Л г петерсон русский язык. Школьный гид

В 2016 году учебники математики для 1-4 классов авторства Петерсон Л.Г. не вошли в официальный перечень книг, рекомендованных Министерством образования РФ.

Понять, подходит ли вашему ребёнку эта программа, можно, если разобраться в её особенностях. О том, являются ли эти особенности положительными или отрицательными, каждый родитель решит сам.

Быстрый темп

Темп, в котором дети проходят программу, очень быстрый. Часто одной теме отводится буквально один урок, и дальше ребенок переходит к новому типу заданий. В учебнике нет пошаговых разборов упражнений и примеров решения задачек.

Например, в учебнике Моро М.И. в первом полугодии третьего класса школьники проходят числа до 1000. За это же время дети, которые занимаются по книге Петерсон, берут множества, миллионы и миллиарды.

Слабая теоретическая часть и отсутствие понятной структуры

Теоретической части как таковой в учебнике нет. На отдельных страницах встречаются небольшие подсказки в виде таблиц или рисунков. Детей это не напрягает. Ведь не надо заучивать правила. Открываешь книгу - и можно сразу приступать к решению примеров.

Отсутствие теоретической части - проблема для родителей. Если ребёнок пропустил урок или невнимательно слушал учителя, нужно как-то восполнять пробелы в знаниях дома. Поскольку правил в учебнике нет, родителям сложно разобраться, что именно объяснять ребёнку.

Я нашла выход из ситуации: подготовила собственную небольшую методичку, где расписала для каждого урока из учебника, какие темы мы проходим, а также алгоритмы решения и правила на эти темы.

Учит нестандартным решениям

Петерсон предлагает детям самостоятельно придумать алгоритмы, формулы, пути решения задач. Например, разбить фигуры по какому-то признаку, найти закономерность и продолжить её, придумать, как решить задачу. В этом учебнике поощряется, если ребенок приходит к решению без помощи преподавателя.

Проблема в том, что учителя редко следуют рекомендациям авторов и не ждут, пока школьник додумается до алгоритмов сам. Это происходит из-за нехватки времени. Когда не успеваешь пройти с детьми основную программу (сложение и вычитание в столбик, например), нет возможности давать школьникам время на длительные размышления. Приходится показывать отработанную схему решения.

В учебнике слабо проработан раздел «Геометрия»

В других учебниках начальной школы отводятся несколько глав только под геометрию. В учебнике Петерсон геометрия даётся как бы мимоходом, в конце каждой главы в форме вопросов. Как результат - дети не всегда могут разобраться в этих темах, отличить периметр от площади. Раздел «Геометрия» остаётся на откуп учителю.

Много абстрактных понятий

Уже с первого-второго классов в учебниках водится понятие «переменная». В конце каждого урока детям предлагается упражнение «Блиц-опрос». Это очень коротенькие задачки на составление выражения, в котором вместо чисел используются буквы. Вместо привычных «5 яблок» написано «b яблок».

Дети в младшей школе ещё не совсем понимают, что им делать с числами, а когда к ним присоединяются буквы, вроде абстрактных «b яблок», то школьникам становится совсем сложно.

Даже родителям такие задания бывают не всегда понятны, что уж говорить о детях.

Зато тому, кто разобрался с этой темой в младшей школе, будет намного проще осваивать алгебру .

Много игровых заданий на развитие логического мышления

Решить ребус, пройти лабиринт, закрасить фигуру или её часть, соединить точки - все эти здания развивают логическое мышление и постоянно встречаются в учебнике. Дети их оченьлюбят , решают с удовольствием, даже на переменах.

На самом деле программа Петерсон подходит детям с разными способностями. Сейчас у меня очень «средний» класс, который, несмотря на быстрый темп и другие сложности программы, неплохо справляется со счетом и задачками. Все дело в подходе педагога. Усвоит или не усвоит школьник программу, на 80% зависит от учителя .

Непрерывный курс математики «Учусь учиться» для дошкольного образования, начального и основного общего образования, известный во всех регионах России и за ее пределами, создан под научным руководством д.п.н., профессора, лауреата премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон.

В состав авторского коллектива непрерывного курса математики "Учусь учиться" входят известные педагоги и математики ведущих научных школ России – МГУ, МФТИ, МГПУ: Л.Г. Петерсон, Н.Х. Агаханов, Г.В. Дорофеев, Д.Л. Абраров, Е.Е. Кочемасова, А.Ю. Петрович, О.К. Подлипский, М.В. Рогатова, Б.В. Трушин, Е.В. Чуткова и др.

ОСОБЕННОСТИ КУРСА:

В курсе предложены с позиций преемственности ДО–НОО–ООО принципиально новые методики преподавания математики, апробированные под руководством Н.Я. Виленкина, Г.В. Дорофеева, начиная с 1975 года на базе НИИ ОПП АПН СССР (директор – В.В. Давыдов), 91-й школы г. Москвы и др. школ России и ближнего зарубежья. Их суть состоит в том, что дети под руководством учителя самостоятельно открывают новые для себя математические знания (системно-деятельностный подход), база для этих открытий готовится заранее, а формирование умений и навыков в применении новых знаний осуществляется непрерывно и системно.

Включение учащихся в самостоятельную математическую деятельность, непрерывность развития содержательно-методических линий позволяют сформировать «математический» стиль мышления, поддерживать интерес детей к изучению математики и высокую результативность на протяжении всех лет обучения.

Учитывая современный уровень развития математической теории, учебное содержание представлено в виде семи основных содержательно-методических линий: числовой, алгебраической, геометрической, функциональной, логической , анализа данных и моделирования (текстовых задач). Их изучение подготавливается на дошкольной ступени, а затем непрерывно проходит через все предметные блоки с 1 по 9 класс начальной и основной школы.

Курс математики «Учусь учиться» обеспечивает возможность разноуровневого обучения по индивидуальной траектории в зоне ближайшего развития каждого ребенка (вплоть до углубленного изучения математики в 8–9 классах).

Курс имеет полное методическое обеспечение: программы, учебники и учебные пособия, методические комплексы и т.д. в печатном и электронном виде.

Курс «Учусь учиться» поддерживается надпредметным курсом «Мир деятельности», позволяющим неслучайным образом, непрерывно и системно формировать умение учиться (ФГОС) .

Для педагогов, стремящихся повысить эффективность работы с данным курсом в соответствии с ФГОС, освоить современные педагогические технологии и идти в ногу со временем, создана многоуровневая система повышения квалификации (АПК и ППРО, выездные курсы, дистантные курсы).

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

УМК по математике «Учусь учиться» апробирован в течение 25 лет, стабильно обеспечивает высокие результаты в реализации ФГОС и Концепции развития математического образования в РФ (выборка более 30 000 учащихся из 56 регионов России):

  • увеличение на 15–25% среднего балла ЕГЭ по математике;
  • более 60% участников математических олимпиад всероссийского и международного уровней учились в начальной школе именно по этим учебникам;
  • 75% членов национальной сборной России по математике (2013) также учились по данным учебникам в начальной и основной школе;
  • положительные изменения в личностном развитии (познавательные процессы, мотивация, направленность личности, снижение школьной тревожности и др. (данные Института системно-деятельностной педагогики 1999 – 2016);
  • зафиксировано повышение уровня профессионализма учителей и коллективов школ (62% школ ТОП–500 России 2015–2016 года используют этот УМК по математике).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Курс математики имеет полное методическое обеспечение : учебники – в печатной и электронной формах, рабочие тетради, методические рекомендации для учителей и воспитателей, программы и сценарии уроков (1–9 классы) и занятий в ДОО, соответствующие требованиям ФГОС, эталоны «Построй свою математику», самостоятельные и контрольные работы, электронный комплексный мониторинг результатов обучения по предметным и метапредметным результатам ФГОС, прописи нового поколения «Каллиграфия цифр» и многое другое.
Подробнее с методическим обеспечением курса можно ознакомиться в разделе «Учебная литература» сайта: http://www.sch2000.ru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ:

Предлагаем учителям начальной и основной школы воспользоваться методическими консультациями и другими материалами, помогающими в работе по учебникам и учебным пособиям данного курса (1–9 классы). Здесь же размещены видео-занятия, которые помогут освоить методику работы с курсом математики «Учусь учиться» в режиме оф-лайн.

Современные требования к образованию предполагают достижение не только предметных, но и метапредметных результатов . Вы можете познакомиться с технологией деятельностного метода обучения и надпредметным курсом «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон, которые позволяют организовать системную работу по формированию УУД . Здесь же размещены видео-занятия, которые помогут освоить новый педагогический инструментарий в режиме оф-лайн.

Людмила Георгиевна Петерсон - известный отечественный методист-педагог, профессор, доктор педагогических наук. Работает в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации. Трудится там на кафедре стратегического проектирования. Также известна в качестве директора и основателя центра системно-деятельной педагогики под названием "Школа 2000".

Биография педагога

Людмила Георгиевна Петерсон появилась на свет в Москве. С детства прилежно училась, имела тягу как к гуманитарным, так и к точным наукам. В этой статье рассмотрим биографию Петерсон Людмилы Георгиевны.

Родилась будущий профессор педагогики в 1950 году. Уж в 25-летнем возрасте начала трудиться над теоретическими основами математического образования. В первую очередь ее интересовали вопросы непрерывного образования и системы развивающего обучения. Со временем Петерсон Людмила Георгиевна добилась первых положительных результатов.

Программы непрерывного образования

Первым результатом ее трудов стал непрерывный курс математики, который назывался "Учусь учиться". Это была ее первая попытка применения на практике своей системы развивающего обучения, над которой Людмила Георгиевна непрерывно работала с начала 1990-х до 1997 года.

Людмила Георгиевна Петерсон разработала соответствующий курс, занятия по которому должны были начинаться с подготовительных групп в детском саду, затем продолжаться в начальной школе. Программа была детально разработана до 6 класса включительно. Она получила большое распространение в российских школах.

Еще одна программа непрерывного образования, которую представила Людмила Георгиевна Петерсон, называлась "Ступеньки". Она была в основном рассчитана на подготовку детей дошкольного возраста к урокам математики.

В обеих программах были проработаны сценарии уроков для школьных учителей, подробно расписаны планы проведения занятий и примеры домашних заданий для детей разного уровня подготовки.

Программы Людмилы Георгиевны Петерсон "Учусь учиться" соответствует всем требованиям федеральных стандартов качества начального общего образования в России. Это неоднократно отмечали рецензенты от отечественного министерства образования.

Активно применять эту программу начали в школах, обучающихся по системе "Школа 2000". Эта уникальная программа обеспечивает детям непрерывную подготовку фактически с трех до 13 лет. Ребята планомерно осваивают азы математики, постоянно расширяя свой кругозор. Если обучаться именно по пособиям Петерсон "Учусь учиться", то восприятие материала будет непрерывным на этапах дошкольного, начального и общего образования.

Подробная методическая программа содержит:

  • пояснительную записку с соответствующими советами для педагогов;
  • результаты, к которым должны прийти дети, изучающие курс;
  • подробное содержание курса для каждого из этапов общего образования;
  • тематическое планирование уроков, самостоятельных и контрольных работ, объемы домашнего задания и материала для самостоятельного изучения;
  • поурочные примеры освоения всей программы;
  • необходимое материально-техническое обеспечение, без которого образовательный процесс окажется неполноценным.

После успеха программы "Учусь учиться" фото Петерсон Людмилы Георгиевны стало появляться в специализированных педагогических журналах и монографиях. Она заработала среди коллег непререкаемый авторитет, к ее мнению стали прислушиваться и уважать его.

Вскоре подоспела еще одна программа - "Ступеньки". Этот курс в первую очередь посвящен детям дошкольного возраста. Постигать математическую науку в его рамках предлагается с трех лет.

На данном этапе Петерсон Людмила Георгиевна, биография которой представлена в этой статье, предлагает разделить образовательный процесс на два этапа.

Первый предназначен для детей 3-4 лет и называется "Игралочка". Второй - для малышей 5-6 лет - "Раз - ступенька, два - ступенька...". Это ключевые курсы, которые дадут ребенку основы такой непростой науки, как математика, а в будущем, если он будет обучаться непрерывно, гарантированно обеспечат высокий уровень освоения материала, хорошие оценки в школе, развитие логического и математического мышления.

В учебном пособие "Ступеньки" математик Петерсон Людмила Георгиевна приводит подробные исчерпывающие планы занятий, которые рассчитаны на детей с разным уровнем подготовки.

Конечная цель этой программы - развить у ребят неподдельный интерес к этой науке. Достигается это с помощью дидактических игр, разнообразных творческих заданий, развития у малышей способности логически мыслить, а также общеучебных умений и личностных качеств, таких как усидчивость, внимательность, дисциплина, которые в будущем им помогут успешно заниматься в школе.

Центр "Школа 2000"

Центр системно-деятельной педагогики "Школа 2000" был открыт Петерсон в самом начале 2004 года на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Героиня нашей статьи стала не только его создателем, но и директором, а также главным научным руководителем.

Педагогической базой центра стала разработанная самой Петерсон. Работа была высоко оценена не только среди узкого круга коллег-педагогов, но даже на уровне главы государства. Авторский коллектив был удостоен премии президента России в области образования.

Именно учебники Петерсон, как неоднократно отмечалось с тех пор, были настольными книгами практически для всех российских школьников, становившихся призерами и победителями международных олимпиад по математике.

Конфликт с Министерством образования и науки

Несмотря на авторитет, который имелся у Петерсон, в 2004 году у нее произошла конфликтная ситуация с чиновниками Федерального министерства образования и науки. Ее учебники по математике не прошли стандартную государственную экспертизу. В результате учебные пособия не попали в ключевой перечень книг, рекомендованных и допущенных до использования на уроках.

Примечательно, что при этом книги получили положительную оценку ученого сообщества, а отрицательные отзывы дали специалисты, проводившие педагогическую экспертизу. Практически всю работу провела эксперт Российской академии образования Любовь Ульяхина. В педагогической среде она известна, прежде всего, как автор учебных пособий по русскому языку.

Согласно ее оценке, содержание учебника не соответствовало задачам отечественного образования по воспитанию патриотизма и гордости за свою страну. Такой вывод она сделала, основываясь на то, что на страницах учебника Петерсон неоднократно встречались персонажи сказок и детских произведений братьев Гримм, Астрид Линдгрен, Джанни Родари, в то время как российских авторов и реалий практически не было.

Решение конфликта

Вердикт Минобрнауки привел в возмущение все педагогическое и научное сообщество. Учителя и родители собрали около 20000 подписей под петицией, призванной пересмотреть данное решение, также с критикой выступали и общественники. В конечном счете учебники Петерсон вернули в школьную программу.

Образовательная система деятельностного метода обучения «Школа 2000…» - это технологическая основа открытого учебно-методического комплекта (УМК) «Школа 2000…» , который включает в себя:
1) учебники непрерывного курса математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон и др.;
2) любые учебники из Федеральных перечней по другим учебным предметам по выбору образовательных учреждений при условии, что технологической основой их использования является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...».

Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО РФ, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон. Авторскому коллективу «Школа 2000…» Указом Президента Российской Федерации присуждена премия Президента РФ в области образования за 2002 год за создание дидактической системы деятельностного метода для общеобразовательных учреждений.

Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.

Курс математики «Учусь учиться» обеспечен: учебниками математики Петерсон Л.Г. для учащихся начальной школы, учебниками математики Дорофеева Г.В. и Петерсон Л.Г. для учащихся средней школы , методическими рекомендациями, наглядными и дидактическими пособиями, самостоятельными и контрольными работами, электронными приложениями к учебникам; отлаженной системой курсовой подготовки учителей. Курс является непрерывным и реализует поэтапную преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Учебники и учебные пособия выпускает издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» .

Варианты использования завершенной предметной линии учебников по математике «Учусь учиться»:
1. В составе учебно-методического комплекта (УМК) для начальной школы «Перспектива» .
2. В составе открытого учебно-методического комплекта (УМК) «Школа 2000...».

Учебники математики Петерсон Л.Г. для 1-4 классов включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345).

К учебникам Петерсон Л.Г. разработано эффективное средство управления учебным процессом. Компьютерная программа-эксперт «Электронное приложение к учебнику Л.Г. Петерсон» предназначена для диагностики процесса обучения и сравнения результатов с возрастными нормами. Применение электронного приложения для 1-4 классов существенно облегчает работу учителя и повышает качество образовательного процесса в целом.

Российская академия образования отмечает, что «Авторскому коллективу Ассоциации «Школа 2000…» удалось создать современную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования. Обеспечена возможность использования курса математики «Учусь учиться» с широким спектром учебников Федерального перечня без акцентировки на комплектность на основе системы дидактических принципов «Школа 2000…» и адекватной ей структуры урока».

Разработана система дидактических принципов деятельностного метода обучения , а именно:
1) принцип деятельности , заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
2) принцип непрерывности , означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;
3) принцип целостного представления о мире , предполагающий формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о себе самом, о роли различных наук и знаний);
4) принцип мимнимакса , заключающийся в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей);
5) принцип психологической комфортности , предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
6) принцип вариативности, предполагающий формирование у учащихся способностей к принятию решений в ситуациях выбора в условиях решения задач и проблем;
7) принцип творчества , означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Разработана и соотнесена с различными возрастными ступенями технология деятельностного метода обучения (включающая структуру современного урока и системную типологию уроков), которая позволяет заменить методы «объяснения» нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного «открытия» новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов.

Такая технология результативна, поскольку не только обеспечивает высокое качество предметных знаний и умений, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, но и способствует активному формированию способностей к рефлексивной самоорганизации, что позволяет учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.

Технология деятельностного метода имеет при этом общедидактический характер, то есть может быть реализована на любом предметном содержании и любой образовательной ступени с учетом возрастных особенностей и предшествующего уровня развития рефлексивно-организационных деятельностных способностей. Многолетние психолого-педагогические и медицинские исследования (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Пермь, Ярославль и др.) выявили эффективность предложенной технологии с точки зрения развития у детей мышления, речи, творческих и коммуникативных способностей, формирования умений деятельности, а также для глубокого и прочного усвоения ими знаний. Концепция курса математики «Школа 2000…» позволяет использовать его, на основе разработанной технологии, с широким спектром курсов по другим учебным предметам.

«Школа 2000…» - это непрерывный курс математики Петерсон Л.Г., Дорофеева Г.В., Кочемасовой Е.Е. и др. ДОУ - НШ - СШ (Дошкольная подготовка - Начальная школа - Средняя школа). Поэтому начинать заниматься с ребенком по этой программе можно уже с трех лет.

По материалам сайтов: