Виртуальная экскурсия как форма работы с дошкольниками.

Виртуальная экскурсия эффективное средство

повышения информационной грамотности учащихся

Черникова Надежда Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ №22" г. Калуги

Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко и эффективно используются человеком во всех сферах его жизни и деятельности. Для многих людей компьютер стал привычным атрибутом повседневной жизни, эффективным способом общения между людьми, незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он освободил человека от рутинной работы, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, ускорил принятие решений. Информатизация всех сфер жизни способствовала появлению новой категории культуры – информационной, овладение которой начинается с самого раннего детства.

В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий возросло значение информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса, изменились образовательные цели. Акцент сместился с «усвоения знаний», на формирование «компетентностей».

Федеральный государственный стандарт начального общего образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация образования, т.е. переход на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Основой современного образовательного процесса становится грамотное (активное,) интерактивное взаимодействие человека и компьютера.

Одной из эффективных форм интерактивного обучения и повышения мотивации учащихся к учебной деятельности являются виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы учащихся.

Виртуальная экскурсия – программно-информационный продукт, предназначенный для интегрированного представления видео-, аудио- графической и текстовой информации. Это мультимедийная фотопанорама, которая, в отличие от видео или обычной серии фотографий, обладает интерактивностью. Так, в ходе интерактивной экскурсии можно приблизить или отдалить какой-либо объект, посмотреть вверх-вниз, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть всю панораму изучаемого объекта или отдельные детали его интерьера, через активные зоны переместиться из одной панорамы в другую, например, погулять по залам музея и т.п. Таким образом, не покидая класса, в нужном темпе и заданной последовательности можно, обойти весь объект изнутри и даже осмотреть его снаружи.

Виртуальная экскурсия представляет собой наглядный процесс познания учеником окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях музеев, выставок, храмов и т.д.

Являясь специфической формой познания, виртуальная экскурсия дает возможность учащимся получить значительный объем информации; формирует способы мыслительной деятельности: всестороннее восприятие объекта, наблюдение, изучение, исследование; вызывает повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

Виртуальные экскурсии можно условно разделить на несколько видов:

    естественнонаучные - экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк, музей;

    краеведческие – это экскурсии с целью изучения природы и истории родного края;

    историко - культурные – экскурсии по историческим местам, в музеи, картинные галереи, выставочные залы, раскрывающие определённые периоды истории развития государства и русской национальной культуры;

    биографические – это экскурсии по местам, которые связаны с жизнью и творчеством знаменитых людей, хранят память о них.

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий учителю добиться успешного результата:

    определение цели и задач экскурсии;

    выбор темы;

    отбор литературы и составление библиографии;

    определение источников экскурсионного материала;

    отбор и изучение экскурсионных объектов;

( Отобрать из множества объектов 10 20 самых интересных и по внешнему виду, и по той информации, которую они несут. Правильный отбор объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. )

    сканирование фотографий или других иллюстраций, необходимых для представления проекта;

    составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

( Маршрут строится по принципу логической последовательности осмотра объектов. Материал виртуальной экскурсии может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.)

    подготовка текста экскурсии;

(Текст виртуальной экскурсии должен обеспечить тематическую направленность рассказа и раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, наличие информации по теме, достаточное количество фактического материала, литературный язык.)

    определение техники ведения виртуальной экскурсии;

(Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них соответствует одной из подтем.)

    показ экскурсии;

(Показ объектов осуществляется в логической последовательности и обеспечивает зрительную основу для раскрытия темы.)

      • подведение итогов экскурсии.

( Итогом экскурсии может стать обобщающая беседа, тестирование, мини-сочинение, статья в газету, выставка рисунков, презентация) .

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Основными преимуществами являются: доступность возможность осмотра объектов экскурсии без больших материальных и временных затрат и в любое время; возможность многоразового просмотра экскурсии и предлагаемой информации. Правильно организованные виртуальные экскурсии способствуют пониманию и раскрытию причинно-следственных связей, пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук. Но есть и недостатки: отсутствие возможности увидеть то, что не включено в экскурсию; ограниченность впечатлений.

Использование интерактивных средств обучения на уроках позволяет сделать урок более интересным, продуманным, мобильным; дает возможность перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Это усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует осознанному усвоению знаний.

Применение информационно-коммуникативных технологий в урочной и внеурочной деятельности создает благоприятные условия для организации личностно-ориентированного обучения, способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, росту уровня информированности учащихся. Не следует отказываться и от реальных экскурсий. Необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности, исходя из интересов учащихся и задач обучения. Экскурсионная работа в различных ее формах: очная, заочная и виртуальная предоставляет уникальную возможность учащимся глубже узнать и наглядно ознакомиться с окружающим миром, историческим и культурным наследием своей страны, родного края.

Подготовка и проведение виртуальных экскурсий, способствует повышению информационной компетентности и культуры самих педагогов.

Литература:

    Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы [Текст]/Е.В. Александрова //Литература в школе. – 2010.

    Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М: Советский спорт, 2007.

    Пономарёва, А.А. Виртуальная экскурсия как форма обучения младших школьников [Текст] / А.А. Пономарёва // Научный поиск. – 2011. – № 2 (3).

    Райков Б. Е. Методика и техника экскурсий. 4-е изд., перераб. и доп. М.; Л. : ГИЗ, 1930. - 114, с. Библиогр.: с. 107-114. (Экскурсионная библиотека).

(с предоставлением возможности дистанционного образования для детей с высокой учебной мотивацией).

Проблемно-ориентированная лекция. (90 минут)

Использование современных ИКТ в образовательном процессе

1 слайд Здравствуйте уважаемые коллеги . В сегодняшнем разговоре я хотел бы не только подвести итог знаниям накопленным мною в области Информационных и компьютерных технологий, но и выявить основные проблемы возникающие в связи с их внедрением в современный урок.

2 слайд "Солнце клонилось к закату, как всегда бывает в это время. Легкий майский ветерок превращал бескрайние зеленые луга в волнистые океаны с приливами и отливами. Пустота вокруг. Только два силуэта невдалеке нарушают природную идиллию.

– Зачем ты искал со мной встречи? – спросил молодой мужчина в костюме.

– Мне не столь важно было встретиться лично с тобой, сколько с любым представителем твоей профессии. Как, ты говоришь, она теперь называется? – спросил его пожилой, седовласый собеседник в широкой тунике.

– Учитель, Сократ…, Учитель...

– Как ты узнал меня?

Уголки рта молодого мужчины слегка дрогнули вверх, его явно рассмешил этот вопрос.

– Твое лицо знакомо каждому ребенку!

– Неужели?! Прошло так много лет, а меня еще помнят? – брови старца взлетели высоко вверх.

– Сократ, твои труды внесли неоценимый вклад в развитие цивилизованного общества! Но, все слишком сильно изменилось. Люди теперь учатся как минимум девять лет. А на уроке мы можем создать сказку, заглянуть внутрь клетки, собрать робота или изучить закон физики. Мы можем не выходя из класса попасть в другой город, взобраться на вершину горы, совершить кругосветное путешествие и даже слетать в космос. В наше время возможно провести урок, скажем с тридцатью людьми находящимися в разных уголках планеты, все они: и ученики, и учитель будут прекрасно видеть друг друга, слышать, общаться.

– Но это невозможно!

– Возможно! Более того, в наше временя этим никого не удивишь..."

, учитель информатики, Эссе

3 слайд 1. Термин ИКТ в современном понимании.

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.

В настоящее время школы обеспечиваются современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий , школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Что же такое ИКТ?

4 слайд ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии.

Лично для учителя проявление ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

· компьютерная грамотность;

· работа с ресурсами Интернет;

· создание презентаций к уроку;

· использование готовых обучающих программ;

· разработка и использование собственных авторских программ.

Но не все так просто. Если говорить о ИКТ как о технологии в образовательном процессе мы увидим следующую картину:

5 слайд Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

клик По решаемым педагогическим задачам:

· средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

· средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

· вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

· комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

клик По функциям в организации образовательного процесса:

· информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

· интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

· поисковые (каталоги, поисковые системы).

клик По типу информации:

· электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

· электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

· электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

· электронные и информационные ресурсы с аудио - и видеоинформацией (аудио - и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

· электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

клик По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

· урочные;

· внеурочные

клик По форме взаимодействия с обучаемым:

· технология асинхронного режима связи – «offline»;

· технология синхронного режима связи – «online».

6 слайд 2. Возможности ИКТ в современной школе.

«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните

показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Возможности ИКТ:

· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);

· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

· создание текстовых работ;

· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основными являются:

· технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения ;

· методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;

· технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

7 слайд Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.

Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

· усиление интенсивности урока

· повышение мотивации учащихся,

· мониторинг их достижений.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

8 слайд ИК технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

· Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

· Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)

· Как информационно-обучающее пособие;

· Для контроля учащихся.

9 слайд 3. Особенности деятельности учителя в ИКТ наполненной среде.

"Чудеса творят не компьютеры, а учителя."

Крейг Баррет.

Подготовка ИКТ-наполненных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

10 слайд Учитель может использовать в своей работе личные презентации, так и ресурсы из различных образовательных коллекций.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

Отдельно стоит поговорить о Интерактивных технологиях.

11 слайд Однако, работая с детьми младшего школьного возраста мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект. Есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

Помимо создания и использования презентаций мы очень эффективно пользуемся ресурсами Интернета. Ведь именно там можно найти всё что угодно твоей душе. Обзор ресурсов сети (работа с ИД).

При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Современные цифровые лаборатории дают возможность на уроках исследовать окружающий мир не выходя за пределы класса.

Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.

Современные информационные технологии используются и в работе с одарёнными детьми. Поиск информации по теме исследовательской работы, подготовка презентации, участие в сетевых проектах, углубленное обучение на дистанционной основе.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена и самого учителя.

12 слайд Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе. Но не стоит забывать, что никто и ничто не сможет заменить живого общения!

13 слайд 4. Проблемы возникающие при внедрении ИКТ в современный урок.

«Хорош лишь тот учитель, в котором не умер ученик»

Бауржан Тойшибеков:

Учитывая все вышесказанное можно предположить что в наших школах все учителя используют средства предлагаемые ИКТ на своих уроках. Однако это не так. Почему? Что мешает повысить качество своих уроков? В чем же проблема?

Предлагаю провести небольшое исследование.

Попробуйте проанализировать степень готовности к внедрению ИКТ в вашу деятельность по предложенной схеме. Достаточно оценить каждый из пунктов по 5 бальной шкале, учитывая что 5 означает " нет проблемы", а 1 - "практически неразрешимая проблема"

Тест-опрос в группах по "шаблону идей", постановка задачи на 2 часть лекции через выход ИКТ- обучения за рамки урока.

Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ, может быть эффективно представлена учителем.

Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов.

Анимации возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).

Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т. п.).

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии , поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.

Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка - дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе.

Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством развития познавательных интересов современных дошкольников.

Главной целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.

Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого - создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.

  1. Мультимедийные презентации с помощью программы Power Point («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
  2. Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т.д.);
  3. Интерактивное общение с помощью программы Skype позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!»), сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.
  1. Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода";
  2. Погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций;
  3. Проведение виртуальной экскурсии через компьютерную программу Skype или просмотр видеоэкскурсии с обсуждением.
  4. Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
  5. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Проведение виртуальной экскурсии может осуществлять в групповой или индивидуальной деятельности, главное, чтобы информация удовлетворяла познавательные интересы детей и способствовала использованию освоенного материала в практической деятельности детей (сюжетно-ролевой игре, изобразительной, моделирующей, музыкальной, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности).

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.

Список литературы

  1. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011. - 208с.
  2. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352с.
  3. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128с.
  4. «СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010 г. №91)
  5. Ажищева Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ / Т. А. Ажищева // Центр образовательного и научного консалтинга. [Электронный ресурс]. URL: http://conseducenter.ru/index.php/chtenya/156-ajisheva (дата обращения 29.03.2016)
  6. Корецкая С. В. Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» / С. В. Корецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/559339/ (дата обращения 29.03.2016)

Хрулева Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР д.с. №45 «Мечта» г. Серпухов

В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

ИКТ занимают достойную нишу в нашем дошкольном учреждении. Сегодня вы могли видеть небольшой фрагмент использования такого цифрового образовательного ресурса, как виртуальная экскурсия.

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение, какого – либо места или объекта с целью его изучения.

В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой знания воспринимаются и усваиваются путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, музеи, выставки, памятники архитектуры и т.д.) и непосредственное ознакомление с ними.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

  • Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
  • Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.
  • Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.
  • Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.

Проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует:

  • большого профессионального мастерства,
  • умения владеть собой в незнакомой обстановке,
  • держать внимание слушателей во время выступления (экскурсии) .

Вместе с тем не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города, и не позволяет в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым объектам. Вместе с тем проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует качественному, продуктивному усвоению образовательного материала.

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при подготовке и проведении виртуальной экскурсии:

  • определение цели и задач экскурсии;
  • выбор темы;
  • определение источников экскурсионного материала;
  • отбор и изучение экскурсионных объектов;
  • составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
  • подготовка текста экскурсии;
  • определение техники ведения виртуальной экскурсии;
  • показ экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Выбор темы диктуется, прежде всего, календарным планом или конкретной ситуаций. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое.

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. Количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20.

Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.

Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание на то, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.

В работе с детьми я использую такие виртуальные экскурсии:

  • на Бабаевскую фабрику, экскурсия называется «Энциклопедия шоколада» www. babaevskiy. ru/virtur/;
  • по музею паровозов rzd. ru/steams/;
  • по территории Московского Кремля и Большому Кремлевскому дворцу tours. kremlin. ru/#/ru&1_5;
  • по международной космической станции www. nasa. gov/externalflash/ISSRG/index. htm;
  • по центру подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина www.gctc. ru/main. php? id=152;
  • по залу химии в Политехническом музее dem-media. com;
  • по аптеке – музею во Львове (Украина) www. priglyadis. ru/6025 и др.

Так же в образовательной деятельности я пользуюсь и другими видами ЦОРОВ (цифровых образовательных ресурсов) : презентации, видеоролики, электронную библиотеку, где широко представлены мультимедийные материалы детской электронной энциклопедии.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

В образовательной деятельности я применяю материалы электронной библиотеки по темам:

  • времена года;
  • мир живой природы;
  • солнечная система;
  • вода – источник жизни;
  • полезные ископаемые;
  • воздух – невидимка и др.

Таким образом, использование информационно–коммуникационных технологий делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении

Совсем недавно, тотальное оснащение школ компьютерными классами, введение такого предмета, как информатика, вызывало в нас волну недоумения, а порой и возмущения. Но прогресс не стоит на месте, а движется широкими шагами вперёд. Теперь в каждой второй семье есть компьютер, электронные игрушки, видео аппаратура, телефоны, айфоны с выходом в интернет и другие прелести электронного мира. Которые быстро и прочно закрепляются в нашей жизни, создавая лёгкость и удобства, в поисках информации и коммуникативном общении. В наши дни появилось много новых информационных технологий. Их часто называют компьютерными, вся необходимая информация готовится и передается с помощью персонального компьютера. Высокие возможности современных компьютеров разрабатывают абсолютно новые и интересные варианты обучения. С помощью компьютерных технологий в обучении можно научить рисовать, считать, читать, узнавать много нового и интересного. А также у родителей появилась неплохая возможность с помощью определенных обучающих программ подготовить ребенка к школе. И пытливый ум ребёнка, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний. Хочется верить, что программы по знакомству дошкольников с образовательным процессом будут, составляются действительно первоклассными специалистами в области детской психологии и педагогики.

И вот, весь этот прогресс широким шагом, в свете последних событий шагнул, треща по швам, и в детский сад, который, пока ещё, ни морально, ни материально не готов к нему. Но никто и не когда ни спрашивал готовности к таким переменам. Обычней, когда уже сразу же начинают проверять наличие оборудования и применения его в работе. Назвали этот процесс красиво: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будит, достигнута «золотая середина».

На помощь нам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10). Где говорится, цитирую: «4.19. Для занятия детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение. Оборудование помещения, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. 6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице. 6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста».

Также подробное описание можно найти у С.Л. Новоселовой «Требования к организации компьютерного обучения дошкольников». Где она подробно описывает не только требования к компьютерному залу, но также к игровому залу и залу психологической разгрузки (релаксации).

Использовать компьютер для детей 5-7лет следует не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15мин.

Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют.

А ведь нельзя материальную базу ставит выше, чем эффективность применения ИКТ. «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Сегодня ИКТ позволяет:

*Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

*В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

*Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

*Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

*Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Использование компьютерных технологий применяется в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио ребёнка и т.д.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по возникшим проблемам, также размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег.

Общаясь на форумах с коллегами всей России можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу.

Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт коллегам, родителям и детям. Общаться на форумах сайта, использовать электронную почту.

«Скайп» (видиочат) поможет в проведении видеоконференций с коллегами.

Используя интернет можно быть в курсе всех событий в мире, читая электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов и т. д.

«Виртуальная экскурсия» даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например: «Экскурсия по Москве», «По Красной площади», «Экскурсия в библиотеку». «Экскурсия в царский дворец»

Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.

Если кто то из педагогов и воспитателей скажет, что у меня не получится, я не смогу освоить новые технологии, то это будит неправда. Ещё в прошлые времена Конфуций сказал: «только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению»

И не надо забывать, что информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы.

А использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.