Игра как форма организации познавательной деятельности учащихся. Игра как форма организации

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры пренадлежала Фребелю.

Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время прибивания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр.

Завершив одну игру педагог вовлекает ребенка в новую. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н. К. Крупская писала: «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Игра – метод изучения ребенка

Игра имеет разные целевые функции: обучающую, воспитывающую, социализирующую, но особо следует отметить ее диагностическую роль. Игры ребенка - важный показатель общего развития.

Если ребенок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивные по содержанию - это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка, неутешительный прогноз для школьного обучения.

В диагностике развития детей большое значение имеют игры с правилами . В этих играх как бы отрабатывается механизм учебной деятельности. В любой дидактической игре, имеющей игровую задачу, которую ребенку надо понять, принять (узнать, каких предметов больше, меньше, убрать лишние, подобрать недостающие, найти одинаковые и т.д.), чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать и т.д.). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку - потом достань»). С помощью игр с правилами можно выявить у детей наличие произвольного поведения и общения со взрослыми и сверстниками, умение поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль.

При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно:

Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативностъ игровых заданий и правил.

Педагогу важно уяснитъ, что игра может быть использована как метод диагностики и как средство коррекционной работы.

Игра – метод обучения и коррекции нарушений развития

Л.С. Выготский считал игру источником развития личности ребёнка. Поскольку именно она создаёт для детей зону ближайшего развития. Значение игры заключается в том, что она способствует:

1) гармоничному развитию у ребёнка психических процессов, включая речь, а также личностных черт и интеллекта;

2) социализации ребёнка, то есть осознанию себя членом общества, через примеривание на себя различных социальных ролей, способов взаимоотношений с людьми;

3) формированию эмоционально-волевой сферы ребенка, через усвоение правил игры и необходимость их выполнения;

4) речевому развитию (в качестве стимула и средства).

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренний смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражение, как в физической, так и в психической сферах.

В ходе игр и игровых упражнений, входя в образы, ребенок выполняет движения или действия более точно и правильно, чем, если бы он просто повторял движения по команде или по показу. При этом у ребенка формируются умения различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуда движений, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции – умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а так же умение управлять своими ощущениями. Участвуя в играх, дети непосредственно и бурно переживают все события игры. Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями, эмоциями.

Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению ребенка. Дети легко перевоплощаются в любое существо или предмет. Превращаясь в героев игры, они относятся к ней с наивной серьезностью. В игре реальный мир и мир фантазии сливаются для ребёнка воедино.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель, а деятельность выражается в действии. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, справедливостью, неповторимыми переживаниями.

Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств.

При работе с детьми с нарушениями в развитии все внимание должно быть направленно на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны.

Специально организованную игровую деятельность, включающую разные игры и игровые упражнения, относят к игровому методу. Создается игровая ситуация, в которой, взаимодействуя друг с другом, осуществляется по правилам. Игровой метод широко используется в воспитании и обучении всех возрастных групп. Специально подобранные игры направлены на развитие у детей мелкой и общей моторики, координации и точности движения, на улучшение качества внимания, звукопроизношения, помогают усвоению элементарных математических представлений, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Таким образом, в руках педагога игра является мощным средством воспитания и обучения. Особенная же ценность игры заключается в том, что она всегда интересна детям.

Используя методику игровой деятельности в коррекционной работе, важно учитывать следующие моменты:

Возраст ребёнка;

Структуру и проявления речевого нарушения;

Особенности поведения ребёнка в игре, обусловленные тем или иным речевым нарушением (наличие речевого дефекта у ребёнка приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности, заниженная самооценка и пр.);

Этап коррекционной работы;

Характер игровой деятельности нормально говорящих детей данного возраста.

Кроме того, необходимо опираться на основные дидактические принципы (деятельности, доступности речевого материала, систематичности, учета индивидуальных особенностей, постепенного усложнения игр, ведущей роли взрослого).

Помимо игр на коррекционных, логопедических занятиях, в режиме дня предусматривается использование и проведение игр воспитателем до завтрака, перед занятием, после утреннего занятия, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры могут быть использованы на разных воспитательских занятиях, занятиях других специалистов, на прогулках. От воспитателя требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру-драматизацию

Решить данную задачу поможет специальная игротека, созданная в группе. Содержание игротеки может состоять из следующих блоков:

1. Игры на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия)

2. Коммуникативные игры

3. Речевые игры:

А) словесные игры;

Б) настольно-печатные игры с речевым содержанием;

В) речедвигательные игры и упражнения;

Г) игры-драматизации;

Д) творческие (сюжетно-ролевые) игры.

В первом блоке представлены игры и игровые упражнения, используемые под непосредственным руководством специалиста в учебном и воспитательном процессах и содержащие в себе:

1. Пространственно-ориентационные задания - графические диктанты, мозаики, пазлы, лабиринты, зашифрованные рисунки.

2. Логические задания: продолжи числовой ряд, закономерность.

3. Задания на развитие различных аспектов памяти: зрительный диктант, найди различие, найди общее, что изменилось.

4. Задания на развитие различных аспектов внимания - корректурная проба, найди различие, что перепутал художник, запутанные линии.

Большим потенциалом в плане воспитания у детей интеллектуальной активности, широких познавательных процессов располагают досуговые интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Конкурс смекалистых» и др. Большинство игр на первом этапе проведения предлагается с обучающим видом помощи со стороны педагога, на втором идет выявление затруднений детей в самостоятельном выполнении действий, на третьем - практическое применение полученных знаний, на четвертом - закрепление.

Для развития у детей произвольного внимания, выдержки, самоконтроля могут применяться такие игры, как «Самолеты», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Чье звено скорее соберется» и др. Общее в этих играх то, что дети должны терпеливо дожидаться команды к переходу от одного действия к другому (прыгнуть, убежать, построиться и т. д.), своевременно реагировать на команду, не опережая и не отставая от нее.

Среди игр, направленных на развитие различных свойств внимания, необходимо выделить группу игр, в которых ставятся и осуществляются частные задачи, например развитие слухового внимания. К таким играм относятся «Колпачок и палочка», «Вот лягушка по дорожке...», «Узнай по голосу», «Кто позвал Мишку» и др. Основная их цель состоит в том, чтобы дети по слуху учились различать голоса товарищей .

Особое внимание следует уделить группе подвижных игр рекомендуемых для детей с нарушениями в развитии:

1. Подвижные игры, переходные к спортивным, для детей с ослабленным здоровьем (включающие в себя бег, прыжки, метание, игры с мячом).

2. Игры, направленные на развитие мелкой моторики кисти руки, координационных способностей, формирование зрительно-двигательной координации.

3. На совершенствование функций дыхания, темпо-ритмических способностей.

Большую группу составляют словесные игры.

Например, такие как «Назови одним словом», «Испорченный телефон», «Вершки – корешки», «Летает – не летает», «Назови три предмета», «Кто больше заметит небылиц», «Да - нет», «Чёрного и белого не называть», «Города», «Сочини загадку», «Радио», «А если бы...», «И я тоже» и др. Эти развивают умение внимательно слушать, быстро находить ответ, чётко формулировать свои мысли.

В словесных играх ребёнок не имеет перед глазами наглядной опоры, что создаёт условия для формирования абстрактного мышления, желания заниматься умственным трудом. В арсенале логопеда словесные игры занимают одно из ведущих мест. Они часто становятся структурными элементами логопедических занятий. Особенно широко применяются в подготовительной группе на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Например, «Письмо от Незнайки», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Один – много», «Кто это? Что это?», «Цепочка слов», «Когда это бывает?», «Найди рифму» и т.д. .

Настольно-печатные игры с речевым содержанием также очень разнообразны. К ним относятся, например, «Логопедическое лото», «Речевое домино», разрезные картинки и кубики, парные картинки, игры-ходилки с фишками. Настольно-печатные игры ценны своей наглядностью и потенциальной возможностью обговаривать изображение. Они позволяют каждому ребёнку сохранять собственный темп мыслительной и речевой деятельности, развивают необходимые в школе усидчивость, выдержку, работоспособность, умение длительно концентрировать внимание.

Речедвигательные игры и упражнения могут быть использованы на любом этапе работы над дыханием, голосом, звукопроизношением, темпом и ритмом речи.

Например, «У медведя во бору», «Два Мороза», «Сова и птички» и др. Эта работа возможна в подгрупповом или фронтальном виде.

Например, подготовительные игры при постановке отдельных звуков. Эти игры могут выступать заключительным этапом занятия (логоритмического, лексико-грамматического, фонетического).

Игры-драматизации дают сюжеты для игр настольного, кукольного и пальчикового театров. В них слово связано с действием персонажей, с рисованием и конструированием декораций, с подготовкой костюмов и сценических атрибутов.

Дети участвуют вначале в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью логопеда и самостоятельно. Роли распределяются с учётом речевых возможностей каждого ребёнка. Подготовка к игре-драматизации обычно происходит на нескольких занятиях подряд. Игры-драматизации готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей. Они способствуют возникновению на их основе творческих игр.

Творческие игры отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. Главный момент творческой игры – выполнение роли. Ребёнок создаёт образ при помощи действий и слов. Это такие игры, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», «Почта», «Приём гостей» и т.д. Переход к творческой игре происходит постепенно. Сначала педагоги последовательно и систематически обучают детей этому виду деятельности. Затем дети начинают самостоятельно придумывать и выстраивать игру, распределять роли, осуществлять ход игры.

Таким образом, содержание всех блоков игротеки направлено на развитие личности ребенка, формирование коммуникативной культуры, активизацию познавательного интереса дошкольников, формирование обще-интеллектуальных и речевых умений и навыков, развитие таких качества, как сосредоточенность, умение быстро сообразить, вспомнить, точно ответить, сообразовывать свои действия с правилами игры.

3. Игра детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с отклонениями в развитии.

Елена Агаджанян
Игра основная форма организации педагогического процесса.

"Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". (М. Горький) .

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 с 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Главный принцип Стандарта - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по - прежнему отводится игре.

Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности, это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы , которые сделают их больше устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей -главная идея воспитания личности.

Игра (по определению А. Н. Леонтьева) - является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы , подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Известнейший в нашей стране педагог А . С. Макаренко так характеризовал роль детских игр : «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание бедующего деятеля, происходит прежде всего в игре…».

Игра для ребёнка – подлинная жизнь. В своей практике мы стараемся организовывать игры разумно , чтобы получать возможность влиять на детей. А. П. Усова отмечала : «Правильно организовать жизнь и деятельность детей – значит и правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлён в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребёнок здесь не учиться жить, а живёт своей жизнью».

Познакомившись с литературой по игровой деятельности дошкольников, наблюдением за детьми во время игры, мы поняли, что основные формы организации педагогического процесса состоят в том , что игровая деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, подбирать материал и находить средства осуществления замысла.

Игра вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть формирование детского общества . В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы . Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления, а также воображения как психологической основы творчества .

Великий чешский педагог – демократ Ян Амос Коменский считал игру необходимой деятельностью ребенка, в которой развиваются все виды способностей ребенка.

Сейчас, в современной дошкольной педагогике значение игры становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Однако значение игры преимущественно рассматривается как чисто дидактическое. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков . Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью, а средством обучения.

В своей работе с детьми мы применяем такие виды игр :

Сюжетно ролевые игры.

Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх . Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности : «Мама кормит дочку» , «На приеме у врача» , «Парикмахерская» .. В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняются правилам, требуя и от других детей их соблюдения.

Дидактические игры.

Это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид

игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила т. е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер) .Дидактическая игра содействует развитию у детей общительности.

Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов , способностей. Во время этих игр обогащается сенсорный опыт детей. Дети начинают различать форму , величину и цвет предмета. В первой младшей группе мы используем вот такие дидактические игры : «Подбери по форме » , «Найди такую же» , «Цвета» …В процессе деятельности развивается мышление и речь ребенка.

Подвижные игры.

Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность. Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. В своей работе с детьми мы используем многие подвижные игры : «Воробушки и автомобиль» , где учим детей действовать по сигналу и находить свое место, а уже во время подвижной игры «Пузырь» мы учим детей становиться в круг, приучаем их согласовывать свои движения с произносимыми словами. В разучивании правил игры большая роль отводится воспитателям, где мы учим детей правильно, четко произносить слова игры, во время заучивания правил игры у детей развивается память, правильное произношение слов.

Игра драматизация .

В играх драматизациях роли , игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки. Они сходны с сюжетно ролевыми играми : в основе тех и других лежит условное воспроизведение явления, события, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр – драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или произведения дети исполняют определенные роли, воспроизводят события точной последовательности. Простое прочтение сказок может не принести такой пользы ребенку, как игра-драматизация . В своей практике мы широко используем игру-драматизацию, уже с раннего возраста. Например, при обыгрывании сказки «Колобок» мы даем детям первоначальные знания о безопасности и охране жизни, что нельзя уходить из дома без разрешения. А уже в старших группах на примере сказки «Кот, петух и лиса» мы полученные знания закрепляем.

В играх -драматизациях мы используем стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.

Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но ещё важнее не перегрузить, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть , ведь неспроста игра в дошкольном возрасте является основной формой педагогического процесса .

Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Список использованной литературы

1. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.-374.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013.. № 2. С. 15–24.

4. Смирнова Е. О., Гударёва О. В. Игра и произвольность современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 12–20.

5. Усова А. Б. «Роль игры в воспитании детей» М. 1976 г.

6. Ядешко В. И., Сохина Ф. А. «Дошкольная педагогика » М. Просвещение 1978 г.

Педсовет «Игра-форма организации детской жизни»

Цель:

Определить пути совершенствования в организации игровой деятельности;

Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности.

Вступление.

Игра-что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Игра-ведущая деятельность дошкольника. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью образных действий.

В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.

В игре значительно легче подчиняться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.

В игре ребенок развивается духовно, так как он живет в мире игры, сказки, фантазии, музыки, творчества.

Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессиям родителей, знакомых, «сами становятся родителями».

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что свои чувства и переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве берет начало в детской игре.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  1. Классификация игр.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видов используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Примеры нескольких классификаций, имеющих место в дошкольной педагогике.

  1. Классификация, предложенная Ф.Сохиным, В.Ядешко.

Сюжетно-ролевые:

  • Игры-драматизации;
  • Строительные.

Игры с правилами:

  • Дидактические;
  • Подвижные;
  • Игры-забавы.
  1. Классификация, предложенная дошкольной педагогикой.

Творческие:

  • Сюжетно-ролевые;
  • Строительно-конструктивные.

Игры с правилами:

  • Дидактические;
  • Подвижные;
  • Игры-драматизации;
  • Музыкальные.
  1. Классификация, предложенная программой «Истоки».

Игры, возникающие по инициативе ребенка:

  • Игра-экспериментирование;
  • Самостоятельная сюжетная игра:

Сюжетно-отобразительная;

Сюжетно-ролевая;

Режиссерская;

Театральная.

Игры, возникающие по инициативе взрослого:

  • Обучающие;

Дидактические;

Подвижные;

Сюжетно-дидактические.

  • Досуговые:

Игра-забава;

Игра-развлечение;

Театрально-постановочные;

Интеллектуальные;

Празднично-карнавальные.

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей:

  • Традиционные или народные.
  1. Классификация игр, предложенная программой «Детство».
  • Творческие игры:

Сюжетно-ролевые;

Строительно-конструктивные;

Режиссерские;

Игры-драматизации;

Игра-экспериментирование.

* Дидактические игры:

* Подвижные игры.

2.Педагогическое руководство играми детей.

Игра-это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для их возникновения и развития.

Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность).Педагог должен создавать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещение.

Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходит на помощь при затруднении, не навязывать сложных, непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.

Условия успешного руководства игрой:

  1. Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
  2. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Для этого надо относиться к детской игре серьезно, с искренним интересом.
  3. Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру не остается времени, так как родители поставлены в довольно жесткие условия. И даже если у ребенка есть время на игру, он всем остальным играм предпочитает компьютерные, или засядет за телевизор. Это мы раньше часами бегали во дворе, малыши, подростки, а иногда и родители. Игра не возникает сама по себе, она передается от одного поколения детей к другому, от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым играть некогда….

Аналитическая часть.

Итоги тематической проверки «Создание условий в ДОУ, формирующих игровую активность детей».

Консультация «Создание музыкальной предметно - развивающей среды в группе детского сада» (Айзенберг Т.Б. – музыкальный руководитель).

Консультация « Речевой уголок в группе, как часть предметно – развивающей среды группы» (Гурова Н.А. –учитель-логопед).

Практическая часть

  1. Мозговой штурм для педагогов «Игра-дело серьезное» (воспитателям предлагается

Вопросы и ответы к игре.

Вопрос 1. «Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ: иметь разнообразные знания об окружающей современной жизни, о взаимоотношениях людей; обладать необходимыми для игры конструктивными умениями; чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное, эмоциональное отношение к окружающему.

Вопрос 2. Какой должна быть предметно-игровая среда?

Ответ:

Последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;

Учет гендерных особенностей и предпочтений детей;

Стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений;

Соответствие образовательной программе, реализующейся в детском саду;

Направлена на развитие целостных ориентаций ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми.

Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.

Вопрос 3. Какова роль взрослого в организации детской игры?

Ответ: Взрослый руководит игрой, создает условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддерживать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 4. Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

Ответ: фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.

Вопрос 5. Назовите игрушки по группам:

Игрушки, моделирующие семейные отношения (куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, посуда, телефон, расчески, щетки…);

Игрушки, моделирующие отношения вне дома (дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта, техника, игрушки, связанные с трудом других людей (парикмахерская, доктор);

Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний (военизированные игрушки – солдатики, пистолеты, наручники, подушки, боксерские груши, маски, головные уборы, надувные мячи).

Запрещать детям военизированные игрушки не надо. Даже если убрать из детского сада пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет.

Вопрос 6. Чем отличается сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и режиссерская игра?

Ответ: Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Основная характерная черта с/р игры- самостоятельность детей. Элементы с/р игры: игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.

Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, измененные детской фантазией – сюжетом игры. Ребенок может сюжет видоизменить.

В режиссерской игре ребенок, проявляя фантазию и творчество, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют предметы, игрушки. Взяв тему, ребенок развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Главный компонент режиссерской игры – речь.

Вопрос 7. Должен ли воспитатель участвовать в с/ролевой игре?

Ответ: конечно должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный детьми.

Вопрос 8. Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?

Ответ: дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре? Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.

Заключение.

Наши дети растут в непростое время, и все же они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или нет, нам приходиться руководить им, а ему подчиняться или сопротивляться.

Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования.

Оксана Батурина
Игра, как форма организации жизни и деятельности детей

Аннотация : в данной статье игра рассматривается как форма организации жизни и деятельности детей в дошкольном возрасте, изучается значимость игровой деятельности в формировании личности дошкольника.

Ключевые слова : игра , жизнь , деятельность , ребенок, форма организации .

В педагогике понятие игра выступает как средство воспитания. Однако игра как средство воспитания до сих пор не получила ясной характеристики. Если сопоставить все рекомендации, относящиеся к игре как к средству воспитания, с состоянием игры в практике детских садов, будет очевидным, что игры недостаточно развиты, нет их планомерной организации , воспитатели затрудняются вносить плановое начало в свое руководство играми , что особенно тревожно, дети часто не удовлетворены своими играми .

Важнейшей причиной этого является недооценка игры как формы , в которой наиболее полно и ярко разворачивается жизнь и деятельность детей . Во время игры, ребенок находится в особенных взаимоотношениях с детским коллективом, в том числе если в игре участвует двое или трое детей . Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые складываются во время игры. Если взаимоотношения по какой-то причине не налаживаются, игра невозможна . Большинство исследований говорит о том, что ребенку для развития игры требуется общество детей . Таким образом, взаимоотношения детей в играх - это главный компонент существования игры, ее двигатель. С взаимоотношениями связаны и чувства : удовлетворенность или недовольство собой и другими, восторг, гордость, зависть. Все эти чувства, переживания у детей достаточно многообразны.

Чувства, которые развиваются в играх , весьма реалистичны и деятельны . В них можно увидеть будущий характера ребенка. Взаимоотношения детей в играх зарождают поступки . Так как играя , каждый ребенок и детское общество всегда действует определенным образом. Это свойственно для игр детей дошкольного возраста. В ходе игры мы постоянно встречаемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают честно или хитрят. Сущность ребенка непосредственно отражается в том, как он действует в играх .

Отмечая роль игр для развития той или другой стороны деятельности , педагогика не видит главную сторону детской игры. Такие важнейшие элементы детской жизни , как взаимоотношения, поступки, чувства оказались отодвинуты на задний план, потому что игра оценивалась как средство воспитания, а ее роль как формы организации детской жизни и деятельности не считалась значительной. По этой причине нередки случаи, когда дети не успевают по-настоящему играть .

Руководство жизнью детей в играх не приобрело должного значения в деятельности воспитателя . Поэтому воспитатели часто не находят возможностей для решения в играх важных воспитательных задач.

Как бы обширно и занимательно ни применялась игра как средство воспитания, она не станет выражением интересов детей , их потребностей. Игра - эта доступная ребенку деятельность - она служит общим языком для детей . В играх дети понимают друг друга несмотря на национальность и знание языка. Игра ценна тем , что она может организовать жизнь ребенка . Важно обратить игру из явления стихийного, каким она до сих пор остается в детском саду, в явление организованное . При развитии игры как формы организации жизни детей объектом является детский коллектив. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах ее развития. (1)

В игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все разновидности взаимоотношений. На первом месте, будет выступать воспитание дружбы, способность вместе действовать, помогать друг другу, и личные качества - честность, правдивость, оптимизм, общительность, целеустремленность, предприимчивость, смекалка, ловкость. Каждая из задач, от простой, умение играть рядом , до сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей . Важно учитывать, на каком уровне может протекать игра в детском коллективе и у определенных детей , с ходом общего развития, неизменно связывающегося в играх ребенка .

Нельзя рассматривать игру как форму организации жизни детей безотносительно к тому, какая это будет игра . Но не надо никогда забывать, говорит Ушинский, что игра теряет свое значение, если она перестает быть деятельной и при том свободной деятельностью ребенка . Важно усвоить эту мысль, чтобы понять, какими должны быть игры в жизни и деятельности ребенка дошкольного возраста.

Игра как форма организации связана прежде всего с играми , которые создаются самими детьми. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на способности ребенка самому создавать игру, когда замысел и его реализация принадлежат ребенку, детскому коллективу. Эта способность отличает игры ребенка дошкольного возраста от игр детей раннего возраста и является основанием к тому, чтобы развивать формы самостоятельной игры в дошкольном возрасте. Для детей же более раннего возраста преимущественное значение имеют игры, которыми взрослые занимают ребенка, развлекают его, так как ребенок еще не проявляет себя самостоятельно в игре.

Случается, что дети дошкольного возраста, отказавшись играть в организованную игру , тут же переходят к той игре, которую они сами выдумали, сами же создают ее и играют с вдохновением .

Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей - это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни , влияют на детский коллектив, на отдельных детей . Следует выделить особенности этих игр по ступеням дошкольного возраста.

Известно, что дети в 3 - 4 года не способны к самоорганизации в игре с самым простым правилом, но уже 5 - 6 летние дети к этому способны. На первых ступенях дошкольного возраста в этих играх организует детей взрослый . Он вводит их в правила игры, и только постепенно нарастают возможности детей к самоорганизации . Тогда и подвижные и дидактические игры начинают организовывать жизнь детей . В практике детских садов можно заметить, как самостоятельно и дружно дети играют в подвижные игры с правилами, лото и др. (2)

Чтобы дети овладели правилами игры, необходимо обучение со стороны взрослых. Нужна довольно высокая степень развития самого ребенка для проявления им самостоятельности в этих играх . Для детей дошкольного возраста эти игры являются более сложной формой организации . Нельзя забывать об их воспитательно - образовательной ценности, о возможности при их помощи наполнить жизнь детей в детском саду интересным содержанием.

Однако, используя для организации жизни детей игру с правилами , не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить их личные эмоции, не реализуют замыслы детей , а ведут их по пути готовых замыслов.

Детская жизнь в формах игры может быть увлекательной и содержательной при правильном отношении к названным играм . Придуманные самими детьми игры нужно гармонично совмещать с играми с правилами , обеспечивая тем самым самостоятельность, необходимую для развития детей , и организованность .

Должна занимать определенное место в педагогическом процессе каждой возрастной группы.

Организация жизни детей в формах игры вовсе не искореняет другие формы воспитания . Педагогический процесс в каждой возрастной группе детского сада должен развиваться поочередно и планомерно. Каждый его элемент играет свою роль в жизни ребенка , в его развитии. Выполняет ребенок поручение трудового характера или играет - в этом есть своя мера организованности , интереса, свободы. Поэтому важно анализировать отдельные стороны педагогического процесса (труда, занятий, игр) и изучать переход от одного к другому. Игра как форма организации жизни детей может удовлетворять и развивать детей , только если игры содержательны. Если различные стороны игры не развиваются, дети сами отходят от них, считая игру скучной и неинтересной. Известна способность детей дошкольного возраста переносить наблюдаемое в жизни в собственные игры , создавать игру из материала наблюдений. Важно учитывать и то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации жизни в детском саду . Богатейший материал для игр дают занятия, дети берут из игры не только содержание занятий, но и их форму - поведение воспитателя, детей . Сама система поведения детей , воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создает новый уровень этих игр. В детских садах, где хорошо поставлены занятия, дети играют более организованно , их игры содержательнее, более развиты формы игр , шире интересы, глубже взаимоотношения. Объединять игры и занятия - эти формы воспитания и организации детской жизни - нельзя без активной роли воспитателя. (3)

Используя игру как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду , деятельность педагога должна быть обращена прежде всего на то, чтобы добиться правильных взаимоотношений детей в игре . Если игра - это радость детей , то нужно так организовать детей , чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра - это деятельность ребенка , то важно организовать эту деятельность так , чтобы она развивала ребенка.

Список литературы :

1. Роль игры в воспитании детей . Под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.

2. Аркин Е. А. Вопросы советского дошкольного воспитания. – М., 1950. – С. 37.

3. Дошкольное воспитание № 10. Игра - форма организации жизни и деятельности детей , 1960.

Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заклю­чающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, фило­софов и историков. В науке существуют различные точки зрения на при­роду детской игры. К.Гросс и др. сторонники биологизаторских течений в психологии утверждали, что игра свойственна ребенку как всякому примитивному существу и выступает как предварительное приспособле­ние инстинктов к будущим условиям существования.

В отечественной науке подчеркивается, прежде всего, социальный ха­рактер игры как отражение действительной жизни. К.Д. Ушинский опре­делил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценно­стей. По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др., игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а зада­ется взрослым, который учит играть (как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Согласно Л. С. Выготскому, «игра - это источник развития и создает зону ближайшего развития». По существу через игровую деятельность и движется развитие ребенка. Только в этом смысле игра может быть на­звана деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие детей. А. Н. Леонтьев считал, что признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели, ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, а деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Игра каче­ственно неоднородна, существуют различные ее виды: творческие, игры с правилами, игры-развлечения и т.д. Д. Б. Эльконин предложил рассмат­ривать в качестве ведущей деятельности ребенка сюжетно-ролевую игру.

Игру как деятельность отличает:

Ее непродуктивный характер, т.е. направленность ее не на достижение высшей цели, а на сам процесс игры;

В игре воображаемый план преобладает над реальным, поэтому игро­вые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а по логике игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.

Как деятельность игра имеет следующие структурные компоненты:

Мотивы - они могут быть различными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, желание стать субъектом сво­ей собственной деятельности;

Цель в игре зависит от ее вида - если это творческие игры, то дети ставят цели (например: «доплыть на корабле до острова»), если ди­дактические, то надо выполнить и игровую цель, и дидактическую т.д.;

Действия в игре носят двойной характер: они могут быть и реальными и игровыми;

Результат зависит от вида игры - в творческих играх он субъектив­ный, в играх с правилами - это может быть выигрыш.

Традиционно игры делятся на два вида: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы).

В современных исследованиях игры появляются новые ее классификации. Так С. Л. Новосёлова предлагает выделять игры, возникающие по инициативе ребенка (игры экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театрализованные); игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей (дидактические, подвижные, компьютерные, развлечения и т.д.); игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры).

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр, поэтому во всей совокупности своих разновидностей игра является преобладающей деятельностью и становится формой организации жизнедеятельности детей.

Попытки организовать жизнь детей в форме игры присутствовали как во многих педагогических трудах, так и в практике детского сада (Ф. Фребель, М. Монтессори, А. Симонович и др.). Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей содержится в работах А.П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую роль, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, следует помнить, что она - своеобраз­ная самостоятельная деятельность дошкольника.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Таким образом, являясь основным видом деятельности, игра занимает ведущее место в жизни ребенка.