Материал для воспитателей по умк в доу. Реализация и использование умк по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении материал на тему

Реализация и использование УМК

по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении

В условиях новой языковой ситуации в республике формирование маленького человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций. В соответствии со Стратегией развития образования в РТ на 2010 – 2015 годы «Киләчәк» - «Будущее» и с целью развития и совершенствования дошкольного образования, пропаганды и распространения инновационных подходов к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению двум государственным языкам, педагогический коллектив нашего детского сада с сентября 2012 года приступил к успешному внедрению, реализации и использованию новых учебно – методических комплектов. Мы поставили перед собой важную задачу – создать единое образовательное пространство для детей за счет партнерства педагогического коллектива и родителей воспитанников. Ведь основные участники образовательного процесса – это дети, родители и педагоги.

Для повышения результативности работы с детьми нужна подготовка кадров. В детском саду поставлена работа по организации постоянно действующих курсов для русскоязычных воспитателей, каждый из которых прошел курс обучения и по результатам тестирования получил справку. Педагоги владеют лексическим минимумом для успешной работы по проектам УМК. На сегодняшний день наши русскоязычные педагоги закончили обучение в Онлайн школе «Ана теле» и по окончании получили сертификаты. Для воспитателей проводятся педагогические советы, еженедельные консультации по организации дидактических, хороводных, сюжетно – ролевых игр; по планированию; по составлению диалогов; практические занятия для закрепления пройденного материала; конкурсы, интеллектуальные игры, мастер – классы, где воспитатели делятся опытом работы между собой по созданию языковой среды в группах в рамках УМК.

Для реализации задач обучения необходимо объединить усилия педагогов и родителей. Очень важно создать атмосферу общности интересов. Использование и реализация УМК в детском саду предполагает совместную работу с родителями; активное вовлечение родителей в процесс обучения. Важно научить родителей помогать своему ребенку в усвоении лексики татарского языка. На базе нашего детского сада прошла родительская конференция по проблеме: «Преемственность семьи, детского сада и школы по обучению детей татарскому языку». Родители ознакомились с передовым опытом ДОУ, посмотрели видеофильм,как дети с удовольствием обучаются татарскому языку. С целью ознакомления родителей с инновационной деятельностью, применяя современные информационные технологии, педагогический коллектив проводит: лектории, консультации, общие и групповые собрания с показом открытых ООД, встречи в родительской гостиной, совместные просмотры мультфильмов, конкурсы презентаций, рисунков и поделок по просмотренным мультфильмам, оформление информационных стендов в каждой группе по своему проекту, анкетирование, изучение отзывов и пожеланий родителей.

Для закрепления речевого материала дома с ребенком наши родители пользуются буклетами, книжками-малышками с образцами диалогов по проекту УМК “Татарча сөйләшәбез” «Говорим по-татарски». Незаменимым помощником для нас в настоящее время является сайт детского сада в Электронном образовании, где создана страница «Татарча сөйләшәбез», на которой родители и сотрудники детского сада могут ознакомиться с нормативными документами, прочитать консультации, использовать игровой материал, который помещен на сайте, посмотреть лексический минимум, который можно повторить в спокойной домашней обстановке. Дана ссылка на сайт Министерства образования РТ, где в разделе Дошкольное воспитание можно посмотреть и мультфильмы, и анимационные сюжеты, выпуски передачи «Әкият илендә». Хороших результатов можно добиться лишь тогда, когда согласованы усилия педагогов и родителей. Родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка. В результате проведения совместных праздников и мероприятий: «День родного языка», «Нәүрүз», “Гаилә бәйрәме”, “Сабантуй” они в полной мере осознали необходимость изучения детьми двух государственных языков РТ.

Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения. Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процесс развития своего ребёнка. Творческой группой воспитателей нашего ДОУ разработаны авторские методические игры – пособия по проектам: «Минем өем», «Уйный – уйный үсәбез!», «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация и использование УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении

Реализация и использование УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении Из опыта работы МАДОУ...

«Обновление содержания образовательной области музыка через внедрение новых УМК по обучению детей двум государственным языкам РТ»

"Туган ягым - яшел бишек" образовательная деятельность развитие музыкальных способностей детей подготовительной группы через различные виды деятельности....

Интерактивные дидактические игры и пособия по обучению детей двум государственным языкам РТ для старших и подготовительных групп, г. Нижнекамск.

"Кем нишли?" уены максат:ы1. Сүз һәм сүзтезмәләрне киң кулланышка кертү;2. Балаларны мөстәкыйль фикер йөртергә һәм җавап бирергә күнектерү;3. Сөйләм әдәбе кагыйдәләрен камилләштерү. "Син нәрсә яр...

Творческое воображение - универсальное качество дошкольников 3–7 лет - положено в основу УМК «Тропинки», который представляет собой систему пособий для педагогов и воспитанников детских садов. Работа ведется по пяти направлениям: развитие культуры общения, познавательной активности и творческих способностей, становление речи, физическая подготовка. У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии и др. Особое внимание уделено методам диагностики результатов и работе с ребятами, имеющими ослабленное здоровье.

УМК «Тропинки» представляет собой систему пособий для воспитанников и педагогов дошкольных образовательных организаций. Воспитательно-образовательная работа, предлагаемая разработчиками УМК «Тропинки», обеспечивает становление личности дошкольников 3–7 лет в различных видах общения и деятельности и направлена на создание условий для общего психического развития детей посредством использования творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками комплекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребёнка к началам культуры - познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической - у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.

Особое внимание при разработке УМК было уделено детальному обоснованию концепции программы «Тропинки», рассмотрению общих вопросов воспитания дошкольников, в том числе с ослабленным здоровьем.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» и все пособия, входящие в одноимённый УМК, разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

В программе представлены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса: «Развитие культуры общения» (Коммуникативно-личностное развитие), «Развитие культуры познания» (Познавательное развитие), «Развитие культуры речи» (Речевое развитие), «Развитие художественно-эстетической культуры» (Художественно-эстетическое развитие), «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» (Физическое развитие). Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в ФГОС ДО.

В УМК «Тропинки» предусмотрена система мониторинга освоения программы, представленная в виде педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка 3–7 лет, максимально упрощённая для практики дошкольного образования. Подобранные диагностические методики позволяют оценить уровень физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка в оптимально короткие сроки (примерно за 1–1,5 недели) путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Информация для родителей

Что такое УМК?

“Мин малай!”, “Бу әти, бу әни” - эти слова малыши произносят с откровенным удовольствием. Еще бы, ведь во многие детские сады поступили новые учебно-методические комплекты (УМК) по обучению детей татарскому языку. Что представляют из себя УМК - это рабочие тетради для детей, родителей, воспитателей, демонстрационные материалы на каждого ребенка, методички для воспитателей татарского языка.Выпущены хрестоматии для чтения сразу на двух языках: на русском и татарском. В них собраны произведения писателей Поволжья.Но больше всего детям понравились яркие и красочные аудиодиски. На них наши старые добрые советские мультфильмы: “Котенок по имени Гав”, “Щелкунчик”, все серии “Винни-Пуха...” и даже... “Как Львенок и с Черепаха пели песню”- мультик. И, конечно же, все они на татарском языке. Кроме того, есть диски с музыкальными сказками, плясовыми для разного возраста.Ребята несказанно обрадовались, увидев в руках воспитателя игрушечных котенка Мияу и щенка Акбай. Дети их знают еще и по голосам-есть аудиоуроки, где зверят озвучивали специально подобранные актеры.Все это направлено на то, чтобы сделать процесс изучения разговорного татарского языка для детей увлекательными и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...

  • Программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой (ООО «Карапуз - дидактика», 2007 г
  • Пантелеева Л.В. «Музей и дети»
  • Казакова Т.Г. «Рисуем натюрморт»(5-8 лет), «Цветные пейзажи»(3-8 лет)
  • Копцева Т.А. «Природа и художник». - М.: Сфера, 2001.
  • Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007.
  • Пантелеева Л.В. «Рисуем портрет» (5-9 лет)
  • Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» / Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. - М., 2002.
  • Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая группы). – М.: Владос, 2001.
  • Грибовская А.А. Детям о народном искусстве.
  • Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (в 2-х частях).
  • Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М. МИПКРО, 2001.
  • Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1997.
  • Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995.
  • Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002.
  • Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996.
  • Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1980.
  • Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985.
  • Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.
  • Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Пед. общество России, 2002.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
  • Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
  • Лыкова И.А.художественный труд в детском саду: 4-7 лет. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
  • Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  • Серия «Искусство - детям!» в издательстве «Мозаика-синтез».Народная пластика и декоративная лепка. – М.: Просвещение, 1984г
  • Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007
  • Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. М.2006.
  • Парамонова Л.А.Развивающие занятия с детьми 2-3,3-4, 4-5, 5-6,6-7 лет.
  • Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд: Пособие для педагогов и родителей. –М., 2007.
  • Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., 2002.
  • Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  • Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  • Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.
  • Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999.
  • Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б., – Испр. и доп. – М., 2002.
  • Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»).
  • Ладушки / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
  • Матяшина А.А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: «Владос», 1999.
  • Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999.
  • Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999.
  • Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998.
  • Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
  • Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.
  • Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.
  • Тарасова К.В. , Нестеренко Т.В. , Рубан Т.Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993.
  • Тарасова К.В. , Петрова М.Л. , Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999.
  • Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
  • Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. – М.: «Владос», 1999.
  • Циркова Н.П. «В мире бального танца». Программа развития творческих способностей детей средствами танцевального искусства. – М.: «Владос», 1999.
  • Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  • Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение, 1985 - 160c., нот.
  • Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). –
  • (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.: ноты.
  • Куцакова Л.В., Мерзлякова С И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368с.: ил. – («Росинка»).
  • Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  • Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
  • Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
  • Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001.
  • Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей)
  • Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
  • Методическое обеспечение программы Т.Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии»:
  • Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). –
  • (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.: ноты.
  • Методическое обеспечение программы В.А. Петровой «Малыш»:
  • В.А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  • В.А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998.

Учебно-методический комплекс и его компоненты

Учебно-методический комплекс (УМК) –это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.

Учебно-методический комплекс следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.

Таким образом, УМК – это система, все компоненты которой образуют единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы.

Всю совокупность компонентов УМК можно разбить на четыре составляющих:

1. Образовательную программу как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК.

2. Учебные и методические пособия для педагога и обучающихся. Реализация дополнительной образовательной программы невозможна без использования раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера, и т.п.

Все перечисленные материалы могут быть записаны:

    на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеоплёнки и т.п.;

    на традиционных (печатные материалы).

3. Систему средств обучения . Данный компонент составляют пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания дополнительной образовательной программы. Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить традиционные и современные.

К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.

К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.

4. Систему средств научной организации труда педагога и обучающихся, можно представить в виде материалов по следующим направлениям:

    материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся (методика психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);

    материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел).

Проектирование УМК – это трудоёмкое и творческое дело, которое занимает довольно много времени.

На первом этапе разработки УМК педагог анализирует конкретные задачи обучения, воспитания и развития обучающихся, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. Важно также проанализировать содержание учебного материала, разделить его на логические порции (информационные компоненты) и обосновать логику разработки для каждого компонента соответствующей методики.

На втором этапе педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, опросников, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик.

На третьем этапе совершенствования и развития УМК педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы, его социальном и профессиональном определении.

Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей.

УМК может быть разработан отдельным педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения (студия, клуб) и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.