Психологический анализ является существенным моментом в оптимизации трудовой деятельности. Проблемы организации внимания, требования к памяти, мышлению, воле, формирование системы профессиональных способностей - все это сейчас является наиболее актуальными вопросами в научном и практическом обеспечении труда. Эти и ряд других теоретических вопросов составляют область изучения психологии труда. Психология труда - это наука о психических явлениях, механизмах и их особенностях активизирующихся у человека в процессе труда, об особенностях личности, а также методах, которые играют важную роль в процессе труда и его максимально целесообразной организации. В самом общем виде психология труда - это отрасль психологии, занимающаяся изучением психологических закономерностей в трудовой деятельности человека. В последнее время наметился подход (Питер Дж. Дрент, Хенк Тиерру, Паул Дж. Уиллемс, Шарль де Волфф), объединяющий психологию труда и организационную психологию в одну научную дисциплину и определяют ее как науку, «которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они выполняют деятельности в рамках определенных организационных структур, или организаций.» (Леонова А. Чернышева О. Психология труда и организационная психология, стр.10). Исходя из определения психологии труда и стоящих перед ней задач, мы должны определить и предмет изучения данной науки. Предметом психологии труда являются психические процессы, психологические факторы, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность личности.
В последнее время происходит изменение понимания содержания предмета психологии труда. Основными аспектами изучения наряду с организацией труда и личности становятся вопросы когнитивной регуляции деятельности.
Задачи, которые решает психология труда многообразны и по методологическому статусу и по содержанию. Познакомимся подробнее с конкретными задачами, стоящими перед психологией труда. Наиболее подробный анализ стоящих перед психологией труда проблем дал Б. Ф.Ломов.
Проблема мотивации трудовой деятельности, формирования личности в труде. Изучение закономерностей, механизмов, факторов и условий личностного развития в трудовой деятельности.
Проблема организации и развития трудовых коллективов.
Проблема психологического и психофизиологического обеспечения деятельности различных состояний человека, возникающих в труде.
Психологические вопросы, связанные с проектированием, разработкой и эксплуатацией техники.
Психологический аспект совершенствования систем управления.
Психологические проблемы, связанные с охраной здоровья людей в трудовой деятельности.
Совершенствование сферы обслуживания. Психологические вопросы рекламы, маркетинга и т.п.
Проблемы профессионального обучения.
В самом общем виде можно выделить следующие большие группы задач и направлений, которые должна решать психология труда.
1. Психологическое изучение трудовой деятельности. Сюда относится анализ требований к психическим функциям человека; определение закономерностей и механизмов формирования профессионально-важных качеств; изучение структуры трудовой деятельности, ее динамики и механизмов. В качестве более частных вопросов выступают задачи изучения работоспособности и утомления, научения и навыков, режимов труда и отдыха и т.п.
2. Изучение личности в трудовом процессе. Прежде всего здесь следует отметить исследования, касающиеся мотивации трудовой деятельности, самореализации человека в труде. Важным моментом является анализ способностей, интересов личности, способов информационного обмена, проблем творчества и т.д.
3. Социально-психологические проблемы труда. Труд всегда групповая деятельность, это осложняет его множеством социальных проблем. Проблемы управления, контроля, планирования, разрешения конфликтов - все эти вопросы исследуются в области психологии труда. Особенное значение имеют исследования этого плана в области конкретных профессий, профессионального отбора и обучения.
Эта триада проблем: «процесс труда» - «личность в труде» - «социальная динамика труда» являются той практической основой, на которой строится психология труда. Основополагающей методологической позицией современной психологии труда выступает метасистемный подход. Труд как социально-психологическая структура имеет метасистемную организацию (А.В.Карпов). Системный характер имеет и каждый отдельный элемент труда. В связи с этим принцип системности является базовым для психологии труда (Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков). Очевидно, что разработка научных идей в области психологии труда должна опираться и на другие общеметодологические принципы (детерминизм; единство сознания и деятельности; генетический принцип и ряд др.) Однако с точки зрения объективной научной логики они с необходимостью будут выражаться в исследованиях, основанных на комплексе системности - активности - личностного подхода. Область исследований психологии труда и организационной психологии объединяет все исследования, связанные с сферой труда и деятельностью профессиональных организаций. Психология труда изучает особую форму поведения работающих людей, осуществляемого в рамках некоторой организации.
Понятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Нужно помнить, такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д., рассматривают трудовую деятельность исключительно как общий объект, используя при ϶ᴛᴏм специфические методы и знания, ϲʙᴏйственные той или иной дисциплине. Все данные дисциплины рассматривают трудовую деятельность для решения практических задач, направленных на гуманизацию трудовой деятельности и повышение работоспособности. Что же касается психологии труда, то при изучении трудовой деятельности используется вся система данных, кᴏᴛᴏᴩая только существует в современной психологии.
Психология труда на настоящий момент – самостоятельная отрасль психологии, кᴏᴛᴏᴩая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.
Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.
Взаимосвязь психологии труда с другими дисциплинами
Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. При изучении психологии труда можно выделить несколько категорий наук, переплетающихся и в разной степени взаимодействующих с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некᴏᴛᴏᴩые ее разделы), гигиена и охрана труда.
Во-вторых, ϶ᴛᴏ практически вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и прочее.
В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин и приборов, кᴏᴛᴏᴩые применяются работником в процессе труда, т. е. орудия труда.
Изучим подробнее дисциплины, кᴏᴛᴏᴩые имеют взаимосвязь с психологией труда:
- философия и политическая экономия рассматривают в ϲʙᴏих учениях и исследованиях: субъект, объект, орудия труда, процесс и т. п.;
- социология труда рассматривает труд как процесс формирования человека и общества, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.;
- экономика труда рассматривает трудовые ресурсы, производительную ценность, организацию труда, нормирование, оплату, планирование труда и прочее;
- законодательство о труде рассматривает и изучает трудовые договоры, продолжительность рабочего дня, отпуска, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров и т. д.;
- физиология, гигиена труда, производственная санитария по отношению к психологии труда изучают режим труда и отдыха, работоспособность. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что можно сказать, что взаимосвязь с другими дисциплинами у психологии труда очень обширна. Почти все существующие науки и дисциплины охватывают в ϲʙᴏих учениях или уделяют внимание психологии труда. Ведь почти во всех науках есть упоминание об исследованиях человеческого ресурса, а именно человеческий ресурс и все, что с ним связано, лежит в основе изучения психологии труда.
Сфера применения
Сфера применения психологии труда очень широка, поскольку труд – ϶ᴛᴏ основная деятельность каждого человека. Множество профессий дают широкое поле для исследований в области психологии труда и направлены на выработку определенных методов работы с людьми различных профессий.
На большинстве предприятий существуют ставки психолога, в обязанности кᴏᴛᴏᴩого входит и кадровый подбор, и решение конфликтных ситуаций на производстве, и многое другое.
Психология на производстве позволяет не только работать с людьми как работниками компании, но и содержат в контексте решение проблем сотрудников вне стен организации, влияющих на производительность труда, например, семейные проблемы. Исключая выше сказанное, планирование рабочего места, работа по обеспечению безопасности труда, реклама, ведение переговоров также входят в сферу интересов психологии труда. Сегодня любая уважающая себя организация должна иметь штатного психолога. Это не только повышает уровень престижности любой организации, но и показывает как сотрудникам, так и клиентам степень развития организации.
Цели психологии труда
Основными целями психологии труда будут:
- оптимизация психологического климата предприятия, то есть учет психологических особенностей каждого члена предприятия и оптимизация интерактивных процессов внутри организации;
- прогноз возможных результатов решений руководства, тактики и стратегии управления, что подразумевает глубокое знание производственных процессов, учет специфики деловых переговоров, грамотно организованную рекламную кампанию и сбор информации. Стоит сказать, для достижения данных целей психология труда использует различные инструменты, что демонстрируется в задачах и проистекает из сферы ее применения. Во многом особенности методов психологии труда зависят от профиля и специфики производства организации, в кᴏᴛᴏᴩой осуществляет ϲʙᴏю деятельность организационный психолог.
Основные задачи психологии труда
Основные задачи психологии труда можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.
В первую группу войдут задачи, кᴏᴛᴏᴩые тесным образом связаны с психологическими особенностями человека (субъекта) К теоретическим задачам можно отнести:
- изучение и исследование психических процессов, основных психологических ϲʙᴏйств субъекта (рассматривая их в разрезе эффективности труда и увеличения работоспособности);
- изучение особенностей трудовой деятельности;
- исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат в организации, удовлетворенность трудом;
- изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств, способствующих к регулированию трудовой деятельности;
- изучение раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе и закономерность, связанную с данным;
- изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы;
- выработку наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии управления;
- превентивную психологическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни;
- улучшение условий жизни работников;
- улучшение условий рабочей деятельности;
- разработку основных критериев приема на работу;
- разработку рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;
- рациональную перестройку и обновление профессий.
Во вторую группу задач, прикладную, кᴏᴛᴏᴩая в основном направлена на достижение конечного практического результата, будут входить следующие задачи:
- разработка норм, правил и процедур по технике безопасности;
- разработка психологических средств мотивации;
- разработка оптимальных режимов труда и времени отдыха;
- разработка теоретически обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения;
- разработка конкретных требований и условий труда при разработке и внедрении новых технологий, учитывая при ϶ᴛᴏм личностные возможности;
- развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности;
- совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;
- минимизация аварийных ситуаций;
- работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства и т. д.
Предмет психологии труда
Предметом психологии труда будут психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям.
Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников.
Также можно сказать, что предметом психологии труда выступают компоненты, кᴏᴛᴏᴩые служат стимулом и побуждают человека к труду, направляют и корректируют его трудовую деятельность, а также личностные качества отдельно взятого человека, через кᴏᴛᴏᴩые и проходит процесс реализации трудовой активности. Сфера применения психологии труда очень широка, и ее границы с другими дисциплинами достаточно условны и незначительны. Можно сказать, что психология труда будет ядром, вокруг кᴏᴛᴏᴩого сконцентрированы все психологические учения и исследования в области изучения человеческого ресурса.
Объект психологии труда
Объектом психологии труда
будет труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Объект психологии труда – деятельность индивида в условиях производства.
Существовало мнение, что процесс трудовой деятельности включает четыре цикла: обмен, потребление, распределение, потребление.
На настоящий момент считается, что все данные процессы неразрывно связаны и нет необходимости выделять несколько циклов, поскольку человек одновременно выступает в нескольких режимах.
Субъект труда
Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику, умение замечать личность в коллективе. Субъектом труда можно считать и работника как такового, и предприятие в целом.
Методы психологии труда
В практической деятельности
психология труда использует различные методы для изучения особенностей функционирования человека в трудовых условиях. С помощью данных методов осуществляется отбор кандидатов при приеме на работу, изучение психологических особенностей сотрудников и другие аспекты трудовой деятельности человека.
Стоит отметить, что основные методы психологии труда:
- тестирование;
- включенное и невключенное наблюдение;
- беседа;
- интервью и опросы;
- тренинги;
- ролевые игры;
- анализ и синтез информации.
Эти методы подробнее будут описаны в лекции № 5 п. 7.
Влияние психологии труда на производство
Изучение психологии труда , трудовых отношений непосредственным образом влияет на эффективность труда и эмоциональный комфорт человека на трудовом месте.
Не стоит забывать, что важной областью психологии труда будет изучение различных аспектов работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, оптимальным режимом труда, адаптационными процессами индивида для формирования таких условий труда, при кᴏᴛᴏᴩых качество и производительность каждого индивида совмещались бы с охраной здоровья работников. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго разработаны специальные методы, такие, как тесты, проводится включенное наблюдение, анкетирование работников, изучаются показатели деятельности работника в различных условиях труда, применяется метод упражнений и тренингов на производстве.
На данном этапе постоянно формируются новые профессии, изменяются условия труда, формы трудовой деятельности и возможные стимулы для увеличения эффективности производства, меняются требования к качеству продукции и методам работы. Психология труда призвана изучать изменяющиеся аспекты и рекомендовать наиболее оптимальные варианты изменений с учетом условий труда, производства, данныеки и возможностей предприятия.
Труд создал человека. Возможно, кто-то с этим не согласится, назвав это утверждение материалистичным и неактуальным, но оспорить истину о том, что труд играет в нашей жизни одну из ведущих, главенствующих ролей, сложно. Одни в трудовой деятельности видят способ для самоутверждения и построения карьеры, другие трудятся ради денег и лучшей жизни, третьи видят в труде возможность для самовыражения и самосовершенствования. Наконец, трудовая деятельность в коллективе - это способ социализации и «выживания» в современном мире.
Так как трудовая деятельность занимает очень большую часть нашей жизни, важно, чтобы ее направление, организация и структура соответствовали психологическим особенностям личности, характеру, темпераменту и уровню притязаний, наконец. Кроме того, очень важным вопросом является правильная организация труда и обустройство рабочего места, что оказывает серьезное влияние на повышение производительности и понижение энерго- и трудозатрат. Этими вопросами занимается отдельная которая изучает психологические аспекты трудовой деятельности и отношение человека к труду. Предмет психологии труда - это человек в трудовых условиях, становление его как профессионала, мотивация и адаптация к труду, и психологические особенности, раскрывающиеся в различных сферах деятельности.
Данное направление в психологии возникло в начале XX века, когда бурный рост промышленного производства потребовал увеличения производительности и интенсивности труда. Одни владельцы фабрик и заводов делали это за счет продления рабочего дня и увеличения объема работ, а другие задумались над альтернативными способами, созданием более комфортных условий, научной организации деятельности, повышением квалификации работников, введением различных социальных стимулов. Это дало результаты, и на таких предприятиях значительно возросла. Стало понятно, что психология и труд - два понятия, тесно связанных между собой.
Психология труда имеет несколько направлений. Одно из них связано с профориентационным отбором. Каждый человек имеет набор индивидуальных характеристик, профессиональных способностей, которые показывают его склонность к той или иной деятельности. Чтобы выявить эти способности и помочь человеку определиться с выбором профессии, разработаны специальные тесты.
Психология труда также занимается изучением различных внешних условий, влияющих на интенсивность и продолжительность работы, ее монотонность и тяжесть, режим трудовой деятельности. Специальные методики, разработанные специалистами-психологами, измеряют степень утомляемости и снижения работоспособности, что помогает создать оптимальные условия для работы. Эта область науки тесно связана с физиологическими особенностями человека. Еще одной важной задачей психологии труда является обеспечение безопасности. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций на производстве помогает в разработке особых средств и рекомендаций, а также систем тренировок и упражнений, развивающих психологические качества работников и позволяющих предотвращать на аварийно опасных предприятиях.
Психология труда занимается также вычленением и изучением необходимых для той или иной профессии. Качественное описание важных профессиональных особенностей называется профессиограммой. Ее составление находится в ведении еще одного направления науки - психологии профессий.
Психология труда, как и являются очень важными предметами для изучения не только специалистами-психологами, но и руководителями предприятий, с целью повышения эффективности работы их сотрудников, а также учителями школ, которые должны помогать своим ученикам в определении будущей профессии и знать, каким образом можно выявить их профессиональные склонности.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Издание 2-е дополненное и переработанное
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
ББК 88.4я73 Л84
Рецензенты: Коваленко А. Б., д-р психол. наук, проф. КарамушкаЛ. М., д-р психол. наук, проф.
Одобрено Ученым советом Межрегиональной Академии управления персоналом (протокол № 3 от 30.03.04)
Лукашевич Н. П.
Психология труда: Учеб. пособие / Н. П. Лукашевич, И. В. Сингаевская, Е. И. Бондарчук. - 2-е изд., доп. и пере-раб. - К.: МАУП, 2004. - 112 с: ил. - Библиогр. в конце глав.
ISBN 966-608-455-4
В учебно-методическом пособии рассмотрены основные понятия психологии труда: труд, профессия, профессиограмма, психограмма, профессиональная пригодность, профессиональный отбор, трудовая адаптация, работоспособность, трудовая совместимость и др.
Исследованы психологические проблемы выбора профессии, определения профессиональной пригодности к трудовой деятельности. Раскрыты сущность и социально-психологические механизмы трудовой адаптации. Обосновываются пути повышения эффективности трудовой деятельности через реализацию психологического потенциала личности, создание благоприятной социально-психологической трудовой среды.
Для студентов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами менеджмента и бизнеса.
ББК 88.4я73
© Н. П. Лукашевич, И. В. Сингаевская, Е. И. Бондарчук, 1997
© Н. П. Лукашевич, И. В. Сингаевская, Е. И. Бондарчук, 2004, доп. и перераб.
© Межрегиональная Академия
ISBN
966-608-455-4 управления персоналом (МАУП), 2004
ВВЕДЕНИЕ
Важным фактором повышения эффективности деятельности любой организации в условиях рыночной системы хозяйствования является активизация человеческого фактора, обеспечение возможности развития творческого потенциала каждого человека в процессе труда. Очевидно, решение данной проблемы невозможно без знания психологических механизмов и факторов труда; психологических особенностей успешного выбора и овладения профессией; условий самореализации личности в трудовой деятельности.
Раскрытие этих проблем является целью предлагаемой работы.
Пособие ориентировано на решение следующих учебных задач:
1) раскрыть основные понятия психологии труда; вооружить всех изу
чающих этот курс методами и конкретными методиками выявления психо
логических условий эффективной трудовой деятельности, а также соответ
ствующих психологических качеств рабочих и управленческих кадров;
2) исследовать психологические проблемы выбора профессии, опреде
ления возможностей установления взаимосоответствия личностных харак
теристик и объективных условий труда;
3) изучить оптимальные пути трудовой адаптации к выбранной профес
сии;
4) выявить и обосновать психологические условия повышения эффек
тивности трудовой деятельности.
В основе изложения материала - личностно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), сущность которого состоит в установлении соответствия условий практической деятельности специалиста и специфики его должностных функций и психологических требований к личности.
Такой подход раскрывает психологические основы реализации современного взгляда на кадровый менеджмент. Акцент сделан на рассмотрении системы "индивидуальность - профессия". В этом плане индивидуальность рассматривается авторами в трех аспектах:
1) индивидуальность, сформированная к моменту выбора профессии;
2) индивидуальность на пути овладения профессией, способы овладе
ния профессией;
3) индивидуальность как результат профессионального становления.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов МАУП всех
специальностей и слушателей системы повышения квалификации, а также может быть использовано в процессе самообразования руководителей всех рангов.
ГЛАВА 1
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ
Цели: Изучив данную главу, вы должны уметь:
1. Отличить психологию труда от других психологических наук.
2. Объяснить взаимосвязи психологии труда с психологическими науками.
3. Определить предмет психологии труда.
4. Выделить основные психологические признаки труда.
5. Назвать основные задачи психологии труда.
6. Перечислить основные методы психологии труда и раскрыть специфику
их применения.
1.1. КАКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ?
Труд - это явление прежде всего социально-экономическое, и существуют вопросы его принципиально-научного понимания, планирования и организации на уровне системы народного хозяйства, отрасли, предприятия, вопросы его учета и вознаграждения. Этому соответствуют философские, социологические и экономические подходы к пониманию труда.
Психология труда опирается на систему философского знания или на методологию, с одной стороны, и предоставляет конкретно-научный материал для развития философии - с другой.
Очертим ориентировочно место психологии труда в системе непсихологических наук.
Непсихологические конкретные науки, связанные с психологией труда, можно сгруппировать в следующие три категории.
1. Науки, имеющие первую степень родства с психологией труда, - экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда и часть медицины, связанная с анализом профессиональных заболеваний, с вопросами экспертизы трудоспособности, профессиональная педагогика (педагогика профтехнической школы, средней специальной и высшей школ), частные методики профессиональной
школы. В эту группу наук можно отнести историю техники и палеоантропологию (науку, изучающую развитие физического типа ископаемых людей) в тех их частях, которые посвящены анализу орудий труда и реконструкции, анализу, оценке соответствующей деятельности человека. Так, например, анализируя предметы, которыми пользовались люди каменного века, палеолита, историки отмечают осколки камня со следами преднамеренных ударов одного камня о другой, а преднамеренность поведения - это психологическая характеристика человека.
Границы психологии труда и указанных наук подчас настолько размыты, что иногда невозможно определить, "чьими" являются те или иные термины, понятия, проблемы, методы. Например, метод наблюдения, некоторые методы функциональной диагностики относительно свободно "кочуют" из науки в науку. То же можно сказать и о проблемах работоспособности, профилактики травматизма, утомления, улучшения профессиональной адаптации, вопросах профессионального отбора, формирования навыков и др. Разумеется, разным наукам присуще своеобразие подхода к интерпретации фактов, специфичность языка. Общепризнано, что "стыки" наук - это точки, зоны их роста.
2. Науки второй степени родства с психологией труда - те отрас
ли технологического знания, предметом которых является орудий
ное оснащение трудовых процессов, - теория, расчет и конструиро
вание машин, приборов. Сюда же можно отнести отрасли знания на
стыке техники и искусства, возникшие в последнее время, - техни
ческую эстетику, теоретические вопросы художественного констру
ирования.
Психолог труда здесь должен учитывать тенденции техни
ческого прогресса, ориентироваться в мире технических средств тру
да, используя новую информацию. Вместе с тем специалист-психолог
может быть полезным в деле проектирования новых технических
средств.
3. В третьей степени родства с психологией труда находятся науки
о системах биологических, технических, о неживых природных сис
темах, об объективных социальных, социально-исторических, соци
ально-экономических процессах, о знаковых системах (математика,
математическая логика, семиотика), об искусствоведении. Здесь пси
хология чаще всего черпает информацию для правильного понима
ния трудовой деятельности соответствующих профессионалов, для
составления профессиограммы и др.
Составить правильное представление о психологии труда как отрасли науки - значит разобраться в ее связях и взаимодействиях с другими психологическими науками. При этом мы будем исходить из информации, которая отражена в традиционно издаваемых библиографических указателях по психологии.
Общая психология может рассматриваться как научная, теоретическая основа для понимания конкретных феноменов, характеризующих субъект труда и его активность на разных уровнях (начиная от сенсорики и аффективности тона ощущения и заканчивая отношениями личности и психологическими аспектами мировоззрения). Вместе с тем общая психология - это отрасль, которая, в свою очередь, может совершенствоваться, используя достижения психологии труда. Это объясняется тем, что психология труда изучает ведущую деятельность взрослого человека.
Взаимодействие общей психологии и психологии труда может быть одним из механизмов приближения психологии в целом к жизни при сохранении достаточной теоретической строгости (а она генерируется прежде всего в общей психологии как наиболее удаленной от сложных естественных психических реальностей) в решении научно-практических задач.
Детская, возрастная и педагогическая психология проясняют важный для психологии труда вопрос о развитии человека как субъекта деятельности, в частности, трудовой. Психология труда разрабатывает необходимое для решения задач трудового обучения и воспитания системное представление о мире трудовой деятельности, о мире профессий, о некоторых "эталонах" личных качеств, необходимых успешно трудящемуся человеку. Психология труда дает обоснованное представление о том, какая производительная сила (в ее психологическом аспекте) нужна современному обществу. А это представление - основа для разработки вопросов обучения и воспитания. Можно назвать ряд проблем, где "открыты границы" между обсуждаемыми отраслями психологии: трудовое воспитание, профессиональное просвещение, профессиональное самоопределение и профконсультация, профориентация учащихся и др.
Психология детей, аномальных на уровне анализаторов моторики, находится по отношению к психологии труда в положении, принципиально сходном тому, которое занимают детская и педагогическая психология. Адаптировать аномального ребенка, подрастающего человека к обществу - это значит, в частности и прежде
всего, адаптировать его к труду. При решении задач такой адаптации подчас с пользой для дела рушатся предрассудки относительно недоступности некоторых видов труда для детей с недостатками, например, слуха, зрения; уточняются представления о психологических требованиях профессий к человеку, о профессиональной пригодности. Это предполагает построение исследований на основе и с учетом теоретических и методических достижений психологии труда, с учетом открытых в этой отрасли науки фактов и зависимостей.
У патопсихологии и медицинской психологии есть общие с психологией труда специфические пограничные проблемы, связанные с психологической экспертизой трудоспособности людей с нарушенным здоровьем (душевным или телесным). Важными являются также проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов - сохранение их остаточной трудоспособности, подбор, проектирование для них подходящих условий, занятий, позволяющих обрести в конечном счете достойное место в трудовом коллективе, сознание своей полезности. Например, человек, у которого в результате несчастного случая сохранились на руках только два пальца (большие пальцы рук), может в швейном цехе выворачивать "налицо" сшиваемые здесь рукавицы. Делает он это успешно, честно зарабатывает себе на жизнь, осознает себя приспособленным к жизни. Но все это происходит не автоматически, а как результат кропотливой работы соответствующего специалиста-психолога, подготовленного в научно-практическом отношении.
Такие отрасли знаний, как инженерная психология, космическая психология, психология искусства, психология творчества, юридическая психология, психология спорта, психология управления, социальная психология, в большей или меньшей степени пересекаются с психологией труда или оказываются ее частными разновидностями, имея в качестве объекта не абстрактные процессы деятельности, динамики информации, социальной коммуникации и управления социальными процессами, а реальных трудящихся.
Указанными связями определяется место психологии труда в системе наук. Психология труда, являясь отраслью психологической науки, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труду и от психологических качеств личности работающего.
Предметом психологии труда является психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности работающего (профессиональные способности) и его взаимодействие с производственной средой.
Психологическая сущность трудовой деятельности заключается в тех требованиях к психическим свойствам, состояниям и процессам, которые предъявляет к работающему его профессия. Для успешного осуществления профессиональной деятельности (профессии и специальности) необходимы различные особенности личности рабочего: его опыт, характер, психическое состояние, внимательность, восприятие, память, мышление, эмоциональность, психомоторика, определяющие способности к этой деятельности.
Активность человека, использующего производственное оборудование, инструменты на штатном рабочем месте, вовсе не обязательно является трудом в психологическом значении слова.
Выделим основные психологические признаки труда:
1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата.
Способность предвосхищать результат деятельности очень развита у человека и не свойственна ему как субъекту труда. Наличие мысленного предвосхищения результата активности еще не делает ее трудом.
Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для широкого коллектива, т. е. как социально ценный. И притом как имеющий положительную ценность. Деятельность не может быть охарактеризована как труд в психологическом значении этого термина, если сознание социальной ценности ее результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности. Дело не просто в самом по себе "чистом" сознании, в понимании соответствующих слов, а в том, что это знание оказывается реальным регулятором активности, деятельности, поведения человека.
В связи с обсуждаемым психологическим признаком труда важно отметить, что слово "предвосхищение" указывает одновременно и на гностический, и на аффективный компоненты образа результата деятельности. Ведь "восхищение" - это некоторый подъем чувств.
В свою очередь, гностический компонент представления о результате труда складывается из предвидения собственного продукта, с одной стороны, и понимания его ценности (позитивной ценности, или "антиценности") для людей - с другой. Таким образом, в рас-
сматриваемом признаке можно выделить три относительно самостоятельных компонента:
а) более или менее ясное знание о продукте деятельности;
б) более или менее четкое осознание его социальной ценности;
в) более или менее выраженный аффективный тон соответствую
щих знаний, представлений, образов.
Знание о результате (т. е. о том, чего пока нет) включает и образные, и понятийные компоненты, соотношения которых различны в зависимости от специфики предмета труда и типа мышления человека. Так, если повар придумывает фирменное блюдо, то знание результата труда включает и товароведческие критерии вкусовых достоинств пищи, выраженные в речи, в виде усвоенных (внутренних, субъективных) сенсорных эталонов, и образы воображения не только зрительной, но и вкусовой, а также обонятельной модальностей. У химика-аппаратчика, занятого производством серной кислоты, знание о конечном продукте может выступать, в основном, в вербальной форме - в виде численно заданных требований к количеству и качеству его.
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.
Только лишь сознание обязательности и связанные с этим волевые усилия по ее реабилитации специфичны не только для труда. Деятельность становится трудом в том случае, если имеются не только идея обязательности, а и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целей его деятельности и формы социального санкционирования, одобрения этих целей. Ведь сознание обязательности и мобилизация волевых усилий могут характеризовать и деятельность по реализации чисто личных, даже и эгоистических или асоциальных замыслов.
Когда речь идет о труде, в наличии должны быть задания, сформулированные ответственными представителями производственного коллектива, общества. Эти задания могут быть сформулированы в виде планов, программ, устных или задокументированных производственных задач. Для детей и подростков социально значимые цели или задания формулируют взрослые люди - родители, учителя, а в отдельных случаях - друзья. Исключением из этого ряда может быть деятельность творческого, поискового характера, когда субъект сам ставит перед собой цели и определяет задачи.
Для того чтобы деятельность могла быть отнесена к категории труда (с точки зрения психологии), цели ее должны быть либо внешним образом признаны, отмечены в какой-то социальной группе (в семье, в производственном коллективе), либо логически подчинены определенным общественно важным целям (хотя бы в осознании самого субъекта деятельности).
Рассматриваемый психологический признак труда имеет, как и первый, когнитивный и аффективный компоненты. Когнитивный компонент выражается в сознании субъектом большей или меньшей неизбежности принятого порядка вещей и сознания ответственности перед людьми. Аффективный компонент - в эмоциональных реакциях, состояниях, отношениях, связанных с параметрами стабильности - изменчивости условий протекания деятельности, соотносимыми с ее целью. Человек не просто помнит и понимает, какая цель задана, но его тревожат, волнуют факты совпадения или рассогласования хода, направления деятельности с ее идеальным планом.
3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности.
Использование орудий - достаточно общий признак деятельности человека. Своеобразие труда сводится к тому, что его орудия, средства оказываются предметом особого внимания, интереса более или менее широких общностей людей и в связи с этим оказываются очень "живучими" в методическом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов.
Если иметь в виду определенного, конкретного трудящегося человека, то его деятельность тем в большей степени будет иметь, при прочих равных условиях, психологические признаки труда, чем лучше он ориентирован в орудийных средствах деятельности - внешних и внутренних - и правилах их применения. Короче говоря, чтобы деятельность стала трудом (т. е. той деятельностью, которая создала человека, выделив его из животного мира, и которая продолжает его ваять), недостаточно, чтобы человек взял в руки, скажем, лопату, сварочную горелку, встал за пульт робототехнического комплекса, или организовать команду для достижения какой-то цели. В труде предполагаются знания возможностей и ограничений, вариантов применения орудий, средств труда и, следовательно, соответствующий выбор (или знание, что существует наиболее предпочтительный вариант или наилучший способ применения их).
Наряду с общезначимыми, принятыми для многих средствами деятельности могут быть и индивидуальные или индивидуализированные. Например, мастерство, как высшая форма профессиональной квалификации, во многом создается индивидуальным, приспособленным к конкретному человеку орудийным оснащением деятельности.
Рассматриваемый психологический признак труда имеет три компонента: когнитивный (знание средств труда, их тонкостей), операторный (владение средствами труда) и аффективный (соответствующие эмоциональные переживания, состояния).
4. Осознание межличностных производственных зависимостей, отношений ("живых" и овеществленных).
Практически всегда если не объекты, то вещественные орудия труда, условия его скрывают в себе овеществленные межличностные отношения: инструменты кем-то сделаны, кем-то доставлены; материалы кем-то добыты, подготовлены, изготовлены; условия труда кем-то организованы, поддерживаются в норме и пр. Если человек беспечно, бездумно теряет или ломает инструмент, "запарывает" заготовки, полуфабрикаты, то его деятельность теряет признаки трудовой, даже если она протекает на штатном рабочем месте. Она приближается скорее к так называемым орудийным действиям антропоидов (высших обезьян), которые могут не только использовать палку, чтобы достать предмет, который их привлек, но и вставить одну палку в другую и этим новым орудием достать недоступную приманку. Но это еще не делает их активность трудовой деятельностью.
Этот психологический признак имеет когнитивные и аффективные компоненты (знание о соответствующих межличностных отношениях и то или иное эмоциональное сопровождение его).
Итак, в контексте психологии труда мы будем понимать труд (по Е. А. Климову ) как функциональную психологическую систему, характеризующуюся рассмотренными выше четырьмя признаками. Если хотя бы один признак отсутствует, то данная активность пока не есть труд в психологическом смысле слова.
Психология труда изучает множество проблем, разрабатывает огромное количество конкретных задач и вопросов. Структура основных проблем психологии труда представлена на рис. 1.
Психологический анализ профессиональной деятельности (психология профессий)
Психологические проблемы, связанные
с | рабочими | кадрами | ( | " условиями | с оборудованием | ||||||||||||||
труда | |||||||||||||||||||
\ | J | ||||||||||||||||||
i | |||||||||||||||||||
га | |||||||||||||||||||
о | о | к о | Ч | ||||||||||||||||
Подбор | расстановка кадр | Подготовка кадр | Взаимоотношени адров в процессе эудовой деятельно | Повышение аботоспособности | Безопасность тру | Рационализация проектирование овой техники и овой трудовой еятельности | |||||||||||||
к | пин | ■*■ о, | ■/-> | vo а а а ч | |||||||||||||||
Конкретные задачи и вопросы |
Рис. 1. Структура основных проблем психологии труда
1.2. КАКИЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕТ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА?
Методы психологии труда - это совокупность способов и приемов изучения различных аспектов трудовой деятельности.
Психология труда использует основные методы общей психологии, специфические методы психологии труда, а также некоторые методы других наук.
Существует ряд основных требований к практическому применению методов психологии труда:
1. Принцип объективности
Методы психологии труда должны соответствовать теории их породившей, задаче, решаемой с их помощью, и условиям, в которых эта задача решается. Принцип объективности изучения требует не
ограничиваться поверхностными проявлениями изучаемых явлении и своими мнениями о них, а находить закономерности, управляющие ими, обосновывать выводы зарегистрированными фактами, доступными проверке другими людьми.
2. Принцип единства личности и деятельности
Каждая трудовая деятельность, как и каждая личность работающего, имеет свою психологическую структуру, раскрываемую при ее изучении разными методами. Не вся психологическая структура конкретной трудовой деятельности или личности равнозначна: отдельные ее профессионально значимые компоненты весьма существенно влияют на конечный эффект деятельности, другие могут совсем не влиять; одни ее компоненты оказываются устойчивыми в неблагоприятных условиях, другие - чрезвычайно уязвимы. При изучении психологической структуры трудовой деятельности особое внимание необходимо уделять как профессионально значимым, так и легко уязвимым компонентам их структуры.
Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а в разных видах деятельности. Личность работающего и трудовую деятельность необходимо исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов. Если же изучение проводится однократно, оно должно рассматриваться только в качестве "среза".
3. Принцип целенаправленности
Исследователю дожно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно решать. Метод должен быть подчинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни проводились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы практики, нередко весьма эффективна такая последовательность построения исследований:
1) широкое наблюдение и массовый опрос практиков;
2) анализ собранного материала и отбор заслуживающих внима
ния мнений и предложений с целью определения наиболее актуаль
ных психологических проблем;
3) разработка рабочей гипотезы и методики исследования с при
менением соответствующих решаемым проблемам методов.
Лучше всего, когда любая задача решается не одним, а несколькими методами, взаимно дополняющими друг друга.
На рис. 2 представлена классификация методов психологии труда. Основными методами психологии труда (как и общей психологии) являются наблюдение и эксперимент. Остальные методы выступают как вспомогательные. Рассмотрим специфику основных методов.
Наблюдение
Наблюдение является важным методом психологии труда. Оно дает много ценных сведений и в теоретической, и в практической областях деятельности психологии. Этот метод можно рассматривать как самостоятельный, но чаще всего его используют в сочетании с каким-либо другим методом. Например, наблюдение может быть дополнением эксперимента. Наблюдение как метод является неотъемлемой частью любого вида деятельности психологии труда. Он находит применение при анализе организации рабочего места, при решении вопросов, связанных с обучением, в социально-психологических исследованиях, психодиагностике и т. д.
Наблюдение - это метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии явлений с целью изучения их специфичных изменений в определенных условиях.
Сущность метода наблюдения состоит в том, чтобы замечать все мелочи, следить за осуществлением определенной деятельности, за явлением или ситуацией, систематизировать и группировать их.
Для метода наблюдения характерны плановость, систематичность и точность. Плановость проявляется в предварительном изучении материалов и анализе явлений, в том, что заранее намечаются все этапы процесса наблюдения, согласуются и утверждаются формы записей и т. п. В практической деятельности нельзя недооценивать эти моменты. Если их игнорировать, снизится ценность и изменится целенаправленность наблюдения, оно будет носить случайный и поверхностный характер.
КРАТКИЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
В начале курса ответьте для себя на несколько вопросов:
1. Какую часть своей жизни трудится человек?
2. За счет чего можно продлить свою жизнь?
3. В чем смысл Вашей жизни?
Для большинства людей кажется очевидным то, что человек жив, пока его помнят, а помнят его, пока пользуются плодами его труда.
Психология труда - область психологии, изучающая психологические характеристики трудовой деятельности. Предмет исследования - психологические составляющие: процессы, состояния, свойства личности, проявляющиеся в процессе труда.
Психология труда связана с инженерной психологией и эргономикой.
Труд - это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка.
Деятельность представляет собой активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Функции труда: 1.познавательная; 2.преобразующая; 3.ценностно-ориентационная; 4.коммуникативная; 5.создание и потребление художественных ценностей.
Начало ХХ века в мире ознаменовалось бурным ростом промышленного производства и, как следствие, желанием владельцев фабрик и заводов повышать прибыль от своих предприятий. Прежние методы и штампы поведения исчерпали все возможности роста прибыли, поэтому владельцы крупных капиталов для достижения своей цели стали искать новые пути повышения эффективности производства. Это привело к тому, что к решению этой проблемы стали привлекаться люди науки.
Первые шаги в научном изучении трудовой деятельности обычно связывают с именем Ф.Тейлора, который на рубеже ХIХ - ХХ веков проводил экспериментальные исследования простого машинного труда. На первоначальном этапе развития проблематика психологии труда входила в более широкую сферу психотехники - научного движения, содержанием которого было приложение психологии к решению практических вопросов. Термин “психотехника” был предложен в 1903 году немецким психологом В.Штерном. Основателем психотехники считается немецкий психолог Г.Мюнстенберг.
Зарождение отечественной психологии труда связано с именем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись рефлекторной природой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изучению роли этих процессов (прежде всего ощущений и восприятий) в трудовых актах. Он поставил вопрос о формировании трудовых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии). И М. Сеченов ввел новое понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности.
Психология труда, возникшая на рубеже XX в., изучала различные виды профессиональной деятельности, требования деятельности к человеку, его психофизиологическим возможностям, морально-волевым качествам, необходимые профессиональные способности и навыки. Одной из важных задач психологии труда был анализ содержания, средств и условий труда. Большое значение придавалось профилактике производственного травматизма, диагностике работоспособности и утомления, определению оптимального режима труда и др. Однако в центре внимания исследователей стояли в основном исполнительские, операционные аспекты труда, его психофизиологические характеристики. Центральной проблемой отечественной психологии труда являлось приспособление человека к орудиям, процессам и условиям труда. При этом адаптация работника изучалась преимущественно по линии психофизиологических характеристик человека. Ценностные, смыслообразующие, мотивационные аспекты труда не исследовались,
Таким образом, психологические исследования трудовой деятельности не давали целостного представления о профессиональном становлении работников, формировании профессиональных намерений, причинах выбора или смены профессии, этапах трудовой карьеры, проблемах профессионализации и дезадаптации.
Объект психологии труда - труд.
Предмет психологии труда - психологические составляющие (характеристики) труда (субъект труда - псих. процессы, состояния, свойства - как они включены и проявляются в процессе труда) (Е.А.Климов,1992).
Объектом изучения психологии труда является человек как участник процесса создания потребительных ценностей. Но человека в трудовой деятельности изучают и другие, биологические и социальные, науки: физиология трудовых процессов, гигиена труда, терапия и профилактика профессиональных заболеваний, конкретная экономика, трудовое право, охрана труда, этика, социология, теория трудового воспитания; возникновение и развитие трудовой деятельности человека составляют предмет изучения археологии и истории материальной культуры. Поэтому совершенно справедливо выдвинутое Б. Г. Ананьевым и развитое его последователями положение о необходимости комплексного изучения человека в труде (Дмитриева М.А.,1979)..
Предмет психологии труда - психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметами и орудиями труда, с физической и социальной средой (Дмитриева М.А.,1979).
Основные задачи (Дмитриева М.А.,1979), стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях,-это
1. гуманизация труда
2. повышение производительности труда.
Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболевании, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.
Важным показателем превращения психологии труда и инженерной психологии в непосредственную производительную силу является развитие не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Фундаментальные исследования выполняют роль, своего рода, постоянного стратегического резерва, обеспечивая длительное и непрерывное управляющее воздействие науки. В психологии труда и в инженерной психологии все большее внимание уделяется разработке теоретических проблем, методологическим вопросам, связанным, прежде всего, с системным подходом и созданием методов комплексного исследования.
Актуальные практические проблемы современной психологии труда: профессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих. Все эти мероприятия входят в структуру научной организации труда. Решающим условием выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач являются совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимствованы и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры. Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем:
1. Изучение путей становления гармонии между человеком и его профессией. Иными словами, изучение закономерностей становления динамического равновесия системы «субъект труда - профессиональная среда»;
2. Изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности;
3. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры;
4. Изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры;
5. Изучение структуры состояний человека в труде и закономерностей динамики этих состояний;
6. Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда
(Дмитриева М. А., 1979).
Средством труда с точки зрения психологической науки - любая реальность, дающая возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно поставленной цели. Так, средством труда педагога может быть и бывает, в частности, интонация речи - подбадривающая, требовательная и т.д. Таким образом, средства труда вовсе не обязательно бывают вещественными, но могут быть и функциональными - в том смысле, что представляют собой некоторые упорядоченные процессы, явления поведения или внутреннего мира, собственно психики. Некоторые функциональные средства являются внешними по отношеню к знанию субъекта труда, а некоторые – внугренними (ДубовыйЛ.М., 2000)
Предрассудки о труде: идеал «легкого труда», наивный антиэнтропизм, душеведческая слепота, презумпция превосходства ученого над «практиком». Психологические признаки труда; отличия труда от других видов деятельности (игры, общения, учения) все эти вопросы полно освещены в книге (Пряжников. Н.С., 2001)
Вопросы для самоконтроля.
1. Предмет психологии труда как отрасли науки. Взаимосвязь психологии труда с другими науками, изучающими человека в труде и с другими психологическими дисциплинами.
2. Объект, предмет психологии труда. Основные задачи психологии труда.
3. Актуальные проблемы (теоретические и практические) психологии труда.
4. Функции труда.
5. Основные этапы развития психологии труда (Сеченов, Тейлор, Мейо и т.д.).
6. Что изучали психологи в рамках хотторнского эксперимента, каковы его итоги и значение для индустриальной психологии?