Известные архитектурные постройки. Самые известные архитекторы в мире и их творения

Год назад не стало великой Захи Хадид, по такому печальному случаю мы перечисляем лучшие сооружения современности и надеемся, что в нашей стране когда-нибудь появится что-то подобное.

Академия Эвелины Грейс, Брикстон, 2010

В 2010 г. архитектурная студия Захи Хадид, британского архитектора арабского происхождения, открыла в одном из районов Лондона школу. Брикстон далеко не самый благополучный район, в нем постоянно возникают серьезные беспорядки, однако на строительство было потрачено около 60 млн долларов и сегодня эту школу посещают 720 учеников. Основной сложностью было вписать дизайн совсем немаленького комплекса в уже существующий тесно застроенный район. Главным в школьном проекте было создание особой территории или пространства, в котором школьники могли бы заниматься спортом. Само здание представляет собой, соединенные особыми арками и переходами 4 школьных учреждения. Здание построено зигзагообразно в гармонии с беговыми дорожками и спортивными площадками. Классные комнаты организованы вдоль широких коридоров с залами двойной высоты.

Уникальное по своей архитектуре здание средней школы Академия Эвелины Грейс признано лучшим, а его архитектор Заха Хадид получила главный приз Премии Стирлинга - самую высокую награду в области архитектуры и дизайна в Великобритании с 1996 г.

Заха Хадид родилась в Иране, но уже 30 лет живет в Британии. В 2010 г. она получила мировую известность за премию, когда по ее проекту возвели Национальный музей искусств MAXXI в Риме. На счету архитектора такие сооружения, как: Центральное здание завода BMW в Лейпциге, спорткомплекс для водных видов спорта в Лондоне, Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати в Огайо, Оперный театр в Гуанчжоу, Вокзал Hoenheim-North и автостоянка в Страсбургеи многое другое. Примечательно то, что своей задачей в архитектуре Заха считает создание архитектурных сооружений, способных положительно влиять на жизнь людей, их поведение, обучение, благополучие.

Музей Гуггенхайма, Бильбао, 1997


Здание этого необычного музея современного искусства было спроектировано американско-канадским архитектором Фрэнком Гери. Он открылся для посетителей в 1997 г. и сразу же был признан одним из наиболее зрелищных в мире строений в стиле деконструктивизма.

Место для музея было выбрано очень удачно. С одной стороны, к нему подходит одна из главных улиц города, а с другой примыкает мост через реку Нервион. Таким образом, музей находится в самом центре города и на пересечении важнейших его улиц. Местные жители сравнивают здание с футуристическим межпланетным кораблем, а также с птицей, самолетом, суперменом, артишоком и распускающейся розой. Кстати, издалека сооружение и правда напоминает распустившийся цветок, из середины которого расходятся изогнутые лепестки различных форм, в которых и расположены анфилады выставочных залов.

Сент-Мэри-Экс, Лондон, 2003


Этот необычный офис был спроектирован знаменитым архитектором Норманом Фостером. Он расположился под номером 30 на улице Сент-Мэри-Экс, за что и получил название Небоскреб Мэри-Экс. В простонародье же его обозвали корнишоном - огурцом, за необычную форму. Это здание было отмечено несколькими престижными премиями в области архитектуры, а в 2004 г. стало самым лучшим небоскребом мира.

Огурец насчитывает 40 этажей. Выполнен в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием. Его создатель, Норман Фостер, задался целью сотворения самого экологического небоскреба, поэтому максимально использовал солнечное освещение и естественную вентиляцию. В результате Огурец потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие аналогичные постройки. Нижние этажи здания открыты для всех, а на верхних расположено множество ресторанов с необыкновенной панорамой финансового Лондона.

Бурдж-Халифа, Дубай, 2010

С 2008 г. это здание в виде сталактита является самым высоким небоскребом в мире. Во время его строительства проектная высота держалась в строжайшей тайне. И если бы где-то начали строить настолько же высокое здание, в строительство Бурдж-Халива тут же были бы внесены корректировки. Точная высота сооружения составляет 828 м, в нем 163 этажа, а на строительство было потрачено около 1,5 млрд долларов.

С самого начала комплекс проектировался как город в городе — с собственными газонами, бульварами и парками. Внутри него размещены отель, квартиры, офисы и торговые центры. Воздух внутри здания не только охлаждается, но и ароматизируется благодаря специальным мембранам. Этот аромат был создан специально для Бурдж-Халифа. Ароматный и свежий воздух подается через специальные решетки в полу. Его стекла не пропускают пыль и отталкивают солнечные лучи, позволяя поддерживать оптимальную температуру в здании. Площадь поверхности здания примерно равна площади 17 футбольных полей. Стекла Бурдж-Халифа ежедневно моют, но на мойку всей поверхности требуется около трех месяцев.

Стадион Птичье гнездо, Пекин, 2008


Проект стадиона к предстоящей Олимпиаде 2008 предложили швейцарские архитекторы и призеры престижной Притцкеровской премии Жак Херцог и Пьер Де Мерон. А после своего открытия он стал эталоном стадионов нового поколения и самым амбициозным проектом за всю историю Олимпийских игр.

Стадион выполнен в форме вороньего гнезда, которое в китайской культуре символизирует все самое хорошее и доброе. Вот и его концептуальный посыл заключался в том, что он станет символом новой жизни, уюта, добра, колыбелью новых достижений и рекордов. Стадион свит из двадцати стальных полутораметровых в сечении рам, соединенных множеством более узких перемычек, а крыша сделана раздвижной. Общая площадь гнезда составляет 258 000 кв. м и насчитывает 91 000 мест. Примечательно то, что при его строительстве не было задействовано ни одного вертикального столба.

Танцующий дом в Праге, 1996


Не совсем обычное офисное здание в чешской столице выполнено в стиле деконструктивизма. Этот дом имеет множество названий: пьяный дом, стакан, вальсирующий дом, а таже Джинджер и Фред, в честь пары Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Одна из двух цилиндрических частей, которая расширяется кверху, символизирует мужчину (Фред), а другая визуально напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой (Джинджер)

История возникновения Танцующего дома интересна. Здание, которое располагалось на его месте было разрушено при бомбежке в 1945 г., после чего почти полвека место пустовало. И вот в дело решил вмешаться чешский президент Вацлав Гавел, которому пренадлежал соседний с пустырем дом, построенный его дедом. Новое здание было спроектировано чешским архитектором с хорватскими корнями Владо Милуничем, однако страховая компания, выкупившая земельный участок, потребовала, чтобы в проекте принимал участие какой-нибудь известный западный архитектор. Выбор пал на канадско-американского архитектора-деконструктивиста, лауреата премии Притцкера, Фрэнка Гери.
Первоначально чешские консерваторы отнеслись к появлению столь необычного для Праги архитектурного строения критически, но со временем признали его одним из выдающихся произведений архитектуры 20-го столетия.

Оперный театр, Сидней, 1973


Когда-то на этом месте был старый военный форт, затем трамвайное депо, а с 1973 г. находится одно из самых известных и узнаваемых зданий в мире, которое 20 октября 1973 г. открыла сама королева Англии Елизавета II. За его необычную форму сиднейский театр сравнивали с китом, выброшенным на берег, застывшей музыкой, о которой писал Гете, с девятью большими ушами и сказочным галеоном, отбывающим в страну эльфов, и даже с девятью монашками, которые играют в футбол.

В начале 50-х в Австралии состоялся международный конкурс на строительство нового здания оперы. Никому еще неизвестный архитектор из Дании Йорн Утцон представил свой новый проект, основанный на традициях храмов ацтеков, внешне похожий на огромный парусник, с трех сторон окруженный водой. Его проект был признан самым смелым и стал победителем, однако сразу стало ясно, что работы предстоит много. Планировалось, что на его строительство уйдет 4 года, но их потребовалось целых 14. Связано это было в основном с возведением крыши, которая по тем временам не имела аналогов. Целый год ушел только на компьютерную проектировку и расчеты. В итоге крыша была вздвигнута и покрыта более чем миллионом плиток белого и бежевого отенков. Издали кажется, что крыша идеально белая, но при различном освещении ее цвет существенно меняется.

Мост Тысячелетия, Гейтсхед, 2001


Этот мост пересекает реку Тайн и является первым в мире наклоняемым мостом. Перед его авторами - архитекторами Уилкинсоном и Эйром была поставлена задача создать пешеходный и велосипедный мост, который не мешал бы крупным судам проходить по реке.

Строительство этого моста стало самым масштабным инженерным проектом с бюджетом 40 млн долларов, который воплощали в жизнь на протяжении двух лет. Его стальную конструкцию переправляли на 10 километров вверх по реке с помощью Азиатского Геркулеса - крупнейшего в Европе плавучего подъёмного крана. Открытие Моста Тысячелетия состоялось в 2001 г. Он представляет собой две арки, одна из них вздымается над поверхностью воды, по другой в это время движутся пешеходы и велосипедисты, а под ней могут проходить суда небольшой высоты. Когда к мосту приближается большой корабль,обе арки как единое целое поворачиваются на 40° вокруг оси, соединяющей их концы: пешеходно-велосипедная палуба моста поднимается, верхняя же арка, наоборот, опускается. Поворот длится не более 4,5 минут, в зависимости от скорости ветра. Таким образом мост поднимается около 200 раз в году и всякий раз это зрелище привлекает к себе внимание сотен зрителей.

Здание Ллойда, Лондон, 1980

В 1978 г. стремительно развивающаяся страховая компания Ллойд объявила конкурс на новое большое здание, которое учитывало бы ее дальнейший рост и расширение. Конкурс выиграл британский архитектор Ричард Роджерс, после чего создал современное статичное и гибкое сооружение.

Задумка автора заключалась в том, чтобы построить цилиндрическое стальное здание, наполненное водой, чтобы сделать его пожаробезопасным. Однако этот план было сложно воплотить и от него пришлось отказаться в пользу бетонной конструкции с открытым пространством, которое остается пустым благодаря тому, что все службы размещены в шести башнях с блестящим стальным покрытием и стеклянными лифтами. Кстати, подобные лифты стали первыми такого рода в Великобритании.

В далеких 80-х здание произвело настоящий фурор, что, собственно, и входило в планы разработчиков. А главным шокирующим современников элементом была вывернутая конструкция здания, все функциональные элементы которого вынесены наружу: водо-, газо-, теплопровод, проводка, лифты и лестницы опутывают его со всех строн. И даже туалеты находятся снаружи. Такой радикальный перенос всех служебных устройств на наружные стены был обусловлен потребностью в расширении внутреннего пространства. Предполагалось, что корпус здания сможет удовлетворять потребности компании в течение более полувека.

Арка Дефанс, Париж, 1989


Большая Арка Дефанс является символом делового района Дефанс, расположенного на западе Парижа. Под ней находится станция метро, боковые колонны заняты правительственными и коммерческими офисами, а верхние этажи отведены под выставочные пространства, на которых регулярно проводятся выставки и открыт Музей информатики.

Строительство арки было начато по инициативе президента Франсуа Миттерана, целью которого было продолжить историческую ось Парижа, которая вела от Лувра через обелиск на площади Согласия и Триумфальную арку. В конкурсе проектов победил самый странный, автором которого был датский архитектор Йохан Отто фон Спрекельсен. Эта арка задумывалась как современный ответ знаменитой Триумфальной арке, с одним лишь отличием - её посвятили не военным победам, а гуманистическим идеалам. К сожалению, творцу этой колоссальной конструкции не удалось завершить своё детище. Арка была достроена уже после его смерти. Интересен тот факт, что многие парижане до сих пор думают, что футуристическую арку возвели совсем недавно, хотя на самом деле она украшает французскую столицу уже более двадцати лет.

Старые или новые, со сложными или простыми структурами, эти здания, несомненно, самые невероятные в мире. Есть привлекательные, есть необычные, а есть просто сумасшедшие строения, ни на что не похожие. Порой бывает даже сложно сразу понять, что перед вами – дом или нечто другое?

Храм Лотоса

(Дели, Индия)

Главный бахайский храм Индии и сопредельных стран, построенный в 1986 году. Расположен в городе Нью-Дели – столице Индии. Огромное здание из белоснежного пентелийского мрамора в форме распускающегося цветка лотоса – одна из наиболее популярных среди туристов достопримечательностей Дели. Известен как главный храм Индийского субконтинента и главная достопримечательность города.

Храм Лотоса выигрывал несколько архитектурных наград и был упомянут во множестве газетных и журнальных статей. В 1921 году молодая бомбейская община бахаи испросила у Абдул-Баха разрешение возвести бахайский храм в Бомбее, на что был якобы дан ответ: «По воле Бога в будущем величественный храм поклонения будет возведен в одном из центральных городов Индии», – то есть в Дели.

«Хан Шатыр»

(Астана, Казахстан)

Крупный торгово-развлекательный центр в столице Казахстана Астане (архитектор – Норман Фостер). Открыт 6 июля 2010 года, считается самым большим шатром в мире. Общая площадь «Хан Шатыра» – 127 000 м2 . В нем размещены рознично-торговые и развлекательные комплексы, в том числе супермаркет, семейный парк, кафе и рестораны, кинотеатры, спортивные залы, аквапарк с искусственным пляжем и бассейны с эффектом волн, служебные и офисные помещения, паркинг на 700 мест и многое другое.

Изюминка «Хан Шатыра» – пляжный курорт с тропическим климатом, растениями и температурой +35°С круглый год. Песчаные пляжи курорта оснащены системой отопления, которая создает ощущение настоящего пляжа, а песок привезен с Мальдив. Здание представляет собой гигантский шатер высотой 150 м (шпиль), сконструированный из сети стальных вант, на которых закреплено прозрачное полимерное покрытие ETFE. Благодаря особому химическому составу он защищает внутреннее пространство комплекса от резких температурных перепадов и создает комфортный микроклимат внутри комплекса. «Хан Шатыр» вошел в десятку лучших мировых экозданий по версии журнала Forbes Style, став единственным зданием со всего пространства СНГ, которое издание решило включить в свой хит-парад.

Открытие торгово-развлекательного центра «Хан Шатыр» состоялось в рамках празднования дня Астаны с участием президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В ходе торжественной церемонии открытия состоялся концерт мирового исполнителя, итальянского тенора классической музыки Андреа Бочелли. Самое интересное, что в этом удивительном месте может побывать любой тюменец: до Астаны – всего девять часов езды.

Музей Гуггенхайма

(Бильбао, Испания)

Разработанный американским архитектором Фрэнком Гери, музей Гуггенхайма представляет собой великолепный пример самых новаторских идей архитектуры XX века. Построенный из титана, он украшен волнистыми линиями, которые меняют свой цвет под солнечными лучами. Общая площадь – 24 000 м2 , 11 000 из которых посвящены выставкам.

Музей Гуггенхайма – настоящая архитектурная достопримечательность, образец дерзкой конфигурации и инновационного дизайна, обеспечивающий соблазнительный фон для произведений искусства, находящихся в нем. Это здание изменило взгляд мира на современную архитектуру и музеи и стало символом возрождения промышленного города Бильбао.

Национальная библиотека

(Минск, Беларусь)

История Национальной библиотеки Беларуси начинается с 15 сентября 1922 года. В этот день Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР была основана Белорусская государственная и университетская библиотека. Количество читателей постоянно увеличивалось. За свою историю библиотека сменила несколько зданий, а вскоре возникла необходимость строительства нового большого и функционального здания библиотеки.

Еще в 1989 году на уровне республики был проведен конкурс проектов здания новой библиотеки. Лучшим был признан «стеклянный алмаз» архитекторов Михаила Виноградова и Виктора Крамаренко. 19 мая 1992 года Постановлением Совета Министров Белорусская государственная библиотека получила статус национальной. 7 марта 2002 года президентом республики был подписан указ о строительстве здания государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси». Но его строительство началось лишь в ноябре 2002 года.

Торжественная церемония открытия «белорусского бриллианта» состоялась 16 июня 2006 года. Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко (который, кстати, получил читательский билет №1) на церемонии открытия отметил, что «это уникальное здание сочетает строгую красоту современной архитектуры и новейшие научно-технические решения». Действительно, Национальная библиотека Беларуси – уникальный архитектурно-строительный и программно-технический комплекс, построенный в соответствии с новейшими научно-техническими разработками и направленный на удовлетворение информационных и социокультурных потребностей общества.

В новом здании библиотеки размещены 20 читальных залов, которые рассчитаны на 2000 пользователей. Все залы оснащены электронными кафедрами выдачи документов, современным оборудованием, позволяющим осуществлять сканирование и копирование документов, печать с электронных копий. В залах есть компьютеризированные рабочие места, рабочие места для слабовидящих и слепых пользователей, оснащенные специальным оборудованием.

Кривой дом

(Сопот, Польша)

В польском городе Сопот на улице Героев Монте-Кассино расположен один из самых необычных домов планеты – Кривой дом (по-польски – Krzywy Domek). Создается впечатление, что он то ли расплавился на солнце, то ли это оптическая иллюзия, и это не сам дом, а лишь его отражение в огромном кривом зеркале.

Кривой дом действительно является кривым и не содержит ни единого ровного места и угла. Построен он в 2004 году по проекту двух польских архитекторов – Шотинского и Залевского, – впечатленных рисунками художников Яна Марцина Шанцера и Пера Оскара Дальберга. Главной задачей авторов перед заказчиком, которым стал торговый центр «Резидент», было создание такого внешнего вида строения, который бы привлекал как можно больше посетителей. В оформлении фасада использованы самые разные материалы: от стекла до камня, – а крыша из эмалированных пластинок напоминает спину дракона. Двери и окна точно так же несимметричны и причудливо изогнуты, придавая дому вид какой-то сказочной избушки.

Кривой дом работает круглосуточно. Днем здесь открыт торговый центр, кафе и другие заведения, а вечером – пабы и клубы. В темноте дом становится еще красивее. В 2009 году здание было признано одним из семи чудес Трехградья, в которое входят города Гдыня, Гданьск и Сопот. Согласно недавнему опросу издания The Village of Joy Кривой домик возглавил список пятидесяти самых необычных зданий мира.

Здание-чайник

(Цзянсу, Китай)

В Китае заканчивается строительство культурно-выставочного центра Wuxi Wanda Exhibition Center, выполненного в виде глиняного чайника. Это здание уже официально попало в Книгу рекордов Гиннесса, как самый высокий чайник в мире. Выбор такой формы не случаен: глиняные чайники считаются символами Поднебесной еще с XV века. Они до сих пор производятся в провинции Цзянсу, где расположен Wuxi Wanda Exhibition Center. Кроме изготовления глиняных чайников, Китай славится и элитными сортами чая.

Фирма-застройщик The Wanda Group объявила, что на строительство культурно-выставочного центра было потрачено 40 млрд юаней (6,4 млрд долларов). В итоге получилась конструкция площадью 3,4 млн м2 , высотой 38,8 м и диаметром 50 м. Снаружи здание обшито алюминиевыми листами, которые обеспечивают необходимую кривизну каркаса. Помимо них немаловажную роль играют стеклянные витражи разного размера.

В центре Wuxi Wanda будут расположены выставочные залы, аквапарк, американские горки, колесо обозрения. Кроме того, каждый из трех этажей здания сможет вращаться по своей оси. Культурно-выставочный центр – часть торгово-развлекательного комплекса Tourism City, строительство которого планируют завершить к 2017 году.

«Хабитат 67»

(Монреаль, Канада)

Необычный жилой комплекс в Монреале был спроектирован архитектором Моше Сафди в 1966–1967 годах. Комплекс был построен к началу выставки «Экспо-67», одной из самых крупных мировых выставок того времени, темой которой были дома и жилое строительство.

Основа строения – 354 куба, наращенных друг на друга. Именно они позволили создать это серое здание со 146 квартирами, где проживают семьи, променявшие спокойный домик в спальном районе на такой нестандартный дом. У большинства квартир на крыше соседа снизу есть личный сад.

Стилем постройки считается брутализм. «Хабитат 67» был возведен более 45 лет назад, но до сих пор восхищает своими масштабами. Это, без сомнения, один из немногих современных утопий, которая не просто воплотилась в жизнь, но и стала очень популярной и даже была признана элитной.

Танцующее здание

(Прага, Чехия)

Офисное здание в Праге в стиле деконструктивизма состоит из двух цилиндрических башен: обычной и деструктивной. Танцующий дом, который в шутку называется «Джинджер и Фред», – это архитектурная метафора танцующей пары Джинджер Роджерс и Фред Астер. Одна из двух цилиндрических частей, что расширяется кверху, символизирует мужскую фигуру (Фред), а вторая визуально напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой (Джинджер).

Как и многие деконструктивистские сооружения, здание резко контрастирует со своим соседом – цельным архитектурным комплексом рубежа XIX–XX веков. Офисный центр, в котором располагаются несколько международных компаний, находится в районе Прага 2, на углу Рессловой улицы и набережной. На крыше находится французский ресторан с видом на Прагу La Perle de Prague.

Лесное спиральное здание

(Дармштадт, Германия)

Уникальное здание немецкому городу Дармштадт австрийский гений Фриденсрайх Хундертвассер подарил в 2000 году. Раскрашенный в разные цвета волшебный домик из детской сказки с плавающими линиями изогнутого фасада, он смотрит в мир 1048 окнами не повторяющихся форм, размеров и декора. Из некоторых окон растут настоящие деревья.

Это оригинальное сооружение в виде подковы, спирально поднимающейся вверх, называют «необычным домом среди обычного однообразия». Построено оно в «биоморфном» стиле, хотя, по сути, является настоящим жилым 12-этажным комплексом, вернее, некой сказочной зеленой деревушкой. В нее входит не только дом со 105 комфортабельными квартирами, но и тихий внутренний двор с искусственными озерками, фигурными мостиками и дорожками, протоптанными прямо в траве; художественно оформленными детскими площадками; закрытыми парковками; магазинчиками; аптекой и другими элементами развитой инфраструктуры.

Перевернутый дом

(Шимбарк, Польша)

Уникальный дом, который стоит на крыше, украшен в социалистическом стиле 1970-х годов. Перевернутый дом вызывает странные ощущения: вход находится на крыше, все заходят через окно, а гости ходят по потолку. Интерьер оформлен в стиле социалистического реализма: есть комната отдыха с телевизором и комодом. Здесь же находится и стол из самой длинной цельной доски в мире – 36,83 м. Разумеется, Книга рекордов Гиннеса не обошла его вниманием.

Строительство здания заняло больше времени и средств, чем для воздведения обычного дома такого же размера. Для фундамента потребовалось 200 м³ бетона. Автора проекта много раз спрашивали, связан ли его проект с коммерческими целями. В ответ всегда следовало упрямое «нет». Однако дом-перевертыш обернулся именно коммерческим успехом.

Испытать себя на прочность и посмотреть на интересное сооружение приезжают не только поляки, но и иностранные туристы. Через чердачное окно можно зайти в дом и, аккуратно лавируя между люстр, походить по комнатам. Некоторые источники утверждают, что девелопер собирался использовать новостройку в качестве собственного жилья. Так ли это – неизвестно, но перевернутый дом в Шимбарке так и не стал жилым.

Впрочем, жаловаться не на что: очередь туристов, желающих походить внутри, не иссякает, так что ни о какой спокойной жизни и речи бы не было. Несколько лет назад в окрестностях дома даже проходил своеобразный сбор местных Санта-Клаусов, которые не только обсудили свои проблемы, но и потренировались в проникновении внутрь дома через трубу, благо она, к их счастью, опирается на землю.

Ват Ронг Кхун

(Чианг-Рай, Таиланд)

Ват Ронг Хун, больше известный как «Белый храм», считается одним из самых узнаваемых храмов в Таиланде и, несомненно, одним из самых красивых зданий в мире. Храм находится за пределами города Чианг-Рай и привлекает большое количество посетителей, тайских и иностранных. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей в Чианг Рай и самый необычный буддистский храм.

Ват Ронг Хун выглядит как ледовый домик. Из-за своего цвета здание заметно издалека, к тому же оно сверкает на солнце благодаря вкраплениям кусочков стекла в штукатурку. Белый цвет означает чистоту Будды, в то время как стекло символизирует мудрость Будды и Дхарму, буддийские учения. Говорят, лучше всего посещать Белый храм на рассвете или закате, когда он красиво отражается в лучах солнца.

Строительство храма началось в 1997 году и продолжается до сих пор. Строит его тайский художник Чалермчай Коситпипат на свои собственные средства, вырученные от продаж картин. От спонсоров художник отказался: он хочет сделать храм таким, как хочется только ему.

Здание-корзина

(Огайо, США)

Здание-корзина построено в 1997 году. Вес конструкции – примерно 8500 тонн, вес поддерживающих опор – 150 тонн. При строительстве было использовано почти 8000 м3 железобетона. Полезная площадь здания – 180 000 квадратных футов. Корзина расположилась на территории около 20 000 квадратных футов (примерно 2200 м2 ) и полностью копирует одну из торговых марок своего владельца.

Когда архитектор проекта Николина Георгиевша узнала о том, что ей предстоит, она воскликнула: «Ух ты! Таким я еще не занималась!». И вправду, это здание стандартным никак не назовешь. В отличие от остальных строений, оно расширяется кверху. Это позволило значительно увеличить рабочее пространство офисов: строение рассчитано на штат в 500 сотрудников. Неплохо, если учесть, что в здании еще находится семиэтажный атриум площадью в 3300 м2 , вокруг которого и расположены офисы. Кроме того, первый этаж занят похожей на театральную залу аудиторией на 142 места. Здание претендует на некую помпезность: в проекте учтены две прикрепленные к зданию плиты с торговой маркой владельца, покрытые 23-каратным золотом.

(Санджи, Тайвань)

Странный и удивительный городок Санджи на Тайване – заброшенный курортный комплекс. Дома в нем по форме напоминали летающую тарелку, поэтому их прозвали дома-НЛО. Город был приобретен в качестве курорта для американских военнослужащих, проходящих службу в восточной Азии.

Оригинальная идея строительства таких домов принадлежала владельцу компании Sanjhih Township по производству пластмасс господину Ю-Ко Чоу. Первая лицензия на строительство была выдана в 1978 году. Дизайн разработал архитектор из Финляндии Матти Сууронен. Но в 1980 году строительство было остановлено, когда Ю-Чоу объявил себя банкротом. Все усилия по возобновлению работ ни к чему не привели. Кроме того, в ходе стройки произошло несколько серьезных аварий из-за якобы потревоженного духа мифического Китайского дракона (так утверждали суеверные люди). Многие полагали, что место населено привидениями. В результате поселок был заброшен и вскоре стал называться городом-призраком.

Каменный дом

(Фафе, Португалия)

Дом Casa do Penedo в горах Португалии, возведенный меж четырех валунов, напоминает жилище каменного века. Стоящая на отшибе хижина была построена в 1974 году Витором Родригесом и предназначалась для отдыха вдали от городского шума и суеты.

Стремление к простоте не сделало из членов семьи Родригеса отшельников, но приблизило их к естественному образу жизни без излишеств. Электричество в дом так и не провели; для освещения здесь до сих пор используются свечи. Отапливается помещение с помощью камина, вырезанного в одном из валунов. Каменные стены служат продолжением внутреннего убранства: даже ступени, ведущие на второй этаж, выдолблены прямо в камнях.

Каменная изба, напоминающая жилище персонажей американского мультсериала «Флинтстоуны», настолько органично вписалась в окружающий ландшафт, что вызвала огромный интерес у архитекторов и туристов. Любопытство местных жителей и проезжающих мимо путешественников вынудило семью Родригеса покинуть дом. Сейчас в хижине никто не живет, но хозяева иногда наведываются в свой необычный дом. Только в этом случае есть шанс увидеть необычные интерьеры, в другое время попасть внутрь Casa do Penedo невозможно.

Центральная библиотека

(Канзас-сити, штат Миссури, США)

Расположенный в самом центре Канзас-Сити, это один из первых проектов, направленных на восстановление города и его исторической и туристической ценности. Жителям предложили вспомнить самые известные книги, которые как-то связаны с названием Канзас-Сити, и они в течение двух лет подбирали двадцать художественных книг. Внешний вид этих изданий был включен в инновационный дизайн Центральной городской библиотеки, чтобы стимулировать ее посещение.

Здание библиотеки похоже на книжную полку, на которой разложены гигантские книги. Каждая из них в высоту достигает семи метров, а в ширину – около двух. Сейчас в распоряжении библиотеки – не только самые современные технологии и отличное качество обслуживания, но и конференц-залы, кафе, смотровой зал и многое другое. Публичная библиотека Канзас-Сити отличается уникальной архитектурой, которая поражает воображение. На сегодняшний день это гордость жителей города Канзас. Ее строительство стало одним из самых значимых событий на пути превращения провинциального городка в процветающий мегаполис. У библиотеки десять филиалов, главный из которых является самым крупным и имеет специальные фонды. Арсенал библиотеки – 2,5 млн книг, посещаемость – более 2,4 млн клиентов в год.

История библиотеки начинается в 1873 году, когда она открыла свои двери для читателей и сразу стала не только источником ресурсов для образования, но и прекрасной альтернативой другим увеселительным заведениям того времени. Публичная библиотека много раз переезжала, а в 1999 году ее перевезли в бывшее здание Первого национального банка. Столетнее здание было настоящим шедевром мастерства: мраморные колонны, бронзовые двери и стены, богато украшенные лепниной. Но все-таки оно требовало реконструкции. При помощи государственно-частного сотрудничества, собранных средств из государственного и муниципального бюджета, а также спонсорской помощи, двери публичной библиотеки Канзаса были открыты в 2004 году уже в таком виде, в котором она находится сейчас.

Солнечная печь

(Оделио, Франция)

Потрясающее сооружение, похожее на печь и, по сути, являющееся таковой, Солнечная печь во Франции предназначена для выработки и концентрации высоких температур, необходимых для различных процессов. Это происходит с помощью улавливания солнечных лучей и концентрирования их энергии в одном месте.

Сооружение покрыто изогнутыми зеркалами, их сияние настолько велико, что смотреть на них бывает невозможно. Сооружение было воздвигнуто в 1970 году, в качестве самого подходящего места были выбраны Восточные Пиренеи. До сегодняшнего дня Печь остается крупнейшей во всем мире. На массив зеркал возложены функции параболического отражателя, а высокий температурный режим в самом фокусе может доходить до 3500°С. Регулировать температуру можно с помощью изменения углов наклона зеркал.

Используя такой природный ресурс, как солнечный свет, Солнечная печь считается незаменимой для получения высоких температур. А они, в свою очередь, используются для разнообразных процессов. Так, производство водорода требует температуры в 1400°С. Тестовые режимы космических аппаратов и атомных реакторов предусматривают температуру 2500°С, а без температуры 3500°С невозможно создать наноматериалы. Одним словом, Солнечная печь – не просто удивительное здание, но и жизненно необходимое и эффективное. При этом оно считается экологичным и относительно дешевым способом получить высокие температуры.

«Дом Роберта Рипли»

(Ниагара Фолс, Канада)

«Дом Рипли» в Орландо – иллюстрация на тему не технической революции, но природной стихии. Этот дом был построен в память о землетрясении силой в 8 баллов, которое случилось здесь в 1812 году.

Сегодня якобы треснувшее здание признано одним из самых часто фотографируемых в мире. «Хотите – верьте, хотите – нет!» (Ripley"s Believe It or Not!) –запатентованная сеть так называемых Одиториумов Рипли (музеев странных и невероятных вещей), которых в мире насчитывается более 30.

Идея принадлежит Роберту Рипли (1890–1949), американскому карикатуристу, предпринимателю и антропологу. Первая передвижная коллекция «Одиториум Рипли» была представлена в Чикаго в 1933 году во время Всемирной Ярмарки. На постоянной основе первый музей «Хотите – верьте, хотите – нет!» был открыт уже после смерти Рипли, в 1950 году во Флориде, в городе Св. Августин. Канадский одноименный музей основан в 1963 году в городе Ниагара Фолс (Ниагарский Водопад, штат Онтарио) и до сих пор обладает репутацией наилучшего музея города. Здание Одиториума построено в виде падающего Эмпайр-Стейт-Билдинг (Нью-Йорк) со стоящим на крыше Кинг-Конгом.

Дом-ботинок

(Пенсильвания, США)

Дом-ботинок в Пенсильвании (графство Йорк) задумал весьма преуспевающий бизнесмен полковник Махлон Н. Хейнц. Ему в те времена принадлежала процветающая обувная компания, в состав которой входило около 40 обувных магазинов. На тот момент Хейнцу уже было 73 года, но он так обожал свой бизнес, что сделал заказ архитектору на создание необычного строения в форме ботинка. Это было в 1948 году. Уже в 1949 году мечта обувного бизнесмена была воплощена в жизнь, и неугомонный Махлон Н. Хейнц смог не только любоваться необыкновенной постройкой, но и поселиться там.

Длина этого дома – 12 м, высота – 8. Его фасад делали следующим образом: сначала был создан деревянный каркас, который затем залили цементом. Удивительно, но даже почтовый ящик этого дома сделан в форме ботинка. Есть ботинок и в решетках на окнах и двери. Возле дома есть собачья конура, которую также сделали в виде ботинка. И даже на указателе, расположенном на дороге, есть башмаки. Но на самом деле дом-ботинок имеет такую направленность только снаружи. Внутри же это вполне комфортабельное жилище, достаточно уютное и просторное. Сбоку дома смонтирована наружная лестница (скорее всего, пожарная), позволяющая попасть на все пять ярусов необычного здания.

Дом-купол

(Флорида, США)

После серии разрушительных ураганов и тропических штормов в штате Флорида (США), в результате которых Марк и Валерия Сиглер каждый раз оставались без крыши над головой, они решили построить дом, способный выдержать напор стихии и при этом быть красивым и комфортабельным. Результатом их работы стал дом с необычайно прочной конструкцией и неповторимым дизайном.

Для людей, живущих в прибрежной зоне, очень важно, чтобы им было куда возвращаться после шторма. Обычные дома очень часто разрушаются до основания, в то время как «Дом-купол» может стоять как ни в чем не бывало даже под ветром, несущимся со скоростью 450 км/ч. В то же время дом Сиглеров идеально вписался в окружающий ландшафт: купол как нельзя лучше подходит окружению из дюн, водоемов и растительности. Конструкция здания создана из современных экологически чистых материалов, которые могут прослужить несколько веков.

Кубические здания

(Роттердам, Нидерланды)

Ряд необычных домов построен в Роттердаме и Хелмонде по новаторскому проекту архитектора Пита Блома в 1984 году. Радикальным решением Блома стало то, что он повернул параллелепипед дома на 45 градусов и поставил его углом на шестигранный пилон. В Роттердаме 38 таких домов и еще два супер-куба, причем все дома сочленяются друг с другом. С высоты птичьего полета комплекс имеет замысловатый вид, напоминая невозможный треугольник.

Дома состоят из трех этажей:
● Цокольный этаж – вход.
● Первый – гостиная с кухней.
● Второй – две спальни с ванной комнатой.
● Верхний – здесь иногда разбивают небольшой сад.

Стены и окна по отношению к полу наклонены под углом в 54,7 градусов. Общая площадь квартиры составляет около 100 м2 , однако около четверти пространства непригодно для использования из-за стен, которые находятся под углом.

Отель Burj Al Arab

(Дубай, Арабские эмираты)

Роскошный отель в Дубае, самом крупном городе Объединенных Арабских Эмиратов. Здание стоит в море на расстоянии 280 м от берега на искусственном острове, соединенном с землей при помощи моста. Имея высоту 321 м, отель считался самым высоким отелем в мире, пока не появился другой дубайский отель – Башня Розы – высотой 333 м, который открылся в апреле 2008 года.

Строительство отеля началось в 1994 году, для посетителей он открылся 1 декабря 1999 года. Отель был построен в виде паруса доу, арабского судна. Ближе к верху находится вертолетная площадка, а с другой стороны – ресторан «Эль-Мунтаха» (с арабского – «высочайший»). Оба поддерживаются консольными балками.

Башни «Абсолют»

Как и любой другой быстро развивающийся пригород Северной Америки, Миссиссога ищет свой новый архитектурный облик. Башни «Абсолют» стали новой возможностью ответить на потребности постоянно расширяющегося города, создать жилой ориентир, который будет претендовать на нечто большее, чем просто эффективное жилье. Они могут создать для жителей постоянную эмоциональную связь с родным городом. Такое сооружение можно смело включать в список самых красивых небоскребов мира.

Вместо простой, функциональной логики модернизма дизайн башен выражает сложные многочисленные потребности современного общества. Эти здания – нечто гораздо большее, чем просто многофункциональная машина. Это что-то красивое, человеческое и живое. Башни выполняют важную роль ворот в город, располагаясь на перекрестке двух главных городских улиц.

Несмотря на особый статус этих башен как значимой достопримечательности, акцент в проекте делался отнюдь не на их высоте, как в случае с большинством самых высоких зданий мира. Благодаря конструктивным особенностям непрерывные балконы окружают все здание, устраняя вертикальные барьеры, традиционно используемые в архитектуре высотных зданий. Башни «Абсолют» вращаются в различных проекциях на разных уровнях, сочетаясь с окружающими пейзажами. Целью проектировщиков было обеспечить хороший обзор в 360 градусов из любой точки здания, а также обеспечить контакт жителей с естественными элементами, пробудив в них трепетное отношение к природе. Высота башни А в 56 этажей – 170 м, а башни В высотой в 50 этажей – 150 м.

Pabellon de Aragon

(Сарагоса, Испания)

Здание, похожее на плетеную корзину, появилось в Сарагосе в 2008 году. Строительство приурочили к полномасштабной выставке «Экспо-2008», посвященной проблемам нехватки воды на планете. Павильон Арагона, буквально сплетенный из стекла и стали, венчают странного вида конструкции, размещенные на крыше.

По замыслу его создателей, сооружение отражает глубокий след, который оставили на территории Сарагосы пять древних цивилизаций. Кроме того, внутри здания можно узнать об истории воды и о том, как человек учился управлять водными ресурсами на планете.

(Грац, Австрия)

Этот музей-галерея современного искусства был открыт в рамках программы «Культурная столица Европы» в 2003 году. Концепт здания разработали лондонские архитекторы Питер Кук и Колин Фурнье. Фасад музея выполнен компанией realities:united по технологии BIX как медиа-инсталляция площадью 900 м2 , состоящая из светящихся элементов, которую можно программировать с помощью компьютера. Она позволяет музею сообщаться с окружающим городским пространством.

Инсталляция выиграла ряд наград. BIX фасад был придуман, когда остальные части здания уже прорабатывались. В дополнение к поздним срокам было тяжело интегрироваться в концепцию других авторов. К тому же фасад, без сомнения, становился доминирующим элементом архитектурного образа. Архитекторы-авторы приняли проект фасада, потому что он основывался на их оригинальных идеях о большой светящейся поверхности.

Концертный зал

(Канарские острова, Испания)

Одно из самых известных и узнаваемых зданий в Испании, символ города Санта-Крус-де-Тенерифе, одно из самых значительных произведений современной архитектуры и одна из главных достопримечательностей Канарских островов. Опера построена по проекту Сантьяго Калатравы в 2003 году.

Здание Аудиторио-де-Тенерифе расположено в центре города, неподалеку от Морского парка Сезара Манрике, городского порта и башен-близнецов Торрес-де-Санта-Крус. Рядом расположена трамвайная станция. Войти в холл оперы можно сразу с двух сторон здания. Аудиторио-де-Тенерифе снабжен двумя террасами с видом на море.

Здание-монета

(Гуанчжоу, Китай)

В китайском городе Гуанчжоу находится уникальное здание в форме огромного диска с отверстием внутри. В нем разместится Guangdong Plastics Exchange. Сейчас здесь идут завершающие косметические работы.

В здании-монете высотой в 33 этажа и 138 м есть отверстие диаметром почти 50 м, которое имеет функциональное, а не только дизайнерское значение. Вокруг него будет расположена основная торговая зона. То, что здание уже стало одной из главных достопримечательностей провинции Гуандун, – очевидно. Однако мнения по поводу его символического значения разделились.

Итальянская компания, разработавшая проект, утверждает, что в основу формы легли нефритовые диски, которыми владели древние китайские правители и знать. Они символизировали высокие нравственные качества человека. Кроме того, вместе со своим отражением в Жемчужной реке, на которой стоит здание, оно образует цифру 8. По мнению китайцев, она приносит удачу. Однако многие граждане Гуанчжоу увидели в этой постройке китайскую монету, символизирующую стремление к материальному богатству, и в народе это здание уже прозвали «диском расточительных богачей». Когда здание будет открыто для посетителей, пока не сообщается.

«Каменная пещера»

(Барселона, Испания)

Строительство началось в 1906 году, а в 1910 году пятиэтажное здание уже стало одной из самых известных построек в Барселоне. Местные жители окрестили его «Ла Педрера» – каменная пещера. И действительно, дом напоминал настоящую пещеру. При его создании Гауди в принципе отказался от прямых линий. Пятиэтажный жилой дом был возведен без единого угла. Несущими конструкциями архитектор сделал не стены, а колонны и своды, что дало ему неограниченный простор в планировке комнат, высота потолков в которых разная.

Чтобы в каждое помещение при столь сложной планировке проникало достаточное количество света, Гауди пришлось сделать несколько дворов со световыми овалами. Благодаря этим многочисленным овалам, окнам и волнообразным балконам дом похож на глыбу застывшей лавы. Или на скалу с пещерами.

Музыкальное здание

(Хуайнань, Китай)

Piano House состоит из двух частей, изображающих два инструмента: прозрачная скрипка опирается на полупрозрачное фортепиано. Уникальное здание построено для любителей музыки, однако к музыке отношения не имеет. В скрипке расположен эскалатор, а в пианино – выставочный комплекс, в котором вниманию посетителей представлены планы улиц и районов города. Объект создан с подачи местных органов власти.

Необычное здание стремится привлечь внимание жителей Китая и многочисленных туристов к новому развивающемуся району, в котором стало наиболее знаковым объектом. Благодаря сплошному остеклению фасадов прозрачным и тонированным стеклом, помещения комплекса получают максимально возможное естественное освещение. А в темное время суток тело объекта скрывается в темноте, оставляя видимыми лишь неоновые контуры силуэтов гигантских «инструментов». Несмотря на популярность, здание часто критикуют, как некий постмодернистский китч и типичный студенческий проект, в котором эпатажа гораздо больше, нежели искусства и функциональности.

Штаб-квартира CCTV

(Пекин, КНР)

Штаб-квартира CCTV – небоскреб в Пекине. В здании будет располагаться штаб Центрального телевидения Китая. Строительные работы начались 22 сентября 2004 года, в 2009 году они были завершены. Архитекторы здания – Рем Колхас и Оле Шерен (компания OMA).

Небоскреб высотой в 234 м состоит из 44 этажей. Основное здание построено в необычном стиле и представляет собой кольцеобразную структуру из пяти горизонтальных и вертикальных секций, образующих неправильную решетку на фасаде здания с пустым центром. Общая площадь пола – 473 000 м².

Возведение здания считалось непростой задачей, особенно учитывая его расположение в сейсмоопасной зоне. Из-за своей необычной формы оно уже обрело кличку «штанишки». Второе здание, Телевизионный культурный центр, будет вмещать отель Mandarin Oriental Hotel Group, центр для посетителей, большой общественный театр и выставочные площади.

Парк развлечений Ferrari World

(Остров Яс, Абу-Даби)

Тематический парк Феррари размещается под крышей площадью 200 000 м² и является самым большим в мире тематическим парком, расположенным в помещении. Ferrari World официально был открыт 4 ноября 2010 года. Здесь также находится самая быстрая в мире пневматическая американская горка – Formula Rossa.

Символическая крыша Ferrari World была разработана архитекторами компании Benoy. Она была спроектирована на основе профиля Ferrari GT. Фирма Ramboll обеспечивала проектирование сооружения, комплексное планирование и городской дизайн, инженерную геологию и проектирование фасада здания. Общая площадь крыши составляет 200 000 м² с периметром в 2200 м, площадь парка – 86 000 м², что делает его самым большим тематическим парком в мире.



Крышу здания украшает логотип Феррари размером 65 на 48,5 м. Это крупнейший логотип компании, когда-либо созданный. Для поддержания крыши было использовано 12 370 тонн стали. В ее центре находится стометровая застекленная воронка.

Инновационный жилой комплекс Reversible-Destiny Lofts

(Токио, Япония)

По замыслу архитектора квартиры в созданном им комплексе сконструированы таким образом, чтобы их обитатели всегда были начеку. Неровные разноуровневые полы, вогнутые и выпуклые стены, двери, войти в которые можно только согнувшись, розетки на потолке – одним словом, не жизнь, а сплошное приключение. Расслабиться в таких условиях не удастся.



Человек постоянно борется с окружающей средой, так что времени хандрить или думать о болячках просто не остается. Что это – шоковая терапия или радостная игра, пока неясно. Но сдержанные и подчиненные традициям и вкусу японцы готовы платить за некомфортные апартаменты вдвое больше, чем за удобные и привычные, расположенные в том же районе. Интересно, что все «квартиры» – съемные, в собственность они не продаются. Мало того, 83-летняя буддийская монахиня и популярная писательница Дзякуте Сэтоути, первой поселившаяся в новом доме, утверждает, что с момента переезда стала чувствовать себя моложе и значительно лучше.

«Тонкий дом»

(Лондон, Великобритания)

Необычный жилой дом, также известный как «Тонкий Дом», расположен недалеко от музея Естественной истории в Южном Кенсингтоне (Лондон). Этот дом прославился на весь мир благодаря клиновидной форме, а точнее, шириной одной из сторон здания – чуть больше метра.

На первый взгляд, невероятно узкая конструкция здания – всего лишь оптическая иллюзия. Несмотря на это, «Тонкий дом» стал очень популярным у жителей Лондона и туристов. Причина такой архитектурной задумки неслучайна. Прямо за домом проходит железнодорожная линия станции метро «Южный Кенсингтон».

Из-за необычной конструкции дома квартиры имеют не стандартную прямоугольную форму, а форму трапеции. Для узких комнат необходимо подбирать нестандартную мебель. В любом случае, несмотря на ряд недостатков, квартиры в «тонком» строении пользуются большой популярностью среди желающих обзавестись новым жильем.

Часовня Академии Воздушных сил

(Колорадо, США)

Поразительный внешний вид Часовни кадета Академии Воздушных сил в Колорадо-Спрингсе вызывал некоторое противоречие, когда она была достроена в 1963 году, но теперь ее считают одним из лучших примеров современной американской архитектуры.

У Часовни кадета, сделанной из стали, алюминия и стекла, есть 17 заостренных шпилей, напоминающих реактивные истребители, взлетающие в небо. Внутри – два главных уровня и один подвальный. Здесь располагается протестантская часовня на 1200 мест, 500-местная католическая часовня и 100-местная еврейская часовня. У каждой часовни есть отдельный вход, поэтому проповеди могут проводиться одновременно, не мешая друг другу.

У протестантской часовни, занимающей верхний уровень, – витражи между четырехгранными стенами. Цвета окон варьируются от темных до светлым, представляя прибывающего из темноты в свет Бога. Алтарь сделан из гладкой мраморной плиты длиной в 15 футов, сформированной в форме судна, символизирующего церковь. Церковные скамьи выполнены таким образом, что конец каждой скамьи напоминает пропеллер самолета Первой мировой войны. Их спинки увенчаны полосой алюминия подобно переднему краю крыла самолета-истребителя. Стены часовни украшают картины, которые разделены на три группы: братство, полет (в честь Воздушных сил) и правосудие.

На нижнем уровне располагаются комнаты-мультиверы, определяемые как места вероисповедания кадетов других религиозных групп. Их оставляют без религиозной символики, чтобы они могли использоваться множеством людей.

Построен в конце XV века итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. В течение трех веков был главным храмом Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. На стенах остались фрагменты первоначальных фресок, выполненных иконописцем Дионисием. В 1547 году здесь впервые был венчан на царство Иван Грозный. Позже в этом храме короновались все российские императоры, начиная с Петра II. В 1918 году собор был закрыт, в 1955-м открылся как музей, а в 1990 году в нем возобновились богослужения по торжественным дням.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском


Первый шатровый храм в России, построенный в 1528-1532 годах. Архитектором церкви предположительно был итальянец Петр Франциск Ганнибал, однако в русских летописях значится Петр Фрязин или Петроко Малый. По легенде, строительство храма связано с рождением Ивана IV, долгожданного наследника великого князя.

Интерьер храма не сохранился. В XVI веке в церкви был проведен ремонт, после которого пол из белых и серых керамических плит был поврежден и положен обратной стороной. Тогда же у храма появились дошедшие до наших дней царские врата. Последняя реставрация проводилась в 2002-2005 годах, в результате чего были полностью уничтожены деревянные конструкции крыш над папертями.

Ярославский вокзал


В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги. В 1900 году Министерство путей сообщения поручило коренную перестройку пассажирского зала архитектору Льву Кекушеву, а затем для корректировки его проекта был приглашен Федор Шехтель. Высокая, как у древнерусских теремов, кровля с венчающим ее гребнем, широкий пояс-фриз из мерцающей зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, устремленная ввысь боковая левая башня, гигантская входная арка вестибюля с полукруглыми пилонами-башенками по бокам и килем-козырьком. В глубокой нише фронтона под этим козырьком располагались рельефные символы трех великих городов, которые связала Ярославская (Северная) железная дорога: герб Москвы — Георгий Победоносец, герб Ярославля — медведь с секирой, герб Архангельска — побеждающий дьявола архангел Михаил.

Гостиница «Метрополь»


На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трехэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи ее называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-е годы Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но ее радикальная перестройка. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.

Доходный дом Тарховой


Доходный дом на углу Подсосенского и Казарменного переулков построен по проекту архитектора Г. И. Макаева в 1903-1904 годах. (Второе известное здание в Москве работы того же архитектора — северное крыло Политехнического музея.) Дом представляет собой выразительный образец стиля северный модерн и известен как «дом с маками». Маки — один из излюбленных мотивов модерна, символическое выражение того, что жизнь — это сон.

В советское время квартиры были превращены в коммуналки, которые были расселены в 1990-х годах. Несмотря на то что здание считается объектом культурного наследия регионального значения, его фасады находятся в аварийном состоянии.

Дом Перцовой


Дом Перцовой в Москве построен архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом в 1905-1907 годах по эскизам художника С. В. Малютина, автора русской матрешки. По задумке, московский доходный дом Перцовой, также известный как Дом-Сказка, должен был сам по себе представлять произведение искусства. Здание имеет необычную и сложную форму, фасад украшает богатый декор, асимметричные окна, балконы и башнеобразные выступы. Для оформления дома были использованы древнерусские мотивы и узоры.

Кремлевская стена


Самый лаконичный и узнаваемый из архитектурных символов Москвы — воспроизвести силуэт верхней части стены с зубцами типа «ласточкин хвост» в сочетании с бескомпромиссно-красным цветом обожженного кирпича по силам даже ребенку. Стена — одно из древнейших строений города. Миланские архитекторы, руководившие ее постройкой в конце XV века, взяли за основу зубцы замков итальянских гибеллинов — противников папской власти. Простые прямоугольные зубцы отличали стиль крепостей папистов-гвельфов, а потому для цитадели православной веры никак не годились.

Страховое общество «Россия»


Два корпуса этого изящного жилого дома на Сретенском бульваре были построены в 1899-1902 годах архитекторами Н. М. Проскуриным и А. И. фон Гогеном. Дом изначально строился под очень состоятельную публику. Была устроена система вентиляции, не просто подававшая в помещения свежий воздух, но и фильтровавшая и увлажнявшая его. Для обеспечения бесперебойного электроснабжения в подвале была устроена собственная электростанция, отопление обеспечивали восемь котлов. Для водоснабжения при доме была пробурена и артезианская скважина глубиной 50 метров. Как и подобает, в шикарном доме были и электрические лифты, и прачечная для жильцов. Многие верхние квартиры имели стеклянные потолки, что особенно ценилось художниками.

Южный вход станции метро «Красные ворота»


Ранний или первый выход из станции метро «Красные ворота» открыт вместе со станцией 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена «Сокольники» — «Парк культуры». Наземный вестибюль расположен по оси разобранных в 1928 году Красных ворот и выполнен в виде четырех вложенных друг в друга полусфер по проекту архитектора Н. А. Ладовского. Многие москвичи называют этот выход «ракушкой». В 1938 году проекту выхода и самой станции был присужден Гран-при Международной всемирной ярмарки в Париже. В 1952 году в вестибюле был установлен первый в истории метро турникет. В 1986 году «Лермонтовская» стала первой станцией московского метро, которой вернули историческое название.

Здание Министерства иностранных дел РФ


Одна из семи «сталинских высоток». Здание построено в период с 1948 по 1953 годы по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса и конструкторов С. Д. Гомберга и Г. М. Лимановского. Высота составляет 172 метра. Изначально здание возведено без шпиля, но по приказу Сталина в 1952 году за две недели был достроен финальный каскад в виде декоративного шпиля (визуальное несоответствие элементов фасада и шпиля хорошо заметно со Смоленской площади). Здание МИДа стало образцом для всех остальных московских высоток.

«Белый город» на Белорусской


Первая очередь бизнес-центра возведена в 2006-2009 годах. По замыслу, основополагающим элементом комплекса должен был стать белокаменный храм Николая Чудотворца, в котором при содействии инвесторов строительства были проведены масштабные реставрационные работы. Комплекс состоит из двух 15-этажных и одного 6-этажного здания. Еще две башни планируется достроить в 2013 году. В центре «Белой площади» располагается светомузыкальный фонтан. Планируется, что в скором времени здесь будут проходить «живые» концерты и выставки под открытым небом.

Северный речной вокзал


Здание речного вокзала был построено одновременно с каналом имени Москвы еще до заполнения Химкинского водохранилища (на берегу которого оно располагается) в 1937 году по совместному проекту архитекторов А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского, скульпторов И. С. Ефимова и художника Н. Я. Данько. Вокзал задуман как символ Москвы — «порта пяти морей». Здание выполнено в форме большого корабля. Шпиль увенчан звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. От Северного речного вокзала можно отправиться в круиз по маршрутам до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону. От причала отходят прогулочные катера до бухты Радости и Троицкого.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


Самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом Святого Людовика Французского (1830 год, архитектор Жилярди). Храм был построен в 1901-1911 годах (отделка завершена позднее). Автор проекта Ф. О. Богданович-Дворжецкий. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. Считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. С 2009 года в стенах собора проходит образовательный курс «Западноевропейская духовная музыка», посвященный григорианскому хоралу и органной импровизации.

Дом культуры имени Зуева


Один из ярчайших образцов конструктивизма. Назван в честь участника восстания 1905 года, слесаря трамвайного парка С. М. Зуева. Построен в 1927-1929 годах на Лесной улице по проекту архитектора Ильи Голосова. Проект родился под влиянием кубизма и построен на сочетании асимметрично расположенных правильных геометрических тел. Композиционный центр здания — вертикальный стеклянный цилиндр, на который как будто «надет» весь корпус с непривычно большими поверхностями окон.

Жилой комплекс Copper House


Возведен в 2003-2004 годах. Комплекс выполнен по проекту архитекторов С. Скуратова, В. Рыжкова, Н. Ишутиной, Ю. Ковалевой, А. Медведева, П. Карповского, П. Шалимова, Н. Демидова и В. Данилова. По замыслу авторов, композиция сооружения выражала специфику местности. Узкий протяженный участок застройки обыгран как метафора перехода: соединив Зачатьевский переулок с Пречистенской набережной, дом «наводит мосты» к берегам новой отечественной архитектуры. Архитектор Скуратов назвал дом «линией Маннергейма», которая разграничила интеллигентную архитектуру и продукты отечественной строительной практики. Жилой дом Copper House принят в коллекцию лучших зданий 2003-2004 годов в Музей архитектуры им. Щусева.

Доходный дом Исакова на Пречистенке


Дом, построенный в 1904-1906 годах по проекту архитектора Л. Кекушева, входит в число наиболее ярких образцов стиля модерн в Москве. При постройке дома Кекушев стремился к максимальной асимметричности и использовал для этого все возможности участка. В результате часть здания, которая выходит во двор, имеет шесть этажей, а со стороны улицы — пять. Парадная лестница разделяет здание на переднюю и заднюю части, которые смещены относительно друг друга на пол-этажа в высоту. Благодаря такой планировке каждая лестничная площадка могла использоваться для входа в квартиру.

Шуховская башня


Московская радиобашня на Шаболовке построена в 1920-1922 годах инженером В. Г. Шуховым. Высота башни — 148,3 метра, что в два раза ниже изначального проекта. Тем не менее, на тот момент башня была самой высокой в России. Шаболовская башня построена по принципу сетчатых гиперболоидных башен, что является непосредственным изобретением Шухова. Спустя семнадцать лет после открытия башни, 10 марта 1939 года, с нее впервые была транслирована телепередача — документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП(б). Изображение Шуховской башни использовалось в качестве эмблемы советского телевидения, в частности, программы «Голубой огонек». В 1941 году в результате неисправности в башню врезался почтовый самолет, но благодаря прочной конструкции башня не пострадала. Башня никогда не реставрировалась и в данный момент нуждается в экспертизе.


История здания начинается в 1857 году. ЦУМ выполнен в готическом стиле с элементами модерна. В 1880-х здание было куплено шотландскими коммерсантами Эндрю Мюром и Арчибальдом Мерилизом — основателями торговой компании «Мюр и Мерилиз». В 1908 году было построено новое здание по проекту архитектора Романа Клейна, автора проекта Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Новый способ позволил обходиться без традиционных широких колонн и использовать железные и стальные конструкции для значительного увеличения оконного пространства. Последний раз здание реконструировано в 2007 году.

Дом Пашкова


Один из главных памятников классицизма в Москве. Построен в 1784-1786 годах. Носит имя заказчика — поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова. Архитектором предположительно является Василий Баженов. Отличительная черта особняка — два основных фасада: один, выходящий на проезжую часть, имеет более торжественный вид, второй — усадебный, более скромного вида, находится во дворе. Первоначальный цвет здания был оранжевым, но при императоре Павле цвет был изменен. При нем же с купола была снята статуя Минервы. В 1914 году архитектором Шевяковым был построен двусветный зал. В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» дом Пашкова был поврежден и оказался на грани разрушения. До 2007 года он находился на реконструкции. Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке.

Издательство И. Д. Сытина «Русское слово»


Здание перестроено в 1904-1906 годах из особняка начала XIX в. для Ивана Сытина — русского издателя-просветителя, выпускавшего массовым тиражом дешевые издания русских и иностранных классиков. При перестройке архитектор А. Э. Эрихсон использовал достижения строительной техники того времени: железобетонные перекрытия, опирающиеся на металлические балки и несущие конструкции. Архитектор отказался от обязательных для «присутственных» мест коридоров — вместо них он спроектировал просторные холлы, объединяющие большие и светлые комнаты. Внешнее оформление дополняют изразцовый фриз между вторым и третьим этажами, лепные женские маски, узорные решетки балконов, выполненные по эскизам художника И. Билибина. В 1979 году при реконструкции улицы Горького дом был передвинут на 33,5 метра от угла Пушкинской площади до Настасьинского переулка и поставлен на новый фундамент.

Когда вы запланируете путешествие в какой-либо из самых больших городов на Земле, обязательно посетите их самые знаменитые здания. Больше всего выделяются эти 10 самых известных зданий на Земле. Первая башня под названием Шард возвышается над современным и ярким горизонтом Лондона.


The Shard в Лондоне

Гигантский небоскреб Shard изменяет Лондонский горизонт и делает его самым высоким в Европе. С высотой немного больше чем 300 метров над землей, Шард — самое высокое здание в этой части мира, и определенно одно из самых известных. Кроме того, небоскреб Шард виден из любой точки города. Особой популярностью пользуется смотровая площадка на высоте в 250 метров, открывающая самый лучший вид на столицу Англии.

Биг Бен

Биг-Бен, палата общин и палата лордов — еще одна известная достопримечательность Лондона. Это восхитительное здание — один из самых культовых ориентиров города. Гигантскую Башню Биг-Бена с четырьмя часами с боем узнают по всему миру, что делает его одним из знаменитейших зданий мира.

Бурдж Халифа

Конечно, самое высокое сооружение в мире не будет исключением в списке самых известных зданий. Бурдж Халифа величественно возвышается над Дубаем с его 829.84 метрами высоты, создавая особо красочную оживленную атмосферу в ночное время. Множество огней Бурдж Халифа объединяются воедино с другими зданиями, чтобы создать истинную современную атмосферу в Дубае. Это здание нельзя назвать иначе, как шедевром архитектуры. На вершине небоскреба находится ресторан с самым лучшим видом на город — At.Mosphere.

Бурдж Аль Араб

Это здание также расположено в Дубае, вдоль красивого побережья города. Дубайский парус — самый известный и самый роскошный отель в Дубае и на Земле. Он тоже довольно высокий — почти 320 метров, что делает его вторым самым высоким отелем на Земле. Символ исторического наследства Дубая, Бурдж аль-Араб производит впечатление своим ярко-белым силуэтом, а также гигантским масштабом и размером. К Парусу ведет небольшой узкий мост, а на верху есть посадочная площадка для вертолетов.

Тадж Махал

Тадж Махал — еще одно знаменитое здание, которое расположено в восточном Агра в Индии. Этот шедевр искусства знаменит своими белыми фасадами и историей, что делает Тадж Махал одной из самых привлекательных архитектурных жемчужин в мире. Сооружение ведет свою историю с 17-го века. Это мавзолей и символ любви, которая пронизывает здесь каждый уголок. Тадж Махал имеет гигантский центральный купол высотой в 170 метров, четыре меньших купола, гигантский просторный внутренний двор, четыре огромных немного наклоненных минарета, великолепный исламский дизайн с мраморными деталями, каллиграфическими украшениями, и многое другое. Стоя у главного входа комплекса сразу же чувствуешь всё его величие и размеры.

Колизей в Риме

Колизей в Риме пронизан историческим наследством на каждой стене, фасаде или камне. Истинный масштаб этой арены довольно впечатляющий даже в наше время, а во времена Римской империи 2,000 лет назад это и вовсе было настоящим инженерным чудом. Колизей был самым большим амфитеатром в мире, центром многочисленных сражений гладиаторов, где собиралась вся римская знать. Под сооружением протягивает длинная сеть пещер и тоннелей, а внешняя стена Колизея с его многочисленными арками, этажами и колоннами считается одним из символов Рима и Италии.

Падающая Башня в Пизе

Пизанская башня — только небольшая часть всего комплекса Кафедрального собора Пизы, но самая известная. Округленная башня с серией спиралевидных балконов на всем протяжении фасада имеет бледный цвет со множеством оттенков. Она окружена множеством газонов и имеет внутренний двор. Башня имеет великолепный романский архитектурный дизайн, но известна она совсем не этим. Это наклоняется почти на 4 градуса, создавая визуальную иллюзию падения. Этим пользуются многочисленные туристы, фотографируясь на фоне знаменитого здания.

Здание Сиднейской оперы

Сиднейский оперный театр — одно из самых известных зданий в Австралии и во всем мире, потому что это реальное художественное произведение и шедевр искусства. Это культурный символ страны, а также одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Сиднея. Здания Сиднейской оперы принимает многочисленные события, связанные с искусством, оперой и музыкой. Замечательная архитектурная перспектива, расположение прямо около воды с одной стороны и современных небоскребов с другой стороны, делает этот выдающийся оперный театр одним из самых знаменитых зданий мира.

Эмпайр Стейт Билдинг

Символ штата Нью-Йорк и США, Эмпайр Стейт Билдинг — одно из обязательных мест для посещения в городе, который никогда не спит. Небоскреб впечатлит Вас множеством цветов, чистых форм Ар-деко, исторических структур и, конечно — впечатляющей высотой. Он возвышается почти на 450 метров над горизонтом Манхэттена, усеянный многочисленными окнами. Наверху находится смотровая площадка, открывающая великолепный горизонт Манхэттена. На закате им можно любоваться часами.

Эйфелева Башня

Возгавляет список самых популярных зданий в мире вовсе не здание, а башня. Эйфелева Башня, несомненно, самое популярное сооружение в мире. Она расположена в центре Парижа и является символом города и Франции, а также одним из самых высоких сооружений на всем протяжении континента и одной из самых популярных и посещаемых достопримечательностей в мире. Башня отличается своей историей, множеством пролетов, соединений, арок, сложных деталей и других интересных элементов, которые только подчеркивают её очарование.

От современных и сюрреалистических небоскребов, к историческим сооружениям, которые имеют огромный груз культурного наследства — есть множество интересных зданий, которые можно посетить во время одного из следующих путешествий. Эти культовые здания находятся в самых больших городах мира, являясь частью их истории. Такие сооружения всегда окружены большими торговыми улицами, культурными центрами, современными развлекательными комплексами, так что Вы всегда найдете, как провести здесь время, помимо знакомства с самыми знаменитыми зданиями мира.


Так же как есть места, в которых надо обязательно побывать хотя бы раз в жизни, есть и здания, которые просто необходимо увидеть лично. Предлагаем вам, уважаемые читатели, десятку таких архитектурных шедевров.

Башни Петронас

Целых 10 лет, с 1998 по 2008 год, Башни Петронас в Малайзии были самыми высокими в мире. Это настоящая визитная карточка Куала-Лумпура. Такими современными и дерзкими их задумал аргентинский архитектор César Pelli.

Проект начался в 1992 году с необходимых измерений и проверок, чтобы обеспечить максимум безопасности. На строительство ушло более 7 лет. В башнях 88 этажей, фасад зданий выполнен из стали и стекла.

Белый Дом

Каждый президент Соединённых Штатов Америки, который занимал этот пост с 1800 года, проживал в Белом Доме, полный адрес которого: Вашингтон, Пенсильвания Авеню 1600. Чтобы построить это здание в неоклассическом стиле ушло 8 лет. Первым здесь поселился президент Томас Джефферсон.

Во время Гражданской Войны здание было почти полностью уничтожено британскими войсками. Позже здание восстановили, а президент Рузвельт даже расширил его в 1901 году. Сейчас Белым Дом представляет собой целый комплекс, состоящий из Резиденции, Западного крыла, Восточного Крыла и других частей.

Этот храм, официальное название которого Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, находится в самом сердце Москвы – на Красной площади. Церковь воздвигали с 1555 по 1561 год в честь завоевание Казани и Астрахани.

Почти 20 лет это было самое высокое здание в городе. Благодаря своей непростой истории и дизайну в стиле горящего костра храм находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО уже более 20 лет.

Эмпайр-стейт-билдинг

Эмпайр-стейт-билдинг уже давно претендует на статус символа Манхеттена и Нью-Йорка в целом. Даже название – это одно из прозвищ города. Целых 40 лет этот небоскреб считался самым высоким в мире.

Сейчас оно лишь третье по высоте в США и 22 в мире. Благодаря уникальному утонченному дизайну, здание включили в список семи чудес современного мира. Владеют им более 2800 инвесторов.

Бурдж-Халифа

Раз речь зашла о небоскрёбах и мировых рекордах, невозможно не упомянуть башню БурджХалифа в Дубае. Именно это здание сейчас занимает первую строчку в рейтинге самых высоких.

Строительство началось в 2004 году, а к 2009 фасад здания был полностью готов. Официальная церемония открытия состоялась в 2010 году и транслировалась по всему миру. Над дизайном и архитектурным планов работали огромная международная команда профессионалов. Своему имени небоскрёб обязан президенту ОАЭ, который мудро вывел страну из экономического кризиса 2007-2012 годов.

Перенесемся на Европейский континент, а точней в Италию, в которой находится одно из самых известных и чарующих построек – Колизей.

Строительство Колизея началось под руководством римского императора Веспасиана в 72 году. Название берет начало от его фамилии. Этот амфитеатр мог разместить до 50 тысяч зрителей гладиаторских боев, казней или спектаклей на мотивы классической мифологии.

Тадж-Махал

Еще один прекрасный пример архитектурного шедевра с богатой историейТадж-Махал . Расположенный в Индии, он был задуман как мавзолей для одной из жен императора Шах-Джахана.

Стиль сочетает в себе мотивы исламской, персидской, оттоманской и индийской культур. Самой распространённой ошибкой является то, что многие считают Тадж-Махалом лишь это белое здание, тогда как это целый архитектурный комплекс, на строительство которого ушло более 20 лет.

Не только старые здания заслуживают внимания. Сиднейский оперный театр является прекрасным примером современного шедевра.

В нем проходит более 1500 мероприятий ежегодно, что делает его самым популярной австралийской достопримечательностью. Благодаря неповторимому дизайну, ЮНЕСКО включило здание в своей список в 2007 году.

Букингемский Дворец

Не включить Букингемский Дворец в список просто невозможно! Это действительно настоящий символ всей Британии.

За время своей трехсотлетней истории, дворец подвергался множествам изменений, имел разные названия и был домом для огромного количества монархов.

Флэтайрон-билдинг

Еще одно нью-йоркское здание, которое нельзя обойти вниманием, – это Флэтайрон-билдинг. В 1902 году, когда завершилось его строительство, это было самое высокое здание в городе.