Митрополит антоний сурожский о медицинской этике и христианских ценностях. История медицинской этики

Своеобразным мостом между античной и современной медициной стало наследие великих арабских врачей. "Клятва" Гиппократа была известна средневековым мусульманским ученым и использовалась ими с теми лишь изменениями, что вместо греческих богов в ней фигурировали Аллах и его пророки. Из этих ученых, прежде всего, следует назвать Авиценну (Ибн-Сина 980-1037), который перенес в Европу высокую культуру Востока. "Канон врачебной науки" Авиценны до конца XVII в. использовался в Европе в качестве учебника.

Другой известнейший врач средневековой эпохи - Маймонид (1135-1204) в своем труде "Учитель заблудших" уделял большое внимание врачебной этике. Знаменитая "Молитва врача" Маймонида - это способ обретения врачом той душевной крепости, той моральной силы, без которой невозможно выполнение им его благородной миссии.

В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается вопрос о том, какими, моральными качествами должен обладать врач. Споры шли вокруг того достигаются ли качества, необходимые хорошему врачу, в процессе академического обучения, либо они даются путем озарения, через интуицию и опыт, приходят от Бога.

Последней точки зрения придерживался, величайший врач эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541). Знаменитый врач-практик смело реформировал господствующие в то время подходы к лечению. В частности, он отказался от массивных кровопусканий и применения слабительных средств, изнуряющих больных. Парацельс первым объяснил сущность жизнедеятельности человеческого организма как химические процессы, заложив основы ятрохимии. Его иногда называют "Лютером медицины", так как в 1526 году в Базеле он публично сжег "Канон" Авиценны, протестуя против засилья схоластического комментаторства в медицине и недооценки клинического опыта.

Парацельс критиковал косный догматизм врачебного мышления того времени за фанатичную приверженность лекарей языческим и мусульманским методам лечения, отстаивал ценности христианского мировоззрения: "Из сердца растет врач, из Бога происходит он, и высшей степенью врачевания является любовь".

Драматическая борьба Парацельса с преуспевающими врачами велась на языке этики. Противники упрекали Парацельса в том, что он неуч (отвергающий Гиппократа, Галена, Авиценну); что он самозванец и шарлатан (использующий никому неведомые средства, употребляющий страшные яды); что он, может быть, вообще не окончил университет, раз преподает медицину не на латыни, а на разговорном немецком языке. Вот некоторые аргументы Парацельса: "Умение излечивать делает врача, и дела создают мастера - не король, не папа, не привилегии и не университеты, чтение никогда еще не создало ни одного врача, врачей создает только практика"; "Врачу подобает свою мантию с пуговицами носить, свой пояс красный и все красное. По какой же причине красное? Поскольку крестьянам это весьма нравится; а также волосы напомаженными и берет на них, на пальцах же кольца, в которых бирюза, изумруды и сапфиры, и, да еще притом, не из стёкла ли, поддельные - и тогда де будет к тебе больной доверие иметь. Ах ты, любезный мой! Ах ты, господин мой доктор! Это ли есть медицина? Это ли клятва Гиппократова? Это ли хирургия? Это ли наука, это ли смысл? О, ты, серебро поддельное!". С именем Парацельса связывают появление во врачебной этике нового принципа "Делай благо".

В следующем столетии идея опытного изучения природы станет самым авторитетным философским руководством всей европейской науки Нового времени. Ф. Бэкон (1561-1626) свое знаменитое философское сочинение "Новый органон", опубликованное в 1620 г., начинает словами: "Человек слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может". Еще раньше, в 1605 г., обсуждая цели медицины как науки, он затрагивает этические проблемы, являющиеся приоритетными в современной биоэтике.

Во-первых, Бэкон четко и ясно говорит о необходимости и допустимости экспериментов на живых, животных: в исследовательской деятельности врача одинаково важны и соображения пользы и требования гуманности, но для этого "нет необходимости совершенно отказываться от вивисекций…, если, разумеется, при этом делать правильные выводы".

Во-вторых, Бэкон обсуждает этические вопросы отношения к неизлечимым, умирающим больным и вводит термин "эвтаназия".

Сильный импульс к своему дальнейшему развитию врачебная этика получила в эпоху Просвещения. В это время происходит переосмысление миссии медицины в обществе, целью медицины теперь провозглашается не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Важную роль при этом сыграла утилитаристская этика.

В 1803 г. Персиваль опубликовал трактат "Медицинская этика", идеи которого во многом предопределили последующее развитие этой области знания в англоязычных станах. В трактате были выдвинуты такие моральные стандарты поведения врача, которые резко контрастировали с атмосферой взаимных нападок, ссор и свар, характерной для взаимоотношений врачей того времени.

Опираясь в целом на гиппократовскую традицию, Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами. "Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег... Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента..., нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к. другому врачу или хирургу". Следует отметить, что этический кодекс Т. Персиваля был обращен не только к собственно врачам, но и к фармацевтам, больничному персоналу. Таким образом, прежде всего с именем Персиваля следует связывать расширение предмета врачебной этики и ее превращение в медицинскую этику.

Что касается отношения к пациентам, то врач у Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами "деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно". Персиваль был первым, кто начал признавать обязательства врача по отношению не только к пациентам, но и к обществу

В 1847 году на общенациональном съезде врачей США была создана Американская медицинская ассоциация (АМА). Среди провозглашенных Ассоциацией целей были не только "достижение прогресса медицинской науки, повышение уровня медицинского образования", но и "защита чести и интересов медицинских кругов; просвещение и информирование общественного мнения об обязанностях, возможностях и требованиях врачей; содействие совместным действиям медиков и установление дружественных отношений между ними". Принятый АМА профессиональный "Этический кодекс врача" основывался именно на работах Персиваля.

Требования к усвоению содержания раздела.

Знать:

Гуманистическую специфику медицинской науки и практики;

Историю развития медицинской профессиональной этики;

Принципы профессионального взаимодействия в медицине, границы автономии врача;

Особенности профессионального этикета;

Основные моральные модели взаимоотношений врача и пациента;

Нравственные основания системы взаимоотношений «врач-пациент»;

Моральные и правовые аспекты проблем врачебной тайны и врачебной ошибки.

Уметь:

Понимать и анализировать специфику проявления моральных категорий в медицине;

Реализовывать этические и деонтологические принципы во врачебной деятельности;

Проявлять толерантность в профессиональной деятельности;

Предупреждать межличностные конфликты в профессиональной деятельности и применять этические принципы и категории в разрешении профессиональных конфликтов;

Оценивать моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения;

Оценивать проблемы технизации и коммерциализации врачебной деятельности.

Владеть:

Основами морально-этической аргументации проблем медицинской науки и практики;

Навыками логического и аргументированного анализа профессиональных отношений;

Навыками нравственной оценки в сфере отношений «врач- пациент»;

Представлениями о границах профессиональной свободы и ответственности врача.

Установкой на формирование профессиональной и социальной ответственности, культуры общения и толерантности;

Навыками морального выбора и применения нравственных принципов во взаимоотношениях с коллегами, пациентами;

Способностью и готовностью к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию.

Ключевые понятия: профессиональная этика, медицинская (врачебная) этика, медицинская деонтология, биомедицинская этика, клятва Гиппократа, Клятва врача России, Всемирная медицинская ассоциация, моральные модели взаимоотношения врача и пациента (патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная), этика профессионального взаимодействия, коллегиальность, корпоративность, консилиум, врачебная тайна, врачебная ошибка, ятрогения.

Вопросы к семинарским занятиям.

Тема 2.1. Медицинская этика в системе этических знаний (2 часа).

1. Понятие «профессиональная этика». Основные виды профессиональной этики. Служебный долг.

2. Особенности медицинской этики как профессиональной этики. Гуманистическая специфика медицинской деятельности.

3. Медицинская деонтология: понятие, задачи, области проявления.

4. Нравственные требования к личности врача как центральная проблема медицинской деонтологии.

5. Специфика проявления моральных категорий в медицине (добро и зло как польза и вред, сострадание и милосердие как личностная потребность, свобода и ответственность в медицинской деятельности, толерантность, долг и совесть, честь и достоинство врача и др.).

тема 2.2. История развития медицинской профессиональной этики (2 часа).

1. Этика Гиппократа – первый медико-этический документ.

2. Врачебная этика и христианские ценности в культуре Средних веков.

3. Принцип гуманизма в медицине эпохи Возрождения. Этика Парацельса.

4. Медицинская этика в западноевропейской культуре Нового времени. Корпоративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля.

5. Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Нравственные установки земской медицины. Этические идеи в трудах А.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова. Вопросы врачебной этики в газете В.А. Манассеина "Врач".

6. Медицинская этика в СССР. «Советская модель» медицинской этики (Н.А. Семашко). Концепция деонтологии в советской медицине (Н.Н.Петров). Присяга врача Советского Союза 1971 года.

7. Клятва врача России. Клятва врача 1999 года (ст. 60 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»). Кля́тва врача́ 2011 г. (ст. 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

8. Бесчеловечная фашистская медицина. Суд над нацистскими медиками. «Нюрнбергский кодекс». Злоупотребления в медицине в XX веке в других странах.

9. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) и ее документы по медицинской этике.

Тема 2.3. основные проблемы медицинской профессиональной этики и деонтологии (6 часов).

Семинар 1.

1. Система взаимоотношений «врач – пациент» как основа медицинской профессиональной этики и деонтологии.

2. Основные моральные модели взаимоотношения врача и пациента (патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная).

3. Особенности взаимоотношений между врачом и пациентом в различных клинических областях (врач – больной ребенок, врач – пожилой пациент, врач – ВИЧ-инфицированый пациент; врач – психически больной пациент и др.).

4. Особенности взаимоотношений в системе «врач – родственники больного».

Семинар 2.

1. Этика профессионального взаимодействия в медицине. Врачебная коллегиальность и корпоративность. Врачебный консилиум: прошлое и настоящее.

2. Моральные проблемы взаимоотношения врачей со средним и младшим медицинским персоналом, с представителями альтернативной медицины.

4. Этикет в медицинской деятельности.

Семинар 3.

1. Врачебная тайна как проблема медицинской профессиональной этики.

2. Особенности врачебной тайны в отдельных клинических областях (эпидемиология, психиатрия и др.).

3. Проблема врачебной ошибки: соотношение морального и правового аспектов.

4. Виды врачебных ошибок и пути их предотвращения. Отношение к ошибке коллеги: моральный и юридический аспекты.

5. Ятрогения: понятие, виды, причины. Моральная оценка ятрогенных поражений.

6. Слово врача как лечебный фактор.

тема 2.4. моральные проблемы организации системы здравоохранения в современном мире (2 часа).

1. Моральные аспекты проблемы технизации врачебной деятельности.

2. Коммерциализация медицины. Моральные основы платного медицинского бизнеса. Проблема коррупции во врачебной деятельности.

3. Медицинская помощь и медицинская услуга. Конфликт между благом пациента и финансовой выгодой.

4. Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения. Специфика моральных проблем распределения ресурсов в различных системах здравоохранения (государственной, частной и страховой).

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Какие особенности характеризуют профессиональную этику?

2. Что является отличительным признаком профессиональной этики врача?

3. Каково значение медицинской этики в профессиональной деятельности врача?

4. Определите понятие «профессиональный долг врача». В чем он состоит?

5. Как соотносятся между собой понятия «медицинская этика» и «медицинская деонтология»?

6. В чем заключается сущность и содержание современной медицинской деонтологии?

7. Назовите этические принципы и нормы, которыми должен руководствоваться в своей деятельности медицинский работник – ученый и практик.

8. Определите понятия «честь» и «достоинство». В чем заключается честь и достоинство врача?

9. В чем заключается социальная ответственность врача?

10.Как соотносятся свобода и ответственность в деятельности врача?

11.Какова специфика сострадания в медицинской деятельности? Как соотносятся между собой понятия «сострадание» и «милосердие»?

12.Назовите основные этапы в развитии медицинской этики. Кратко охарактеризуйте каждый из них.

13.Какие принципы формируются в медицинской этике благодаря христианскому мировоззрению?

14.Назовите основные положения клятвы Гиппократа?

15.Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?

16.Объясните значение Нюрнбергского процесса в формировании биомедицинской этики.

17.Ф. Гааз призывал: «Спешите делать добро !» Приведите примеры из профессиональной жизни известных врачей, которые иллюстрируют это высказывание.

18.Назовите особенности медицинской этики советского периода.

19.Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличие от клятвы Российского врача?

20.Перечислите нормативные этические документы, которые задают ориентиры медицинской профессии в наше время.

21.В последней трети ХХ в. медицинская этика перестает быть сугубо корпоративной. Чем обусловлен интерес широкой общественности к проблемам медицинской этики?

22.Какие опасности для человечества несет научно-технический прогресс? Должны ли научные знания соотноситься с нравственными ориентирами социума и культуры?

23.Американский мыслитель Э.Тоффлер в работе «Метаморфозы власти» писал: «Долгие годы врачи в Соединенных Штатах сохраняли недоступную для посторонних власть над медицинскими знаниями. Рецепты выписывались на латыни, обеспечивая эту профессию, так сказать, полусекретным кодом... Медицинские журналы и тексты были адресованы только профессиональным читателям. Медицинские конференции носили закрытый характер. Сегодня у пациентов поразительный доступ к медицинским знаниям. Имея персональный компьютер, кто угодно может войти в базы данных… и, в сущности, собрать больше информации по конкретному недугу и его лечению, чем обычный врач в состоянии прочитать из-за нехватки времени. Недорогие книги в мягких обложках рассказывают рядовым читателям, от каких медикаментов какого эффекта ожидать... Крупные достижения в области медицины передаются в теленовостях едва ли не раньше, чем доктор медицины, сделавший открытие, вытащит журнал из своего почтового ящика. Короче говоря, монополия на знания в области медицинских профессий полностью разрушена. И врач уже больше не бог» . Как изменяется статус медицины, врача и пациента в современной культуре? Какие процессы способствуют медикализации общества? Оцениваете ли вы эти процессы как положительные или отрицательные?

24.Назовите основные модели взаимоотношений «врач–пациент». Какая из них, на Ваш взгляд, чаще всего применяется в современной медицине

25.Какими причинами может быть вызван вред, наносимый врачом пациенту?

26. В чем суть ятрогенных заболеваний? По каким основаниям их можно классифицировать?

27.Что является предметом врачебной тайны? В каких случаях допускается ее разглашение?

28.Назовите нравственные нормы, которыми должен руководствоваться врач в отношениях со своими коллегами и медицинским персоналом.

29.Ознакомьтесь с высказываниями известных врачей о врачебных ошибках. Являются ли ошибки неизбежными во врачебной деятельности? Как врач должен относиться к своим ошибкам и к ошибкам своих коллег?

«…Людские нужды заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания» (Гиппократ).

«Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и ее результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих» (Н.И. Пирогов).

«Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках» (В.В. Вересаев).

30. Известный врач академик Н. Амосов писал: «Надо называть вещи своими именами. Я много думал и передумывал снова и снова. Тысячи сложных и сложнейших операций и… довольно много смертей. Среди них много таких, в которых я прямо виноват. Нет, нет, это не убийства! Все во мне содрогается и протестует. Ведь я сознательно шел на риск для спасения жизни… в тридцатые годы – резекция желудка, удаление почки казались нам, аспирантам, вершиной хирургии. Наши светила лишь очень робко пытались сделать что-либо в грудной полости и почти всегда – неудачно. Потом надолго бросали. А теперь у меня оперируют ординаторы митральные пороки сердца, и больные не умирают. Да, конечно это дорого стоило людям. И хирургам. Но теперь есть отдача. Идет прибыль…. Смотришь – умирает все меньше и меньше. Уже думаешь – достиг! Начинаешь оперировать больных потяжелее – и тут тебя – раз! раз! Лежишь потом мордой в грязи. «Ах, зачем я взялся? Почему не остановился тут?» А потом отойдешь и снова что-то ищешь. И так многие хирурги, во всем мире ». Что такое врачебный риск? Имеет ли врач право на риск?

Тематика рефератов.

1. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.

2. Сострадание и милосердие как личностная потребность врача. Проблема границ сострадания и милосердия в медицине.

3. Проблема профессионального долга, ее специфика в медицине.

4. Честь и достоинство врача.

5. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы.

6. Христианские ценности милосердия, сострадания и деятельной любви в модели Парацельса.

7. Утилитаризм и медицинская этика: проблема совместимости.

8. Вопросы врачебной этики в трудах М.Я. Мудрова.

9. Деонтология И. Канта и деонтология Н. Н. Петрова.

10. З.Фрейд о специфике взаимоотношения врача и пациента в психиатрии.

11. Этическая оправданность сохранения патерналистской модели общения врача и пациента в современной медицине.

12. Позиция антипатернализма во взаимоотношениях врача и пациента: аргументы «за» и «против».


Одним из видов профессиональной этики есть этика медпрацівників. Медицинская этика – область этической науки, которая исследует объективные основы, сущность, специфику, структуру и основные функции морали работников медицинской сферы деятельности.

В морали и этике медпрацівників особое значение имеет принцип гуманизма, поскольку сохранение здоровья, жизнь человека служит основой реализации этого принципа. Возле истоков традиционной медицинской этики стоит выдающийся медик античной Греции Гіпократ. Не случайно и в современном мире получило название «клятва Гіпократа» - торжественное обещание врача придерживаться морального кодекса своей профессии, всегда и всюду руководствоваться передусім интересами больного, приходить нему на помощь независимо от национальности, религиозных и политических взглядов, общественного положения.

Принцип «Не повреди» вменяет в обязанность во время помощи больному не нанести нему ущерб. Для этого нужны необходимые соответствующие знания, компетентность, профессионализм, моральные качества медпрацівника.

Пациенту может быть причинен вреда бездеятельностью, непредоставлением помощи, небрежностью, злым намерением, неправильными, необдуманными, неквалифицированными действиями.

Профессия врача начинает складываться в первоначальном обществе и вызовет двойственное отношение. Шаманы – первые врачи – считались колдунами. Они могли зцілювати, а могли и насылать болезни. Знахарство – это характерный комплекс следующих элементов: выделения в общине особых профессионалов, знакомых с средствами народной медицины; смешения этих средств с приемами лечебной магии и заговорами; представления о материальной причине внутренней болезни по аналогии со инородый телом, которое попало в тело.

В Давнем Египте врачи за их особые умения считались священными лицами, как строительные и астрономы. Становления профессиональной медицины в Давнем мире удостоверило возрастающее осознание важности компетентного вмешательства в организм человека. Одновременно начали складываться и моральные требования к врачу, первой из которых было требование осведомленности с секретами ремесла: профессиональная компетентность.

В Индии в ведійську эпоху (близко 3000 лет тому) от врача требовалось соблюдения кодекса медицинской этики, а именно: «всегда быть терпеливым, внимательным, учтивым»; быть «скромным, подчинить все дела железной логике ума»; стараться «исцелить больного, не требуя благ для себя».

В глубокую давность, при слабом знании строения органов тела, системы кровообращения, функций отдельных органов и т.п., тем не менее вырабатывается методологически правильный подход к организму. Он видится целостной системой, которая рассчитанная на само функционирование, на гармоническое согласие всех органов и их элементов, которые соотносятся в соответствии с принципом единства противоположностей. В китайской философии и опертой на нее медицине – это принцип соотнесения інь (пассивная сила) – янь (активная сила). Траволечения – древнейший и хорошо испытанный способ помочь организму. Второй путь – это здоровый образ жизни и умное питания.



Медицинская этика Западной цивилизации выходит из принципа лечения отдельного органа (органов), которые дают о себе знать болью. Сигнал отдельного органа про его неблагополучное состояние рассматривается как причина, а не следствие дисбаланса в организме. Умно определенный подход предусматривает изобретения источника, который служит причиной боли именно этого, конкретного органа.

Традиция отношения к организму как «набора» органов, складывается еще в пору раннего средневековья, которое противопоставило в человеке духовное и телесное. Христианство сориентировано на эсхатологию (религиозное учение о конечной судьбе мира и человека). Общий принцип неуважения к телу определил и методы его лечения. Культура, направленная на потустороннее «вечную» жизнь, мало заботится о здоровье. Быть здоровой считалось греховным, поэтому здоровый румянец на щеках юной женщины или парня, красивое крепкое тело вызвали у верующих католиков гнев и ненависть.

Не улучшила ситуацию современная постцивілізаційна модель отношения человека к собственному организму. Пестования тела и зманіженість современного человека, которая лишенная необходимости прилагать большие усилия при выполнении будь – что работы, послужило причиной гиподинамии и сопутствующую им ряд болезней, в частности серцево – судиних, печеночных и т.п.. Состояние здоровья человечества на планете ухудшилось в последние тридцать лет также в связи с ухудшением экологической ситуации.

Гуманность медицины предусматривает широкую просветительскую работу для формирования культуры отношения человека к собственной жизни и организму как его носителя. В частности, это вопросы баланса между накоплением и затратой энергии, дежурства нагрузок и отдыха, а также умное ограничение и избежания потребления продуктов и напоил, вредных для здоровья.

Отсутствие государственного контроля над медициной спричиняє использования недостаточно проверенных препаратов, часто опасных для здоровья и жизни человека. Правда. Возложения государством ответственности за здоровье на самых граждан имеет и положительные следствия. Человек привыкает чувствовать ответственность за собственная жизнь и здоровья.

Следует разграничить врачебную практику и медицину, хотя они отображают общую атмосферу отношений лица и общества, основанных на принципе коммерческих выгод. Научно – технический прогресс стимулирует развитие исследований в области биологии, физиологии, биохимии и т.п., стимулирует быстрое внедрение результатов исследований в медицинскую практику. Это обусловило объективную необходимость выработать механизмы защиты больного от некомпетентности или злонамеренных действий врача. Поэтому современная медицина развивается на стыке ряда наук, которые исследуют ее этические аспекты: медицинская этика, біоетика, деонтология, медицинское право. Деонтология определилась как область научного знания и учебная дисциплина в медицинских образовательных учреждениях, которые изучает этические нормы отношений врача и пациента. Например, чтобы сделать операцию пациенту, врач должен получить его согласие, детально объяснить возможные осложнения, достоверность неблагоприятного следствия. Вне этим операция или назначения медикаментозного лечения считается преступлением. Таким образом достигается максимальная защищенность пациента и правовая ответственность врача.

Медицина оказывается перед рядом этических проблем, связанных с точностью диагностики и методов лечения. Одна из таких сложных проблем – определения понятия смерти, в особенности в связи с развитием реаниматологии. В частности, проблема актуальная в плане наличия подставь трансплантации органов. Считать ли умершей человека, мозг которого умер, но сердце продолжает биться?

С рассматриваемыми вопросами тесно связанная проблема «евтаназії» «легкой» смерти), когда невиліковно больному для прекращения его страданий ускоряют смерть путем медикаментозного влияния на его собственная просьба. Данная проблема есть одной из острейших в современной медицинской этике.

Современная этика, по мнению многих исследователей, переосмысливает понятия гуманизма. Оно может постигать и из моральных позиций решать ряд вопросов защиты жизнь человека и гражданских прав лица: «донора» и «испытанного» при постановке медико – биологических экспериментов относительно больного, что умирает. Поэтому понятия «біоетика» объединяет круг мораль

Итак, медицинская и врачебная этика выполняют одну из высоких гуманных целей – спасения жизни человека, утверждая тем самым ее право на жизнь и самоосуществление собственной жизненности. Медицинская и врачебная этика часто отображают исторически – конкретные представления о ценности человека, и потому гуманизм профессии иногда имеет относительное моральное направление. Современная тенденция в развития медицинской этики – поиск путей использования достижений медицины для сохранности жизни и улучшения здоровья и долголетие человека.

История врачебной этики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в сер. II тыс. до н. э. Так, ученик обязывался почитать своего учителя вплоть до личного самопожертвования, вести аскетический образ жизни, ставить нужды пациента выше своих личных интересов, должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости; не позволять себе преступлений, хранить в тайне профессиональные секреты.

Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.), воззрения которого, изложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др. В «Клятве» Гиппократ определил фундаментальные принципы традиционной медицинской этики, многие из которых являются актуальными и на сегодняшний день. В первой части сочинения древнегреческий врач подчеркивает, что отношение ученика, который обучается искусству врачевания, должны строиться на почтении и уважении к учителю. Вторая часть «Клятвы» посвящена отношению врача к больному. В ее основе лежат следующие идеи:

Воздержание от причинения всякого вреда и несправедливости по отношению к больному («Не навреди!» );

Запрет на использование смертельного средства, даже если об этом просит больной;

Запрет на аборт;

Воздержание от всего неправедного и пагубного, от интимных отношений с больными;

Забота о пользе больного;

Запрет разглашать врачебную тайну.

В других текстах Гиппократ отмечал, что врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в профессии, серьезность, приветливость, чуткость, приличный и опрятный вид. Анализируя идеи Гиппократа, необходимо учитывать социокультурный контекст, в котором они возникли. Тем не менее, основополагающим принципом медицинской профессии и на сегодняшний день остается принцип, заданный Гиппократом – «Не навреди!».

В эпоху Средневековья и Возрождения нравственные ориентиры медицинской профессии определялись христианскими ценностями – любовью к ближнему, состраданием, милосердием. Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс (1493–1541) учил своих учеников: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь». Христианским мировоззрением был задан важнейший моральный принцип медицины – «Делай добро!».

Дальнейшее развитие врачебная этика получила в эпоху Нового времени. В это время происходит переосмысление значения медицины в обществе: целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Работы авторов этой эпохи, в особенности Т. Персиваля (1740–1804), отразили множество разных аспектов внутрипрофессиональных взаимоотношений в медицине. Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: «Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени... хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег... Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента…, нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу». Что касается отношения к пациентам, то врач у Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами «деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно».

Значение и необходимость медицинской этики отмечали русские и белорусские врачи в XIX в. На основе клятвы Гиппократа в Российской империи было создано «Факультетское обещание» русских врачей. Идеи этики Гиппократа пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров . Он подчеркивал, что важнейшими ориентирами в деятельности врача должны быть бескорыстие, честность, терпение, внимание к нуждам больного, сохранение врачебной тайны, постоянное совершенствование своих знаний и навыков, уважение к коллегам. Ярким примером практической реализации принципов медицинской этики стала врачебная деятельность Ф.П. Гааза , известного своим афоризмом: «Спешите делать добро!». Этот замечательный врач все свои силы отдавал самым обездоленным – ссыльным, каторжанам, малоимущим, проявляя удивительное сострадание и милосердие по отношению к своим больным. Обсуждение проблем медицинской этики можно встретить в трудах многих русских врачей XIX в. – Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина , В.В. Вересаева .

Идеи филантропии (благотворительности) и сострадания отстаивали в своей профессиональной деятельности и белорусские врачи – И.К. Стржалко, И.С. Фейертаг, И.У. Зданович, А.Ф. Недзведзский . На добровольных началах многие из них работали в медицинских учреждениях благотворительных обществ, оказывая медицинскую помощь неимущим слоям населения.

Развитие медицинской этики в Советском Союзе во многом было обусловлено формированием новой политической идеологии и системы здравоохранения. Задача разработки новой медицинской этики, которая бы соответствовала изменившимся реалиям, не ставилась. Тем не менее, некоторые традиционные моральные проблемы медицины становились предметом дискуссий (проблемы аборта, врачебной тайны, врачебной ошибки). В 20-е годы острые дискуссии развернулись вокруг проблемы врачебной тайны. Нарком здравоохранения Н.А. Семашко провозгласил курс на уничтожение врачебной тайны, которая понималась как пережиток буржуазной медицины. В этот период традиционную медицинскую этику было принято критиковать за обоснование и утверждение корпоративно-сословной буржуазной морали, связь с религиозной традицией, чуждой классовым интересам пролетариата. Поэтому вместо термина «медицинская этика» в советской медицине чаще употребляли термин «деонтология». Под деонтологией понимали совокупность правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такого понимания может служить хирургическая деонтология Н.Н. Петрова , который в 40-е гг. в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие моральные правила, которыми должен руководствоваться хирург: хирургия для больных, а не больные для хирургии; делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека; для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после; идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного и др. Широкое же обсуждение проблем деонтологии началось в 60-80-е гг. В 1971 г. был утвержден текст «Присяги врача Советского Союза», которую должны были принимать все выпускники медицинских ВУЗов.

В середине ХХ в. появляются международные организации – ВМА, ВОЗ, ЮНЕСКО, Совет Европы, одной из целью которых стала разработка регламентирующих современную медицинскую науку и практику этических документов. Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации были приняты Международная клятва врачей, Международный кодекс медицинской этики и др. документы.

В 1994 г. в нашей стране был утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь , которую принимают выпускники высших медицинских учебных заведений, получающие диплом врача, а в 1999 г. был принят Кодекс врачебной этики . В этих документах закреплены основополагающие моральные принципы и правила, которыми обязаны руководствоваться в своей профессиональной деятельности врачи Республики Беларусь.В последней трети ХХ века начинается новый этап в развитии медицинской этики. Она перестает быть сугубо корпоративной и становится частью биомедицинской этики, которая предполагает широкое общественное обсуждение проблем, возникающих в результате стремительного прогресса биомедицинских технологий.

Темы рефератов и докладов:

1. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы.

2. Христианские моральные ценности и медицинская этика.

3. Идеи благотворительности в медицине Беларуси.

4. Проблемы медицинской этики в «Записках врача» В.В. Вересаева.

5. Медицинская этика в художественных произведениях Чехова А., Булгакова М. и др.

6. В.Ф. Войно-Ясенецкий. Этика хирурга.

7. Деонтология Н.Н. Петрова.

8. Роль Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) в развитии современной медицинской этики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие особенности характеризуют профессиональную этику?

2. Каково значение медицинской этики в профессиональной деятельности врача?

3. Как соотносятся между собой понятия «медицинская этика» и «медицинская деонтология»?

4. Назовите основные этапы в развитии медицинской этики. Кратко охарактеризуйте каждый из них.

5. В чем заключается суть принципа «не навреди», сформулированного Гиппократом?

6. Какие принципы формируются в медицинской этике благодаря христианскому мировоззрению?

7. На какие моральные принципы ориентировались в своей профессиональной деятельности русские и белорусские врачи ХIX в.?

8. Ф. Гааз призывал – «Спешите делать добро!». Приведите примеры из профессиональной жизни известных врачей, которые иллюстрируют это высказывание.

9. Назовите особенности медицинской этики советского периода.

10. Перечислите нормативные этические документы, которые задают ориентиры медицинской профессии в наше время.

11. В последней трети ХХ в. медицинская этика перестает быть сугубо корпоративной. Чем обусловлен интерес широкой общественности к проблемам медицинской этики?

Тексты для обсуждения.

Этика Гиппократа.

Гиппократ

Клятва

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

О враче

1. Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других. Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных. Должно также ему наблюдать все это и в отношении духа; быть благоразумным не только в том, чтобы молчать, но также и в остальной, правильно устроенной жизни. И это наибольше принесет ему помощь для приобретения славы. Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются. Но должно наблюдать, когда можно пользоваться всем этим, ибо одни и те же приемы у одних и тех же (больных) ценятся, когда они редки. Что касается до внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными – немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в отношении всего этого врач должен быть воздержанным. Итак, вот этими-то доблестями души и тела он должен отличаться.

О благоприличном поведении

5. Поэтому должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства. В ней заключается знание доходов и употребление всего того, что относится к дружбе, к детям, к имуществу. С этим познанием также соединена некоторая мудрость, так как и врач имеет многое из всего этого.

7. Итак, когда все это имеется, врачу следует иметь своим спутником некоторую вежливость, ибо суровость в обращении мешает доступности к врачу как для здоровых, так и для больных. Особенно же ему должно наблюдать за самим собой, чтобы не обнажать многих частей тела и чтобы с людьми не заводить разговоров о многих предметах, а только о необходимых, ибо это считается некоторым насильственным побуждением к лечению. Ничего не надо делать ни излишнего, ни для воображения. Смотри, чтобы все у тебя было приготовлено для удобного действования, как следует; иначе когда будет нужда, то окажется неприятное затруднение.

Наставления

4. Также и это требует напоминания в нашем рассмотрении. Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении, – ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, – то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности.

8. [...]Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно, по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь. В болезни, протекающей медленно, когда зло усиливается, в этот момент, вследствие трудности положения, много вещей ускользает от внимания. Нужно поэтому в данном случае иметь твердую уверенность, ибо я никогда не признаю, что искусство произнесло здесь окончательное решение. Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собою и высмеивать друг друга. Ибо, я с клятвою заверяю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависти другого; это значило бы показывать свою слабость: соседи по ремеслу на площади склонны делать это. Однако не ложно то, что думают об успехе консультаций, ибо во всяком изобилии лежит недостаток.

9. Кроме всего этого, очевидным и великим доказательством существования искусства будет, если кто, устанавливая правильное лечение, не перестанет ободрять больных, чтобы они не слишком волновались духом, стараясь приблизить к себе время выздоровления. Ведь мы руководимся всем тем, что нужно для здоровья, и, получая предписания, больной не совершит ошибки. Но сами больные, по причине своего плачевного положения, отчаявшись, заменяют жизнь смертью. Тот же, кому поручена забота о больном, если покажет все открытия искусства, сохраняя природу, а не изменяя ее, устранит горечь настоящего положения или мгновенное недоверие[…]

После изучения первой главы студент должен:

знать

  • основные исторические этапы развития традиционной медицинской этики и современной биоэтики;
  • предметную сферу биоэтики и основные характеристики биоэтики как социального института;
  • основные этические концепции биоэтики;
  • основные теоретико-методологические подходы биоэтики;

уметь

  • охарактеризовать суть проблемы качества жизни в медицине и биоэтике;
  • различать основные уровни морального рассуждения мри принятии решений и оценке действий;

владеть

  • первоначальными навыками анализа моральных проблем медицины;
  • первоначальными навыками работы над международными биоэтическими документами.

История развития медицинской этики и биоэтики

История медицинской этики

Истоки моральных заповедей, обращенных к деятельности врачевателя, уходят в далекую древность. Когда появляются первые письменные источники по медицине, описывающие лечебные практики, рецепты, хирургические инструменты и т.п., тогда же возникают и письменно изложенные требования к врачевателю, которые предписывают ему определенные правила поведения, принципы отношения к больным, моральные обязательства.

Дошедший до нас кодекс царя вавилонского Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) содержит в том числе правовую регуляцию деятельности вавилонских врачей. В этом древнейшем источнике медицинского законодательства указывается, например, что за успешную хирургическую операцию врачу причитается вознаграждение, а при неудачном исходе ему надлежит отсечь руки.

Медицина Древней Индии тоже уделяла внимание моральным требованиям к врачевателю. Знаменитые индийские врачи – терапевт Чарака (примерно II в. н.э.) и хирург Сушрута (IV в. н.э.) – составили важнейшие трактаты по индийской медицине – "Чарака-самхита" и "Сушрутасамхита". Помимо вопросов медицинской практики, в них описываются также обязанности врачевателя, необходимые нравственные качества, правила поведения по отношению к больным.

В древние времена этические кодексы врачевателя нередко принимали форму так называемых клятв. Конечно, самой знаменитой, прошедшей через всю историю медицины и известной каждому современному медицинскому работнику, является клятва Гиппократа. Клятвы, в которых содержались основные моральные нормы поведения врача, существовали и во врачебных школах Древней Греции, а также в других странах (Древнем Египте, Индии и др.). Сам факт существования таких ритуалов говорит о том, что врачевание издавна понималось как деятельность, имеющая очень глубокий моральный и даже священный смысл.

Знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (около 460–370 до н.э.) традиционно считается отцом медицины. Достоверных сведений о его жизни довольно мало. Он родился и жил на о. Кос, занимался врачебным делом, однако при этом много путешествовал но греческим городам. До нашего времени сохранилась большая коллекция медицинских работ (72 рукописи), которые принято называть "Гиппократовым сборником", или "Корпусом Гиппократа" (Corpus Hippocraticum). На самом деле этот сборник был составлен позже учеными в Александрии (III в. до н.э.), причем в него попали работы, написанные различными авторами из разных медицинских школ. Поэтому определение настоящих работ Гиппократа – это сложная задача для историков медицины, до сих пор не имеющая удовлетворительного решения.

В "Гиппократовом сборнике" много внимания уделяется проблемам врачебной этики. Наибольшую известность в последующие века приобрела "Клятва". Помимо этой работы, вопросы врачебной морали в той или иной степени отражены в таких произведениях, как "Закон", "Об искусстве", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставление", "Афоризмы" и др. Они показывают, как много значения уже в Древней Греции придавалось воспитанию надлежащих качеств врачевателя: его нацеленности на благо больного, ответственности, справедливости, образцовому поведению.

В работах Гиппократова сборника содержится ряд важнейших положений медицинской этики, которые значимы до сегодняшнего дня. Среди них можно назвать уважение к больному человеку, непричинение вреда врачебными действиями (не вреди), соблюдение врачебной тайны, проблему информирования пациентов об их состоянии здоровья, запрет на участие врача в эвтаназии и искусственном прерывании беременности, взаимоотношения врачей (или принципы коллегиальности), проблему допустимости интимных отношений врача и пациента и др.

Отражена и такая деликатная проблема медицинской этики, как вознаграждение за оказанную врачебную помощь. В частности, в "Наставлении" говорится о том, что в любом случае на первом месте у врача должна быть помощь больному.

Практически все этические вопросы, которые обсуждались в Гиппократовом сборнике, позже стали предметом дискуссий и более углубленных исследований.

К основным принципам этики Гиппократа, на которых базировались более конкретные моральные предписания, можно отнести следующие:

  • высокий моральный облик врача – основа врачебной деятельности в целом;
  • стремление к благу для пациента;
  • непричинение вреда;
  • уважение и защита ценности жизни.

Этические взгляды Гиппократа оказали значительное влияние на последующее формирование медицинской этики в Европе. Работы из "Гиппократова сборника" (и особенно клятва) стали первым письменным сводом правил поведения врачевателя, на основе которого в дальнейшем шло обсуждение этических вопросов медицины и развитие медицинской этики в целом.

В эпоху Средневековья представления о моральных основах врачевания оказываются под сильным влиянием религии. Сами понятия "врач" и "врачебная помощь" переосмысливаются в свете христианских ценностей. На первый план выходят такие христианские добродетели, как любовь к ближнему, сострадание к страждущим (в том числе к больным и немощным), милосердие. Это сказалось, в частности, и в том, что в Средние века при монастырях стали создаваться приюты и лечебницы, где помощь оказывалась бесплатно, из милосердия и сострадания.

В конце IX в. в Европе появляется первая медицинская школа в г. Салерно (Италия), расцвет которой приходится на X–XIII вв. Салернская школа возрождала гинпократовские традиции медицины, что подчеркивалось и ее названием – "Гиппократова община". Она послужила образцом для других медицинских школ Европы, прежде всего для учебных центров в Болонье, Париже, Падуе.

Существенный вклад в развитие медицины внесла в эпоху Средних веков арабская цивилизация. Из известных ученых арабского Средневековья следует назвать в первую очередь Ибн Сину (Авиценну) (980–1037). Он написал более 400 работ в разных областях знания, но его главным трудом является знаменитый "Канон медицины". Хотя в этой книге нет специального раздела по врачебной этике, Авиценна уделяет много внимания этической стороне врачевания, в том числе необходимости достижения блага для больного и непричинения вреда.

Знаменитый еврейский врач Моисей Маймонид (1135–1204) жил в Кордове, но потом подвергся гонениям и нашел пристанище в Каире. В своих медицинских трудах (посвященных вопросам гигиены, здорового образа жизни и др.) он уделяет внимание и медицинской этике. Широкую известность приобрела, в частности, его "Молитва врача", в которой описываются важнейшие добродетели врача (кротость, терпение, бескорыстие и др.).

Один из самых ярких представителей медицины в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.) – знаменитый врач и химик Парацельс (1493–1541), решительный реформатор медицинской науки и практики, призывавший внимательно учиться у самой природы. Этические представления Парацельса основаны на моральном принципе "делай добро". В своих работах ученый придает высокий духовно-нравственный смысл делу врачевания, а также отношениям врача и пациента. Он утверждает, что глубокое душевное взаимопонимание врача и пациента является основой лечебного процесса.

В эпоху Нового времени (с XVII в.) развертывается революционное обновление научного знания, формируются начала точного естествознания. Такие выдающиеся деятели науки и философии, как Ф. Бэкон и Р. Декарт, требуют обосновать весь проект научного познания целиком заново. Это сказывается и на новом, более решительном и амбициозном, определении самих задач медицинской науки. Свое видение будущего медицины Ф. Бэкон ясно выразил в сочинении De Dignitate et Augmentis Scientarium – "О достоинстве и приумножении наук". Критикуя традиционные медицинские воззрения, Бэкон требует проведения систематических исследований человеческого организма, а также экспериментов на животных, что должно создать научную базу для правильного понимания здоровья и болезней.

Стратегическими целями новой медицины Бэкон объявляет:

  • 1) сохранение здоровья;
  • 2) лечение болезней;
  • 3) продление жизни.

При этом он обсуждает также этические проблемы отношения к неизлечимым больным, оказания им необходимой помощи. Следует отметить, что именно Ф. Бэкон ввел термин "эвтаназия", который позже стал широко использоваться в дискуссиях по медицинской этике.

В эпоху Просвещения (XVIII в.) известный шотландский врач и философ Джон Грегори (1724–1783) стремится построить философский базис для врачебной этики, создать единую этическую систему медицинской деятельности. Этот замысел во многом базировался на моральной философии знаменитого шотландского философа Д. Юма, в том числе на его теории морального чувства. В своей работе "Лекции об обязанностях и квалификации врача" (1772) Грегори исследует проблему взаимоотношений врача и пациента и приходит к выводу, что врач должен развивать особую "чувствительность сердца", т.е. умение понимать пациента, чувствовать вместе с ним, вживаться в его переживания.

В начале XIX в. английский терапевт Томас Персиваль (1740–1804) опубликовал книгу "Медицинская этика", что стало важнейшей вехой в развитии этой области знания, особенно в англоязычном мире. В данной работе ученый рассматривает ряд важнейших вопросов медицинской этики: отношение врача к пациенту, взаимоотношения между врачами, обязанности фармацевтов и больничного персонала, других медицинских работников. Книга Т. Персиваля, в частности, оказала влияние на принятый впоследствии Американской медицинской ассоциацией "Этический кодекс врача".

В XIX в., помимо развития врачебной этики, начинается формирование этики сестринского дела (или сестринской этики). Основательницей профессии медицинской сестры считается Флоренс Найтингейл (1820–1910), организовавшая в Великобритании первую школу медицинских сестер. Она с самого начала уделяла большое внимание этическим аспектам работы медицинской сестры, показывала различия врачебной и сестринской деятельности, настаивала на необходимости развития высоких моральных качеств, которыми должна обладать медицинская сестра (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

В конце XIX в. начинают выходить профессиональные журналы по сестринскому делу, создается Международный совет медицинских сестер (1899). А в 1900 г. выходит одна из первых работ, посвященных этике сестринского дела, – книга И. X. Робб "Сестринская этика для госпиталей и частного применения". Сама И. Робб (1860–1910) внесла значительный вклад в развитие сестринского дела в США.

Интенсивное развитие медицинской этики в XX в. привело к тому, что, несмотря на разногласия и дискуссии, медицинское сообщество стало приходить к международно признанным представлениям о моральных нормах медицинской профессии. В частности, это выразилось в принятии ряда международных кодексов медицинской этики. Среди них Женевская декларация (1948) – новый вариант клятвы врача; Международный кодекс медицинской этики (1949); Международный этический кодекс медицинской сестры (1953) и др.

В дореволюционной России развитие медицинской этики связано с именами замечательных отечественных врачей, таких как М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, В. А. Манассеин и другие. В частности, важную роль в развитии медицинской этики в нашей стране сыграл В. А. Манассеин (1841 – 1901), профессор Санкт-Петербургской медикохирургической академии. Его называли совестью врачебного сословия. В своих работах В. А. Манассеин поднимает множество актуальных вопросов медицинской этики – взаимоотношения между врачами, отношение к больному, проблемы врачебной тайны и др.

Развитие сестринского дела в России находилось на довольно высоком уровне. Здесь стоит вспомнить, что само появление медицинских сестер произошло во время Крымской войны 1853–1856 гг. практически одновременно в России и Великобритании. К концу XIX в. в России в общинах сестер милосердия ведется специальная подготовка, включающая более десятка дисциплин медицинского характера. Кроме того, много внимания уделялось моральным аспектам сестринского дела. Будущие сестры милосердия изучали специальные дисциплины религиозного и социального содержания, воспитывались в русле необходимых для сестринского дела религиозных и моральных представлений, овладевали навыками оказания психологической помощи своим подопечным.

В советский период медицинская этика оказалась в сложном положении. Официальная идеология советской системы здравоохранения состояла в том, что врач в советском государстве должен руководствоваться коммунистической моралью, а медицинская этика как отдельная область морали считалась буржуазным пережитком.

Тем не менее с конца 30-х гг. XX в. выдающийся отечественный онколог М. Н. Петров стал разрабатывать медицинскую деонтологию как учение об обязанностях медицинских работников. Постепенно отношение к вопросам медицинской этики в Советском Союзе стало улучшаться (хотя сам термин "медицинская этика" практически не использовался), стали появляться публикации, посвященные этическим проблемам медицины, было введено преподавание медицинской деонтологии в медицинских вузах, а также утвержден текст присяги советского врача.

Но полноценное развитие медицинской этики и биоэтики начинается в нашей стране только с 90-х гг. XX в. – уже в Российской Федерации.