Рабочие программы по истории к умк арсентьева.

Пособие содержит рабочую программу по истории России с XVI до конца XVII в. для 7 класса к учебнику Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под ред. академика РАН А.В. Торкунова (М.: Просвещение), составленную в соответствии с требованиями ФГОС, Историко-культурного стандарта и базисным учебным планом для ступени основного общего образования. В программу входят пояснительная записка, требования к знаниям и умениям учащихся, тематическое планирование, учебно-тематический план, включающий информацию об эффективных педагогических технологиях проведения разнообразных уроков: открытия нового знания, общеметодологической направленности, рефлексии, развивающего контроля. А также сведения о видах индивидуальной и коллективной деятельности, ориентированной на формирование универсальных учебных действий у школьников.
Пособие предназначено для учителей, завучей, методистов, студентов и магистрантов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации.
Составитель: Сорокина Е.Н.

/

Линия учебно-методических комплексов (УМК) по истории России Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова. 6–10 классы

УМК «История России. 6 класс». Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Стефанович П. С., Токарева А. Я.
УМК «История России. 7 класс». Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я.
УМК «История России. 8 класс». Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я.
УМК «История России. 9 класс». Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Левандовский А. А., Токарева А. Я.
УМК «История России. 10 класс». Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю., Семененко И. С. Токарева А. Я., Хаустов В. Н., Хлевнюк О. В., Шестаков В. А.

Данная предметная линия учебников по истории России для 6-10 классов общеобразовательных организаций разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина, Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, утвержденной Российским историческим обществом и Историко-культурным стандартом, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий.

Предлагаемая предметная линия по отечественной истории разработана также с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренных ФГОС основного общего образования (для учебников 6-9 классов) и требованиями Министерства образования и науки РФ к учебникам истории для системы среднего (полного) общего образования (для учебника 10 класса).

Основная концептуальная идея, реализованная авторами при разработке линии учебников «История России» 6-10 классов: показать отечественную историю как многоаспектный исторический процесс, где история России представлена как часть мировой истории.

Методический аппарат учебников 6–10 классов предлагает многообразие видов вопросов и заданий, позволяющих обеспечить выполнение требований ФГОС. Учебники имеют аппарат ориентировки, включающий инструктивное введение «Как работать с учебником», полное оглавление, необходимую рубрикацию.

Текст параграфов сопровождается поясняющими реквизитами, а также содержащими дополнительный материал рубриками. Новые понятия и термины, выделенные в тексте, даются в конце параграфов в рубрике «Запоминаем новые слова». Вопросы и задания внутри параграфа направлены на повторение ранее пройденного материала, в том числе и в курсах всеобщей истории, обществознания, географии, литературы и т. д. Они также помогают сопоставить исторические события с реалиями сегодняшнего дня.

Вопросы и задания после каждого параграфа разделены на два уровня. Рубрика «Вопросы и задания для работы с текстом» помогает учащимся понять и усвоить информацию, содержащуюся в тексте параграфа. Вопросы и задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» требуют более глубокой работы с текстом, обращения к дополнительным источникам информации, в том числе интернет-ресурсам; навыков обобщения, сопоставления данных, их анализа.

В конце учебника помещены списки литературы и интернет-ресурсов, а также список проектов, работа над которыми будет вестись на протяжении всего учебного года. Не менее четверти заданий используют в качестве объектов семью, труд и творчество, факты социальной солидарности, примеры патриотических поступков и поведения, ценности исторического знания, многообразие культур в России. Система заданий позволяет обучающимся попробовать себя в различных социальных ролях – рассказчика, экскурсовода, исследователя, писателя и др.

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 6 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6-9 классы) .

Программа предполагает использование учебника «История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова

Общая характеристика курса "История России"

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории , а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора , призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Редькинская санаторная школа-интернат»

Рабочая программа

по истории России

для 6 класса

(к УМК Н.М.Арсентьева, А.А.Данилов и др.)

Составил: Г.И.Кирюнина

2017-2018 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классов, рабочих программ по истории для 6-9 классов к системе учебников под редакцией А.А.Данилова, О.Н.Журавлевой, Е.И.Барыкина (М.: Просвещение, 2016), базисного учебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

Программа ориентирована на использование учебника Н.М.Арсентьева, А.А.Данилова «История России. 6 класс» под редакцией академика РАН А.В.Торкунова (М.: Просвещение, 2016).

В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение Всеобщей истории и истории России в 6 классе отведено 2 часа в неделю (всего 70 часов). Данная программа рассчитана на 40 часов.

Цели и задачи преподавания истории России в 6 классе

Изучение истории России в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    Образование, развитие и воспитание личности, повышение ее духовно-нравственной культуры;

    Формирование способности к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;

    Воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации;

    Формирование способности активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;

    Углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

    Овладение умениями получать из разнообразных источников историчесую информацию, критически ее осмысливать, систематизировать, анализировать;

    Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для исторического познания.

Достижения поставленных целей предусматривает решения образовательной организации следующих основных задач.

Предметные задачи:

    Овладение знаниями об основных этапах истории России с древнейших времен до начала XVI века в социальной, экономической, политической, духовной и нравственных сферах;

    Определение места и роли России во всемирноисторическом процессе;

    Развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма,в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

    Формирование умения воспринимать события и явления в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять различные периоды и этапы исторического процесса.

Метапредметные задачи:

    Формирование и развитие умения систематизировать и соотносить информацию, полученную на уроках истории, обществознания, географии, литературы, естествознания;

    Овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

    Освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической);

Личностные задачи:

    Формирование ценностных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации обучающихся;

    Воспитание патриотизма, чувство гордости за свое отечество – многонациональное российское государство, духовно-нравственное развитие;

    Формирование умения применить исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Достижение поставленных целей и обозначенных задач, успешное овладение учебным содержанием курса «истории России» предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Формы текущего и итогового контроля: тестовые задания, практические работы, в том числе с документами и другими историческими источниками.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Основные методы обучения: проектов и исследований, проблемного и развивающего обучения, рефлексивные. Методики личностно-ориентированного обучения помогают раскрыть и конкретизировать рассматриваемые понятия и положения, проследить связи знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с уже сложившимися представлениями (о возможно, и со стереотипами) об истории России, ее месте в мире. Современные требования к результатам обучения предполагают использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Общая характеристика курса «история России. 6 класс»

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке его взаимодействии с природой и обществом. В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом в социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История России» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связано с тем, на сколько он помогает ответить на сущностные вопросы миропонимания: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «история России» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.

Историзм как принцип познания и мышления предполагает осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем понимание изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мыслей, мотивов поведения, нравственно-этических систем.

Учебный предмет «история России» дает обучающимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом предков. У школьников формируется научное понимание истории как закономерного, поступательного процесса.

В 6 классе обучающиеся последовательно знакомятся с процессом образования и развития государственности на Руси, получают целостное представление об истории Руси, сопоставляя ее с историей европейских и азиатских государств. Важная мировоззренческая задача курса «история России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, что бы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления.

В программе курса предусмотрено вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной и всеобщей истории. У школьников развивается умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать исторические документы, выделять в них главное.

Изучая отечественную историю, обучающиеся знакомятся с ролью народных масс в развитии производства, культуры, общества в целом. Курс содержит огромные возможности для нравственного образования, способствует воспитанию патриотизма в ходе изучения ряда тем истории России, где показана борьба народа за свою независимость. Одна из задач курса-ознакомление учащихся с важнейшими достижениями культуры разных стран и народов эпохи средневековья. Представлены взаимодействие и взаимовлияние культур народов России. В процессе изучения памятников искусства осуществляется эстетическое воспитание.

В 6 классе закрепляются и усиливаются элементы сложности и самостоятельности в работе учащихся: развитие мышления, формирование умения и навыков самостоятельной работы, начатой в 5 классе. Продолжается развитие умений локализировать события в пространстве и времени (например, работа с картой), совершать логические операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Закрепляются и развиваются общие и практические умения.

Отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширение знаний по истории Родины.

В шестом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в изучаемую эпоху, формирование понимания ее «духа» посредством исследуемых событий, процессов и явлений. Программа предполагает знакомство обучающихся с некоторыми документальными источниками (используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Шестиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально-значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в тоже время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе. В тоже время при построении курса истории России учитывается не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.

Опыт познавательной деятельности развивается с помощью познавательных и практических задач. Обучающиеся получают навыки работы с различными источниками информации. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация представляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию истории в школе. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, для поиска созидательных способов жизнедеятельности.

Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории и ориентирует на реализацию многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории нашего Отечества, продемонстрировать одновременно действие различных факторов, приеритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Эти знания создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других народов и культур.

Основу курса «История России» в 6 классе составляют следующее содержательные линии:

1) историческое время – хронология и периодизация событий и процессов;

2) историческое пространство – исторические карты различных государств;

3) историческое движение (события и процессы):

    эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;

    формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этно-национальных, религиозных и др.;

    развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;

    история познания человеком окружающего мира; развитие религиозных учений и мировоззренческих систем, духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

    развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику: условие жизни и быта людей в средневековье; их потребностей, интересов, мотивов действий; восприятие мира, ценностей; жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.

Обучающиеся осваивают следующие основные знания.

Глава I

Появление и расселение человека на территории современной России. Древние стоянки, родовой строй, орудия труда.

Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья, в эллинистическую эпоху. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н.э. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат, Тюркский каганат, Великая Булгария, Скифское царство. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс.н.э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение словян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.

Основные понятия: первобытно-общинный строй, родоплеменная и соседская общины, племя, союз племен, микролит, неолитическая революция, кочевой и оседлый образ жизни, ремесленники, разделение труда, присваивающее и производящее хозяйства, эксплуатация, государство, народ (народность), переложная система земледелия, двуполье, трехполье, язычество, идол, вече, народное ополчение, колонизация, индоевропейские народы, славяне, балты.

Глава II . Русь в IX – первой половине XII в. (10 час)

Происхождение народа русь. Норманнский фактор в образовании европейских государств.

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства. Формирование княжеской власти. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые князья Древнерусского государства. Перенос столицы в Киев.

Внутренняя и внешняя политика первых князей, социально-экономический строй Древнерусского государства. Реформы княгини Ольги. Формирование территории Древнерусского государства. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Место и роль Руси в Европе.

Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и правления. Внутриполитическое развитие. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Княжеские усобицы, любеческий съезд князей. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Православная церковь и ее роль в жизни общества. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.

Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками.

Особенности культуры Руси, ее специфика и достижения. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и ее жанры (слово, житие, поучение, былины и др.). Деревянное и каменное зодчество. Художественное ремесло, фрески, мозаика. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и образ жизни разных слоев населения Руси. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства.

Основные понятия: князь, дружина, полюдье, урок, погост, гривна, династический брак, наместник политика, усобица, боярин, вотчина, духовенство, епископ, закуп, люди, митрополит, монастырь, общество, резиденция, рядович, смерд, житие, былина, летопись, миниатюра, граффити, мозаика, фреска, патриотизм, самобытность.

Глава III . Русь в середине XII – начале XIII в.(4 час)

Эпоха политической раздробленности в Европе. Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси. Причины, особенности и последствия политической раздробленности Руси. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Идея единства Руси. Развитие русской культуры. Международные связи русских земель, отношения с кочевниками.

Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Особенности княжеской власти в различных землях Руси. Ростово-Суздальские князья: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Рост и расцвет городов.

Новгородская республика: территория, политические особенности, категории населения, занятия новгородцев, культура.

Южная и Юго-Западная Русь: территория княжеств, особенности правления, занятия населения, культура.

Основные понятия: удел, политическая раздробленность, архитектурный ансамбль, аскетизм, артель, посадник, тысяцкий, республика.

Глава IV . Русские земли в середине XIII XIV в. (11 час)

Возникновение Монгольской империи. Чингисхан и его завоевательные походы. Влияние Монгольской империи на развитие народов Евразии. Первые столкновения русских князей с монголами – Битва на Калке. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу, их последствия.

Северо-Западная Русь. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Невская битва и Ледовое побоище. Внутренняя и внешняя политика Александра Невского.

Образование Золотой Орды. Государственный строй, армия и вооружение, экономика, население и культура Золотой Орды. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на менталитет, культуру и быт населения Руси. Религиозная политика в Орде и статус Русской православной церкви. Золотая Орда в системе международных связей. Борьба русского народа против ордынского владычества.

Южные и Западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Устройство Литовско-Русского государства. Начало образования русской, белорусской и украинской народностей.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжество владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Внутренняя и внешняя политика Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Поход Мамая на Русь. Дмитрий Донской. Русская православная церковь в условиях ордынского владычества. Сергий Радонежский. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Набег хана Тохтамыша.

Культура и быт русских земель. Книжное дело, летописание, устное народное творчество. Архитектура и живопись.

Основные понятия: курултай, нойон, тумен, стан, ополченец, ярлык, ордынское владычество, выход, баскак, крестоносец, крестовый поход, духовно-рыцарский (военный монашеский) орден, царь, диалект, народность, уния, слобода, эпос.

Глава V

Мир к концу XV в. Политическая география русских земель. Процессы централизации. Генуэзские колонии в Причерноморье. Упадок Византии и его последствия.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Изменения в порядке владения землей в Московском княжестве. Развитие ремесла и торговли в Московском княжестве. Внутренняя и внешняя политика Василия I. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Темный.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Характер экономического развития Московского государства. Новгород и Псков в XV в. Внешняя и внутренняя политика Ивана III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация ордынского владычества на Руси. Стояние на Угре. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Завершение объединения русских земель. Возвышение великокняжеской власти. Расширение международных связей Московского государства.

Флорентийская уния. Падение Византии. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Повседневная жизнь и быт населения. Основные категории населения и их положение. Ограничение свободы крестьян. Юрьев день. Посадские люди. Появление казачества.

Культурное пространство единого Российского государства. Летописание общерусское и региональное. Литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. «Хронограф». Архитектура и живопись. Творчество Андрея Рублева и Феофана Грека. Московский Кремль.

Основные понятия: централизация, поместье, помещик, служилые люди, ясак, транзитная торговля, скипетр, держава, шапка Мономаха, герб, регалии, воевода-наместник, Боярская дума, уезд, кормление, местничество, налог, догмат, автокефалии, ересь, чин, привилегии, пожилое, крестьяне владельческие, дворцовые и черносошные, посадские люди, казачество, поэма.

Обобщение и систематизация знаний по изученным главам.

Требования к результатам обучения

Изучение курса «История России» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (УУД).

Личностные результаты:

    формирование российской гражданской идентичности и патриотизма;

    наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

    осознание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов;

    осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

    освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

    способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.

Метапредметные результаты:

1) регулятивные УУД –

    самостоятельно обнаружить и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать-определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

    сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

    выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

    составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;

    работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

    в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

2) познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

    проводить исследование под руководством учителя и объяснять полученные результаты;

    осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

    работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

    анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;

    решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе, презентация;

    давать определения понятий;

3) коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

    самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.)

    адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;

    критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

    уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

    оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.

Предметные результаты:

    понимать смысл исторических терминов, понятий; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

    характеризовать исторические процессы и явления, определять их последствия и значение;

    овладевать целостным представление об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

    сравнивать основные исторические процессы и явления, происходившие в изучаемый период, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

    соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

    систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

    расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.

Планируемые результаты изучения курса «История России. 6 класс»

Изучение курса «История России. 6 класс» должно быть направлено на овладение обучающимися следующими знаниями, умениями и навыками.

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

    называть хронологические рамки и периоды ключевых исторических процессов, а также даты важнейших событий истории России изучаемого периода;

    соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работать с фактами:

    характеризовать обстоятельства, участников, особенности, результаты важнейших исторических событий;

    группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям;

    различать в исторической информации факты и мнения.

3. Работа с историческими источниками:

    осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать ее, группировать, обобщать;

    сравнивать разные исторические источники, выявлять их сходства и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

    последовательно выстраивать повествование (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках;

    характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в изучаемую историческую эпоху;

    описывать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

    составлять описание исторических объектов и явлений на основе текста учебника, дополнительного и иллюстративного материала.

5. Анализ, объяснение:

    различать факт (событие) и его описание;

    соотносить единичные исторические факты и общие явления;

    различать причину и следствие исторических событий и явлений, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;

    выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

    характеризовать основные исторические объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества в изучаемый период как целостной системы;

    раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

    сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.

6. Работа с версиями, оценками:

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

    использовать исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

    способствовать сохранению памятников культуры;

    использовать знания об истории своего народа и других народов в общении с людьми; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и выдвигать аргументы по определенным проблемам;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневно жизни для совершенствования собственной познавательной деятельности, ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах.

Обучающийся получит возможность научиться:

    конспектировать информацию, выделять главное;

    использовать дополнительные источники исторической информации (энциклопедии, справочники интернет-ресурсы);

    классифицировать, систематизировать информацию – составлять таблицы, схемы и диаграммы, анализировать предложенные таблицы, схемы и диаграммы;

    правильно применять специальные термины и понятия;

    связно воспроизводить информацию, выявляя сходные и отличительные черты в исторических явлениях.

Календарно-тематическое планирование истории России 6 класс (40 час)

урока

Тема урока

Дата

Раздел I . Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 час)

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Неополитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Образование первых государств

Восточные славяне и их соседи

Раздел II . Русь в IX – первой половине XII в. (10 час)

Первые известия о Руси

Становление Древнерусского государства

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Русское государство при Ярославе Мудром

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Общественный строй и церковная организация на Руси

Место и роль Руси в Европе

Культурное пространство Европы и культура Руси

Повседневная жизнь населения

Раздел III . Русь в середине XII - начале XIII в (4 час)

Политическая раздробленность на Руси

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская республика

Южные и Юго-Западные русские княжества

Раздел IV . Русские земли в середине XIII-XIV в (11 час)

Монгольская империя и изменение политической карты мира

Батыево нашествие на Русь

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Литовское государство и Русь

Усиление Московского княжества

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в

Калужская область до конца IV века

Раздел V . Формирование единого Русского государства (10 час)

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в

Московское княжество в первой половине XV в

Распад Золотой Орды и его последствия

Московское государство и его соседи во второй половине XV в

Русская православная церковь в XV - начале XVI в

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Повторение: Русь с древнейших времен до IV века

Повторение: формирование русского государства к концу XV века

Итоговое тестирование по курсу «История России. 6 класс»