Митрополит иларион. Иларион (Алфеев)

Может означать: Иаков Алфеев один из двенадцати апостолов Иисуса Христа; Митрополит Иларион (Алфеев) епископ Русской православной церкви; Алфеев, Владимир Иванович советский лётчик ас, участник Корейской войны; Алфеева, Валерия… … Википедия

Об имени см.: Илларион. Иларион правильная форма транслитерации мужского имени греч. Iλαρίων («тихий», «радостный»). Иларион (Алфеев) (род. в 1966) митрополит Волоколамский, викарий Московской епархии, председатель Отдела внешних… … Википедия

Иларион правильная форма транслитерации мужского имени греч. Iλαρίων («тихий», «радостный»). Святые: Иларион Великий (288 372) святой, христианский аскет. Иларион Гдовский (умер в 1476) русский православный святой. Иларион Грузинский (умер в… … Википедия

- (имябожничество, в синодальных документах РПЦ имябожие, также называемое ономатодоксия) религиозное догматическое и мистическое движение, получившее распространение в начале XX века среди русских монахов на святой горе Афон. Главным… … Википедия

- (сошествие во ад; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα, лат. Descensus Christi ad inferos) христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую… … Википедия

Книги

  • , Митрополит Иларион (Алфеев). Stabat Mater -кантата основана на тексте широко известного стихотворения итальянского поэта Якопоне да Тоди (XIII в.) "Stabat Mater dolorosa" (Мать скорбящая стояла), посвященного Богородице,…
  • Митрополит Иларион (Алфеев). Рождественская оратория. Для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра. Партитура (+ MP3 CD) , Митрополит Иларион (Алфеев). Новое произведение митрополита Илариона (Алфеева) основано на евангельском повествовании о рождении и первых днях земной жизни Иисуса Христа. Для дирижеров и композиторов, хоровых и…

Митрополит Волоколамский Иларион (в миру Григорий Валериевич Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве.

С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 года был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата. В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 годах служил в армии.

В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. 19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, + 1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового (день памяти 6 (19) июня), а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.

19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина рукоположен во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (ныне архиепископ Керченский). В 1988-1990 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора города Каунаса.

В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1991 году - Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 годах преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

В 1993 года был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

С 1995 года работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 года до начала 2002 года возглавляя секретариат по межхристианским связям.

В 1995-1997 годах преподавал патрологию в Смоленской и Калужской Духовных семинариях. В 1996 году читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной Духовной семинарии на Аляске (США).

С января 1996 года состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке). С 1996 по 2004 год был членом Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. В 1997-1999 годах читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского Университета (Великобритания). В 1999 году Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже был удостоен степени доктора богословия.

На Пасху 2000 года в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 был избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии. 7 января 2002 года, в праздник Рождества Христова, в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан архимандрита. 14 января 2002 года в Москве, в Храме Христа Спасителя, рукоположен во епископа.

Хиротонию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей. Определением Священного Синода от 17 июля 2002 года назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Определением Священного Синода от 7 мая 2003 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

1 февраля 2005 года избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия. 24 августа 2005 года удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

31 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Священный Синод, освободив епископа Илариона от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями, назначили его председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода с титулом «епископ Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси». Тогда же назначен ректором вновь созданной Общецерковной аспирантуры и докторантуры Московского Патриархата имени святых Кирилла и Мефодия.

9 апреля 2009 года назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. 20 апреля 2009 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа, а 1 февраля 2010 года - в сан митрополита.

С 28 мая 2009 года — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. С 27 июля 2009 года включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума.

Председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член Комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства. С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре. С 13 января 2010 года — член попечительского совета фонда «Русский мир».

Епи́скоп Иларио́н (в миру — Григо́рий Вале́риевич Алфе́ев; р. 24 июля 1966 Москва) — епископ Венский и Австрийский, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе, богослов, патролог, церковный историк, композитор.

Автор монографий, посвященных жизни и учению Отцов Церкви, переводов с греческого и сирийского языков, трудов по догматическому богословию, многочисленных публикаций в периодической печати. Автор музыкальных произведений камерного и ораториального жанра.

Книги (14)

Во что верят православные христиане

Настоящий сборник катехизических бесед представляет собой сокращенный и упрощенный вариант книги «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие», увидевшей свет в 1996 году и с тех пор неоднократно издававшейся на русском и других языках.

Сборник адресован широкому кругу читателей, прежде всего тем, кто вступает на путь христианской жизни.

Вы - свет мира

Автор адресует свою книгу прежде всего тем, кто недавно пришел в Церковь или только готовится к крещению и хотел бы больше узнать о православии из надежного авторитетного источника, а не из сомнительных брошюр, полных суеверий, сомнительных рекомендаций и псевдоправославных утверждений. Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) рассматривает все составляющие жизни православного человека и дает практические рекомендации по поводу того, как христианину жить в XXI веке.

Он исчерпывающе и доступно в соответствии со Священным Писанием и учением святых отцов объясняет, что такое вера, пост, христианский брак, спасение души, загробная жизнь, монашество, духовная жизнь в православном понимании, для чего нужны Церковь и священнослужители, как правильно молиться и так далее.

Духовный мир преподобного Исаака Сирина

Книга православного богослова и патролога, доктора философии Оксфордского Университета, доктора богословия Свято—Сергиевского Православного Богословского Института в Париже епископа Илариона (Алфеева) является первой в современной богословской науке монографией, посвященной великому Отцу Церкви VII века.

На материале широко известных «Слов подвижнических», а также недавно открытых Бесед «О божественных тайнах и о духовной жизни» Исаака Сирина автор реконструирует богословскую систему сирийского писателя—отшельника, анализирует его аскетическое и мистическое учение. Речь в книге идет о любви Бога к человеку и любви человека к Богу, об искушениях и богооставленности, о смирении и слезах покаяния, о молитве и мистических озарениях, о жизни после смерти и о последних временах.

Жизнь и учение св. Григория Богослова

Книга является первой в отечественной науке монографией, посвященной великому Отцу Церкви IV века, чьи произведения на протяжении десяти веков византийской истории по популярности уступали только Библии.

Книга написана на основе докторской диссертации автора, защищенной в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Несмотря на свой научный характер, книга адресована широкому читателю. Простым и доступным языком автор говорит об основных аспектах нравственного, богословского имистического учения св. Григория.

На материале творений святителя раскрываются такие темы, как философия и богословие, брак и монашество, священство и епископство. Бог и человек, Троица, Христос, созерцание Божественного света, молитва и боговидение.

О молитве

Эта небольшая книга содержит запись цикла телевизионных передач, выходивших в эфир весной 1999 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II под общим названием «Мир вашему дому». Цикл состоит из 32 передач и посвящен теме молитвы.

Что такое молитва? Зачем нужно молиться? Как научиться молитве? Молитва как беседа с Богом. Молитва как преодоление расстояния между Богом и человеком. Молитва "Отче наш". Молитва Иисусова Молитв Божией Матеря и святым. Молитва, за живых и усопших. Таковы основные темы, раскрываемые автором.

Пользуясь простым и доступным языком, игумен Иларион обращается прежде всего к тем, кто только вступил на путь к Богу и к храму и кто на этом пути делает первые шаги.

Священная тайна церкви

Монография известного российского богослова и патролога является первым в отечественной науке систематическим исследованием споров о почитании имени Божия, зародившихся в начале XX века на Афоне и перекинувшихся в Россию, где в них включились видные церковные и общественные деятели, богословы и философы.

Подробно восстанавливая историческую канву полемики на материале ранее неизвестных архивных данных, автор уделяет основное внимание богословскому осмыслению проблематики споров. Отдельные главы посвящены учению об имени Божием в Ветхом и Новом Заветах, в византийской и сирийской патристике, в литургической традиции Православной Церкви, в русской богословской традиции. Особое внимание уделено теории и практике молитвы Иисусовой в византийском и русском монашестве. Последовательно разбирая основные сочинения сторонников и противников имяславия, автор критически оценивает позиции обеих сторон в свете Предания Церкви.

Христос - победитель ада

Христос - победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции.

Книга известного российского богослова и патролога является первым в отечественной науке систематическим исследованием темы сошествия Христа во ад на основе многочисленных памятников византийской, сирийской, коптской и латинской литературы.

Многие из вошедших в книгу текстов никогда ранее не переводились на русский язык. Особое внимание уделено богослужебным текстам, которые автор рассматривает как богатый источник догматического Предания.

Как прийти в Церковь

В этой книге мне хотелось бы рассказать о Святом Крещении как начале духовной жизни, познакомить читателя с историей этого Таинства и современной практикой его совершения в Церкви на основании творений отцов Церкви, исследований современных богословов и своего собственного многолетнего опыта совершения таинства Крещения.

Отдельно будет сказано о Миропомазании - Таинстве, которое в Православной Церкви совершается, как правило, одновременно с Крещением. Митрополит Иларион (Алфеев).

Конец времен: Православное учение

Книга содержит краткое изложение православного учения о жизни после смерти, о конце человеческой истории, о всеобщем воскресении, Страшном суде и посмертном воздаянии на основе Священного Писания и творений Святых Отцов Церкви. Книга рекомендована Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Православное богословие на рубеже столетий

Настоящая книга представляет собой сборник статей и докладов, написанных в 1997-99 годы и посвященных одной общей теме - православному богословию на рубеже столетий. «Произойдет ли возрождение русской богословской науки?» Этот вопрос, вынесенный в заглавие одной из статей, является лейтмотивом всей книги.

Первая часть сборника посвящена проблемам богословского образования в Русской Православной Церкви. Вторая часть книги содержит материалы, посвященные выдающимся богословам уходящего XX столетия - архимандриту Киприану (Керну), протопресвитеру Иоанну Мейендорфу, епископу Диоклийскому Каллисту, архимандриту Софронию (Сахарову) и митрополиту Сурожскому Антонию. Наконец, третья часть, давшая название всему сборнику, представляет собой попытку целостного осмысления комплекса задач, стоящих перед русским православным богословием накануне XXIстолетия, подводит итог многолетним размышлениям автора на данную тему.

Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание

Учение великого богослова, поэта и мистика XI в. рассматривается в контексте всего многообразия Предания Восточной Церкви.

Автор исследует отношение прп. Симеона к Священному Писанию и православному богослужению, к студийской монашеской традиции, к агиографической, богословской, аскетической и мистической литературе, раскрывает основные темы его богословствования: слезы и покаяние, боговидение, божественный свет, экстаз, бесстрастие, обожение. Отдельно рассматриваются личность и учение прп. Симеона Студита, духовного отца прп. Симеона Нового Богослова.

Взаимосвязь между личным духовным опытом христианина и Преданием Церкви — такова основная тема книги.


Публикуемый ныне сборник содержит шестьдесят две проповеди, в том числе двадцать две ранее опубликованных. Почти все публикуемые ныне проповеди произнесены отцом Иларионом в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье, где он несет свое пастырское служение.

Игумен Иларион - автор более десяти книг, в том числе монографий, посвященных Отцам Церкви, переводов святоотеческих текстов с греческого и сирийского языков. Книги отца Илариона пользуются заслуженным признанием читателей. Они высоко оценены Священноначалием Русской Православной Церкви.

Совсем недавно уважаемому и всем известному митрополиту Илариону исполнилось 50 лет. За это время он успел очень успешно проявить свои писательские, композиторские, дипломатические, ораторские и, конечно же, священнические и богословские таланты, которыми наградил его Господь.

Жизнь митрополита Илариона Алфеева навсегда связала его с православием. Принявши постриг в 20 лет, будущий митрополит тогда и не думал о том, каким он будет в 30 или в 50 лет. Однако сомнений в том, что он хотел посвятить себя церкви, у него не было. Никогда, ни на одну минуту Алфеев Иларион не пожалел об этом.

Некоторые люди спрашивали его: не лучше ли было заниматься любимым делом - дирижировать оркестром или писать музыку? Однако служение церкви Христовой всегда оставалось главным для него, а потом и все остальное выстраивалось вокруг этого.

Смысл жизни

Много лет он проповедовал Христа через созданные им музыку, книги, телепередачи и фильмы. Но и для себя он постоянно открывал Спасителя мира вновь и вновь. Вся деятельность митрополита была мотивирована следующим фактором: когда он писал или говорил что-то, сначала открывал и пропускал это через самого себя и только потом подавал людям.

Отношение к смерти

Тема смерти его впервые взволновала еще в детском саду, когда Алфееву было 5 или 6 лет. Однажды он вдруг осознал, что все дети умрут. Значит, он тоже. Тогда еще совсем несмышленый мальчик стал задавать вопросы взрослым. Правда, ответов сейчас он не помнит, но эта мысль надолго пронзила и мучила его сердце. В юности к нему опять пришли думы о смерти. Ведь от ответа на вопрос о том, зачем умирает человек, зависит и ответ, для чего он живет.

Его любимым поэтом на то время был Федерико Гарсиа Лорка, основное поэтическое творчество которого было посвящено теме смерти. Другого такого литератора, который так много думал и писал о кончине, он и не знал. Через свои стихи тот предсказал и пережил свою трагическую смерть. Окончив музыкальную школу, Алфеев Иларион, вдохновленный творчеством этого поэта, подготовил к выпускному экзамену сочинение вокального цикла «Песни смерти» на его стихи для тенора и фортепиано.

Перелом

А потом так и случилось, что его приход к церковному служению совпал сразу с несколькими смертями, которые он очень тяжело пережил. Первой трагедией, потрясшей его молодой двенадцатилетний ум, стала кончина его сорокалетнего учителя по скрипке Владимира Литвинова. Педагог был для него безупречным авторитетом, интеллигентным, тонким и сдержанным человеком, великолепно знавшим свой предмет, которого просто обожали все его ученики и коллеги. Он умер внезапно: прямо на уроке у него остановилось сердце. Иларион был на его похоронах. И это была первая смерть в его еще совсем неопытной жизни, которая все внутри него перевернула.

Потом, через некоторое время, умерла его бабушка, за ней - сестра и отец Илариона. Алфеев хотел понять, что же происходит вокруг него, с близкими ему людьми. В один прекрасный момент он осознал, что ответ может дать только вера в Бога. Даже если она нас укрепляет, то все наше естество противится смерти. А все потому, что Господь создал нас не для кончины, а для бессмертия. Человек даже может протестовать против неизбежности окончания земных дней. Однако важно осмыслить и понять, для чего необходима смерть, что нас ждет в связи с ней. Ответы на эти вопросы дает именно христианская вера.

Иларион Алфеев: «Православие» и другие труды

Недавно увидело свет его новое литературное творение «Начало Евангелия». Как минимум 25 лет шел к этому труду митрополит Иларион Алфеев. Книги представляют его ценный опыт, который он хочет передать тем, кто жаждет познать истину. Он увлекся писательскими трудами с тех самых пор, как стал читать лекции по Евангелию в Свято-Троицком институте (1992-1993 гг.). Тогда он по-настоящему соприкоснулся с изучением Нового Завета, который читал с детства, а также с его толкованием и другой литературой. Нужных изданий всегда было мало, да и доступ к ним был ограничен в то время.

Богословская деятельность Илариона вращалась в основном на учениях Святых Отцов. Он писал и защищал диссертации о Симеоне Новом Богослове и Иссаке Сирине. Затем все его мысли вылились в книгу «Православие». Сначала это свое произведение он начинал писать с Христа, но потом почти сразу почему-то переключался на другие темы. Тогда Иларион Алфеев понял, что пока еще не созрел писать о Иисусе. Хотя Христос с 10-летнего возраста занимал весь его ум.

Сегодня Алфеев Иларион собрал гигантский материал и написал новых шесть книг о Христе. Вот совершенно недавно вышла в тираж первая книга. С любовью писал ее Иларион Алфеев. «Иисус Христос: жизнь и учение. Начало Евангелия» - вот ее название. В ней содержатся общие сведения о шести изданиях, а дальше идет речь о состоянии новозаветной науки, где обсуждаются и даются толкования на начальные Евангельские главы.

Вторая книга полностью посвящена Нагорной проповеди (обзору христианской нравственности). Третья - чудесам Христа. Четвертая называется «Притчи Иисуса». Пятая - «Агнец Божий». Эта книга посвящена всему материалу из Евангелия от Иоанна. Завершает цикл книг о Христе - «Смерть и воскресение». Все это делалось для того, чтобы подготовить основу для духовных школ. И здесь книги Илариона Алфеева являются отличным для них подспорьем.

Служение

Распорядок дня митрополита подчинен его служебным обязанностям. Он председатель Отдела внешних церковных связей, постоянный член Священного Синода, ректор Общецерковной аспирантуры и настоятель храма. А еще он возглавляет много разных комиссий и рабочих групп самых разных проектов.

Сам Иларион считает, что православное богослужение - это некий очень своеобразный и уникальный синтез искусств, куда входят иконы и фрески, сама архитектура храма, музыка, пение и чтение, проза и поэзия, звучащие в храме, а также своеобразная хореография - в ходе процессии входы и выходы, поклоны.

В православном богослужении участвуют все органы чувств у человека - зрение, слух, обоняние (ладан), осязание (прикладывание к иконам), вкус (принятие Причастия, святой воды и просфоры). Богослужение должно охватывать всего человека. Он обязан всецело в него погрузиться с молитвой, не выключаться от мирской жизни и суеты. И для этого хорошо бы каждому знать догматы и Библию.

Иларион Алфеев: биография

В миру его звали Алфеевым Григорием Валериевичем. Будущий митрополит появился на свет 24 июня 1966 года в семье, где дед Дашевский Г. М. был историком. Он написал книги о Гражданской войне в Испании, погиб во время Великой Отечественной в 1944 году. Дашевский Валерий Григорьевич - отец Григория. Он был доктором физико-математических наук, работавшим над научными трудами. Сначала он ушел из семьи, а потом несчастный случай оборвал его жизнь.

Биография митрополита Илариона Алфеева говорит о том, что он вырос в образованной и интеллигентной семье. Мама Григория Валерия Алфеева была писательницей, которой выпала доля одной заниматься воспитанием сына. Крестила она его, когда ему исполнилось 11 лет.

Музыкальное училище

Многих интересует вопрос: Иларион Алфеев женат ли? Нет, у него нет супруги, потому что он монах. С 15 лет он был уже чтецом в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке города Москвы. Ему пророчили прекрасную музыкальную карьеру. С 1973 года он учился в музыкальной школе Гнесиных по классу скрипки. Потом продолжил свое образование в Московской государственной консерватории под руководством А. А. Николаева. За ней была двухгодичная служба в армии в духовом оркестре. По возвращении домой Алфеев сделался послушником Виленского Свято-Духова монастыря.

С 1983 года служил иподьяконом у митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева) будущий митрополит Иларион Алфеев. Биография его дальше рассказывает, что летом 1987 года он проходил посвящение в иеромонахи. Потом служил настоятелем многих храмов Литовской епархии. Затем его назначили настоятелем Каунасского Благовещенского кафедрального собора. В 1989 году Алфеев закончил Духовную семинарию, следом - Духовную академию в Москве. В 1993 году его обучение в аспирантуре МДА завершилось. С 1991 по 1993 год Иларион - преподаватель Священного Писания, греческого языка, гомилетики и догматического богословия.

Оксфорд и творческие замыслы

Через некоторое время его отправили на стажировку в Оксфордский университет, где он изучал сирийский язык и работал над диссертацией. Учебу он совмещал со служением в Сурожской епархии. Окончив в 1995 году университет доктором философских наук, он начал служить в Московском Патриархате секретарем межхристианских связей. С 1995-го преподавал патрологию в Духовных семинариях Калуги и Смоленска. На следующий год он читал лекции по догматическому богословию в Духовной семинарии Аляски.

С начала 1996-го он служил в церкви святой Екатерины города Москвы. В 1999 году в Париже защитил докторскую степень богословия. В это же время работал ведущим телевизионной передачи «Мир вашему дому». Вскоре появились замечательные образовательные книги Илариона Алфеева, среди которых «Священная тайна Церкви» - это введение в проблематику, историю имяславских споров, монография, которая первая в русской науке в системном порядке исследовала споры богословов и философов о почитании имени Господа, зародившихся в самом начале XX века на Афоне, а потом в России.

Создал много и других интересных и уникальных трудов Иларион Алфеев. «Таинство Веры» - книга, представляющая собой введение в православное догматическое богословие. Ее могут читать не только учащиеся духовных семинарий и академий. Она рассчитана, прежде всего, на широкий круг читателей, а также тех, кто хочет прийти к глубинам православной веры. В 2001 году он получил сан епископа Керченского, а в 2002-м в Смоленском кафедральном соборе принял сан архимандрита.

Сурожская епархия

В 2002 году его отправили служить викарием в Сурожскую епархию к митрополиту Антонию Блуму. Однако очень скоро против него выступила группа священников, которую возглавил епископ Василий (Осборн). Он в итоге в 2010 году снял с себя сан и монашество в связи с желанием обрести семейный очаг и жену.

Затем на Илариона обрушивается критическая речь архиерея Антония Сурожского, который отводит ему время для того, чтобы тот вник в сущность епархии и принял для себя решение: продолжать ли дальше ему здесь свое служение в соответствии с теми нормами, которые уже существуют на протяжении чуть больше полувека. Архиерей Антоний не скрывал своего отношения к молодому священнику. И отметил, что преклоняется перед его заслугами. Но если их взгляды в главных вопросах не сойдутся и они не смогут объединить свои усилия, работать, как единая команда, то им лучше будет разойтись.

Епископ Иларион сразу же выступил с ответом. Он опроверг все обвинения в свой адрес. В общем, противостояние закончилось тем, что Алфеева отозвали из Сурожской епархии и назначили викарием Московской, Подольским епископом и главным представителем РПЦ в европейских организациях, где он активно занимался информационной деятельностью.

Везде, где бы ни выступал Алфеев, он всегда подчеркивал важность христианства, которому уже больше 2000 лет. Со слов епископа Илариона, отрицание своих христианских корней Европой просто недопустимо, потому что это главная нравственная и духовная составляющая, которая предопределяет европейскую идентичность.

Заслуги

В 2003 году Алфеева назначили епископом Венским и Австрийским. В 2009-м его избрали епископом Волоколамским, постоянным членом Синода и викарием Московского Патриарха. И в это же время он стал настоятелем храма Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. За усердное служение Патриарх Кирилл посвятил его в сан архиепископа и поставил представителем организации, которая предполагала взаимодействие с религиозными объединениями и общинами под эгидой президента РФ. В 2010 году за личные заслуги Патриарх Кирилл посвятил его в сан митрополита.

В разные годы во многих международных межхристанских форумах Алфеев ревностно представлял интересы РПЦ. С 2009 по 2013 год митрополита Илариона Алфеева назначили в Православную религиозную комиссию. Тут он работал над принятым равенским документом, где была прописана позиция Московского Патриархата.

Украина

Когда в 2014 году в Украине произошли страшные события, Иларион был приглашен митрополитом Днепропетровского УПЦ МП на торжество, посвященное его 75-летию. По прибытии в Днепропетровский аэропорт митрополита Алфеева письменно уведомили в том, что ему запрещен въезд в Украину. Тогда он потребовал объяснений и извинений, которых, к сожалению, так и не последовало. Тогда он прямо в пункте погранконтроля прочитал поздравление от Патриарха Московского и вручил Патриарху Сербскому орден святого кн. Московского I степени.

Любовь к музыке

Илларион не забросил свое музыкальное образование, но начал через него нести людям веру во Христа. В 2006-2007 годах он создал для смешанного хора «Божественную литургию», за ним - «Всенощное бдение», «Рождественскую ораторию» для симфонического оркестра. И, наконец, он сотворил ораторию для солистов и хора «Страсти по Матфею», которая звучала по всему миру и была исполнена в России, Канаде и Австралии. С 2007 по 2012 год ораторию исполняли почти полсотни раз. Публика аплодировала стоя. Вообще, его музыку высоко оценивали профессиональные музыканты, которые принимали участие в ее исполнении.

Премьера «Рождественских ораторий», проходившая в Вашингтоне, была встречена овациями стоя. Затем успех был подтвержден в Нью-Йорке, Бостоне и, конечно же, Москве. Божественная музыка Илариона проникала в душу каждому человеку. Он даже исполнил баховскую ораторию, наполнив ее каноническим православным духом. Не обошлось и без критики его музыки, но она была незначительна. В 2011 году митрополит в сотрудничестве с В. Спиваковым создал ежегодный Московский Рождественский фестиваль духовной музыки, проходивший в канун святых праздников.

Фильмы

Епископ Илларион на музыке не остановился и пошел дальше - стал ведущим цикла документальных общеобразовательных кинолент «Путь пастыря» (2011), «Человек перед Богом» (2011), «Церковь в истории» (2012), «Путешествие на Афон» (2012), «Паломничество на Святую Землю» (2013) и множества других познавательных документальных христианских картин. В 2014 году он также снял киноленты: «Православие в Грузии», «С Патриархом на Афоне», «Православие в Сербских землях» и другие.

Награды

Митрополит Иларион был награжден огромным количеством наград: орденом Св. Евангелиста Марка II ст. (Александрийская ПЦ), орденом Дружбы (2011), орденом Св. Константина Великого (Сербская ПЦ, 2011), орденом Командорского Креста (Венгрия, 2013), орденом «За заслуги» III ст. (2013, Украина). Весь список не представляется возможным перечислить.

Очень мудрый, яркий и уникальный митрополит Иларион Алфеев. Это человек с научным складом ума, который является автором более 700 публикаций и монографий по патристике, догматике, церковной истории. Кроме того, он перевел с греческого и сирийского творения Святых Отцов. Невозможно не согласиться с тем, что не каждому удается за такое короткое время достигнуть таких высот. Создается такое ощущение, что он видит то, чего многие люди в своем духовном развитии еще пока не созрели узреть.

Критика

Немного смутил некоторых православных, которые всегда начеку, Иларион Алфеев. Литургия в брошюре, которую раздавали бесплатно в пасхальные дни в храме, где он служит, содержала некоторые «поправки» традиционного определения церкви в Символе Веры. Но критики не учли того, что смысл от этого не меняется и при более точном переводе с греческого звучит именно так.

Ряд богословских построений митрополита Илариона также подвергался критике некоторыми православными богословами, такими, как Валентин Асмус, Юрий Максимов и ныне покойный Даниил Сысоев. Они же выступали с критическими претензиями и к знаменитому профессору богословия Алексею Ильичу Осипову. Однако меньше любить их люди не стали, так как они в православной вере являются в духовном плане чистыми источниками, утоляющими жажду познаний о Боге. Ведь никто не приходит к колодцу, если воды там нет.

Заключение

Со слов Алфеева Иллариона, становится понятно то, что каждый священник должен уметь рассказывать людям о Христе так, чтобы у них воспламенялось сердце и загорались глаза. А чтобы это произошло, священники сами должны жить тем, о чем они молятся и говорят. Им, прежде всего, надо подогревать постоянный интерес к Евангелию, церкви, ее догматам и таинствам в себе. И самое главное - им надо уметь говорить о сложных вещах на простом, понятном и доступном для людей языке.

Председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев Григорий Валериевич).

Родился 24 июля 1966 года в Москве. С 1973 по 1984 годы обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. С 15-летнего возраста прислуживал в храме, иподиаконствовал у митрополита Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата. В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 годах служил в армии.

В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь. Служил настоятелем сельских храмов в Литве, затем был настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунас.

Заочно окончил Московскую Духовную Семинарию и Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА. В 1991-1993 гг. преподавал в Московской духовной семинарии и академии, в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

В 1993 г. Был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и "Православное Предание", совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии. С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Читал курсы лекций в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и на богословском факультете Кембриджского Университета (Великобритания). Доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, приват-доцент богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

14 января 2002 г. В Москве, в Храме Христа Спасителя, рукоположен во епископа и направлен на служение в Англию. В июле 2002 г. назначен главой Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях (Бельгия). В мае 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

31 марта 2009 г. владыка Иларион был назначен Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода с титулом епископ Волоколамский. 20 апреля 2009 года возведен в сан митрополита.

1 февраля 2010 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл возвел Илариона в сан митрополита.

Иларион - Ректор общецерковной аспиарнутры, созданной с целью повышения образовательного уровня и уровня специальной подготовки управленческих и церковно-дипломатических кадров Московского Патриархата. Настоятель храма иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на ул. Большая Ордынка в Москве. По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода митрополит Иларион несет многочисленные общецерковные послушания, представляя Русскую Православную церковь на различных международных и межхристианских форумах.

Автор более 600 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков. Труды митрополита Илариона переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, греческий, сербский, болгарский, румынский, венгерский, финский, шведский, нидерландский, польский, японский, китайский и другие языки.

Автор ряда музыкальных произведений, в том числе "Божественной литургии" и "Всенощного бдения" для хора без сопровождения, "Страстей по Матфею" для солистов, хора и оркестра, "Рождественской оратории" для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.