Государство формирует народности и нации. Нации и национальные отношения

Вариант № 14717

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Правительство стра­ны Z при­ня­ло ре­ше­ние о под­держ­ке кон­кур­са хо­ро­вых кол­лек­ти­вов «Поющий мир». Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о вза­и­мо­дей­ствии сфер общества

1) политической и экономической

2) экономической и социальной

3) политической и духовной

4) духовной и социальной

Ответ:

Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

1) уход от конфликтной ситуации

2) посредничество

3) компромисс

4) сотрудничество

Ответ:

Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?

1) хозяйственную

2) исследовательскую

3) политическую

4) производственную

Ответ:

Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.

Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?

1) среднее профессиональное

2) высшее профессиональное

3) основное общее

4) среднее общее

Ответ:

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам

Ответ:

Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц, это

3) дивиденды

4) страховые выплаты

Ответ:

В каком из пе­ре­чис­лен­ных при­ме­ров речь идет о со­хра­не­нии своих на­коп­ле­ний от обесценивания?

1) Татьяна при­об­ре­ла квар­ти­ру в пре­стиж­ном районе

2) Сергей хра­нит сэко­ном­лен­ные сред­ства дома

3) Иван приобрёл новый автомобиль

4) Марина за­стра­хо­ва­ла при­над­ле­жа­щие ей дра­го­цен­но­сти от кражи

Ответ:

Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

К социально значимым признакам, определяющим положение человека в обществе, относят

1) уровень образования

2) мировоззрение

3) физические данные

4) особенности темперамента

Ответ:

Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

1) патриархальной

2) многодетной

3) неполной

4) малой (нуклеарной)

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об этносе?

А. В от­ли­чие от народности, нация - более устой­чи­вая общ­ность людей, причём устой­чи­вость ей придаёт общ­ность эко­но­ми­че­ской жизни.

Б. Го­су­дар­ство фор­ми­ру­ет на­род­но­сти и нации, объ­еди­ня­ет тер­ри­то­рии и уста­нав­ли­ва­ет связь с эт­ни­че­ски­ми группами.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Отличительным признаком политической партии является

1) объединение людей с общими интересами

2) создание разветвленной организации

3) право законодательной инициативы

4) стремление участвовать в осуществлении политической власти

Ответ:

Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется

1) верховенство парламента

2) республиканская форма правления

3) унитарное государственное устройство

4) разделение властей

Ответ:

Верны ли следующие суждения о политике?

А. Любые властные отношения носят политический характер.

Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Что является отличительным признаком правового государства?

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

3) функционирование правоохранительных органов

4) наличие суверенитета

Ответ:

Выберите верное утверждение:

Президент Российской Федерации

2) назначается сроком на 5 лет

3) избирается Государственной Думой

4) утверждается Федеральным Собранием

Ответ:

В каком из приведённых случаев вступает в действие Закон РФ «О защите прав потребителей»?

1) Склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата соответствия.

2) Гражданин приобрёл для личного пользования автомобиль, в котором была обнаружена бракованная деталь.

3) Гражданин приобрёл для перепродажи в другом городе партию оказавшегося недоброкачественным товара.

4) Фирма поставила аптекам города партию лекарств с истекшим сроком годности

Ответ:

Верны ли следующие суждения о семейном праве?

А. Все имущество, приобретенное во время брака, является общей собственностью супругов.

Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

В при­ве­ден­ном списке ука­за­ны черты сход­ства науки и ис­кус­ства и от­ли­чия науки от искусства. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы порядковые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку - по­ряд­ко­вые номера черт отличия:

1) является об­ла­стью духовной культуры

2) использует ху­до­же­ствен­ные образы

3) требует точ­но­сти и обос­но­ван­но­сти утверждений

4) создает ду­хов­ные ценности

Ответ:

Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Глобализация мировой экономики - это противоречивый процесс, который имеет и положительные, и отрицательные последствия. (Б) Исчезновение биологических видов является негативным последствием глобализации. (В) Сам по себе переход к информационному обществу не является глобальной проблемой.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А Б В

Ответ:

В стра­не Z был проведён опрос среди со­вер­шен­но­лет­них жи­те­лей на тему: «Кто в первую очередь дол­жен за­ни­мать­ся вос­пи­та­ни­ем детей?». Ре­зуль­та­ты опро­са в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших пред­став­ле­ны в таблице.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таблицы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Практически рав­ные ко­ли­че­ство опро­шен­ных как среди мужчин, так и среди жен­щин полагают, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей дол­жен за­ни­мать­ся отец.

2) Наименьшая часть опро­шен­ных среди жен­щин полагает, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем долж­ны за­ни­мать­ся в шко­лах и дет­ских садах.

3) Пятая часть опро­шен­ных жен­щин считает, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей долж­на за­ни­мать­ся мать.

4) Наименьшая часть опро­шен­ных муж­чин считает, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей долж­ны за­ни­мать­ся стар­шие члены семьи.

5) Более по­ло­ви­ны как среди опро­шен­ных мужчин, так и среди опро­шен­ных жен­щин считают, что в первую очередь вос­пи­та­ни­ем детей дол­жен за­ни­мать­ся один из родителей.

Ответ:

В стране X в разные годы были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?» Результаты опросов приведены в таблице.

Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране X наблюдается медленный, но неуклонный экономический рост.

2) В среднем уровень жизни в государстве можно охарактеризовать как низкий.

3) Для экономики страны X характерен быстрый рост цен.

4) Можно констатировать усиление социального расслоения в стране X.

5) Усиление социального расслоения связано с ростом безработицы в государстве X.

Ответ:

Составьте план текста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.


(По Э. Бенешу)

Опираясь на текст, на­зо­ви­те три фактора, вы­сту­па­ю­щие при­чи­на­ми де­цен­тра­ли­за­ции го­су­дар­ствен­но­го управления.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

(По Э. Бенешу)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя со­дер­жа­ние текста, на­зо­ви­те три ха­рак­тер­ные черты демократии, ко­то­рые вы­де­ля­ет автор.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

(По Э. Бенешу)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

(По Э. Бенешу)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Автор пишет, что де­цен­тра­ли­за­тор­ские дви­же­ния могут при­во­дить к со­вер­ше­нию ве­ли­ко­го греха и пре­ступ­ле­ния про­тив соб­ствен­но­го го­су­дар­ства и народа. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в под­твер­жде­ние ав­тор­ской позиции.


Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.

Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.

Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.

Этнические общности. В науке под этносом (от греч. ethnos - народ) понимается исторически сложившаяся на определённой территории общность людей, которая характе­ризуется единством происхождения, культуры, языка, а так­же сознанием своего единства. Человек осознаёт себя потом­ком ряда предшествующих поколений, принадлежавших к данному этносу. Память о предках передаётся из поколения в поколение. В результате образуется историко-культурное наследие, которое и определяет целостность этноса.

Поскольку любой этнос пополняется за счёт межэтни­ческих браков и включения в свой состав представителей других этносов, попытки делить людей по «чистоте кро­ви», различать «чистых» и «нечистых» представителей этноса лишены серьёзных научных оснований. Этническая


общность основана прежде всего не на единстве «крови», а на самосознании людей. Почти во всякой родословной, уходящей достаточно далеко в прошлое, обнаруживаются выходцы из иных народов.

В ходе исторического развития человечества этносы, по­добно людям, рождались, жили и умирали, давая начало другим этносам. Различным историческим периодам в раз­витии общества соответствуют три формы (этапа) развития этноса - род и племя, народность, нация {схема 2).

Этапы развития этноса

Род и племя характерны для первобытного общества.

Род представляет собой группу людей, связанных между собой родственными узами и имеющих общего предка. В жиз­ни рода отсутствует формальная система руководства. Раз­личные вопросы решаются либо старшим в роду, либо ду­ховным предводителем рода (шаманом), но чаще всего - собранием рода. В качестве законов используются родовые традиции, передаваемые в устной форме.

Племя - более крупное образование, нежели род. Племя состоит из нескольких родов. Люди, входящие в состав пле­мени, говорят на одном языке, имеют общие бытовые прави­ла и религиозные обряды, считают людей из других племён чужаками. В племени в отличие от рода имеется формаль­ный лидер - вождь, а также совет старейшин. Разложение


родо-племенных отношении происходит в связи с появлени­ем частной собственности и обмена. При этом усиливается роль военных вождей, появляется племенная знать.

Народности обычно складывались из нескольких пле­мён, близких по своему происхождению и языку, либо из разноязычных племён, смешавшихся в результате за­воеваний. В процессе складывания народности формиру­ется общий язык (обычно это язык более многочисленной или более развитой в культурном отношении группы пле­мён). Формируется территориальная, культурная и отчасти хозяйственная общность входящих в народность людей. Становление государства способствовало упрочению народ­ностей.

Нации представляют собой более высокую ступень само­организации и консолидации этноса. Они складываются в результате соединения, перемешивания представителей раз­личных племён и народностей. Современные нации формиро­вались в период становления капиталистических отношений. В результате развития товарного производства и торговли, складывания региональных и общенациональных рынков постепенно преодолевалась средневековая обособленность на­селения. Создание централизованных государств укрепляло хозяйственную общность и ускоряло формирование наций. С этим связаны процессы создания национального языка, развития общенациональной культуры, формирования осо­бенностей национального характера и образа мыслей, воз­никновения национального самосознания.

Народности, оказавшиеся разделёнными на части госу­дарственными границами, могут дать начало нескольким нациям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембурж-цы и др.). Древнерусская общность людей явилась единым корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации.

Нация рассматривается в науке не просто как этниче­ское единство людей, а как политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество граждан данно­го государства, объединённых одним правлением.

Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется прежде всего его самосознанием.


Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное - от его включённости в на­циональную культуру и чувства причастности к ней. Порой этническое самосознание и национальное самосознание не совпадают. Попадая в новую этническую среду, например, в результате переезда в другую страну, люди не меняют своей этнической принадлежности. Но они могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосозна­ние, либо ассимилироваться, т. е. освоить иную культуру и обрести новое национальное самосознание. В современных нациях много людей разного этнического происхождения - американские белорусы, обрусевшие немцы и т. д. Для обо­значения этнической принадлежности людей в наши дни пользуются термином «национальность», а понятие «на­ция» часто отождествляется с понятием «народ». Напри­мер, белорусская нация - это белорусский народ, объеди­няющий всех граждан нашей страны.

Как правило, у каждого народа свой язык. Но из этого правила есть исключения. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, хотя являются разными народами. А существование во Франции кроме французского ещё че­тырёх языков - бретонского, гасконского, провансальского и немецкого не помешало образованию единого француз­ского народа. В Республике Беларусь два государственных языка - белорусский и русский.

Развитие наций и национальных отношений. Современ­ное человечество представлено примерно тремя тысячами различных наций и народностей. Большинство их них жи­вут в многонациональных государствах. Благополучие, а нередко и сама жизнь людей зависят от их способности к диалогу и взаимопониманию, от уважительного отношения к особенностям, обычаям, нравам, взглядам представителей других национальностей.

Для каждой нации характерно наличие системы извест­ных всем её представителям традиционных форм пове­дения, бытовой символики, других элементов культуры, которые обеспечивают их взаимопонимание и сходство ми­ровоззрения.


Современная Индия

В современном мире ни одна нация не может жить в пол­ной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые связи с другими на­циями. Эти связи могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими). Они могут основывать­ся либо на соперничестве, либо на сотрудничестве, быть равноправными или же неравноправными.

Примером сближения наций может служить Европей­ский союз (ЕС). На 1 января 2007 г. в него входило 27 госу­дарств, народы которых говорят по меньшей мере на 40 язы­ках. Введены единое европейское гражданство, единая ва­люта - евро, разработано единое европейское право. Вер­ховенство европейского права над национальным призна­ют все государства ЕС. На случай конфликтов, для реше­ния сложных проблем организована «третья власть» - Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС. На постсоветском пространстве успеш­но функционируют такие объединения стран и народов, как



Заседание Международной организации труда


Ансамбль «Песняры», 1977 г.

Содружество независимых государств (СНГ), Европейско-Азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Национальное самосознание. Посредством самосознания нация определяет свои коренные интересы, цели и идеалы, собственное место среди других народов и отношение к ним. Национальное самосознание базируется на историче­ской памяти и предполагает оценку прошлого своей нации, а также её современного состояния.

Человек самостоятельно причисляет себя к той или иной национальности исходя из владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему

Людям присуще чувство национальной гордости, но по­нимают они её по-разному. Например, мы по праву гордим­ся культурными достижениями белорусского народа, одна­ко при этом уважаем ценности и интересы других народов. Такой позиции противостоит другая: «Всё своё - хорошо, всё чужое - плохо». Люди, придерживающиеся такой точ­ки зрения, готовы восхвалять хорошее и оправдывать пло­хое, характеризующее прошлое и настоящее своего народа,


и чернить историю и современную жизнь другого народа. Так возникают национальная рознь и конфронтация.

ПЛЕМЯ - исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.
Их численность доходила до десятков тысяч человек. На смену племенам пришла другая, исторически более высокая форма этноса - народность. Она свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.
НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.
Народность по численности превышает племя. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.
Так, древнерусская народность сформировалась во второй половине I тысячелетия н. э. из близкородственных восточнославянских племен. Однако уже на раннем этапе в него были вовлечены также неславянские этносы: финно-угорские, балтские, тюркские.
Народности - достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из них постепенно формируются новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII веке на образовавшиеся впоследствии три самостоятельных этноса - русских, украинцев и белорусов. Феодальная раздробленность была присуща и Европе, где средневековые государства постоянно распадались, но вновь объединялись уже в Новое время.
На базе народностей формируются нации - высший исторический тип этноса.
НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.
Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Большинство наций объединяются на основе одноименных народностей, в то же время включая в свою орбиту близкородственные народности. Так, французы объединились как нация в XVII-XVIII веках на основе двух близкородственных народностей, оформившихся еще в раннем средневековье - северофранцузской и провансальской. Русское государство формируется в XV-XVII веках вокруг Москвы, и этот процесс получил название собирания земель. В XVII веке, при Петре I, оно превращается в империю и заявляет о себе как европейская сверхдержава.
Для того чтобы дать полный перечень характерных особенностей нации, надо присоединить к списку признаков этноса (они названы в начале параграфа) следующие черты:
- устойчивая государственность,
- общность экономической жизни,
- развитая социальная структура.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Выяснить:
    • что такое этнос,
    • какие существуют типы этносов,
    • что влияет на образование этносов,
    • какова роль этносов в истории.
  • Совершенствовать умение анализировать, сравнивать.

Тип урока: комбинированный (элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся, мультимедийная презентация).

Обеспечение урока: учебник, раздаточный материал, доклады учащихся, компьютер, мультимедийный проектор.

План урока.

  1. Что такое этнос. Признаки этноса. Типы этноса.
  2. Племя. Отличительные черты племени.
  3. Народность. Отличительные черты народности.
  4. Нация. Признаки нации.

Основные понятия урока: Этнос, племя, народность, нация, этногенез.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся.

Многие из тех понятий, которые сегодня буду называться на уроке учащимся хорошо знакомы из курса истории (племя, народность, нация). Предлагается вспомнить, что они означают. Учитель указывает на то, что все эти понятия объединены понятием этнос.

Демонстрируется слайд 2 . Называются цели урока. Демонстрируется слайд 3 . В тетрадях учащиеся записывают план урока.

II. Изучение нового материала.

1. Что такое этнос.

Человечество всю историю своего существования состояло из различных народов (этносов). Что такое этнос?

Учащимся предлагается раздаточный материал (Приложение 1), на основе которого необходимо выполнить следующее задание: «Перед вами определения понятия «этнос», данные на различных сайтах Интернета. Что общего во всех этих определениях?»

Более широкое толкование этого термина состоит в том, что он объединяет понятия племя, народность, нация. Демонстрируются и комментируются слайды 4, 5, 6.

Развитие различных типов этноса связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, формированием и развитием определенных социальных и культурных предпосылок. Например, род и племя, для какого общества характерны данные социальные общности? – Для первобытного.

2. Племя. Отличительные черты племени.

Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Демонстрируется слайд 7.

3. Народность. Отличительные черты народности.

Народность складывается с появлением классов и государств. Даная социальная общность свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

Демонстрируются слайды 8, 9.

4. Нация. Признаки нации.

На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

Капитализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает различные входящие в него народности в единое национальное целое. Возникает нация. Демонстрируется слайд 10.

Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией.

Задание классу. Как вы думаете, почему именно в это время возникают национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты?

Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Крупные этносы существуют сейчас только как нация, а мелкие, сохранившиеся с древних времен, входят в нации как этнические меньшинства.

Народность - этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Она образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, характеризуется возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации.

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д.

В современном мире более 90% населения составляют нации. В научной и политической литературе понятие «нация» употребляется в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что нация - это совокупность граждан государства, а следовательно, - это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных организаций. Таким образом, в понимании западных социологов, нация - это согражданство, т. е. территориально-политическая общность.

В таком случае нация совпадает с государством. Именно эти государства- нации образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций.

Не менее распространенным является понимание нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом отношении нации не гомогенны (не однородны).

Этническая группа - это группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных по происхождению и сохранившихся до наших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире и в других регионах России. К этнической группе можно отнести местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются друг от друга второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками.

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.

Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Организация Объединённых Наций, ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Деятельность:

    Миротворческие миссии

    Защита прав человека

    Гуманитарная помощь

    Контроль оружия и разоружения

    Социальное и экономическое развитие