Проблемы и трудности в организации международного культурного сотрудничества. Из истории культурного обмена Основные этапы международного культурного обмена

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

международных гуманитарных связей Декан факультета

Протокол № ___________________________

Дата_____________________________ _______________

зав. кафедрой_____________________ «_____»____________ 200___г.

Программа учебной дисциплины

Основные проблемы и перспективы

международного научного и культурного обмена

(Main problems and aspects of international scientific and cultural exchange)

По направлению 030700 «Международные отношения – ОПД. Ф 017

Разработчики: ,

Кандидат исторических наук,

доцент

Кандидат исторических наук

доцент

Рецензенты:

Доцент, к. п.н. , РГПУ им. Герцена

Доцент, к. и.н. , СПбГУ

Санкт – Петербург

2008 г .

Организационно – методический раздел

Дисциплина «Проблемы и перспективы культурного обмена в системе международных отношений » читается на 2 курсе бакалавриата направления «Международные отношения» во втором семестре (32 часа лекций).

Настоящий курс включает в себя занятия, посвященные общей проблеме международного культурного сотрудничества на современном этапе. Помимо изучения традиционных форм, семинарские занятия предполагают практическое знакомство с конкретными примерами организации международного культурного обмена на современном этапе, вынесенными на самостоятельную работу студентов.

Актуальность проблем , связанных с международным культурным обменом, подкрепляется тем значением, которое сейчас уделяется вопросам культуры дипломатами, политиками, бизнесменами и учеными всего мира. Именно культура, благодаря своему огромному общечеловеческому потенциалу, способна стать тем объединяющим пространством, где люди различных национальностей, языковой, религиозной, возрастной, профессиональной принадлежности смогут строить свое общение без каких – либо границ исключительно на основе взаимопонимания . В то же время, являясь частью системы международных отношений, культурный обмен отражает его общие закономерности.


Цель курса – познакомить студентов с феноменом международного культурного обмена как специфической формой международных отношений на современном этапе.

Задачами курса является:

1. Рассмотрение основных вопросов и проблем, связанных с историей, становлением и развитием международного культурного сотрудничества;

2. Знакомство с современным состоянием, принципами организации, а также с дальнейшими тенденциями развития международного культурного обмена;

3. Выявление основных закономерностей международного культурного обмена на современном этапе;

4. Изучение основных форм и направлений международного культурного обмена;

5. Определение перспективных направлений культурного сотрудничества на современном этапе.

Особое внимание в курсе уделяется проблеме участия России в различных направлениях и формах международного культурного взаимодействия, работе в правительственных и неправительственных организациях, деятельности в рамках различных программах, многосторонних и двусторонних проектов и т. д.

Выбор направлений курса определяется основными положениями Внешней культурной политики Российской Федерации, где наибольшее внимание уделяется вопросам многостороннего и двустороннего культурного сотрудничества России, и в частности таким аспектам, как: наука и образование, спорт и туризм, кино, музыка и театр, современные компьютерные технологии в контексте международных культурных связей, а также таким формам международного культурного обмена, как фестивали и выставки, конкурсы и гастрольная деятельность в различных направлениях международных культурных контактов. Выбор указанных направлений кореллируется и с расширенным понятием культуры, принятым в соответствии с мировой практикой и классификацией Генеральной Ассамблеей ЮНЕСКО в 1982 году в Мехико. Отметим также, что все эти направления культурного взаимодействия способствуют формированию позитивного имиджа государства и тем самым укрепляют его политическое положение в мире.

Отдельным сюжетом в курсе представлены вопросы, связанные с важным положением Санкт- Петербурга в международном культурном пространстве, его многосторонними связями и перспективам их развития.

Место курса в профессиональной подготовке . Курс рассчитан на 64 часа (32 часа лекций и 32 часа семинаров) в 4 семестре.

Форма отчетности .

Форма промежуточной отчетности - контрольные работы по документам международных организаций, творческая работа по вопросам формирования политического образа и имиджа государств.

Форма текущей отчетности - письменный отчет о посещении мероприятия международного статуса.

Форма итоговой отчетности

Форма итоговой отчетности : экзамен (в письменной форме).

Основные требования, предъявляемые к уровню подготовки к экзамену. В результате студентам необходимо владеть комплексом информации по вопросам теории, истории и актуального состояния международного культурного обмена, владеть основными понятиями и категориями предмета, понимать место международных культурных контактов в системе международных отношений и уметь изложить их в письменной форме.

Требования к экзамену

Количество вопросов в билете – два, в том числе, в том числе ряд вопросов - на знание текста документов, которые рассматривались на семинарских занятиях..

Время на подготовку к экзамену устанавливается в соответствии с общими требованиями, принятыми в СПбГУ. Итоговая оценка складывается из трёх составляющих: оценки за экзамен, оценки работы на семинарских занятиях и оценки за отчёт по посещению мероприятия в сфере международного культурного и научного обмена.


Критерий оценки знаний на экзамене:

Отлично – исчерпывающий, полный ответ, свидетельствующий о глубоком понимании материала и умении им пользоваться, грамотно изложенный в письменной форме. На оценку «отлично» студент должен продемонстрировать знание фактического материала, важнейших персоналий, основных источников по проблемам международных культурных связей, быть осведомленным об крупнейших научных школах и теориях, изучающих международный культурный обмен, показать понимание причинно-следственных связей и видение роли и места культурного обмена в системе международных отношений в историческом аспекте и на современном этапе.

Хорошо – правильный ответ, свидетельствующий о хорошем понимании материала и содержащий не более одной – двух неточностей.

Удовлетворительно – в основном, правильный ответ, но схематичный, с неточностями, непоследовательно изложенный, содержащий не более трех – четырех недочетов.

Неудовлетворительно – непонимание темы, слабое знание материала, отсутствие логики в изложении материала, наличие ошибок или более пяти недочетов.

Итоговая оценка за курс складывается из :

    Оценки работы студента на семинарских занятиях, Оценки участия студента в коллоквиуме , Оценки за ответ на экзамене.

Объем и распределение часов по темам и видам занятий

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов (трудое-мкость)

Аудиторные занятия

В том числе

Само-

Стояте-льная работа

Лекции

Семина-

Ры

Тема I . Введение в предмет. Источники и историография курса

Тема II . Многосторонние связи в международном культурном обмене.

Тема III . Двусторонние связи в международном культурном обмене.

Тема IV . Проблема внешнеполитических образов и этнических стереотипов в международном культурном обмене

Тема V . Основные направления и формы международного культурного обмена.

Международные связи в области театра, музыки и кинематографии.

Тема VI . Международные выставки и ярмарки как важнейшая форма международного культурного обмена.

Тема VII . Международные связи в области спорта и туризма.

Тема VIII . Международные связи в области науки и образования

Тема IX . Проблемы и перспективы международного культурного обмена в нач. XXI в.

ИТОГО

Тематика лекционных занятий .

Тема I . Введение в предмет (4 часа) .

Лекция 1. Вводное занятие . Цель, задачи и содержание курса. Место курса в системе профессиональной подготовки специалистов в области международных отношений. Понятие международного культурного обмена. Общая характеристика международного культурного сотрудничества на рубеже ХХ - XXI веков. Основные понятия и категории предмета. Культурные связи как инструмент внешней политики государства. Двусторонний и многосторонний обмен. Межгосударственный, государственный, неправительственный уровни обмена. Роль международных организаций в культурном обмене.

Лекция 2. Источники и историография международного культурного обмена . Основные группы источников по проблемам международных культурных связей. Концепция Внешней культурной политики Российской Федерации: основные этапы формирования внешней культурной политики России, направления (научные, образовательные, художественные связи), формы, методы осуществления. Культурная политика западных государств (Франция, Великобритания, США, Канада, Германия и др.). исторический аспект и современное состояние. Научная литература по проблемам курса. Зарубежная и отечественная школы изучения международных культурных контактов.

Литература

В ежедневной жизни, когда мы говорим о «культуре», мы часто вспоминаем о музеях, театрах, книгах. Но культура имеет научное значение. Культура является сложным фактором человеческого бытия. У нее различные понимания. Исследование культуры - одна из важнейших проблем науки об обществе. Оно не только имеет теоретическое значение, но и практическое, которое с особой остротой встает сегодня перед глобализацией.

Слово «культура» проистекает из латинского слова cultur. Таким образом, в самом начале термин «культура» в научном языке являлся средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» -- в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

В Китае первоначально в иньских надписях на костях (XIV-XII вв. до н.э.) вэнъ (ОД) обозначало человека с разрисованным туловищем, «раскрашивать», «узор» Конфуции? «Лунь юн»: Исслед., пер. с кит., коммент. / Л. С. Переломов; Факс, текст «Лунь юя» с коммент. Чжу Си; РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 1998. С. 148.. Татуировка имела сакральный смысл как способ приобщения к божеству, таинственным силам природы, обретения магической власти. Ко времени Конфуция вэнъ насыщается другим значением: то, что передано знаками письма; литература, культура Там же. С. 149.. Как отмечает исследователь «Лунь Юя» Л.С. Переломов, «вэнь» в конфуцианской традиции есть то, что человек приобретает в процессе обучения, и каждый должен стремиться овладеть культурой предков. Таким образом, носителем культуры в этом понимании мог стать только представитель Срединного государства. При взаимодействии с варварами он должен был распространять благоприятное воздействие собственной культуры, облагораживать соседние народы. Как считал Конфуции?, «Там, где поселится благородный муж, должны исчезнуть грубые нравы!» Там же. С. 366.. Согласно учению Конфуция, древние китайцы среди варваров должны являть собой образец для подражания: «Дома держись скромно, к делам относись уважительно, с людьми будь искренним. Не отказывайся от всех этих принципов, даже отправляясь к варварам»; «...В речах будь искренним и правдивым, в поступках -- честным и уважительным, и даже если отправят тебя в страну варваров, веди себя именно так» Тамже.С.395,с.412..

Слово «культура» впервые появилось в работе знаменитого римского оратора Марка Туллия Цицерона «Тускуланские беседы» и с того времени имеет новый смысл -- как возделывание ума и души человека. Поэтому смысл слова «культура» стал обозначать все созданное человеком в отличие от созданного природои?. Таким образом, понятие «культура» противопоставлялось другому латинскому понятию -- «натура», то значит «природа». С тех пор мир культуры воспринимается не как следствие деи?ствия природных сил, а как результат деятельности людеи?.

В XVIII веку это понятие приходит в Германию, где довольно скоро получает новое значение. Слово «культура» становится синонимом образованности и просвещенности. Заслуга нового значения термина «культура» принадлежит немецкому юристу Самуэлю Пуфендорфу, которыи? в своеи? работе «О праве естественном» впервые характеризовал культуру как совокупность положительных качеств, как результат собственнои? человеческои? деятельности, дополняющеи? его внешнюю и внутреннюю природу. В этом значении понятие «культура» употребляется во всех европеи?ских языках, в том числе и в русском. Таким образом, термин «культура» в научном языке был средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческои? природы», «человеческого начала в человеке» -- в противоположность природному, стихии?ному, животному бытию.

В лексику понятие «культура» вошло в середине XIX в. Впервые его фиксируют в 1846--1848 гг. в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова. В словаре В. Даля это понятие является характеристикои? умственного и нравственного развития человека. Словарь под редакциеи? Д. Н. Ушакова уточняет первое значение термина, сохраняя противопоставление культура -- природа: «Культура - совокупность человеческих достижении? в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе».

В 1871-ом году основатель культурнои? антропологии Э. Тэи?лор Гуань Шицзе. «Теория межкультурнои? коммуникации». Пекин, 1995. С. 14 дал определение культуры. С того времени споры вокруг этои? проблемы начинается, и в нашему веку существуют много определении? культуры. В качестве примера можно привести формулировку Э. Таи?лора, одного из основателеи? эволюционизма и всеи? научнои? антропологии: «С идеальнои? точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшеи? организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содеи?ствия развитию нравственности, силы и счастья человека. Это теоретическое определение цивилизации в немалои? степени соответствует деи?ствительнои? цивилизации, какои? она выступает при сравнении дикого состояния с варварством и варварства с современнои? цивилизациеи?». Таким образом, с однои? стороны, культурные европеи?цы и североамериканцы, с другои? - некультурные или малокультурные «дикари» А. А.Сусоколов «культура и обмен». М. 2006. С.13.

Б. Малиновскии? заложил основы деи?ствительно научного подхода к изучению культуры.

«А. Культура представляет собои?, по существу, инструментальныи? аппарат, благодаря которому человек получает возможность лучше справляться с теми конкретными проблемами, с которыми он сталкивается в природнои? среде в процессе удовлетворения своих потребностеи?.

Б. Это система объектов, видов деятельности и установок, каждая часть которои? является средством достижения цели.

В. Это интегральное целое, все части которого находятся во взаимосвязи.

Г. Эти виды деятельности, установки и объекты, организующиеся вокруг жизненно важных задач, образуют такие институты, как семья, клан, локальное сообщество, племя, а также дают начало организованным группам, объединенным экономическои? кооперациеи?, политическои?, правовои? и образовательнои? деятельностью.

Д. С динамическои? точки зрения, то есть в зависимости от типа деятельности, культура может быть аналитически разделена на ряд аспектов - таких, как образование, социальныи? контроль, экономика, система знании?, веровании? и морали, а также различные способы творческого и артистического самовыражения.

Культурныи? процесс всегда предполагает существование людеи?, связанных друг с другом определенными взаимоотношениями, т.е. определенным образом организованных, определенным образом обращающихся с артефактами и друг с другом при помощи речи или символики какого-либо иного рода. Артефакты, организованные группы и символизм являют собою три тесно связанных измерения культурного процесса»

Попытку компактного изложения основных итогов теоретических дискуссии? по поводу определения сущности культуры предпринял известныи? американскии? антрополог Дж.Мердок, руководитель одного из наиболее значимых проектов, известного в науке как «Этнографическии? атлас» Мердока. Он выделил 7 основных параметров культуры как социального явления.

А. Кребер и К, Клакхон предложили собственное определение культуры: «Культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностеи?, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению» Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурнои? коммуникации. М.,2002. С.20. .

Американские культурные антропологи А. Кребер и К. Ютакхон разделили определения культуры на шесть основных видов: описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные и генетические. Кроме этого, исследователи выделяют такие виды определении? культуры, как антропологические, ценностные, адаптивные, функциональные, семиотические, символические, герменевтические, идеационные, дидактические, социологические и др Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурнои? коммуникации. М.,2002. С. 18..

На наш взгляд, данное определение культуры является удачным, поскольку, во-первых, в нем содержится указание на существование локальных культур, во-вторых, акцентируется наличие связи между культурои? и коммуникациеи?, в-третьих, культура рассматривается прежде всего как выраженные и скрытые схемы мышления и поведения.

Человеческая, или мировая, культура состоит из множества локальных культур. Одним из первых, кто попытался описать и анализировать различные локальные культуры был А. Тои?нби. Современные исследователи межкультурнои? коммуникации также предлагают различные классификации локальных культур, уделяя главное внимание существующим в них коммуникативным различиям.

Американский антрополог Э. Холл различает высококонтекстные и низкоконтекстные культуры. Э. Холл сравнивает культуры в зависимости от их отношения к контексту. Он определяет контекст как информацию, окружающую и сопровождающую событие. Различие между ними проявляется в количестве информации, которые выражают в коммуникативном сообщении. Например: у высококонтекстной культуры много неязыковых контекстов(иерархия, статус, внешний вид и т.д.). А в низкоконтекстном большая часть информации передает с помощью слов. Желание и намерения людей не предполагает понимание из ситуации общения. Сравнение двух типов культур показывает, что каждая из них обладает специфическими особенностями.

С точки зрения Холла, У Японии, Китая, Кореи, Саудовской Аравии высококонтекстные культуры. В этих странах однородное с точки зрения накопленного исторического опыта. Поэтому в силу традиции и развития эти культуры не меняются.

И в Германии, Канаде, США, по мнению Холла, существует низкоконтекстная культура. У них мало однородного. Большинство информации содержится в словах, не в контексте общения. И устной и письменной речи передает большое значение в их обществе.

Теория Холла помогает нам понимать культурных коммуникативных образцов.

А.С.Кармин считает, что культура как информационныи? процесс, которая является особыим типом информационного процесса. Информации передаются обязательно от одного поколения к другому. Но каждому новому поколению надо накаплять опыт с самого начала. Поэтому объем информации от поколения к поколению не увеличивается.

С появлением культуры у людеи? появляется особая информация, тогда люди начали хранить и передать информации. В культуре информация влияет на знаковую систему. И в этой системе каждый человек обычно имеет свои мысли и представления, которые различаются человеком. И человек может получить самостоятельное существование. Ю. М. Лотмана считает, что культура -- это созданныи? человечеством механизм, имеющии? целью выработку и хранение информации Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб., 2001. - С. 395. . Культура включает в себя знаки и знаковые системы, в которых эта информация отразится и хранится. Они становятся социальнои? информациеи?. Культура образует специфически человеческии?, внегенетическии? «механизм» ее наследования -- социальную наследственность. С помощью культуры в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, -- историческое накопление и умножение информации.

Одним словам, что культура является социальной информацией, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

Основные функции культуры А.С.Кармин., «Культурология» М., 2005, С. 30.:

Информационная функция. Эта функция культуры обеспечивает процесс культурного продолжения и различные формы исторического прогресса. Культура является большым информационном полем в обществе. Культура дает обществу языки - знаковые системы. Социальная память - это необходимый элемент культуры, в которой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержатся программы человеческого поведения, которые отражают опыт многих поколений. Поэтому культура является информационном обеспечением общества. Конечно, общество само тоже создает свое информационное обеспечение.

Адаптивная функция - Культура дает возможность человеку, чтобы адаптировать человека чувств. Потому что у человека не хватает инстинков, его биологическая организация не приспособлена к какой-нибудь форме животного существования. Чтобы выжить, человеку надо создавать для самого себя культурную среду. Постепенно человек уменшает зависимость от природы, и попадает в зависимость от культуры. Развитие культуры еще предоставляет человеку безопасность и комфорт. Одним словом, чтобы хорошо жить в нашем мире, человек должен совершествовать свою собственную природу, и внутреннюю духовную жизнь.

Коммуникативная функция - Культура составляет средства человеческого общения, дает условие общения людеи?, сохраняет результат. Условие значит, что только культура дает различные формы и средства общения, например: знаковые системы, языки. С помощью общения, люди получают возможности, чтобы создать, сохранить и развывать культуру. Это является результатом. Культура -- это поле человеческ ого общения, которое объединяет людеи?.

Интегративная функция - Культура соединяет людей, социальные группы, государства. И каждое сообщество имеет свою культуру. У членов одной группы одинаковые совокупность убеждений, ценностей и идеалов. Поэтому члены имеют чувство принадлежности к одной культурной группе. Разницы культуры мешают общению и взаимопониманию людей. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различии?, а на объединение людеи? и в конечном счете на осознание единства всего человечества А.С.Кармин., «Культурология» М., 2005, С. 30..

Культурный обмен - это сложная философская, социологическая и культурологическая проблема. В самом начале теория проблема культурного обмена тесно связано с философской интерпретацией исторического процесса.

В процессе культурных взаимосвязей культурный обмен постепенно переходил от отдельности и локальности к глобальности. В долгое время культурные связи имели стихийный характер. В ХVI веку, после великих географических открытий и расширения буржуазии Европы, культурный обмен получил более устойчивый характер. В XIX веку международные связи в области культуры становятся более интенсивными и плодотворными. С того время культурный обмен занимает важное место в отношении разных народа, социальных групп и стран.

В этой связи представляется невозможным обойти вниманием уникальный в истории человечества факт, каким является влияние Европы на Америку. Но этот процесс позже приобрел обратное направление, когда цивилизованная Европа испытала обратное воздействие. Не пытаясь охватить весь комплекс вопросов, связанных о этим явлением, подчеркнем лишь, что этот процесс продолжался на длительное время. Культурный обмен Америки и Европы способствовал обогащению культур не только этих двух частей, но и других районов.

Обмен культурными ценностями всегда занимал основополагающее место в международном общении. Если в предшествующие эпохи культурные обмены, взаимовлияния носили стихийный характер, способствовали в основном торговле, осуществлялись по инициативе путешественников, учителей мудрости, мореплавателей, то в современных условиях они характеризуются высоким уровнем сознательности и организованности.

В таким образом, культура является сложным фактором человеческого бытия. Многие ученые изучают ее. Я согласна с А.С.Кармином. Он считает, что культура как информационныи? процесс. Она является типом информационного процесса. Можно сказать, что культура -- это поле человеческого общения, которая обединяет народы, социальные группы, государства. Культурный обмен всегда занимал основополагающее место в международном общении. В современном мире в эпоху интеграции, культурного обмена, большое значение имеет межкультурная коммуникация, которая осуществляется на разных уровнях.

Культурный обмен в системе международных отношений

Введение

План лекции

Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами

Введение

1. Культурный обмен в системе международных отношений:

1.1. Понятие международного культурного обмена

1.2. Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв

2. Международные связи в области образования:

2.1. Теория международных связей в области образования

Сегодня, вначале XXI в., культурные связи, гуманитарные контакты приобретают особое значение в международных отношениях. Новые вызовы времени, проблемы глобализации, культурной экспансии придают вопросам международного культурного обмена бесспорную значимость и актуальность.

На современном этапе международный культурный обмен – это не только необходимое условие движения человечества по пути прогресса, но и важный фактор международных отношений в условиях демократизации и интеграции мирового общества.

Современные культурные связи отличаются значительным многообразием, широкой географией, протекают в различных формах и направлениях. Процессы демократизации и прозрачность границ придают еще большую значимость культурному обмену в системе международных отношений, который объединяет народы, независимо от социальной, религиозной, политической принадлежности.

Кроме того, многие вопросы культурного взаимодействия, сегодня активно обсуждаются авторитетными международными организациями, возникают все новые и новые межправительственные объединения, где проблемам культурного взаимодействия, диалога – культур придается большое значение.

Цель лекции – изучить основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами.

Задачи лекции – рассмотреть основные направления и формы международного культурного обмена на рубеже XX-XXI веке, проанализировать международные связи в области образования.

В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.

Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.



Многовековой опыт культурных контактов, которые ведут свое начало еще с древнейших времен, имеет большое значение и при разработке основных направлений, форм и принципов международного культурного взаимодействия.

Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.

Культурный обмен в системе международных отношений обладает определенной спецификой, которая продиктована основным содержанием понятия культуры и сущностью определения международных отношений. Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.

Таким образом, учитывая специфику международных культурных связей, можно прийти к следующим определениям данного понятия – к общему и частному.

Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.

      1. Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.

Международные культурные связи могут быть классифицированы не только с точки зрения участников обмена, но и с точки зрения направлений и форм взаимодействия. Обращаясь к данному вопросу, можно обнаружить примеры многостороннего и двустороннего сотрудничества на государственном и негосударственном уровне.

Сами формы культурного обмена являются интересным явлением культурной, политической жизни и заслуживают отдельного внимания.

Во всем многообразии культурного обмена сегодня можно выделить несколько направлений и форм культурного взаимодействия, наиболее наглядно и полно отражающих особенности современных международных отношений и специфику культурного развития на современном этапе.

К основным направлениям культурного обмена следует отнести: международные музыкальные связи, международные связи в области театра и киноискусства, международные спортивные связи, международные научные и образовательные связи, связи в области международного туризма, торгово-промышленные контакты. Именно эти направления получили наибольшее развитие в современных условиях. В данной работе рассмотрим международные связи в области образования.

К основным формам международного культурного обмена на современном этапе можно отнести фестивали, конкурсы, гастроли, соревнования, спортивные конгрессы, научные и образовательные конференции, программы научно-исследовательского и образовательного обмена, практика стипендий и грантов, деятельность фондов и научных организаций, выставки, ярмарки, а так же совместные культурные проекты.

Все эти формы сложились довольно давно, но только в условиях интеграции и интернационализации они получили наиболее полное и последовательное развитие.

Безусловно, специфика каждого направления культурного взаимодействия не всегда позволит полностью придерживаться данной схемы, поэтому кроме общих позиций при изложении каждой проблемы мы в первую очередь будем обращать внимание на ее специфику.

Культурный обмен в системе международных отношений, анализ основных его форм является необходимым знанием не только для специалистов, но и для широкой аудитории, которая на конкретно материале сможет представить во всем многообразии реальную картину современной культурной жизни.

Текущая страница: 11 (всего у книги 35 страниц)

Шрифт:

100% +

Глава III
Основные направления и формы культурного обмена в межкультурной коммуникации

§ 1. Международные связи в области музыки, театра и кино

Международные музыкальные, театральные и кинематографические связи в как форма межкультурных коммуникаций. Международные музыкальные, театральные и кинематографические связи в международных отношениях. Основные формы международных музыкальных связей. Международные музыкальные конкурсы. История международных музыкальных конкурсов. Понятие международного музыкального конкурса. Типология и классификация международных музыкальных конкурсов. Крупнейшие международные музыкальные конкурсы современности. Международные конкурсы эстрадной песни. Евровидение и Грэмми. Международные организации в области музыки. Международные музыкальные конкурсы в России. Конкурс им. П. И. Чайковского. Международные музыкальные фестивали. Понятие, типология и классификация международных фестивалей. История музыкальных фестивалей. Крупнейшие международные музыкальные фестивали современности. Международные музыкальные фестивали в России. Международные театральные фестивали. История международных театральных фестивалей. Авиньонский и Эдинбургский театральные фестивали. Кинематографические фестивали, их история, типология и классификация. Венецианский кинофестиваль. Международные кинофестивали в России. Московский международный кинофестиваль.

Одним из оригинальных направлений межкультурной коммуникации, обладающих своей спецификой, можно назвать контакты в области театра и музыкального искусства. Эти виды творчества обладают исключительной эмоциональной силой, способны вовлекать в общение обширную аудиторию и объединять людей разных наций, религиозной принадлежности и культурных традиций.

Диалог в сфере музыки и театра осуществляется на протяжении очень долгого времени. Первые контакты возникли практически сразу после появления данных видов художественной и музыкальной деятельности.

Можно отметить, что коммуникация в области музыки и в значительной степени театрального творчества происходит не на вербальном уровне. Талант автора, эмоциональная сила произведения делают его доступным и понятным в самой разнообразной аудитории. Коммуникации в данной сфере осуществляются по иным каналам и имеют другие проблемы и результаты, чем в иных формах культурного диалога.

Безусловно, благодаря таланту авторов музыкальных и драматических произведений происходит сближение народов, представляющих разные культуры, выявляются общие проблемы, формируется уникальная художественная среда, география которой значительно отличается от традиционной, принятой, например, в международных отношениях.

Развитие театрального и музыкального творчества невозможно представить без межкультурной коммуникации, которая протекает в профессиональной среде авторов, исполнителей, так и в аудитории зрителей. Эта особенность породила множество форм межкультурных коммуникаций в данных видах творчества, о которых и будет идти речь в данном разделе.

Международные театральные и музыкальные связи имеют общую природу и давнюю историю. Эти направления международного культурного обмена в течение долгого времени были тесно связаны между собой, поэтому и в настоящее время они имеют общую специфику воздействия на аудиторию и сходные закономерности развития. Бесспорно, история театра и музыки восходит к древнейшим цивилизациям и насчитывает не одно тысячелетие, тем не менее, эволюционируя, они не утратили своего значения и в наши дни. Развитие технических средств значительно увеличило аудиторию, вовлеченную в процесс театрального и музыкального обмена, чему способствовало появление кинематографа, который с конца XIX века стал одним из наиболее массовых направлений международного культурного диалога.

Спецификой данного направления международного культурного обмена является обширная аудитория и большое эмоциональное воздействие на слушателей и зрителей. Эти виды искусства обладают исключительными возможностями в формировании позитивного образа страны, народа, цивилизаций и могут являться мощным инструментом в современных международных отношениях. Общая природа и закономерности данных явлений отразилась и в сходных формах их проявления в международном культурном обмене. К наиболее ярким формам, в которых проявляются современные международные связи в области музыки, театра и кино, можно отнести: фестивали и конкурсы, совместные проекты, мастер-классы.

В чем важность международных музыкальных связей в современном культурном обмене?

Благодаря своей природе, они способствуют формированию позитивного образа государства. Это нашло подтверждение во внешней культурной политике разных стран, включивших музыкальные обмены в число своих приоритетов. В тезисах «Внешней культурной политики России», в частности, также указано на особую роль данных направлений при выработке позитивного образа страны за рубежом160
Тезисы «Внешняя культурная полтика России – год 2000». – С. 76–84.

Сочетание традиций и новаций способствует интенсивному развитию данных видов творчества и неизменному пополнению аудитории.

Способствуют активизации международных контактов, т. к. музыкальные связи могут развиваться даже в условиях межгосударственных противоречий.

Способствуют обогащению национальных культур, сохранению культурного разнообразия в мире.

Международные музыкальные связи являются древнейшей формой творческого общения людей. Сегодня связи в области музыки – одно из наиболее массовых и эмоционально наполненных проявлений культурного обмена людей всех рас и национальностей, различной профессиональной, религиозной, возрастной, социальной принадлежности. Такое активное участие в международном музыкальном обмене определено самой природой музыки, интернациональной по сути.

Международные связи в области музыки – одно из наиболее старых, традиционных направлений культурного обмена, т. к. они связаны с древнейшими формами человеческой культуры. Музыка, литература, театр зародились много тысяч лет назад. Так, в период древних государств: государства Междуречья, Древний Египет (V – IV тыс. до н. э.) были развиты музыкальная и литературная культура. Свое дальнейшее развитие они в Древней Греции, которая считается родиной театра. Считается, что первый театр появился в VI в. до н. э. в Афинах, хотя прообраз первых театральных представлений можно увидеть и раньше, во времена Крито-микенской цивилизации (XII–IX вв. до н. э.).

Сегодня международные связи могут развиваться в следующих формах (они во многом перекликаются с формами международных театральных связей):

Международные музыкальные конкурсы

Международные музыкальные фестивали

Гастрольный обмен

Репертуарный обмен

Совместные творческие акции (совместные постановки, приглашение зарубежного дирижера, солиста и т. п.).

Среди важнейших акторов:

Творческие коллективы и исполнители,

Театры, консерватории, филармонии и другие музыкальные учреждения

Международные и национальные музыкальные организации и союзы.

Следует отметить, что особенностью международных музыкальных связей является то, что развиваются они более активно на общественном, индивидуальном, а не на государственном уровне.

Одной из наиболее распространенных форм международных музыкальных связей, их неотъемлемой частью являются международные музыкальные конкурсы . Музыка, как и многие аспекты культуры, не может существовать в ограниченном пространстве какого-либо социума, народа или государства. Выдающиеся музыканты редко сидят на одном месте, путешествуя по всему миру с концертами, активно общаясь друг с другом в рамках различных конкурсных проектов, фестивалей и гастролей, совместных мероприятий. Для музыкантов особенно важно мировое признание, важно заработать имя не только в своей стране, но и на мировом уровне. Именно для этой цели и существует система международных музыкальных конкурсов, которые, кроме всего прочего, являются еще и системой отбора для исполнителей.

Международные музыкальные конкурсы играют существенную роль и в международном культурном обмене. Они расширяют возможности для контактов на государственном и негосударственном уровне, способствуют формированию позитивного имиджа страны, обогащают национальную культуру.

Музыкальные конкурсы имеют давнюю историю. Так, еще во времена античности существовала традиция проведения различных состязаний между исполнителями, которые были одновременно певцами и музыкантами. Эти состязания пользовались величайшей популярностью в эллинском мире, поэтому на них съезжались музыканты со всех областей Древней Греции. Мифологическая традиция сохранила немало легенд о божественных певцах, о состязаниях знаменитых музыкантов, послушать игру которых приходили послушать сами боги. Всем хорошо известны имена прославленных греческих героев Орфея и Ариона, чей великолепный голос и искусство игры на кифаре ставилась древними греками в один ряд с воинскими доблестями. Известны мифы о музыкальных состязаниях бога Аполлона с Паном или с сатиром Марсием, о соперничестве муз и сирен.

Согласно античной традиции, состязания музыкантов включались в состав олимпийских игр. Начиная с 580 г. до н. э., в Дельфах стали устраиваться Пифийские игры, посвященные покровителю искусств Аполлону, которые являлись панэллинскими соревнованиями певцов. Появление конкурсов, состязаний в эпоху античности было обусловлено мировоззренческими основами и духовной атмосферой времени. Традиция проведения Пифийских игр нашла продолжение и в наши дни. Начиная с 2003 г. в Петербурге стали проводиться Дельфийские игры среди юношества (музыка, театр, танец). В Древнем Риме традиция музыкальных конкурсов продолжилась. Победителей здесь называли лауреатами, т. к. их в знак победы увенчивали венком из лавра.

В Средние века были популярны музыкальные состязания мимов и жонглеров, трубадуров и труверов, шпильманов и миннезингеров, которые путешествовали по Европе, не зная границ. Сама соревновательная природа в условиях религиозных догматов была утрачена, что способствовало появлению новых форм музыкального обмена, к которым можно отнести музыкальный пилигримаж. Известно, что при дворах царствующих особ и высшей знати состояли группы музыкантов. Существовали первые музыкальные школы, где молодежь постигала тонкости игры на различных музыкальных инструментах. Интерес к музыке проявлялся вне классовой принадлежности в различных слоях общества во все времена. В средние века распространенным явлением было, когда бродячие актеры, среди которых были и музыканты, в поисках заработка колесили по странам Европы, устраивая своеобразные гастроли. Поскольку музыка была вне языковых ограничений, она воспроизводилась исполнителем в первоисточнике и не требовала перевода. Такое свойство общедоступности в плане восприятия слушателем способствовало популяризации музыкальных произведений в международном масштабе. Талантливых исполнителей ценили и приглашали за рубеж. Интерес к иностранным новинкам музыкального творчества, как у образованной знати, так и у представителей низших сословий был достаточно велик во всех странах, несмотря на религиозные и идеологические различия. Кроме того, благодаря техническому прогрессу, возникала возможность в создании новых музыкальных инструментов, позволявших разнообразить их звучание, придавать особую окраску и колорит музыкальной палитре произведения, что в результате оказывало более сильное эмоциональной воздействие на слушателей.

Развитие музыкальных форм изложения произведений, равно как появление широкой гаммы исполнительских инструментов, получило заметное развитие в XVII – XVIII веках в странах Западной Европы, что было связано с бурным экономическим ростом и культурным развитием в этих странах. В Новое время античные идеалы переживают второе рождение. Возвращается практика различных соревнований и конкурсов, в частности, в области музыки. Так, в первую очередь, стали развиваться соревнования в исполнительском искусстве между отдельными музыкантами, пользовавшимися особой известностью, или среди исполнителей на отдельных инструментах – органе, скрипке, клавесине. Особенно богаты событиями такого рода были XVIII-XIX века.

Известно, что в первой половине XVIII столетия в Риме проходила встреча двух великих музыкантов, Г. Ф. Генделя и Д. Скарлатти, причем Г. Ф. Гендель был признан лучшим в игре на органе, а Д. Скарлатти на клавесине. В ХVIII веке, в Дрездене, состоялось соревнование между И.С. Бахом и известным органистом Луи Маршаном, которые соперничали в искусстве музыкальной импровизации. В 1781 году в Вене при дворе императора Иосифа II был устроен турнир между В.-А. Моцартом и пианистом А. Клименти, где оба музыканта виртуозно исполнили импровизации на тему собственных сочинений, представляя, таким образов, венскую и итальянскую школы игры на фортепьяно. По отзывам современников, мотивы, исполненные А. Клименти, были несколько суховаты, однако Моцарт в знак уважения к побежденному сопернику, положил их в основу увертюры к опере «Волшебная флейта». Однако эти конкурсы не имели регулярной основы, были бессистемными и спонтанными.

Однако действительно международный массовый характер музыкальные конкурсы приобрели именно в начале ХIX века. Считается, что самый первый международный музыкальный конкурс состоялся в 1803 году в Париже на приз Римской премии. В 1844 году в Лейпциге проходило первое международное соревнование скрипачей, в котором приняли участие музыканты из Германии, Италии и Англии. С 80-х годов в Берлине стали устраиваться международные конкурсы молодых скрипачей им. Мендельсона.

С 1860 года в России проводились национальные музыкальные конкурсы. Их организовывало Русское музыкальное общество совместно с Петербургским обществом камерной музыки в основном на частные пожертвования. С 80–90-х годов в России: стали проходить и международные конкурсы молодых исполнителей. Первый подобный конкурс молодых пианистов был организован в Петербурге Антоном Рубинштейном в 1890 году на собственные деньги. Это был конкурс пианистов и композиторов, который проводился до 1910 года с интервалом в 5 лет в разных европейских столицах.

Традиция проведения международных конкурсов сохранилась и приумножилась в XX веке. Кроме того, если в XVIII – XIX веках международные музыкальные конкурсы были единичным явлением, то именно в XX столетии они стали приобретать регулярный характер. Сейчас международные конкурсы занимают важное место в международном музыкальном мире и являются одной из активных форм международного культурного обмена. На сегодняшний день в мире проводится большое количество различных конкурсов в области классической, эстрадной, народной музыки.

Обращаясь к истории международных музыкальных конкурсов, можно выделить три основных этапа формирования современной системы международных музыкальных конкурсов:

I этап : 20–40-е годы XX столетия – время появления первых международных музыкальных конкурсов;

II этап : 50–60-е годы XX столетия – время создания основных международных музыкальных конкурсов современности.

III этап : начиная с 90-х гг. ХХ века, число и география международных музыкальных конкурсов значительно увеличилось.

Можно предложить следующее определение международного конкурса. Международный конкурс – это специфическое мероприятие в одной из отраслей культуры, проводимый с целью выявления наилучших достижений в заявленной сфере, с четко обозначенной программой, международным составом участников и сроками проведения.

Существует определенная типология международных музыкальных конкурсов.

Типы международных музыкальных конкурсов:

монографические, т. е. посвященные исполнению произведений одного композитора (например, конкурс имени Ф. Шопена в Варшаве, конкурс имени В.-А. Моцарта в Зальцбурге, конкурс имени Л.-В. Бетховена в Вене). Иногда конкурс может быть посвящен творчеству двух – трех композиторов.

конкурсы имени композитора , творчеству которого в данном конкурсе уделяется особое внимание, т. е. произведения этого композитора входят в обязательную программу конкурса. При этом программа данного конкурса не ограничивается произведениями только этого композитора, но включает музыкальные произведения и других авторов (например, конкурс имени П. И. Чайковского в Москве, конкурс имени Н. Паганини в Генуе).

тематические конкурсы , как, например, конкурсы современной музыки (например, Евровидение), конкурсы фольклорной музыки.

конкурсы со смешанной программой , в состав которых входят произведения различных композиторов, разных жанров, в программу включаются соревнования в различных номинациях (например, конкурс им. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге).

Виды международных музыкальных конкурсов весьма различны: соревнования отдельных исполнителей, хоров, музыкальных коллективов, дирижеров, соревнования в мастерстве владения тем или иным видом музыкальных инструментов и т. д.

Структура международных музыкальных конкурсов обычно оговаривается заранее. Традиционно конкурсы состоят из трех – четырех туров. Количество и размер премий варьируется. Места обычно подсчитываются на основе 25 – балльной системы.

Место проведения международных музыкальных конкурсов – в основном, конкурсы проводятся в столицах (например, конкурс имени П. И. Чайковского в Москве, конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе, конкурс имени Ф. Шопена в Варшаве).

– среди других конкурсных центров можно отметить крупные города – культурные центры: Тулузу, Барселону, Женеву, Ливерпуль, Познань.

– часто в качестве места проведения конкурса избирается родина великого композитора (конкурс имени И.-С. Баха в Лейпциге, конкурс имени Р. Шумана в Цвикау, конкурс имени Н. Паганини в Генуе).

– иногда в качестве места проведения музыкального конкурса выбор останавливается на международном курортном или туристском центре , где развита инфраструктура, присутствуют большие туристские потоки (например, конкурс фольклорной музыки в финском городе Савонлинна).

– существуют и так называемые «кочующие» конкурсы , место проведения которых точно не фиксируется: они обычно проводятся в различных городах и не имеют постоянного адреса (например, такие конкурсы организуют и проводят Федерация аккордеона и баяна, Международная Ассоциация музыкальной молодежи, к этой же группе относится конкурс имени П. Казальса. Из области современной музыки можно привести в качестве примера конкурс Евровидение, который каждый раз проходит в новом месте – в стране-победителе предыдущего конкурса).

Время и сроки проведения международных музыкальных конкурсов различны, но обычно в таких случаях выбираются наиболее подходящие месяцы для данного климата. Принято, чтобы один и тот же конкурс проводился примерно в одни и те же сроки. Продолжительность международных музыкальных конкурсов – от трех – четырех дней до двух недель.

Организаторы и учредители международных музыкальных конкурсов – также самые различные. В качестве таковых могут выступать учреждения, общества, фирмы, правительственные органы, отдельные музыканты. Например, в 1848 году фирма «Филипс» организовала известный конкурс в Схевенинге (Нидерланды) как средство для рекламы своей продукции.

Условия проведения международных музыкальных конкурсов весьма демократичны и устанавливаются организаторами. Наиболее частым ограничением является возраст: для исполнителей – 35 лет, для дирижеров – 40 лет.

Международные музыкальные конкурсы проводятся практически в каждой крупной стране. Принять у себя международный музыкальный конкурс считается делом престижным. Это способствует развитию туристских, культурных связей, поднимает авторитет страны, положительно влияет на ее имидж. Остановимся на наиболее известных международных музыкальных конкурсах, сгруппировав их по региональному принципу.

Австрия – родина старейших музыкальных конкурсов в Европе. Одним из наиболее известных и крупных международных музыкальных конкурсов, проводимых в этой стране, считается конкурс вокалистов имени В.-А. Моцарта в Зальцбурге, организуемый Венской музыкальной академией. Этот конкурс был впервые проведен в 1956 году, он собирает ежегодно 64 участника. Соревнования проходят по трем специальностям: скрипка, фортепьяно, сольное пение. В программе – произведения Моцарта. Также широко известен и конкурс органистов, ежегодно устраиваемый в Граце с 1960 года. Не менее знаменит и конкурс имени Л.В. Бетховена в Вене.

Англия. Здесь можно отметить конкурс скрипачей имени Карла Флеша, знаменитого английского скрипача, организовавшего в 1945 году этот конкурс. Этот конкурс устраивается ежегодно в ноябре в течение трех дней. Принимать участие в нем могут только исполнители, не достигшие 30 лет. В рамках программы этого конкурса исполняется одно произведение И.-С. Баха и других композиторов. Обычное число участников конкурса – 20 – 30 человек. Долгое время в состав организационного комитета конкурса входил прославленный дирижер Иегуди Менухин.

Представляет интерес и конкурс музыкантов – исполнителей в Ливерпуле, впервые проведенный в 1948 году. Среди организаторов этого конкурса – Британский совет и Би-Би-Си. Конкурс проводится по трем специальностям: фортепьяно, дирижерское искусство и сольное пение. В программе оговаривается строго определенный круг композиторов, музыкальные произведения которых обязательны для исполнения: И.-С. Бах, Й. Гайдн, Б. Дворжак, В.-А. Моцарт, М. Равель, П. И. Чайковский.

Бельгия. Здесь с 1950 года проходит знаменитый конкурс имени бельгийской королевы Елизаветы, учредительницы этого конкурса. Местом его проведения является Брюссель. Конкурс проходит по трем специальностям: скрипка, фортепьяно и композиция поочередно раз в год. Тематика исполняемых произведений различна. Среди победителей конкурса имени королевы Елизаветы такие прославленные русские музыканты как пианист Э. Гилельс, скрипачи Д. Ойстрах, Я. Флиер, Л. Коган. Также в бельгийском городе Брюгге, в соборе Сен-Сувер, с 1964 года в рамках фестиваля фламандской музыки ежегодно проходит международный конкурс органистов.

Венгрия. Здесь проводится множество различных международных музыкальных конкурсов. В первую очередь, назовем конкурс пианистов имени Ф. Листа (1933 год), конкурс камерной музыки имени Б. Бартока, в котором участвуют пианисты и скрипачи (1948), конкурс струнных квартетов имени И. Гайдна (1959). Все эти конкурсы проходят в Будапеште и относятся к старейшим европейским музыкальным конкурсам.

Израиль. Единственный в своем роде международный конкурс арфистов проходит в Тель-Авиве, начиная с 1959 года. Устраивается он один раз в три года и имеет очень большой премиальный фонд.

Италия – страна с богатыми конкурсными традициями в области музыки. С 1959 года в Генуе ежегодно проводится конкурс скрипачей имени Н. Паганини. Большой популярностью пользуется конкурс пианистов в Больцано, носящий имя знаменитого итальянского дирижера и композитора Ферручо Буззони. Этот конкурс впервые состоялся в 1949 году и теперь ежегодно в августе – сентябре собирает огромное количество почитателей классической музыки. Интересен и принцип отбора конкурсной программы, куда включаются любимые музыкальные произведения Ф. Буззони. Отметим и знаменитый фестиваль оперы, проходящий в амфитеатре «Арена ди Верона».

Нидерланды. Здесь проводится уже названный нами конкурс музыкантов – исполнителей в Схевенинге, организованный в 1948 году фирмой «Филипс», и с 1963 года – конкурс исполнителей современной музыки в Утрехте.

Польша. Именно здесь, в Варшаве, был организован и проведен в 1927 году самый первый международный музыкальный конкурс, носящий имя Ф. Шопена. Инициатором проведения этого престижного конкурса был профессор Высшей музыкальной школы в Варшаве Ежи Журавлев. Число участников этого конкурса – 500 человек. В программу входит обязательное исполнение полонезов и мазурок Шопена. В 60-е годы в состав Организационного комитета этого конкурса входил Д. Кабалевский. Также в Познани проходит конкурс композиторов им. Г. Венявского.

Россия. Наибольшей известностью в международном музыкальном мире пользуется конкурс имени П. И. Чайковского, проводимый в Москве с 1958 года. Первоначально он включал лишь соревнования скрипачей и пианистов. С 1962 года также стали устраиваться соревнования виолончелистов, а с 1966 года в программу конкурса было включено сольное пение. Круг исполняемых произведений широк – это русская и зарубежная классика.

Соединенные штаты Америки один раз в четыре года принимают у себя конкурс пианистов имени Вана Клиберна, который проходит в городе Форт-Уорт. В программе конкурса – классическая и современная музыка. Премиальный фонд этого конкурса высок; сумма премии, в среднем, составляет 10 000 долларов. Также в США, в городе Каламазу, проходит конкурс молодых исполнителей на клавишных инструментах, носящий имя известного музыканта и гитариста Дэвида Гилмора.

Франция. Одним из наиболее престижных в современном музыкальном мире является конкурс, носящий имя прославленных французских исполнителей: пианистки Маргерит Лонг и скрипача Жака Тибо. Впервые этот конкурс состоялся в 1943 году, в оккупированном Париже. В программе – соревнования скрипачей и пианистов. В рамках конкурса исполняются произведения И.-С. Баха, Ф. Шопена, Р. Шумана, а также произведения французских композиторов. Лауреатами конкурса имени М. Лонг и Ж. Тибо являются русские музыканты Д. Ойстрах, Э. Гилельс, Л. Коган и другие. С 1954 года в Тулузе устраивается конкурс вокалистов, с 1957 года – конкурс исполнителей французской вокальной музыки в Париже, в программу которого включаются вокальные произведения французских композиторов различных эпох. Начиная с 1959 года, Французское радио и телевидение проводит конкурс гитаристов.

Чехия. Широко известен конкурс «Пражская весна», который был впервые проведен в 1947 году и сейчас является одним из престижных международных музыкальных конкурсов. В его программу включаются соревнования скрипачей, пианистов, виолончелистов, вокалистов, струнных квартетов, а также исполнителей на деревянных и медных инструментах. Лауреатом конкурса «Пражская весна» неоднократно становился М. Ростропович.

Сейчас международных музыкальных конкурсов в мире насчитывается более 30 (по некоторым данным – более 150), они проводятся в большинстве европейских стран, а также в Канаде (Монреаль), Уругвае (Монтевидео), Бразилии (Рио-де-Жанейро), Японии (Токио), Израиле (Тель-Авив), США (Нью-Йорк).

Кроме многочисленных международных музыкальных конкуров в области классической музыки, существуют международные музыкальные конкурсы в области эстрадной, популярной музыки . Наиболее ярким примером может служить Международный музыкальный конкурс Евровидения. В настоящий момент Евровидение – это вещательная TV сеть, управляемая Европейским Вещательным Союзом (ЕВС), она осуществляет вещание новостей, спортивных программ и т. п.

В 1955 г. Европейский Вещательный союз в Монако учредил специальный комитет под руководством Марселя Безансона (Бесон), генерального директора швейцарского телевидения для создания конкурса популярных песен. Цель этого конкурса – сплотить европейские страны вокруг популярной музыки, способствовать культурному объединению Европы в послевоенный период. Идея получили одобрение на ассамблее ЕВС в Риме 19 октября 1955 г. За образец был взят конкурс итальянской песни в Сан-Ремо. Соревнование происходит между странами, входящими в ЕВС, поэтому в числе конкурсантов есть страны, не относящиеся к Европе, например, Израиль.

Первый конкурс состоялся весной 1956 г. в Лугано (Швейцария ). Участвовали тогда в конкурсе 7 стран, среди участников были Бельгия, Франция, Люксембург, Италия, Нидерланды, Швейцария, Западная Германия. Первым победителем стал Лис Эйша из Швейцарии.

Согласно правилам, на конкурс можно было представить не более 2-х песен, которые выбираются на национальном финале с участием публики. Т. к. стран-членов ЕВС довольно много, чтобы сократить число участников, первоначально проводится национальный отборочный турнир. Нередко за страну выступали представители других государств, например, в 1988 г. за Швейцарию выступала канадка Селин Дион (она же и победила), за Люксембург – бельгийка Лара Фабиан.

Первоначально судьбу победителя решало жюри, в состав которого входило по 2 представителя от страны. Материальное вознаграждение победителю не предусматривалось. Сейчас победитель конкурса определяется только зрительским голосованием, при этом нельзя голосовать за исполнителя из своей страны. Сейчас к конкурсу допускаются участники старше 16 лет.

Финансирование состояло из взносов участников конкурса, а также расходов страны-организатора. Например, расходы Латвии в 2003 г. составили 11 млн долларов, к которым следует добавить расходы на подготовку Риги к приему гостей. Сейчас конкурс имеет ярко выраженную коммерческую специфику: трансляция по ТV, в Интернете, выпуск CD. В 2001 г. изменились правила проведения конкурса. К участию стали допускаться только страны, занявшие с 1 по 15 места, а также «большая четверка»: Франция, Великобритания, Германия, Испания, которые заслужили право «пожизненного» участия в конкурсе независимо от завоеванных результатов.

Для многих исполнителей конкурс Евровидение стал началом их популярности, например, в 1974 г. победил ансамбль АВВА с песней Ватерлоо, популярность которого затем резко возросла.

Представители России стали участвовать в конкурсе с 1994 г. (Мария Кац под именем Юдифь – 9-е место), затем участвовали Ф. Киркоров (1995, 17-е место, самый худший результат России на конкурсе), А. Пугачева (1997, 15-е место), группы Мумий Тролль (2001, 12-е место), Премьер-министр (2002, 10-е место), Тату (2003, 3-е место), Юлия Савичева (2004), Наталья Подольская (2005), Алсу (2000, 2-е место), Дима Билан (2006, 2-е место), группа Серебро (2007, 3-е место). Настоящим триумфом России на Евровидении стала победа Димы Билана в 2008 году, вместе с которым выступал и знаменитый фигурист, олимпийский чемпион Евгений Плющенко.

Еще один пример музыкальных конкурсов – знаменитый музыкальный конкурс «Грэмми», называемый «музыкальным Оскаром». Он не имеет международного статуса, но обладает и международным составом участников, и международной известностью.

Конкурс «Грэмми» был учрежден Ассоциацией звукозаписывающих кампаний США в 1958 г. Идея конкурса родилась в 1957 г., когда отмечалось столетие изобретения граммофона Томасом Эдисоном. Отсюда и приз – золотая статуэтка, изображающая граммофон. Самый первый конкурс открыл Фрэнк Синатра. Сегодня конкурс ежегодно устраивается Национальной Академией искусства и техники звукозаписи США. Конкурс отличается широким диапазоном номинаций за высшие достижения предыдущего года. Награда присуждается музыкантам, аранжировщикам, композиторам, продюсерам, звукоинженерам и др. Всего 108 категорий (песня года, запись года, альбом года, лучший новый певец, лучшая певица и др.) и 30 музыкальных жанров (классика, джаз, поп, блюз, рэп, R&B, кантри и др.).

Международный культурный обмен -- важнейший процесс взаимодействия и взаимообогащения культур народов мира, способствующий прогрессу человеческой цивилизации на протяжении многих веков. В прошлом обмен информацией в сфере культуры носил случайный характер, приобретая в ходе завоеваний зачастую варварские формы. Происходило не только взаимопроникновение культур народов, но иногда и упадок цивилизаций, исчезновение целых культурных пластов. Человечество в целом, таким образом, теряло бесценный опыт, накопленный за века творческого поиска и упорного труда.

На заре истории человечества более цивилизованные формы культурного обмена были связаны с развитием торговых отношений. Но они нередко зависели от воли случая, еще чаще ограничивались узким регионом и были весьма неустойчивы. Отдельные народы развивались как замкнутые культурные системы. С течением времени отношения в мире приобретали все более систематический и широкий характер. Успехи мореплавания, географические открытия европейцев, развитие торговли -- все это создавало условия для распространения знаний о культуре различных народов. Этот процесс сопровождался европейской колонизацией и созданием колониальных империй, что привело к безудержному грабежу и разрушению культуры подвластных европейцам народов.

Лишь с созданием крупной промышленности в Европе и усилением вывоза капитала в зависимые страны их народы познакомились с элементами индустриальной цивилизации, отчасти приобщились к европейскому образованию. Возникли условия для развития устойчиво, культурного обмена: вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества стала приобретать всё более интернациональный характер появились новые стимулы для обмена в области культуры и усвоения передового опыта.

Разрушительные последствия мировых войн, появление оружия массового поражения в XX веке привели к усилению антивоенного движения и развитию широкого общения народов на базе понимания необходимости перестройки всей системы международных отношений. В ходе международного сотрудничества в этой области возросло осознание целостности современного мира, опасности его деления на замкнутые этнокультурные и военно-политические группировки. Преодоление барьеров, созданных в ходе исторического развития, стало насущной потребностью нашего времени.

Международный культурный обмен не только продолжает демонстрировать устойчивую тенденцию к расширению масштабов и форм взаимовлияния культур народов мира, но и становится необходимым условием всякого движения по пути прогресса. Широкие контакты между народами и развитие современных средств коммуникации в значительной степени упрощают возможности обмена информацией. Ныне трудно представить себе хотя бы маленький уголок Земли, который был бы полностью отделен от общения с окружающим миром, в той или иной степени не испытывал бы на себе влияния мировой культуры. Благодаря тому, что достижения человеческой мысли и духа могут быть использованы для блага всего человечества, возможно разрешение самых сложных проблем мирового сообщества. Реализация такой возможности зависит от того, насколько быстро будет налажено международное сотрудничество в интеллектуальной сфере.

Международный культурный обмен приобрел глобальный, взаимосвязанный, поступательный характер, он обладает глубокой внутренней мотивировкой к развитию. Однако и в конце XX века он все еще зависит от целого ряда внешних факторов, которые оказывают огромное влияние на все стороны нашей жизни.

В современных условиях интеграция в интеллектуальной и духовной сфере значительно ускоряет процесс решения жизненно важных проблем, встающих перед человечеством. Более того, международное сотрудничество, как правило, ведет к интенсивному и широкому внедрению результатов научного поиска, других общепризнанных проявлений творчества в повседневную жизнь народов. Международный культурный обмен способствует интенсификации творческих процессов, обеспечивая включение значительного духовного потенциала представителей многих народов, повышая уровень соревновательности между ними, усиливая роль моральных стимулов. В исторической перспективе, благодаря международному культурному обмену, появляется возможность преодолеть раскол мира на так называемые «цивилизованные» и «нецивилизованные» народы, обеспечить подлинное разрешение проблем человеческой цивилизации на истинно демократической основе, что позволяет надеяться на устойчивый характер прогресса в мире.

Во второй половине XX в. в значительной степени усложнился процесс творчества. Деятельность в этой сфере иногда требует крупных капиталовложений и сложной организации, затрагивающей общественные структуры в национальном и межнациональном масштабах. Это и эффективная организация экономической жизни общества, которая позволит неуклонно увеличивать инвестиции в сферу культуры, и организация современного образования, обеспечивающего высокий уровень подготовки на всех его стадиях, и непрерывность повышения квалификации, и организация культурной жизни, регулирующая гармоничное развитие всех элементов духовной жизни человека. Все это неизбежно требует сложения усилий специалистов различных областей знаний и представителей различных слоев и направлений науки и культуры, зачастую из разных стран. Организация такой работы сопряжена с необходимостью координации усилий на международном уровне, преодолением узконациональных интересов, привлечением значительных ресурсов мирового сообщества.

После второй мировой войны задача содействия международному сотрудничеству в области науки и культуры была возложена на Организацию Объединенных Наций (ее устав прямо указывает на эту функцию). XIV сессия Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в ноябре 1966 г. приняла Декларацию принципов международного культурного сотрудничества, в которой провозглашается, что «культурное сотрудничество является правом и долгом всех народов и наций, которые должны делиться друг с другом зияниями и искусством». Декларация определила основные направления сотрудничества государств в области культуры Мелехин Б. И. Культурное и научное общение народов. Воронеж, 1968. Однако деятельность международных организаций в рамках ООН показывает, что до настоящего времени наладить эффективную систему международного сотрудничества в этой области не удается.

В конце XX века все более очевидным становится то, что для многих народов мира (но далеко не для всех) оказалась пройденной та стадия развития, когда «национальная идея» являлась единственной творческой основой формирования национальной культуры.

Современной альтернативой национальной замкнутости выступает процесс интеграции культурной среды народов. К сожалению, этот объективный процесс иногда приобретает характер «культурной интервенции» со стороны экономически более стабильных государств. Унификация неизбежно ведет к потере многими народами «своего лица», к размыванию глубинных корней национальной культуры и поверхностному, подражательному усвоению элементов массовой культуры. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону, 2001 с.51. Все это приводит к обеднению культуры в целом. Нередко подобный процесс в качестве ответной реакции вызывает рост национализма и стремление к автаркии, а то и дестабилизирует международные отношения. Мировая культура развивается как целостная система только тогда, когда включает в свой арсенал многовековой опыт народов, обладающих гигантскими историческими пластами культуры и своеобразием духовных идеалов.

Международный культурный обмен носит не только творческий, но и общественный характер. Это определяется тем, что в ходе обмена культурными ценностями происходит процесс общения представителей национальных культур, который с течением времени приобретает все более массовый характер. Для многих представителей творческой интеллигенции культурный обмен становится частью общественной деятельности, возникают их национальные и международные объединения, которые ставят своей целью расширение масштабов и углубление форм международного сотрудничества. Кроме того, в процесс организации культурного обмена вовлечены государственные и международные организации, которые также оказывают значительное влияние на характер международных культурных связей.

Привлечение к обсуждению острейших межгосударственных проблем интеллектуальных кругов, обладающих разнообразными знаниями, широким взглядом на мировое сообщество в целом, позволяет иногда найти нетрадиционные решения проблем, устраивающие все стороны, втянутые в переговорный процесс. Авторитет международной интеллектуальной элиты может побудить государственных деятелей изменить систему приоритетов в политическом курсе отдельных стран и мирового сообщества в целом. Это обстоятельство делает международный культурный обмен фактором международной политики.

Политический детерминизм, характеризующий исследования по истории международного культурного обмена в 20-30-е годы определялся главным образом обстоятельствами, при которых эти работы писались. В условиях «холодной войны» атмосфера противостояния двух военно-политических группировок неизбежно накладывала отпечаток и на сознание ученых. Кроме того, сам предмет исследования - международные культурные связи в период между двумя мировыми войнами -- характеризовался высокой степенью политизированности. Наконец, культура в силу своей природы неизбежно отражает господствующие в обществе идейные и политические течения. Поэтому объективные основы для политического детерминизма в исследованиях по данной проблеме, безусловно, сохраняются и сегодня. Но наряду с этим все очевиднее становится более широкое понимание содержания международного культурного обмена в соответствии с многообразием самой культуры, а, следовательно, дальнейшее расширение проблематики исследований по данной теме. Это предполагает необходимость, опираясь на бесспорные достижения историографии, привлечения новых источников и осмысления происходящего с учетом объективного содержания процесса взаимовлияния национальных культур.

Возрастание роли духовного взаимодействия народов является долговременной тенденцией мирового развития. Осознание значения и специфики международного культурного обмена становится необходимой предпосылкой стабилизации международных отношений и фактором использования этого весьма сложного и тонкого инструмента человеческого общения в интересах прогресса цивилизации.