже один из них ушёл из монастыря и окончил свою жизнь в горах при сомнительных обстоятельствах. Другой был изгнан о. Андреем за несогласие с существующим монастырским Уставом, двое проживают и ныне в обители (но живут не столько по монастырскому уставу, сколько по своему собственному распорядку) и ещё один ушёл в текущем году, не согласившись с кощунственным служением запрещённых иеромонахов.

В конце 2006 года о. Дорофей, сославшись на невозможность работать в условиях, когда «его никто не понимает, а власти не дают ничего делать и поддерживают о. Виссариона» , а на самом деле духовно и физически надорвавшись, уехал в Грецию изучать историю Абхазской Церкви, легко бросив своих церковных сподвижников в Абхазии. Отец Андрей (Ампар), устав от постоянных конфликтов, принёс письменное покаяние в устроении церковной смуты Святейшему Патриарху Алексию.

Епископом Майкопским о. Дорофей был запрещён к служению, а о. Андрей смещён с поста настоятеля и назначен экономом монастыря. Однако ситуация изменилась ненамного. Фактически никто из других священнослужителей не имел доступ в Новоафонский монастырь, финансовая и другая отчетность не предоставлялась. Интерьер отреставрированного храма св. ап. Андрея Первозванного был изменён в сторону протестантско-обновленческого стиля (в частности, из алтаря был убран семисвечник - древний церковный литургический элемент, наличие которого является обязательным при совершении богослужений). Были со стороны о. Андрея и канонические нарушения грубого характера: браковенчание в субботу, что недопустимо по каноническим правилам Церкви; тайное венчание любовников при наличии супружества у каждого... Иеромонах Андрей открыто говорил и говорит о своей приверженности к протестантским, неправославным тенденциям: он рассматривает Церковь как собрание единомышленников, а не как духовное обновление и соединение души со Христом через покаяние и принятие Божией Благодати.

В сентябре 2009 года собранием священнослужителей Абхазии был принят Устав воссоздаваемой Абхазской Православной Церкви и входящей в неё Пицундско-Сухумской Епархии. Таким образом, был положен конец существованию Сухумо-Абхазской епархии, как естественного продолжения Цхумо-Абхазской епархии Грузинской Церкви, и естественно, об обращении за помощью к Русской Православной Церкви.

Несколько неожиданно о. Андрей (Ампар) попросил о. Виссариона ходатайствовать перед Церковным Советом об освобождении его от послушаний в монастыре, а именно - от должности эконома. После отказа о. Андрея от несения монастырских обязанностей встал вопрос о замещении должности. Иеромонах Василиск попросил Епархиальный совет не возлагать на него монастырских управленческих послушаний по состоянию здоровья. Отец Виссарион молитвенно обратился к игумену Ефрему (Виноградову), много лет служащему в Адлерском районе и знакомому не понаслышке с абхазской действительностью с просьбой оказать помощь в управлении монастырём.

Отец Ефрем, имеющий богатый опыт монашеской жизни и управления монашеским общежитием, имея при этом и абхазское происхождение, уступил просьбе о. Виссариона. Собравшийся по данному вопросу Церковный Совет, на котором в качестве полноправного члена присутствовал и иеромонах Андрей, единогласным голосованием (включая голос о. Андрея!) утвердил кандидатуру о. Ефрема и назначил его настоятелем монастыря (при этом сам о. Андрей (Ампар) сохранял прежнюю должность эконома монастыря и, следовательно, все свои полномочия). Когда о. Ефрем в качестве только что утверждённого настоятеля прибыл в обитель и провёл там всего несколько дней, в Новом Афоне произошло искусственно спровоцированное волнение и были призваны экстремистки настроенные молодые люди, почти сразу же заставившие о. Ефрема покинуть обитель. После был митинг, на котором прозвучали лозунги о недоверии сегодняшнему церковному руководству, были провозглашены и воззвания к проведению Церковно-народного собрания. Очевидно, что уже тогда руководил всеми этими событиями, пребывающий в Греции о. Дорофей.


Знаменательно то, что произошло это 1 апреля 2011 года, а приехал о. Дорофей только 4 мая. Задержка была обусловлена тем, что 24 апреля о. Дорофей в Греции был возведен в сан архимандрита.

15 мая 2011 г. в монастыре г. Новый Афон вопреки увещеванию со стороны епархиального собрания Абхазской Православной Церкви, предупреждений из Русской Православной Церкви, от властей Абхазии в лице Президента, Вице-президента, Совбеза РА было проведено нарочитое собрание. Данное собрание открытым голосованием (число голосовавших колебалось от 1,5 до 2-х тысяч, при этом только 750 человек оказались крещеными в Православной Церкви!) провозгласило себя высшим органом управления Церкви в Абхазии; была провозглашена Священная Митрополия Анакопии и Нового Афона с курсом создания на её основе Автокефальной Церкви Абхазии, с митрополитом во главе - в лице о. Дорофея.

Никогда в истории Церкви некрещёные люди не могли являться частью церковных собраний, принимающих решение о создании епархий. Таким образом, неканонически созванное собрание, состоявшего в большинстве своем из лиц, чуждых Православию, приняло антиканонические раскольнические определения.

После неоднократных попыток увещевания (как до проведения собрания, так и после иеромонахи Дорофей и Андрей вызывались к Майкопскому Епископу Тихону, и в ОВЦС, и даже на встречу со Святейшим Патриархом, но эти призывы к переговорам были проигнорированы), священноначалие Русской Православной было вынуждено запретить о. Дорофея и о. Андрея в священнослужении. Произошедшее в Новом Афоне собрание было охарактеризовано «каноническим беспределом». Сам о. Дорофей в ответ на такие меры заявил, что «меня остановят либо тюрьма, либо физическое устранение» .

Сейчас Новоафонский монастырь по-прежнему остается в руках запрещённых монахов и коммерсантов.

ЭПИЛОГ

Понятно, что раскол представляет собой явление скорее политического, нежели религиозного характера. Оно обусловлено не только проблемами внутрицерковной жизни, а является следствием привнесения националистической идеологии в религиозную сферу. Это подтверждается наличием самых тесных связей между раскольничьими лжеиерархами, с одной стороны, и украинскими и абхазскими политиками сепаратистского направления, видящими в независимости возможность личного заработка и власти, с другой. Какая-либо православная духовность в среде раскольников отсутствует. Следствием этого является сращивание отдельных раскольничьих группировок с коррумпированными и криминальными кругами. Раскольничьи лжецеркви суть секты православного обряда.

Но самое главное здесь - прихожане. Людей, которые отчётливо понимают раскольническую суть самозванцев и поддерживают их - подавляющее меньшинство. В основном это люди, для которых вера и православие не более чем красивые, ни к чему не обязывающие обряды, для которых предостережения апостолов и отцов церкви пустой звук, только по той причине, что они об этом никогда не слышали и слышать не хотят. Они приходят венчаться в Ново-Афонский монастырь, потому что это престижно, а детей несут крестить в принадлежащий раскольникам Владимирский собор в Киеве, потому что они ненавидят «москалей. И для них булка и вино из рук раскольников, только дань устаревшим традициям. Хотя, последнее относится и к некоторым посещающим настоящие храмы…

И по вере воздастся!..