Компоненты психологической структуры личности по фрейду. Структура человеческой личности по фрейду

Одной из популярных теорий личности является психодинамическая теория личности З. Фрейда. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга.

Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

По мнению Фрейда, личность образуется 3-мя структурными компонентами:
«Оно» или бессознательное
«Я» или сознание
«Сверх-Я» или сверхсознание

Согласно этой теории личность – это противоречивое единство 3-х взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Эти 3 сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на деятельность друг друга.

Сфера «Оно» — это инстинктивное ядро личности, это бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере «Оно», определяют поведение личности. В целом функционирование сферы «Оно» подчиняется принципу удовольствия. Согласно Фрейду «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности.

Мы рождаемся с Оно. Мы не можем это изменить или повлиять, т.к. Оно уже заложено в нас.

Вторая сфера личности – «Сверх-Я» — руководствуется идеальными представлениями, принятыми в обществе идеалами морали и ценностями. «Сверх-Я» – это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Эта сфера формируется в процессе социализации и является последним компонентом развивающейся личности.

Основные источники формирования «Сверх-Я» личности – это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.

«Сверх-Я» развивается уже в возрасте 4-5 лет. С одной стороны «Оно» твердит: «хочу это», «хочу то». А «Сверх-Я» подавляет: «нельзя, ты не заслужил…». Поэтому эти 2 сферы постоянно спорят и борются между собой.

И тут разрешить спор, конфликт помогает «Я».

Третья сфера личности – «Я» — это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания, ориентируется на принцип реальности. «Я» – это, как правило, самоосознание человека, восприятие и этика им самим собственной личности и поведения. «Я» (сознание) доносит требования реального мира до бессознательного («Оно»).

«Я» стремится примирить обе конфликтующие стороны — «Оно» и «Сверх-Я» — таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены морали.

Психодинамическая концепция З. Фрейда имеет много и сторонников и противников. Теория личности З.Фрейда неоднократно подвергалась критике. Она касалась крайней биологизации человека и отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. Также теория Фрейда по существу является умозрительной, т.е. многие из содержащихся в ней положений нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании клинических наблюдений за несколькими пациентами.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский врач и психолог, профессор.

Структура личности по З. Фрейду.

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики.

Главенствующая сфера личности - «Оно» .

Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что «психическое » и «сознательное» - понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличест­вуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Характеризуя бессознательное, как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятель­ность», Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

1) оно - несловесное (невербальное);

2) «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической

силы и энергии;

3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;

4) по динамике своего образования бессознательное, есть вытесненное(Verdrangung), формирующееся на протяжении всей Жизни человека без всякого участия сознания;

5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обраща­ет внимание» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «всевременно», - сразу прошлым, настоящим и будущим.

Решающую роль в образовании комплексов играют влечения(Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознатель­ного. Представляя собой психические элементы внутренних раз­дражении организма, имеющих соматический (телесный) харак­тер, влечения подразделяются на две группы:

· влечения «Я», цель которых - самосохранение индивида;

· сексуальные влечения(libido), цель которых - продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут нико­гда не угасающую жизнь в его психике.

На основе влечений, и в особенности инфантильных влече­ний сексуального характера, происходит формирование ком­плекса Эдипа .

Комплекс Эдипа восходит к античному мифу о царе Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В учении Фрейда он означает вытесненное из детской жизни половое влечение к матери и связанное с ним агрессивное отношение к отцу.

Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого пер­вого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа(или эдипова комплекса).

Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психо­терапевтической практики подверглась им существенной корректи­ровке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более рас­ширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет со­бой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями «Я») и Танантосом (влечениями к смерти).

Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохране­нию во что бы то ни стало, или в форме сексуальной - продолже­ние рода - или в виде целостности организма. Весь физиологиче­ский процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.

Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Вторая сфера личности - «Я» , по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессозна­тельном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действо­вать новый принцип психической жизни - принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».

Пройдя цензуру, психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что нахо­дится в сознании или может войти в него, - строго процензуровано.

Третья сфера личности - «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Важнейшим является и то, что система «Сверх-Я» формирует­ся под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла».

К проявлениям «Сверх-Я» можно отнести внезапное пробуж­дение совести" у человека, возникновение «безотчетного чувства вины», строгости и презрения к себе.

Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психиче­ским механизмом -идентификацией (отождествлением). В жиз­ни человека идентификация возникает довольно часто, особен­но, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом. В дальней­шем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая их трех, рассмотренных выше систем, мо­жет быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессоз­нательного, «Сверх-Я» и предсознательного предстает более образно.

Схема наглядно показывает, что бессознательное («Оно») может взаимодействовать одновременно с двумя системами - «Сверх-Я» и «Я» и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в соз­нании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре лич­ности протекает на предсознательном и подсознательном уров­нях.

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестаби­лизировать личность, если «Я» будет неспособно восстановить между ними равновесие.

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давление со стороны «Сверх-Я». Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, - раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают «Я» снимать на­пряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его доче­рью Анной механизмы психологической защиты.

механизмы психологической защиты

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека.

Сублимация , как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначаль­но, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели при­носит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. Поэтому в диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совме­стного решения в согласительной фазе главным является смяг­чение и возможное устранение противоречий между отобранны­ми вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом проис­ходит взаимное блокирование определенных психических побу­ждений партнеров, взамен которых появляются новые, прино­сящие удовлетворение большей своей результативностью.

Проекция , состоящая в наделении других людей собственны­ми чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх-Я», мо­жет найти проявление в контактной фазе делового общения.

Какрационализа­ция - поиск удобных причин для оправдания невозможности со­вершить те или иные действия. Встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только пси­хологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его.

Вытеснение - невозможность:
- либо вспомнить какое-либо событие;
- либо воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации.

Вытеснение является защитным механизмом, сохраняющим психику человека неповрежденной. Вместе с тем травмирующая информация, вытесняясь в бессознательное, продолжает влиять на поведение и психологическое состояние человека.

Десублимация (от лат.Sublimo) - возвышаю

В психоаналитической теории - обратное перенесение сублимированной инстинктивной энергии на первоначальные сексуальные объекты.

Идеализация - психологический механизм защиты индивида; психический процесс сверхоценки объекта или субъекта.

Идентификация (от лат.Identifico – отождествляю) - по Фрейду - механизм психологической защиты заключающийся в отождествлении индивидом себя с другим человеком или группой людей. Идентификация помогает человеку овладевать различными видами деятельности, усваивать нормы поведения и социальные ценности.

Изоляция - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в уходе от общества, от других людей; погружение вглубь себя.

Интроекция - в глубинной психологии - противоставляемый проекции психический процесс; замещение внешних объектов их внутренними образами, играющими важную роль в формировании «сверх-Я», совести и пр.

Конверсия - механизм перехода вытесненных психологических желаний, идей, чувств в физиологические симптомы.

Отказ - защитный механизм, заключающийся в бессознательном игнорировании событий во внешнем и внутреннем мире.

Отрицание реальности - психологический механизм защиты, проявляющийся в том, что различные явления, факты и т.д., содержащие в себе угрозу для того или иного индивида, отрицаются и не воспринимаются им.

Рационализация - защитный механизм, заключающийся в поиске разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам. Посредством рационализации от сознания субъекта скрываются истинные мотивы его действий, мыслей, чувств.

Регрессия (от лат.Regressus - обратное движение) - защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Репрессия ( от лат.Repressio – подавлении - в психоаналитической теории - защитный механизм, специфика которого заключается в подавлении, изгнании из памяти неприятных, вызывающих боль и неудовольствие воспоминаний, образов, мыслей.

Что представляет собой личность человека? Ответы на этот вопрос не одно десятилетние искали многие ведущие психологи мира. В течение долгого времени все предположения и гипотезы о механизмах и природе развития личности сформировались в несколько основных теорий. Самые популярные среди них: аналитическая теория К. Г. Юнга, гуманистическая теория, авторами которой являются К. Роджерс и А. Маслоу, когнитивная теория личности Дж. Келли, деятельностная теория С. Л. Рубенштейна и ряда прочих исследователей, поведенческая и диспозитивная теории, и наконец, психодинамическая теория, известная как классический психоанализ, автором которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд. О последнем пункте в этом списке и наиболее ярком среди прочих примере исследования структуры личности мы и поговорим более подробно.

Зигмунд Фрейд – структура личности

До появления фрейдовской теории, изучение структуры личности сводилось к самому феномену сознания человека. Скрытые мотивы поведения и его особенности не рассматривались в глубинном разрезе. Фрейд же считал что психика это не только «сознательное». Она многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Таким образом, психическая структура личности по Фрейду представляет собой три взаимосвязанных элемента – бессознательное, предсознание и сознание. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны.

В тот период, когда Фрейд активно развивал свою гипотезу, достаточно распространенным было применение в психологической практике метода гипноза. Однако, по мнению отца психоанализа введение человека в состояние гипноза делает невозможной попытку вывести бессознательный опыт в осознанное состояние. Именно поэтому психолог создал свои методы работы с пациентами. Ими стали знаменитая и сегодня интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций.

Таким образом, структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго.

  1. «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.
  2. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.
  3. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.

Отдельное место в психологической структуре личности по Фрейду занимают стадии развития, которые прежде чем повзрослеть проходит ребенок.

  • оральная – характеризуется с получением удовольствия через ротовую полость. Любое ощущение дефицита этих удовольствий в детстве может во взрослой жизни привести к проявлению алкоголизма, курения или обжорства;
  • анальная – связана с контролем над испражнениями. Возможно возникновение специальной задержки вывода кала из организма ради получения удовольствия от последующего облегчения. В старшем возрасте это может иметь последствия в виде жадности или частых запоров;
  • генитальная – стадия, которая проявляется в личной половой идентификации. Особенностью здесь является то, что ребенок, осознавая свой пол, рассматривает родителя как потенциального полового партнера. С этим явлением связаны такие введенные Фрейдом понятия как комплекс Эдипа и комплекс Электры. То есть мальчики рассматривают мать как полового партнера и ревнуют к ней отца как соперника, а у девочек то же самое проявляется по отношению к отцам с ревностью к матери.

Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий.

Также не стоит забывать и о защитных механизмах, которые вырабатываются благодаря взаимодействию всех трех составляющих личности. Они позволяют человеку адаптироваться в окружающем мире и адекватно с ним взаимодействовать. Основные защитные механизмы человека следующие:

Структура личности по Фрейду имеет множество граней. Недаром психоанализ до сих пор является одним из ведущих направлений в психологии. Хотя многие десятилетия труды Фрейда не издавались и всячески подвергались критике, они дошли до наших дней, и служат прекрасным примером того, как развить в себе гармоничную личность, работая не только над своим сознанием, но и над неизведанными уголками подсознания.

В исследовании проблемы личности психология опирается во многом на положения философии, которая определяет, какое содержание вкладывается в это понятие и какая из сторон личности - социальная, индивидуальная, рациональная или этическая - является ведущей. Психологию же в первую очередь интересуют вопросы структуры личности, движущих сил и механизмов ее развития. Именно они и стали центром внимания большинства теорий.

Одной из первых и наиболее известных является теория австрийского врача-психиатра . В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921). Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека.

ГЛАВА 1.

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ З. ФРЕЙДА

Цель: научить пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда с точки зрении ее влияния на психодинамическое направление в теории личности.

Задачи : сформировать представление

· об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда.

  • об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах развития его научно-практической деятельности.
  • о структуре личности по З.Фрейду как единства трех взаимосвязанных компонентов: Оно (ID); Я (EGO); Сверх - Я (SUPER-EGO)
  • об инстинктах жизни и смерти (либидо и мортидо) в теории З. Фрейда.
  • о функции тревоги в концепции психоанализа З.Фрейда.
  • о психологических механизмах защиты:

(вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, отрицание, сублимация.)

  • о стадиях психосексуального развития личности:

1. Оральная 0-18 мес

2. Анальная 1-3 года,

3. фаллическая 3-6 лет

4. латентная -6-12 лет

5. генитальная 12-22 года

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Фрейд Зигмунд - австрийский психиатр, психоаналитик. Родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии), большую часть жизни прожил в Вене. Получил классическое образование. В 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. Во время учебы испытал влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке, идеи которого позднее получили свое развитие во взглядах Фрейда на динамику психического функционирования. Фрейд отличался чрезвычайным честолюбием, которое толкало его к совершению какого-нибудь открытия, которое могло бы принести ему известность уже в студенческие годы.

После получения медицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга, где занялся изучением морфофизиологии центральной нервной системы.

В 1885 году Фрейд, благодаря полученной исследовательской стипендии, стажируется в Париже у одного из наиболее выдающихся неврологов того времени Жана Шарко. Используя внушение и гипноз, Шарко добивался появления или, наоборот, исчезновения истерических симптомов у своих пациентов. Эти клинические демонстрации произвели на Фрейда сильное впечатление. Он вернулся в Вену и переключился на исследования в области психопатологии.



Первая работа Фрейда появилась в 1895 году. Она была посвящена теме возникновения истерических симптомов из подавленных детских травматических переживаний. Этот момент можно назвать годом основания психоанализа и начала формирования психоаналитической теории.

Утверждения Фрейда о том, что в основе многих психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, привели к его исключению из Венского университета. В промежутке между 1860 и 1900 годами, Фрейд углубляется в интенсивный самоанализ, результатом которого стал не только личностный рост, но и появление первого и наиболее революционного труда, основанного на собственном опыте. Книга «Толкование сновидений» была проигнорирована консервативным научным сообществом, но это не остановило Фрейда на пути дальнейшего развития психоаналитической концепции. Период 1901 - 1905 годы стал особенно творческим. Было опубликовано ряд работ, посвященных исследованию сексуальности, психопатологии и структуре личности.

В 1909 году стал триумфальным для Фрейда. Цикл лекций, прочитанных в США, был воспринят очень хорошо и открыл путь психоаналитической концепции к международному признанию. Фрейд достиг огромной известности, его фигура стала поистине культовой. Пациенты практически со всего света записывались на его консультации. Тем не менее, смерть его 26-летней дочери и страх за судьбу двух сыновей, воевавших на фронте, омрачили его триумфальное шествие. Отчасти под влиянием атмосферы первой мировой войны, 64-х летний Фрейд дополняет свою теорию существованием универсального человеческого инстинкта - стремления к смерти. Книги того периода расходятся огромными тиражами по всему миру: «Будущее одной иллюзии», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно». Фрейд был исключительно одаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его премией Гете по литературе в 1930 году.

Усиление антисемитизма в 1930-х годах также оказало сильное влияние на его взгляды о социальной природе человека. Вскоре после вторжения в Вену гитлеровцев, Фрейд бежит в Англию.

Последние годы жизни Фрейда были тяжелыми. С 1923 года он страдал раковой опухолью глотки и челюсти, но упорно отказывался от, каких бы то ни было, лекарственных средств, в то же время, выкуривая в день до 20 кубинских сигар.

Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, оставив после себя многочисленных учеников и одну из наиболее революционных психологических теорий.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ

В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, эмоций и воспоминаний, подспудно, неосознанно влияющих на поведение человека.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: Ид, Эго, Суперэго . Причем предполагается, что эти три компонента являются скорее не структурными единицами, а параллельно протекающими процессами.

Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

Оно (ид) – совокупность врожденных, примитивных инстинктов (драйвов), наполняющих любое поведение энергией. Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме, черпающего энергию из телесных процессов и питающих этой энергией психику.

Идесть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются Эго и Суперэго. Ид включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид - резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд назвал Ид «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

Когда энергия нарастает, Ид не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается - либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения - Ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Ид, называется принципом удовольствия.

Для того, чтобы выполнить свою задачу - избежать боли, получить удовольствие, - Ид располагает двумя процессами. Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем, энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое, по Фрейду, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков - также примеры первичного процесса. Ярко окрашено действием первичного процесса аутистическое мышление. Эти исполняющие желания ментальные образы являются единственной реальностью, известной Ид.

Очевидно, что сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение. Голодный не может съесть образ еды. Следовательно, развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением начинает оформляться вторая система личности - Эго.

Эго (Я) - компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться удовлетворить потребности организма в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки напряжения подходящим способом. Этот процесс Фрейд назвал вторичным процессом .

Эго появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и актуальную перцепцию пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в перцепцию, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между Ид и Эго заключается в том, что Ид знает только субъективную реальность, в то время как Эго различает внутреннее и внешнее.

Говорят, что эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности - предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта - то есть, обладает ли он внешним существованием, - в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

Вторичный процесс - это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса эго формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке - как правило, некоторым действием, - чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, эго контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Эго называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, Эго вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от Ид, Супер-эго и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая Эго в напряжении.

Однако следует иметь в виду, что Эго - эта организованная часть ид - появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Ид. Эго не обладает существованием, отдельным от Ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль - быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель - поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Суперэго (Сверх-Я) - третья и последняя развивающаяся система личности, интернализованная модель общественных норм и стандартов поведения. Это морально - этическая структура, которая появляется, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», результат воспитания и социального обучения. Каждый поступок человека оценивается этим «внутренним цензором».

Суперэго - внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго - это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия, Его основная задача - оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Суперэго как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть - одну из подсистем Суперэго. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал - другую подсистему Суперэго, Механизм обоих процессов называется интроекция. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием Суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Ид, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» Эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Суперэго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу. Однако Суперэго подобно Ид в своей иррациональности и подобно Эго в стремлении контролировать инстинкты. В отличие от Эго Суперэго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей, оно их постоянно блокирует.

В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Ид, Эго и Суперэго не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Эго. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное.

В общем смысле Ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Эго – как психологическая составляющая, Суперэго – как социальная составляющая.