Митрополит Климент: биография и фото. Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви (в миру Герман Михайлович Капалин)

Президент Владимир Путин подписал 30 сентября Указ о назначении одной трети членов Общественной палаты РФ. Среди президентских назначенцев - пять религиозных деятелей. Но только один из них представляет крупнейшую конфессию страны, к которой, по оценкам самой этой конфессии, принадлежит в разной степени около 80% россиян. К удивлению многих, РПЦ в Общественной палате будет представлять , управляющий делами Московской патриархии - фигура в высшей степени непубличная и мало знакомая светской публике. В общем, темная лошадка.

Перераспределение церковной власти

Даже людям, далеким от Церкви, хорошо известно имя "человека номер два" в Московской патриархии. Это не сходящий с телевизионных экранов и вхожий в разные серьезные кабинеты митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). В течение последнего 15-летия он так активно представлял Церковь в разных органах власти, фондах, в СМИ, столь часто сопровождал патриарха и даже президента во время важных зарубежных визитов, что представить без него церковное руководство стало невозможно. Эксперты сходились во мнении: митрополит Кирилл - самый вероятный кандидат в патриархи после ухода Алексия II.

Но в кремлевских кабинетах медленно и долго зрело недовольство Кириллом. Иерарх-олигарх усвоил принципы "дикого капитализма" 90-х: опираясь на серьезный капитал (несколько миллиардов долларов) и хорошие связи в мире политики и бизнеса, в том числе за пределами России, он пытался говорить с Кремлем "на равных", предлагая рассматривать РПЦ в качестве "равноправного партнера" путинской администрации. С резким демаршем митрополит Кирилл выступил на совещании в Кремле в конце августа. Он высказался против включения в Общественную палату духовных лиц, которое "неизбежно разделит религиозное сообщество России". Кирилл фактически приравнял создаваемую палату к органу государственной власти, участие в работе которого поставит Церковь в зависимое от власти состояние, а значит, закончится разговор "на равных". Митрополит Кирилл также публично призвал лидеров других российских конфессий, входящих в опекаемый ОВЦС Межрелигиозный совет России, не входить в Общественную палату.

Призывы оказались тщетными. Президент Путин нанес по репутации митрополита Кирилла удар, от которого эта репутация едва ли оправится. Всего спустя месяц после громких заявлений Кирилла Путин включил в Общественную палату религиозных деятелей (это лидеры российских мусульман, иудеев, буддистов и протестантов), в том числе поручил представлять в новом органе РПЦ митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Последний охотно прокомментировал свое новое назначение прессе: работая в палате, он намерен влиять на согласование вновь принимаемых в стране законов с православными ценностями и, соответственно, с интересами РПЦ.

Одновременно и патриарх Алексий II публично противопоставил Климента Кириллу. В свою поездку в Азербайджан 14 - 15 сентября патриарх взял именно калужского иерарха, в то время как по протоколу сопровождать предстоятеля РПЦ за рубеж должен председатель ОВЦС. Путин также не пригласил церковного "министра иностранных дел" ни на Святую гору Афон, ни на встречу с первоиерархом Русской зарубежной церкви митрополитом Лавром в Нью-Йорке. В таком концентрированном виде, как в этом "черном сентябре", митрополита Кирилла еще никогда не "смиряли".

Заметим, что и нынешний патриарх Алексий II, и его предшественник, патриарх Пимен, до своего избрания на патриарший престол работали управляющими делами Московской патриархии. Это поистине "трамплинная" должность: к управляющему стекается вся информация о жизни епархий, местные архиереи находятся в его подчинении и привыкают его бояться, кроме того, управляющий является секретарем Священного синода, а значит, готовит рабочие материалы высшего органа церковной власти. Одновременно митрополит Климент остается управляющим Калужской епархией, а не переводится викарием в Москву (по уставу РПЦ, патриархом может стать только епархиальный архиерей, а не викарий (епископ-помощник).

Помимо управления делами митрополит Климент курирует пресс-службу Московской патриархии (ее возглавляет священник Владимир Вигилянский), Отдел религиозного образования и катехизации, а также Учебный комитет. В патриархии постоянно говорят о том, что на должность главы Учебного комитета Климент хочет поставить своего младшего брата - архиепископа Димитрия, "зависшего" на далекой Тобольской кафедре.

"Социально ответственный" иерарх

Митрополит Климент - человек действительно не публичный, а кабинетный. Если он и высказывается открыто, то очень осторожно и всегда в рамках "генеральной линии". В условиях демократии у лидеров такого типа мало шансов, но в коррумпированно-бюрократическую эпоху наступает их звездный час. Если выразить идеологию Климента одной фразой, то это будет цитата из его выступления на недавнем заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ: "Позвольте принести искреннюю благодарность президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину за постоянное внимание к нуждам верующих людей". Достаточно взять любой номер "Журнала Московской патриархии" за 1940 - 1980-е гг., чтобы убедиться: с таких слов начиналось каждое мало-мальски важное выступление иерархов РПЦ советского периода.

Впрочем, должность обязывает владыку Климента выступать с "оригинальными" инициативами. Например, на I Фестивале православных СМИ в Москве он призвал создать "специальные общественные органы, которые оградили бы общество от пропаганды насилия и порока", а на церковной конференции по демографии в Нижнем Новгороде предложил запретить аборты. Под руководством юрисконсультов патриархии он немало потрудился, чтобы пробить церковные поправки в Налоговый и Земельный кодексы. Теперь каждый храм может получить в собственность землю, на которой стоит, однако налоги за нее все же придется платить. Митрополиту Клименту приписывают сенсационную поправку к действующему закону о свободе совести, которая якобы недавно поступила в думский Комитет по делам общественных и религиозных организаций. Автор поправки предлагает лишить статуса юридического лица местные религиозные организации (приходы), чтобы сосредоточить всю собственность в руках религиозного центра (патриархии и епархий), то есть провести своего рода церковную деприватизацию. Для управляющего делами патриархии, хронически недополучающей средства от епархий и приходов, - вполне логичный ход. "Для социального служения нужна недвижимость", - любит подчеркивать владыка Климент.

Для той модели церковно-государственных отношений, которая вынашивается сейчас в администрации президента, митрополит Климент, безусловно, подходит намного лучше, чем митрополит Кирилл. Вот и в кабинете полпреда президента Георгия Полтавченко раньше висела фотография Кирилла, а теперь - Климента. Модель же эта, вполне согласующаяся с общей идеей вертикали, состоит в том, что РПЦ из "равноправного партнера" должна превратиться в "социально ответственный институт". Иными словами, ее функционеры должны перестать зарабатывать капиталы на разного рода льготах, гуманитарной помощи и "комплексе вины" власти перед верующими, а обязаны взять на себя часть забот государства об обездоленных гражданах, кстати, и составляющих основную часть паствы РПЦ. Для осуществления "социального контроля" над таким "социально ответственным институтом" будет создан особый орган наподобие советского Совета по делам религий. А ОВЦС как символ независимой внешней политики Церкви может быть и вовсе упразднен...

Один священник Калужской епархии, часто бывавший на приемах у митрополита Климента, рассказал мне о характерной реакции владыки на "неудобные" вопросы. Ничего не отвечая, он подходит к своему компьютеру, включает его и долго смотрит в монитор. Если ответ так и не приходит в голову, митрополит просто переводит разговор на другую тему. Умение молчать особо ценится нынешней властью.

Досье МН

Митрополит Калужский и Боровский Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 года в поселке Раменское Московской области. Отслужив в армии и отучившись в машиностроительном техникуме, поступил в Московские духовные семинарию и академию, которые окончил в 1978 году. Принял монашество в Троице-Сергиевой лавре и стал старшим помощником инспектора, выезжал за границу по линии международных христианских организаций.

В 1982 году поставлен во епископа Серпуховского, управляющего приходами РПЦ в США и Канаде, стал обладателем советского диппаспорта. Став архиепископом, в 1990 году назначен управляющим Калужской епархией и заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, где курировал загранучреждения и паломнические поездки. В 2004 году назначен управляющим делами Московской патриархии, постоянным членом Священного синода и возведен в сан митрополита. Входил в Общественную палату при президенте РФ (1993 - 1996 гг.), комиссию при Правительстве РФ по совершенствованию налогового законодательства, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

Список библиографии научных трудов митрополита Климента включает сочинение на соискание степени кандидата богословия в Московской духовной академии и речь при наречении во епископа Серпуховского.

Герман (такое имя до пострига носил будущий архиерей) родился в послевоенное лето в маленьком поселке Московской области. 7 августа 1949 года в рабочую семью Капалиных, проживающих в поселке Удельная Раменского р-на, несмотря на тяжелое время, посетила настоящая радость. На свет появился помощник родителям, ведь война изрядно выкосила мужское население страны.

Мальчик рос, крепчал, пошел в школу. По ее окончании поступил в Московский машиностроительный техникум. Будучи юношей он сумел возгреть в себе православную веру предков, поэтому неудивительно, что в 1970 году он становится семинаристом. Но продолжить обучение в Московской духовной семинарии он смог только через два года - после службы в Советской Армии. В 1974 году, после получения семинарского образования Герман Капалин становится абитуриентом Московской духовной академии.

Видного молодого человека заметило руководство духовного учебного заведения. В 1977 году он представляет Русскую Православную Церковь на слете Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и Совете молодежи Европы. Еще через год для верующего парня подошел к концу последний учебный курс в Московской духовной академии. Будущий митрополит Климент получает диплом со степенью кандидата богословия, и остается при своей духовной альма-матер помощником инспектора, а также преподает на секторе заочного обучения.

От пострига до управделами

7 декабря 1978 г. Герман Михайлович Капалин принимает монашеский постриг с наречением имени в честь священномученика Климента Римского. Не прошло и месяца, как тем же Рождественским постом его рукополагают во иеродиакона. На Благовещение следующего года иеродиакон Климент становится священником. Вскоре он уже читает лекции по «Общей церковной истории» в Московской духовной семинарии. Через два года священник-преподаватель возводится в сан игумена. А еще через 9 месяцев за особые заслуги становится архимандритом.

8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе г. Минска архимандрит Климент был рукоположен во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Через пять лет освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена возведен в сан архиепископа.

С 20 июля 1990 года владыка Климент становится епархиальных архиереем в Калужской области. Архиепископ Калужский и Боровский одновременно получает должность первого заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии, а значит становится постоянным членом Священного Синода. В конце февраля 2004 года возведен в сан митрополита.

Митрополит Климент и Калужская епархия

После назначения владыки Климента в 1990 году на калужскую кафедру, начался новый этап развития церковной жизни . При нем состоялась передача и восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора Калуги. Знаменательным событием стало и возвращение епархиальному управлению зданий комплекса бывшей Духовной семинарии. Началось настоящее возрождение монастырской жизни: передача монастырей и открытие новых. Стоит отметить открытие Калужского духовного училища, из которого выросла целая семинария. Также активизировалась духовно-просветительская и издательскя деятельность. Ярким примером может служить организация на базе бывшего оздоровительного лагеря «Костер» православного молодежного центра «Златоуст», в котором действует храм в честь святителя Иоанна Златоустого.

При митрополите Клименте количество храмов епархии увеличилось почти в 10 раз, открылось около 10 монастырей, 2 благотворительных миссии, духовно-просветительский центр «Вера Надежда Любовь» в г. Обнинске и вечерняя богословская школа для мирян в г. Калуге. Епархией стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт.

Особое внимание калужский архиерей уделяет работе с молодежью. При многих церквях и монастырях сегодня работают воскресные школы, первые из которых появились благодаря личному попечению владыки. Калужская область стала одним из первых регионов, где были возрождены рождественские традиции: изготовление из снега вертепов с изображением святого Семейства рядом с храмами, а также шествия христославов. По благословению калужского архипастыря создан первый в стране детский приют для девочек из семей, страдающих наркозависимостью и алкоголизмом, при Свято-Никольском женском монастыре в г. Малоярославце.

Установилось сотрудничество Церкви и светских учреждений, в частности, в организации празднования Пасхи и Рождества Христова, юбилеев храмов и монастырей, проведения ежегодных Киреевских и Образовательных чтений, фестивалей детского творчества. Возрождено всенародное празднование великих общецерковных праздников, памяти Калужских святых.

Благословение православного поселения

В 2007 году в епархиальное управление на прием к митрополиту Клименту пришли руководители группы компаний «Статус», которые активно участвуют в возрождении Спаса Нерукотворного пустыни. В этот раз разговор пошел не о восстановлении мужской обители, а о возле него.

Меценаты переживали, что эта идея может расстроить монашескую жизнь, привнесет мирскую суету к стенам мужского монастыря. Но к удивлению всех, владыка Климент одобрил это предложение, объяснив, что это очень правильно строить поселение для тех, кому интересно монашество. И он официально благословил начало этого благого дела.

С архипастырским визитом владыка посетил Спаса Нерукотворную пустынь на престольный праздник обители 29 августа 2007. После Божественной литургии архиерей сказал проповедь, в которой в частности отметил: «Монастырь является той духовной лечебницей, куда приходят люди. Монахи уходят из мира и удаляются от греха мира, но не от людей. И когда было самое сильное развитие монастырей, тогда было самое крепкое Российское государство. Говорят здесь место красивое, а я вам скажу вся Россия красивая, но там где есть храм, а особенно монастырь, то место становится духоносным, благодатным местом для поселения».

Митрополит Калужский и Боровский Климент (в миру Капалин Герман Михайлович) родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября 1970 года по ноябрь 1972 года проходил срочную службу в Советской армии. Затем продолжил обучение в семинарии .

После окончания семинарии в 1974 году поступил в Московскую духовную академию.

С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации "Синдесмос" и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ).

В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 года инспектором Московской духовной академии архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского.

24 декабря 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром Климент был рукоположен в сан иеродиакона.

7 апреля 1979 года рукоположен в сан иеромонаха. Также в 1979 году Климент был назначен преподавателем Общей церковной истории в Московской духовной семинарии (МДС).

14 октября 1981 года возведен в сан игумена. В период с 1981 по 1982 год игумен Климент исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС.

8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе города Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США.

Хиротонию совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим, епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 года епископ Климент был освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США.

19 мая 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена епископ Климент возведен в сан архиепископа.

С 20 июля 1990 года - архиепископ Калужский и Боровский и одновременно - первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей.

В 1993-1996 годах - член Общественной палаты при президенте РФ.

С 1997 по 2000 годы архиепископ Калужский и Боровский Климент представлял РПЦ в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению празднования.

26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

С октября 2005 года митрополит Калужский и Боровский Климент - член Общественной палаты Российской Федерации.

C января 2006 года - председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Митрополит Калужский и Боровский Климент награжден государственными наградами: в 1988 году - орденом Дружбы народов, в 2000 году - Орденом Почета, в 1997 году - медалью 850-летия Москвы; многими церковными наградами Русской Православной Церкви и орденами Поместных Православных Церквей.

В 2001 и 2003 годах удостоен национальной премии Русского биографического института по номинации "Человек года".

В 2006 году митрополиту Клименту была объявлена благодарность Правительства РФ за вклад в подготовку и проведение церемонии переноса из Королевства Дания и захоронения в Петропавловском соборе города Санкт-Петербурга праха вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, супруги Императора Александра III.

Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви (в миру Герман Михайлович Капалин)

Биография

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 году поступил во 2-й класс Московской Духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 года служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии.

В 1974 году окончил семинарию и поступил в Московскую Духовную академию .

С 1977 года принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ).

В 1978 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 года инспектором МДА архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь священномученика Климента, епископа Римского.

7 апреля 1979 года рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем общей церковной истории в МДС.

14 октября 1981 года возведен в сан игумена. В 1981-1982 годах исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС. В 1981 году избран членом исполкома ЭСМЕ. 18 июля 1982 года возведен в сан архимандрита.

8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, и назначен управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Хиротонию совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет , архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим , епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 года освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 года возведен в сан архиепископа.

С 20 июля 1990 года - архиепископ Калужский и Боровский и одновременно - первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

За время управления митрополитом Климентом Калужской епархией количество храмов увеличилось в 6 раз, открылось 7 монастырей, духовная семинария и духовное училище, 2 благотворительных миссии, духовно-просветительский центр «Вера, Надежда Любовь» в Обнинске и вечерняя Богословская школа для мирян в Калуге. Епархией стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт. Под редакцией архиепископа Климента в 2003 году вышел в свет альбом «Земля Калужская - земля святая», удостоенный в том же году национальной премии Русского биографического института в номинации «Лучшие книги и издательства года».

Митрополит Климент уделяет особое внимание работе с молодежью. При многих храмах и монастырях действуют воскресные школы, первые из которых появились его личным попечением. Раньше, чем по всей России, в Калуге были возрождены традиции открытия Рождественских композиций рядом с храмами и шествия христославов. По благословению Владыки Климента при Свято-Никольском женском монастыре в Малоярославце создан первый в стране детский приют для девочек из семей, страдающих наркозависимостью и алкоголизмом. Его усилиями образованы и успешно действуют две православные гимназии и православный молодежный центр «Златоуст».

Стараниями Владыки Климента привнесены добрые православные традиции в общественную жизнь, возрождено всенародное почитание и празднование памяти Калужских святых и великих общецерковных праздников. Установилось сотрудничество Церкви и светских учреждений, в частности, в организации празднования Рождества Христова и Пасхи, юбилеев монастырей и храмов, проведения фестивалей детского творчества, ежегодных Киреевских и Образовательных чтений и др.

С 1993 по 1996 год - член Общественной Палаты при Президенте Российской Федерации.

С 1997 по 2000 год представлял Русскую Православную Церковь в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению празднования.

26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

С октября 2005 года - член Общественной Палаты Российской Федерации.

C января 2006 года - Председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации.

Митрополит Климент - Председатель оргкомитета Международных образовательных Рождественских чтений.

Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004), первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004), празднования 625-летия Куликовской битвы (май-ноябрь 2005).

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года освобожден от обязанностей Управляющего делами Московской Патриархии и назначен председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Образование:

1974 год - Московская Духовная семинария.

· 2007 год - орден преподобного Серафима Саровского II степени;

· 2004 год - орден святого равноапостольного князя Владимира II степени;

· 2000 год - орден мученика Трифона II степени;

· 2000 год - орден святого апостола Марка I степени Александрийской Православной Церкви;

· 1999 год - орден святителя Московского Иннокентия II степени;

· 1998 год - орден святого Климента Охридского I степени Болгарской Православной Церкви;

· 1997 год - орден Святогробского братства I степени Иерусалимской Православной Церкви;

· 1996 год - орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени;

· 1989 год - орден преподобного Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке;

· 1986 год - орден Преподобного Сергия Радонежского II степени.

Светские:

· 2009 год - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

· 2001, 2003 годы - национальная премия Русского биографического института по номинации «Человек года»;

· 2000 год - орден Почета;

· 1988 год - орден Дружбы народов.

· 1997 год - медаль 850-летия Москвы.

Мы вступаем в Великий пост. Накануне этого важного периода Церковь напоминает, что преступлением заповеди в раю человек лишил себя благодатного единства с Богом. Пост же дан нам, чтобы, совершая его с верой, мы обрели благодать Господню.

Закон благодатной веры Христовой особый, и «законом» он назван условно. Известные до него закон совести и Моисеево законодательство говорят людям, как жить, чтобы спастись, не утратить связь с Богом. Закон благодати возводит человека на невообразимые высоты духовного совершенства единого бытия с Творцом и Спасителем мира.

В отличие от закона совести, который дан всем людям без исключения, закон благодати даруется только христианам. Духовное совершенство, по определению преподобного Иустина (Поповича), состоит в полноте евангельских добродетелей. А этого человеку своими силами достичь «невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 20, 27). Путь к уподоблению Богу по благодати, богосыновству, обожению открыт Богочеловеком Христом и обретается только в Нем.

Достичь евангельского совершенства способны далеко не все христиане, а лишь те из них, кто более всего земного возлюбил Христа и принес Ему в дар всю свою жизнь. Они посвятили себя исполнению Его воли, совершенному очищению от страстей, пребыванию в молитве, покаянии и богомыслии ради познания Бога и соединения с Ним в единую жизнь. Таковы преподобные Антоний Великий, Мария Египетская, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святители Феофан (Затворник), Игнатий (Брянчанинов) и другие святые отцы и жены, которые стяжали евангельское совершенство на монашеском пути.

Для спасения достаточно поступать по совести, выполнять заповеди, и это возможно всем, живущим в миру. А если человек желает большего, то он оставляет мирскую жизнь с ее трудами, житейскими радостями и огорчениями, чтобы, не отвлекаясь на земные заботы, идти за возлюбленным Христом и достигать полноты единства с Ним. Преподобный Иустин (Попович) подчеркивает, что первый подвиг, открывающий путь духовного совершенства, — это нищета ради Христа, которая «доказывает, что тебе Христос Господь стал всем и вся во всех мирах».

Разницу между спасением и духовным совершенством святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял, приводя беседу Спасителя с богатым юношей (см. Мф. 19, 16—21). В ответ на первый вопрос: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?», Христос указывает на известные заповеди Моисея. Когда же юноша признается в соблюдении всех норм Декалога и спрашивает: «Чего еще недостает мне?», Господь говорит, что, если он хочет не просто спасения, но совершенства, то ему надо продать имение и раздать нищим, а затем стать последователем Христа. Юношу опечалил этот совет, ведь он не смог ему последовать, будучи привязанным к своему богатству. На этом основании святитель Игнатий заключает, что «спасение необходимо для всех», а «снискание совершенства предоставлено произволяющим».

По евангельскому учению, путь к духовному совершенству требует отречения не только от материальных благ, но даже от своей души со всеми ее дарованиями (см. Ин. 12, 25—26). В этом суть монашества — умереть не только для мира, но и для себя самого, всецело предать себя в руки Богу, уподобиться железу в руках искусного кузнеца. Через подвиг полного самоотречения подвижник приобретает Христа, и в Нем, как пишет преподобный Иустин (Попович), получает все: «и землю и небо, и бессмертие и вечность, и Истину и Правду, и Любовь и Мудрость», то есть блага неизмеримо высшие, чем все земные сокровища и самые выдающиеся способности человеческой личности.

Владимир Алексеевич Троицкий, будучи одаренным церковным писателем, написал немало ярких богословских сочинений. Всем сердцем он желал посвятить Богу свою жизнь, но не решался стать на иноческий путь из-за опасений, что после пострига ему придется исполнять послушания, далекие от его любимого дела. Этот страх мучил его до тех пор, пока однажды Владимир не осознал, что свои богословские занятия он, по сути, любит более Самого Христа. После этого он без колебаний принял монашество, чтобы служить Богу на том поприще, которое Он Сам ему укажет.

Став иноком Иларионом, он действительно исполнял послушания, забиравшие все его силы и время и не оставлявшие возможности писать. Но затем Господь дал ему еще более плодотворно потрудиться и устным словом, и пером в защиту Церкви, которая переживала тяжелые годы гонений. Став «правой рукой» святителя Тихона (Белавина), архимандрит Иларион много проповедовал, вел богословские диспуты с обновленцами, убедительно опровергая всю их аргументацию. Каждое его слово было веско, налито мудростью, как спелое зерно. Оно ценилось верующим народом, ему верили. Пройдя тернистым путем евангельского крестоношения, до своей кончины святой Иларион (Троицкий) следовал за Христом и стяжал мученический венец.

Господь всех призывает к совершенству (см. Мф. 5, 48). Но затем говорит, что добровольно стать скопцами ради Небесного Царства способны не все, но кому дано (см. Мф. 19, 12). Следовательно, к евангельскому совершенству призываются все люди без исключения, однако достичь его в земной жизни могут лишь немногие. Большинство людей не в состоянии бросить все и отказаться от себя, чтобы пойти за Христом.

По образному сравнению святителя Игнатия (Брянчанинова), мирянин похож на полевой цветок, который по красоте уступает тепличным цветам, но более устойчив к непогоде и ветрам искушений. А монах подобен цветку оранжерейному: он достигает необычайной красоты, но требует тепличных условий. Малейшее нарушение климата может погубить его. Достичь евангельского совершенства в полной мере можно только при довольно жестких условиях. Эти условия — монастырский устав с продолжительными службами, общими послушаниями, скромной трапезой, минимизация контактов с похотями мира (см. 1 Ин. 2, 16), уединение в келье (см. Мф. 6, 4), непрестанная и неразвлекаемая молитва, срастворенная покаянием.

Господь не закрывает двери спасения и для тех христиан, которые не могут вместить полноту евангельского совершенства. Он применяется к нашим силам и возможностям. Но мы должны свидетельствовать о своей вере и о желании наследовать спасение исполнением заповедей. Начать можно с немногого, но важно хранить постоянство. Не все способны идти путем постоянного самоограничения, но никому нельзя жить по принципу вседозволенности. Впоследствии придется слишком дорого расплачиваться за такую жизнь. Не все могут читать обширное молитвенное правило, но все должны помнить, что мы ходим перед Богом, и обращаться к Нему в молитве не от случая к случаю, а ежедневно. И начать надо сегодня, пока мы еще проходим земной путь, мы можем меняться к лучшему и приближаться к Богу.