Какова роль оон в регулировании международных конфликтов. Роль оон, совета безопасности оон в урегулировании международных конфликтов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

408 000 руб. (л.2). Это решение было выполнено не так, как было прописано. Наркомат финансов СССР выделил 300 000 руб. через резервный фонд СНК СССР. Остальные средства (108 000 руб.) были выделены за счет БССР, т. к. эти мероприятия вели «к усилению основных капиталов Белсельтреста и источником для них могут быть только средства республики» (л. 27).

Дальнейшее развитие событий показало, что прогнозные показатели производства сена выполнены не были. В войсках постоянно ощущалась его нехватка. Список использованной литературы:

1. Об организации государственного лугового фонда для обеспечении РККА сеном высоких кондиций, как в мирное, так и в военное время // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Фонд Р-8418. Оп.

© Кривчиков В.М., 2016

Д.Ф. Савранская

Учитель истории МБОУ «Школы №35» г. Прокопьевска Российской Федерации

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН В УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ

В свете последних событий в мире, таких как угроза распространения терроризма в лице страшнейшей в наше время радикальной организации ИГИЛ, данная работа как нельзя актуальна. Ввиду ряда проблем, которые испытывает мировое сообщество в XXI веке, необходимо принять комплекс мер по усилению коллективной безопасности и урегулирования международных конфликтов. В настоящее время роль и значимость ООН, как основной международной организации по урегулированию конфликтов, существенно снизилось.

Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире..

В соответствии со Статьей 1 Устава ООН, цели ООН это:

1. Поддерживать международный мир и безопасность

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей .

Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования.

Всю историю международных конфликтов, решаемых ООН, можно условно поделить на два периода. Начиная с момента своего основания и до 1990х годов, ООН решала в основном межгосударственные конфликты. Несомненно, характер международных конфликтов изменился.

За время своего существования ООН накопила немало опыта в урегулировании вооруженных конфликтов. Подавляющее большинство столкновений в настоящее время носит внутренний характер. Конфликты современности также имеют одну отличительную особенность. В период "холодной войны", санкции применялись ООН лишь два раза - против Южной Родезии в 1966 г. и Южной Африки в 1977г. .

Но за один только период 90-х годов, санкции вводились Советом Безопасности в семь раз чаще, чем за предшествующие 45 лет. Особенно часто к санкциям стали прибегать в конце ХХ - в начале XXI в., после окончания «холодной войны». И уже можно задуматься о эффективности работы этой организации.

А теперь обратим внимания на проблемы в мире, которые выпали на начала XXI века. Рассмотрим Американо-Иракский конфликт (2001-2003 гг.), который по моему мнению повлиял на усиления гражданской войны и распространению ИГИЛ на территорию Сирии.

Согласно резолюции №№687 СБ ООН , после завершения войны в Персидском заливе, а Ирак прибыла специальная комиссия для надзором за ликвидацией оружия массового поражения и прекращения программы разработке химического, ядерного и бактериологического оружия. Комиссия успешно выполняла свои функции до 1998 года, после была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа иракской стороны от дальнейшего сотрудничества.

Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. С середины года США начали требовать возвращения в Ирак международных инспекторов.

Ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса. Под давлением со стороны США и после принятия СБ ООН резолюции 1441 . в ноябре 2002 года Саддам Хусейн наконец дал согласие на возвращение международных инспекторов в страну. Комиссия UNMOVIC прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала Иракской войны, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства. Цель этой войны была свержение режима Саддама Хусейна. И США использовали в этом случаи все возможные методы и даже не смотря на запрет ООН все же провела операцию против Ирака не обращая внимания на мнения международного сообщество и требования Генеральной Ассамблее.

Война США в Ираке закончилась в 2011 г. Последний конвой американских военных пересёк границу с Кувейтом. Историческим моментом называют свой уход американские солдаты и офицеры. Они ликовали. Между тем глава иракского правительства Нури аль-Малики назвал вывод войск свидетельством успеха. По его словам, поставленные цели достигнуты, демократия в стране укрепилась . Осенью 2011 года в Сирии начался вооруженный конфликт. Масштабные антиправительственные акции против президента Башара Асада переросли в гражданскую войну. Во время конфликта противостоящие Асаду исламисты, объединившиеся в одну группировку под названием «Исламское государство Ирака и Леванта» (которое затем сократилось до «Исламского государства» или ИГИЛ), начали добиваться впечатляющих успехов в Ираке, а затем и в Сирии, взяв под свой контроль значительные территории этой страны.

30 сентября 2015 года Россия по запросу президента Башара Асада начала наносить точечные авиаудары по объектам «Исламского государства» в Сирии. Ситуация в Сирии остаётся сложной, несмотря на непрекращающиеся попытки ООН и лидеров ведущих государств остановить кровопролитие.

Предложенный Россией проект резолюции с требованием уважать суверенитет Сирии отвергли шесть членов СБ ООН, трое из которых - США, Британия и Франция - имеют право вето, а также Испания, Новая Зеландия и Украина . 2258 ,2257, 2254, 2235, 2216, 2209, 2204, 2201 - это резолюции 2015 года. За 2016 год по Сирии принято 2 резолюции №2266 и 2268 и в каждой ООН призывает к прекращению огня в налаживание порядка в нутрии государства. А террористические группировки и мировое сообщество не торопятся выполнять эти требования.

В современном мире большое число международных конфликтов не может быть урегулировано с помощью классических методов. Каждый конфликт является уникальным и требует такого же уникального к нему подхода в урегулировании. Таким образом, ООН должна пересмотреть свое отношение к коллективной международной безопасности. Хочется верить, что в ближайшее время положение изменится.

Список использованной литературы: 1. Ю.Н. Малеев. Совет Безопасности ООН и вопросы международного управления.//Международное

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

право.2006. - № 1(25). - С. 24-47.

2. Полный текст Устава ООН на русском языке http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html

3. Официальный сайт ООН un. org/ ru

4. Эхо Москвы: Новости // echo msk.ru

5. РИА Новости, Ольга Денисова. Резолюцию России по Сирии http://ria.ru/syria/20160220/1377549941.html

© Савранская Д.Ф., 2016

Международная организация объединенных наций, в миру именуемая ООН, была создана во времена второй мировой с целью укрепления мира и безопасности между государствами, а также развития их сотрудничества.

Структура ООН

Для обеспечения своей деятельности ООН имеет строгую структуру. Каждый орган в структуре организации отвечает за определенную сторону международных отношений:

  1. Совет безопасности отвечает за поддержание мира между странами и обеспечение их безопасности. Постановлениям совета безопасности вынуждены подчиняться все страны-участники ООН, хотя в его состав входит всего 15 представителей.
  2. Секретариат имеет в своем штате более 40 тысяч сотрудников. По сути все они являются международным персоналом, который обеспечивает работу ООН по всему миру.
  3. Генеральный секретарь возглавляет секретариат и избирается из числа представителей стран, не входящих в Совет безопасности.
  4. Международный суд – это орган ООН, осуществляющий судебную и юридическую деятельность организации.
  5. Экономический и социальный совет помогают реализовывать экономическое и социальное сотрудничество между странами соответственно.
  6. Специализированные учреждения утверждаются одним из вышеперечисленных органов с целью лучшего выполнения их международных обязанностей. Самыми известными среди таких организаций стали Всемирный банк, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО.

ООН и урегулирование конфликтов

Деятельность по содействию сохранения мира и безопасности между странами осуществляется в первую очередь в урегулировании международных конфликтов. ООН организует миротворческие операции по всему миру. При этом проводятся расследования причин конфликтов, ведутся переговоры, а в случае подписания соглашений о перемирии, контролируется их соблюдение всеми сторонами-участниками конфликта.

При необходимости ООН оказывает гуманитарную помощь пострадавшим во время международных конфликтов или стихийных бедствий. Она складывается не только из предоставления медикаментов, питания и предметов первой необходимости, но и из спасательной деятельности ООН.

Международная организация объединенных наций, в миру именуемая ООН, была создана во времена второй мировой с целью укрепления мира и безопасности между государствами, а также развития их сотрудничества.

Структура ООН

Для обеспечения своей деятельности ООН имеет строгую структуру. Каждый орган в структуре организации отвечает за определенную сторону международных отношений:

  1. Совет безопасности отвечает за поддержание мира между странами и обеспечение их безопасности. Постановлениям совета безопасности вынуждены подчиняться все страны-участники ООН, хотя в его состав входит всего 15 представителей.
  2. Секретариат имеет в своем штате более 40 тысяч сотрудников. По сути все они являются международным персоналом, который обеспечивает работу ООН по всему миру.
  3. Генеральный секретарь возглавляет секретариат и избирается из числа представителей стран, не входящих в Совет безопасности.
  4. Международный суд – это орган ООН, осуществляющий судебную и юридическую деятельность организации.
  5. Экономический и социальный совет помогают реализовывать экономическое и социальное сотрудничество между странами соответственно.
  6. Специализированные учреждения утверждаются одним из вышеперечисленных органов с целью лучшего выполнения их международных обязанностей. Самыми известными среди таких организаций стали Всемирный банк, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО.

ООН и урегулирование конфликтов

Деятельность по содействию сохранения мира и безопасности между странами осуществляется в первую очередь в урегулировании международных конфликтов. ООН организует миротворческие операции по всему миру. При этом проводятся расследования причин конфликтов, ведутся переговоры, а в случае подписания соглашений о перемирии, контролируется их соблюдение всеми сторонами-участниками конфликта.

При необходимости ООН оказывает гуманитарную помощь пострадавшим во время международных конфликтов или стихийных бедствий. Она складывается не только из предоставления медикаментов, питания и предметов первой необходимости, но и из спасательной деятельности ООН.

Роль ООН в решении региональных проблем

Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира.

Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:

ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.

В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.

Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.

ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

В эпоху биполярного противостояния на международной арене эффективность деятельности ООН часто оказывалась невысокой. Политическая, военная и идеологическая конфронтация двух сверхдержав и их союзников нередко оказывала парализующее воздействие на деятельность основных структур и институтов ООН. С окончанием холодной войны возник мощный импульс для активизации ООН и ее превращения в действенный механизм организации международной жизни.

Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира. Если за первые четыре десятилетия своего существования ООН осуществила 14 различных миссий и операций с направлением наблюдателей, посредников или военного персонала в районы конфликтов, то с 1988 г. были инициированы 33 миротворческие акции. Пик активности в этой области пришелся на 1995 г., когда общее число задействованного в миротворческой деятельности ООН персонала составило почти 70 тыс. человек (включая 31 тыс. военнослужащих) из более чем 70 стран. Значительное развитие по линии ООН получили превентивная дипломатия (миссии по установлению фактов, усилия по примирению сторон, посредничество и т.п.), организация наблюдения за перемирием, гуманитарные операции (оказание помощи беженцам и другим жертвам конфликтов), содействие послеконфликтной реабилитации. В той или иной форме ООН была вовлечена в усилия по урегулированию в большинстве «горячих точек» текущего десятилетия - в Сомали, Мозамбике, Камбодже, Афганистане, Центральной Америке, на Гаити, в бывшей Югославии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Руанде, Западной Сахаре, Таджикистане, Грузии. Вместе с тем Совет Безопасности использовал и такие инструменты, как санкции (экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил) и принудительное разоружение (в отношении Ирака).

Однако прекращение холодной войны не только открыло новые возможности для ООН, но и рельефно высветило присущие ей недостатки, которые ранее находились на заднем плане. С одной стороны, речь идет об издержках существования огромного бюрократического аппарата ООН, его неповоротливости и неэффективности процесса принятия решений, перегруженности организации многочисленными структурами и их параллелизме. С другой стороны, ставится вопрос об адаптации ООН к серьезному изменению международно-политического ландшафта, происшедшему за пять с лишним десятилетий ее существования. Наконец, остаются непроясненными многие концептуальные вопросы деятельности ООН (какой должна быть система ее приоритетов, при каких условиях ее функции могут быть делегированы региональным организациям или коалициям государств, каковы условия и пределы вмешательства ООН во внутренние дела суверенных государств, как добиться оптимального сочетания демократизма и оперативности в функционировании ООН, как совместить принцип ее универсальности с особым статусом постоянных членов Совета Безопасности, и т.п.).

В развернувшейся широкой дискуссии о реформе ООН выявились глубокие расхождения между участниками этой организации по вопросам очередности реформ, степени их радикальности и самого содержания преобразований. В самом общем плане можно выделить несколько основных тем, связанных с обсуждаемой проблемой:

обеспечение большей эффективности ООН при обращении к вопросам международной безопасности и совершенствование инструментария миротворчества и кризисного регулирования,

расширение возможностей вовлечения ООН во внутренние дела государств в связи с политической нестабильностью, нарушением прав человека, экологическими или гуманитарными катастрофами;

повышение роли ООН в «нетрадиционных» областях (экология, миграция, регулирование информационных потоков и т.п.);

изменение порядка финансирования деятельности ООН и принципов использования ее финансовых ресурсов;

модификация роли Генеральной Ассамблеи с целью повысить ее способность принимать действенные решения;

более четкое определение статуса Генерального Секретаря ООН и радикальная перестройка работы Секретариата ООН;

уточнение функций и роли специализированных учреждений ООН, координация их деятельности, расширение полномочий Международного Суда;

повышение эффективности работы Совета Безопасности и изменение его состава.

Последняя из отмеченных выше тем стала предметом особого внимания в дискуссиях о реформировании ООН. Существует более или менее широкое согласие относительно необходимости увеличить число членов Совета Безопасности и сделать его состав более репрезентативным. Значительно более сложным является вопрос о категориях членства в Совете Безопасности. Наиболее очевидными кандидатами на включение в число постоянных членов являются Германия и Япония, однако при этом неизбежны притязания на аналогичный статус со стороны ряда развивающихся стран- Индии, Бразилии или Мексики. Кроме того, расширение круга стран, обладающих правом вето, способно парализовать работу Совета Безопасности. Вместе с тем сам вопрос о праве вето является одним из центральных. Хотя отмена этого института (по мотивам преодоления неравенства стран-членов) практически нереальна, внесение в него определенных корректировок представляется вполне возможным .

В целом же предпосылки для радикальной трансформации ООН в настоящее время выглядят не очень значительными как по причине несовпадающих взглядов государств-членов (и нежелания многих из них пойти на слишком крутые перемены), так и ввиду отсутствия необходимых финансовых ресурсов (из-за чего уже сегодня приходится идти на определенное свертывание миротворческой деятельности). Однако эволюционная адаптация организации к меняющимся условиям настоятельно необходима. От этого будет зависеть расширение возможностей ООН в плане ее воздействия на международную жизнь и эффективного выполнения функции важнейшего многостороннего механизма pe гулирования международных отношений.

Особенно актуальной эта проблема стала в связи с возникновением опасной тенденции использования военной силы против суверенных государств в обход ООН. Военные действия НАТО против Югославии, начатые в марте 1999 г. без санкции Совета Безопасности, явственно обозначили возможность эрозии роли ООН как центрального элемента современной международно-политической системы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/