Семинар практикум речевому развитию доу. Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса» методическая разработка на тему

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ «Детский сад №5» семинар-практикум для воспитателей «Речевое развитие старших дошкольников» Подготовила: учитель-логопед Сухарникова А.В. 2017 - 2018 уч.год

Цель семинара - практикума: повышение профессиональной компетентности, мастерства педагогов по вопросу развития речи у старших дошкольников. Задачи: Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи старших дошкольников. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

Деловая игра «ЗНАТОКИ РЕЧИ»

Придумать название команды 1 задание

За каждый правильный ответ Вопросы на знание основ речи; на знание методики развития речи детей дошкольного возраста; на знание Программы «От рождения до школы», образовательной области «Речевое развитие» старших дошкольников и др.

Разминка: Отвечать на вопросы быстро односложно «Да» или «Нет»

Общение является ведущим средством развития речи Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. Да Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. Нет Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. Да Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. Нет Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. Нет Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. Да Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. Да Нет

Что такое РЕЧЬ? Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь - это способность выразить свои мысли. Речь - это способ общения и взаимодействия посредством определенной системы. Речь - уникальное явление, свойственное лишь человеку. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека. Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Функции РЕЧИ

Формы РЕЧИ

Виды УСТНОЙ РЕЧИ

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Вспомни и проведи пальчиковую игру

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 12 10 2 1 3

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 12 10 2 1 Д И А Л О Г 3

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 М О Н 12 10 О Л 2 О 1 Д И А Л О Г 3

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 М О Н 12 10 О Л 2 О 1 Д И А Л О Г 3 С К А З К А

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 М О Н 12 10 О Л 2 О 1 Д И А Л О Г Н 3 С К А З К А Л И З

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 М О Н 12 10 В О П Р О С Л 2 О 1 Д И А Л О Г Н 3 С К А З К А Л И З

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 М О Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 13 4 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я О Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 З А 13 Г А 4 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 О З П А 13 Ы Г Т А 4 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 15 14 9 8 11 О Б Р А З Е Ц П А 13 Ы Г Т А 4 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 П Е Р Е С К А З 15 14 9 8 11 О Б Р А З Е Ц П А 13 Ы Г Т А 4 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 П Е Р Е С К А З 15 Р 14 9 8 А 11 О Б Р А З Е Ц В П А 13 Н Ы Г Е Т А 4 Н 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О Е А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 П Е Р Е С К А З 15 Р 14 9 8 У К А З А Н И Е 11 О Б Р А З Е Ц В П А 13 Н Ы Г Е Т А 4 Н 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О Е А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 П Е Р Е С К А З 15 Р 14 9 8 У К А З А Н И Е 11 О Б Р А З Е Ц В П А 13 М Н Е М О Т Е Х Н И К А Ы Г Е Т А 4 Н 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я К О Е А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

Кроссворд «ЗНАТОКИ РЕЧИ» 6 7 П Е Р Е С К А З 15 Р П 14 9 8 У К А З А Н И Е О 11 О Б Р А З Е Ц В Л П А 13 М Н Е М О Т Е Х Н И К А Ы Г Е Л Т А 4 Н О 5 Д Р А М А Т И З А Ц И Я Г К О Е А Н 12 10 В О П Р О С Л А 2 О С 1 Д И А Л О Г С Н К 3 С К А З К А А Л З И З

№ Направление Вопрос Ответ 1 горизонталь Беседа двух лиц ДИАЛОГ 4 вертикаль Высказывание одного человека, представленное в устной или письменной форме. МОНОЛОГ 3 горизонталь Народно-поэтическое повествовательное произведение для пересказа СКАЗКА 2 вертикаль Прием, который позволяет оценить детский рассказ АНАЛИЗ 10 горизонталь Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения ВОПРОС 12 вертикаль Связное развернутое изложение какого-либо факта или события РАССКАЗ 5 горизонталь Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений ДРАМАТИЗАЦИЯ 9 вертикаль Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения ЗАГАДКА 14 вертикаль То, что служит основой рассказа по памяти ОПЫТ 11 горизонталь Методический прием, используемый на первых этапах обучения детей описанию картин, игрушек ОБРАЗЕЦ 7 горизонталь Изложение содержания прочитанного или услышанного текста ПЕРЕСКАЗ 6 вертикаль Рассказ описание 2-х предметов с контрастными признаками СРАВНЕНИЕ 8 горизонталь Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию УКАЗАНИЕ 13 горизонталь Система методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации МНЕМОТЕХНИКА 15 вертикаль Разговор 3-х и более лиц ПОЛИЛОГ

Речевые игры «Я знаю пять названий…….» Цель: Обогащение и активизация словаря детей. Задачи: Формирование представлений об окружающем; Закрепление обобщающих понятий (овощи, фрукты, деревья и т.д.); Обогащение и активизации словаря детей; Развитие логического мышления, внимания. Ход игры: Взрослый говорит «Я знаю пять названий……. ? Ребенок (на первом этапе с опорой на картинку-подсказку) называет объекты-предметы. Взрослый считает: 1…2….3….4….5….. (используйте МЯЧ)

Я знаю пять названий ФРУКТОВ!

Я знаю пять названий ПТИЦ! Я знаю пять названий ДИКИХ ЖИВОТНЫХ! Я знаю пять названий ТРАНСПОРТА! Я знаю пять названий НАСЕКОМЫХ! Я знаю пять названий предметов ПОСУДЫ!

«Картинки – загадки» Цель: Обогащение и активизация словаря детей. Задачи: Закрепление обобщающих понятий (овощи, фрукты, деревья и т.д.); Обогащение и активизации словаря детей; Развитие умения задавать вопросы, используя разнообразные конструкции; Воспитывать сообразительность, находчивость, любознательность, интерес к окружающему миру, усидчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами. Ход игры: Вариант 1: Из группы детей выбирается водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Водящий выбирает из коробки с изображением различных предметов, картинку. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ Вариант 2: Водящий не видит изображения, а задавая вопросы детям,должен угадать, что за предмет нарисован на картинке.

На переходе улицы….. В бассейне…. ПЕШЕХОД На собственных именинах…. ИМЕНИННИК В школе….. ШКОЛЬНИК На рынке….. ПОКУПАТЕЛЬ В седле….. НАЕЗДНИК В походе…. ТУРИСТ В кинотеатре…. ЗРИТЕЛЬ ПЛОВЕЦ «Забавные превращения» Назови – в кого превратится обычный человек, если окажется:

Каждый знает, что ЖЁЛТЫМ бывает… Каждый знает, что БЕЛЫМ бывает…. лимон, солнце…. Каждый знает, что СИЛЬНЫМ бывает…. Каждый знает, что СТАРЫМ бывает ….. Каждый знает, что НУЖНЫМ бывает ….. Каждый знает, что ОСТРЫМ бывает… Каждый знает, что ХРУПКИМ бывает…. Каждый знает, что НОВЫМ бывает…. «Каждый знает» Пять раз повтори начало предложения, и каждый раз добавляй новое слово

Что бывает ЛЁГКИМ? Что бывает КРУТЫМ? лёгк ОЕ пёрышко, лёгк ИЙ характер,…. Что бывает СЛАДКИМ? Что бывает ГОЛУБЫМ? Что бывает КВАДРАТНЫМ? Что бывает ХОЛОДНЫМ? Что бывает ВОЗДУШНЫМ? Что бывает ВЫСОКИМ? «Что бывает….?» Ребёнок должен назвать определенное количество слов в сочетании с нужным прилагательным

Что бывает СЛАДКИМ и ЛЁГКИМ? ЗАПАХ, СОН, ЖИЗНЬ, ВАТА, БИЗЕ,…. Что бывает ЯРКИМ и ЖЁЛТЫМ? СОЛНЦЕ, ОСЕНЬ, ЛИМОН, САРАФАН, ЦВЕТОК, ЛИСТОК, КРАСКА, ПЛАТЬЕ, ПЯТНО, СВЕТ, ….. «Что бывает….?» Ребёнок должен назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

А теперь не зевайте слова к слову подбирайте! ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА праздник клоун подарок музыка улыбка смех

Есть сладкое слово ….. КОНФЕТА Есть быстрое слово…. РАКЕТА Есть слово с окошками… ДОМ Есть кислое слово….. ЛИМОН «Похожие слова» Подобрать существительные к прилагательному по ассоциации

ВЫВОД: Доктор педагогических наук С.И. Поздеева отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно: - продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, - видеть ресурсы разных этапов деятельности для развития коммуникативной компетентности детей». Различные формы работы педагога с детьми в плане развития, формирования коммуникативной компетентности принесут желаемый результат только в том случае если: - дети совместно со взрослым решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то; - обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания; - педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, не афишируя своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Данный материал можно использовать при проведении родительского собрания во 2-й младшей группе. Т.к. форма проведения семинар-практикум, то родители оказываются непосредственными участниками мероприятия и имеют возможность на практике опробовать предложенный материал. В течение всего времени собрания практическая деятельность педагога и родителей сопровождается красочной презентацией, что делает это собрание ещё интереснее.

Цель:
Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:
Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей.
Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Форма проведения: семинар – практикум.

Участники: учитель-логопед,воспитатель, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: платочки (по количеству участников); природный материал (жёлуди, шишки, каштаны); фасоль, боб, горох, счётные палочки; клубки ниток; массажеры; буклеты.

План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Практикум «Приёмы формирования речи детей»
3. Заключительная часть.

Подготовительная работа:
Изготовление приглашений на собрание для родителей (ответственные воспитатели группы).
Разработка буклетов для родителей.

Ход мероприятия.

1. Вступительная часть.
Логопед: — Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть на нашей встрече, посвящённой проблеме развития речи дошкольников. Речь – это могущественное орудие всестороннего развития ребёнка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достигнуть этой цели нелегко и нас беспокоит, что растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи детей стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам несколько способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете для чего нужно проводить пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно поиграть.

2. Семинар – практикум.

Чтобы яснее понять, в каких направлениях нужно работать вспомним основные задачи речевого развития детей.
Слайд 2.
Развитие у детей коммуникативных способностей.
Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста.
Слайд 3.

Необходимо развивать и обогащать словарный запас. Когда мы говорим о словаре необходимо вспомнить, что словарный запас бывает активным и пассивным. К концу четвертого года жизни словарный запас ребёнка достигает 1500-2000 слов.

Слайд 4.
И одна из первых задач, стоящих перед нами, педагогами, и вами, родителями – формирование словаря.
Взрослые должны:
расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.
В речи уже должны присутствовать существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (там, тут, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (мамина, папина, Олина)

Слайд 5.
Следующая задача – формирование и развитие грамматического строя речи. И здесь я выделю несколько пунктов.
Задача 1: совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Слайд 6.
Задача 2: научить употреблять существительные с предлогами.
Слайд 7.
Задача 3: научить детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей.
Слайд 8.
Следующая важная задача – развитие связной речи.
Развитие диалогической речи (вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра м/ф, спектаклей)
Развитие инициативной речи во взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Слайд 9.
Какие же приёмы помогут нам развивать связную речь?
Телефон
— разговоры по телефону (настоящему или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей;
Ситуация общения
-взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребёнка делиться своими впечатлениями, опытом
— А ты меня научишь…?
— А как ты думаешь…?
— Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребёнка за рассказ или за то, чему он вас научил. У ребёнка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать – это здорово.
Слайд 10.
Следующая задача – формирование звуковой культуры речи.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.
Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?
Слайд 11.
Чистоговорки.
В данном возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (п, б, т, к, г, ф, в, т, д, с, з, ц, м,н,к).
Попробуйте сами сочинить несколько чистоговорок:
Та – та – та — …
Ку – ку – ку — ..
Бы – бы – бы — …
Речевые игры:
«Скажи наоборот»
«Назови одним словом»
«Подбери много слов»

Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц речевого аппарата и повышает его пластичность и тонус.
Слайд 12
Пальчиковые игры:
«Две сороконожки»
«Проглот»

Уважаемые родители! Я думаю, что всем вам хорошо знакомо высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Учёные пришли к выводу, что речевые и моторные центры к коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Я хочу познакомить вас с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить со своим ребёнком дома. А гимнастика представляет собой разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Я думаю, что вы с ходу сможете мне назвать самую известную игру («Сорока белобока»).

Давайте вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали,
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
У меня живет проглот,
Всё подряд проглот жуёт.
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Эту игру можно усложнять: выполнять движения не только правой или левой рукой поочерёдно, но и двумя руками одновременно.
В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и т.п.), любые мелкие игрушки, мозайки, детали конструктора, палочки, спички без серы и многое другое. Но главное условие – это должна быть игра, только тогда ребёнку будет интересно.(Игра «Золушка», «Выложи дорожку»)
Слайд 13.
Развитию мелкой моторики способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.
Слайд 14.
В детских садах традиционно уделяется большое внимание играм – драматизациям. Эти игры способствуют не только развитию речи, но и гармонизации эмоционального состояния. Было бы просто замечательно, если и дома вы будете использовать элементы игр – драматизаций. Например разыграли знакомые сказки.
Логоритмика – игра, где движения сопровождаются произнесением определённого текста.
В качестве примера я вам покажу игру «Едем, едем…»

Едем, едем к бабе с дедом
На лошадке, в красной шапке
В дырявых лапоточках,
По рытвинам, по кочкам,
В ямку, в канавку бух!

Эти упражнения не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата.
Слайд 15.
Игры на развитие речевого дыхания. Правильное дыхание очень во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка. На выставке представлены игры, которые помогут развить правильное речевое дыхание.
Для развития речи ребенка полезно знать приёмы массажа и самомассажа. Он обычно включает поглаживания, постукивания кончиками пальцев, массирование определённых точек. Можно проводить массаж лица, ушей, пальцев рук, ладоней, стоп. Именно здесь находятся зоны и точки, связанные с работой мозга, речевых и двигательных центров.
3.Заключительная часть.
Логопед: — Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребёнок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому мой совет – разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию.
А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Семинар-практикум по развитию речи дошкольников
Вступительное слово старшего воспитателя.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные сказки, занятия, а также как подвижные, так и дидактические игры.

Дети черпают из игр множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о предметном мире, игры позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Игры в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

Игра - является для ребенка особым видом деятельности, следовательно, игры могут влиять на развитие связной речи

Вопросы развития речи ребенка -дошкольника всегда волновали и волнуют не только родителей, но и воспитателей. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь. Разговорная речь, наоборот, развивается очень стремительно. Уже в младшей группе дети начинают активно общаться между собой, учатся новым для них словам, пополняя активный и пассивный словарь. Иногда можно слышать от родителей: «только пошел в садик, сразу заговорил, знает стихи, что -то рассказывает по картинке. Задача воспитателя - не упустить такую возможность обогащения речи детей. Как можно раньше использовать наглядно-дидактический материал, яркие картинки для речевых игр «Что нарисовано?», Что делают дети, люди и т.д.

Формы работы с детьми

1. использование образов -перевертышей литературных произведений в речевом развитии детей.

Эта форма работы используется воспитателем вне занятий и направлена на отработку методов и приемов, например: В младшей группе в игру «Лохматый пес» вводится персонаж «кот» «Воробушки и фотоаппарат» и т.д.

В театрализованной деятельности происходит замена персонажей. В сказке «Колобок» вместо лисы- петушок, который спел веселую песенку колобку, в сказке «Теремок» Маша вместо медведя, которая принесла всем пирожков и т.д.

в средней группе идет пересказ сказки с внедрением новых персонажей, сочинение одной сказки из двух, изменение концовки сказки или рассказа.

в старшей группе изменение персонажа на противоположного, изменение событий или места действия, сочинение сказки по схемам, сочинение сказки по цепочке.

Игра является средством развития диалогической речи. Можно использовать такие игры «Так бывает или нет?», «Небылицы», «Интервью», «Отгадай, кто я?»

Составление текстов сказочного содержания методами ТРИЗ. Составление текста с помощью метода «Каталога», записи самими детьми схемы сказки с помощью знаков, понятных им. Запись лучше производить на полоске бумаги простым карандашом. Действие к действию указывается стрелкой.

Мнемотаблицы, схемы являются очень действенной формой обучения детей рассказыванию. Сегодня своими находками поделятся с нами воспитатели Коноваленко Е.Н. и Ободенко О.В.

После каждого выступления идет обсуждение материала, дополнения.

2. Круглый стол «Знаем ли мы теорию по развитию связной речи у дошкольников?». (игровые тесты)

Игровой тест на определение знаний,

умений и навыков воспитателей
Красные карточки


  1. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)

  2. 2. Какие разновидности предложений используются в диалоге? (повествовательные, вопросительные)

  3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

  4. Назовите способ соединения фраз (учетная связь, параллельная, лучевая)

  5. Назовите типы высказываний (описание, повествование, рассуждение)

  6. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

Синие карточки

1. Как называется текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект? (описание)

2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, ? (описание)

3. Какой вид текста завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или отношение к нему? (описание)

4. Какой тест отличается статичностью мягкой структурой, позволяющими варьировать, представлять местами его компоненты? (описание)

5. Для каких текстов используется лучевая связь? (описание)

6. Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование)

7. Основным назначением какого текста является передача развития действия или состояния предмета, которое включает в себя следующие друг за другом события, сценки, картины? (повествование)

8. Назовите структуру повествования (завязка, кульминация, развязка)

9. Назовите основные типы повествовательных текстов . (рассказы из опыта, сказочные истории, рассказывание по картине или серии сюжетных картин и т.д.)

10. Назовите структуру рассуждения (тезис, доказательство, вывод)
Зеленые карточки

Все задания связаны со знанием педагогами программы своей возрастной группы. Из перечисленных в карточке задач, они должны выбрать только ту, которую должна решать их группа.

1. Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем.

2. Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя.

3. Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.

4. Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке.

1. Научить детей передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.

2. Научить детей выразительно передавать разговор действующих лиц.

3. Учить детей сочинять рассказ по аналогии.

4. Подвести детей к воспроизведению текста.

1. Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное.

2. Учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события.

3. Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картинкам

1. Развивать связную речь на основе использования приема сравнения.

2. Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам.

3. Составление сюжетных рассказов по серии игрушек.

4. Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек.

1. В какой группе вводится коллективное рассказывание?

2. В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта?

3. Учить детей коллективному составлению писем (специальных текстов).

4. Учить составлять сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин.

1. Учить придумывать рассказ или сказку по плану воспитателя.

2. Подвести детей к составлению описательных рассказов по игрушке.

3. Учить детей составлять описательные рассказы по предметам.
3. Домашнее задание «Презентация авторских дидактических игр по развитию речи». В презентации указывается возрастная группа, название игры, методика изготовления, цель, ход игры.
4. Выработка рекомендаций.

В рамках подготовки педагогического совета в ДОУ прошёл семинар на тему: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников», посвящённый важнейшей из образовательных областей - речевому развитию дошкольников.

Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие - это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое - без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь - это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте…

Именно эту тему в разных формах работы педагоги раскрыли на семинаре. Основные направления работы по развитию речи дошкольников выделили в чётком соответствии задачам речевого развития. Каким же содержанием они будут наполнены, решают сами педагоги. Решают, возможно, по-разному, используют и различные формы, методы и приёмы. Пути решения, действительно, могут быть различны, главное - достижение цели. Тем не менее, присутствующие вспомнили и конкретизировали структуру основных методов.

«Карта - схема» семинара соответствовала основным направлениям работы по развитию речи. Педагоги поработали над развитием словаря детей с помощью дидактических игр, соответствующих возрастным требованиям той или иной возрастной группы.

Затем воспитатель подготовительной группы Шестёркина Татьяна Александровна раскрыла направление «Воспитание звуковой культуры речи», предложив присутствующим свой опыт работы по теме «»Развитие мелкой моторики - подготовка руки к письму». Она провела с педагогами практикум, используя тот материал, который всегда находится в шаговой доступности: крупы, прищепки, пуговицы, бусинки, бросовый материал и т.п. В конце практикума каждый педагог получил памятку «Игры для развития мелкой моторики с предметами».

О формировании грамматического строя языка, о том, какие грамматические формы чаще всего вызывают затруднения у младших, старших дошкольников, говорила старший воспитатель Ударцева Нина Павловна. По традиции была проведена и «Минутка русского языка», где педагоги автоматизировали употребление слов и выражений, наиболее часто встречающихся в их педагогической практике: согласовывали окончания существительных множественного числа родительного падежа (много матрёшек, тортов …), образовывали глагольные формы (повелительное наклонение поезжай…) , ставили правильные ударения в отдельных словах (сливовый…) и т. д.

Педагоги практиковались в использовании педагогических технологий по развитию связной речи: особое внимание привлекла их технология «синквейн». У многих педагогов эта технология ассоциировалась с уже знакомыми всем играми «Продолжай» или «Дополни предложение» с мячом:

Ребёнок — называет слово

Добавляет слово, чтобы они согласовывались

Продолжает

Заканчивает предложение (ЯРКОЕ СОЛНЦЕ СВЕТИТ В ОКОНЦЕ).

О формировании элементарного осознания явлений языка и речи как условии подготовки дошкольников к обучению грамоте, а также воспитанию любви и интереса к художественному слову говорила заместитель заведующего Зыкова Вера Александровна. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу - овладению грамотой и чтением. Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки, глазомера и прочее.

Таким образом, педагоги ещё раз на практике подтвердили то, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является и нашем дошкольном учреждении одной из самых актуальных. Педагоги используют в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии - это инструментарий, при помощи которого решаются поставленные на определённый период задачи.

В заключительной части семинара педагоги с удовольствием использовали «синквейн» со словом «СЕМИНАР». Итогом семинара стали слова Чарльза Диккенса: «Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО;

Совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

В игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;

Развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

Повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Повестка.

1. Теоретическая часть:

ФГОС ДО: речевое развитие. Старший воспитатель.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Учитель-логопед.

2. Практическая часть:

Использование игровых форм и методов, элементов современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.

Игровые упражнения ТРИЗ.

КВН (деловая игра) для педагогов.

Проект решения.

Игровое упражнение для педагогов «Мои ожидания сегодня».

Теоретическая часть

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО: речевое развитие.

Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

Связные высказывания короткие;

Отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

Состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

Уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.).

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Понятие стандарт. Разбор с педагогами понятия «стандарт». ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников.

ФГОС дошкольного образования: речевое развитие (на слайде сравнение ФГОС и ФГТ)

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ключевые задачи обновления образовательного процесса:

1. Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.

2. Творческий подход к отбору содержания на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов.

3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.

4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).

5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.

6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Практическая часть

Выступление педагогов: использование игровых форм и методов, современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.

Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии.

Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой).

Игры-схемы для развития связной речи.

Игровые упражнений ТРИЗ.

Методы и приёмы технологии Фесюковой Л.Б. «Воспитание сказкой».

Видеоролик «Артикуляционная гимнастика»

Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.

Разделение педагогов на две команды. Педагоги представляют свою команду.

Задание 1. Игровой тест на знание ФГОС ДО: речевое развитие (задания на слайде)