Международное сотрудничество государств в различных сферах. Международное сотрудничество

Цель лекции: рассмотреть вопросы международного сотрудничестве в области экологии и объяснить принципы такого сотрудничества.

План лекции:

1.Понятие о международном сотрудничестве.

2.Международные организации

3.Участие Казахстана в международном экологическом сотрудничестве в области экологии.

Основные понятия: международное сотрудничество в области экологии, международные объекты, ОС, принципы международного экологического сотрудничества, межгосударственный экологический совет, специализированные учреждения ООН в сфере ОС, ЮНЕП, ЮНЕСКО, ВМО, МСОТ, Всемирный фонд охраны дикой природы, Римский клуб, ГРИНПИС.

Гармонизация международных экологических отношений- один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе. Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных странах. Например, если промышленные предприятия ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран. Понятно, что не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и т. п.). Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты, и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств. Есть все основания полагать, что в XXI в. экология войдет в разряд высших приоритетов глобальной системы международных отношений. Уже сейчас некоторые государственные деятели считают целесообразным создание такого надгосударственного органа, который бы управлял охраной и рациональным использованием окружающей природной среды во всех государствах и регионах.


Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам относятся - земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей природной среды - это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Каспийское и Балтийское моря и др.).

Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос - достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасания космонавтов. Для ограничения военного использования Космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Мировой океан также представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества

Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50- 70-м гг. прошлого столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией организации объединенных нации признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением террито­риальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Еще один важнейший международный объект охраны окружающей среды - атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения.

Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими и Венскими соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами. Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70-90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Впервые основные принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972). В современном понимании они изложены в Декларации конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). Эти принципы включают, в частности, следующие идеи:

Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с Природой;

Развитие на благо нынешнего поколения не должно осуществляться во вред интересам развития будущих поколений и во вред ОС;

Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба ОС за предела­ми их границ;

Искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения;

Государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистем Земли;

Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации;

Государства принимают эффективные национальные законы по ОС;

Экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли;

В принципе тот, кто загрязняет ОС, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение;

Государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия;

Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Мир, развитие и охрана ОС взаимозависимы и неразделимы.

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения.

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны ОС:

ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) осуществляется с 1972 г. и является основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее известным направлением в деятельности является научная программа «Человек и биосфера» (МАБ), принятая в 1970 г.

ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), образованна в 1945 г., занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) созданна в 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной ОС.

ВМО (Всемирная метеорологическая организация) - учреждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом ОС, в том числе:

Оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;

Изучение воздействия на озоновый слой Земли.

МОТ (Международная организация труда)- специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной среде.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением. В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько сотен (по разным данным 200-500) неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.

МСОП Международный союз по охране природы -(от англ. IUCN International Union for the Conservation of Nature) - создан в 1948 г. в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП - инициатор ведения Красных книг.

WWF (Всемирный фонд охраны дикой природы) (от англ. WWF - World Wide Fund for Nature) - самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 г, объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн долл. США.

МЮО (Международная юридическая организация), созданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны ОС.

Римский клуб (РК)- международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности - организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области. Римский клуб положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой».

МЭС (Международный экологический суд) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права ОС, национального законодательства сторон и прецедентов.

ГРИНПИС (Greenpeace - «Зеленый мир») - независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн членов, 1/3 которых - американцы. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране ОС; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с 1992 г.

Большинство международных неправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т. п.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.) с участием стран Европы, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. С целью реализации достигнутых соглашений позже приняты:

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г. с изменениями и дополнениями от 18 декабря 1971 г. и от 19 ноября 1976 г.);

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 18 мая 1977 г.);

Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (28 октября 1981 г.), определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества и способствовала формированию экологической политики государств на то время;

Венская встреча представителей государств - участников Совещания в Хельсинки (Вена, 22 апреля 1985 г.), принявшая итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации: сократить выбросы в атмосферу серы на 30% до 1995 г., а также углеводородов и других загрязняющих веществ; разработать способы захоронения опасных отходов, альтернативных способу захоронения в море; сократить производство озоноразрушающих веществ; провести исследования роли СО 2 в глобальных климатических изменениях;

Монреальская встреча (Монреаль, 16 сентября 1987 г.), на которой представители 98 стран приняли Соглашение (Монреальский протокол) о постепенном прекращении серийного производства хлорфторуглеродов (ХФУ) и запрещении выброса их в атмосферу;

Лондонская встреча (Лондон, 27-29 июня 1990г.), где представители почти 60 стран подписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностью прекратить производство ХФУ к 2000 г.;

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.), организованная для подведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольмской конференции. В Конференции участвовали 179 государств и более 30 международных организаций; на ней встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. В Рио были обсуждены и приняты пять основных документов:

- Декларация РИО по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей;

- Программа действий ООН «Повестка дня на XXI век» - программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения;

- Заявление «О принципах в отношении лесов», касающееся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни;

- Рамочная конвенция «Об изменении климата», цель которой - стабилизация концентрации в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса климата планеты;

- Конвенция «О биологическом разнообразии», требующая, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия;

Общеевропейская конференция министров окружающей среды (София, октябрь 1995 г.) приняла итоговые документы, основные из которых:

-декларация министров;

-экологическая программа для Европы;

Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (Киото, Япония, декабрь 1997 г.), на которой подписан Протокол к Конвенции или Киотский протокол.

Международный конгресс по устойчивому развитию (World Summit on Sustainable Development ), 26.08 - 04.09.2002, Йоханнесбург, ЮАР.

Воспитание и образование молодежи - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономических формаций. Назревший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления - способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последующих поколениях.

Экологическое образование молодежи должно начинаться в семье, продолжаться в детских учреждениях (детских садах и т. п.), школах и вузах. В соответствии с современным Экологическим Кодексом РК экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной экологической политики нашей страны.

Участие Казахстана в международном природоохранном сотрудничестве является составным элементом его политики в области охраны окружающей среды. Активное участие Казахстана в работе по международным программам, проектам и конвенциям способствует, с одной стороны, включению страны в общемировой процесс экологической деятельности, а с другой стороны – Казахстан становится равноправным членом мирового сообщества и имеет право на получение технической и финансовой помощи развитых стран.

Правительством и ПРООН разработаны “Рамки сотрудничества по устойчивому развитию на 2000-2004 гг.”. Неотъемлемой частью рамок сотрудничества по устойчивому развитию является документ поддержки Программы Kaz/00/005/A/01/99 - “Институциональное усиление для устойчивого развития”. Цель “Рамок сотрудничества” – внести вклад в эффективное управление окружающей средой, которое является условием улучшения среды, сокращения конфликтов и бедности, обеспечении устойчивого развития. Реализация Программы поможет также устранить барьеры в межсекторальном и внутридисциплинарном сотрудничестве, направленном на устойчивое развитие. Она будет способствовать вовлечению и участию Казахстана в региональных инициативах, направленных на управление окружающей средой и устойчивое развитие.

“Рамки сотрудничества” следуют из Рамочной Программы основных направлений сотрудничества с Казахстаном. Являясь частью корпоративной политики ПРООН, Рамки сотрудничества придерживаются её мандата и традиционных направлений, в которых ПРООН может оказать поддержку. Деятельность в рамках Программы объединяет текущие обязательства ПРООН, отражает политику и приоритеты Правительства.

Достижение цели Программы “Институциональное усиление для устойчивого развития” связано с решением следующих задач:

1. Анализ, оценка и поддержка процедур выполнения международных конвенций по окружающей среде.

2. Анализ институтов по окружающей среде и административных рамок. Рекомендации для улучшения и усиления возможностей для управления окружающей средой.

3. Преодоление межсекторальных барьеров сотрудничества для устойчивого развития. Поддержка разработки Казахстанской Повестки 21.

4. Региональное сотрудничество по управлению окружающей средой и устойчивому развитию.

Состояние дел, связанных с решением задачи по международным природоохранным конвенциям, в настоящее время обстоят следующим образом. Создан Исполнительный комитет UNEP, включающий представителей всех слоев гражданского общества.

Совместно с международными экспертами подготовлен и опубликован обзор “Результативности экологической деятельности в Республике Казахстан”. Приоритетным направлением реализации экологической политики в сфере международного сотрудничества является присоединение нашей страны к международным конвенциям и соглашениям, с последующим принятием практических мер по выполнению их положений. В 2001 г. Республика Казахстан стала Стороной следующих международных природоохранных соглашений:

Орхусская конвенция конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

Переданы в Экспертный совет по сотрудничеству РК с международными организациями предложения о присоединении РК к Копенгагенской и Монреальской поправкам, Протоколу по проблемам воды и здоровья» к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

На рассмотрении Правительства пакет ратификационных документов по Базельской конвенции. Находится на согласовании с министерствами и ведомствами пакет ратификационных документов по Боннской конвенции. Глобальным экологическим фондом выделено финансирование для реализации проектов Программы по изъятию озоноразрушающих веществ (в размере 3,9 млн. долл. США) и поддерживающим мероприятиям по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (в размере 0,5 млн. долл. США). Национальный доклад РК об осуществлении Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием рассмотрен и одобрен Секретариатом конвенции и специальной Рабочей группой.

Концентрируя свои усилия на консолидированной Программе по институциональному усилению для устойчивого развития, включающей взаимосвязанную деятельность на политическом и институциональном уровнях, Правительство и ПРООН поддерживают природоохранные проекты. Важным условием реализации экологических проектов является привлечение международных инвестиций и грантов. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды организован и проведён ряд встреч, семинаров и донорских конференций для привлечения потенциальных доноров, заинтересованных организаций, ведомств и предприятий к экологическим проектам. Страна получает возможность внедрять новые современные технологии в производство, развивать нетрадиционные виды производства энергии, осуществлять модернизацию производства. Министерством охраны окружающей среды РК за период 1997-2009 гг. для решения экологических проблем и в рамках международных природоохранных конвенций на экологические проекты привлечено средств международных организаций и стран-доноров на сумму более 100 млн. долл. США.

Привлеченные средства позволили решить ряд трансграничных и социально-экологических проблем Приаралья и Прикаспия, содержащихся в Национальной программе развития и оказания гуманитарной помощи населению бассейна Аральского моря, казахстанской программе развития региона Каспийского моря. Они также использованы для выполнения обязательств страны по международным экологическим конвенциям - по изменению климата, по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, по сохранению биоразнообразию и борьбе с опустыниванием. Кроме того, участвуя в реализации проектов, Республика получила доступ к значительному объему научной, методической и технологической информации. В настоящее время проекты МООС по решению наиболее острых экологических проблем находятся на различной стадии реализации. По группе проектов ведется активная работа и с помощью доноров начата или уже завершается стадия разработки ТЭО.

Экологические проекты разрабатываются совместно с донорскими организациями и находятся на различных стадиях: от разработки технического задания до реализации.

Международное сотрудничество по проектам Каспийского, Аральского регионов и территории бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона:

Аральский регион. В Аральском регионе предполагается реализация следующих проектов:

1. «Водоснабжению, санитарии и здравоохранению населенных пунктов Кызылординской области».

2.«Водоснабжение г. Аральска Кызылординской области»

3.«Пилотный проект водоснабжения Казалинка/Новоказалинска Кызылординской области».

4.«Регулирование русла р. Сырдарьи и северной части Аральского моря».

Целью проекта является обеспечение здоровья населения путем улучшения систем водоснабжения и санитарии. Проект охватывает территории области, наиболее пострадавшие в результате Аральского кризиса.

Общая координация деятельности в области охраны окружающей среды и устойчивого развития в регионе возложена на Межгосударственную комиссию по устойчивому развитию (МКУР), являющуюся рабочим органом Международного фонда спасения Арала (МФСА).

С 2000 г, когда председательские полномочия в Комиссии были в порядке ротации возложены на Казахстан, деятельность Комиссии существенно активизировалась. В настоящее время объектом координации МКУР являются Программа реабилитации бассейна Аральского моря, ряд региональных проектов. Ведется подготовка региональных планов устойчивого развития горных территорий, по борьбе с опустыниванием, по развитию сети заповедников и национальных парков, а также “Регионального плана действий по охране окружающей среды”, предназначенного для консолидации управления региональной деятельностью стран ЦА.

МКУР сотрудничает со многими международными донорами - ПРООН, ГЭФ, ЮНЕП, ВБ, ГЭФ, ТАСИС, Германским Фондом КФВ, Кувейтским фондом экономического развития Арабских стран, АБР, ЕБРР, ЮСАИД.

Каспийский регион.

Каспийская экологическая программа (КЭП) разработана Правительствами пяти прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркменистан) при участии международных организаций (ГЭФ, ПРООН, ЮНЕП, Всемирный банк, ТАСИС). В рамках основных мероприятий Каспийской экологической программы:

Разработана структура проекта Национального каспийского Плана действий и создана рабочая группа по его подготовке. На стадии согласования находится проект текста Рамочной Конвенции по защите морской окружающей среды Каспийского моря.

Территория бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона.

В рамках международного сотрудничества Великобритании и МООС РК выполнен проект «Устойчивая стратегия землепользования». Бюджет проекта составил – 601 тыс. фунтов стерлингов ($900 000). Был проведен комплекс сельскохозяйственных изысканий на южной части полигона площадью 3-4 тыс. км 2 , обеспеченной радиологическим обследованием. Казахстанские партнеры – КИО НПЦзем, ИЯФ и ИРБЭ НЯЦ РК. Проекты «Мониторинг окружающей среды» и «Очистка подземных вод от загрязнения авиатопливом» приняты к рассмотрению программой ТАСИС.

МИД и МАГАТЭ подготовлено обращение к донорам о выделении средств на завершение проекта «Полная радиологическая оценка Полигона», однакообращение по неясной причине не разослано.

Казахстан является участником Межгосударственного экологического совета стран СНГ. Республика Казахстан, руководствуясь потребностями многовекторной политики в рамках евразийской концепции, ведет активное сотрудничество с европейскими структурами. С 1997 года Казахстан, наряду с другими странами СНГ, участвует в Программе Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН) «Окружающая среда для Европы», являлся исполнителем Программы на 2001-2003 гг. для стран Восточной Европы и СНГ. Активное сотрудничество в рамках программы ТАСИС ведется со странами Общего рынка, оказывающих преимущественно техническую помощь в области охраны окружающей среды. Казахстан участвовал в подготовке Глобального экологического обзора ЮНЕП, содержащего анализ глобальной деятельности в области ООС.

Выводы:

Таким образом, международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества. Предпосылкой международного сотрудничества в решении глобальных проблем выступает прежде всего сам биосфера, ее единство которое требует совместных действий как при воздействии на нее, так и при ее охране. Казахстан проводит подготовку соглашении о сотрудничестве с другими странами и участвует в ряде межгосударственных программ.

Торговля и войны между странами сопутствовали всей истории человечества, как только появились первые древние государства. Долгое время основной формой международного сотрудничества и были торговля и военные союзы. С развитием общества и технологий, усилением разделения труда начали появляться все новые виды сотрудничества, от экономики, включая торговлю, до культуры и экологии.

Понятие

Международное сотрудничество - это взаимодействие нескольких участников в области взаимных интересов, усилия, направленные на согласование позиций и координацию действий, поиск решения общепризнанных проблем и сглаживание конфликтов. Изначально это были отношения между государствами, причем большее внимание уделялось политическим взаимоотношениям. При этом они должны носить ненасильственный характер, поэтому, например, сотрудничество с империей Цин, которую в результате опиумных войн Великобритания и Франция заставили разрешить продавать опиум и другие товары китайцам, вряд ли можно отнести к международному сотрудничеству государств, хотя некоторые исследователи относят этот случай к навязанному сотрудничеству.

Участников все больше

С развитием общественных отношений к участникам международной жизни присоединились международные и общественные организации, которые, как считают некоторые экономисты, сейчас являются главными субъектами международного сотрудничества. Есть мировые организации, охватывающие большинство стран, например, ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, региональные - ЕС, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, специализированные - Международный географический союз, Всемирная ассоциация оптовых рынков. Глобальные корпорации сейчас обладают большей экономической и политической мощью, чем большинство государств. Соглашения со странами, группой стран по экономическим, гуманитарным и экологическим проблемам делают их полноправными субъектами международной жизни. Многие вопросы международного сотрудничества государство и общество делегирует и на более низкие ступени в регионы, отрасли, отдельные предприятия.

Когда двое и больше

Более 190 стран мира сотрудничают, обмениваются информацией, конкурируют и торгуют между собой как на двухсторонней, так и многосторонней основе. Сотрудничество между странами регулируется межправительственными соглашениями, которыми занимаются министерства иностранных дел. За развитие и создание условий для других участников отвечают межправительственные комиссии, которые определяют направления и ключевые параметры сотрудничества. Общественные организации (общества дружбы и сотрудничества и другие), торгово-промышленные палаты создают деловую, информационную и культурную среду для сотрудничества бизнеса, общественных организаций и граждан.

Глобализация разделения труда и рынка, усложнение стоящих задач требуют консолидации усилий многих государств. Поэтому все большее распространение получает многостороннее сотрудничество. Для организации международного сотрудничества по решению сложных, комплексных задач создаются различные региональные и специализированные объединения. Например, межгосударственные объедения - Европейский союз, неправительственное объединение - международная экологическая организация "Гринпис". Координация работы осуществляется специально созданными институтами - секретариатами, комиссиями, координационными комитетами. Самая большая такая структура - это ООН, которая объединяет почти все страны мира.

Какой результат всех устраивает

Взаимодействие между основными субъектами международного сотрудничества направлено на достижение результатов, которые закрепляются при заключении международных договоров, конвенций, соглашений, регулирующих разные стороны отношений, идет организация международных, межправительственных и неправительственных институтов, создание региональных и субрегиональных интеграционных образований.

Основные направления современного международного сотрудничества - это политическая и экономическая интеграция в виде:

  • союзов государств, сохраняющих полную самостоятельность;
  • объединений с образованием наднациональных органов и делегированием части суверенитета в общие институты;
  • функциональная интеграция, дающая возможность работать в какой-то специализированной области.

Принципы есть

История развития международного сотрудничества позволила выработать общие принципы, которые дают равные возможности странам с различным политическим и экономическим положением. Конечно, это не значит, что все государства их соблюдают, но, по крайней мере, декларируют.

Основные принципы международного сотрудничества - это:

  • суверенное равенство государств подразумевает, что страны уважают права друг друга, осуществляют на своей территории всю полноту законодательной, юридической и административной власти, конечно, при соблюдении общепризнанных норм;
  • невмешательство: внутренняя политика - это дело только самих государств, если не несет угрозы миру;
  • равноправие и самоопределение народов, народы имеют право создавать свое или присоединиться к другому государству для культурного и экономического развития;
  • уважение прав человека, не допускается дискриминация по любому признаку.

Также выделяют принципы соблюдения международных договоров, экологической безопасности и сотрудничества.

Главные направления

Главный вид сотрудничества - это сотрудничество между государствами в политической сфере, которое определяет условия и параметры для других направлений. Конечно, все виды международного сотрудничества используются для получения конкурентных преимуществ и экономической выгоды напрямую или косвенным образом. Например, политическое сотрудничество европейских стран позволило создать единое европейское пространство. Международное экономическое сотрудничество, начавшееся с продажи товаров (угля и стали), переросло в большой комплекс различных видов отношений в сфере обмена услугами, инвестиций, информационного и научно-технического сотрудничества и в других сферах экономики.

Усложнение технологий и систем управления в военной сфере вынуждает все больше стран участвовать в международном разделении труда в этой сфере. Военное и военно-техническое международное сотрудничество - это совместные союзы, совместные предприятия по производству вооружения и многое другое. Все большее значение приобретает сотрудничество в экологии, культуре, идеологии, правовой и гуманитарной сфере.

Начинаем с политики

Для того чтобы развивать хоть какие-то отношения, прежде всего нужно хотя бы не воевать. Поэтому отмечают, что главная цель международного сотрудничества - это предотвращение войны. Совместные усилия двух или нескольких государств направлены на выработку взаимоприемлемых решений, учитывающий баланс интересов. Основная идея, заложенная в фундамент международных отношений, - результатом довольны или недовольны все стороны, подразумевая или позитивный результат, или взаимный компромисс. Поскольку изначально международное сотрудничество - это взаимодействие политических единиц, отношения государств определяют степень и глубину всех других видов сотрудничества. Страны в зависимости от политических симпатий или антипатий формируют повестку экономического сотрудничества. Вводя для одних стран режим наибольшего благоприятствования, а для других - санкции.

Все упирается в экономику?

Правда или нет, но экономисты считают, что цель любого сотрудничества - это получение конкурентных преимуществ прямым способом, например заключение соглашений о свободной торговле, или косвенным путем создания положительного имиджа страны. Южная Корея активно продвигает свою массовую культуру на глобальный рынок, что повышает интерес и к корейским товарам и услугам. В то же время многочисленные торговые и экономические организации ставят своей целью предоставить равные права для всех участников глобального рынка, снять барьеры, которыми страны защищают своих производителей. В экономической сфере международное сотрудничество - это мировая торговля, инвестиции, научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в сфере коммерческой практики и многие другие виды деятельности.

Кто пишет законы

Международное правовое сотрудничество обеспечивает юридическое пространство для взаимодействия участников. Отношения между государствами регулируются соглашениями между ними и международными договорами, участниками которых они являются. Правовая система международного сотрудничества охватывает практически все сферы деятельности, в том числе экономическое сотрудничество, транспорт, валютно-денежные отношения, интеллектуальную собственность, сертификацию и стандартизацию. Страны, присоединяясь к международным соглашениям, делегируют часть своего суверенитета институтам, ответственным за их реализацию. Например, многие страны признают юрисдикцию Международного суда по правам человека в Страсбурге и безусловно выполняют его решения.

Сила в коллективе

Поодиночке трудно жить даже странам. Большие государства стремятся затянуть на свою орбиту все большее количества стран, чтобы получить выгоды от своих конкурентных преимуществ, маленькие охотно дают это сделать, стремясь выжить. Коллективная интеграция предусматривает более тесное международное сотрудничество в области политики, экономики, права и военной сфере. Пока самый успешный проект международной интеграции - это Страны объединяет единое гражданское и экономическое пространство, единая валюта, работают наднациональные органы управления. Коллективная интеграция может реализовываться в отдельных видах международного сотрудничества, например, военное сотрудничество стран Северной Атлантики в виде блока НАТО позволило обеспечить безопасность этих стран.

Якубовская Наталия Алексеевна

канд. юрид. наук, доцент, Национальный университет «Одесская юридическая академия», г. Одесса

Чайковский Юрий Владимирович

канд. юрид. наук, Национальный университет «Одесская юридическая академия», г. Одесса

XXI век поставил перед человечеством серьезные задачи в сфере дальнейшего экономического и социального прогресса, такие, как необходимость искоренения крайней нищеты, прекращения истощения и загрязнения окружающей природной среды, пресечения расовой дискриминации, сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии различных стран и регионов и т. д. Разрешение этих проблем имеет существенное значение для повышения уровня благосостояния нынешнего и будущего поколений людей, а международное сотрудничество в целях развития может обеспечить для этого актуальную юридическую основу.

С колониальных времен до эпохи постколониализма понятие «развитие» оставалось спорным интеллектуальным конструктом с незначительным конкретным применением. Лишь с принятием в 1986 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о праве на развитие, оно заняло основное место в социальной и экономической политике государств, а также стало центром внимания многих международных организаций . Именно поэтому Декларация о праве на развитие делает акцент на международное сотрудничество, чем признает воздействие, которое оказывает политика и практика развитых стран на развивающиеся страны, и одновременно указывает на то, что обязательства международного сотрудничества являются взаимными .

В настоящее время, когда благосостояние огромного числа людей по всему миру зависит от решений международных финансовых организаций, таких, как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирная торговая организация, их политике в области развития на национальных и международном уровнях должно уделяться большое внимание. Роль международных финансовых организаций в реализации права на развитие особенно нуждается в пересмотре во время финансово-экономического кризиса, когда возможность этих учреждений непосредственно воздействовать на развитие мировой экономики может существенно повлиять на уровень экономического и социального развития большинства стран мира.

В данной статье анализируется эффективность деятельности Всемирного банка, как одной из самых влиятельных международных финансовых организаций, занимающихся координацией и стимулированием усилий развитых стран по оказанию помощи развивающимся странам. Можно констатировать тот факт, что Группа Всемирного банка является наиболее важным международным финансовым учреждением, принимающим участие в усилиях по развитию и борьбе с бедностью.

Существование такой организации, как Всемирный банк, воспринимается как должное. Однако так было не всегда. После Второй мировой войны, когда британское и американское правительства строили планы по развитию послевоенной экономики, о создании Всемирного банка речь практически не шла. Все внимание было сосредоточено на Международном валютном фонде. Когда участники Бреттон-Вудской конференции все же обратились к идее создания Банка, они были настроены крайне консервативно. Кредитный потенциал Банка сводился к тому, что он мог финансироваться только за счет облигаций, выпущенных на рынок частного капитала. У создателей Бреттон-Вудских учреждений не было представления о реальных потребностях менее развитых стран, а также роли, которую Банк должен играть в их удовлетворении. Банк был задуман как учреждение для восстановления (реконструкции). Слово «развитие» даже не присутствовало в первом проекте Гарри Уайта, представленном в министерстве финансов США .

Потребовалось время на исправление недостатков деятельности Всемирного банка. Первоначально роль Банка в качестве агента реконструкции заменил План Маршалла. В 1950-х годах, когда Банк наконец сосредоточился на менее развитых странах, незначительность его роли объяснялась зависимостью от рынка частного капитала. Банк финансировал только проекты, обещающие прибыль, достаточную для погашения первоначальных инвестиций, покрывающие расходы только в иностранной валюте и сосредоточенные на традиционных «общественно-полезных» инвестициях в электроэнергетику и транспорт. Займы Банк предоставлял только на коммерческих условиях - с рыночными процентными ставками и графиком погашения от десяти до двадцати лет .

Постепенно, по мере восстановления Европы после Второй мировой войны и появления в США дефицита платежного баланса, Банк диверсифицировал свои операции по займам. К концу 1960-х годов увеличение средств Банка в гораздо большей мере обеспечивалось европейскими государствами, а не США.

Более того, роль Банка в стимулировании притока частного капитала была расширена за счет создания двух подразделений - Международной финансовой корпорации, которая способствует вложению государственных средств в акционерный капитал частных предприятий в менее развитых странах, и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, являющегося арбитражем для разрешения споров между иностранными инвесторами и правительствами.

Успехи в деле мобилизации и поощрения притока частного капитала для развития можно в первую очередь приписать Юджину Блэку (Президент Банка с 1949 по 1962 год) и Джорджу Вудсу (Президент Банка с 1963 по 1968 год). Во время их президентства эволюционирование Банка не ограничилось «экономически обоснованными» инвестициями. Серьезным достижением стало создание Международной ассоциации развития (МАР), как подразделения для предоставления «мягких кредитов» - долгосрочных кредитов по номинальным процентным ставкам. Именно с созданием МАР в 1960 году государства-члены Всемирного банка, наконец, признали неадекватность первоначальной концепции, принятой в Бреттон-Вудсе, которая сделала Банк почти полностью зависимым от рынка частного капитала

В середине и конце 1960-х годов Банк и МАР предоставляли займы под конкретные проекты, покрывали издержки, связанные с валютными курсами, и продвинулись в новые области, такие как сельское хозяйство и образование. Позже Банк расширил свою деятельность, чтобы охватить проекты в области здравоохранения и планирования семьи. Для реализации проектов в этих областях, Банк начал работать в тесном сотрудничестве с такими учреждениями ООН, как ЮНЕСКО, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Всемирная организация здравоохранения, Программа развития ООН и Фонд ООН в области народонаселения. Этим и другими способами Банк исправил свою первоначальную изолированность от системы ООН .

Во время президентства Роберта Макнамары в 1970-х годах характер деятельности Банка изменился еще больше. Его внимание вышло за рамки просто экономического развития и включило в себя сокращение бедности, доступ бедных слоев населения к образованию, медицинскому обслуживанию и услугам по планированию семьи. Позднее, под председательством Джеймса Вулфенсона, Банк значительно увеличил свою помощь в таких областях, как управление водными ресурсами, эффективное использование энергии и борьба с ВИЧ-СПИД. Банк стал координатором Глобальной программы защиты окружающей среды (Global Environment Facility, GEF) в сотрудничестве с Программой развития ООН и Программой ООН по окружающей среде .

Под руководством Джеймса Вулфенсона в 1999 году Банком были приняты «Рамки всеобъемлющего развития» (Тhе Comprehensive Development Framework), призвавшие государства не только к эффективной макроэкономической политике, но и созданию более действенных государственных институтов, борьбе с коррупцией и в целом продвижению верховенства права .

С Робертом Зелликом, занявшим пост Президента Всемирного банка в середине 2007 года, Группа Всемирного банка продолжила способствовать преодолению бедности, ускорению экономического роста с одновременной защитой окружающей среды, а также созданию новых возможностей для людей .

Вклад Банка в дело развития измеряется не только его финансовыми операциями. Он послужил вдохновителем и моделью для создания и укрепления региональных банков развития в странах Латинской Америки, Африки, Азии и Европы. Его консорциум и консультативные группы объединили страны-доноры и координируют их помощь по поддержке международного плана развития. Такая многосторонняя координация двусторонних программ помощи в настоящее время является важным элементом международного сотрудничества в целях развития и значительным дополнением к деятельности Комитета по содействию развитию ОЭСР.

В работе Банка имеются недостатки. Так, например, обширная повестка дня приводит к потере фокуса и размыванию целей организации. Кроме того, Банк, как и МВФ, столкнулся с проблемой повышения своего авторитета как международной организации и пытается предоставить большее право голоса развивающимся странам и сделать процесс выбора Президента Банка более открытым. Без сомнения, и объем помощи, оказываемой развивающимся странам, по-прежнему невелик, а их экономические показатели являются неоднозначными. То, что раньше называли «третьим миром», сегодня являет собой страны с совершенно разным уровнем и потенциалом развития. Китай, Индия, Корея, Тайвань, Сингапур и другие азиатские страны отличаются феноменальным экономическим ростом и представляют собой наиболее динамично развивающуюся часть мировой экономики. Экономики Мексики, Чили и Бразилии так же стали более устойчивыми. Даже некоторые страны Африки достигли достаточно устойчивых темпов экономического роста. Одновременно экономики многих стран к югу от Сахары столкнулись с многолетней стагнацией или даже экономическим спадом.

Все это говорит о том, что никакая помощь со стороны международных финансовых институтов не может решить проблему развития без индивидуального подхода к странам-реципиентам, как это делает Всемирный банк. Способность Всемирного банка мобилизовать большее количество капитала, его авторитет и опыт оказывают большее влияние на политику в области развития, как развитых стран, так и развивающихся стран, даже в условиях финансово-экономического кризиса, дополняемого так называемой «усталостью помогать» («aid fatigue»), когда суммы официальной помощи развитых стран на развитие постоянно сокращаются.

Таким образом, авторы отмечают, ссылаясь на замечание Пола Хоффмана, высказанное в отношении Плана Маршалла, что как «только европейцы могут спасти Европу» , так прогресс развивающихся стран в первую очередь зависит от их собственных усилий. Лишь их желание следовать стратегии повышения уровня благосостояния, устанавливать реалистичные обменные курсы и процентные ставки, предоставлять стимулы для отечественных и иностранных инвесторов, планировать семьи и охранять окружающую среду, избирать менее коррумпированное и более ответственное правительство может обеспечить им лучшее будущее.

Следовательно, во время начала второй волны мирового экономического кризиса, международные усилия в области развития должны, прежде всего, сосредоточиться на создании условий, которые будут стимулировать национальные стремления в области развития. Для того, чтобы восстановить докризисную тенденцию развития и добиться прогресса на пути к достижению устойчивого развития во всем мире, международное сотрудничество в области развития должно осуществляться таким образом, чтобы не подрывать национальную экономическую политику, не наносить ей ущерб, а дополнять и поддерживать.

Список литературы :

1. Декларация Организации Объединенных Наций о праве на развитие (4 декабря 1986 года), A/RES/41/ 128. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ right_to_development.shtml

2. Jean-Pierre Chauffour, The Power of Freedom, Uniting Human Rights and Development, CATO Publishing, Washington DC, 2009, 197 pp.

3. Richard N. Gardner, The Bretton Woods-GATT System After Sixty-Five Years: A Balance Sheet of Success and Failure, 47 Colum. J. Transnat"l L. 31 (2008), рр. 32‑71.

4. A Challenge of Economic Statecraft, Robert B. Zoellick, President of The World Bank Group Center for Global Development, Washington D.C. (Apr. 2, 2008). - Режим доступа: http://web.worldbank.org

5. Oral History Interview with Paul G. Hoffman, Administrator, Economic Cooperation Administration, 1948-1950, in N.Y., N.Y. (Oct. 25, 1964). - Режим доступа: http://www.trumanlibrary.org/oralhist/hoffmanp.htm

Истоки международного сотрудничества связаны с окончанием религиозных войн в Европе и установлением Вестфальского мира. Одним из важнейших достижений Вестфальского договора стало формирование основы правовых отношений между государствами, что создало условия для становления, инстигуализании и последующего развития международного сотрудничества. Формирование европейской системы международных отношений (основные параметры которой, и прежде всего ее главный элемент, государство как форма политической организации людей, постепенно распространяются на весь мир) не только дало импульс межгосударственному сотрудничеству, но и надолго определило его основную направленность. Исходными пунктами сотрудничества государств как новых политических единиц становятся взаимное уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела друг друга, а его центральными цепями - сознательное стремление правительств к дальнейшему укреплению национальной безопасности и независимости. В свою очередь, забота о собственном суверенитете заставила государства согласиться с правом сосуществования (подробнее об этом см.:.-С. 1998. Р. 138) и его основополагающим принципом-юридическим равноправием.
Неудивительна следующая закономерность. Право сосуществования вменяло государствам главным образом негативные обязанности: не вмешиваться во внутренние дела друг друга, не нарушать договоры, не вести несправедливые войны, не создавать препятствий для дипломатической деятельности официальных представителей других стран па своей территории. Поэтому теоретический статус проблемы сотрудничества в международно-политической науке оказался неразрывно связанным с анализом противоборства и конфликтов между независимыми государствами. Однако дальнейшее развитие науки привело к расширению содержания понятия международного сотрудничества и его типов.
1. Понятие и типы международного сотрудничества Понятие «международное сотрудничество» отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию, сотрудничество это не отсутствие конфликта, а «избавление» от его крайних, кризисных форм. Иллюзия «прозрачности» содержания данного понятия послужила, видимо, причиной того, что попытки его определения довольно редки. Одна из них была предпринята Ж.-П. Дерри- енником, согласно которому «два актора находятся в состоянии сотрудничества, когда каждый из них может быть удовлетворен только в том случае, если удовлетворен и другой, т.е. когда каждый из них может добиться достижения своей цели только тогда, когда этого может добиться и другой... Результатом чисто кооперативного отношения может быть ситуация, в которой либо оба актора удовлетворены, либо не удовлетворен ни один из них» (Оетептс. 1977. Р. 110).
Традиционно отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий (например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон).
Как уже было показано, развитие сотрудничества между государствами и другими акторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных организаций глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в расширении многостороннего сотрудничества и способствовали его распространению на другие сферы жизни. Сегодня сотрудничество охватывает не только вопросы торговли, таможенных правил, пограничных урегулирований или военно- политических союзов, но и задачи поиска адекватных ответов на экологические вызовы, освоения космоса, совместного использования ресурсов общего пользования, развития коммуникационных сетей, контроля вооружений и т.д.
Отмечая значительные успехи, достигнутые за последнее десятилетие в теоретическом исследовании международного сотрудничества, специалисты особо выделяют два важнейших достижения теории.
Во-первых, несмотря на то что дискуссии продолжаются и сегодня, в научном сообществе достигнуто согласие относительно понятия «межгосударственное сотрудничество». Вслед за Р. Кохэном многие ученые сегодня понимают сотрудничество как ситуацию, «когда одни акторы регулируют свое поведение в соответствии с фактическими или ожидаемыми предпочтениями других, через процесс [взаимной] координации политик» (цит. по: МИпег. 1992. Р 467). Другими словами, Межгосударственное сотрудничество предполагает наличие трех элементов: общих целей государств-партцеров, ожидание ими выгод от ситуации и взаимный характер этих выгод. «Каждый актор не обязательно помогает другому, но делая это, он ожидает улучшения своейсобственной ситуации, что ведет к взаимной координации государственных политик» (там же).
Такое понимание важно, ибо позволяет не просто найти границы между сотрудничеством и соперничеством (или конфликтом), границы, в рамках которых ведется деятельность с целью уменьшения выгоды других или же деятельность, направленная на недопущение осуществления их интересов. Помимо этого, подобное понимание «межгосударственного сотрудничества» дает возможность отличать сотрудничество от не-сотрудничества, т.е. от одностороннего поведения, в котором акторы не учитывают последствия своих действий для других, а также от бездействия, т.е. от поведения акторов, которое не предотвращает отрицательные последствия для политик других сторон (там же. Р. 468)".
Наличие консенсуса относительно содержания понятия «межгосударственное сотрудничество» дает возможность создания первичной классификации кооперативных ситуаций. С этой точки зрения могут быть выделены следующие типы межгосударственного сотрудничества: переговоры, предметом которых является распределение выгод государств от их взаимодействия (это одновременно и путь к сотрудничеству, и показатель его существования, например: Токийский раунд ГАТТ, отмена тарифных барьеров); сознательное, достигнутое в результате обсуждения согласование политик (формальные договоры и соглашения о деятельности); неявное сотрудничество, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений, не предполагающее заключения договоров (такое сотрудничество возникает из совпадающих ожиданий акторов); навязанное сотрудничество: более сильная сторона заставляет другую корректировать ее политику, но одновременно корректирует и свою собственную; создание специализированных институтов (например, институтов ООН), осуществляющих регламентации, экспертизы, субсидии.
Во-вторых, еще одним важным достижением последних исследований в области межгосударственного сотрудничества стала разработка гипотез относительно условий, при которых сотрудничество между государствами становится наиболее вероятным. Эти гипотезы не составили комплексной теории межгосударственного сотрудничества. Они предложили серию переменных, каждая из которых делает сотрудничество более вероятным. Анализ и эмпирическая проверка этих гипотез способны продвинуть вперед дело создания комплексной теории, а значит, и развитие теории международных отношений в целом. X. Милнер выделяет и анализирует шесть таких гипотез. Во-первых, это «гипотеза взаимности», основным содержанием которой является ожидание государствами выгод от сотрудничества и опасение потерь и даже наказаний в случае уклонения от него. Во-вторых, это «гипотеза о количестве акторов», с точки зрения которой перспективы сотрудничества возрастают с уменьшением числа взаимодействующих государств. В-третьих, это «гипотеза итерации», исходя из которой возможности вступления государств на путь сотрудничества связаны с длительностью их взаимодействия. В-четвертых, это «гипотеза о международных режимах», т.е. о нормах, принципах и процедурах принятия решений, совокупность которых представляет собой центры межгосударственного сотрудничества. В-пятых, это «гипотеза эпистемических сообществ», описывающая ту роль, которую играют в развитии межгосударственного сотрудничества профессиональные эксперты, разделяющие общее понимание проблемы и вырабатывающие общие пути ее решения. Наконец, в-шестых, это «гипотеза асимметрии силы», которая имеет сходство с так называемой гегемонической теорией стабильности и с позиций которой сотрудничество является более вероятным, если в наличии имеется сильное и заинтересованное государство- гегемон.
Основной недостаток указанных гипотез X. Милнер усматривает в том, что они не уделяют внимания внутренним источникам межгосударственного сотрудничества. В этом смысле позиция X. Милнер близка к позициям некоторых представителей социологического подхода. Однако прежде, чем подробно анализировать вклад социологического подхода, стоит кратко рассмотреть особенности исследования межгосударственного сотрудничества в рамках существующих в между на- родно-политической науке теоретических направлений и парадигм.