Попытайтесь объяснить почему страны с различным общественно. Военно-политическое сотрудничество стран антигитлеровской коалиции

1. Какие важнейшие события предшествовали началу Второй мировой войны?

Аншлюс Австрии и отторжение Судетской области в Чехословакии; захват Албании Италией.

2. Попробуйте объяснить причины бесславного поражения Франции в 1940 г.

Франция надеялась, что войны не будет, если Германия присоединит к себе земли с этническими немцами. Также была уверенность, что если война начнется, то наступление будет по направлению линии Мажино. Французы не были к ведению активных боевых действий, они готовились к окопной войне.

Немецкая армия была оснащена технически, превосходила французскую армию стратегически. Немецкая армия была более мобильной.

3. Чем объясняется провал блицкрига фашистской Германии против СССР? Почему советско-германский фронт стал главным фронтом Второй мировой войны?

Упорное сопротивление, потеря сил и времени на уничтожение советских войск, обширные территории и протяженность линии фронта, действие партизанских и подпольных групп на оккупированной территории.

Советско-германский фронт стал главным фронтом потому, что только здесь велось ожесточенное сопротивление. От сражений на этом фронте зависел дальнейший исход войны.

4. В чем причины легких побед Японии в начальный период войны?

Грамотное руководство армии и внезапность нападения, превосходство в военно-морском флоте.

5. Попытайтесь объяснить, почему страны с различным общественно-политическим устройством объединились в Антигитлеровскую коалицию. Что разделяло и что сплачивало участников Антигитлеровской коалиции?

Поодиночке страны ничего не могли сделать. Необходимо было консолидировать силы для победы над общим врагом. Были налажены отношения по военной и экономической взаимопомощи стран антигитлеровской коалиции.

Сплачивало – общий враг.

Разъединяло – затягивание сроков открытия второго фронта во Франции, возможная будущая советизация освобожденных Красной армией стран Европы.

6. Почему вопрос об открытии Второго фронта в Европе вызывал разногласия у союзников по Антигитлеровской коалиции?

Сталин хотел скорейшего открытия фронта. Однако, перед тем как был предложен план, была проведена тщательная подготовка по выбору места и дезинформации противника.

Также ведение боевых действий в Тихом океане и Африке препятствовало сосредоточению войск на западном фронте в Европе. США и Англия при этом преследовали свои цели – надежда на ослабление СССР и недопущение превращение его в ведущую державу мира.

Нет, потому что движение Сопротивления распространилось на оккупированных территория, а основными видами борьбы были саботаж, забастовки, помощь партизанам, распространение листовок, информации об успехах антифашистских союзных армий и пр.

8. Покажите по карте основные фронты и операции Второй мировой войны.

9. Какие основные решения конференций трех держав Антигитлеровской коалиции легли в основу послевоенного миропорядка?

Тегеранская конференция - было закреплено за Советским Союзом право в качестве контрибуции присоединить к себе после победы часть Восточной Пруссии; по вопросу о включении Прибалтийских республик в Советский Союз в соответствующий момент должен проходить плебисцит, но не под какой-либо формой международного контроля; Ф. Рузвельт предложил разделить Германию на 5 государств.

Крымская конференция - конференция приняла Декларацию об освобожденной Европе, в которой союзники заявили, что целью их политики в Европе является уничтожение нацизма и фашизма и содействие народам Европы в создании демократических учреждений по их собственному выбору. Конференция приняла также важное решение о созыве 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско Учредительной конференции Объединенных Наций с целью создания всемирной организации для поддержания международного мира и безопасности.

Потсдамская конференция - были согласованы политические и экономические принципы, которые необходимо было применить к Германии в начальный период (демилитаризация, демократизация, денацификация, декартелизация). Были в принципе решены вопросы о репарациях, о предании суду главных военных преступников, о выселении немцев из Польши, Чехословакии и Венгрии, о бывших итальянских колониях и др.

10. Перечислите важнейшие уроки и итоги Второй мировой войны.

1. Разгром нацистской Германии, фашистской Италии и империалистической Японии, государств-захватчиков, где сложились тоталитарные режимы.

2. Изменилась мировая геополитическая ситуация – на первое место вышли СССР и США.

3. Для Европы и мира открылись возможности новых путей развития.

4. Огромные людские потери.

5. Распад колониальной системы.

6. Изменение роли государства в экономике и социальной жизни.

Задание. Обсудите итоги войны в классе и напишите домашнее сочинение на тему «Что я думаю о первой половине XX в.».

Первая половина XX в. была в истории периодом становления нового мирового порядка. Повсеместная индустриализация меняла образ жизни и мысли человека. Перед человечеством открывались новые возможности, новые перспективы. Поднимался вопрос о том как жить в новых условиях. Традиционный уклад жизни либо ушел, либо претерпевал изменения. Это способствовало появлению и развитию новых течений общественной мысли, появлению новых общественных организаций, предлагавших свое видение устройства общества и государства.

Процесс перестройки мышления человека и образа жизни занял длительный период. Если перед Первой мировой войной правители государств гнались за наживой и собственной выгодой, то в период между мировыми войнам, а наиболее отчетливо это проявилось после Второй мировой войны, отчетливо прослеживалась идея мирного сосуществования и предоставления народам права выбора своего пути развития.

Правителями государств были извлечены уроки после окончания Второй мировой войны. Пришло осознание того, что государство должно играть не последнюю роль в социальной сфере и поддержки экономики в период кризисов. Как показала история, попустительство правительств в период экономического кризиса 1930-х гг. привело к утверждению тоталитаризма и фашизма в ряде государств.

Первая половина XX в. – это период испытаний, проб и ошибок. Это период зарождения новых социально-экономических отношений в обществе, период переосмысления своего прошлого и поиск направления будущего развития.

Советский тыл в годы войны

Проблема. «Победа на фронте ковалась в тылу»: что было сделано для достижения экономической победы над врагом? Ответьте на вопросы. 1. Как тыл помогал фронту в годы Ве­ликой Отечественной войны? 2. Какие произведения литерату­ры и искусства, созданные в годы Великой Отечественной вой­ны, вы знаете?

Экономика. Военная победа над фашистской Германи­ей и ее союзниками была бы невозможна без победы на фронте экономического противоборства с агрессором.

К 1941 г. промышленная база Германии, включая по­тенциал завоеванных стран, в полтора раза превышала советскую базу. После оккупации обширных территорий страны, где в мирное время проживало около 42% насе­ления, находилось 47% посевных площадей, производи­лась треть всей промышленной продукции и свыше 40% электроэнергии, выплавлялось более 70% чугуна и 60%) стали, добывалось до 63% угля, Германия стала превос­ходить СССР по общему объему промышленного произ­водства в три-четыре раза.

В этих критических условиях возможности сверхцен­трализованной директивной экономики страны, помно­женные на огромные природные и людские ресурсы, пре­дельное напряжение всех сил народа и массовый трудовой героизм дали неожиданные для германских стратегов результаты.

Перестройка народного хозяйства на обслужива­ние нужд фронта проходила под жестким руководством Государственного Комитета Обороны, куда, помимо И. В. Сталина, входили К. Е. Ворошилов, В. М. Моло­тов, Г. М. Маленков (позднее состав ГКО был пополнен Н. А. Вознесенским, А. И. Микояном, JI. М. Каганови­чем, Н. А. Булганиным). При ГКО были учреждены Опе­ративное бюро по контролю за выполнением военных за­казов, Совет по эвакуации, Транспортный комитет и другие постоянные или временные рабочие органы. Пол­номочия представителей ГКО на местах получали в слу­чае необходимости секретари ЦК компартий союзных республик, обкомов, ведущие хозяйственные и научные работники. В остальном ГКО опирался на существующие государственные структуры и их руководителей.

Листок из архива. «В кабинет председателя ГКО, - вспоми­нал начальник тыла Красной армии генерал А. В. Хрулев, - все­гда свободно входили члены ГКО, которые докладывали подго­товленные проекты постановлений - каждый по своему кругу деятельности. Сюда беспрерывно являлись военные руководите­ли, наркомы и другие ответственные лица не только по вызову, но и по своей инициативе, если у них возникал крупный неот­ложный вопрос. Заседаний ГКО в обычном понимании, то есть с определенной повесткой дня, секретарями и протоколами, не бы­ло. Процедура согласования с Госпланом, наркоматами и ведом­ствами вопросов снабжения армии, в том числе организации но­вых производств, была упрощена до предела».


Можно ли назвать организацию деятельности ГКО демокра­тической?

С первых дней войны определились четыре основные линии создания слаженного военного хозяйства:

Эвакуация из прифронтовой зоны на восток промы­шленных предприятий, материальных ценностей и лю­дей. Тяжелая обстановка на фронтах Великой Отечест­венной войны вынуждала проводить массовую эвакуацию одновременно с Украины, из Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Северо-Западного, а позднее и Центрального промышленных районов. Некоторым наркоматам ключе­вых оборонных отраслей пришлось ставить на колеса почти все свои заводы. Всего к концу 1941 г. на восток удалось переместить оборудование 2,5 тыс. промышлен­ных предприятий и свыше 10 млн человек;

Перевод тысяч заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники и иной оборонной про­дукции. Так, при слиянии трех предприятий - базово­го Челябинского тракторного, Ленинградского Кировско­го (Ленинград) и Харьковского дизельного - возник крупнейший танкостроительный комбинат, справедливо названный в народе «Танкоградом». На основе предпри­ятий сельхозмашиностроения была создана минометная промышленность. В июне 1941 г. правительство приня­ло решение о серийном производстве реактивных мино­метных установок - знаменитых «катюш». Этим зани­мались 19 головных заводов в кооперации с десятками предприятий различных ведомств;

Ускоренное строительство новых промышленных объектов, способных заменить утраченные в первые ме­сяцы войны, налаживание системы кооперирования и транспортной связи между отдельными отраслями и вну­три их, нарушенной в результате эвакуации. Только за первый год войны было возведено 850 заводов разного профиля, шахт и рудников, электростанций, домен и мартеновских печей, прокатных станов, проложены ты­сячи километров железных и шоссейных дорог;

Надежное обеспечение народного хозяйства, преж­де всего промышленности, рабочими руками в новых


Необходимость и возможность в консолидации противников фашизма в национальном и международном масштабах обуславливалось также вовлечением в орбиту мировой войны все большего числа государств и народов, возрастанием сопротивления агрессору, пониманием массами того, что под угрозой оказалась вся цивилизация. И, тем не менее, вплоть до вынужденного вступления в войну Советского Союза западные державы так и не смогли образовать действенной коалиции. Причина этого заключалась в том, что объединению антифашистских сил мешали острые противоречия, попытки каждой из воевавших стран достичь в первую очередь своих национальных целей в войне, извлечь из нее максимальные выгоды.

История знает немало примеров сотрудничества такого типа. Так, несмотря на гарантии, данные Польше, практической помощи в отпоре агрессору в 1939 г. Англия, а также Франция ей не оказали. Спустя год уже Франция испытала на себе помощь союзной Англии. Французское командование рассчитывало удержать плацдарм в районе Дюнкерка совместно с английскими экспедиционными силами. Однако англичане покинули театр военных действий в тот момент, когда французы остро нуждались в их помощи.

Вопрос о создании антигитлеровского военно-политического союза стал решаться, лишь начиная со второй половины 1941 г., после вступления в войну Советского Союза. Реально мыслящие государственные и политические деятели Запада вынуждены были признать, что суверенное существование их стран находится в прямой зависимости от оборонной мощи и стойкости СССР. Эту точку зрения разделял, например, З. Стеттиниус, занявший в 1944 г. пост государственного секретаря США: «Если бы Советский Союз не удержал свой фронт, немцы получили бы возможность покорить Великобританию. Они были бы в состоянии захватить Африку, а затем создать плацдарм в Латинской Америке».

Учитывая сложившуюся обстановку, английское правительство, возглавляемое Черчиллем, первым из западных стран 22 июня 1941 г. заявило о поддержке Советского Союза в войне против гитлеровской Германии. «Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь» обещал британский премьер-министр. В англо-советском соглашении о совместных действиях в войне против Германии от 12 июля того же года отмечалось, что обе стороны будут оказывать друг другу всяческую помощь и поддержку в войне и не заключат с Германией перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия. Отношения СССР и Англии были скреплены соответствующим договором о союзе в воине против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе, а также о сотрудничестве и взаимной помощи СССР и Великобритании после войны. Необходимость обезопасить себя от фашистской угрозы диктовала администрации США основные направления во внешней политике. Вопреки яростным нападкам представителей крайней реакции - противников сближения с СССР правительство Рузвельта пошло по пути установления сотрудничества с Советским Союзом. На пресс-конференции 24 июня 1941 г. президент заявил, что США окажут «всю возможную помощь Советскому Союзу», оговорив, тем не менее, что приоритет в получении вооружения из Америки будет иметь Англия. Через год было подписано соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. США обязались снабжать Советский Союз оборонными материалами, а правительство СССР - содействовать укреплению обороны США, предоставив Соединенным Штатам ценное стратегическое сырье.

Общие принципы национальной политики США и Великобритании в условиях второй мировой войны и после нее были изложены в Атлантической хартии (август 1941 г.). В ней Рузвельт и Черчилль единодушно выразили мнение, что в интересах их собственных стран оказать помощь СССР вооружением и снаряжением. Однако главного - четкой формулировки основной задачи, то есть объединения всех усилий и ресурсов участников войны против агрессора для быстрейшего освобождения народов и стран, в этом документе не было.

Правительство СССР в целом одобрительно отнеслось к Атлантической хартии. 24 сентября 1941 г. на межсоюзной конференции в Лондоне посол СССР И. М. Майский огласил правительственную декларацию о поддержке принципов хартии. В декларации отмечалось, что практическое применение принципов Атлантической хартии должно неизбежно сообразовываться с обязательствами, нуждами и историческими особенностями той или иной страны. В ней, в частности, указывалось, что «основная задача, стоящая в настоящее время перед всеми народами, признавшими необходимость разгрома гитлеровской агрессии и уничтожения ига нацизма, заключается в том, чтобы сконцентрировать все экономические и военные ресурсы свободолюбивых народов для полного и возможно более скорого освобождения народов, стонущих под гнетом гитлеровских орд».

Значительную роль в развитии антигитлеровского военно-политического сотрудничества сыграла подписанная 1 января 1942 г. декларация 26 государств (Вашингтонская декларация), находившихся в состоянии войны с агрессорами. В ней содержалось обязательство каждого из подписавших ее правительств употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов фашистско-милитаристского блока, с которыми данный участник декларации находится в войне. Каждое правительство взяло обязательство сотрудничать с другими участниками декларации и не заключать сепаратного перемирия или мира с противником.

Идее полного разгрома вооруженных сил агрессивного блока и окончательной ликвидации фашизма, которую выдвинул Советский Союз в первые дни Великой Отечественной войны, соответствовала формула «безоговорочной капитуляции» Германии, Италии и Японии, провозглашенная США и Англией на Касабланкской конференции (январь 1943 г.). Это способствовало укреплению антигитлеровской коалиции.

Почему все же западные государства не только пошли на сближение с СССР, но и в составе антигитлеровской коалиции действовали в течение всей войны? Произошло это, прежде всего, потому, что и США, и Англия, и другие государства Запада в ходе второй мировой войны были сами заинтересованы в таком союзнике. В документе, подготовленном американскими правительственными учреждениями для Рузвельта накануне Крымской конференции, говорилось: «Мы должны иметь поддержку Советского Союза для разгрома Германии. Мы отчаянно нуждаемся в Советском Союзе для войны с Японией по завершении войны в Европе». А британский премьер, несмотря на классовую ненависть к СССР, вынужден был откровенно заявить, что необходимо «проталкивать помощь России», поскольку «ни одно другое капиталовложение не может принести более высокий военный дивиденд». Этими обстоятельствами, а также готовностью западных правительств сотрудничать с СССР в значительной мере определялся характер взаимодействий в рамках антигитлеровской коалиции.

Война убедительно доказала возможность использования в этом сотрудничестве самых разнообразных форм: конференций глав правительств, многосторонних и двусторонних встреч государственных и военных деятелей, обмен миссиями, посланиями.

За годы войны состоялись три конференции с участием глав правительств: Тегеранская в 1943 г., Крымская (Ялтинская) и Берлинская (Потсдамская) в 1945 г. На первых двух СССР, США и Англию представляли И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль, на Берлинской - И. В. Сталин, Г. Трумэн и У. Черчилль (с 28 июля 1945 г.- К. Эттли).

На этих конференциях рассматривались ключевые проблемы международной и военно-стратегической обстановки, обсуждались неотложные меры коалиционной политики и стратегии, обеспечения безопасности народов после завершения войны. Главное место в их работе занимали вопросы:

сокращение сроков войны; открытие второго фронта; ведение войны против милитаристской Японии и участие в ней Советского Союза; безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии; политика в отношении послевоенной Германии, а также европейских стран, воевавших совместно с ней; наказание военных преступников; сотрудничество при урегулировании международных проблем; программа демократического устройства послевоенного мира; создание организации международной безопасности и др. На конференциях нередко выявлялись расхождения по ряду военных и политических проблем, зачастую велась острая полемика. Но в конечном итоге принятые решения свидетельствовали о наличии у участников общей платформы в оценке обстановки.

Конференции глав правительств трех великих держав имели важное международное значение. Их созыв и работа воспринимались мировой общественностью как проявление реалистического подхода к решению сложных вопросов ведения войны, ее завершения и послевоенного устройства мира. Истинный смысл политики Тегерана, Ялты и Потсдама заключался в том, что она была нацелена на долговременное сотрудничество великих держав, взявших на себя ответственность за уничтожение фашизма и послевоенное сохранение мира.

Принятые на конференциях документы свидетельствуют, то стремление народов к миру и безопасности может быть практически воплощено в жизнь при условии взаимного понимания и доверия между государствами независимо от их общественного строя. Они доказали реальную возможность согласования международных проблем путем переговоров. Результаты работы конференций глав правительств СССР, США и Великобритании отражали процесс складывания в Европе и во всем мире нового соотношения сил, свидетельствовали о возросшем авторитете Советского Союза и его роли на международной арене.

Актуальные проблемы обсуждались на ряде других международных конференций, проходивших в Москве, Думбартон-Оксе (Вашингтон), в Сан Франциско.

Интересам общего дела служила переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании. Ценность и важность ее заключались в том, что в условиях войны, охватившей почти все страны и континенты, личные контакты были крайне затруднены. При этом нельзя было не учитывать и происки фашистской агентуры. Можно напомнить в этой связи встречу И. В. Сталина, Ф. Рузвельта и У Черчилля в Тегеране, во время которой агенты нацистской Германии готовили акцию по физическому уничтожению руководителей правительств союзных держав. Всего за 1941-1945, гг., по имеющимся данным, насчитывается 900 документов переписки. Содержание ряда посланий Ф. Рузвельта и У. Черчилля было сообщено И. В. Сталину в устной форме через соответствующих представителей. Переписка свидетельствует о конструктивном подходе руководителей Советского Союза, Соединенных Штатов и Великобритании к сложнейшим проблемам политического и военного характера. Плодотворному сотрудничеству в ведении вооруженной борьбы способствовали также личные контакты и переписка верховных главнокомандующих вооруженными силами, встречи начальников генеральных штабов и военных экспертов, учреждение и функционирование военных миссий при штабах вооруженных сил, присутствие в органах командования военно-морского флота США групп советских офицеров связи.

На основе взаимной договоренности решались такие конкретные вопросы, как прикрытие конвоев кораблей и судов, нанесение совместных ударов по врагу силами авиации, предоставление аэродромов на территории СССР для авиации США и Англии. Согласовывались планы стратегической дезинформации противника. Союзники договорились о рубежах встречи советских и англо-американских войск на завершающих этапах войны в Европе и Азии. Примерами согласованных военных действий участников коалиции являются высадка американо-английских войск во Франции и новые мощные удары Советской Армии. Чтобы поддержать союзников, Вооруженные Силы СССР, как было обусловлено ранее на Тегеранской конференции, развернули летом 1944 г. стратегическое наступление. Они нанесли сокрушительные удары по немецко-фашистским войскам под Ленинградом, в Прибалтике, Белоруссии, Западной Украине и Молдавии. В результате Германия оказалась зажатой в тисках. С открытием второго фронта координация военных действий Советской Армии с вооруженными силами США и Англии стала более конкретной.

Нельзя было успешно бить общего врага на полях сражений без материально-технического обеспечения войск, четко налаженных экономических связей. Уже 24 июня 1941 г. американское правительство объявило о размораживании советских фондов в США, спустя месяц - о неприменении закона о нейтралитете в отношении СССР. Советский Союз получил возможность приобретать в Соединенных Штатах за наличный расчет военные материалы, американским торговым судам разрешался заход в советские порты. Было продлено действие советско-американского торгового соглашения, заключенного 4 августа 1937 г. Эти и другие конкретные меры представляли собой действенные шаги на пути развития советско-американского сотрудничества. В соответствии с решениями Московской конференции трех держав (сентябрь октябрь 1941 г.) осуществлялись поставки вооружения, промышленного оборудования и продовольствия в СССР, а также встречные советские поставки сырья и товаров в США и Англию. Такая помощь способствовала достижению общей цели - разгрому фашистского агрессора. Однако подписанное в Москве соглашение имело ряд недостатков. Потребности военного снабжения СССР, как писал И. В. Сталин У. Черчиллю 3 октября 1941 г., не исчерпывались «согласованными на конференции решениями, не говоря уже о том, что ряд вопросов отложен до окончательного рассмотрения и решения в Лондоне и Вашингтоне…». Кроме того, это соглашение охватывало небольшой период времени (о октября 1944 г. по 30 июня 1942 г.), что затрудняло советскому командованию перспективное планирование военных операций.

СССР шаг за шагом настойчиво боролся за вовлечение в коалицию новых стран, в том числе тех, которые оказались под пятой фашистских захватчиков. 18 июля 1941 г. Советское правительство заключило с эмигрантским чехословацким правительством соглашение, предусматривавшее оказание взаимной помощи в войне с гитлеровской Германией, создание на территории СССР национальных чехословацких воинских частей. 30 июля аналогичное соглашение было подписано Советским Союзом и польским правительством, которое также находилось в эмиграции. 26 сентября того же года правительство СССР уведомило генерала Ш. де Голля, что оно признает его как руководителя патриотов, сплотившихся вокруг возглавляемого им Национального комитета «Свободная Франция». Процессу консолидации стран и народов способствовали в первую очередь героическая, самоотверженная борьба советского народа против гитлеровских варваров, победы Вооруженных Сил СССР над вермахтом. Если до нападения Германии на Советский Союз противниками фашистского блока были 18 государств, то к концу войны их насчитывалось более 50. Ведущая роль СССР в антигитлеровской коалиций проявлялась также в т что на всех этапах и уровнях военно-политического сотрудничества с западными государствами инициатива, как правило, принадлежала Советскому Союзу. Именно по его конструктивным предложениям проведены многие важнейшие двусторонние и многосторонние международные переговоры и встречи. СССР активно участвовал в разработке совместных соглашений и договоров.

Под воздействием освободительного характера войны, которую вел СССР, росла солидарность широких народных масс западных государств с советским народом. Его героическая борьба против фашистского нашествия вызывала у многих народов чувство глубокой симпатии и уважения. В странах коалиции возникло массовое движение солидарности с СССР. Трудящиеся все прогрессивные силы США, Англии и других государств требовали от своих правительств выполнения союзнических обязательств. На демонстрациях, митингах, собраниях, в письмах, обращениях в адрес парламентов и правительств твердо звучал их призыв активизировать военные действия, оказать Советскому Союзу всемерную помощь. Интернациональная солидарность народов в войне против агрессоров убедительно показывала, что антигитлеровская коалиция объединяла не только государства, где был также боевой антифашистский союз народов, что явилось закономерным следствием освободительного характера войны с фашизмом.

Народы различных стран и континентов объединяло стремление отстоять права и свободы, сохранить материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Игнорировать широкое общественное мнение, массовое антифашистское движение правящим кругам западных государств было невозможно. Конечно, в ходе войны не могли исчезнуть противоречия, обусловленные различием социально-политических систем СССР и западных государств - участников антигитлеровской коалиции. Они проявлялись и в отношении к характеру и конечным целям войны, и в решении возникавших военных и политических проблем. По-разному, например, СССР и его западные союзники относились к выполнению своих обязательств. Советское государство точно и своевременно их выполняло, хотя зачастую это было сопряжено с огромными трудностями. Иной позиции придерживались западные деятели. «Было бы катастрофой, - признавался Черчилль, - если бы мы твердо соблюдали все свои соглашения». И это не просто откровение одного из ведущих лидеров Запада. Подобное мнение разделяли и некоторые другие руководители империалистических государств.

Известно, в сколь неблагоприятном положении оказался СССР в первые месяцы после вероломного и внезапного нападения на него фашистской Германии. Однако обращение Советского правительства с целью побудить Великобританию к более активному ведению войны против общего врага осталось без последствий. Ссылки английского политического и военного руководства на недостаточность сил не имели веских оснований. Ведь к концу1941 г. на Британских островах находилось более ЗО боеспособных дивизий с частями усиления. Хотя всем мире даже не сведущим в военном деле людям была ясна исключительная важность открытия второго фронта в Европе, руководители США и Великобритании, особенно Черчилль, не торопились с высадкой своих войск в Северной Франции. Исторические факты, документы свидетельствуют, что они рассчитывали на ослабление и Германии, и СССР. Ускорить этот шаг их заставило то обстоятельство, что на советско-германском фронте крах вермахта был предрешен. Что же касается Советского Союза, то он точно в определенные взаимными соглашениями сроки вступил в войну с милитаристской Японией.

Не лучше вели себя союзники СССР и в торгово-экономической области. С октября по декабрь 1941 г.. Советский Союз недополучил от Англии одну шестую часть самолетов, более половины танков, предусмотренных московским протоколом 1941 г. США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. поставили СССР менее одной трети обещанных самолетов и средних танков, а так же менее одной пятой части грузовых автомобилей. Советский Союз строго выполнял взятые на себя обязательства. Его поставки США и Англии были своевременны и выполнялись полностью. На Западе не было единого мнения относительно основных военно-политических принципов сотрудничества. Многие политические и военные деятели в начале Великой Отечественной войны выражали неверие в способность Советского Союза преградить путь агрессии. А в наиболее реакционных кругах не оставлялись попытки найти общий язык с фашистскими лидерами. В меморандуме, составленном американским дипломатом Дж. Дависом, прямо указывалось: «...в нашей стране есть значительные группы людей, ненавидящие Советы до такой степени, что они желают победы Гитлера над Россией».

Печальную известность получило признание Черчилля, высказанное им в конце войны: «советская угроза в моих глазах уже встала на место нацистского агрессора». Не случайно, что еще не отгремели орудийные залпы на полях сражений в Европе, а западные реакционные силы уже начали проводить линию на разрыв союза с СССР. На Берлинской конференции президент США Трумэн занял по отношению к Советскому Союзу жесткую позицию, используя в качестве главного козыря только что испытанную в США атомную бомбу.

Несмотря на огромные трудности, объединение государств и народов в борьбе против фашистской Германии и милитаристской Японии было фактом. Обстановка в Европе, Азии и во всем мире обязывала вести совместные действия в интересах разгрома общего врага. Антисоветизм в идеологии и политике США и Англии оказался не в состоянии подорвать растущий авторитет СССР среди народов мира. Военно-политический союз государств с различным общественным строем был действенным, ибо перед ним стояли и практически решались задачи, отвечавшие национальным интересам всех его участников. Практика военно-политического сотрудничества Советского Союза с западными государствами в рамках антигитлеровской коалиции показала, и это один из существенных уроков войны, что между странами с различным общественным строем могут быть достигнуты взаимоприемлемые решения по сложнейшим проблемам войны и мира. Если в годы войны они сотрудничали, и сотрудничали успешно, то в современных условиях необходимость такого сотрудничества возрастает еще больше. Оно необходимо для того, чтобы спасти мир от ядерной катастрофы.