Как самому сделать узбекский нож пчак. Узбекский нож пчак (история происхождения, рабочая гипотеза)

Узбекский нож пчак (история происхождения, рабочая гипотеза).

Когда-то давно в 1991 году, будучи студентом кафедры археологии МГУ, я отправился в археологическую экспедицию, организованную Музеем народов Востока, в Самарканд. Одно из первых поразивших меня тогда впечатлений в кишлаке под Самаркандом были постоянно встречающиеся на улице старики (бабаи) в ватных халатах (чапанах), подпоясанные ремнем, на котором часто можно было увидеть висящий в ножнах нож. Как мне объяснили тогда "старшие товарищи", ходить с ножом по улицам старикам разрешено, потому что нож считается элементом национального костюма. Набравшись смелости, я попросил одного старика показать мне свой нож. Не без гордости достал он его из ножен и продемонстрировал (в кишлаке знали, что я из археологической экспедиции и относились с уважением). Такой экземпляр видеть раньше мне не доводилось. Он был очень необычен - тонкая у основания клинка рукоять, расширяющая к навершию (как бы заканчивается "наболдашником"), сделанная из рога, и прямое широкое лезвие с плавным подъемом к спинке, образующее достаточно острый кончик. Нож был отполирован так, что в нем я мог увидеть свое отражение, а на его лезвии, ближе к рукоятке, был орнамент, выполненный "арабской вязью". Старик назвал его "пичок" (нож) и сказал, что я могу купить такой же на базаре на окраине города.

В ближайший же выходной я отправился на базар и после продолжительной торговли с продавцом стал обладателем самого большого экземпляра из тех, что были у него в тот день на прилавке. Вернувшись из экспедиции, на долгие годы я стал обладателем ножа, которому завидовали все мои приятели.

Иллюстрация 1. Пчак из Самарканда, 1991 год.

Сегодня, конечно, все иначе. Купить пчак в Москве не составляет проблемы. Но, покупая пчак, очень многие не знают, что они приобретают.

История и происхождение пчака туманны и запутаны.

Сегодня пчак называют традиционным национальным ножом народов проживающих в Средней Азии - узбеков и уйгур.

Ближайшие к современным по времени экземпляры XIX-XX веков (этнографический материал, ставший известным современной науке после вхождения Средней Азии в состав Российской Империи во второй половине XIX века, полученный в результате различных экспедиций), которые сегодня представлены в музеях, являют нам совершенно иной тип ножа - с узким лезвием и длинным и плавным его подъемом к острию. Объясняют такую форма клинка просто. У этих пчаков клинки сточены до предела, и изменение формы произошло в результате длительного практического употребления.

Археологические данные нам тоже не дают однозначного ответа на вопрос происхождения пчака: в Согдиане (территория, охватывающая современный Узбекистан) в V-VIII веках были распространены два типа ножей: 1.С прямым лезвием; 2.С изогнутым лезвием. Максимальная ширина лезвий обнаруженных экземпляров 1,8 см, черенок пластинчатый с сужением от лезвия к кончику (от 3 мм до 1 мм). Все ножи были разноразмерные, общей длиной до 14,5 см, длина черенка, при этом, до 3,5 см. Оба типа были широко распространены и в большом количестве найдены в Пенджикенте, Кайрагаче, в Шахристане. (Якубов Ю. "Раннесредневековые поселения горного Согда. Душанбе, 1988, стр 235).

Стоит отметить крайне плохую сохранность находок (климат и слои Средней Азии беспощадны к железу), что крайне затрудняет типологию.

Иллюстрация 2. Изображения найденных ножей, которые датируются V-VIII веками (номера 4-6).

Есть также археологические данные о ножах, встречающихся в погребениях кочевников на территории Средней Азии, датируемые последней четвертью XIV века. Это ножи "стандартной универсальной ножевой конструкции" представляют удивительно стойкую, единообразную серию. Они имеют следующие характерные признаки. Спинка клинков образует слабо выраженную дугу, плавно опускающуюся к носу. Режущая кромка дугообразна, но более крута, нежели спинка. Центральная ось клинка и черенка смещена в сторону спинки. Длина клинков колеблется от б до 14 см. толщина 1,5 мм, ширина клинка у основания 1-1,5 см (в зависимости от длины). Черенок подтреугольнон формы длиной 2-4 см. Ширина черенка у основания составляет около половины ширины клинка. Отношение длины клинка к длине черенка чуть-чуть более 3:1.

Черенок всегда отделен от клинка строго перпендикулярными уступами, являющимися конструктивными признаками. На основание клинка приваривалась узкая — 1,5-2 мм шириной и толщиной железная обоймочка, являющаяся своего рода замком, запирающим нож в ножнах. Это очень хрупкая, зачастую не сохраняющаяся деталь. О ее наличии свидетельствуют строгая перпендикулярность уступов и следы, ею отпечатанные, которые можно заметить на нереставрированном металле.

Ножи имели также деревянные ножны, что зафиксировано следами дерева на клинках.
Данный тип ножа широко распространен среди кочевников уже в конце первого тысячелетия нашей эры.

Иллюстрация 3. Изображение ножей кочевников в последней четверти I тысячелетия, тип 3 по Минасяну.

Все упомянутые типы ножей не имеют ничего общего с нынешней формой пчака. Когда и при каких обстоятельствах произошел "подъем" черенка рукояти на линию спинки лезвия так, что черенок рукояти расположен в верхней трети части клинка, и с чем это было связано, ответить пока невозможно.
То есть древние экземпляры ножей являют нам совершенно иной конструкционный тип. Возникновение современного типа пчака можно объяснить тем, что он был привнесен извне или существовал в регионе, но такие ножи пока неизвестны и не описаны.

На просторах интернета бытует мнение о появлении ножей похожей формы в Средней Азии в XIV-XV веках. Связывают их появление отчасти с завоеванием Азии Тамерланом и "косвенным запретом для местных мужчин носить оружие/кинжалы". Лишить узбеков права носить оружие, а самым распространенным видом оружия ввиду доступности были ножи или кинжалы, власти не могли. Это вековая традиция, свято почитаемая на Востоке. И тогда обратились к ремесленникам-пичакчикам (ремесленники-ножевики), которых "убедили" изменить конструкцию ножа для населения, превратив его в предмет хозяйственно-бытового назначения. Для компенсации потери боевых качеств ножа, узбекские мастера обратились к внешней форме. Так возникла новая форма рукояти, весьма напоминающая рукоять сабли или карда.

Изменение формы одновременно решало и иную проблему - в случавшихся драках на ножах (по узбекски "пичакбозлик"), противники старались не убить, а только ранить, иначе за убийство полагалось выплачивать родственникам потерпевшего большой "хун" - выкуп за кровь. Появившаяся форма ножа снижала вероятность летального исхода в подобных ножевых поединках.

Но данная точка зрения не имеет полноценных обоснованных источников, неизвестны переходные/ранние формы пчаков.

Можно расмотреть гипотезу о самостоятельном развитии пчака, который изначально и был исключительно хозяйственно-бытовым (кухонным, поварским, столовым) предметом и появился в Средней Азии под внешним влиянием, но пока его ранние находки неизвестны.

Стоит сразу сказать, что типологически форма пчака (одна линия спинки и черенка) встречается в различных культурах, в разные эпохи и относится, в первую очередь, к ножам хозяйственно-бытового (кухонного) назначения. Например, бронзовые ножи карасукского типа.

Иллюстрация 4. Карасукские ножи. (Д.А.Авдусин, "Основы археологии")

Еще одним примером могут служить ножи первого тысячелетия Восточной Европы, которые характеризуются плавной линией перехода спинки в черенок с незначительной "вершиной" в центральной части. Черенок в форме узкого треугольника длиной 4-5 см, как правило, отделен со стороны режущей кромки плавным уступом. Режущая кромка у целых экземпляров таких ножей прямая и только к концу круто загибается вверх.

Иллюстрация 5. Ножи со "спинкой лезвия переходящей в черенок без уступов", тип 1 по Минасяну.

Прямые переходы линии спинки лезвия (обуха) в рукоять встречается также на русских "столовых/кухонных" ножах XV-XVI веков из Зарядья (Москва).

Иллюстрация 6. Ножи из Зарядья, датируются XVI-XVII веками.

Похожая типологически форма ножа встречается даже на другой стороне земного шара - ножи гаучо в Аргентине.

Иллюстрация 7. Нож Гаучо из Аргентины.

Наконец, если мы обратимся к современности, то сразу же вспоминаются японские кухонные/поварские ножи также имеющие аналогичную пчаку конфигурацию с тонкими рукоятками и прямым переходом спинки лезвия (обуха) в рукоять.

Нельзя не сказать и о том, что Средняя Азия - это огромная территория, по которой в древности пролегал «Великий шелковый путь» из Китая, осуществлялись торговые связи с Индией и странами Средиземноморья. Эта земля насыщена историческими событиями. Сегодня мы узнаем о них из сочинений античных греческих и римских авторов, средневековых манускриптов арабских ученых-книжников, обнаруженных археологических памятников.
На заре человеческой истории, до IV века н.э., на территории Средней Азии создавались и рушились империи: Персидская, Александра Македонского и Селевкидов. Существовали и исчезли Греко-Бактрийское, Кришанское и Парфянское царства. Позже часть этих земель входила в состав государства Сасанидов, в Арабский халифат. В XI-XIII вв. на этих землях возникли не менее могущественные государства: Газневидов, Карахнидов, Гуридов и Хорезмшахов.

После завоевания этой территории монголами образовалось Чагатайское ханство, а затем огромная держава Тимура и его потомков.

Земли Средней Азии стали родиной многих тюркских кочевых племен, занимавшихся скотоводством. Но это и место, где появились древнейшие земледельческие культуры.
Расположение на пересечении торговых и миграционных путей, здесь всегда присутствовало культурное влияние извне: влияние кочевников из восточных степень, влияние иранской (персидской) культуры из Малой Азии (Персии), эллинистическое влияние, влияние культур Индии и Китая.

Несомненно, на появление пчака у узбеков повлияли похожие формы/типы ножей индо-иранского и тюрского происхождения - иранский кард, турецкий бичаг, индо-иранские пешкабз, чура, каруд и хайбер, индийский кирпан. Все эти ножи чаще датируются не ранее XVI, а то и XVII-XVIII веками, только пешкабз иногда относят к XV веку.
В завершении "исторического обзора" можно сделать предположение о возникновении пчаков уже после XV века под влиянием индо-иранской традиции с "жестким функциональным назначением" - кухонный/поварской нож. Владельцам пчаков прекрасно известно насколько они замечательно подходят для нарезки мяса и овощей.
Но для узбеков это не просто хороший кухонный нож, но и прекрасный подарок мужчине, имеющий сакральное значение. Холодное оружие - непременным атрибут национальной одежды у многих народов Востока. Даже тот, кто по своему общественному положению не имеет права владения длинноклинковым оружием (земледельцы и ремесленники), носит на поясе нож в ножнах.

В отличие от бытующего у нас суеверия, что ножи дарить нельзя (это якобы приносит несчастье), в Средней Азии до сих пор такой подарок считается престижным и желанным. По представлениям народов Средней Азии острые и остроконечные предметы приобретают силу оберегающих амулетов, отгоняющих несчастье и болезни. И пчаку тоже приписывается подобная сила оберега. Нож, положенный под подушку, в головах младенца, считается средством охраны его здоровья. Если заболевал взрослый человек, ему на голову вместо компресса могут положить нож, оберегая этим от действия злых сил.

Пчак подаренный сыном отцу демонстрирует огромное внимание и любовь, и для отца такой подарок считается большой честью.

Нож дарят и «настоящему джигиту», каждому потенциальному воину - юноше, достигшему 18-летнего возраста.
Чаще всего ножи (хозяйственно-бытовые, не оружие), как элементы национальной одежды, встречаются у скотоводов-кочевников и охотников - североамериканских индейцев, аргентийской народности гаучо, якутов, бурят, лапландцев.

И в случае с пчаком прослеживается прямое влияние тюркоязычных кочевых народов, пришедших в средние века на территорию оседлых земледельцев - узбеков.
В этой части обзора были рассмотрены некоторые аспекты происхождения и назначения пчака. Во второй части поговорим уже о конструкции и встречающихся типах современного ножа-пчака.

Статья для еженедельника Даракчи.

Новость о том, что знаменитый мастер из Шахрихана, Хайрулло Абдурахимов, выставляет в Ташкенте свои работы, быстро облетела всех поклонников искусства создания узбекских национальных ножей. Даже те, кто не собирался покупать новый нож, отправились просто полюбоваться на стальные клинки большого мастера. Мы тоже встретились с мастером для того, чтобы рассказать вам о выборе узбекского пичака.

Пичак - наше все

Пичаки, узбекские ножи ручной работы давно уже стали национальным брендом, известным по всему миру. Для жителей Узбекистана, пичак издревле был более чем просто рабочий инструмент или оружие. Пичак - это сакральный дар, великая ценность и мощный оберег. Самые крупные центры ручного производства до сих пор работают в Шахрихане, Чусте, Бухаре, Ташкенте и Самарканде.


Можно ли купить хороший пичак в Ташкенте?

Безусловно можно. К примеру на базарах Чорсу или Алайском. Однако стоит учесть, что за прилавком на базаре стоит не мастер, а в лучшем случае тот, кто просто разбирается в мастерстве создания узбекского ножа. Мастеру некогда заниматься продажами, он не покладая рук работает в мастерской, а, уже готовые изделия сдает для реализации перекупщикам. С учетом интереса последних, цены на национальные ножи на 20-30 процентов выше, чем непосредственно у мастера-пичокчи или в традиционных центрах ручного производства ножей.

Наилучший вариант покупки пичака - это приобрести его из рук самого мастера, на выставках-ярмарках, которые еженедельно проводятся в различных залах Ташкента.


Из рук в руки

Когда вы отправляетесь выбирать нож у хорошего мастера, то вам предстоит не просто покупка. Впереди у вас творческая встреча с вопросами и ответами, историями, легендами и уникальным мастер-классом по выбору ножа. Эта встреча доставляет большую радость и мастеру, и вам. Мастеру приятно видеть восхищение в ваших глазах, ему хочется рассказывать вам о своих работах. Вы же становитесь богаче на целый мир. Вы открываете для себя этот удивительный мир узбекских ножей, один из которых обязательно обретет почетное место в вашем доме.

При выборе пичака нужно помнить, что никто вам так не расскажет о свойствах ножа, как человек, который его создал. Поэтому при встрече с мастером, перебирая ножи на его прилавке, обязательно задавайте вопросы подробно о каждом пичаке. Мастер с удовольствием вам все расскажет.


Спрашивайте, спрашивайте!

Мы отправляемся с вами к мастеру Хайрулло, чтобы научиться правильно выбирать узбекский пичак. На прилавке десятки роскошных ножей. Разные размеры, разные формы, разный металл блестящих лезвий, разные рукояти. Как сориентироваться?

Для начала просто рассматривайте. Берите поочередно в руки каждый нож, на котором останавливается взгляд. Задавайте мастеру вопросы:

Как называется такой пичак?

Как называется форма лезвия?

Из какого металла лезвия? Чем лезвия из разных металлов отличаются друг от друга?

Из чего сделана рукоять?

Из чего сделан гульбанд? (место соединения клинка и рукояти)

Что означают узоры на рукоятке?

Как ухаживать за ножом? Как его точить?

Вы будете поражены рассказом мастера. Вы узнаете, что у ножей есть характеры и имена. И имен этих множество: ош пичак, кассоб пичак, чуст пичак, арабча пичак, шерхан пичак, бола-пичак, казах-пичак…


После того, как вы впервые погрузитесь в этот многоликий мир узбекских ножей, приступайте к выбору своего пичака. Для этого подробно расскажите мастеру, для чего вам нужен нож. Для работы на кухне: как основной рабочий нож, или нож для мяса, нож для фруктов, нож для шинковки. А может быть, нож вам нужен для того, чтобы брать его в походы, или сделать подарок другу? А может подарок предназначен иностранному гостю? Тогда уточните, ваш гость - знаток ножей, коллекционер, или просто любитель восточной экзотики.

Вот с этого момента нужно довериться мастеру. Он сам выложит перед вами несколько ножей в соответствии с вашими требованиями. Вновь берите каждый в руки, и вновь задавайте вопросы о каждом. Вы думаете, на этом ваш процесс выбора ножа закончится? Нет-нет! Самое главное следует далее…


Найди «свой» пичак из десяти одинаковых!

Перед прилавком мастера Хайрулло стоит юноша и выбирает рабочий нож для кухни - ош пичак. Мастер уже выложил перед ним 10 одинаковых на вид пичаков с белыми рукоятями из кости. С одобрения мастера, мы предлагаем юноше свою помощь в выборе. Молодой человек радостно соглашается.

Брать любой? Они одинаковые? - спрашивает он

Они разные

Но на вид-то одинаковые?

На вид одинаковые. Но вы поймите, это не заводская штамповка, эти ножи делали вручную. Они только кажутся одинаковыми, на самом деле они разные.

Как тогда выбирать? Куда смотреть? - растерянно перебирает ножи юноша

Смотреть не надо. Нужно чувствовать. Знатоки говорят, что узбекский пичак - вещь одушевленная, и он сам выбирает своего хозяина. Поэтому вам сейчас предстоит особая задача - «услышать» свой нож.

Юноша смотрит на нас с недоверием. Но мы продолжаем инструктаж.

Берите ножи в руки, каждый по очереди. Сожмите рукоять. Качните рукой, ощутите движение клинка, ощутите, как ложится в руку рукоять. "Свой" нож вы почувствуете сразу. Он вам отзовется. Не знаем, как он это сделает. Отзовется определенно и сильно. Может быть это будет как толчок или мгновенно нагреется в руке рукоять.

Юноша берет в руки нож за ножом. Мастер Хайрулла улыбается, наблюдая за нами. Он следит за выражением лица молодого человека. Он оценил наш способ выбора.

Вот юноша замер с очередным ножом в руке. Движения его руки стали увереннее, он словно прислушивается к чему-то.

"Ага! Он его нашел!" - радуемся мы

Но юноша откладывает нож и берется за следующий. Правильно, нужно убедиться! Тем более, что рукотворный нож он выбирает впервые в жизни.

Мы вслед за ним перебираем ножи, совершенно путая их. Но запоминаем, куда лег ТОТ САМЫЙ нож.

Юноша, перебрав все ножи, начинает поиск сначала.

Не он...Не он... - бормочет он, откладывая нож за ножом.

Вот этот! Точно вот этот! - восклицает парень, доходя до того самого, помеченного нами ножа. Значит отозвался, значит почувствовал и понял.

Вот видите, мы же говорили, что непременно отзовется! - радуемся за юношу мы. - Теперь обязательно спросите у мастера Хайрулло о том какой это металл, кость, как ухаживать за ножом и как его точить.


К вопросу о заточке узбекских ножей.

Понаблюдайте за любым узбекским ошпозом. Перед тем как приступить к работе он автоматически делает несколько движений ножа по донышку пиалы или касы, заправляя лезвие. Этот процесс сродни медитации или настройке музыкального инструмента. Словно вы настраиваетесь с вашим пичаком на одну частоту и резонируете. Дело в том, что недорогие ножи необходимо заправлять постоянно. Их сталь их такова, что единожды правильно заточенная, она требует периодической заправки.

Для хороших пичаков достаточно относить их точильщику раз в один-два года. Однако точильщик здесь нужен знающий, потому что заточка ножей ручной работы отличается от заточки фабричных кухонных ножей. И неумелые действия могут погубить отличный клинок.

Рассказывая про Узбекистан я не могу не рассказать про узбекский национальный нож - пчак. Пчак или печак (узб. Pichoq - «нож») - национальный нож среднеазиатских народов - узбеков и уйгур. Традиционно имеет прямой широкий клинок из углеродистой стали клиновидного сечения с односторонней заточкой, иногда с узким долом вдоль обуха. Тонкая круглая в сечении рукоять крепится на уровне обуха, слегка расширяется к головке, иногда оканчивается клювовидным навершием. Она может быть сделана из рога, кости или дерева, также наборной из цветного камня. Пчак носится в широких прямых кожаных ножнах. Распространён по всей Средней Азии с небольшими отличиями в орнаменте и пропорциях.

В Узбекистане из делают в основном в восточной и центральной части страны - в Хиве таких ножей уже не было, только привозные. В Бухаре, в самом центре города, находится несколько мастерских, в которых делают пчаки, но цены здесь какие-то запредельные, видимо, расчитанные за приезжающих на день туристов.

Инструменты в мастерской

Основная заготовка для ножа - автомобильный клапан, но также делают и из какой-то дешевской нержавейки, но именно ножи из углеродистой стали ценятся больше всего. Есть и сталь получше, есть дамаск, но цены на такие ножи соответствующие.


После ковки ножи получают рукоять из стекловолокна, оргстекла, металла, рога, кости, а потом грубо затачиваются на точильном круге

После полировки на них часто наносится рисунок или надписи

Я так и не понял, зачем нож покрывается тонким слоем горячего парафина (?)

Ему дают остыть


Видимо для того, чтоб потом специальной кисточкой рисуют эскиз, который в будущем будет рисунком или надписью

Финальную заточку делают на таком точильном камне

Иногда, по желанию клиента, наносят дарственную надпись

Мастерская

Ну и сами ножи


Я в Ташкенте на рынке вот такой себе прикупил - отличный нож в хозяйстве! Точится об вилку

Узбекские, Уйгурские ножи (Пчаки)

Пчак - это традиционный, национальный нож узбеков и уйгуров. Распространен по всей Средней Азии и не только. Его внешний вид своеобразен и легко узнаваем, а форма по прошествии многих лет так и осталась неизменной. У уйгурских мастеров шире ассортимент и больше разнообразия в форме клинков. В стандартном исполнении узбекские и уйгурские пчаки с приподнятым клинком (Кайик) и прямым обухом (Тугри) ни чем не отличаются друг от друга. Отличие только в рукояти и инкрустации.

Широкий клинок пчака выковывался из стали самого разного качества. Сталь невысокого качества использовалась при изготовлении ножей для небогатых слоев населения. Высококвалифицированные мастера предпочитали работать на заказ и изготавливали клинки только из высококачественной закаленной стали. Клинок пчака изготавливался в разных вариантах, согласно своему назначению.
1-й вариант - самый распространенный, когда кончик клинка приподнят вверх выше обуха клинка более чем на 5 мм - "Кайик".

2-й вариант - это нож, у которого клинок с ровным и прямым обухом - "Тугри пчак" или, как его еще называют, "Кассоб пчак". Такой вариант предназначался, в основном, для мясников.

Особенностью узбекского и уйгурского ножа является тонкая округлая рукоятка, которая прикрепляется на уровне обуха, расширяясь к концу. Иногда рукоятка заканчивается крюкообразным изгибом. В древности рукоятку пчака изготавливали из материалов доступных в те времена: дерева, кости, рога. В наши дни разнообразие материалов гораздо шире. Кроме традиционных материалов рукояти изготавливают из оргстекла, текстолита, латуни, меди и так далее.

Форма рукояти бывает двух видов:
1)Ёрма - это значит накладки с 2-х сторон на хвостовике. Она состоит из двух плашек, которые крепятся к хвостовику.
Прежде чем закрепить плашки, формирующие рукоятку, припаивают гарду и к хвостовику по периметру припаивают полоску из меди, латуни или серебра. Плашки скрепляются металлическими или медними заклепками. Также рукоять может быть наборной, выполненной из цветных, драгоценных или полудрагоценных камней (например из садафа (переламутра).

2)Сухма - т.е. целиково-всадная рукоять. Она состоит из целикового материала, который можно вставить в хвостовик и этим придать в рукояти классическую форму, которая подходит практически под любую руку. Вариант формы рукояти сухма изготавливается из рога разных животных, оргстекла, текстолита, латуни,меди и других материалов. В инкрустации также могут быть использованы материалы из цветных, драгоценных или полудрагоценных камней.

В былые времена и по сей день, каждый уважаемый мастер обязательно ставил на изготовленном качественном ноже свое клеймо, так называемое «тамга». Главными элементами клейма была исламская атрибутика - изображение звезд и полумесяца. Современные мастера, занимающиеся изготовлением ножей также отмечают свои уникальные изделия символами ислама или же ставят клеймо хлопка, название городка, где изготавливают эти ножи или номер дома, где живет сам мастер. Но есть мастера, которые не ставят клеймо,так как работу этих мастеров можно узнать по уникальным, четким рисункам на гарде или изумительной, качественной работе. Свои личные данные мастер, при желании, может выгравировать с другой стороны лезвия или на рукояти ножа.


Клинок дорогостоящего пчака украшают национальным орнаментом, а рукоятку - круглыми декоративными элементами, называемыми "кёз" или на персидском "чашмак"- это значит"глаз, глазки", которые изготавливаются либо из цветных или драгоценных металлов, либо из кости или перламутра, которые впрессовывают в плашки рукоятки.


Ножны для пчака шьют из натуральной кожи или плотной материи и украшают драгоценными или полудрагоценными материалами (например: латунь, медь, серебро). Внутри них предусмотрены специальные деревянные вставки, чтобы при вытаскивании ножа ножны оставались целыми. Ножны довольно глубокие, так как пчак туда вставляется без дополнительной фиксации. Как и рукоять, они украшаются декоративными цветными кружочками, часто просто нарисованными краской. На более дорогих изделиях используется аппликация. Также на них предусмотрена петля, которая продевается в пояс.
По своему назначению пчак - хозяйственно-бытовой аксессуар. Для домашней готовки- самый идеальный нож. Пчак с изогнутым кончиком "Кайик" больше используют охотники, так как для снятия шкуры он очень удобен, а мясники по большей части выбирают "Тугри пчак" для разделки туши. Пчак - не боевой нож, поскольку твердость клинка и заточка от обуха, сведенная в ноль, не позволяют такие серьёзные работы, как, например, строгать металл или открывать им консервные банки или рубить кости. Для историков и сейчас остается загадкой, с чем была связана необходимость появления ножа с формой клинка, удобной только для хозяйственной деятельности. Узбекские и Уйгурские пчаки обязательно станут незаменимыми помощниками на кухне. Или же подойдут в качестве подарка для человека, знающего историю: ведь каждый раз прикоснувшись к пчаку, мы приобщаемся к истории Древнего Востока.

У каждого народа, в зависимости от характерных географических, климатических и социально-культурных условий жизни был принят и получил наибольшее применение собственный тип ножа, имеющий отличительные особенности от подобных орудий других народностей. К их числу принадлежит национальный узбекский нож «пчак» . Появившись, согласно разным источникам, в среде среднеазиатских народов на рубеже 14-15 столетий, он и по сей день, сохранил свою форму практически неизменной.

Общее описание узбекского ножа «пчак»

Название изделия происходит от узбекского слова «печак», что в переводе означает непосредственно «нож». Ножи пчак распространены по всей Средней Азии с незначительными отличиями в пропорциях и отделке. Характерными их особенностями является широкий прямой клинок с односторонней заточкой и тонкая (уже клинка) рукоять, которая крепится вровень с обухом.

Клинок ножа может быть шириной до 50 мм. Его длина обычно равняется 16-22 см. Сечение металлической части – клиновидное, сужающееся от обуха к лезвию. От рукояти к острию толщина ножа постепенно уменьшается: от 4-5 мм до нуля. Спуски чаще всего прямые, реже – выпуклые или вогнутые. Такая геометрия обеспечивает изделию отличные режущие свойства.

По традиции, для изготовления клинка применяют углеродистую сталь. В результате воронения железным купоросом, хлорным железом, или же местными сортами глины, металлическая поверхность приобретает специфичную темную окраску с голубоватым или желтоватым отливом. Нередко клинки подвергают закалке, украшают гравировкой или выбитым клеймом. Это делает узбекский нож не только нужным элементом обихода, но и выделяет его как предмет, характеризующий культуру и быт целого народа.

История распространения ножей «пчак» со времен СССР

Во времена Советского Союза узбекские ножи пчак можно было встретить на европейской части страны в единичных экземплярах, привозимых в качестве сувениров из туристических поездок или экспедиций по Средней Азии. Наиболее распространенной была продукция единственной в Узбекистане ножевой фабрики в городе Чуст. На сегодняшний день ножи пчак изготавливаются на полукустарных производствах. Основную их массу выпускают мастера города Шахрихан Андижанской области. Там расположен целый ремесленный район, где трудятся династии кузнецов и ножовщиков.

Регулярные поставки национальных узбекских ножей в Россию стали происходить к концу 90-годов прошлого столетия. Появилась возможность приобрести их в розничной торговле: в специализированных магазинах и лавках восточной кулинарии. Одновременно, профильные интернет-магазины, руководствуясь возросшим спросом, стали предлагать на продажу ножи пчак : их фото пополнили многие электронные каталоги. В наши дни особым спросом пользуются не заводская штампованная продукция, а изделия конкретных мастеров. Авторские работы маркируются гравированными эмблемами производителя, изготовившего нож пчак своими руками , с изображением звезд и полумесяца в исламских традициях.

Популярные разновидности ножей «пчак»: шархон и старобухарский

На практике узбекский нож пчак предназначен для хозяйственно-бытовых нужд: разделки мясных продуктов, чистки и резки овощей. В зависимости от вида выполняемых операций применяют ножи различной формы. Поэтому для полноты коллекции имеет смысл приобрести основные виды узбекских ножей самых распространенных форм:

  • кайке – с приподнятым вверх острием клинка;
  • тугри – с прямым лезвием и ровным обухом;
  • кушкамалак – с двойным долом вдоль обуха.

Наиболее универсальны в применении образцы с длиной клинка свыше 14 см. Такие модели называют «шархон». Ими очень удобно производить профессиональную нарезку различных продуктов: не стуча по разделочной доске, а в пушкат-манере, как на видео кулинарных форумов.

Наряду с самыми популярными чустскими и самыми распространенными андижанскими (шахриханскими) пчками в интернет-каталогах можно встретить разновидности под названием «старобухарские». Их характерной особенностью является дугообразно выгнутый клинок, равномерно сужающийся к острию. Второе их часто применяемое название – «афганки».

Национальные традиции отделки подарочных образцов «пчака»

Для сувениров и коллекционных экземпляров предпочтительно делать выбор из штучных изделий от известных мастеров. Каждый такой нож пчак , фото которого можно увидеть на тематических сайтах и форумах, выступает шедевром конкретного мастера. При этом изготовленные в индивидуальном порядке, ножи проходят все необходимые этапы закалки и заточки, позволяющие применять их на деле.

Помимо обеспечения практических функций, подарочные экземпляры отделаны в лучших традициях восточного колорита. В немалой степени это относится к украшению рукояти, которая у узбекских ножей довольно узкая в сечении, с характерным клювообразным изгибом на конце. Ценные образцы изготавливают из различных пород дерева, рогов копытных или металла. Часто их инкрустируют перламутром или полудрагоценными камнями.

Заточка ножей и правила ухода

Мастер при изготовлении натачивает узбекский нож пчак своими руками на корундовом круге. Конец заточки определяет по тональности звука, который издает нож пчак , а видео в сети могут это наглядно продемонстрировать. Поправлять остроту лезвия время от времени можно просто о дно керамической тарелки.

Подверженный коррозии, металл клинка требует аккуратного отношения. После использования ножи нельзя оставлять мокрыми. Их следует хранить в подвешенном состоянии или на подставке, требуется насухо вытереть.