Парижские соглашения по выбросу углекислого газа. В чем суть Парижского соглашения по климату и почему оно важно? Что даёт общественное обсуждение проблем, связанных с климатом

Проблема глобального потепления настолько часто рассматривается на самых разных уровнях, что перестала быть чем-то пугающим для простых обывателей. Многие не понимают и не осознают катастрофическую ситуацию, сложившуюся с Землей. Возможно, поэтому для некоторых и прошло мимо очень серьезное мероприятие, которое касалось урегулирования вопросов, связанных с минимизацией количества вредных выбросов, являющихся результатом антропогенной деятельности.

Состоялось оно еще в 2015 году во Франции, его итогом стал договор, известный миру как Парижское соглашение. Данный документ обладает довольно специфической формулировкой, отчего не раз подвергался критике со стороны активистов-экологов. Давайте разберемся, что это за соглашение и почему Соединенные Штаты, один из главных инициаторов конференции, во время которой и произошло обсуждение договора, отказались принимать участие в данном проекте.

Невидимая атомная атака

В 2017 году ученые сделали шокирующее заключение - за последние двадцать лет в результате деятельности человека в атмосферу выделилось столько энергии, сколько бы ее высвободили множественные взрывы атомных бомб. Да, именно взрывы - не один, а много, очень много. Если быть точнее, ежесекундно в течение 75 лет на планете должны были бы подрываться атомные бомбы, эквивалентные тем, что уничтожили Хиросиму, и тогда бы выделенное количество тепла сравнялось с тем, что продуцирует человек, «всего лишь» занимаясь своей хозяйственной деятельностью.

Вся эта энергия поглощается водами Мирового океана, который просто не в состоянии справиться с такой нагрузкой и нагревается все больше и больше. А вместе с тем накаляется и сама наша многострадальная планета.

Кажется, что эта проблема далека от нас, жителей безопасных регионов, где не страшны цунами, ведь поблизости нет океанов, где нет гор, а потому отсутствует риск оползней, мощных паводков и разрушительных плит. Тем не менее все мы ощущаем и нестабильную, нетипичную погоду, и дышим кошмарным воздухом, и пьем грязную воду. Нам приходится жить с этим и надеяться, что воли политиков хватит на серьезные свершения. Парижское климатическое соглашение могло бы стать одним из них, ведь оно основано на добровольном согласии власть имущих сохранить нашу планету для потомков.

Пути решения проблемы

Пожалуй, самой серьезной проблемой для очищения атмосферы является выброс углекислого газа. Его источниками являются и сами люди, и автомобили, и предприятия. Парижское соглашение об изменении климата направлено на то, чтобы поддержать подписанную ранее в ООН схожую по тематике конвенцию.

Сложность с конденсацией CO 2 состоит в том, что он практически не рассеивается сам по себе. Этот газ не распадается, его невозможно высвободить искусственным путем, а, по оценкам ученых, то его количество, которое уже есть в атмосфере, достигнет нормального, не влияющего на климат планеты, уровня в том случае, если человек полностью прекратит его продуцировать. То есть должны остановиться заводы, фабрики, перестать ездить машины и поезда, и лишь тогда начнется процесс негативной эмиссии бюджета CO 2 . Такой сценарий выполнить нереально, потому на форуме в Париже и было принято Парижское соглашение, согласно которому страны-участники обязуются выйти на такой уровень выброса углекислого газа в атмосферу, при котором его количество постепенно бы шло на убыль.

Добиться этого можно в случае создания качественных барьерных систем, очищающих выбросы CO 2 с предприятий, замены ископаемых видов топлива (газ, нефть) на более экологические (ветер, воздух, солнечная энергия).

Условно знаменательное событие

Парижское соглашение было принято в 2015-м, в декабре. Спустя полгода, в апреле 2016-го, его подписали страны, участвующие в консенсусе. Вступление договора в силу произошло в момент его подписания, но в действие он войдет немного позже, хотя и не в столь далеком будущем - в 2020 году, до тех пор у мирового сообщества есть время для ратификации соглашения на государственном уровне.

Согласно договору, державы, участвующие в данном проекте, должны стремиться к тому, чтобы на местном уровне удерживать рост глобального потепления на уровне 2 градусов, причем это значение не должно стать предельным порогом снижения. По словам Лорана Фабиуса, который был ведущим собрания, их договор - это довольно амбициозный план, ведь в идеале необходимо снизить темпы глобального потепления до 1,5 градуса, что является главной целью, которую пропагандирует Парижское соглашение по климату. США, Франция, Россия, Великобритания, Китай - страны, принимающие на первых порах наиболее активное участие в проекте.

Суть парижского заключения

В действительности всем понятно, что добиться выдающихся результатов в работе по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу практически нереально. Тем не менее Парижское соглашение принято как самими политиками, так и некоторыми учеными на ура, ведь оно должно подтолкнуть мировое сообщество к стабилизации экологической ситуации, а также приостановлению процесса изменения климата.

В данном документе речь идет не о том, чтобы снизить концентрацию CO 2 , но, по крайней мере, добиться пика его эмиссии и предотвратить дальнейшее накопление углекислого газа. 2020 год является точкой отсчета, когда странам нужно будет продемонстрировать реальные результаты по улучшению экологической ситуации на своих территориях.

О проделанной работе правительства стран-участников должны отчитываться каждые пять лет. Кроме того, каждое государство в добровольном порядке может вносить свои предложения и материальную поддержку проекту. Однако декларативного характера (принудительного и обязательного для исполнения) договор не имеет. Выход из Парижского соглашения до 2020 года считается невозможным, тем не менее на практике этот пункт оказался недейственным, что доказал президент США Дональд Трамп.

Цели и перспективы

Как мы уже говорили, основной целью данного договора является введение в действие принятой еще в 1992 году Рамочной конвекции ООН об изменении климата. Проблема данной конвенции была в нежелании сторон принимать реальные и эффективные меры по предотвращению глобального потепления. Заявленные некогда на трибунах слова были лишь громкой риторикой, на деле же до того момента, как было утверждено Парижское соглашение, страны, которые обладают наибольшей экономической активностью, всячески тормозили процессы по уменьшению их предприятиями выбросов углекислого газа в атмосферу.

Проблему климата все же отрицать не могут нигде в мире, а потому и было подписано новое соглашение. Судьба его, правда, остается столь же туманной, как и предыдущего договора. Основным подтверждением такой точки зрения является утверждение критиков из сферы экологии о том, что новая конвенция не будет действенной, ведь она не предписывает абсолютно никаких санкционных мер к тем, кто нарушит рекомендации, принятые в рамках Парижского соглашения.

Страны-участники

Инициаторами созыва конференции по проблеме климатических изменений было несколько стран. Проходило мероприятие во Франции. Ее ведущим был Лоран Фабиус, который на то время занимал должность премьер-министра в стране - хозяйке конференции. Непосредственное подписание конвенции происходило в Нью-Йорке. Текст оригинального документа хранится в секретариате он переведен на несколько языков, в том числе и на русский.

Основными активистами были представители таких стран, как Франция, Великобритания, Китай, США, Япония и Россия. Всего в обсуждении данной конвенции официально принимало участие 100 сторон.

Ратификация договора

Для того чтобы Парижское соглашение полноправно вступило в силу, оно должно было быть подписано минимум 55 странами, однако существовала одна оговорка. Подписи нужны были от государств, которые в суммарном количестве выбрасывали в атмосферу не менее 55 % углекислого газа. Данный пункт является основополагающим, ведь, по данным ООН, наибольшую экологическую опасность составляют всего 15 стран, причем РФ в этом перечне - на третьем месте.

На данный момент это сделало уже более 190 стран (общее число - 196), в том числе и США. Парижское соглашение, выход из которого ранее себе никто не позволял, американцы анонсировали после инаугурации нового президента, наделав много шума в мировом политическом бомонде. Кроме этого договор не подписала Сирия, одной из последних стран, ратифицировавших его, стала Никарагуа. Президент этого государства, расположенного в Центральной Америке, ранее не хотел подписывать соглашение, мотивируя отказ тем, что его правительство не сможет выполнить поставленные перед ним требования.

Суровая действительность

Увы, как много бы подписей ни стояло на бланке договора, они сами по себе не смогут выправить катастрофическую ситуацию в экологической системе нашей планеты. Реализация Парижского соглашения полностью зависит от политической воли чиновников, ответственных за контроль над соблюдением законных нормативов предприятиями. Кроме того, до тех пор пока выработка нефти и газа будет лоббироваться на государственном уровне, надеяться на то, что климатические изменения пойдут на спад или хотя бы уменьшатся, нельзя.

Российское мнение

Парижское соглашение Россия ратифицировала далеко не сразу, хотя и согласилась с ним сразу. Загвоздка состояла во многом из-за того, что на президента страны оказывали сильное влияние предприниматели. По их мнению, наше государство и так снизило объемы выбрасываемых вредных веществ в атмосферу, но само по себе подписание договора повлечет за собой серьезный экономический спад, ведь для многих предприятий реализация новых нормативов была бы неподъемным бременем. Однако министр природных ресурсов и экологии придерживается другого мнения на этот счет, считая, что, ратифицировав соглашение, государство подтолкнет предприятия к модернизации.

Выход США

В 2017 году новым президентом Америки стал Дональд Трамп. Парижское соглашение он посчитал угрозой для своей страны и ее стабильности, подчеркнув, что защищать ее - это его прямая обязанность. Такой поступок вызвал бурю негодования в мире, однако не заставил других мировых лидеров оступиться от целей, провозглашенных в документе. Так, президент Франции Э. Макрон убедил как свой электорат, так и всю мировую общественность в том, что договор не будет подвергаться правкам, а для стран, пожелавших выйти из соглашения, всегда будут открыты двери.

За спасение развивающихся стран от изменений климата россияне могут заплатить ростом цен на электроэнергию и тепло

Парижское климатическое соглашение, которое должно помешать глобальному повышению температуры, вступило в силу 4 ноября. Оно подразумевает, в частности, снижение выбросов углекислого газа в атмосферу. Его разработчики уверены, что такие меры позволят не допустить глобального потепления на планете. Наша страна подписала это соглашение, но ратификация отложена как минимум до 2020 года. Какие риски несет с собой соглашение? Этот вопрос обсуждался в ходе слушаний в Общественной палате РФ (ОП). Ее эксперты полагают, что сначала надо разработать соответствующую национальную методику, так как инструменты, предлагаемые Западом, не выглядят бесспорными и вызывают нарекания. Кроме того, Парижское соглашение может повлечь за собой ввод углеродного сбора, а это приведет к росту цены на электроэнергию для россиян в 1,5 раза.

Парижское климатическое соглашение, принятое в рамках рамочной конвенции ООН об изменении климата в декабре 2015 года и подписанное многими странами в апреле 2016 года, фактически стало заменой Киотского протокола. Оно направлено на сдерживание роста температуры на планете.

В прошлом году экологи подсчитали, что в сравнении с XIX веком средняя температура на планете выросла более чем на 1oC, причем основной рост этого показателя, по их данным, начался в 1980-е годы и продолжается по сей день. Согласно мнению ряда специалистов, все это стало следствием активной переработки и сжигания углеводородов, что приводит к парниковому эффекту. Чтобы сдержать рост температуры, индустриальным странам мира необходимо существенно снизить выбросы парниковых газов.

Однако станет ли Парижское климатическое соглашение выходом из ситуации и предотвратит ли оно трагедию всемирных масштабов - большой вопрос. Этот документ в своем нынешнем виде содержит массу недостатков. Именно эти пробелы обсуждались в ходе слушаний в Общественной палате России.

«Многие аспекты соглашения вызывают споры в экспертных кругах. Связано это и с общим отношением к климатологии и потеплению», - этими словами открыл слушания председатель комиссии ОП по развитию реального сектора экономики Сергей Григорьев.

К его мнению присоединился секретарь ОП Александр Бречалов. «Первым пунктом работы в этом направлении станет обсуждение результатов анализа социально-экономических последствий имплементации соглашения, то есть претворения этой идеи в жизнь. Любые непродуманные меры могут кардинально увеличить финансовую нагрузку как на компании, так и на население», - отметил он.

По словам главы Росгидромета Александра Фролова, одной из ключевых проблем, связанных с ратификацией Парижского соглашения, является его научная обоснованность. Кроме того, пока это соглашение носит только рамочный характер и в нем отсутствует модальность. Дальнейшее изменение климата неизбежно и причины этого процесса давно понятны. «Нам нужна стратегия долгосрочного развития до 2050 года», - отметил Фролов.

Тот же тезис подтвердил и Сергей Григорьев. «Климат менялся всегда - и в XVII, и в XVIII веке. Сейчас главная проблема в том, что отсутствуют национальные методики. Мы ссылаемся только на зарубежные. Настало время приложить усилия к разработке национальной методики, потому что тезисы, которые выдвигаются как бесспорные, вызывают большие вопросы», - отметил он, подчеркнув, что «степень политизации и политиканства вокруг этой темы носит беспрецедентный характер».

Одним из камней преткновения Парижского климатического соглашения является введение так называемого углеродного налога - платы за выбросы. Эти отчисления планируется направлять в Зеленый климатический фонд, а затем - развивающимся странам для программы «адаптации» к глобальным изменениям климата. В вводе «углеродного сбора» заинтересованы те, кто стремится ограничить импорт энергоресурсов, например, страны Западной Европы. Государства, экономика которых завязана на добыче углеводородов и производстве топлива, напротив, считают этот механизм не идеальным. Так, бюджетный офис Конгресса США отметил, что ввод «углеродного сбора» приведет к росту цен на многие товары. Да и для России в настоящем виде он может привести к самым неприятным последствиям. По расчетам Института проблем естественных монополий, ущерб для российской экономики грозит составить $42 млрд или 3–4% ВВП.

«Из соглашения непонятно, что мы подписали. Проект решения превращает соглашение в ликвидационный документ и предполагает вмешательство во внутреннюю политику нашей страны с помощью экологических механизмов. Те, кто его ратифицировал, будут дополнять его без нашего участия», - полагает член президиума Академии геополитических проблем Владимир Павленко.

Более того, он считает, что Парижское соглашение является ярким примером применения двойных стандартов, созданных для получения возможности вмешиваться во внутренние дела любого государства, и в первую очередь России. «Двойные стандарты Парижского соглашения мешают доказать, что наш поглощающий вклад - это экологическое донорство. В Евросоюзе выбросы превышают их поглощение в 4 раза, в США и Китае - в 2 раза. В России баланс положительный в пользу поглощения. Наш поглотительный ресурс оценивается от 5 млрд до 12 млрд тонн, то есть в 10 раз больше, чем в этом документе. Так поглотители мы или загрязнители?» - задается вопросом Владимир Павленко.

Кстати, существуют подтвержденные данные, что многие страны, ратифицировавшие этот документ, фальсифицируют информацию. Например, Индия записывает свои выбросы под бразильский поглотительный ресурс, а американцы проводят их как канадские. Имеются также серьезные подозрения о намерении Запада использовать наши поглотительные территории по двусторонним договоренностям с разными странами.

«Необходимо перейти в формат вдумчивого изучения цифр и угроз, - соглашается генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Очень важно привязать ратификацию соглашения к снятию санкций. Мировому сообществу надо определиться, мы вместе с ним или нет. Но для этого необходимо поставить точку в торговой войне».

Более того, нельзя забывать, что существует угроза, что Парижское климатическое соглашение выльется в дополнительные и неожиданные расходы рядовых россиян. «Мы все понимаем, что живем в непростых экономических условиях, и любые непродуманные решения могут нанести серьезный удар по экономике страны», - полагает Сергей Григорьев.

Как отмечается в докладе Института проблем естественных монополий, ввод углеродного сбора может привести к существенному росту цен на электроэнергию. На строительство замещающих генерирующих мощностей потребуется около 3,5 трлн рублей. При этом сценарии стоимость киловатта для крупных коммерческих потребителей возрастет на 50–55%, для малых коммерческих потребителей - на 28–31%, для населения - на 45–50%, то есть в 1,5 раза. Очевидно, что, не проработав все нюансы, ратификация Парижского соглашения будет преждевременным решением. В связи с этим участники слушаний в ОП обозначили готовность все инициативы и предложения продвигать и в дальнейшем, вплоть до президента Владимира Путина.

Языки

Парижское соглашение - соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата , регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года . Соглашение было подготовлено взамен Киотского протокола в ходе Конференции по климату в Париже и принято консенсусом 12 декабря 2015 года , а подписано 22 апреля 2016 года . Ведущий конференции Лоран Фабиус , министр иностранных дел Франции, заявил, что этот «амбициозный и сбалансированный» план стал «историческим поворотным пунктом» на пути снижения темпов глобального потепления .

Целью соглашения (согласно статье 2) является «активизировать осуществление» Рамочной конвенции ООН по изменению климата, в частности, удержать рост глобальной средней температуры «намного ниже» 2 °C и «приложить усилия» для ограничения роста температуры величиной 1,5 °C.

Участники соглашения объявили, что пик эмиссии СО 2 должен быть достигнут «настолько скоро, насколько это окажется возможным».

Страны-участники определяют свои вклады в достижение декларированной общей цели в индивидуальном порядке, пересматривают их раз в пять лет. В соглашении говорится о недостаточности предложенных в настоящее время национальных вкладов, а также об «амбициозности» и «прогрессе» по мере их пересмотра. Не предусматривается никакого механизма принуждения, как в отношении декларирования национальных целей, так и в обеспечении обязательности их достижения.

Реализуемость пределов потепления 2 °C и 1,5 °C

Согласно современным научным представлениям, заданный предел потепления в сочетании с вероятностью его непревышения определяет величину доступного эмиссионного бюджета , то есть будущих совокупных выбросов СО 2 . Моделирование климата показывает, что для XXI века хотя бы 50 % вероятность 2 °C находится на грани достижимого, а эмиссионный бюджет для 80 % вероятности 1,5 °C равен нулю .

Национальные вклады

В исследовании, опубликованном в ноябре 2018 года, рассмотрена связь между декларированными сокращениями эмиссии отдельных стран и итоговым ростом температуры, который имел бы место, если бы, во-первых, такие сокращения эмиссии действительно состоялись и, во-вторых, стали бы образцом для всех стран. Показано, что текущая климатическая политика Китая, России и Канады ведёт к потеплению на 5 °С к концу столетия, немногим лучше выглядят США и Австралия (более 4 °С). Для стран Евросоюза этот показатель составляет 3-3,5 °С .

Критика

В тексте соглашения не предусматривается каких-либо санкций в случае недостижения сторонами декларированных ими целей, а в международно-правовом смысле какие-либо сокращения эмиссии вообще не являются для них обязательными. В связи с этим известный климатолог Джеймс Хансен назвал соглашение «мошенническим» , другие критики говорят о «соглашении об увеличении эмиссии» .

Эксперты Всемирного пенсионного и инвестиционного форума считают, что ситуация, когда не связанные никакими количественно определёнными обязательствами участники, тем не менее, придут к согласованной общей цели, является одновременно и условием успеха Парижского соглашения и, собственно говоря, тем, чего хотят достичь с его помощью - то есть, с точки зрения формальной логики, это соглашение основано на принципе порочного круга .

Некоторые считают примечательным тот факт, что в тексте соглашения вообще не встречается словосочетание «ископаемое топливо» .

«Принцип Торонто»

Парижское соглашение используется активистами экологических групп как формальное основание для требований, направленных на снижение эмиссии СО 2 . Впервые в этом качестве соглашение было использовано в ходе кампании за бойкот инвестиций в ископаемое топливо в университете Торонто. Студенты требовали прекращения сотрудничества с компаниями, которые «нагло игнорируют международные усилия по ограничению роста средней глобальной температуры к 2050 году величиной не более 1,5 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем. Это компании, добывающие ископаемое топливо, их действия являются несовместимыми с согласованными на международном уровне целями» .

Все общественные институты несут ответственность за претворение в жизнь Парижского соглашения и обязаны использовать свой статус и власть для осмысленного реагирования на вызов изменения климата. По мнению экологических активистов, такой подход сводит воедино риторику и практическое действие .

23 сентября 2019 года Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) организовал пресс-конференцию, на которой Грета Тунберг и группа из 15 детей из разных стран объявили, что подают иск против пяти стран, которые игнорируют необходимость снижать эмиссию СО 2 по Парижскому соглашению: Аргентины, Бразилии, Франции, Германии и Турции . Иск подан в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (в частности, правах на жизнь, здоровье и мир). Если жалоба будет удовлетворена, странам будет предложено ответить, но любое возможное решение не является юридически обязывающим.

По странам

Россия

Соглашение не содержит предусмотренных российским законодательством оснований для ратификации. В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» согласие России на обязательность для неё Парижского соглашения выражается в форме его принятия.

У принятия соглашения имелись противники. Так, летом 2016 года бизнес-сообщество призвало президента Владимира Путина не утверждать документ. В РСПП заявили, что реализация соглашения негативно отразится на темпах экономического роста, а обязательство довести выбросы в атмосферу ниже уровня 1990 года Россия уже перевыполнила .

В ноябре 2016 года специальный представитель президента России по вопросам климата Александр Бедрицкий заявил :

… мы не рассматриваем отказ от углеводородов в качестве способа снижения выбросов парниковых газов в рамках выполнения взятых на себя обязательств в среднесрочной перспективе. Необходимо искать новые рецепты с учётом текущей и прогнозируемой экономической ситуации, планов социально-экономического развития, учитывать национальные особенности и интересы страны.

К тому времени Парижское соглашение по климату было подписано 192 странами, 113 из которых ратифицировали его. Россия, занимая третью строчку по выбросам парниковых газов среди участников Парижского соглашения (по данным ООН), была единственной, кто не ратифицировал документ из 15 ведущих по выбросам стран . Россия занимает четвёртое место по выбросу CO2 в мире (2017 г.) .

В апреле 2019 года Путин заявил, что Россия ратифицирует Парижское соглашение после всестороннего анализа последствий его реализации . 5 июля вице-премьер Алексей Гордеев дал поручение Минприроды совместно с МИД России до 1 сентября внести в правительство проект федерального закона о ратификации соглашения .

Однако 23 сентября 2019 года, в день открытия климатического саммита ООН, правительство России объявило, что двумя днями ранее премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, в соответствии с которым Россия приняла Парижское соглашение. Согласно пресс-релизу правительства, ни само соглашение, ни федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» не предусматривали его обязательной ратификации . По мнению источников агентства «Блумберг», принятие соглашения в обход Госдумы позволило Кремлю избежать критики со стороны депутатов, находившихся в союзе с оппонентами Парижского процесса, в частности, с энергетическими и металлургическими магнатами .

США

См. также

Примечания

  1. Final draft of climate deal formally accepted in Paris (неопр.) . CNN . Cable News Network, Turner Broadcasting System, Inc. (December 12, 2015). Дата обращения 12 декабря 2015.
  2. Paris climate talks: France releases "ambitious, balanced" draft agreement at COP21 (неопр.) . ABC Australia (12 December 2015).
  3. 175 стран подписали Парижское соглашение по климату (неопр.) . ТАСС. Дата обращения 22 апреля 2016.
  4. World seals landmark climate accord, marking turn from fossil fuels (неопр.) . Reuters . Thomson Reuters (12 December 2015). Дата обращения 12 декабря 2015.
  5. На основе данных МГЭИК (см. p. 64 Table 2.2 IPCC’s 5th AR Synthesis Report). Эмиссия за 2010-2014 годы взята согласно оценке Global Carbon Project, данные о текущей эмиссии из Friedlingstein et al 2014.
  6. Meinshausen, M. et al. Greenhouse gas emission targets for limiting global warming to 2 °C. Nature 458, 1158-1162 (2009)
  7. Carbon Tracker & The Grantham Research Instit - Unburnable Carbon 2013, p.11 (PDF)
  8. Yann Robiou du Pont & Malte Meinshausen Warming assessment of the bottom-up Paris Agreement emissions pledges Nature Communications vol. 9, Article number: 4810 (2018)
  9. Paris equity check
  10. James Hansen, father of climate change awareness, calls Paris talks "a fraud" | Environment | The Guardian
  11. At COP21, the world agreed to increase emissions
  12. M. Nicolas J. Firzli Investment Governance: The Real Fight against Emissions is Being Waged by Markets Dow Jones Financial News, 25 January 2016
  13. Report of the Advisory Committee on Divestment from Fossil Fuels , University of Toronto, December 2015
  14. Benjamin A. Franta On Divestment, Adopt the Toronto Principle ,Harvard Crimson, February 8, 2016

Отрицать реальность — всегда не к добру. Хотим мы того или нет, правда это или нет, однако в научном мире сложился вполне определенный консенсус — глобальное потепление, которое мы наблюдаем прямо сейчас, связано с увеличением доли углекислого газа в земной атмосфере, что является непосредственным результатом деятельности людей.

В сложившейся ситуации важно понять, что происходит на самом деле и как должна вести себя в таком случае Россия. «Климатические игры» уже давно стали инструментом, который используется в самых разнообразных целях. Для нашей страны крайне важно в очередной раз не стать жертвой, а постараться действовать в текущих условиях с выгодой для себя.

Для начала окунемся в прошлое и выясним, как развивалась эта история. Всё началось в далеком 1972 году с Декларации ООН по проблемам окружающей человека среды, где есть, к примеру, следующая :

«Наступил такой момент в истории, когда мы должны регулировать свою деятельность во всем мире, проявляя более тщательную заботу в отношении последствий этой деятельности для окружающей среды».

Собственно говоря, Декларация является очень обобщенным документом, суть которого состоит в том, что международное сообщество осознает проблему неблагоприятных изменений окружающей среды и устанавливает определенные принципы.

На основе Декларации в 1992 году в Рио-де-Жанейро на «Саммите Земли» была принята тематическая Рамочная конвенция ООН об изменении климата (). Свои подписи под соглашением поставили более 180 государств, в том числе Россия. Наша страна ратифицировала РКИК в 1994 году.

В конвенции в статье 4 зафиксированы общие принципы действия стран по сопротивлению негативным климатическим изменениям, а также обязательства, которые они берут на себя. Среди них разработка и реализация национальных и региональных программ по минимизации негативного воздействия на климат, масштабное сотрудничество в данной отрасли на межгосударственном уровне, раскрытие информации о реальном положении дел на ниве борьбы с глобальным потеплением.

Конвенция, однако, при всей своей своевременности, имеет только один, но очень серьезный недостаток: в ней нет ни слова об ответственности. Впрочем, такое часто бывает с международными актами: страны фиксируют «во всех отношениях положительные» нормы, но не устанавливают ответственности за их исполнение. И тут начинается игра: кто-то исполняет, кто-то лишь делает вид, что исполняет, а кто-то применяет положения только в выгодной ему части. Часто возникает классическая ситуация из басни «Лебедь, Щука и Рак». Так получилось и с Рамочной конвенцией.

Кстати, Россия довольно успешно исполняла нормы, зафиксированные в этом международном документе. Дело в том, что в 90-е годы производство в нашей стране находилось, мягко говоря, далеко не в самой лучшей форме, поэтому выбросы в атмосферу были довольно скромными, особенно на фоне других стран.

Новой вехой в истории борьбы с неблагоприятными изменениями климата стал Киотский протокол, принятый в 1997 году. В нем появилась очень интересная новация — рыночный механизм торговли квотами на выбросы парниковых газов. Так, страна, которая не выбрала за год установленный лимит, могла продавать квоты другим странам. Впрочем, в Киотском протоколе вновь не была зафиксирована ответственность, а такие страны, как Китай и Индия, и вовсе не взяли на себя никаких обязательств. Россия, опять же, прилежно исполнила Киотский протокол и, министра иностранных дел Сергея Лаврова, даже перевыполнила его.

В общем-то, недостатки РКИК и Киотского протокола были на виду с самого начала, идея нового, более серьезного документа витала в воздухе довольно долго. Так появилось Парижское соглашение.

Если проанализировать юридическую историю соглашений о климате, то мы увидим, что очевидна тенденция к конкретизации. Если в Декларации ООН по проблемам окружающей человека среды, по сути, только ставится вопрос о необходимости заботы о природе, то в РКИК уже начинают вырисовываться первые очертания ответа на вопрос: «Как о ней можно заботиться?». Киотский протокол, в свою очередь, внедряет довольно интересные механизмы регуляции.

Теперь же настал черед Парижского соглашения. В чем же его суть?

По сути, Парижское соглашение должно было стать ответом на текущую ситуацию, в которой планы по снижению выбросов парниковых газов мировым сообществом просто-напросто проваливаются. Налицо попытка ООН хоть как-то решать проблему в условиях, когда никаких механизмов принуждения нет, а желание у стран накладывать на себя вполне определенную и осязаемую ответственность отсутствует.

Парижское соглашение является документом, после подписания которого страны взяли на себя «по удержанию роста глобальной средней температуры намного ниже 2 °C», а также декларировали цель «ограничения роста температуры величиной 1,5 °C». Переводя с дипломатического на русский, можно сказать, что страны хотят добиться роста средней температуры в XXI веке никак не выше 2°C и очень постараются выйти на уровень 1,5 °C, что, скорее всего, им не удастся. Кроме того, государства решили достичь пика эмиссии СО 2 «как можно скорее». Предыдущие национальные планы по снижению выбросов СО 2 признаны несостоятельными, теперь же страны-участницы договорились, что будут формировать новые «более амбициозные» планы и пересматривать их каждые 5 лет.

Как мы видим, никаких квот Парижским соглашением не предусмотрено, не предусмотрено при этом и никаких мер ответственности. Более того, положения соглашения и вовсе не накладывают на страны какие-либо обязательства. Известный климатолог Джеймс Хансен, прочитав текст документа, не выдержал и назвал его .

Однако дело тут, кажется, вовсе не в злой воле. Просто у ООН в текущей ситуации отсутствуют какие-либо механизмы реального влияния на ситуацию. Организация очень хочет, но при этом не может. Неудача ждала РКИК, очень интересные решения Киотского протокола на практике не привели к ожидаемым результатам. В этой ситуации ООН не придумала ничего умнее, чем задать некий ориентир по градусам на двадцать первое столетие и сделать «зеленый рост» максимально престижным.

По сути, теперь все в руках мирового сообщества, которое вроде бы и осознает необходимость что-то делать с климатом и одновременно не очень-то и хочет. Смогут ли страны добровольно прийти к заданным показателям — большой вопрос.

Тем не менее нас прежде всего интересует Россия. Стоит ли нам рьяно применять на практике Парижское соглашение? Будем честны: РКИК и Киотскому протоколу Россия следовала не только потому, что у нее присутствовала добрая воля, но и в связи с тем, что это было для нас не очень обременительно.

Сегодня, когда страна стоит на пороге новой индустриализации, Парижское соглашение может стать проблемой. Одно мы знаем точно: исполнение международных соглашений по защите климата вовсе не сделало нашу страну в глазах мирового сообщества, особенно западного, «зеленой и прекрасной». Так что на бонус в виде позитивного имиджа на международной арене при доминировании западных СМИ можно не надеяться. По крайней мере, пока.

Однако нельзя не замечать очевидного тренда на «зеленую экономику», который уже сформировался в мире и который получил свое закрепление в Парижском соглашении. Кроме того, хотя Парижским соглашением и не предусмотрены санкции за его несоблюдение, существует огромное количество негосударственных организаций, которые постараются громко напомнить нам о нормах документа. Естественно, различные неправительственные учреждения могут стать инструментом в конкурентной борьбе против России. Важно не давать им для этого явных поводов и не допускать репутационных рисков.

Наша страна находится в очень интересной ситуации: с одной стороны, она должна технологически развиваться и при этом помнить об экологии, с другой стороны, важно не сорваться в экологический популизм и даже гонку с западными странами, когда «красивые» политические решения подрывают реальную экономику.

Важно держать руку на пульсе международной эколого-экономической повестки. Как же подходить к Парижскому соглашению? В первую очередь, рационально, не забывая о главной цели — экологическом и экономическом благополучии самой России.

Было принято 12 декабря 2015 года по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата (РКООНИК) в Париже.

Соглашение направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты, в том числе посредством:

— удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С, что значительно сократит риски и воздействия изменения климата;

— повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия развитию при низком уровне выбросов парниковых газов, таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия;

— приведения финансовых потоков в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата .

Парижское соглашение определяет, что конкретные меры по борьбе с изменением климата должны быть нацелены на сокращение выбросов парниковых газов, причем их разработка и осуществление полностью возлагается на национальные правительства.

Соглашение закрепляет и оформляет поворот к новой, низкоуглеродной модели экономического развития на основе постепенного отказа от традиционных технологий добычи, переработки и использования ископаемых ресурсов (прежде всего, углеводородного сырья) в пользу "зеленых" технологий.

К 2020 году государства должны пересмотреть свои национальные стратегии в сфере выбросов СО2 в сторону снижения.

Обязательства стран-участниц Парижского соглашения планируется обновлять каждые пять лет, начиная с 2022 года.

Парижское соглашение, в отличие от Киотского протокола, не предусматривает механизма квот. В Парижском соглашении отсутствуют санкции для стран, не справляющихся с выполнением национальных вкладов. Соглашением всего лишь утверждается создание стимулирующего механизма, который должен поощрять государства и хозяйствующие субъекты за успешное сокращение ими выбросов парниковых газов.

Для реализации программ сдерживания глобального потепления развивающимся странам будет предоставлена финансовая поддержка. Совокупное государственное и частное финансирование развивающихся стран к 2020 году должно достичь 100 миллиардов долларов.