Понятие, особенности, функции международного права. Понятие и предмет регулирования международного права Международное право понятие предмет принципы

Понятие предмета международного права

Определение 1

Предмет международного права представляет самбой совокупность норм международно-правового характера, которые самостоятельно регулируют различные отрасли права, в том числе в сфере международных отношений и внутригосударственных отношений.

Говоря о роли международного права в современном мире, нельзя не отметить, что она постоянно растет. Это происходит в связи с тем, что ряд проблем и процессов постоянно повторяется, а государство не в силах разрешить, урегулировать их с помощью внутригосударственного права на территории одного государства.

Замечание 1

При этом область международного права выступает в качестве одной из наиболее сложных отраслей права, далеко не всегда освещенных в юридической теории. В данной сфере имеется множество проблем и противоречий, а также пробелов, которые требуют регулирования либо путем принятия новых нормативных актов, либо путем проработки международно-правовых принципов. Некоторые проблемы в данной сфере получают весьма неоднозначную трактовку, что связано, прежде всего, с тем фактором, что международное право имеет тесную связь с международной политикой. Такая позиция только осложняет ситуацию в данной сфере.

Отдельные особенности данной отрасли права проявляются в сфере действия международных норм права, которая регулирует широкий круг правоотношений, в том числе и между государствами, выступающими в качестве субъектов международного права. Определенные особенности имеют обычаи международного права, особенности отношений субъектов, источники, а также специфика правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Международное право очень сильно отличается от внутригосударственного права, что, прежде всего, обусловлено спецификой предмета международного права. Оно направлено на урегулирование отношений между несколькими суверенными государствами, то есть между двумя и более государствами.

Таким образом, под предметом международного права понимается специфика правового регулирования отрасли, то есть совокупность международных отношений, которые складываются между различными субъектами международного права, например, государствами, организациями, народами и так далее.

Предмет международного права является очень широким понятием, так как сфера международно-правовых отношений очень широко охватывает различные сферы, например, следующие:

  • политическая;
  • экономическая;
  • правовая;
  • культурная и т.д.

Из этого мы можем сделать вывод, что взаимодействие между государствами осуществляется в самых различных сферах, и не только касающихся экономического и политического развития государств, но и культурного, экологического, а также иных сфер.

Метод международного права

Под методом международного права понимают особый способ воздействия данной отрасли права на предмет их регулирования. Так же, как и в других отраслях права, здесь применяются два основных метода регулирования:

  • диспозитивный;
  • императивный.

Первый метод означает на специфику такого правового регулирования, при котором любые требования носят рекомендательный характер, то есть правовое регулирование основывается на правосознание субъектов права. При императивном методе применяются властные полномочия субъектов права, например, международных организаций, при котором субъекты права обязаны исполнять все требования, которые выдвигаются в отношениях них. Соответственно, у любых субъектов права имеются права и обязанности, то есть они обладают правоспособностью, дееспособностью, также имеется деликтоспособность, то есть способность отвечать за совершенные правонарушения.

Специфика методов международного права

Несмотря на наличие различных методик правового регулирования международное право выступает в качестве самостоятельной и цельной правовой системы. В то же время, основываясь на нормах Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры выступают лишь в качестве составной части правовой системы России, при этом, обладая приоритетом по отношению к национальному законодательству, международные нормы не обладает приоритетом по отношению к нормам Конституции. Однако даже такое положение порождает значительные дискуссии в сфере международного права.

Освоение методов международного права позволяет выполнить различные задачи, стоящие на сегодняшний день перед мировым сообществом. А именно:

  • обеспечить равенство всех субъектов международного права, в особенности государств;
  • урегулирование конфликтов любым мирными способами, с целью недопущения создания военной ситуации;
  • разрешение глобальных проблем, которые стоят сегодня перед человечеством, в том числе в экологической сфере, в политической сфере, в экономической сфере и так далее.

Замечание 2

Также необходимо учитывать необходимость защиты прав и свобод человека и гражданина на территории всех государств. Если выявляется нарушение государством прав и свобод человека и гражданина, несмотря на то, что нарушение происходит внутри государства, оно должно нести ответственность за содеянное, а нарушенные права и свободы должны быть в обязательном порядке восстановлены.

Использование императивного и диспозитивного методов позволяет также сформировать нормативно-правовые документы в данной сфере, которые носили бы как обязательный, так и рекомендательный характер. Говоря о сфере международного права, необходимо отметить, что основные документы здесь носят рекомендательный характер. Международные документы приобретают обязательный характер, если они подписаны государствами, а также ратифицированы в установленной форме. Тогда за их нарушение следуют санкции.

Реализация санкций производится соответствующими уполномоченными органами, которые должны обеспечивать исполняемость международных документов и нередко закрепляются в них самих. Основная методика разрешения всех конфликтов – это мирное их разрешение. Однако в случае массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, геноцида, угроза применения оружия массового поражения могут быть применены военные силы.

Многочисленные определения МП можно разделить на две группы:

1. Определения, в которых в качестве отличительной особенности международного права указывается на способ образования его норм. Например: «Международное право - это система юридических принципов и норм, которые создаются государствами и другими субъектами международного права».

2. Определения, характеризующие рассматриваемую отрасль права по предмету регулирования. Например: «Международное право в его юридическом (нормативном) аспекте – это, прежде всего, совокупность юридических норм, которые регулируют межгосударственные (в широком плане - международные) отношения».

Существуют различные варианты определений такого рода: к объектам регулирования, кроме отношений государств, некоторые ученые относят отношения международных организаций; наций (народов), борющихся за свое освобождение; «других субъектов международного права», причем имеются к виду правообразующие субъекты.

Иногда в качестве отличительной черты международного права указывается и способ образования норм международного права, и предмет его регулирования. «Международное право - система принципов и норм, находящих применение в отношениях между всеми государствами независимо от их социального строя».

Отношения, регулируемые международным правом - это отношения между государствами - двусторонние и многосторонние; между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; между международными межправительственными организациями.

Специфика международных, межгосударственных отношений заключается в том, что они по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Можно выделить три категории дел (вопросов), которые характеризуют предмет международного регулирования:

Дела, которые по своей сути являются межгосударственными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства, не могут решаться односторонними актами государства, так как затрагивают общие интересы. Это международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим открытого моря, космического пространства.

Дела, хотя и не связанные с общечеловеческими интересами, но разрешимые только совместными усилиями двух или нескольких государств на основе учета взаимных интересов. Это установление и режим государственной границы, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда.

Дела, урегулирование которых относится к внутренней компетенции каждого государства, но которые в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств. Это обеспечение и защита прав и свобод человека, оказание помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

Своеобразие международного права в сравнении с внутригосударственным:

Во-первых, по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только «в том числе», отдавая приоритет внут­ренним отношениям в данном обществе.

Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права - главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государственно-подобные образования и т.д.).

В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.

В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются «сверху вниз», то международно-правовые нормы – «горизонтально».

В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного госу­дарства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.

В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и, прежде всего, его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.

Международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.
Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.
Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.
Международное право регулирует и отношения немежгосударственного характера - т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Международное право характеризуется универсальностью:

  • в субъектной сфере (все государства, независимо от количества населения, степени развития, размера территории обладают равными правами и обязанностями в международных правоотношениях, любая нация имеет право на самоопределение);
  • в пространственной (космическое пространство, дно Мирового океана является объектом регулирования международного права).

Международное право - антидискриминационное право, не признающее ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию. Запрещается умаление прав человека по мотивам национальности, языка, пола, религии, принадлежности к социальной группе.
Геноцид (политика государства, направленная на уничтожение нации, народности, этнической группы), апартеид (узаконенное государством разделение и ограничение прав населения по расовому признаку) квалифицируются международным правом как преступление против человечества.
Демократическое содержание международного права проявляется в закреплении таких общечеловеческих ценностей, как справедливость, права человека, равенство больших и малых народов, невмешательство во внутренние дела государств, неприменение силы или угрозы силой.
Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную.
Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок и стабилизировать его.
Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами иобязанностями.
Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе применить меры ответственности и санкции, предусмотренные международным правом.

  • 6. Роль актов международных конференций и международных организаций в мп регулировании.
  • 8. Субъекты мп: понятие и виды. Международная правосубъектность фл.
  • Классификация в зависимости от статуса
  • В зависимости от участия в создании норм международного права
  • Международная правосубъектность индивидов
  • 9. Государство – как субъект международного права
  • Аномальные субъекты - Ватикан и Мальтийский Орден.
  • 10. Участие субъекта рф в международных отношениях.
  • 11. Признание государств и правительств.
  • Акты регулирующие правопреемство:
  • Объекты правопреемства:
  • 13.Правопреемство в отношении международных договоров.
  • 14. Правопреемство в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.
  • 15. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср.
  • 16) Ответственность в мп: основание, виды.
  • 17) Международные судебные органы: общая характеристика.
  • 18) Международное право в деятельности российских судов.
  • 20) Международный договор: понятие, структура, виды.
  • 21) Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.
  • 22) Согласие на обязательность мд. Ратификация мд. Депозитарий и его функции.
  • 23) Ратификация международных договоров рф: основания, процедура.
  • 24) Оговорки к мд.
  • 25) Вступление в силу мд.
  • 26) Регистрация и опубликование мд.
  • 27) Недействительность мд.
  • 28) Прекращение действия мд.
  • 29) Обсе (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
  • 30) Оон: история, устав, цели, принципы, членство.
  • 31) Генеральная Ассамблея оон.
  • 32) Совет безопасности оон.
  • 33) Операции оон по поддержанию мира.
  • 34) Международный суд оон.
  • 35) Содружество независимых государств.
  • 36) Совет Европы.
  • 37) Европейский Союз.
  • 39) Система органов внешних сношений.
  • 40) Дипломатическое представительство: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 41) Консульское учреждение: понятие, порядок создания, виды, функции.
  • 42) Привилегии и иммунитеты диппредставительств и консульских учреждений.
  • 43) Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских дл.
  • 44) Понятие территории в мп. Классификация территорий по правовому режиму.
  • 45) Государственная территория: понятие, состав, правовой режим.
  • 46) Государственная граница: понятие, виды, прохождение, порядок установления.
  • 47) Режим границ. Пограничный режим.
  • 48) Внутренние морские воды: состав, правовой режим.
  • 49) Территориальное море: порядок отсчета, правовой режим.
  • 50) Исключительная экономическая зона: понятие, правовой режим.
  • 51) Континентальный шельф: понятие, правовой режим.
  • 52) Открытое море: понятие, правовой режим.
  • 53) Район дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции: понятие, правовой режим.
  • 54) Правовой режим космического пространства и небесных тел.
  • 55) Правовой статус космических объектов. Ответственность за ущерб, причинённый ко.
  • 56) Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией в международном воздушном пространстве.
  • 58) Международные стандарты прав и свобод человека. Правовое регулирование ограничений п. И с. Ч.
  • 59) Международные механизмы обеспечения и защиты п. И с. Ч: общая характеристика. Международные органы по защите п. И с. Ч.
  • 60) Европейский суд по правам человека: цель, компетенция, структура, характер принимаемых решений.
  • 61) Порядок рассмотрения индивидуальных жалоб в еспч.
  • 62) Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус иг: мп регулирование.
  • 64) Преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления).
  • 65) Преступления международного характера.
  • 66) Международный организационно-правовой механизм борьбы с преступностью. Интерпол.
  • 68) Правовая помощь по уголовным делам: общая характеристика.
  • 79-80) Выдача лиц для привлечения к ответственности или для приведения приговора в действие и передача осужденных для отбывания наказания.
  • 71) Система коллективной безопасности.
  • 82) Применение силы по современному международному праву: правовые основания и порядок.
  • 83) Разоружение и меры укрепления доверия.
  • 84) Вооруженные конфликты: понятие, виды.
  • 74) Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
  • 75) Защита жертв войны.
  • 76) Окончание войны и её правовые последствия.
  • 1.Международное прав: понятие и предмет регулирования. Система международного права.

    Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

    Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

    Между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;

    Между государствами и международными межправительственными организациями;

    Между государствами и государствоподобными образованиями;

    Между международными межправительственными организациями.

    2. Применение международного права в сфере внутригосударственных

    отношений.

    3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды.

    Нормы - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП, рассчитанные на неоднократное применение.

    У международно-правовых норм есть свои особенности:

      В предмете регулирования. Регулирует межгосударственные отношения и иные.

      В порядке её создания. Норма создается не в результате повелевания, а в результате согласования интересов.

      По форме закрепления. Выделяют:

      1. Нормы, закрепленные в договоре

        Обычные нормы

    В МП нет специальных нормотворческих органов, нормы МП создаются самими субъектами МП, преимущественно государством.

    В процессе создания норм – 2 стадии:

    1.достижение соглашения относительно содержания правила поведения

    2.выражение согласия на обязательность данного правила поведения.

    Классификация норм международного права:

      По юридической силе

      • Императивные

        Диспозитивные

      По сфере действия

      • Универсальные нормы (не ограничены не территориально, ни числом участников)

        Локальные нормы (ограниченные; например, устав СНГ)

        • Региональные

          Нерегиональные

      По числу участников

      • Многосторонние нормы

        Двусторонние нормы

      По методу регулирования

      • Обязывающие нормы

        Запрещающие нормы

        Управомочивающие нормы

      По форме закрепления

      • Документально-закрепленные нормы

        Обычные нормы

    4. Принципы международного права: понятие и акты их закрепляющие и конкретизирующие.

    Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

    Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года

    В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

      Принцип неприменения силы и угрозы силой

    Впервые этот принцип был закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ОНН, впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

      Принцип разрешения международных споров мирными средствами

    Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН. Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года. Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

      Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

    Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в декларации о принципах международного права 1970 года. Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

      Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

    В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства.

      Принцип равноправия и самоопределения народов

    Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. В соответствии п. 2 ст. 1 Устава ООН, одна из важнейших целей ООН - «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

      Принцип суверенного равенства государств

    Данный принцип отражен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

      Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

    Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен в Уставе ООН, Сог1ласно п. 2 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».

      Принцип нерушимости государственных границ

    Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. А далее в декларациях ООН 1970 о принципах и СБСЕ 1975 года.

      Принцип тер11риториальной целостности государств

    Этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, который запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

      Принцип уважения прав человека и основных свобод

    Обозначен в преамбуле Устава ОНН и в различных декларациях. Являются внутренним делом государства.

    "

    международное частное право межгосударственный

    Международное частное право (МЧП) как самостоятельная юридическая наука возникла относительно недавно - в середине XIX века. Одним из основателей считается Джозеф Стори, который в 1834 году выпустил книгу под названием "Комментарий к коллизии законов”. В ней впервые была предпринята попытка комплексного анализа проблем МЧП и упомянут сам термин "международное частное право" (private international law). МЧП возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем внутреннего законодательства, каждая из которых по-своему регулирует одни и те же общественные отношения. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права - физических и юридических лиц одного государства - в правоотношении участвует "иностранный элемент", появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Международное частное право регулирует отношения с иностранным элементом, в которых одной из сторон являются юридические и физические лица. Итак, международное частное право это совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные частноправовые отношения, осложнённые иностранным элементом. Такие правоотношения возникают при заключении внешнеторговых сделок, лицензионных договоров, патентирования изобретений за границей, заключении брака между лицами с различным гражданством и во многих других случаях. Их регулирование возможно как путем заключения международных договоров, так и созданием норм внутреннего законодательства. Отношения с иностранным элементом могут регулироваться также международным и внутренним обычаем (например, обычаи морского порта), судебным и арбитражным прецедентом (в странах, где действует общее право) и решения международных организаций. Целью любого правового регулирования является упорядочение общественных отношений, подпадающих под юрисдикцию определенного государства. Уникальность международного частного права состоит в том, что отношения урегулированные этой отраслью права, находятся за пределами юрисдикции одного государства.

    Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права. Особенности международного права заключаются в следующем:

    • 1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.
    • 2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.
    • 3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально - через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно - через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).
    • 4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.
    • 5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

    Как особая система права Международное право отличается собственным предметом регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правовой регламентации, по субъектному составу можно разделить на межгосударственные и не межгосударственные.

    К межгосударственным относятся отношения:

    • 1) Между государствами (например, отношения по сокращению вооружённых сил);
    • 2) Между государствами и нациями, борющимися за независимость (к примеру, оказание помощи государствами народу по обретению независимости);

    Нормы МП направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами межгосударственных отношений - государствами. Собственно говоря, до самого недавнего времени МП складывалось исключительно как межгосударственное.

    Отношения не межгосударственного характера означают те отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвычайно расширился и многие отношения (например, борьба с преступностью) перешли из категории "дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства" в сферу "общих интересов государств".

    Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.