Святая Троица. Что о Троице говорит Библия

.1. Библейские источники доктрины о триединстве

Мусульманин: Нигде в Библии не говорится о том, что Бог триедин, и само слово "триединство" ни разу не встречается в ней. Иудеи верили в одного Бога, в то время как греки и римляне верили во многих богов. Церковь придумала теорию единства трех богов, дабы угодить и тем и другим.

Доктрина о триединстве - это один из тех вопросов, которые более всего разделяют христиан и мусульман. Последние считают, что она бьет в самое сердце идеи абсолютного Божьего единства, являющейся основной мыслью Корана. Мусульмане верят, что любые попытки наделить Бога помощниками - это ширк (многобожие или "придание Богу сотоварищей"), величайший из всех грехов и единственный, который не может быть прощен.

"Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех" (сура 4.48).

Христианская доктрина о триединстве понимается ими как союз Иисуса с Богом и Святым Духом. Для мусульман допустить, что Аллах родил Сына, равносильно выражению полного неверия. С детства мусульмане учат наизусть суру, которая уже цитировалась в этой книге, - они считают ее одной из главных в Коране и по смыслу равноценной одной трети всего Корана:

Скажи: "Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!" (сура 112.1-4).

Свидетельствуя мусульманам, вы скоро обнаружите, что они энергично отрицают всякую возможность существования Бога в трех лицах и яростно нападают на учение, которое, по их мнению, является самым слабым звеном христианской веры. В конце концов, как могут три личности существовать в одном Боге? Когда умер Христос, Бог тоже умер? На кресте скончались все три личности? Если все они - одно, значит, так и должно было случиться.

Мусульмане будут спорить. Они будут утверждать, что в Библии не упоминается Троица. Начнем с исследования доказательств того, что данная доктрина имеет твердое библейское основание.

Бог - Отец, Сын и Дух Святой

Беседуя с мусульманами, необходимо сделать особое ударение на триединстве личности Бога, открытой нам в Библии, - Отце, Сыне и Духе Святом. Рассмотрим по порядку каждую из этих личностей.

1. Бог Отец. Самое распространенное в Новом Завете имя Бога - Отец. Иисус постоянно называл Бога на небесах "Отец Мой" (см.: Мф. 18:10), "Отец ваш" (см.: Лк. 12:32), "Отец" (см.: Ин. 14:13) и, молясь, обращался к Нему "Отче" (см.: Ин. 11:41). Здесь важно то, что о Боге говорится словами, обозначающими отношение, - Он не только Вседержитель, но, будучи уникальной личностью, Он имеет определенные отношения внутри Своей божественной сущности. Это имя Бога редко встречается в других религиях и никогда не используется в исламе.

2. Бог Сын. Именно со второй личностью - Сыном - Бог Отец связан отношениями, имеющими первостепенное значение. Эта вторая личность стала человеком по имени Иисус, всегда говорившим о Себе как о Сыне небесного Отца в абсолютных и исключительных выражениях: "…никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына…" (Мф 11:27), "Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Ин. 5:23), "Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу" (Ин. 16:28). Беседуя с мусульманами о триединстве Бога, важно обратить особое внимание на эти тексты, дабы показать божественное родство Отца и Сына, которым в таком уникальном понимании не обладает ни одно человеческое существо.

3. Бог Дух Святой. В Новом Завете постоянно появляется третья личность - Святой Дух. Он определенно имеет близкие отношения с Отцом и Сыном на божественном уровне. Сын посылает Его от Отца, Он исходит от Отца и свидетельствует о Сыне (см.: Ин. 15:26). После распятия и воскресения Христа Отец пошлет Его на землю во имя Сына, и Дух напомнит ученикам Иисуса все, что Он говорил им (см.: Ин. 14:26).

Все эти цитаты исходят из уст Самого Иисуса Христа, великого Слова Отца, Которое было в начале, было у Отца и было Бог (см.: Ин. 1:1-10). В Библии Иисус всегда называется Сыном Божьим, и даже Сам Отец, дважды говоривший с неба, провозгласил: "…Сей есть Сын Мой возлюбленный…" (Мф. 3:17, 17:5).

Библейские высказывания о Троице

В Библии мы находим ряд высказываний о всех трех личностях Троицы одновременно. Рассмотрим три подобных высказывания, которые полезно цитировать в беседах с мусульманами.

1. Евангелие от Матфея (28:19): Отец, Сын и Дух Святой. В этом отрывке Иисус Христос повелевает Своим ученикам идти по всему миру и учить, "крестя… во имя Отца и Сына и Святого Духа". Очень знаменательно, что Христос говорил "во имя…", перечисляя при этом всех троих и используя единственное число для обозначения абсолютного единства между ними. Подобным образом слово "имя" часто используется в Библии в тех случаях, когда с помощью имени необходимо дать определение данной личности, например Moше (Моисея), названного так потому, что он был вынут (машах) из воды. В Мф. 28:19 Иисус использует это слово, желая выразить общую природу трех личностей.

2. Второе Послание к Коринфянам (13:13): благословение Троицы. В заключении своего послания Павел вверяет коринфских христиан благодати Сына, любви Отца и общению Святого Духа. И опять каждая личность Троицы упоминается в союзе с двумя другими: апостол желает коринфянам благословения всех трех божественных личностей.

3. Послание к Ефесянам (2:18): доступ к вечному Отцу. Павел перечисляет все три личности Троицы, когда говорит об общей цели божественного союза. При посредстве Иисуса Христа, Сына Божия, все верующие - и иудеи, и язычники - имеют доступ к вечному Отцу в одном Духе. И опять нельзя не заметить единства трех личностей, при этом подчеркивается божественная сфера, в которой строятся их взаимоотношения. В Мф. 28:19 читателю представляется общая божественная природа, во 2 Кор. 13:13 - общее божественное благословение, и здесь - общая божественная доступность всех трех личностей Троицы.

В Библии существует много других доказательств триединства Бога. Даже в Ветхом Завете вторая личность Троицы упоминается как Сын Отца. О Святом Духе часто говорится как о непосредственном представителе Бога и Его собственном Духе (см.: Быт. 1:2; Пс. 50:13). Свидетельствуя мусульманам, важно показать им, что Церковь не выдумала Троицу и не приспособила свое учение о Боге к широко распространенным учениям монотеизма и политеизма, но узнала о ней из своего истинного Писания - Библии.

Также полезно указать, что именно пришествие в мир Иисуса Христа позволило постичь Бога как триединую сущность. Ветхий Завет обычно говорит о Боге как о Яхве, Господе Боге Израиля, но Иисус, начав учить, часто говорил о Боге как об Отце, о Себе - как о Его Сыне и о сошествии Святого Духа в выражениях, не оставляющих никаких сомнений относительно того, что все три личности разделяют божественную славу, общую природу, сущность и цель, что между ними царит абсолютное единство. В результате Новый Завет постоянно сосредотачивается на каждой из трех личностей божественной Троицы как на сфере, в которой верующие христиане могут познать Бога (Отца), быть прощенными Им (с помощью Его Сына Иисуса Христа) и обрести Его божественное присутствие (в Духе Святом). Все ссылки на Яхве исчезают в свете тесного союза, который верующие обретают с Богом, истинная природа и триединая личность Которого теперь открыты более полно.

2.2. Непостижимость Божьей природы

Мусульманин: Исламская идея Бога очень проста для понимания, а христианская доктрина о триединстве бросает вызов разуму. Даже если вы напишите о ней тысячи книг, вы никогда не объясните ее до конца. Суть же нашей доктрины может быть изложена на почтовой марке: Хува Аллаху ахад - "Он - Аллах - един".

Мусульмане искренно считают, что очень трудно понять, как Бог может быть триединым, а христиане, объясняя им эту доктрину, видимо, нередко сами приходят в замешательство. Это непростая концепция, и мы должны открыто признать это. Тем не менее то, что это учение сложное, вовсе не означает, что оно лишено здравого смысла. Пожалуй, его сложность - самый сильный довод в его пользу. В конце концов, мы имеем дело с природой вечного Бога миров. Он более велик, чем небеса и земля, и стоит ли удивляться. если Его природа оказывается для нас непостижимой? Как говорит сама Библия,

"Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес - что можешь сделать? глубже преисподней - что можешь узнать?" (Иов. 11:7-8).

Мусульмане утверждают, что исламскую идею Бога очень легко понять и поэтому она более приемлема, чем та непостижимая доктрина, которую признают христиане. Неизбежен вопрос: нет ли более понятной для человеческого разума новозаветной концепции Бога? Как сказал Кеннет Крагг, доктрина о Троице не может похвалиться своей способностью сократиться до записи на почтовой марке. Мусульманский писатель Афиф Таббара ближе к сути, когда говорит, что Всемогущий Бог очень отличается от Своих созданий и более величествен, чем это может вообразить человеческий разум.

В поисках путей познания Бога

Доктрина о триединстве не противоречит разуму, просто она выше ограниченного человеческого понимания. Она требует иного уровня понимания. Умствен-ное, аналитическое исследование доктрины мало объясняет ее суть. Апостол Павел говорил:

"Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых?" (Деян. 26:8)

Павел, обращаясь к царю Агриппе и другим членам суда, не пытался дать рационального объяснения воскрешению мертвых. Все научные исследования мира природы никогда не смогут дать рационального объяснения того, как это происходит. Это исключительно вопрос веры. Все мусульмане только верой признают воскрешение мертвых. Почему же тогда, можем мы спросить, любой из них считает невероятным, что Бог, управляющий вселенной, непостижим в Своей бесконечной и вечной природе?

Новый Завет значительно больше заботится о наших отношениях с Богом, чем о нашем понимании Его природы. То, что мы знаем о Боге, совсем не так важно, как необходимость по-настоящему познать Его. Наше упование на Его святость и прощение Им наших грехов и уверенность в вечной жизни - вот о чем заботится Священное Писание христиан. Как говорит Павел, мы приходим к познанию Бога, или, скорее, получаем познание от Бога (см.: Гал. 4:9). Благодаря раскрытию Бога в Его вечной триединой природе, особенно в Его воплощении в Иисусе Христе, "Который есть образ Бога невидимого" (см.: Кол. 1:15) и в Котором телесно обитала вся полнота Божия (см.: Кол. 2:9), мы пришли к познанию Бога и получили познание от Него. Мусульманам следует сказать, что для нас самое главное - ходить пред Богом праведно, снискать Его одобрение и получить прощение, а не понять или познать Его природу. Бог желает, чтобы мы любили Его, были послушны Ему, а не занимались Его познанием.

Триединство: божественное откровение

Также важно сказать мусульманам, что хотя главные церкви - Римско-католическая, Протестантская и Православная - расходятся по многим вопросам, однако они никогда не спорили относительно доктрины о триединстве, включая самые незначительные ее детали. Причина такого единодушия заключается в том, что Церковь никогда не вырабатывала эту доктрину, она сформулировала ее при исследовании божественного откровения в Священном Писании. Это единственная доктрина о Боге, которая может быть получена в результате объективного изучения Книг Нового Завета.

Никейский собор, проходивший в 325 году, окончательно сформулировал доктрину о триединстве. Термин "триединство" впервые был предложен Тертуллианом, великим христианским ученым. Мусульмане часто используют этот факт как доказательство того, что доктрина была придумана Церковью через три века после распятия Христа. Некоторые из них иронизируют, говоря, что Бог был един вплоть до IV столетия, когда Церковь превратила Его в Троицу.

Я могу предложить очень полезную линию аргументации, которая не раз оказывалась очень эффективной при обсуждении данного вопроса.

В течение многих веков все человечество верило, что Земля плоская и солнце, планеты, звезды вращаются вокруг нее. Несколько столетий назад Галилей, Коперник и другие астрономы провозгласили, что в действительности Земля круглая, плавает в пространстве и вращается вокруг Солнца. Теория была отвергнута (и особенно яростно Церковью!) по той причине, что на протяжении всей истории считалось общим местом, что Земля плоская, и в любом случае здравый смысл говорил - наша планета плоская и небо вращается вокруг нее. Мысль, что мы ежедневно делаем оборот вокруг собственной оси со скоростью более чем 1000 миль в час, вращаемся вокруг Солнца со скоростью 10 000 миль в час, была для умов людей того времени совершенно иррациональной. И только имея научные доказательства, сегодня мы принимаем эту теорию, хотя постичь ее все-таки очень трудно. Но природу Бога нельзя доказать научно, и может оказаться, что Он - нечто совершенно противоположное тому, что так легко предполагается людьми. Церковь определила триединую природу Бога приблизительно за сорок столетий до того, как была открыта истина о нашей вселенной. Почему? Просто потому, что Бог открыл нам Свою истинную природу в Писании. Церковь не превращала Бога в Троицу, Он был таковым от самого начала начал.

Некоторые мусульмане утверждают, что идея о Троице не может быть доказана математическим путем. В конце концов, 1 + 1 + 1 = 3, заявляют они, но даже математики используют символ, означающий бесконечность, которая не может быть умножена, разделена, прибавлена или вычтена, как обычное число. Точно так же бесконечный Бог не может быть постигнут в ограниченных словах и наша математика совершенно не годится для определения вечного.

Христианство не пытается представить миру понятного Бога. Его цель - открыть познаваемого Бога - Отца, Который любит Своих детей, Сына, умершего, дабы искупить их грехи, и Святого Духа, Который освящает Божье творение. Цель человека - достичь неба и быть с Богом, а не нанести небо на карту или выработать концепцию Бога, которую можно легко понять или свести до размера девиза на почтовой марке.

2.3. Единство Бога - ядро доктрины о триединстве

Мусульманин: Христиане поклоняются трем божествам, тем самым впадая в грех многобожия (ширк). Библия уделяет особое внимание учению о Божьем единстве. Ваша доктрина не согласуется с вашим Писанием.

Мусульмане уверяют, что Библия говорит о Божьем единстве, и при этом полагают, что это подрывает доктрину о триединстве. Ветхий Завет провозглашает: "…Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его…" (Втор. 4:39), и Новый Завет также утверждает: "Господь Бог наш есть Господь единый…" (Мк. 12:29) и "один Бог" (см.: Рим. 3:30; Гал. 3:20). В разговоре с мусульманами о Троице полезно процитировать эти тексты, дабы с самого начала установить, что Божье единство - такое же фундаментальное учение Библии, как и Корана. Спорный вопрос заключается в комплексной природе этого единства, о которой говорит библейская доктрина о триединстве Бога.

Бог: триединство, а не троебожие

"Как три может быть одним? - справедливо спрашивает мусульманин. - Каждое человеческое существо - это отдельное творение и индивидуальность, и никогда три человека не смогут стать одним существом с одной природой". Отвечая на этот вопрос, мы должны обратиться к Библии и посмотреть, как она представляет Отца, Сына и Святого Духа.

1. Первое послание Иоанна (1:5): "Бог есть свет". Библия часто фокусирует наше внимание на этих словах. Она называет Бога "Отцом светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак. 1:17). Сын Божий, Иисус Христос, провозглашал: "…Я - свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8:12), а Новый Завет свидетельствует о Нем, что Он никогда не изменяется, но "вчера и сегодня и во веки Тот же" (см.: Евр. 13:8). Более того, Бог Духом Святым озаряет наши сердца, дабы "просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2 Кор. 4:6). Совершенно ясно, что между Ними существует абсолютное единство сущности и цели.

2. Евангелие от Иоанна (3:33): "…Бог истинен…". Этот стих говорит, что истина - это неотъемлемая сущность Бога Отца. То же самое говорит о Себе Сын Божий: "…Я есмь… истина…" (Ин. 14:6). Аналогично и Святой Дух назван "Духом истины" (см.: Ин. 15:26). Ни в ком из них нет лжи. И снова мы видим, что хотя человеческие существа могут отличаться друг от друга своей индивидуальностью и характером, между Отцом, Сыном и Святым Духом таких различий нет. Они есть истина.

3. Первое послание Иоанна (4:8): "Бог есть любовь". Новый Завет часто свидетельствует о любви Отца (см.: Ин. 16:27), но идет дальше и говорит, что любовь Божья открылась в том, что Он послал Своего Сына искупить наши грехи (см.: Рим. 5:8; 1 Ин. 4:10). Также он утверждает, что Божья любовь "излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:5). Снова мы видим абсолютное единство сущности и цели трех личностей Троицы.

То же самое можно сказать и о благодати Божьей. Как Отец является источником всякой жизни, так и Сын назвал Себя "жизнью" (см.: Ин. 11:25), а Петр назвал Его "Начальником жизни" (см.: Деян. 3:15). Также и Дух Святой есть Тот, через Кого Бог даст вечную жизнь нашим смертным телам (см.: Рим. 8:11). Во всех этих текстах мы видим божественное три-единство, а не три независимых индивидуальности. Наша доктрина всего лишь держится определения Божьего единства. Без него исчезает основное свойство триединства. Вы просто не сможете утвердить эту концепцию вне единства Божьей сущности. Как говорил Иисус, "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30). В это абсолютное единство входит и Дух Святой.

Я должен еще раз обратить ваше внимание на совет, данный в предисловии к этой книге, - прибегайте к Библии, а не к теориям, разуму или иллюстрациям. Наш ответ мусульманам таков: наша доктрина - это продукт божественного откровения, о ней нельзя судить ограниченным человеческим умом. Мы отзываемся на то, что Бог Сам открыл о Себе, потому что, как говорил Карл Пфандер, человеческий разум не способен охватить вечное. Его тусклый факел должен уступить дорогу сиянию истины.

2.4. Имеет ли доктрина о триединстве языческие корни?

Мусульманин: Доктрина о триединстве зиждется на языческих религиях, которые задолго до возникновения христианства имели своих триединых богов. У египтян, индусов, римлян и греков были триады божеств, в которых они верили.

Тенденция мусульман не замечать сущностное единство триединого Бога и расценивать христианскую веру как троебожие приводит их к обвинению христианства в том, что его доктрина о триединстве имеет параллели в древних языческих религиях. Рассмотрим примеры, предлагаемые в мусульманской литературе по данному вопросу.

1. Египетские боги Осирис, Исида и Гор. В мусульманской литературе часто утверждается, что египтяне тоже верили в троицу - Осириса, Исиду и Гора, которые, по словам некоторых авторов, представляют собой "разновидность триединства богов" и являются египетским эквивалентом христианской Троицы. И опять же в дискуссиях с мусульманами важно подчеркнуть единство божественной сущности и основополагающий монотеизм христианской веры. Само слово "триединство" означает божественное единство, и только мусульмане могут знать, что они имеют в виду, когда говорят "триединство богов". Это выражение содержит в себе противоречие.

Мифологические боги Осирис, Исида и Гор составляли семью - отец, мать и сын, настолько далекую от христианского учения об Отце, Сыне и Святом Духе, насколько это вообще можно себе представить. Более того, это были всего лишь три бога из множества других египетских божеств.

Египтяне не верили во Всевышнего с триединой сущностью и природой. Они поклонялись многим богам и не считали, что Осирис, Исида и Гор были абсолютно едины. Как мы вскоре увидим, языческие триады ближе к ложному изложению христианской доктрины в Коране, чем к библейской доктрине.

2. Индусское тримурти: Брахма, Вишну и Шива. Индусы верят в тримурти - триаду, состоящую из Брахмы, Вишну и Шивы. Мусульмане часто заявляют, что у истоков христианской доктрины о Троице лежит и эта теория. Исторический анализ индусской теории показывает, что между ними нет даже отдаленной аналогии.

Индуизм предполагает существование множества богов, таких как Кришна, Рама, Сита, Ганеша, Хануман, Кали и др. Упанишада, Веда и другие древние индусские тексты не говорят, что Брахму, Вишну и Шиву объединяли какие-либо отношения. Веда признавала по крайне мере 33 разных божества, и это были 33 отдельных божества, часто противостоящие друг другу. Большинство из них были женаты на индусских богинях.

Концепция тримурти зафиксирована только на позднем санскрите и не может быть датирована ранее чем V веком н. э. Христианская доктрина о триединстве была полностью определена задолго до этого времени.

Уникальность библейской доктрины о триединстве

Мусульмане, заявляющие о языческом происхождении доктрины о триединстве, должны представить более убедительные доказательства ее происхождения от языческих верований. Доктрина о триединстве абсолютно уникальна, она не имеет аналогов ни в какой другой религии мира. Никто не смог бы выдумать ее и никто никогда не узнал бы о ней, если бы она не была открыта на страницах Нового Завета. Она зародилась в иудейском мире, где доминировал монотеизм, и представляет Бога, концепция Которого полностью согласуется с концепций Бога ветхозаветного Израиля.

Когда мусульмане доказывают языческое происхождение этой доктрины, христианам представляется прекрасная возможность успешно свидетельствовать о славе Божьей и о совершенном Им деле нашего спасения. Новый Завет не предпринимает попыток сформулировать христианскую доктрину о Боге, привести ее в систему или объяснить ее. Он просто ее провозглашает! Объяснять свое учение должны христиане всех последующих поколений.

Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Павел и другие авторы Нового Завета заботились, главным образом, о том, чтобы отчетливо представить отношения, связывающие Отца, Сына и Святого Духа. Они стремились вызвать в сердцах христиан веру в Троицу и укрепить эту веру. Как уже говорилось, Бог не столько хочет, чтобы Ему давали определения, анализировали Его сущность, разрабатывали объясняющие Его концепции, сколько желает, чтобы Его любили и безоговорочно на Него полагались. Его нельзя увидеть, материализовать, вычислить или свести к тому, чему можно дать окончательное определение, однако Его можно познать, и вопрос заключается в том, что нам самим крайне необходимо, а именно - получить Божье прощение, познать Бога, стать Его чадом и, конечно, наследовать Его Царство.

В следующем разделе мы рассмотрим некоторые способы обсуждения с мусульманами вопроса о Троице и увидим, почему лучше использовать этот предмет как возможность для свидетельства, чем для спора.

2.5. Отец, Сын и Дух Святой

Мусульманин: Коран учит, что самая высокая честь для человека - это быть рабом Аллаха, Который есть наш Господь и Учитель. От нас требуется быть послушными Его закону и верить в Судный день, если мы надеемся получить прощение.

Мусульмане не могут быть уверены в Божьей благодати и прощении своих грехов, они считают невозможным познать Бога или иметь с Ним личные отношения. Коран говорит:

"Всякий, кто в небесах и на земле, приходит к Милосердному только как раб…" (сура 19.93).

Арабское слово, обозначающее понятие "раб", - абд. В той же самой суре, где сказано, что Иисус говорил о Себе: "Я - раб Аллаха…" (сура 19.30), используется это слово. Согласно исламу, самое высокое положение любого человека перед Аллахом - это быть не более чем рабом своего божественного Учителя и Судьи. Поэтому мусульмане верят, что они должны жить исключительно как рабы Божьи, трудиться, чтобы заслужить Его милость, и надеяться, что, когда придет великий Судный день, Он одобрит их жизнь. Здесь перед христианами открывается благодатное поле деятельности для такого свидетельства о Троице, которое откроет более великую надежду и более славного Бога.

Бог Отец: Бог за нас

Согласно хадисам, Аллах имеет 99 "прекрасных имен", которые являются его атрибутами. Каждый, кто выучит их наизусть, может рассчитывать на рай (см.: ас-Сахих Муслима, т. 4, с. 1410). Первые тринадцать имен перечислены в суре 59.22-24 следующим образом: ар-Рaхман (Милостивый), ар-Рахим (Милосердный), ал-Малик (Царь), ал-Куддус (Святой) и т. д. Согласно Суфи, Аллах имеет сотое имя, которое было открыто только великим суфийским учителям древности.

Я часто намекал мусульманам, что если пропустить из перечня в сто имен одно, то это будет не сотое, а, скорее, первое, самое распространенное в Новом Завете имя Бога - Отец. Очень показательно, что нигде в Коране и ранней исламской литературе Бог не называется Отцом. Логично заключить, что если самое высокое место, которое, как учит Коран, человек может занять пред Богом, - это место Его раба, то в таком случае Он может быть только нашим Господином (ал-Малик). Коран просто не допускает мысли, что мы можем стать Божьими детьми, более того - он утверждает обратное (см.: сура 6.100).

Однако, начав учить, Иисус всегда говорил, что Бог является Отцом всех истинных верующих. Это имя, данное первой личности Троицы, свидетельствует о том, что Бог - за нас. Если Он стал нашим Отцом, значит, мы уже не рабы Его, но Его дети. Очень полезно в беседе с мусульманами провести сравнение между положением рабов и детей. Раб должен каждый день зарабатывать себе на пропитание, и вовсе необязательно, что господин будет любить его, - господин ожидает от раба только исполнения своих обязанностей. Если раб не исполнит должным образом свою работу, он будет наказан. Кроме того, он не живет в доме своего господина, а уходит в свое жилище. Сын, однако, знает, что отец любит его и никогда не прогонит из своего дома. Сын не должен заслуживать свое место в нем, но имеет его по праву. Он наслаждается свободой, которой никогда не имеет раб, и знает, что отец его любит. Таково положение истинного христианина, который познал Божью любовь.

"Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1 Ин. 3:1).

"Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лк. 12:32).

Только познав Бога как Отца, можно истинно познать полноту Его любви, и верующие, будучи Его детьми, могут быть уверены в Его благоволении к ним и в своем месте в грядущем Царстве.

Бог Сын: Бог с нами

Иисус Христос не только Себя называл Сыном Божьим, но также уверял Своих учеников, что, веруя в Него, они тоже могут стать детьми Божьими. Именно в готовности Христа положить за нас Свою жизнь мы видим Божью любовь, открывшуюся нам во всей полноте. Во Христе Бог с нами. Приняв образ человеческий, Сын, вторая личность Троицы, уникальным образом примирил Бога и человека. Я часто спрашивал мусульман, каким было самое великое проявление любви к ним Аллаха, и неизменно получал множество ответов. Однако жертвовал ли Он собой, чтобы явить свою любовь к ним так же, как это сделал Авраам, когда был готов в качестве испытания своей любви к Богу принести в жертву собственного сына? Ислам не дает положительного ответа на этот вопрос. Только в откровении триединого Бога вы можете найти такое совершенное проявление любви. Следующие отрывки резюмируют сказанное:

"В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Ин. 4:10).

"Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5:8).

В Иисусе Христе мы можем быть уверены в прощении грехов и видеть, как велика Божья любовь к нам. Мусульмане не знают такой любви. Когда Коран говорит о Божьей любви и называет Аллаха ал-Вадуд - Любящий (см.: сура 85.14), то это, согласно мусульманским ученым, всего лишь означает, что Он одобряет своих последователей. Из этого вовсе не следует, что Он испытывает к ним какие-то чувства или что Он готов принести жертву, дабы явить человечеству свою любовь.

Я встречал множество мусульман, которые открыто интересуются христианским откровением Божьей любви во Христе. Человек способен к выражению величайшей жертвенной любви, и многие мусульмане стремятся познать именно такого Бога и быть уверенными в Его вечном благоволении и Его любви к ним. Они могут обрести их только в Иисусе Христе, Который воплотил собственные слова о том, что нет больше той любви, как положить душу свою за друзей своих (см.: Ин. 15:13). Это самая сильная мысль в нашем свидетельстве.

Бог Дух Святой: Бог в нас

Именно в третьей личности Троицы мы не только узнаем Божью любовь, но и переживаем ее лично. Иисус часто говорил о необходимости принять Святого Духа. Это не просто некая божественная сила, это - Дух Божий, и когда Он вселяется в кого-либо, Сам Бог уникальным образом живет в этой личности. Здесь мы видим третье откровение божественного триединства - Бог в нас. Неудивительно, что авторы Нового Завета не пытались дать определения триединства или объяснить его. Познать Бога, быть уверенным, что Он за нас, с нами и в нас, - вот все, что мы должны знать, чтобы наши отношения с Ним были полноценными. Дух дает верующим силу жить согласно святому Божьему закону, и более того - Он позволяет им ощутить в своем сердце Божье присутствие. Бог послал нам Своего Сына для того, чтобы мы могли стать Его детьми, и как Своим детям Он посылает в наши сердца Своего Духа, чтобы мы могли воскликнуть "Авва, Отче!" (см.: Гал. 4:4-6).

"…Вы… приняли Духа усыновления, Которым взываем "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии" (Рим. 8:15-16).

"…А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5:5).

Могу привести пример, иллюстрирующий данную мысль. Супружеская чета решила усыновить сироту и выполнила юридическую процедуру, чтобы официально оформить усыновление. Ребенок еще не знает, что у него есть родители, но когда его новые отец и мать забирают его в свой дом, показывают ему его комнату и говорят, что теперь это и его дом, а затем нежно обнимают его, он узнает, что больше он не сирота, и чувствует их любовь. Вот что происходит, когда Святой Дух вселяется в наши сердца.

Нет лучшего способа объяснить мусульманину Божье триединство, чем показать ему это тройное откровение Божьей любви к нам. Только в триединстве Бога могла явиться и явилась вечная любовь во всей своей полноте. Во введении к этой книге я говорил, что христиане во время свидетельства должны держаться Библии и нигде применение этого совета не важно так, как в дискуссии о триединстве Божьем. Не позволяйте мусульманам подавить вас аргументами против логичности этой доктрины и не пытайтесь отстоять ее с помощью сомнительных примеров типа три-в-одном. Используйте возможность показать им, что триединая личность Бога была окончательно явлена только тогда, когда Иисус Христос пришел на землю и открыто сказал об Отце, Сыне и Святом Духе. Только тогда, когда настало время для совершенного выражения Божьей любви во Христе, нам было сообщено об истиной природе Божьего естества. Авторы Нового Завета уделяли этому обстоятельству особое внимание, когда касались вопроса триединства. И мы, свидетельствуя мусульманам, должны поступать таким же образом.

2.6. Коран и христианская доктрина о триединстве

Мусульманин: Коран полностью отвергает христианскую доктрину о триединстве. Бог един, Он не может быть триединым, как считаете вы. Это великое богохульство - говорить, будто у Него есть помощники. Все, что на небе и на земле, возносит славу только Ему одному.

Главная причина ложного понимания доктрины о триединстве, бытующего среди мусульман, - это совершенно неправильное представление ее в Коране. Слово "триединство" нигде не встречается в этой Книге, однако ясно, что Коран стоит в оппозиции к вере в троичную божественную сущность, какую бы форму она ни принимала. Тем не менее он даже не пытается разобраться в основополагающей христианской доктрине о Боге как Отце, Сыне и Святом Духе, не противодействует ее извращению, источником которого, вероятно, явились сектантские учения, некогда распространенные на Аравийском полуострове.

Кораническая троица: Иисус, Мария и Аллах

Коран категорически отвергает христианское учение о Троице, которое он понимает как концепцию триады божеств - Иисуса, Его матери Марии и Аллаха (именно в таком порядке). В трех коранических отрывках эта доктрина резко критикуется как политеистическая и, следовательно, богохульная. В первом мы читаем:

"…и не говорите - три! Удержитесь, это - лучше для вас. Поистине, Аллах - только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок" (сура 4.171).

Слово, обозначающее здесь число "три", - обычное для Корана слово, оно появляется в Книге девятнадцать раз, всегда означает "три" и не может быть переведено как "триединство". Повеление не говорить об Аллахе как о трех личностях включено в отрывок, призывающий христиан "не излишествовать" в своей религии. Из противопоставления единственности Аллаха и "трех божеств" христиан явствует, что Коран не имеет представления о том, что христианская доктрина о Боге говорит о сущностном Его единстве.

В другом отрывке Коран также называет трех божеств, которым якобы поклоняются христиане. Интересно, что все три отрывка, затрагивающие этот вопрос, находятся в тех частях Корана, которые пришли к Мухаммаду последними, и, видимо, он впервые услышал о триедином христианском Боге только в конце жизни, когда уже не имел возможности узнать точнее, что же такое триединство. Второй стих, касающийся этого вопроса, гласит:

"Не веровали те, которые говорили: "Ведь Аллах - третий из трех", - тогда как нет никакого божества, кроме единого Бога" (сура 5.73).

И в этом отрывке нет никакой специальной ссылки на триединство или намека на какую-то осведомленность Корана относительно того, что христианский Бог - это триединая личность. Различие здесь проводится исключительно между единым Богом и тремя божествами и ничего не говорится о триединстве. Несколькими стихами позже Коран определяет двух других Богов Троицы, которым поклоняются христиане:

"Мессия, сын Марйам, - только посланник, прошли уже до него посланники, а мать его - праведница. Оба они ели пищу" (сура 5.75).

Аргумент совершенно ясен. Иисус и Его мать Мария были всего лишь человеческими существами. Хотя Он был посланником Аллаха, но и до Него были другие точно такие же посланники. Мать Иисуса была не более чем праведной рабой Аллаха. Оба они должны были есть пищу, чтобы поддерживать свое существование. Так как же можно считать их богами наравне с Аллахом? Коран явно ошибочно понимает христианскую доктрину о Троице и представляет ее как учение о триаде, которую составляют Иисус, Мария и Аллах. Примечательно, что Аллах представлен в ней всего лишь третьим - в христианской доктрине о триединстве Бог, по крайней мере, занимает первое место!

В древности в Аравии существовали различные секты, такие как несторианская, монофизитская и др., которые имели путаные учения относительно Бога, Иисуса и Марии, но ни одна из них не представляла эти три личности как Троицу. Теперь понятно, почему мусульмане считают, будто наша вера основывается на вере египтян в божественное семейство Отец-Мать-Сын, представленное Осирисом, Исидой и Гором. Вероятно, Мухаммад ничего не знал о настоящем триединстве Бога, исповедуемом христианами, и путал его с языческой верой в божественное семейство. Если Бог действительно был автором Корана, то трудно понять, как Он мог допустить подобную ошибку и даже приблизительно не обозначить христианскую доктрину о едином вечном Вседержителе - Отце, Сыне и Святом Духе, которой держатся все главные христианские церкви - Римско-католическая, Протестантская и Православная.

Третий отрывок гласит:

И вот сказал Аллах: "О ‘Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: ”Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?“ Он сказал: "Хвала Тебе! Как можно мне говорить, что мне не по праву? Если я говорил, Ты это знаешь. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в душе: ведь Ты - ведающий скрытое" (сура 5.116)

В этом отрывке также говорится, что два божества, помимо Аллаха, - это Иисус и Мария. Почитание Марии является главным догматом католического учения, и, в частности, эфиопская церковь поклоняется ей как Матери Божьей, но ни одна христианская церковь, неважно, насколько она почитает и возвеличивает Марию, например как Небесную Царицу, никогда не искажала понятие Троицы и не извращала ее так, как Коран.

Когда мусульмане оспаривают доктрину о триединстве и не желают признавать, что это выражение божественного единства, отличное от способа представления унитарной концепции Корана, стоит процитировать эти отрывки как доказательство, во-первых, того, что Коран совершенно неправильно представляет христианскую доктрину, и, во-вторых, того, что именно это является источником ошибочного мнения мусульман, считающих, что мы верим в трех разных богов.

Также важно знать, что истинная христианская доктрина была известна в Аравии еще до Мухаммада. Йеменский исследователь Эдвард Глассер в 1888 году в повествовании о мятеже против эфиопского господства в доисламский период обнаружил запись, датируемую 542 годом н. э. Она сделана на арабском языке за 208 лет до рождения Мухаммада и гласит: "(Во власти) Милосердного, Мессии и Святого Духа". Таким образом, природа христианского триединства была известна в Аравии задолго до того, как был записан Коран, и совершенно неправильное представление, которое дает о ней эта Книга, можно приписать только незнанию пророком ислама христианской теологии.

Пастор Мирон ВОВК

Здравствуйте!
У меня к вам вопрос о Триединстве Бога. В разных деноминациях этот вопрос объясняют по-разному или обходят стороной. Триединый Бог - это три Личности, Которые едины между собой в делах, мыслях и т.д.? Или это три Личности в одном Боге?

Некоторые утверждают, что Бог Отец родил Иисуса Христа, что Он не был всегда. Как вы думаете, это правильно?

Другие говорят, что Бог Отец имеет Свой Дух - Божий (Дух Отца). Иисус Христос имеет Дух Христов. Или Бог Отец, Иисус Христос и Дух Святой имеют один Дух? Если человек в этих вопросах заблуждается или ему так открыто, то не погибнет ли он в своём искреннем непонимании Триединого Бога? Хотелось бы получить исчерпывающую информацию по этим вопросам, потому что очень важно знать, как об этом говорит Библия. Заранее благодарю вас.

С уважением, Надежда

Очень приятно узнавать о том, что люди читают и изучают Слово Божие и размышляют над ним. Мы должны очень хорошо знать Того, в Кого уверовали, хотя и при всем нашем старании полностью познать Бога не сможем, у нас всегда будут возникать вопросы, на которые трудно найти ответ. Но будем помнить важную истину: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века…» (Втор. 29:29). А познавать Бога - это значит изучать то, что Бог говорит о самом Себе.

В противоположность язычникам, которые окружали израильтян, народ Божий верил в единого Бога. Вот некоторые свидетельства о Боге, записанные на страницах Священного Писания: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть…» (Втор. 6:4). «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня…» (Ис. 45:5). Понятие единобожия подчеркивается также в Новом Завете. Например, в Евангелии от Марка дословно записаны слова Иисуса Христа из книги Второзакония, процитированные выше. Или слова апостола Павла: «…У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6). Но эта убежденность в едином Боге не противоречит христианскому понятию о Триедином Боге - Отце, Сыне и Святом Духе. Как это понимать?

В еврейском языке слово «Бог» часто употребляется во множественном числе. Что это значит? Можно привести такое сравнение. В русском языке мы употребляем слово «совет», например, сельский совет, городской совет. И когда слышим это выражение, понимаем, что совет всегда состоит из нескольких личностей. Так же и относительно слова «Бог» - очень часто писатели Библии, когда передают прямую речь Создателя, используют соответствующие выражения во множественном числе: «…Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт. 1:26), «Вот, Адам стал как один из Нас…» (Быт. 3:22). «…Сойдем же и смешаем там язык их…» (Быт. 11:7) и др. Поэтому, когда мы употребляем слово «Бог», имеются в виду сразу три Личности Божества.

Но писатели Священного Писания часто обращают внимание на какую-то одну Личность Божества, выделяя ее особые действия, и тогда о Духе Божьем, Боге Отце или Иисусе Христе говорится как о разных личностях, например: «И ныне послал Меня (Сына Божьего. - Авт.) Господь Бог (Отец. - Авт.) и Дух Его (Святой Дух. - Авт.)» (Ис. 48:16).

Первое пришествие Христа на нашу землю открывает нам истину о Триедином Боге еще яснее. Из Евангелия мы узнаем, что Божество - это единство трех предвечных Личностей: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Между этими Личностями существуют уникальные и не всегда до конца понятные людям взаимоотношения.

Между Личностями Триединого Бога не существует разобщения, однако каждая Личность имеет Свои божественные полномочия и свойства.

В человеческом обществе верховная власть сосредоточена в руках одного лица - президента, царя или другого правителя. У Бога верховная власть принадлежит всем трем Личностям Божества. Хотя Бог существует не в одном лице, Он един в целях, мыслях и характере. Это единство не устраняет особенностей Личностей Отца, Сына и Святого Духа. Можно заметить, что между личностями Божества существует распределение функций. Порядок является первым законом небес, и действия Бога упорядочены. И можно допустить, что Бог Отец действует как Источник, Бог Сын - как Посредник, а Бог Дух Святой - приводит в исполнение.

Воплощение Иисуса Христа прекрасно отображает взаимоотношения трех Личностей Божества, основанные на общем служении. Отец согласился отдать Своего Сына, Христос отдал Себя, а Дух Святой сделал возможным рождение Иисуса. В словах ангела Марии ясно показано участие всех трех Личностей Божества в воплощении Иисуса Христа: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Луки 1:35). Все три Личности Божества присутствовали при крещении Христа: Отец, поддерживающий Сына (Матф. 3:17), Христос, крестившийся как пример для нас (Матф. 3:13-15), и Дух Святой, наделяющий Христа Своей силой (Матф. 3:16; Луки 3:21-22).

Ранняя церковь крестила людей во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матф. 28:19). В апостольском благословении упоминаются все три Личности Божества: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).

В деле спасения людей каждая Личность Божества выполняет Свою особую задачу. Служение Святого Духа вовсе не дополняет ту жертву, которую Иисус Христос принес на Голгофском кресте. Примирение, совершенное на кресте, становится достоянием человека, когда посредством Духа Святого Христос входит в сердце верующего.

Нередко люди неправильно понимают истину о Боге Отце. Многие знакомы с тем, что совершил Христос на земле для человечества и что совершает Святой Дух в человеческом сердце. Но Бога Отца они представляют себе «ветхозаветным Богом», и, как думают некоторые, Он - Бог мщения, действующий по принципу: глаз за глаз и зуб за зуб (Исх. 21:24). И в то же время не обращают внимания на слова, говорящие о характере Бога: «…Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…» (Исх. 34:6-7).

А было ли время, когда не существовал Христос? Если размышлять по-человечески, то если Христос рожден, значит, сначала был Тот, Кто Его родил. Но Библия не говорит нам о таком времени. Наоборот, Священное Писание говорит о вечности и неизменности Христа. Священные ветхозаветные имена Бога - Иегова, или Яхве, - используются также применительно к Иисусу. А пророчество о рождении Христа в Вифлееме говорит о том, что начало Его от дней вечности: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). А что такое вечность и бесконечность, людям - временным жителям на земле, понять трудно. Еще раз подчеркну, Библия не говорит нам о таком времени, когда был Отец, а Сына не существовало. С самого начала мы видим только Их совместные действия.

Часто приводят разные сравнения для объяснения Триединства Бога. Мне нравится сравнение с яблоком. Когда мы произносим слово «яблоко», что мы под этим подразумеваем? Кожуру, мякоть или косточки в яблоке? Наверно, всё вместе. Но когда мы хотим посадить яблоню, то говорим о косточках; когда хотим съесть яблоко, - говорим о мякоти; когда хотим почистить яблоко, - говорим о кожуре. Иными словами, обращаем особое внимание на ту часть яблока, которая в данный момент нам нужна. Так, когда мы выделяем одну из Личностей Божества, мы обращаем особое внимание на действие этой Личности.

Библия открывает нам также, что Святой Дух - это Личность, а не безликая сила. Читая Священное Писание мы узнаем, что Святой Дух обладает качествами, которые принадлежат только Личности. Например, выражение: «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28), - первые христиане воспринимали Его как Личность. Святой Дух учит (Луки 12:12), убеждает (Иоан. 16:8), руководит делами церкви (Деян. 13:2), помогает и ходатайствует (Римл. 8:26), имеет чувства, и Его можно оскорбить (Ефес. 4:30), испытывает пренебрежение со стороны людей (Быт. 6:3). Эти действия Святого Духа характеризуют Его как Личность, а не безликую силу, исходящую от Бога.

С самого начала Дух Святой сосуществовал нераздельно с Богом Отцом и Богом Сыном. Он осуществляет Божий замысел относительно человека в этом мире. Согласно Библии, Дух Святой принимал участие в творении земли. От Него жизнь берет начало, им же она поддерживается. Особенное служение Духа отражено в том, что Он созидает новое сердце в человеке, открытом для Бога. Господь преобразует и созидает человека силою Духа Святого.

Истина о Духе Святом открывается и через Иисуса Христа. Когда Дух Святой нисходит на верующих, Он действует как Дух Христа, и Его основная деятельность сосредоточена на спасительной миссии Христа. Миссия Иисуса Христа и миссия Духа Святого полностью взаимосвязаны.

Часто задают вопрос: кто обладает правом посылать Духа Святого в этот мир - Иисус Христос или Бог Отец? Когда Христос говорит о миссии Святого Духа в этом мире, Он говорит о двух источниках, из которых Он исходит. Христос указывает на Бога Отца: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек…», а также на Самого Себя: «…Я… пошлю Его (Духа Святого. - Авт.) к вам…» ((Иоан. 14:16; 16:7). Можно привести и другие подобные высказывания. Следовательно, Дух Святой исходит и от Отца и от Сына. Еще раз подчеркну, что между Ними существует такое единство, которое нам, может быть, не всегда понятно. По любому вопросу у трех Личностей Божества нет разных мнений, потому что всё, что Они делают, совершенно.

И последний ваш вопрос: если человек заблуждается в вопросе понимания Божества, не погибнет ли он? Вопрос спасения или гибели человека решает только Бог. Нам не дано судить о вечной участи человека. Решение Божьего суда будет правильным, справедливым и окончательным. Можно обмануть людей, но Бога обмануть невозможно. Он знает не только наши действия, но и все наши намерения, мотивы, желания. Если человек не знал, как правильно служить Богу, потому что не имел возможности узнать, - это одна ситуация. А если человек имел возможность и не хотел узнать полной истины, - совсем другая ситуация. Еще хуже, если человек знает, как служить Богу, но не желает смириться перед Ним. Мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы всё, что становится нам известно о том, как служить Богу, применять в ежедневной жизни. И своей жизнью славить Отца и Сына, и Святого Духа. «…Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5:23).

Христианская газета

http ://www .titel .ru /vopros —otvet .html

Как понимать триединство Бога - Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух?

Святая Троица существует. Есть Бог Отец, который отец всем людям и всем душам людским, Бог Сын – Иисус Христос. Бог – Святой Дух. Бог Святой Дух вобрал в себя все души, которые существуют во всей высшей сфере и которые живут в физическом теле на земле.

О Святой Троице

Бог един, как написано в Библии. И то что Бог существует в трех лицах: Бог Отец – непосредственно Бог, б ог Сын, Бог Святой Дух - есть правильный посыл. Так объединено, чтобы люди лучше понимали сущность высшего небесного божественного состояния. Но на самом деле Бог – есть Бог. А Иисус Христос – это посланник Бога на земле, который был послан на землю со своей миссией, и он эту миссию исполнил. Он собрал такое количество человеческих душ вокруг себя, что стал естественным продолжением Бога на земле, стал называться его сыном. Третья испостись – Святой Дух, это, по сути, души людские, объединенные пониманием Бога. Но самый главный Бог – Бог Отец, который создал все не умещающееся в сознании людей Мироздание: и тонкий, и физический мир, не ограниченный Млечным Путем и ближними галактиками. Всё, что создал Бог, существует в совершенно разных видах: в одной вселенной это существует в одном виде, в другой вселенной, как эксперимент Бога, в другом виде и т.д. Бог создал много вселенных: разнообразие мира неповторимо и настолько разнообразно, что не поддается описанию . Всю эту гамму разнообразий Бог вбирает в себе, аккумулирует и этим Бог живет, этим он велик. Люди и все существа, которые в других вселенных обитают, наполняют Бога своей силою, переживаниями, чувствами, эмоциями, всем богатством и красотой красок физической и тонкой жизни. Потому-то Бог и велик.

Что такое Разум?

Бог создал такую субстанцию как Разум . Об этом ни в одной религии, нигде не пишется, но Разум как отдельная Божественная субстанция существует. Разум – это то, что организует и пронизывает вселенные, другие субстанции, человечество. Это то, что систематизирует весь этот мир и держит мир в равновесии. По сути, это законы Бога, которые открывают святые угодники, физики, биологи, химики, астрофизики, философы, эклектики, алхимики, экстрасенсы... Если бы не было разума, всё содержимое Мироздания имело бы хаотичный вид и формы, и входило бы друг с другом в противоречие. На самом деле всё, что создано Богом, гармонично, логично, находится в определенных границах и формах, что позволяет всем видам и формам Жизни существовать и развиваться. Таким образом, осуществляются великие цели Бога.

Куда все это движется и какой смысл во всем этом?

Все это движется в сторону совершенствования, к тому чтобы и в физических телах достигать тех прекрасных высот и состояний, которые достигаются в Вышнем Небесном Божественном мире. Во многих вселенных, еще не открытых людям, живые существа дошли до такой степени понимания Бога (Троицы), когда и в физическом теле можно ощущать всю безграничность, всё величие и всю любовь Божественного. Когда есть понимание даже в физическом теле, насколько велик и прекрасен Бог и насколько прекрасно все, что он задумал. Что жизнь вечная и бесконечная.

Однако надо понимать, люди Земли пока еще находятся на низкой ступени развития и понимания Божественной сущности - Божественной Троицы.

ТРОИЦА

Триединство Бога подтверждается следующими фактами из Священного Писания (Библии):

Крещение Иисуса

И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. И вот отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

(Мф. 3:16, 17)

1. Кто говорил с небес? - Бог Отец.

2. Кто был крещен? - Бог Сын.

3. Кто сошел с небес в виде голубя - Бог Дух Святой.

Эти факты приводят нас к очень важной доктрине - доктрине о Троице, которая учит нас, то Бог един, но Он существует в трех лицах.

Очень важно понимать эту истину:

«Есть один Бог, Который существует в трех лицах.

Бог един и существует в трех лицах. Но мы должны помнить, что три лица Троицы не являются независимыми личностями. Эти три лица представляют одну божественную личность, которую мы называем Богом.

Три лица Троицы не являются отдельными личностями, потому что Бог един. Доктрина о Троице утверждает, что Бог един, но существует в трех лицах, или, иными словами, существует три лица в одном Боге.
УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ
Учение о Троице и Апостольский символ веры

Новозаветная Церковь полностью полагалась на апостольское учение о чистой доктрине Иисуса. В течение трех лет Иисус тщательно учил своих учеников. В этот период Он избрал двенадцать из них «апостолами».

«И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Марк 3:14).

Этим христианским мужам было доверено стать лидерами Церкви и хранить истинное учение с того момента, как Иисус вознесся Отцу. Они делали это с помощью Духа Святого, но пришло время, когда все Апостолы умерли и в Церкви появились разные мнения и учения о Боге, о чем Иисус предупреждал: «лжепророки учат лжи и приносят разделения в Церковь».

Кем по национальности были первые ученики Иисуса и будущие Апостолы? - Евреи. Еврейский народ с нетерпением ожидал прихода великого царя, который освободит их от власти Римской империи и установит свое собственное царство. Они называли этого грядущего царя Мессия. Ветхий завет содержал пророчества о приходе этого царя. Евреи знали, что Мессия будет обладать великой сверхъестественной силой, потому что Бог поднимет его и утвердит это царство.

Согласно Ветхому Завету Бог собирался возложить на Мессию Свой Дух.

«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Ис. 42:1)

Когда впервые ученики следовали за Иисусом, они видели чудеса, которые Он сотворил, и слушали Его учение. Они пришли к убеждению, что Он и есть тот Самый обещанный Мессия и что Дух Божий пребывает на Нем.

Воскресение Христа стало тем последним доказательством, которое окончательно убедило учеников в том, что Иисус был воистину Сын Божий.

Незадолго до Своей смерти Иисус учил апостолов о Себе и о Своих взаимоотношениях с Духом Святым.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единороднго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3:16)

«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Ин. 14:26)

Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю Вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать обо Мне». (Ин. 15:26)

Апостолы Иисуса убедились, что как Иисус, так и Дух Святой пришли непосредственно от Бога Отца.

Апостолы Иисуса убедились, что как Иисус, так и Дух Святой, не только пришли от Бога, но являются одним целым с Богом, имеют одну и ту же сущность. Иными словами, они были убеждены, что как Иисус, так и Дух Святой являются Богом.

Должно быть, для Апостолов и новообращенных христиан было большим потрясением: открыть Бога как Отца, Сына и Святого Духа, троих в одном, потому что все они были верующими евреями, которые твердо знали из Ветхого Завета, что Бог один.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». (Втор. 6:4)

Во времена Ветхого Завета все, соседние с иудеями, народы верили во многих Богов, но каждый еврейский ребенок был научен своими родителями тому, что «Господь един есть»

Новый Завет свидетельствует, что Бог один и един (один в трех лицах):

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». (Мф. 28:19)

В Деяниях апостолов написаны прощальные слова воскресшего Иисуса. Он сказал их в последнее мгновение перед вознесением на небо. Иисус пообещал, что его ученики (верующие христиане) примут силу после того, как на них сойдет Дух Святой.

«вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и по всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли». (Деян. 1:8)

Весть о воскресшем Христе быстро разнеслась от Иерусалима до других стран (регионов) Римской империи.

Новообращенные христиане узнавали от Апостолов, что каждый истинный христианин был сотворен Богом-Отцом, искуплен, от грехов, кровью Бога-Сына, и исполнен Богом-Духом Святым.

Когда лжеучения начали появляться в церкви, стало очень важно, чтобы новообращенные христиане точно знали, чему на самом деле учили Ветхий Завет и Апостолы. В Священном Писании (Второе послание апостола Петра) говорится, что христиане должны помнить:

«чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками и заповедь Господа и Спасителя, переданную апостолами вашими». (2Петр. 3:2)

Все Апостолы умерли до 100 г. н.э. Однако их учение и то, что было написано ими, было вскоре собрано в Новый Завет. До своей смерти Апостолы Матфей, Петр, Павел и Иоанн успели написать несколько книг Нового Завета. Но то, что написали Апостолы, было собрано вместе не сразу. Чтобы полностью составить Новый Завет, потребовались годы.

В связи с возникшей угрозой лжеучений, христианские лидеры решили записать краткое изложение вероучения, то есть «Апостольский символ веры»

Осанна!

Осанна Великому Богу!

Хвала, поклоненье и Слава

И Духу Святому!

Будьте здоровы!

Будьте благословенны!