Международное космическое пространство. Космическое право в современном международном праве

МКП - это система юридических норм, договорных и обычных, регулирующих отношения, возникающие между субъектами международного права в связи с исследованием и использованием космического пространства и небесных тел.

Объект международного космического права

Объектом международного космического права в самом общем смысле слова являются правомерные космические отношения, возникающие между государствами и создаваемыми ими межгосу­дарственными космическими организациями, такие, как установление режима космического пространства, естественных и искусственных тел, вопросы контроля за использованием космоса, ответственности субъектов космической деятельности.

1 . В качестве материальных объектов (предметов ) можно рас­сматривать само космическое пространство, его уникальные особенности или «процессы» - невесомость, солнечный ветер, нали­чие таких геопозиций, которые дают особые преимущества распо­ложенным на них КС и ИСЗ, как геостационарная орбита (ГСО).

Геостационарная орбита расположена на высоте около 36 тыс. км над Землей в районе экватора. Она представляет собой геометрическую позицию, в которой разме­щенный объект ведет себя по отношению к Земле иначе, чем если бы он был размещен в каком-либо ином месте космического про­странства. Геостационарный спутник - спутник Земли, период обращения которого равен периоду вращения Земли вокруг своей

оси. Иными словами, это геосинхронный спутник, прямая и круговая орбиты которого лежат в плоскости земного экватора и который вследствие этого остается неподвижным относительно Земли. Такие спутники имеют огромное значение для научной, культурной, технической и иных видов деятельности государств. ГСО относится к категории ограниченных природных ресурсов, этому ее использование должно контролироваться сообществом. В настоящее время такой контроль осуществляется Международным союзом электросвязи (МСЭ).

2 . Следующая группа объектов представлена широким спектром естественных небесных тел В первую очередь это те из них, которые не заселены другими цивилизациями. Среди этой группы следует выделить как тела, имеющие постоянные орбиты , так и не имеющие их; тела, достигающие Земли естественным путем: астероиды, метеоры, метеориты и принадлежащие государствам, на территории которых они обнаружены.

3. Особый вид объекта космических отношений составляют искусственные небесные тела , - космические объекты. В этой категории находятся непилотируемый и пилотируемые космические аппараты, обитаемые и необитаемые орбитальные станции, станции и базы на Луне и естественных небесных телах, это нефункционирующие спутники или это отработанные блоки ракет-носителей. и космический мусор

Субъекты международного космического права.

Субъектом международного космического права являются государства и обра­зованные ими международные межгосударственные организации (ММГО=ММПО).

1) Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, подразделяются на «запускаю­щие» государства и государства регистрации.

2) В качестве ММГО выступают следующие организации: ИНТЕЛСАТ(Международная организация спутниковой связи), ИНМАРСАТ(Международная организация морской спутниковой связи), ЕКА(Европейское космическое aгентство), ЕВТЕЛСАТ(Европейская организация спутниковой связи), ЕВМЕТСАТ(Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников), АРАБСАТ: (Арабская организация спутниковой связи).

3) На основе межгосударственных соглашений могут создаваться и неправительственные организации, объединяющие национальные юридические лица для коммерческой деятельности в космосе.Примеры-европейский концерн Arianspase, компания Iridium Satellite, ракетно0космический консорциум «Морской старт».

Особую группу составляют организации системы ООН - рабочие органы главных органов ООН и специализированные учреждения ООН - ИКАО, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО и др. заинтересованные в результатах космических исследований.

Источники международного космического права.

Под источни­ками международного космического права следует понимать международные договоры и обычаи, в форме которых объективируются юридические нормы отрасли.

Источниками отрасли, без учета основных принципов межд. права, являются многосторонние (в том числе универс. и региональные) и двусторонние договоры и обычаи. Особое место среди них занимают кодифицирующие универсальные договоры.

1. Важнейшим из них является

1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела космосе 27.01.1967).

2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.,

3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами ответственности 1972 г.,

4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство1975 г.;

5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

2 . Условно к источникам отрасли относятся отдельные положения договоров, связанных с космической дея­тельностью или пространством, например: Договора о всеобъем­лющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Конвенции о за­прещении использования природной среды в военных или любых враждебных целях 1977 г., Конвенции об оперативном оповеще­нии о ядерной аварии 1986 г., уставные договоры международных космических организаций , (например, Соглашение о Международ­ной организации спутниковой связи ИНТЕЛСАТ 1968 г.).

3 . Для отрасли в качестве источников выступают обычно-правовые нормы, которые регулируют границы воз­душного и космического пространства, вход космических аппара­тов и искусственных спутников Земли в суверенное воздушное пространство других государств. Важнейшие из них также имеют универсальный характер.

4 . В качестве источников МКП выступают также следующие резолюции, подготовленные Комитетом Генеральной Ассамблеи и принятые ООН:

1) Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевещания, в 1986 г. -

2) Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса, в 1992 г. -

3) Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992 г.,

4) Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства в 1982 г

5 .. Многие государства - участники космической деятельности имеют законодательство о космической деятельности в космосе. В США действует Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства 1958 г., о коммерциализации дистанционного зондирования Земли 1984, в Швеции - Закон о космической деятельности 1982 г., в Великобритании - Закон о космическом пространстве 1986 г., в Италии - Закон об учреждении национального центра космических исследований 1988 г., в РоссииЗакон о космической деятельности 1993 г. с последующей редакцией в 1996 г., аналогичные законы были приняты в Франции и других странах, На основании Закона, универсальных актов отрасли заключа­ются международные договоры России с иностранными государст­вами и межгосударственными организациями. Так, в 1998 г. между Правительством России и Европейским космическим агентством было заключено Соглашение относительно особого порядка ввоза и вывоза товаров для сотрудничества в исследовании и использова­нии космического пространства в мирных целях, в 2000 г. вступило в силу Соглашение о создании в рамках СНГ Межгосударственной финансово-промышленной группы «Интернавигация» по внедре­нию современных спутниковых технологий для развития навигаци­онной инфраструктуры СНГ на основе взаимовыгодной экономи­ческой деятельности как самими государствами, так и их предпри­ятиями и другими хозяйствующими субъектами, с США, КНР, Францией, Венгрией и др. странами.

Правовой режим космического пространства, естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов.

естественных небесных тел, космических объектов и космонавтов.

Принципы МКП.

Наибольшее значение для определения режима космоса в целом имеют основные принципы международного права - запреще­ния применения силы, мирного разрешения международных спо­ров, суверенного равенства государств, добросовестного выполне­ния международных обязательств, невмешательства в дела, входящие во внутреннюю функцию государства а также принципа сотрудничества государств.

Специальные принципы международного космического права. Основополагающее значение среди специальных принципов имеет принцип 1: запрещаются применение силы и угрозы силой, а также любые враждебные дейст­вия в космосе или из космоса в отношении Земли. Раскрывая это тре­бование, можно сказать, что запрещается использование космиче­ского пространства, Луны и небесных тел в качестве театра войны и военных действий как в космосе, так и в отношении Земли, для размещения военных станций, баз и укреплений, а также анало­гичная деятельность в мирное время с целью подготовки военных действий.

2. запрещающий национальное присвоение космическо­го пространства, Луны и других небесных тел , закрепленный в До­говоре по космосу 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Указанные пространства, являясь общим достоя­нием (космическое пространство) и наследием (Луна) человечест­ва, не могут быть «...собственностью како­го-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации или неправительственного уч­реждения или любого физического лица». Это же относится к их частям и ресурсам.

3.свобода исследования и использо­вания космоса на благо всех государств независимо от степени их экономического, научного развития или реального участия в кос­мической деятельности. Соответственно эта свобода ограничена требованием обра­щения добытых ресурсов на благо всех стран. Так, в случае обна­ружения природных ресурсов на небесных телах государства обя­заны информировать Генерального секретаря ООН, обществен­ность, международное научное сообщество. Заинтересованные государства могут претендовать на предоставление в их распоряжение образцов грунта и минералов, доставленных на Землю с небесных тел. В случае возможной эксплуатации природных ресурсов небесных тел государства обязуются установить режим, отвечающий интересам сообщества, однако добытые минералы и образцы принадлежат добывшим их государствам. Естественно, эта ситуация потребует в дальнейшем детального правового регу лирования.

4 .Принцип предотвращения вредного загрязнения космического пространства тесно связан с глобальной задачей охраны окружающей среды. Его содержание обязывает государства действовать «с предосторожностью», чтобы не наноситьущербкосмосу в процессе исследования и использования. Юридические обязательства государств по экологической защите космоса явля­ются важнейшим элементом его правового режима. Статья IX До­говора по космосу 1967 г. называет его в числе важнейших норм отрасли; в дальнейшем он конкретизируется в Соглашении о Луне 1979 г., Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, материалах конференции АЭРОСПЕЙС и др.

Государства обязуются использовать космос таким образом, чтобы избегать его загрязнения в результате антропогенной дея­тельности, предотвращать нарушение сформировавшегося равно­весия космической среды, для чего необходимо контролировать деятельность ядерных установок на, космических объектах, публи­ковать данные оценки ядерных источников энергии на борту кос­мических объектов до их запуска (ст. VII Соглашения о Луне 1979 г. и ст. 1 Конвенции об оперативном оповещении 1986 г.).

5. Принцип международной охраны космической среды. Он обязывает гос-ва не наносить ущерб космосу в процессе его исследования и использования.

Правовой режим космических объектов . Следствием деятельно­сти государств по исследованию и использованию космического

пространства является наличие в нем искусственных небесных} тел пилотируемых » непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием «космический объект» или «аэрокосмический объект». Находясь в космическом пространстве, они подчиняются действующему в космосе правопорядку. Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты - установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и в недрах небесных тел.

Тем не менее их режим имеет ряд особенностей. Конвент о регистрации 1975 г. требует от государства:

1) регистрации внесения его в национальный регистр и лее - в Реестр Генерального секретаря ООН 2) нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла быть проведена идентификация объекта или его частей в случи обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику (запуск «Радиоастрона» - уникального телескопа - высоту 360 тыс. км осуществлялся 18 странами, государством регистрации является Россия). Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

Во время нахождения в космическом пространстве на космический объект (или его части) и экипаж распространяется юрисдикция государства регистрации. Однако право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а также в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам. Положения о защите права собствен включаются в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве. Из новейших договоренностей можно сослаться на двустороннее Соглашение между Россией и Бразилией, вступившее в силу в 2002 г., а также на Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 г. между Канадой, Европейским космическим агентством, Россией, и Японией. Уникальность последнего заключается не в том, что каждая сторона в соответствии со сложившейся практикой сохраняет право собственности на элементы илиоборудование космической станции, но также и в том, что каждая сторона (партнер) регистрирует в качестве космических объектов предос­тавляемые им космические элементы и соответственно распро­страняет на них свое национальное законодательство.

Правовой статус космонавтов. Институт статуса космонавтов, сформированный в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернацио­нальных экипажей и космических туристов. Космонавтом - членом космического экипажа считается:

1) гражданин одного из участвующего в запуске государств;

2) выполняющий функциональные обязанности во время по­лета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

До появления Соглашения о МКС было принято считать, что космонавт - член экипажа независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации. Согласно ст. 5 Согла­шения 1998 г. государство - участник Соглашения «...сохраняет юрисдикцию и контроль... над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, ко­торые являются его гражданами». Что же касается статуса косми­ческих туристов, будь то орбитальная или расположенная на не­бесном теле станция, он определяется общим положением о юрисдикции государства регистрации объекта, если междуна­родными договорами не будет установлено иное.

В целом же космонавты рассматриваются как посланцы всего человечества, что возлагает на государства следующие обязанно­сти : оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной посадки на любой территории; предостав­лять терпящим бедствие на небесных телах лицам укрытие на сво­их станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; инфор­мировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания ме­рах, а также о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и на небесных телах, которые могли бы создавать уг­розу жизни и здоровью человека; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвраще­ния; использовать ресурсы своих космических объектов на небес­ных телах и в космическом пространстве для поддержания жизне­деятельности экспедиций. Международно-правовая ответственность в связи с деятельностью в космическом пространстве

Космическая деятельность субъектов международного права подчинена императивам основных принципов международного права, в соответствии с которыми к наиболее тяжким междуна­родным правонарушениям (преступлениям) относятся: развязы­вание и ведение военных действий в космосе; превращение кос­моса в театр войны или военных действий иным образом, несо­вместимым с мирным использованием космоса; использование космоса для ведения военных действий против Земли; милитари­зация космоса (например, испытания ядерного оружия, размещение на небесных телах баз и сооружений военного характера, вы­вод на околоземную или окололунную орбиты объектов с оружием | массового уничтожения; военное или иное любое использование" средств воздействия на космос, которое может иметь широкие,; долгосрочные или сопоставимые с ними серьезные последствия, используемое в качестве способов разрушения, нанесения ущерба, причинения вреда любому другому государству).

Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возни­кающие в результате нарушения иных, чем основные принципы норм международного права. Деликтом являются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. (например, несообщение Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедициях на небесные тела; нерегистрация запущенного в космос объекта; непредставление МАГАТЭ сведений об аварии и возможном заражении Земли радиоактивными материалами).

Еще одна категория деяний характеризуется наличием ущерба но причиненного без умысла, в результате деятельности, не запрещенной международным правом. Обязанность возмещения ущерба и в этом случае не отрицается, но касается только возмещения причиненного ущерба и не отягощается санкциями.

В известной мере можно говорить и о связанном с отраслью космического права институте уголовных преступлений междуна­родного характера. По крайней мере два состава можно считать сложившимися - присвоение и последующая контрабанда метео­ритов и ярко проявившееся в связи с аварией «Колумбии» в 2003 г. «космическое мародерство », т. е. присвоение упавших на Землю частей космического объекта физическими лицами с целью последующей наживы.

В Соглашение о Международной космической станции 1998 г. вводится новое для космического права понятие - уголовная от­ветственность космонавтов (по Соглашению - «персонала») за неправомерные действия на орбите, особенно затрагивающие жизнь или безопасность гражданина другого государства-партнера или причиняющие ущерб орбитальному элементу другого государ­ства. При определении уголовной юрисдикции учитывается, как следует из содержания ст. 22 указанного Соглашения, не место со­вершения преступления - внутри или вне орбитального элемента, принадлежащего государству национальности физического лица, а его гражданство. В порядке исключения может быть поставлен вопрос об осуществлении уголовной юрисдикции потерпевшим государством по его просьбе.

Особенности института ответственности в отрасли космиче­ского права:

1, в любом случае причинения ущерба из космоса Земле в отрасли действует принцип абсолют­ной ответственности, за исключением случаев, когда государства или иные участники действовали в космическом пространстве. В последнем случае ответственность каждого определяется его ви­ной.

2. Основным субъектом ответственности за космическую дея­тельность является государство. В случае участия в ней межгосу­дарственной организации ответственность наравне с ней несут го­сударства - члены организации.

3 Государство несет ответственность за деятельность в космо­се своих граждан, национальных юридических лиц.

4. Пострадавшее государство или международная межгосударственная организация имеют право на возмещение ущерба со стороны государств -причинителей и даже третьих государств, если ущерб", причиненный космическим объектом, представляет серьезную угрозу для окружающей космической среды или жизни лю­дей либо может серьезно ухудшить условия жизни населения (Конвенция об ответственности 1972 г.).

5. Претензия за ущерб предъявляется потерпевшей стороной как государству регистрации, так и любому (любым) участнику запуска. Таким образом, предполагается, что: а) ущерб возмещается на солидарной основе, б) возможно использование регрессного иска.

6. В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства-члены. Такой порядок, установленный Конвенцией об ответственности 1972 г., обеспечивает интересы истца.

7. В случае если потерпевшей оказывается сама международная организация, иск от ее имени может быть предъявлен одним из государств-членов.

8. Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допустить к ней своих физических лиц и их объединения, однако при этом оно не только имеет право защищать их интересы, но и обязано нести ответственность за их действия.

Ключевые термины и понятия

Международное космическое право; космическое пространство; частично демилитаризованная зона; небесные тела; полная нейтрализация; геостационарная орбита; делимитация воздушного и космического пространства; космический объект; космонавт; космическая деятельность; запускающее государство; международная ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами; международное непосредственное телевизионное вещание; дистанционное зондирование Земли; ядерные источники энергии; неправительственные юридические лица; коммерческая космическая деятельность; международное частное космическое право; международная гарантия в отношении подвижного оборудования.

Становление международного космического права

Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов международного права в области исследования и использования космического пространства и небесных тел.

Международное космическое право, по доктринальной оценке, прошло три этапа развития и в настоящее время находится на четвертом этапе.

Первый этап (1957–1967) начинается с разработки основ международного космического права. Пионерами в этой области были советский юрист Коровин (1934) и чешский юрист Мандль (1932).

Международные документы появились после запуска в СССР 4 октября 1957 г. первого в истории человечества искусственного спутника Земли и учреждения в 1958 г. в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН Специального комитета по использованию космического пространства в мирных целях (резолюция 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г.). Первая сессия этого комитета оказалась бесплодной, ее бойкотировали СССР, Польша, Чехословакия, Индия и Египет. Причиной этого явилось неадекватное представительство в комитете социалистических и развивающихся стран (по три от каждой группы) и США с союзниками (12 стран). Эта несправедливость была устранена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 г. (в состав комитета вошли 24 государства – 7 социалистических, 7 развивающихся и 10 капиталистических). Этот орган ГА ООН получил и новое название – Комитет по использованию и исследованию космического пространства в мирных целях (далее – Комитет ООН по космосу), и приобрел статус постоянного.

С этого времени Комитет проводит ежегодные сессии, а в 1962 г. он учредил Юридический и Научно-технический подкомитеты, которые также собираются ежегодно. С 1962 г. Комитет принимает решения на основе консенсуса. В его состав по данным на 2014 г. входят уже 76 государств.

В первых резолюциях, подготовленных с участием Комитета ООН по космосу, были сформулированы следующие принципы, регулирующие космическую деятельность:

  • – международное право, включая Устав ООН распространяется на космическое пространство и небесные тела;
  • – космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами;
  • – к государствам, производящим запуск аппаратов на орбиту или дальше, обращается просьба представлять Комитету ООН по космосу информацию для регистрации запусков;

Генеральному секретарю ООН предлагается вести общедоступную регистрацию информации, представляемой государствами, производящими запуск аппаратов;

  • – связь с помощью спутников должна стать доступной всем государствам на всемирной основе, исключающей дискриминацию;
  • – выраженное США и СССР намерение не размещать в космическом пространстве каких бы то ни было объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения и призыв ко всем государствам следовать этому намерению и воздерживаться от установки такого оружия на небесных телах или размещения такого оружия в космическом пространстве каким-либо другим образом.
  • 13 декабря 1963 г. Генеральная Ассамблея ООП приняла Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (резолюция 1962 (XVIII)). В ней нашли отражение положения предыдущих резолюций и ряд других принципов.

Текст данной Декларации, носящей рекомендательный характер, лег в основу юридически обязательного для государств – участников Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Договор был подписан 27 января 1967 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне и вступил в силу 10 октября того же года. По состоянию на 2014 г. участниками Договора являются 103 государства.

Принятие Договора по космосу завершило первый этап становления международного космического права. Оно стало новой отраслью международного права, отражающей специфические отраслевые принципы в данной области международных отношений:

  • – исследование и использование космоса осуществляются на благо и в интересах всех стран и являются достоянием всего человечества;
  • – космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами;
  • – космическое пространство и небесные тела свободны для научных исследований;
  • – космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению;
  • – космическое пространство и небесные тела исследуются и используются в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания мира и международной безопасности и развития международного сотрудничества;
  • – государства обязуются не выводить на орбиту объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения;
  • – Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях;
  • – космонавты считаются посланцами человечества в космос;
  • – государства несут международную ответственность за всю национальную космическую деятельность и ущерб, причиненный космическими объектами.

К этим принципам следует добавить запрещение испытаний ядерного оружия в космическом пространстве в соответствии с Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.

Второй этап (1968–1979) становления международного космического права характеризуется его бурным развитием. В этот период принимаются Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

Космическая деятельность приобретает экономический характер. Создаются международные организации, свидетельствующие о коммерциализации космической деятельности: Соглашение о Международной организации спутниковой электросвязи "Интелсат" 1971 г., Соглашение о создании международной системы и Организации космической связи "Интерспутник" 1971 г., которое было пересмотрено в 1997 г., Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи "Инмарсат" 1976 г., которая была пересмотрена в 1996 г., Европейское космическое агентство 1975 г.

В 1968 г. в Вене проводится первая всемирная Конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС-1).

Космическая деятельность с самого начала была неотъемлемой частью развития вооружений. Ведутся работы по созданию ударных спутниковых систем и противоспутникового оружия. В 1977 г. заключается Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, в которой, в частности, содержится обязательство не прибегать к военному или к любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Понятие "средства воздействия на природную среду" относится к преднамеренному управлению природными процессами для изменения динамики, состава или структуры Земли или космического пространства.

На этом этапе завершается успешная нормотворческая деятельность Комитета ООН по космосу, поскольку из-за противоречий между различными группами государств не удается вырабатывать юридически обязательные акты.

Вместе с тем на третьем этапе (1980–1996) принимаются важные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, содержащие декларации рекомендательного характера, но имеющие большое морально-политическое значение. Одобрены Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (1982), Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986), Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992) и принята Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран (1996).

На третьем этапе продолжалась борьба за предотвращение военного использования космоса. В 1981 г. СССР внес в ООН проект Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, а в 1983 г. – проект Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Оба проекта были переданы Конференции по разоружению, но по существу не обсуждались.

В 1987 г. были приняты Руководящие принципы, касающиеся передачи чувствительных оборудования и технологий, относящихся к ракетам (РКРТ). Режим РКРТ в настоящее время объединяет более 30 государств, включая США и Россию. Режим РКРТ представляет собой джентльменское соглашение "об односторонней сдержанности" в деле передачи третьим странам баллистических ракет и их технологий.

В 1982 г. в Вене состоялась вторая Всемирная конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях ЮНИСПЕЙС-П, основным итогом которой стало расширение Программы ООН по применению космической техники.

Возникновение международного космического права как самостоятельной тесно связано с началом практического исследования и освоения космического пространства. В течение нескольких дней после запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 1148 (XII) призвала к совместному изучению «системы инспекции, имеющей своей целью обеспечить, что запуск предметов в космическое пространство будет производится исключительно для мирных и научных целей». В 1958 году Генеральная Ассамблея ООН создает специальный Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС) и поручает ему изучение «характера правовых проблем, которые могут возникнуть при проведении программ исследования космического пространства». Данные резолюции, дополненные несколькими другими резолюциями Генеральной Ассамблеи, заложили основу международного права, регулирующего вопросы космической деятельности, и определили его общий характер и форму.

Ключевые принципы международного космического права изначально были задуманы и предложены публицистами в правовой доктрине. Анализ ранних представлений различных авторов, касающихся правового регулирования космической деятельности, обнаруживает их общую характерную особенность, а именно, что космическое пространство и небесные тела должны быть свободными для исследования и использования всеми государствами в соответствии с общими принципами международного права, включая Устав ООН, и не подлежат присвоению государствами. Таким образом, провозглашая свободу исследования и использования, в противовес созданию новых зон суверенитета, было заявлено, что космическое пространство должно служить интересам всего человечества.

Космическое пространство – уникальное и по сути новое поле деятельности человека. Природа и физические характеристики космического пространства таковы, что деятельность носит преимущественно международный характер. В то время как международные отношения регулируются международным правом, был сформирован ряд специфических норм и принципов, регулирующих деятельность государств в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела.

Развитие международного космического права.

Первостепенную роль в разработке международного космического права играла и продолжает играть ООН, в частности путем принятия резолюций Генеральной Ассамблеи. Не имеет существенного значения, обладают ли эти резолюции обязательным характером или являются простыми рекомендациями, открытыми для всестороннего обсуждения.

До первого запуска космического спутника аналогией наиболее близкой к космическому пространству было открытое моря – территория, принадлежащая всем, (res communis ). После запуска первых советских и американских спутников Генеральная Ассамблея ООН в рамках работы КОПУОС начала изучать правовые проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении космической деятельности. В резолюции 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 года Генеральная Ассамблея признала в качестве фундаментальной основы в деле освоения космоса ориентацию только на благо всего человечества и отметила важность учета интересов всех государств «независимо от уровня их экономического или научного развития» при проведении исследований и использовании космического пространства. Также подчеркивалась необходимость содействия международному сотрудничеству.

Следующее важное постановление Генеральной Ассамблеи – резолюция 1721, принятая единогласно в декабре 1961 года, явилась своего рода руководством по дальнейшему развитию международного космического права. В дополнение к вышеупомянутым принципам Генеральная Ассамблея утвердила новый руководящий принцип, согласно которому «космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами». Данные принципы были более подробно изложены в резолюции 1962, принятой единогласно и озаглавленной «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства». Были торжественно провозглашены следующие руководящие принципы международного космического права :

  1. Исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всего человечества.
  2. Космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом.
  3. Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.
  4. Деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН.
  5. Государства несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, ответственность возлагается либо на государство, либо на международную организацию и на участвующие в ней государства. Деятельность национальных органов в космическом пространстве должна вестись под постоянным наблюдением соответствующего государства.
  6. При исследовании и использовании космического пространства государства осуществляют всю свою деятельность с должным учетом соответствующих интересов других государств. Если деятельность в космосе или планируемый эксперимент потенциально могут нанести ущерб другим государствам, то необходимо предварительно провести международные консультации.
  7. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем, находящимся на нем, во время их нахождения в космическом пространстве.
  8. Каждое государство, которое осуществляет или обеспечивает запуск предмета в космическое пространство, несет международную ответственность за ущерб, причиненный иностранному государству таким предметом или его наземными составными частями в воздушном или космическом пространстве.
  9. Государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь. Космонавты, в случае вынужденного приземления на территории иностранного государства, незамедлительно возвращаются государству, в котором зарегистрирован их космический корабль.

Все последующие договоры, касающиеся международного космического права, включают большинство из принципов, закрепленных в данной Декларации.

Современное правовое положение.

КОПУОС и его два подкомитета – Научно-технический и Юридический, подготовили пять международных договоров, регулирующих деятельность в космическом пространстве. Все они были приняты на основе консенсуса.

Договор по космосу.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 19 декабря 1966 года, обычно называемый Договором по космосу, считается краеугольным камнем международного космического права. Договор содержит ряд основополагающих принципов, устанавливающих основные правовые рамки деятельности государств в космическом пространстве. Однако, рассматривая договор как правовую основу космической деятельности, многие авторитетные юристы по космическому праву отмечают отсутствие надлежащей точности и определенности при использовании терминов. Подобное отсутствие ясности правовых норм в некоторых случаях являлось результатом преднамеренного упущения. Несмотря на такую критику, Договор по космосу является самым важным источником международного космического права. Вся деятельность государств в области исследования и использования космического пространства подчиняется его широким параметрам. Следует также иметь в виду, что в соответствии с его названием, он является договором о принципах и считается правовой основой, на базе которой может осуществляться разработка более конкретных соглашений.

Соглашение о спасении и возвращении.

Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года, как говорит его название, предусматривает незамедлительное принятие всех мер по спасению космонавтов и оказанию им необходимой помощи в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Большинство государств сошлись во мнении, что с космонавтами, нуждающимися в помощи, следует обращаться с особой заботой и содействовать их скорейшему возвращению. С этой целью государства согласились рассматривать космонавтов как посланников человечества. Такое отношение к космонавтам отражает дух международного сотрудничества и взаимной помощи в непростом деле освоения космоса. Соглашением также предусматривается возвращение космических аппаратов или их составных частей по просьбе властей государства, осуществившего запуск.

Конвенция об ответственности.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектом от 29 марта 1972 года, была разработана на основе общих принципов, заложенных в статьях VI и VII Договора о космосе, в которых, соответственно, оговаривается международная ответственность государств за национальную деятельность в космическом пространстве и ответственность за ущерб, причиненный космическим аппаратом или его составной частью другому государству-участнику Договора, его физическому или юридическому лицу. Его основной целью является разработка эффективных международных правил и процедур для «безотлагательной выплаты полной и справедливой компенсации» жертвам ущерба, причиненного космическим объектом. Ответственность «запускающего государства» может быть либо абсолютной, либо требующая доказательства вины. Абсолютная ответственность возникает в случае ущерба, причиненного космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. В случае причинения ущерба космическим объектом в другом месте, требуется предоставить доказательства вины запустившего государства или лиц, за которых оно отвечает.

Конвенция о регистрации.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, устанавливает обязательную систему регистрации космических объектов, выведенных на орбиту Земли и за ее пределы. Она основана на добровольной системе, сформулированной в резолюции 1721 ГА ООН, и дополняет подробным содержанием положения Договора по космосу, относящиеся к национальным реестрам (ст. V и VIII). Конвенция налагает на запускающее государство обязательство создать национальный реестр (ст. II) и указывает, какую конкретно информацию следует предоставлять в централизованный публичный реестр (статья IV). Данный публичный реестр ведется Управлением по вопросам космического пространства в рамках Департамента по политическим вопросам ООН. Конвенция о регистрации часто подвергается критике за слабость ее формулировок. Крайне важная информация, такая как дата и место запуска, изменения параметров орбиты после запуска, а также дата возвращения космического аппарата, должна сообщаться «в ближайший практически осуществимый срок» (статья IV). Это может занимать недели или месяцы. Государства не обязаны раскрывать истинную функцию спутника, а только его «общее назначение» (статья IV). До настоящего времени ни разу не сообщалось о произведенном с военной целью запуске космического аппарата. Наконец, маркировка космических объектов, которая могла бы оказать неоценимую помощь в установлении государства, несущего международную ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом, является только добровольной (ст. V).

Соглашение о Луне.

Соглашение о деятельность государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979 года, вступившее в силу 11 июля 1984 года, является последним общим договором международного космического права. Договор о Луне представляет собой совокупность общих принципов и конкретных положений, определяющие допустимые виды деятельности на Луне и других небесных телах. В нем указывается, что его положения применяются не только к Луне, но также и другим небесным телам солнечной системы, «за исключением тех случаев, когда вступают в силу конкретные правовые нормы в отношении любого из этих небесных тел». Основные положения в значительной степени подтверждают основополагающие принципы Договора по космосу и расширяют его положения об информировании (ст. 5 и 9) и положения о защите окружающей среды (ст. 7). В нем предусматривается, что « используется… исключительно в мирных целях» (ст. 3.1), и «на Луне запрещается угроза силой или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий» (ст. 3.2).

Наиболее важным положением Соглашения является ст. 11, согласно которому Луна и ее природные ресурсы должны рассматриваться как . В данной статье содержится призыв к созданию международного режима для регулирования эксплуатации ресурсов, обнаруженных на Луне и других небесных телах, способного обеспечить рациональное использование ресурсов и справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов. Положения Соглашения имеют выраженную направленность на интернационализацию Луны и ее природных ресурсов сходную по смыслу с международным морским правом. Однако Соглашение о Луне и его будущие перспективы полны неопределенностей. Правовое содержание режима общего наследия человечества все еще является предметом обсуждения. Одни авторы считают это простым изложением позиции, в то время как другие признают в нем зарождающийся принцип международного права. Ратифицировать Соглашение о Луне ни США, ни Россия, похоже, не планируют.

Международная конвенция электросвязи.

В принятой 6 ноября 1982 года конвенции Международного союза электросвязи (МСЭ), регламентирующего вопросы международного использования радиочастотного спектра и геостационарной орбиты, нашли отражение основные принципы международного космического права. Одной из целей МЭС является обеспечение и расширение международного сотрудничества с целью усовершенствования и рационального использования всех видов электросвязи (ст. 4.1.а). Эффективное использование радиочастотного спектра достигается путем согласования и координации действий государства. Что касается геостационарной орбиты, предлагается ее использовать эффективно и экономично, обеспечивая справедливый доступ для всех государств-членов. В соответствии со статьей 33 геостационарная орбита признается в качестве ограниченного естественного ресурса и ее использование должно учитывать особые потребности развивающихся государств (ст. 33.2). Данное положение четко демонстрирует изменение философии МСЭ в отношении к вопросам регулирования использования таких ограниченных ресурсов.

Актуальные вопросы международного космического права.

Граница между воздушным и космическим пространством.

Договор по космосу устанавливает для космического пространства международно-правовой режим, совершенно отличный от режима воздушного пространства, находящегося под суверенитетом государства, над территорией которого оно расположено. Однако соглашения о том, где заканчивается режим воздушного пространства и начинается космического, не существует. Можно насчитать как минимум 35 теорий о том, где находится граница между воздушным и космическим пространством. Тем не менее ни одна из этих теорий не получила всеобщего признания среди юристов или государств. В правовом отношении наибольшее влияние имеют две школы мысли, возникшие на ранней стадии: функционалисты, которые в качестве решающего фактора рассматривают характер деятельности космического аппарата, а не физическое местоположение его деятельности, и пространственники, которые традиционно больше вниманию уделяют признанному территориальному суверенитету государств. В 1979 году Советский Союз представил рабочий документ КОПУОСу, в котором, среди прочего, указывалось, что пространство выше отметки 100 (110) км над уровнем моря следует считать космическим пространством. Несколько стран, включая США и Великобританию, выступали против этой инициативы, утверждая, что демаркационная линия не нужна и будет только препятствовать настоящей и будущей космической деятельности.

Вопрос об определении границы космического пространства становится еще более запутанным с учетом позиции нескольких экваториальных государств, заявивших, что геостационарная орбита из-за ее зависимого положения от земной гравитации должна находится под суверенитетом государств, над территорией которых она расположена. Данная позиция была решительно отвергнута. Если бы существовало международное соглашение, устанавливающее границу космического пространства, экваториальные государства, возможно, не стали бы выдвигать свои требования. Пока продолжается дискуссия о делимитации или ее необходимости, вопрос приобретает новое измерение с появлением космических челноков, которые свою миссию выполняют в качестве космических кораблей, но возвращаясь на Землю, планируют через воздушное пространство. Решение проблемы определения границы по-прежнему кажется труднодостижимым.

Защита космической среды.

В космосе отслеживается более пятнадцати тысяч космических объектов. Самыми очевидными рисками, связанными с растущим использованием космического пространства, являются перегруженность околоземного пространства, космический мусор, вредное воздействие, оказываемое на атмосферу и ионосферу ракетным топливом, и опасность радиоактивного загрязнения. Открытый характер космического пространства, а также существующие проблемы загрязнения земной поверхности свидетельствуют о необходимости разработки эффективных правовых мер защиты космической среды. Космическому экологическому праву придется иметь дело как с космическим мусором, так и с космическим загрязнением. Необходимо разработать нормы по удалению неактивных спутников и вообще по сокращению всего космического мусора. Сборка орбитальных станций в космическом пространстве еще сильнее увеличивает напряженность космического трафика. Будущая космическая деятельность должна подвергаться эффективным ограничениям по загрязнению, поскольку ее негативное воздействие может затрагивать весь земной шар.

Другая проблема, вызывающая озабоченность международного сообщества, связана с рисками, связанными с использованием ядерных источников энергии (ЯИЭ) в космическом пространстве. Особое внимание данному вопросу стало уделяться после распада над арктической территорией Канады в 1978 года советского спутника морского слежения «Космос-954». Этот инцидент привлек внимание к многолетней практике космических держав по запуску транспортных средств, перевозящих радиоактивные материалы, в космическое пространство без какого-либо международного контроля.

По разным оценкам от 25 до 100 спутников, оснащенных ЯИЭ, были размещены США, Россией и другими странами на земной орбите. Назрела необходимость разработки руководящих принципов для обеспечения безопасного использования ЯИЭ в космическом пространстве. Они могут содержать нормы предельно допустимой радиоактивности, стандарты защиты, предложения по сотрудничество государств, требования к наблюдению за космическими объектами и обмену информацией.

Коммерциализация космической деятельности.

Деятельность человека в космосе перешла от стадии научных исследований к коммерческой эксплуатации. В настоящее время во всех государствах ведется сокращение бюджетных расходов. Такая ситуация вместе с высокими затратами на будущую космическую деятельность потребует финансовой помощи со стороны государств и правительств. Показателен подход к коммерциализации спутниковых служб и коммерческая доступность вывода на орбиту. Существующие нормы международного космического права должны учитывать экономические и технические предпосылки, которые усиливают растущую коммерциализацию космической деятельности.

Можно с уверенностью ожидать, что роль частного предпринимательства в космической деятельности значительно возрастет как по общему объему, так и по отношению к государственной космической деятельности. Правовые основы такой коммерческой деятельности частных предприятий требуют дальнейшего уточнения.

Милитаризация космического пространства.

Возрастающую опасность милитаризации космического пространства нельзя недооценивать. Договор по космосу предусматривает лишь частичную его демилитаризацию. Появление новых технологий, таких как системы защиты от спутников, систем противоракетной обороны и стратегической обороной инициативы, требуют не только уточнения действующих норм, но и разработки новых альтернативных и возможно компромиссных правовых инструментов, направленных на ограничение и сокращение подобной активности.

Перспективы развития международного космического права.

Имело впечатляющее начало. Действующие соглашения о космическом праве и другие документы дают космической деятельности более четкие и безопасные правовые основы, чем те, которые можно найти в других видах деятельности, регулируемых международным правом. Как упоминалось выше, ряд проблем и препятствий, вероятно, могут затруднить достижение будущих международных договоренностей в области космического права и сделать их менее всеобъемлющими. Технологические, экономические и политические вопросы имеют и будут оказывать существенное влияние на будущее развитие международного космического права. Можно ожидать, что некоторые конкретные области космического права станут все более важными и потребуют уточнения действующих и создания новых правовых норм. Правовой вакуум, связанный с космическим пространством, постепенно заполняется, но в своем развитии международному космическому праву предстоит преодолеть еще немало препятствий.

Введение

Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права

1 Понятие, объекты и субъекты международного космического права

2 Источники международного космического права

Правовой статус космических объектов и космонавтов

1 Правовой статус космических объектов

2 Правовой статус космонавтов

Заключение


Введение

Космос с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. В течение веков он был предметом научного изучения. Но эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля «Аполлон» на Луне (июль 1969 г.).

После этого сфера исследования и использования космического пространства начала стремительно расширяться. Увеличилось количество космических государств и других субъектов космической деятельности, расширились объемы этой деятельности, кроме искусственных спутников в космосе появились международные космические станции и другие, более совершенные средства исследования и использования космического пространства.

По мере проникновения человека в космос и расширения сферы исследования и использования космического пространства возникла практическая потребность как в международно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений, так и в развитии международного космического сотрудничества. 20 декабря 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о многостороннем сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. В ней было сформулировано два важных принципа:

а) международное право, включая Устав ООН, применяется к космическому пространству и небесным телам;

б) космическое пространство и небесные тела свободны для исследования и использования всеми национальному присвоению. Эта Резолюция стала отправной точкой в развитии международного космического права.

1. Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права

1 Понятие, объекты, субъекты международного космического права

международный космический право

В настоящее время под международным космическим правом понимается отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, определяющих правовой режим космического пространства и небесных тел, а также регулирующих отношения между субъектами международного права в сфере космической деятельности.

Более конкретизированными объектами международного космического права являются:

а) космическое пространство;

б) небесные тела;

в) космическая деятельность субъектов международного права;

г) космические объекты;

д) экипажи искусственных спутников Земли, других космических кораблей и станций.

Под космическим пространством понимается пространство за пределами атмосферы Земли. Атмосфера представляет собой воздушную оболочку планеты, наполненную различным газами (азот, кислород, аргон, кислородный газ, гелий и др.). Их плотность уменьшается по мере удаления от Земли, и на высоте более 800 км земная атмосфера постепенно переходит в космическое (межпланетное) пространство.

К небесным телам как объектам международного космического права относятся, прежде всего, Земля и другие планеты Солнечной системы, их спутники, в частности Луна, кометы, астероиды, метеориты и т.п. Научный интерес представляют также другие галактики.

Космические тела находятся в космическом пространстве и тесно связаны с ним. По мере проникновения человека в глубины космоса открываются все новые и новые космические тела, представляющие не только научный, но и практический интерес. Вместе с этим расширяется объем космического пространства, оказывающегося в сфере действия международного космического права.

Космическая деятельность как объект международного космического права непосредственно связана с человеческим фактором. Она многообразна в своих проявлениях, но в концентрированном виде выражается через формулу международного космического права - «исследование и использование космического пространства и небесных тел». Регулирование связанных с этим отношений является главной задачей международного космического права.

Космическая деятельность осуществляется как в космосе, так и на Земле. «Земная» часть связана с запуском космических аппаратов, обеспечением их функционирования, возвращением на Землю, обработкой и использованием результатов космических запусков.

В космосе осуществляются движение искусственных спутников и космических станций, научные космические эксперименты, дистанционное зондирование Земли, спутниковые телекоммуникации, другие виды использования космического пространства.

Самостоятельную группу объектов международного космического права составляют «космические объекты». Это созданные человеком технические устройства, предназначенные для исследования и использования космического пространства и находящиеся в этом пространстве или на небесных телах. К ним относятся ракеты-носители, искусственные спутники Земли, космические аппараты, станции и т.п. В отличие от них «небесные тела» имеют естественное происхождение, с чем связаны особенности правового статуса этих групп объектов.

В качестве непосредственных объектов космической деятельности выступают экипажи искусственных спутников Земли, других космических кораблей и станций.

Субъектами международного космического права изначально выступали почти исключительно государства. К началу 21 в. активно начал разворачиваться процесс коммерциализации космической деятельности, сущность которого связана с приобретением, сбытом или обменом космических благ и услуг. В этой связи произошло существенное расширение круга негосударственных субъектов космической деятельности. Сейчас большинство крупных международных космических проектов либо осуществляется частными компаниями, либо носит смешанный характер. Таким образом, к субъектам международного космического права в настоящее время относятся государства, международные организации (государственные и негосударственные), частные юридические и физические лица.

2 Источники международного космического права

Под источниками международного космического права понимают формы выражения и закрепления норм данной отрасли международного права, регулирующие международные отношения, возникающие по поводу и в связи с исследованием и использованием космического пространства.
В международном космическом праве основными видами источников права являются международный договор и обычай. Следует отметить, что процесс формирования и развития международного космического права проходит в основном в договорной форме.
Международный договор (соглашение) заключается между субъектами международного космического права в письменной форме и содержит конкретные формулировки норм международного космического права.

Заключая договор, субъекты международного права преследуют цель создания международно-правовых норм, которые направлены на регулирование отношений между ними.

В зависимости от круга участников договоры могут быть универсальными и с ограниченным числом участников (двусторонние, региональные).

Все нормы, содержащиеся в договоре, являются юридически обязательными для участников договора, и их нарушение влечет международно-правовую ответственность.

Многообразная деятельность по исследованию и использованию космоса сейчас регламентируется различными актами международного космического права. Эти акты составляют систему источников соответствующей правовой общности. Ключевое значение среди них имеют пять международных многосторонних договоров, принятых под эгидой ООН в 60-70-х гг. ХХ в. К ним относятся:

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (принят 19 декабря 1966 г., вступил в силу 10 октября 1967 г.); - Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (принято 19 декабря 1967 г., вступило в силу 3 декабря 1968 г.);

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (принята 29 ноября 1971 г., вступила в силу 1 сентября 1972 г.);

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (принята 12 ноября 1974 г., вступила в силу 15 сентября 1976 г.);

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (принято 5 декабря 1979 г., вступило в силу 11 июля 1984 г.).

Эти акты составляют основу мирового правопорядка в сфере исследования и использования космического пространства.

Наиболее универсальным из них является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее - Договор по космосу). Подписывая этот Договор, государства-участники согласились в том, что они будут осуществлять деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 3). Они также зафиксировали в этом Договоре другие основные международно-правовые принципы деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях.

Договор по космосу определил общие рамки для развития космического права. Они были конкретизированы в четырех других указанных выше соглашениях и конвенциях, касающихся отдельных сфер космической деятельности.

В 1989 г. была принята Европейская конвенция о трансграничном телевидении, а в 90-х гг. появился ряд многосторонних соглашений научно-технического характера, касающихся международных космических проектов и программ.

Двусторонние международные договоры. Этими актами регулируются многочисленные отношения в сфере двустороннего космического сотрудничества. Назовем лишь несколько из такого рода договоров: Соглашение между правительствами России и Франции о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (1996 г.); Американо-Бразильское соглашение о сотрудничестве на международной космической станции (1997 г.); Соглашение между Россией и Казахстаном об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» (1994 г.); Договор между Бразилией и Украиной «О долгосрочном сотрудничестве в использовании ракеты-носителя «Циклон-4» на пусковом центре «Алкантара»» (2003 г.) и др.

Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Они не имеют обязательный характер и не являются прямыми источниками международного права. Но эти резолюции относятся к категории так называемого мягкого права и оказывают существенное влияние на формирование обязательных норм международного права. К ним, в частности, относится Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, которой была утверждена Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. Эта Декларация была положена в основу Договора по космосу.

Из других резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, касающихся вопросов космоса, следует отметить те из них, которыми были утверждены: Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (Резолюция 37/92, принята 10 декабря 1982 г.); Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (Резолюция 41/65, принята 3 декабря 1986 г.); Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (Резолюция 47/68, принята 14 декабря 1992 г.).

В декабре 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран (Резолюция 51/122).

Акты международных организаций. В европейском контексте это акты Европейского космического агентства, Европейского Союза, Комиссии Европейских сообществ и др. К этим актам относятся:

Решение Европейского парламента по докладу Комиссии Европейского Союза по проблеме «Европа и космос: начало новой главы» (17 января 2002 г.); Решение Совета Европейского Союза «О развитии общеевропейской космической политики» (13 мая 2003 г.); Рамочное соглашение между Европейским сообществом и Европейским космическим агентством (2003 г.) и др.

Рамочное соглашение между Европейским сообществом и Европейским космическим агентством преследует две важные цели:

а) создание совместного базиса и инструментария для взаимовыгодного сотрудничества между двумя интеграционными объединениями;

б) прогрессивное развитие европейской космической политики путем формирования системы запросов на космические услуги и технологии совместными усилиями Европейского сообщества и Европейского космического агентства.

Конкретными сферами сотрудничества определены: научные исследования; технологии; мониторинг Земли из космоса; навигация; осуществление спутниковой связи; полеты человека в космос; политика в области спектра радиочастот и др.

Отдельную группу составляют учредительные акты международных организаций, осуществляющих космическую деятельность: Конвенция о создании Европейской организации по космическим исследованиям (1962 г.); Конвенция о создании Европейского космического агентства (1975 г.) и др.

В соответствии с первым из указанных соглашений совместная космическая деятельность осуществляется государствами-участниками на основе межгосударственных программ. Реализацию этих программ координирует Международный совет по космосу. Государства-участники также обязались осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию космического пространства в соответствии с действующими международно-правовыми нормами и координировать свои усилия в данной области.

2. Правовой статус космических объектов и космонавтов

1 Правовой статус космических объектов

Этот статус определяется как нормами международного права, так и национального космического законодательства. В международном аспекте здесь особое значение имеют правоотношения, связанные с запуском космического объекта в космос и возвращением его на Землю.

Исходным в этих правоотношениях является требование международного права об обязательной регистрации государством запускаемых космических объектов.

В соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, эти объекты запускающее государство (т.е. государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, или государство, с территории или с установок которого осуществляется запуск космического объекта) обязано зарегистрировать в специальном национальном регистре. Когда в отношении любого такого космического объекта имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует соответствующий объект (ст. 2).

Данные национального регистра представляются «в ближайший практически осуществимый срок» Генеральному секретарю ООН для внесения их в международный реестр. Эти данные должны содержать следующие сведения: название запускающего государства или запускающих государств; соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер; дату и территорию (место) запуска; основные параметры орбит (период обращения, наклонение, апогей, перигей и др.); общее назначение космического объекта. Запускающее государство также предоставляет информацию о космических объектах, которые, будучи выведенным и на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите (ст. 4 Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство).

Ряд норм, касающихся правового статуса космических объектов, содержится и в Договоре по космосу. В нем отмечается, что государство-участник, в регистр которого занесен космический объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом во время его нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространства, на небесном теле или по возвращении на Землю. Такие объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства-участника, в регистр которого они занесены, должны быть возвращены этому государству. При этом такое государство должно по соответствующему требованию представить до возвращения космического объекта информацию о нем.

Каждое государство-участник, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство-участник, с территории или с установок которого производился запуск космического объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству-участнику, его физическим или юридическим лицам (ст. 7 Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство).

2.2 Правовой статус космонавтов

Космонавт - это лицо, участвовавшее или участвующее в космическом полете в качестве командира космического корабля или члена его экипажа. В США космонавтов называют астронавтами.

Космонавты выполняют задачи по исследованию и использованию космического пространства, как в процессе космического полета, так и при посадке на небесных телах.

Правовой статус космонавтов (членов экипажа космического корабля) определен Договором по космосу, Соглашением о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, а также национальным космическим законодательством.

В соответствии с этими актами космонавты являются «посланцами человечества в космос». Но они не обладают наднациональным статусом. Космонавты являются гражданами конкретного государства. Как отмечается в Договоре по космосу, государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над экипажем этого объекта во время его нахождения в этом пространстве или на любом небесном теле (ст. 8).

Некоторые особенности прав и обязанностей членов экипажа установлены Межправительственным соглашением по международной космической станции (1998 г.). Эти права и обязанности обусловлены функциями членов экипажа, а также стандартами и критериями станции. Общим требованием при этом выступает требование использовать станцию эффективным и безопасным для жизни и здоровья членов экипажа образом.

Ряд требований зафиксирован также в Кодексе поведения космонавтов. В соответствии с ним каждый член экипажа станции должен отвечать сертификационным критериям космонавта, медицинским и другим стандартам. Он обязан пройти базовые тренировки и получить соответствующий сертификат.

Соглашение о спасении космонавтов касается их правового статуса в контексте обязанностей государств оказывать им помощь в случае аварии или иного бедствия. Страны согласились в том, что при получении ими сведений, что экипаж космического корабля потерпел аварию или находится в состоянии бедствия, совершил вынужденную или непреднамеренную посадку на территории, находящейся под их юрисдикцией, в открытом море или любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства-стороны, они немедленно:

а) информируют соответствующие власти о происшедшем с помощью находящихся в их распоряжении средств связи;

б) информируют об этом же Генерального секретаря ООН.

Эти же стороны обязаны принять все зависящие от них меры по поиску и спасению оказавшихся в беде космонавтов, которые после оказания им помощи должны быть незамедлительно возвращены представителям властей государств, осуществивших запуск (ст. 4).

Заключение

Обобщим результаты проведённого исследования. Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями. Космическое право имеет следующие особенности: только космическое пространство дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизации; в космическом пространстве находятся небесные тела, территории которых никому не принадлежат и могут быть в перспективе использованы человеком; космос практически безграничен; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных. К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем несравнимую опасность.

Список использованной литературы

1. Валеев Р. М., Курдюков Г. И.: Международное право. Особенная часть: учебник для вузов. - М.: Статут - 624 с., 2010.

Зимненко Б. Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Особенная часть. Издательство: Статут - 544 с., 2010 г.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва - Вашингтон - Лондон, 27 января 1967 года).

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Москва - Лондон - Вашингтон, 29 марта 1972 года).

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 года).

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года).

Хужокова И. М. Международное право. Краткий курс. Издательство: Окей-книга, 2009 г., 128 стр.

Чепурнова Н. М. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 295 с.

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

4 октября 1957 г. впервые в истории человечества в космос был запущен советский искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту впервые поднялся человек – гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Наступила новая эра человеческой деятельности – эра исследования и использования космического пространства.

С освоением космоса началось формирование новой отрасли современного международного права – космического права.

Международное космическое право – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу осуществления ими космической деятельности и определяющих правовой режим космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Под космическим пространством понимается пространство за пределами воздушной сферы Земли, которое является «вещью, изъятой из оборота», т. е. не подлежащей присвоению ни одним государством.

Становление космического права началось сравнительно недавно, однако его нормы и принципы уже сформированы и закреплены в ряде международных договоров, основными из которых являются: Договор о космосе; Соглашение о спасании космонавтов; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976); Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979); Принципы дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986), а также другие многосторонние и двусторонние международные соглашения.

Субъектами международного космического права являются суверенные государства, международные межправительственные организации. Международное космическое право допускает возможность осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами); однако они не становятся субъектами международного космического права, так как их деятельность должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением государств – участников Договора о космосе (ст. VI). Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, результаты практической космической деятельности государств.

П р и н ц и п ы международного космического права сводятся к следующему: во-первых, исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; во-вторых, на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.

Свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях предусмотрена ст. I Договора о космосе: исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Исследование и использование космического пространства открыты для всех государств без какой-либо дискриминации и в соответствии с принципами международного права.

Запрет на национальное присвоение космического пространства и небесных тел установлен мировым сообществом исходя из того, что эти объекты являются res extra commercium – «вещью вне оборота». Вселенная находится вне суверенитетов, юрисдикций и чьей-либо собственности. Ст. II Договора о космосе и п. 3 ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979) устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. На космическое пространство, Луну и небесные тела государства не могут распространять свой суверенитет Запрещаются любые формы и способы присвоения космического пространства не только государствами, но и международными и национальными корпорациями и частными лицами. Запрет национального присвоения не распространяется на искусственные космические объекты, в отношении которых государство сохраняет юрисдикцию и контроль (Договор о космосе, ст. VIII).

Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена ст. IV Договора о космосе; государства обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963) запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.

Проблема демилитаризации космоса – это глобальная проблема современности. На предотвращение милитаризации космического пространства был направлен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (1972) и Дополнительный протокол к нему (1974), договоры СНВ-1 и СНВ-2. Согласно Договору об ограничении систем противоракетной обороны (1972), каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно наземного базирования (ст. V). В настоящее время США де-факто обошли этот договор путем развития новых космических технологий. Теперь они считают, что договор устарел и де-юре. Однако Россия придерживается противоположной точки зрения: она будет добиваться сохранения и соблюдения договора 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны – краеугольного камня стратегической стабильности.

Вместе с тем Договор о космосе не запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса. Использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ – радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны и в силу этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено ст. V Договора о космосе. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.

Оказание помощи космонавтам в случае аварии возлагается на все государства. В Конвенции о спасании космонавтов закреплено следующее:

Если в случае аварии космический корабль приземляется на территории какого-либо государства, то оно принимает незамедлительные меры к оказанию помощи; информирует власти государства, запустившего космический объект, Генерального секретаря ООН (ст. 2);

Если космический корабль вынужден приводниться в открытом море или приземлиться на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, ему оказывают помощь государства, которые в состоянии это сделать; они также информируют запустившее космический корабль государство и Генерального секретаря ООН (ст. 3);

Государство, на территории которого окажется космический корабль, незамедлительно возвращает его и экипаж государству, которому этот корабль принадлежит (ст. 4);

Все расходы, связанные с оказанием помощи космическому кораблю и его экипажу, покрываются властями, осуществившими запуск корабля (ст. 5).

Международное сотрудничество в мирном исследовании и использовании космического пространства (Договор о космосе, ст. I, III, IX) может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, а также в рамках международных организаций. Это сотрудничество предполагает: соблюдение норм и принципов Устава ООН; обязанность учитывать интересы других государств (Договор о космосе, ст. IX); запрещение создавать потенциально вредные помехи деятельности других государств (ст. IX); оказание возможной помощи космонавтам в случае аварии (ст. V); информирование всех стран о характере, ходе, месте и результатах деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и др.

Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности (2001) предусматривают развитие программ сотрудничества в мирном освоении космоса. Среди них – запуски иностранных спутников российскими ракетами-носителями; предоставление в аренду на геостационарной орбите спутников связи, выведенных в точку, зарегистрированную потребителями; осуществление на борту международных космических станций дистанционного зондирования Земли и проведение работ на российской технологической аппаратуре или предоставление российских космических аппаратов для установки оборудования и др. Эти проекты реализуются в рамках Межправительственного соглашения Канады, государств – членов Европейского космического агентства, Японии, России и США о сотрудничестве по международной космической станции гражданского назначения (1998).

Наиболее распространено двустороннее сотрудничество. Так, в соответствии с соглашениями между Россией и Индией, российскими ракетами-носителями выводятся на околоземную орбиту индийские искусственные спутники. Успешно развивается сотрудничество России с Францией; в состав международных космических экипажей входят французские космонавты; французская аппаратура использовалась на российских космических аппаратах.

В 1972 г. СССР и США подписали Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, во исполнение которого в 1975 г. состоялись совместный полет и стыковка советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон». В 1977 г. в связи с истечением срока действия этого соглашения стороны подписали новое Соглашение о сотрудничестве в исследовании космического пространства в мирных целях, которое закрепляет обязательства сторон развивать сотрудничество в областях космической метеорологии, изучения окружающей природной среды, исследования околоземного космического пространства, Луны и планет, а также в сфере совместных разработок спутниковых поисково-спасательных систем (ст. 1) и др. Стороны взяли на себя обязательство, направленное на решение международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства в мирных целях во имя укрепления правопорядка в космосе и дальнейшего развития международного космического права (ст. 4).

При исследовании и использовании космического пространства наибольший эффект приносит многостороннее сотрудничество. Так, в 1967 г. была принята программа сотрудничества в области исследования и использования космического пространства («Интеркосмос»). Многостороннее сотрудничество осуществляется в рамках: Европейского космического агентства, созданного в 1975 г., с которым Россией заключено соглашение (1995), а также «Интелсата» – Международной организации спутников связи, созданной в 1971 г., к которой Россия присоединилась в 1993 г..

Большое внимание исследованию и использованию космоса уделяет ООН. Важнейшим ее органом, призванным быть центром международного сотрудничества в космосе, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г.). В рамках этого Комитета разработаны основные договоры, соглашения и конвенции по космосу. Наша страна поддерживает идею об учреждении всемирной космической организации, что позволит поднять международное сотрудничество в мирном освоении космоса на более высокий уровень. Важную роль в осуществлении международного сотрудничества играют такие специализированные учреждения ООН, как Международный союз электросвязи (МСЭ), занимающийся распределением, регистрацией, координацией частот для различных служб радиосвязи; Всемирная метеорологическая организация (ВМО), под эгидой которой действует глобальная система метеорологических наблюдений. Международная морская организация (ИМО) использует космическую технику для морского судоходства, а Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – для связи и навигации воздушного транспорта.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976), когда космический объект выводится на околоземную орбиту или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий регистр. Каждое запускающее государство информирует Генерального секретаря ООН об учреждении такого регистра.

Международная ответственность государств за деятельность в космическом пространстве предусмотрена Договором о космосе (ст. VI). Ответственность несет как государство, с территории которого осуществляется запуск космического объекта, так и то государство, в интересах которого осуществляется запуск (ст. VII). Если запуск осуществляет международная организация, то ответственность может быть солидарной. Противоправны в космосе такие действия государств, как ядерные взрывы, размещение ядерного оружия, враждебная пропаганда из космоса. Если ущерб причинен в результате иных правомерных действий, то речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Так, согласно Конвенции о международной ответственности, за ущерб, причиненный космическими объектами (1972), запускающее государство несет абсолютную ответственность по вопросу выплаты компенсации за ущерб (ст. II). Кроме того, нарушение космического права влечет политическую ответственность государств.

В рамках СНГ заключены соглашения, направленные на мирное освоение космоса, например Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (1991). Осуществляется сотрудничество стран СНГ по соглашению о создании систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства (1992), в рамках двусторонних соглашений с Украиной (1997) и Белоруссией (1995) и др. В СНГ реализацию межгосударственных программ исследования и использования космического пространства координирует Межгосударственный совет по космосу, формируемый из полномочных представителей государств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 16. Международное космическое право Ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность – правительственные органы или неправительственные юридические лица

Из книги Международное право автора Вирко Н А

47. Международное космическое право Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

78. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.Существуют следующие основные

Из книги Положение лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров в Российской Федерации автора Кочетков (Петров) Игорь

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич Из книги автора

2.1. Международное право 2.1.1. Международно-правовые стандарты равноправия и недискриминации применительно к сексуальной ориентации и гендерной идентичности В настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре, который бы прямо

Из книги автора

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

Из книги автора

1. Понятие, предмет и метод правоведения Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности. Правоведение предназначено для студентов, обучающихся

Из книги автора

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Согласно своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и