Открытый урок п. Педагогические требования к открытому уроку "презентация"

Цели нашего занятия:

1. Систематизировать ваши знания в отношении событий начала ХХ в. и личности П.А.Столыпина.

2. Проанализировать планирование и ход аграрной реформы, ее причины и сущность.

3. Чтобы вы, ребята, ощутили интерес к колоритной фигуре П.А.Столыпина в нашей истории, сумели объяснить основные понятия данной темы.

4. При этом мы будем использовать игровые технологии при обобщении изучаемой темы.

Красная - на ней игроку будут заданы 2 вопроса, где он не имеет право ошибиться. Но она самая короткая.

Жёлтая – на ней игроку будут заданы 3 вопроса. Можно ошибиться 1 раз.

Зелёная - на ней игроку будут заданы 4 вопроса. Он имеет право на 2 ошибки.

Вопросы для красной дорожки

1. Вы Столыпин, вопрос: Что послужило для вас предпосылкой создания аграрной реформы?

2. Дайте оценку аграрной реформе Столыпина, выделите ее положительные и отрицательные стороны.

Вопросы для желтой дорожки

Ответ: крестьяне получили больше свободы в семейных делах, в выборе занятий и месте жительства, теперь они могли попытать счастья в городе или новых землях.

3. Расскажите, чем была вызвана поездка Столыпина в Сибирь в 1910 году?

Ответ: Столыпин поехал в Сибирь, т.к. хотел разобраться в большом оттоке переселенцев из Сибири.

Вопросы для зеленой дорожки

1. Расскажите о задачах крестьянских банков?

Ответ: крестьянские банки давали больше ссуды на покупку земель, но очень многие крестьяне не смогли вернуть деньги и разорились. Потеряли землю. И вынуждены были подаваться в города, пополняя армию рабочего класса.

2. Расскажите о переселенческой политике реформы?

Ответ: в 1906-16 годах в Сибирь уехала более 3 млн. крестьян. Сибири они принесли много пользы, были распаханы новые земли, выросли новые города. К сожалению многим крестьянам достались плохие участки (лес, болота), поэтому 500 тысяч вынуждены были вернуться.

Ответ: законопроекты о страховании рабочих от болезней, инвалидности, несчастных случаев. Об ограничении рабочего дня для подростков. Был инициатором бесплатного образования и т.д.

4. Когда произошло последнее покушение на Столыпина?

Ответ: 1 сентября 1911 года в г.Киеве. Это произошло в оперном театре. Через несколько дней Столыпин скончался.

Заключение урока

(Идёт награждение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок: П.А.Столыпин. Аграрная реформа.

Здравствуйте, меня зовут Казарина А.А., я преподаватель истории ГБПОУ СО «Хвалынский агропромышленный лицей». Сегодня нам с вами предстоит стать участниками зонального конкурса «Преподаватель года-2008». Поэтому учебное занятие будет немного особенным, но я верю, что мы с вами справимся.

Дежурный доложите явку учащихся. Сколько человек в группе, сколько присутствует на уроке?

Наш урок будет проходить нетрадиционно в виде деловой игры «Умники и умницы». А речь в нем пойдет о Петре Аркадьевиче Столыпине, государственном деятеле, реформаторе начала ХХ века и его главном детище – Аграрной реформе.

Итак, тема нашего урока: «П.А.Столыпин. Аграрная реформа».

Цели нашего занятия:

  1. Систематизировать ваши знания в отношении событий начала ХХ в. и личности П.А.Столыпина.
  2. Проанализировать планирование и ход аграрной реформы, ее причины и сущность.
  3. Чтобы вы, ребята, ощутили интерес к колоритной фигуре П.А.Столыпина в нашей истории, сумели объяснить основные понятия данной темы.
  4. При этом мы будем использовать игровые технологии при обобщении изучаемой темы.

Петр Аркадьевич Столыпин достоин того, чтобы о нем помнила Россия и мы с вами. Он был нашим земляком, губернатором г.Саратова, где не так давно ему поставили памятник. Он был выдающимся гражданином своего времени. Хотя в Советский период его имя обходили молчанием, реформы не исследовались или замалчивались.

Петр Аркадьевич уделял огромное значение аграрной политике государства, его земельная реформа оказала огромное влияние на изменение социальной структуры общества: процесс дифференциации в деревне привел к наплыву в город чернорабочих.

В отличие от многих его реформ, она не осталась на бумаге.

Главные цели реформы состояли в разрушении общины и создании устойчивого слоя крестьян-собственников в лице хуторян и отрубников.

Крестьянская община существовала в России испокон веков. И Правительство вплоть до н. ХХ века проводило политику сохранения общины. Стремилось запереть крестьян в ней, оградить от влияния либеральных и социальных идей. С общины также было удобно собирать налоги.

Революция 1905-07 годов показала бесперспективность такой политики и Столыпин решительно взялся за разрушение тысячелетней русской общины.

Считается, что земельная реформа Столыпина потерпела неудачу. Но она дала много позитивного, полезного для России.

А что именно нам сегодня предстоит обсудить на уроке.

П.А.Столыпин говорил, что «…нельзя человека ленивого прировнять к трудолюбивому. Вследствии этого культурный уровень страны понизился. Добрый хозяин, хозяин-изобретатель – самою силою вещей будет лишён возможности приложить свои знания к земле».

Сегодня мы видим, что эти слова оказались пророческими. Реформы Столыпина не получили поддержки большинства российской общности, а после 1917 года вообще были свернуты. Хотя среди историков бытует мнение, что аграрная реформа послужила формированием колхозного строя СССР.

Ребята, перед вами на доске таблицы столыпинской аграрной реформы, где мы видим её основные направления, что планировалось и какие были неудачи. Таблицы помогут вам при работе на сегодняшнем уроке.

П.А.Столыпин говорил:…»Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России…». Но, увы, у России не было этих 20 лет, в скорости её ждали потрясения и смена формаций.

Сейчас мы переходим к основному блоку нашего урока к игре «Умники и умницы».

Давайте выберем трёх учащихся вашей группы, которые займут эти дорожки.

Красная - на ней игроку будут заданы 2 вопроса, где он не имеет право ошибиться. Но она самая короткая.

Жёлтая – на ней игроку будут заданы 3 вопроса. Можно ошибиться 1 раз.

Зелёная - на ней игроку будут заданы 4 вопроса. Он имеет право на 2 ошибки.

Кто первым придет к финишу, тот и победит.

Я желаю вам удачи. После игры наших главных героев, будут заданы вопросы на эрудицию зрительному залу, т.е. оставшимся ребятам. У которых было опережающее задание подготовиться к уроку, найти в библиотеке дополнительную информацию о П.А.Столыпине, о его личной жизни.

Итак начинаем, жребий брошен, игроки определены.

Вопросы для красной дорожки

  1. Вы Столыпин, вопрос: Что послужило для вас предпосылкой создания аграрной реформы?

ответ: Я считаю, что арендные хутора и земледельческий порядок – корень экономической бедности в России. А бедность хуже рабства. Поэтому я поддерживаю право крестьян на выход из общины.

  1. Дайте оценку аграрной реформе Столыпина, выделите ее положительные и отрицательные стороны.

Ответ: реформа не была полностью реализована, т.к. проводилась бюрократическим аппаратом, реформа не была завершена из-за первой мировой войны. Сельская община так и не была разрушена. 500 тысяч переселенцев вернулись назад, разорившиеся крестьяне пополнили армию рабочего класса.

Но положительным стало то, что возрос спрос на с\х продукцию. Посевные площади увеличились на 10%, на 1\3 возрос экспорт зерна, в Сибири выросли новые города. В целом реформа способствовала развитию капитализма.

Вопросы для желтой дорожки

1. Назовите три основных направления аграрной реформы.

А для чего Столыпин планировал переселение в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию?

2. Что по вашему в аграрной реформе было положительным для крестьян?

Ответ: крестьяне получили больше свободы в семейных делах, в выборе занятий и месте жительства, теперь они могли попытать счастья в городе или новых землях.

  1. Расскажите, чем была вызвана поездка Столыпина в Сибирь в 1910 году?

Ответ: Столыпин поехал в Сибирь, т.к. хотел разобраться в большом оттоке переселенцев из Сибири.

Вопросы для зеленой дорожки

  1. Расскажите о задачах крестьянских банков?

Ответ : крестьянские банки давали больше ссуды на покупку земель, но очень многие крестьяне не смогли вернуть деньги и разорились. Потеряли землю. И вынуждены были подаваться в города, пополняя армию рабочего класса.

  1. Расскажите о переселенческой политике реформы?

Ответ : в 1906-16 годах в Сибирь уехала более 3 млн. крестьян. Сибири они принесли много пользы, были распаханы новые земли, выросли новые города. К сожалению многим крестьянам достались плохие участки (лес, болота), поэтому 500 тысяч вынуждены были вернуться.

3.Какие еще законопроекты разработал Столыпин?

Ответ: законопроекты о страховании рабочих от болезней, инвалидности, несчастных случаев. Об ограничении рабочего дня для подростков. Был инициатором бесплатного образования и т.д.

  1. Когда произошло последнее покушение на Столыпина?

Ответ : 1 сентября 1911 года в г.Киеве. Это произошло в оперном театре. Через несколько дней Столыпин скончался.

Итак мы обсудили с вами аграрную реформу П.А.Столыпина, выделили ее положительные и отрицательные стороны, победы и поражения. В основу развития современного сельского хозяйства России взяты некоторые положения столыпинской реформы (например фермерское хозяйство).

Сейчас мы переходим к следующему этапу урока, подключаем к раскрытию данной темы зрительный зал, т.е. всех ребят группы.

Заключение урока

Замечательно, мы разобрали все имеющиеся вопросы, получили исчерпывающие ответы. Теперь будем подводить итоги. Победителем сегодняшней игры стал участник зеленой дорожки, т.к. не сделал ни одной ошибки и ответил на самое большое количество вопросов (оценка «отлично»).

Второе место занимает представитель красной дорожки (оценка «отлично»).

Третье место учащийся на желтой дорожке (оценка «хорошо»).

Вопросы для зрительного зала показали, что у вас в группе большое количество умников и умниц.

Молодцы. Хорошо подготовились. Показали хорошую эрудицию. Все ребята получают «хорошо» и «отлично». А также я вручаю медали за хорошую игру, на память о нашем уроке.

(Идёт награждение).

Ребята, мы очень много говорили сегодня о Столыпине, в заключение хочу добавить то, что Петр Аркадьевич так и не воплотил свои мечты и поиски в итоге он был отвергнут властью. По профессионализму он был выше власти, а власть этого не прощает. И только после смерти этот человек, его огромная роль в истории России, стала очевидна для потомков.

Запишите домашнее задание: написать реферат на тему П.А.Столыпин.

Урок закончен. Всех благодарю, до свидания.


Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя образовательная школа №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка», Фрунзенского района Санкт–Петербурга.

Открытый урок. Тема: « П.И.Чайковский – музыка для детей». Форма урока: лекция – концерт. Урок с учащимися 3а класса проводит: Гноро Назы Васильевна – учитель музыки. Цели.

    Приобщить детей к творчеству П.И.Чайковского. Пробудить интерес к посещению музыкальных театров и концертов классической музыки.
Задачи. Познавательные:
    Ознакомить обучающихся с биографией П.И.Чайковского – детские годы. Познакомить с историей создания «Детского альбома».
Воспитательные:
    Приобщить детей к великому отечественному музыкальному наследию.
    Воспитать культуру поведения при прослушивании концерта классической музыки.
Развивающие:
    Развить образное мышление, воображение.
Возраст учащихся – 8-9 лет. План проведения лекции – концерта:
    Просмотр фрагмента мультипликационного фильма на музыку «Детского альбома» П.И.Чайковского. Рассказ о детских годах биографии П.И.Чайковского. История создания « Детского альбома» П.И. Чайковского. Исполнение пьес из «Детского альбома» и чтение стихов В. Лунина
учащимися, просмотр фрагментов мультипликационного фильма.
    Вопросы. Задание.

Ход урока:

1.Просмотр отрывка из мультипликационного фильма, поставленного по пьесам из « Детского альбома П.И. Чайковского. Преподаватель: Мы посмотрели отрывок из мультфильма, и вы, конечно, узнали музыку, которая звучала в нём. Это пьеса из «Детского альбома П.И.Чайковского « Сладкая грёза». ВЫ, наверняка, много раз «встречались» с пьесами из « Детского альбома» на уроках музыкальной литературы, возможно, кто-то из вас разучивал эти пьесы в классе фортепиано, или ваши друзья исполняли их. Музыку П.И. Чайковского мы очень часто слышим в концертных залах, театрах, по радио и телевидению. Но не только в нашей стране, а во всем мире общепризнанно - произведения Чайковского звучат чаще других, его музыку знают и любят в каждом уголке планеты. Сегодняшняя наша встреча посвящена величайшему русскому композитору, дирижеру, педагогу, 175-летний юбилей которого мы встретим в 2015 году, а именно, его музыке, написанной для детей. 2.Каким же был сам Чайковский, когда он был ребёнком? Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. Его отец - (1795-1880) - выдающийся русский инженер (вопрос к ребятам: как вы думаете, от какого слова произошла фамилия – Чайковский?) Прадед Петра Ильича носил фамилию Чайка, которая в дальнейшем преобразовалась в фамилию Чайковский. Мать – Александра Андреевна Ассиер. В семье воспитывалось шестеро детей.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на и пела. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Гувернантка Петра Ильича Фанни Дюрбах писала впоследствии ему - «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Пётр Ильич, став композитором, часто использовал народные мелодии в своих произведениях. Он был особенным ребенком. Его няня называла его «хрустальным» за его очень щедрое и ранимое сердце . Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. С ним всегда было радостно и интересно, так как он был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку. Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так в 5 лет он стал сочинять музыку. В 1850 году Петр Ильич разлучается со своей семьёй, его отправляют учиться в училище правоведения в Петербург. В годы пребывания в училище и после окончания в 1859 году Чайковский не переставал заниматься музыкой, посещал театры, слушал произведения разных композиторов, а с 1861 года он окончательно целиком посвятил себя служению музыке. Пётр Ильич становится одним из первых студентов Петербургской консерватории. Окончив её с большой серебряной медалью получает приглашение и становится преподавателем Московской консерватории, носящей теперь его имя. 3. П.И.Чайковским написано огромное количество музыкальных произведений. Это произведения для фортепиано, скрипки, виолончели, для симфонического оркестра, ансамблей, оперы, балеты. (вопрос к ребятам: вспомните названия трёх балетов Чайковского). Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества. Мы возвращаемся к теме нашей беседы - к «Детскому альбому». Впервые композитор взялся за сочинение, обращенное непосредственно к детям. «Детский альбом» написан в 1878 году и посвящен племяннику Петра Ильича Володе Давыдову, которому в ту пору было 6 лет. « Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом» - писал композитор. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Музыкальный цикл «Детский альбом» состоит из 24 пьес. С помощью музыкальных зарисовок композитор описывает один день из жизни ребёнка, детский мир, обрисован композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.

4.В начале альбома композитор помещает зарисовки утра: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама». Затем, как водится, ребенок начинает играть. Пьесы, изображающие детские игры: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».

«Марш деревянных солдатиков» - пьеса наделена чётким ритмическим рисунком, характерным для маршей. Звучание хрупкое, «кукольное», мы как- будто видим игрушечных солдатиков идущих тесным строем под сухую дробь барабанчика.

(Прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков», просмотр мультфильма.)

В лошадки и в солдатиков играют мальчики. А девочки любят игры с куклами. Следующие три пьесы - игры девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Любимая кукла, видимо упала и разбилась. Девочке дарят новую куклу, её охватывают радость и

нетерпение, она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой.

Кроме музыки мы сегодня будем слушать стихи поэта Виктора Лунина, написанные к пьесам из « Детского альбома».

(Стихотворение В.лунина читает Забережная Ольга.

Прослушивание пьесы «Новая кукла» в исполнении ученицы 4 кл. Панфиловой Арины). День, который описывает композитор, вероятно, праздничный, и, как на всяком празднике, здесь танцуют и поют. Чайковский очень любил бывать в доме своей сестры, А.Давыдовой, где было много детей, и часто собирались гости. В одном из писем композитор писал: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать». Три пьесы составляют танцевальную сюиту: «Вальс», «Полька», и «Мазурка» (Прослушивание пьесы «Вальс», просмотр мультфильма). Кружение вальса сменяется веселой «Полькой» (Прослушивание пьесы «Полька» в исполнении ученицы 4 кл. Корчагиной Марии). Далее композитор отправляет нас в увлекательное «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»). «Камаринская» - народная русская песня-пляска носит задорный, удалой характер. Будто все пустились в пляс под балалаечный наигрыш. (Стихотворение В.Лунина читает Шамшина Дарья. Прослушивание пьесы «Камаринская», просмотр мультфильма) Затем - путешествуем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки). Композитор много путешествовал и по России и загранице. Бывая в какой либо стране, Чайковский всегда интересовался народной музыкой и часто использовал в своих произведениях подлинные народные мелодии. «Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границ . «Старинная французская песенка» - протяжная, печальная мелодия погружает нас в атмосферу старины. (Стихотворение В.Лунина читает Кушнир Ульяна. Прослушивание «Старинной французской песенки» в исполнении ученицы 3 кл. Сафроненковой Анны). В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. (Стихотворение В.Лунина читает Грига Анна. Прослушивание пьесы «Неаполитанская песенка», просмотр мультфильма) Закончился праздник, наступает вечер. Дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами. (Стихотворение В.Лунина читает Михалевский Максим. Прослушивание пьесы «Нянина сказка», просмотр мультфильма). В угловатом звучании пьесы «Баба яга» чудится фантастический полет сказочного персонажа, сопровождаемый свистом ветра, характер музыки зловещий, причудливый. (Стихотворение В.Лунина чиает Емельянов Олег. Прослушивание пьесы «Баба яга» в исполнении ученицы 4 кл. Корчагиной Марии). Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой. День закончен. «Детский альбом» обладает большими художественными достоинствами, является одной из жемчужин мировой музыки. Его играют не только дети, но и многие взрослые музыканты исполняют «Детский альбом» П.И.Чайковского в своих концертных программах. 5. Теперь попробуйте ответить на вопросы. 1 Кто в семье Чайковских играл на фортепиано и пел? 2 От какого слова произошла фамилия – Чайковский? 3 Сколько лет было Пете Чайковскому, когда он начал сочинять музыку? 4 Кому посвятил П.И.Чайковский «Детский альбом»? 5 Какое количество пьес входят в «Детский альбом»? 6 Вспомните названия пьес, которые вы сегодня слушали. 6. Наша беседа подходит к концу, хочется спросить у вас - какая из прослушанных пьес вам полюбилась больше других? Придя сегодня домой попробуйте нарисовать картинку, возникшую в вашем воображении при прослушивании этой пьесы. Вы видели сегодня фрагменты мультфильма, где художники – мультипликаторы нарисовали свои картинки к музыке «Детского альбома». Ваши рисунки могут быть совершенно другими, ведь воображение у всех разное. И последнее: приближаются Рождественские и Новогодние праздники. Во многих семьях есть традиция ходить в театр на балет П.И.Чайковского «Щелкунчик». Это ещё одно обращение композитора к сказке, в которой оживают куклы. Балет поставлен по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана, действие которой происходит в новогоднюю ночь. В дни новогодних каникул посетите этот спектакль вместе с родителями, бабушками и дедушками, вместе со своими друзьями, и вы ещё раз соприкоснётесь с сказкой и чудесной музыкой П.И. Чайковского. На этом наша встреча заканчивается, благодарю всех участников.

Список литературы: Айзенштадт С.А П.И.Чайковского – М.: Изд.Дом «Классика XXI »,2006г. Нейгауз Г.Г. Записки педагога - М.:Музыка,1982г. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского - М.: Музгиз, 1949г. Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» - Москва ООО «Престо» 2003г.

Гузель Мустаева
Открытый урок по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» «Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО»

МБОУ ДО СР «Центр» Созвездие»

Открытый урок по теме

«. Ритм и Метр »

«Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО »

Выполнила :

Мустаева Гузель Наилевна

Педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ пгт. Агириш

Направленность : художественно-эстетическая

Тема занятия : Средства музыкальной выразительности . Ритм . Метр .

Цель : познакомить учащихся с понятием ритма и метра в музыке и раскрыть выразительные особенности ритма .

Задачи :

Образовательная :

В процессе последовательного развернутого материала познакомить учащихся с ритмом и метром , как средством музыкальной выразительности .

Развивающая :

Развить метроритмические навыки у учащихся и закрепить

их при помощи упражнений. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений , речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма

Воспитательная :

Обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный , художественный и эстетический вкус, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты :

Личностные :

У учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные :

Учащиеся научаться планировать пути достижения целей, самостоятельно ставить новые учебные задачи; определять понятия, обобщать, анализировать собственную учебную деятельность. Будут иметь представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; применение полученных знаний о музыке и музыкантах , о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной деятельности.

Предметные :

В процессе учащиеся должны знать, что такое ритм и метр , для чего они нужны и правильно выполнять ритмические рисунки .

Оборудование для педагога :

Видео - материалы;

Технические средства - компьютер , проектор, акустическая система;

- музыкальная аппаратура - синтезатор;

- музыкальные инструменты (шумовые, ударные) ;

Цветные карточки, магнитная доска (обычная доска, мелки) .

Виды деятельности :

Слушание материала, просмотр видео-материала, вокально-хоровая работа, хореографическая работа, ансамблевая работа (работа с музыкальными инструментами , работа с карточками.

Методы и приемы :

Наблюдение,

Использование видео - материала,

Аналитический,

Практический,

Наглядный.

Задание на дом : закрепление знаний по ритму и метру , работа с упражнениями.

Перспектива на следующее занятие : готовность изучать новый материал, уметь использовать изученный материал в последующих занятиях.

Ход занятия

Здравствуйте дорогие друзья!

(отвечают дети)

Приветствую вас! Сегодня мы с вами будем говорить о ритме и не только ! Древнегреческий философ Платон говорил, что ритм – это порядок в движении. Вы замечали, ребята, что с ритмом мы сталкиваемся на каждом шагу?

(Ребята приводят примеры)

Вот вы идете – это ритм . А послушайте, как бьется ваше сердце, тук-тук, тук-тук – это тоже ритм . А тиканье часов? Все это тоже ритм . А в музыкальном понимании ритм – это чередование звуков разной длительности. Давайте вместе со мной прохлопаем в ладоши ритм любимой песни , например, песни «В лесу родилась елочка» . Сначала мы ее споем.

(поем вместе с детьми песню «В лесу родилась елочка» , одного куплета достаточно)

А теперь прохлопаем ритм .

(вместе прохлопываем ритм )

А еще ритм тесно связан с движением и танцами. Ребята, а вы любите танцевать?

(дети дают свой ответ)

Сможете ли вы отличить вальс от других танцев? Польки, самбы, румбы?

(дети отвечают)

Уверена, что сможете! Потому, что у каждого из этих танцев свой характерный ритм . Вот давайте мы с вами послушаем вальс, раз, два, три, раз, два, три.

(смотрим видео-отрывок вальса)

А теперь давайте попробуем станцевать.

(берем несколько пар, девочка, мальчик, двух пар будет достаточно, но могут учувствовать все желающие дети)

Понравилось?

(дети дают свой ответ)

А теперь давайте послушаем польку, раз, два, раз, два.

(смотрим фрагмент польки)

А теперь, дорогие мои, давайте попробуем станцевать польку! Возьмем музыку , всем хорошо известную, «Добрый жук» из сказки «Золушка» . Давайте мы ее вспомним, споем.

(звучит песня «Добрый жук» , раздаются слова песни, одного куплета будет достаточно)

Ну вот, песню вспомнили, а теперь попробуем уловить ритм и придумать движения для нашей будущей польки! Сегодня мы с вами будем импровизировать, то есть сами будем сочинять.

(дети парами встают в круг)

Описание танца (польки) :

«встаньте дети, встаньте в круг, встаньте вкруг, встаньте вкруг» - дети парами идут по кругу

«жил на свете старый жук, старый верный жук» - дети идут в обратном направлении

«никогда он не ворчал, не кричал, не пищал» - кружатся парами на месте, взявшись за локти

«громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал» - кружатся так же, но в обратном направлении

(возможен другой расклад движений)

Понравилось вам?

(дети дают свой ответ)

А вы заметили, что в каждом произведении есть сильная и слабая доли? На раз звук звучит сильнее, а на два, три – слабее. Это неписаный закон. Каков бы не был ритм , в нем всегда чередуются сильные и слабые звуки, а точнее доли времени. Так вот, это чередование музыканты называют метром . Стало быть, ритм существует не сам по себе, а в содружестве с метром . Метр – это нечто вроде сетки, по клеткам которой можно вышивать различные ритмические узоры . Особенно ясно мы можем ощутить единство ритма и метра , когда движемся под музыку .

(смотрим фрагмент, где маршируют солдаты на параде)

Раз, два, раз, два – это двухдольный метр . Раз, два, три, раз, два, три, шелестят легкие шаги танцоров, кружащихся в вальсе. А это трехдольный метр . Но у этих двух неразлучных друзей, ритма и метра , есть еще третий товарищ – темп. Ведь любое музыкальное произведение можно сыграть как медленно, так и быстро. Вот почему композиторы в нотах, в самом начале, пишут обозначение темпа. Кстати, чаще всего эти указания пишутся не по-русски, а по-итальянски. Вот например, (показываем детям ноты и письменное обозначение на нотах) «Allegro» , то есть играть надо быстро. Или «Andante» - не спеша. «Vivo» - живо, а «Adagio» - медленно. Музыканты знают эти обозначения, как таблицу умножения. А еще, вы, наверное, удивитесь, есть музыка , построенная без мелодии, основанная на ритме . В национальной музыке узбеков , таджиков и других народностей есть танцы под аккомпанемент только одних ударных инструментов. Никакой мелодии. Зато как захватывает стихия ритма .

(смотрим фрагмент танца народов севера)

Ребята, представьте себе, что все вы музыканты и перед вами поставили ноты нового произведения, но вы не знаете, в каком темпе играть, быстро или медленно, кто же вам может помочь? Еще в давние времена, люди пытались изобрести прибор, который бы точно задавал темп в музыке , но удалось это сделать лишь в 1816 году австрийскому механику, пианисту, педагогу Иоганну Мельцелю. Этот прибор получил название «Метроном » . Метроном - от греческого «метрон » - мера и «номес» - закон – прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении . Как же он работает? Сейчас покажу. Вот он классический метроном , он состоит из корпуса, маятника и гирьки. Если перемещать гирьку вдоль маятника, то маятник качается быстрее или медленнее и издает щелчки.

(описываем маятник и показываем как он работает)

Слышите?

(дети отвечают)

Похоже на довольно громкое тиканье часов. Этими щелчками он и задет темп. Если гирька вверху, метроном будет отстукивать доли в медленном темпе, вот, к примеру, написано «adagio» , в переводу медленно, это 56 ударов в минуту (демонстрируем) . А давайте попробуем спеть песню в этом темпе?

(возьмем, к примеру, песню «В лесу родилась елочка» )

А теперь, опустим гирьку вниз. Поставим 152. И метроном застучит значительно быстрее. Этот темп «allegro» , то есть быстро. А ну ка, попробуем спеть в этом темпе!

(поем песню в заданном темпе)

А давайте мы с вами создадим или придумаем свой ритмический рисунок и прохлопаем его?

(здесь возможен различный вариант, например можно на доске рисовать палочки, или сделать цветные карточки с абсолютно любым изображением, например овощи, фрукты, матрешки, снежинки, единственное, что одни карточки больше размером, а другие меньше, что обозначает сильную и слабую доли)

Сначала мы посмотрим видео и поиграем в ритмические игры

(смотрим видео – материал «ритмические упражнения » )

(материал – «новоселье у гномов – играем с ритм схемами » , «ритмические упражнения для развития слуха – поймай снежинки», «ритмы зимы » , «ромашковые ритмы » , «ритмические загадки- сольфеджио » )

Понравилось вам?

(дети отвечают)

А теперь давайте сами придумывать ритмы

(дети сами расставляют картинки (или рисуют палочки) и прохлопывают ритмы )

А давайте мы с вами попробуем эти ритмы сыграть на музыкальных шумовых (ударных) инструментах!

(шумовые (ударные) инструменты – бубенцы, маракасы, ложки, трещотки, треугольник, металлофон, колокольчики, в общем какие есть такие и используем)

(опять же используем цветные карточки, картинки, и поверх ритмического рисунка накладываем карточку с изображением инструмента)

Вот так вот, дорогие мои мы с вами создали небольшой ансамбль и научились играть по ритмическому рисунку ! Вам понравилось?

(дети дают ответы)

На этом, дорогие мои мы заканчиваем! Давайте мы с вами закрепим наш материал. Что же мы с вами сегодня делали? Что узнали?

(дети дают свои ответы)

А что же такое ритм и метр ?

(дети отвечают)

Отлично! На этом наше занятие закончено. До свидания!

(дети прощаются)

Самоанализ педагога : Занятие прошло в режиме диалога, игры обучающегося с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Дети активно принимали участие в играх, самоанализе и познании темы. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решен.

Ребята активно участвовали в обсуждении предложенных вариантов.

Перед началом практической работы перед ребятами были поставлены конкретные цели, даны разъяснения, чему они должны научиться в процессе занятия.

Для достижения целей использованы различные формы и методы работы. Воспитанники работали в парах, индивидуально, принимали участие в групповом обсуждении. Но больше всего уделялось внимание индивидуальной работе с детьми, раскрытию их творческого потенциала.

Были использованы методы иллюстрации и демонстрации (видео показ, словесные методы (рассказ, беседа, диалог, упражнения и игры. Занятие поставлено методически грамотно, чётко выделены основные этапы, соблюдено соотношение между теоретической и практической частями занятия, изучением нового материала и практическим закреплением. Благодаря такой системе работы на занятии сложилась очень дружелюбная атмосфера, ребята охотно помогали друг другу в работе, чувствовали себя комфортно.

Данный метод подведения итогов занятия помогает проанализировать деятельность педагога и детей на занятии, стимулировать их интерес к дальнейшей деятельности.

В заключении можно отметить, что поставленная цель занятия достигнута, воспитанники расширили кругозор.

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению,

а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

Музыка – это сама жизнь ».

Д. Б. Кабалевский.

Этому вопросу следует уделить максимальное внимание. Конечно, опытный учитель может провести урок на любую тему, и он будет интересным и «смотрибельным». Но если есть возможность выбрать, пренебрегать ею неразумно.

Итак, тема. Она в любом случае не должна быть слишком трудной и громоздкой, так что львиную долю времени урока учителю придется объяснять материал и контролировать его понимание. Причем неминуемо возникнет неудобная ситуация: наиболее сообразительные дети уже поняли, до средних начинает доходить, а человека два-три сидят с тоской в бессмысленном взоре. Дать индивидуальные задания чревато: материал объяснен, но не отработан, так что результаты могут и не порадовать. Любой выход из этой ситуации невыгоден для педагога.

Что можно придумать?

  • Взять новую тему, но несложную и увлекательную. Детям будет интересно, глазки загорятся, стеснение от того, что на уроке посторонние, отойдет на второй план — а вам того и нужно!
  • Провести урок закрепления материала. Разумеется, на предыдущих уроках необходимо добиться хорошего понимания материала. Минус тут один: особого оживления от детей ждать не приходится; особенно скучать будут хорошо успевающие, а ведь они должны стать вашей козырной картой!
  • Выбрать урок контроля изученного и нестандартную форму проведения . Все мы знаем несколько превосходных вариантов: урок-конференция, урок-концерт, урок-суд и тому подобное. Можно и что-то новое найти в интернете или подсмотреть у коллег. Но «обкатать» форму следует заранее. Удобно и то, что можно использовать множество разных приемов, индивидуальную работу чередовать с парной и групповой . То есть показать все свое мастерство и многообразие освоенных вами технологий.

Очень хорошо, если вы сумели подгадать к теме, которая вам самому особенно нравится. Тогда глаза загорятся не только у детей, но и к вас, и волноваться вы будете меньше. Но это уж как повезет — иногда учитель не может выбрать даже неделю, на которой он проведет урок, не то что дождаться любимой темы.

Выбор формы

А вот это и в самом деле трудный вопрос. Что предпочесть: провести обычный урок или нестандартный? Весь урок отрабатывать один общий сценарий или сменить несколько приемов и технологий ?

Ответ на этот вопрос может дать только сам учитель, опираясь на многие факторы.

Урок-концерт, урок-игра, митинг, дискуссия, телемост, конференция, суд и т.д., безусловно, более зрелищны, нежели обычные уроки. Они вызовут интерес и у школьников, и у гостей. Но прежде чем решиться на проведение такого мероприятия, надо ответить себе на пару вопросов.

  • Кто адресат вашего урока? Одно дело, если вы хотите порадовать интересной разработкой унылых коллег и администрацию. Другое — если вы даете урок в рамках аттестации. Подготовить и провести нестандартный урок намного сложнее, а у проверяющих останутся сомнения в том, владеете ли вы самыми обычными и необходимыми для педагога технологиями.
  • А готовы ли вы сами проводить такой урок на публику? Не растеряетесь ли, если увидите неприятие и осуждение на лицах гостей? Не напугаются ли дети? Ведь такой урок — творческий акт и для учителя, и для ученика. Не всем комфортно творить на глазах у зрителей.

Если ответы на эти вопросы вас удовлетворили, смело берите нестандартную форму. Если нет, предпочтите комбинированный урок. На нем вы сможете продемонстрировать с десяток интересных приемов и миниатюрных игр, так что ни у кого не возникнет сомнений в вашей педагогической эрудиции и творческом настрое.

Например, в ходе проверки домашнего задания можно провести игру «Письмо в бутылке» или использовать приемы «Концептуальная таблица », «Общее — уникальное », «Шесть шляп » и т.п. Затем перейти к новой теме, используя прием «Удивляй!» или другую методику проблемного обучения.

Для закрепления материала использовать составление алгоритма , «Интеллектуальный ринг », «Денотатный граф», «Синквейн » и тому подобное.

Неплохо еще и домашнее задание дать нестандартное, а творческое и, если возможно, предполагающее вариативность.

Можно ограничиться одной-двумя необычными технологиями, остальное провести в традиционной манере.

А если вы проводите урок-обобщение изученного или даже зачетный по теме, то можно использовать не только элементы множества технологий, а еще различные игры: фонетические и морфемные шарады, «третий лишний», различные эстафеты, ассоциативные загадки и прочее.

Главное правило здесь одно: какой бы прием вы ни выбрали, он должен быть отработан хотя бы в какой-то степени на предыдущих уроках. Не стоит надеяться, что дети легко и без проблем включатся в незнакомую игру на глазах у изумленной публики. Они и так растеряны, а тут еще непонятное новое задание: «Кошмар! Не справлюсь! Осрамлюсь перед всеми!». И вот учитель с энтузиазмом играет, а «народ безмолвствует» более или менее испуганно.

Партнеры

Ваши партнеры — это ученики. Они призваны вам подыграть и помочь вам показать, на что вы (и они, конечно) способны. Но они очень волнуются и, может быть, даже боятся директора или чужих людей на уроке. А на вас ложится груз сделать так, чтобы ребята перестали нервничать и стесняться и начали продуктивно работать.

Главное правило: не репетируйте с классом! Постановочный урок всегда узнается, дети сонно бубнят, а не радостно открывают для себя новое, да вы и сами уже «перегорели». Это не касаясь нравственного вопроса о том, как вы объясните необходимость репетиций ребятам.

Вы же знаете класс! Вы выбрали его, наверное, а если и нет (например, администрация посещает пятые классы или выпускные), то учеников себе в помощь вы выбрать можете и должны.

Прикиньте, кто не побоится ответить при всех у доски, кого надо спросить с места, а кого лучше вообще не трогать, не то он с перепугу такого нагородит!

Обдумайте, какие технологии будут выигрышно смотреться именно в этом классе, опробуйте несколько и выберите лучшие. Не рассчитывайте на одного какого-нибудь ученика. Вдруг он заболеет? У вас должно быть готово что-то на замену.

Лучше руководить хором, а не группой солистов. Любой ребенок может оказаться не в духе, но вы об этом можете и не догадываться, пока он не начнет отвечать невпопад или вообще замкнется. Но из общей массы кто-нибудь да спасет положение.

  • Кроме подробного конспекта, который вы, конечно, при подготовке запомните почти наизусть, стоит составить план и держать его перед собой рядом с часами. Если вы видите, что вышли за рамки регламента, лучше пожертвовать даже очень выигрышным приемом или игрой. Но ни в коем случае нельзя задерживать детей после звонка или отпускать, не задав домашнее задание, не сообщив оценки, не подведя итоги. Это грубые нарушения, которые вызовут порицание со стороны проверяющих.
  • Заранее подготовьте самоанализ урока и сами признайте, что кое-что не получилось. Не спорьте с методистом или завучем, а постарайтесь запомнить и учесть их замечания на будущее. Открытый урок — это особая форма, проверяющие видели их десятки и сотни, так что их замечания могут быть для вас очень полезны.
  • Будьте готовы переиграть ход урока, если он вдруг пошел не так, как вы рассчитывали. Заготовьте на этот случай карточки, игру, викторину, творческую работу. Все может случиться. Лучше урок будет не таким ярким, как вы рассчитывали, чем он вообще провалится.
  • Если вы используете компьютерную презентацию, музыкальное сопровождение, видеофрагмент, убедитесь, что все работает, интернет не собирается пропасть (лучше, если все материалы будут у вас на компьютере и, для страховки, на флешке), колонки исправны, телевизор или медиапроектор включается, экран доступен.
  • Заготовьте необходимое количество тетрадей, ручек, карандашей и т.п. Кто-нибудь непременно забудет, а открытый урок — не самое подходящее время распекать растяпу. Лучше быстро и сравнительно незаметно дать ребенку необходимое.
  • Начните урок с фраз и заданий, к которым дети привыкли. Это поможет им успокоиться.
  • Не забудьте про физминутку!
  • Оденьтесь нарядно, но комфортно.

И самое главное — не волнуйтесь. Вы прекрасный педагог, а ваши ученики — лучшие в мире. Настраивайтесь на успех, и все пройдет отлично!

Открытый урок по истории

Ведущий вебинара Екатерина Вадимовна Латыпова, заместитель директора по цифровым продуктам издательства «Просвещение»; учитель истории Тельнова Ирина Борисовна, Московская международная гимназия

Открытый урок по изобразительному искусству

Ведущий вебинара Екатерина Вадимовна Латыпова, заместитель директора по цифровым продуктам издательства «Просвещение»; руководитель структурного подразделения ГБОУ гимназии №1597 Полякова Ирина Борисовна

Накануне Международного дня грамотности в ТемоЦентре Департамента образования Москвы состоялся урок русского языка для 6 класса, темой которого стали диалектизмы. Урок провела Мария Леонова – учитель русского языка и литературы московской школы №498, используя в работе учебно-методический комплекс Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. В качестве учеников выступили студенты Московского городского педагогического университета.

Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 9. Английский язык — 18 мая 2015 г.

Урок английского языка во 2-м классе по учебнику «Звёздный английский» издательства «Просвещение». Его провела Ольга Николаевна Суханова, учитель гимназии № 1599. Возможность дистанционного участия была у всех зарегистрировавшихся на вебинар – а это более 5 тыс. педагогов из разных уголков страны.

Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 8. Физика — 27 апреля 2015 г.

Учитель Чернявская Татьяна Борисовна (лицей № 138) провела урок физики по учебнику 7-го класса издательства «Просвещение», авторы Белага В.В., Ломанченков И.А., Панебратцев Ю.А. Издание подготовлено в соответствии с новым образовательным стандартом основной школы.

Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 7. История — 20 апреля 2015 г.

Урок по учебнику 6-го класса провела Лариса Кадырова, учитель школы № 1317; учениками выступили учителя из Совета молодых педагогов города Москвы.

В обсуждении приняли участие автор учебника Александр Данилов, профессор, доктор исторических наук, автор учебно-методических комплектов по отечественной истории, руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», и эксперт ЭУ Андрей Лукутин, президент общественной организации «Столичный учитель».

Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 6. Биология — 13 апреля 2015 г.

Урок по учебнику «Биология. Живой организм. 5–6-й классы», авторы - Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Колесникова И.Я., провела учитель биологии школы № 1317 Наталья Николаевна Салюкова. В составе учеников – молодые педагоги и старшеклассники.

Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 5. Английский язык — 06 апреля 2015 г.

Учитель английского языка школы № 2095 «Покровский квартал» Юлия Абрамова провела фрагмент урока по учебнику Spotlight для 5-х классов.

Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 4. Русский язык — 30 марта 2015 г.

Урок по учебнику русского языка для 2-го класса Канакиной и Горецкого провела учитель начальных классов школы № 2054 Анжелика Роянова; учениками выступили молодые педагоги Москвы.

Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 3. Литература — 23 марта 2015 г.

Урок литературы по учебнику «Литература. 7-й класс. Часть 1» авторов Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И. провела Екатерина Сергеевна Павлова. Тема – «Древнерусская литература»; текст для изучения – «Поучение Владимира Мономаха».

Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 2. Математика — 16 марта 2015 г.

Учитель гимназии № 1520 Алексей Доронин провел урок по учебнику «Математика», 6-й класс, под редакцией Евгения Бунимовича; тема – «Решение комбинаторных задач».

Открытый урок с Просвещением. Как работать с электронным учебником. Урок № 1. Обществознание — 02 марта 2015 г.

Урок обществознания по учебнику 10-го класса (авторы Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И.) провел учитель обществознания школы № 1241 Пётр Омельяненко.

Гостями студии стали руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» Александр Данилов, доцент Московского института открытого образования, автор УМК Валерия Тороп и заслуженный учитель РФ, учитель истории ГБОУ СОШ №171 Максим Орышак. Вела вебинар заместитель директора по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Екатерина Латыпова.

Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника. Обсуждаем учебник 10 класса — 24 августа 2015 г.

В рамках очередной встречи цикла доктор исторических наук, профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Хлевнюк, директор школы № 1465 им. адмирала Н.Г. Кузнецова, кандидат исторических наук Артур Луцишин, заведующий редакцией истории издательства «Просвещение» Олег Хлебников и заместитель директора по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Екатерина Латыпова говорили про учебник по отечественной истории для 10 класса.

Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника. Обсуждаем учебник 9 класса — 17 августа 2015 г.

В вебинаре приняли участие доктор исторических наук, академик РАЕН, руководитель Центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение» Александр Анатольевич Данилов, учитель истории, первый заместитель директора ГБОУ лицей № 1571 Екатерина Викторовна Лепешкина, кандидат педагогических наук, профессор Московского института открытого образования Вячеслав Роальдович Лещинер.

Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника. Обсуждаем учебник истории для 8 класса — 10 августа 2015 г.

Гостями мероприятия стали доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Игорь Курукин, учитель истории, первый заместитель директора по развитию школы №2095 «Покровский квартал» Алексей Павлищев и заместитель директора центра образования №548 «Сабурово» Андрей Иванов.

Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника. Обсуждаем учебник истории для 7 класса — 03 августа 2015 г.

В состоявшемся вебинаре участие приняли приняли участие член авторского коллектива нового УМК по истории России доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН Николай Арсентьев и учитель истории и обществознания школы №1623 города Москвы Анастасия Крутилина. Они обратились к историческому периоду, который изучается в 7 классе – «Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству».

Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника. Обсуждаем учебник истории для 6 класса — 27 июля 2015 г.

В состоявшемся вебинаре участие приняли доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, член авторского коллектива издательства «Просвещение» Петр Стефанович, учитель истории и обществознания ГБОУ лицей №1828 «Сабурово» Александр Гулин. В этот раз они обратились к историческому периоду, который изучается в 6 классе – к истории Средневековой Руси (IX – конец XV вв.).