Портфолио для библиотекаря для аттестации пример. Портфолио библиотекаря

Портфолио библиотекаря

Составитель: главный библиограф Центральной библиотеки МАУК «Ишимской городской централизованной библиотечной системы»

Портфолио - это способ фиксирования, хранения, форма оценки профессиональных достижений.

Цель: подбор и формирование документов, фиксирующих достижения и систематический самоанализ результативности профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Отразить достижения и динамику профессионального развития.
  2. Раскрыть спектр выполненных работ.
  3. Обобщить и проанализировать работу на протяжении 5 лет.
  4. Предоставить значимые результаты профессиональной деятельности аттестационной комиссии.

Вид - файловая папка с печатными материалами.

Порядок расположения документов - по разделам, с их оформлением, размещение одного документа в отдельные файлы.

Схема расположения документов в разделах - обратнохронологическая.

Порядок формирования документов для портфолио

Титульный лист : наименование организации, заголовок, фамилия, должность, год создания.

Визитка

  1. Фамилия, имя, отчество, образование, должность, стаж работы
  2. Должностная инструкция
  3. Отзыв (характеристика)
  4. Документы об образовании
Банк личных достижений
  1. Документы о получении профессионального образования, повышении квалификации, профессиональной переподготовке.
  2. Документы об общественном признании высоких профессиональных достижений. Получение наград, дипломов, грамот, благодарностей.
  3. Документы о результатах участия в конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах: дипломы, сертификаты, грамоты, благодарности.
  4. Благодарственные письма, справки указанных организаций, подтверждающие взаимодействие с организациями, ведомствами по профилю деятельности.

Профессиональная деятельность

  1. Взаимодействие с организациями, ведомствами, по профилю деятельности - на федеральном, региональном, муниципальном уровне, на уровне учреждения.
  2. Организация, проведение, конференций, семинаров, проектов, конкурсов, вебинаров, крупных мероприятий круглых столов, мастер-классов, акций (на федеральном, региональном, муниципальном уровне, на уровне учреждения).
  3. Публикации в профессиональных журналах, в СМИ федерального и регионального значения, сетевых изданиях.
Творческое досье
  1. Организация, проведение, участие в маркетинговых исследованиях.
  2. Коллекция лучших материалов: проекты, программы клубов, кружков.
  3. Отражение индивидуальной, групповой и массовой работы: значимые творческие отчеты, методические пособия, обобщение опыта работы, авторские разработки мероприятий, выставок, информационно-библиографические пособия (подготовленные с творческим подходом и использованием современных технологий).

Портфель отзывов

1. Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры

Слово «портфолио» в переводе с итальянского означает «портфель ценных бумаг». В английском «portfolio» — это папка для важных дел или докумен­тов. В интересующем нас смысле термин «портфолио» появился в 1970-х гг. в среде художников, архитекторов, дизайнеров, а также в сфере модельного и рекламного бизнеса. Он означал коллекцию фотоматериалов, резюме и перечень лучших результатов автора. Целью такого портфолио была рекламная демонстрация достижений его владельца, что позволяло судить о его возможностях и уровне мастерства. Именно это рациональное зерно побудило обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципиально нового подхода к оцениванию профессиональной деятельности специали­ста учреждения культуры.

Согласно современным словарям портфолио — это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определенный период времени. Основной смысл портфолио — показать все, на что ты способен.

Портфолио работника сферы культуры можно рассматривать как:

  • собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;
  • форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов работы;
  • метод самопрезентации и карьерного роста;
  • технологию мониторинга и оценки индивидуального прогресса;
  • средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования.

Основные функции портфолио :

  • аналитическая — анализирует и обобщает работу специалиста;
  • накопительная — отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии мероприятий, библиографическая продукция, и т. п.);
  • модельная — отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;
  • развивающая _ обеспечивает непрерывный процесс самообразования;
  • мотивационная — поощряет результаты деятельности;
  • рекомендательная — представляет личность при смене работы.

Формы портфолио

Портфолио может быть представлено как на бумажных носителях, так и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный — в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио может быть создано в виде электронной презентации или личного сайта (online-портфолио). Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.

Специфика электронного портфолио:

  • является более мобильным и гибким (можно быстро вносить изменения в структуру и содержание материалов);
  • позволяет использовать многочисленные возможности для его художественного оформления (графические пакеты, программы Microsoft Office);
  • обеспечивает широкий выбор средств оформления работ на компьютере;
  • в составе электронного портфолио могут быть выложены материалы из Интернета, представляющие альтернативные точки зрения.

Электронное портфолио может быть размещено в Интернете и стать средством сетевого взаимодействия работников культуры (представить имеющийся опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, интересующихся).

Технология создания портфолио

Создание портфолио — весьма творческий процесс. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению портфолио работника культуры, поэтому подходы к его построению могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить. Важно, чтобы специалист проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал библиотечные достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:

  1. определение цели и мотивации создания;
  2. разработка структуры;
  3. сбор материалов;
  4. формирование объема;
  5. оформление;
  6. презентация;
  7. оценка материалов.

Модели портфолио

В зависимости от цели использования существуют различные модели портфолио.

Презентационное портфолио — коллекция лучших работ специалиста. Используется при поступлении на новое место работы (особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования) или для участия в профессиональном конкурсе. На рис. 1 демонстрируется один из вариантов структуры презентационного портфолио.

  • название папки (например, «Творческое досье библиотекаря»)
  • Ф.И.О. автора;
  • должность;
  • название места работы;
  • адрес, рабочий телефон, e-mail;
  • содержание портфолио.

2. Раздел «Визитная карточка». Его можно назвать и по-другому, например: «Анкетные данные», «Общие сведения об авторе», «Персональный блок», «Портрет», «Паспорт» и т. п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:

  • фотографию автора;
  • автобиографию;
  • профессиональное кредо, цели и задачи деятельности (представление профессиональной позиции с основными ценностями, цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные автору портфолио);
  • документы об образовании;
  • общий трудовой стаж;
  • квалификационную категорию;
  • профессиональные и личные интересы;
  • общественную деятельность.

3. Раздел «Творческое досье» («Рабочие материалы», «Методическая копилка»). Раздел представляет собой коллекцию лучших материалов владельца портфолио, отражающих основные направления и виды деятельности. В него могут входить:

  • исследовательские работы;
  • программно-проектная деятельность;
  • индивидуальная работа;
  • массовая работа (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);
  • справочно-информационная деятельность;
  • использование компьютерных технологий;
  • рекламная деятельность.

4. Раздел «Образовательный коллектор» («Карта профессионального роста», «Научно-методическая деятельность», «Индивидуальная образовательная карта») позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца портфолио. Здесь отражаются:

  • документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);
  • результаты итоговой аттестации, тестирования;
  • работа в методических объединениях;
  • участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);
  • участие в профессиональных и творческих конкурсах;
  • публикации и выступления в СМИ;
  • работа по обобщению и распространению опыта (создание информационных листков, методических пособий).

5. Раздел «Банк личных достижений» («Портфолио документов», «Мои достижения») представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах. Здесь могут быть представлены:

  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • гранты, сертификаты, свидетельства;
  • грамоты;
  • благодарственные письма;
  • дипломы различных конкурсов;
  • другие награды по усмотрению автора.
  1. Раздел «Портфель отзывов» включает:
  • отзывы о работе (коллег, читателей, руководителей разных уровней);
  • оценки результатов труда;
  • рецензии на авторские материалы, тексты заключений;
  • рекомендательные письма;
  • статьи об авторе портфолио.

7. Раздел «Авторская самооценка» предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности. Данный раздел может содержать:

  • размышления автора по поводу своей сферы работы;
  • самоанализ работы;
  • коррекцию собственной деятельности;
  • стратегию профессионального развития.

Принципы построения портфолио:

  • системность;
  • достоверность;
  • открытость;
  • прозрачность;
  • простота;
  • доступность;
  • полнота представления.

Критерии оценки портфолио:

  • нацеленность автора на самосовершенствование;
  • структуризация материала;
  • ясность, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
  • целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
  • наглядность результатов работы;
  • качество изложения материала;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • творческий подход к созданию портфолио (оригинальность).

Основные ошибки при работе с портфолио

Анализ материалов вскрыл ряд ошибок, негативно влияющих на отношение к самой технологии портфолио и ее внедрение в практику:

  • нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио;
  • сбор материалов кем-либо вместо работника (например, подготовка материалов к очередной аттестации);
  • включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое рассматривается как папка достижений, но не сле­дует буквально воспринимать это, представляя портфолио своеобразным сундуком, в котором собрано все, что может продемонстрировать работник;
  • подмена идеи портфолио традиционными схемами (характеристикой администрации или методического совета, профессиональной зачетной книжкой и т. п.);
  • завышенные требования к внешнему оформлению и т. д.

Портфолио может понадобиться работнику культуры для следующих целей:

  • аттестации (портфолио при этом _ предмет экспертизы);
  • лицензирования, аттестации, аккредитации учреждения культуры;
  • систематизации и анализа деятельности специалиста;
  • конкурса (основания для участия в различных конкурсах и получения гранта);
  • для назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения в качестве стимулирующего фактора (особенно актуально при переходе на новую систему оплаты труда работника учреждения культуры).

Использование технологии портфолио поможет администрации учреждения культуры целенаправленно и системно осуществлять мониторинг профессионального развития своих сотрудников, иметь полную информацию о результатах деятельности работников, объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, поддержать стимулирующими выплатами их мотивацию к саморазвитию, выявлять ценный опыт для распространения, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом персонала, координировать коллегиальные усилия по повышению качества и результативности его работы, способствовать концептуальной стратегии развития учреждения.

Структура и содержание портфолио

Титульный лист

  • Название образовательного учреждения.
  • Название папки.
  • Фотография.
  • Фамилия, имя, отчество, должность.

Содержание

  1. Карта профессионального роста.
  2. Документы о повышение квалификации.
  3. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях.
  4. Поощрения и награды.
  5. Публикации.
  6. Авторские разработки.
  7. Отзывы.

Визитка сотрудника и библиотеки.
— Фамилия, имя, отчество.

— Должность, школа.

— Дата рождения.

— Библиотечная и учебно-педагогическая деятельность. (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 2, если он есть.)

— Дата прохождения предыдущей аттестации.

— Образование (что, где, когда закончил, специальность).

— Общий стаж работы.

— Стаж работы по должности.

— Награды и звания, год получения.

— Повышение квалификации (тема, где и когда проходили, количество часов). (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 3, если он есть.)

— Тема самообразования.

1.2. Визитка библиотеки.

— Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства).

— Особенности деятельности данной библиотеки (проект, эксперимент, программа, спецкурс).

— Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, процент охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда).

2. Карта профессионального роста

— Сведения об участии в работе методического объединения, педагогических советов, родительских собраний, в педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, районе, города, республике.

— Фотографии (альбом с фотографиями).

Документы о повышении квалификации

— Удостоверения об окончании курсов.
— Фото.
— Отзывы.

4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях

— Сертификаты.

— Грамоты, благодарности.

— Фотографии.

— Отзывы.

5. Поощрения и награды

— Дипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде.

6. Публикации.

— Публикации о сотруднике, библиотеке, читателях.

— Сценарии и интересные планы библиотечных мероприятий.

— Разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов).

— Фактографический материал (списки книг, копии публикаций).

Примечание: если разработок много, то можно просто перечислить и указать: продукт, название (тема), адресат, год, составитель.

8. Отзывы.

— Отзывы.

— Рецензии.

— Предложения.

— Приглашения.

— Поздравления.

— Переписка.

— Справки о комплексной, аттестационной проверке.

— Размышления на тему, наброски, «неотправленное письмо».

Процедура презентации портфолио

Портфолио представляется библиотекарем в информационно-методический центр Алексеевского муниципального района не позднее, чем за две недели до проведения секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов. Комиссия в составе методиста ИМЦ, руководителя РМО школьных библиотекарей и одного из руководителей творческой группы рассматривает представленные материалы, и обращают внимание на следующие моменты:

  • соответствие представленного материала требованиям к оформлению портфолио (содержание и структура);
  • полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности библиотекаря;
  • положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
  • оценка работы;
  • другие вопросы по усмотрению комиссии.

Защита портфолио проводится публично на секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов.

Защита портфолио проводится в несколько этапов:

  1. Презентация портфолио.
  2. Ответ на вопросы по существу представленных документов.
  3. Ознакомление библиотекаря с краткой оценкой работы.
  4. Пояснения библиотекаря по замечаниям комиссии.
  5. Обсуждение результатов защиты членами комиссии.
  6. Доведение до библиотекаря выводов и рекомендаций комиссии.

Презентация (от лат.рrezentatio – представление, предъявление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего-либо.

Презентация портфолио — форма испытания, в ходе которой библиотекарь представляет комиссии свидетельства своего профессионализма и результаты своей деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др.

Для презентации портфолио библиотекарю отводится 7-8 минут. В ходе презентации библиотекарь должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация – это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.

Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:

  1. соответствие презентации содержанию портфолио;
  2. выделение основных результатов деятельности педагога;
  3. качество изложения материала.

Членами комиссии задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 2-3 вопросов). Эта часть защиты очень важна, т.к. демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию библиотекаря. Библиотекарь отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

Обсуждение результатов защиты членами комиссии проводится на закрытом заседании без присутствия библиотекаря. В ходе заседания обсуждаются представленные материалы, и определяется степень их соответствия заявленным критериям.

Считается, что библиотекарь успешно выдержал защиту, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:

  1. библиотекарь ведет активную работу внутри творческой группы, в методическом объединении, сотрудничает с сельской библиотекой, детским садом и другими учреждениями;
  2. использует в своей деятельности различные методы и формы работы;
  3. учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
  4. знает современные технологии обслуживания, обучения и воспитания.
  5. применяет ИКТ в своей работе.

При оценивании портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить степень участия в них библиотекаря. А так же необходимо определить, использованы ли результаты работы библиотекаря в деятельности ОУ, на уровне района, республики. Есть ли отзывы о работе, то какие и от кого получены.

При наличии публикаций оценивается их актуальность, практическая направленность и использование в практике ОУ, района, республики.

3. Портфолио школьного библиотекаря

Настало время рассказать о том, что же такое профессия библиотекаря-библиографа, чем занимается школьный библиотекарь в школе. Работа наша с вами – кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не всегда видна. Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь в школе – это не просто библиотекарь, а ещё и педагог дополнительного образования. Библиотекарь может преподавать курс «Библиотечно-библиографические знания как основа информационной культуры личности», МХК, этику, эстетику, краеведение.

При помощи грамотно составленного портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в школе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.

С другой стороны, портфолио – это способ организованного накопления своих разработок: образовательных программ, их методического обеспечения, сценариев различных мероприятий и т.д. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать информацию, расположить её в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте.

Ещё одна отличительная особенность портфолио в том, что вы сами выбираете тип, вид и структуру своего портфеля, сами решаете, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ. Это возможность создать индивидуальный портрет школьного библиотекаря, систематизировать, проанализировать и квалифицированно представить его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов его самопрезентации как специалиста определённого уровня.

Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета школьной библиотеки.

Цель предлагаемых методических рекомендаций: раскрыть возможности работы с портфолио в библиотечной практике.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи :

  • разработать концепцию библиотечного портфолио;
  • определить его цели, задачи, функции, выявить практическую значимость;
  • представить модели и разновидности портфолио в библиотечной практике;
  • разработать методику формирования профессионального библиотечного портфолио;
  • представить варианты организации и оформления портфолио.

КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОРТФОЛИО

Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.

Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.

Цель портфолио : накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.

Задачи:

  • проанализировать и обобщить свою работу;
  • связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
  • отразить динамику профессионального развития;
  • представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

Функции портфолио :

  • диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
  • содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
  • развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
  • мотивационная – поощряет результаты деятельности;
  • рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.

Практическая значимость портфолио :

  • аттестация в будущем;
  • лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
  • систематизация деятельности библиотекаря;
  • фактор, стимулирующий профессиональное развитие.

Модели портфолио

(для себя и для других) Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности Портфель-самооценка

(для себя) Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности Портфель-отчёт

(для других) Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности

Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.

ТИПЫ ПОРТФОЛИО

При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:

  • дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней);
  • грамоты;
  • свидетельства;
  • удостоверения;
  • справки;
  • сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города Омска.

В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).

Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:

  • конкурсные работы;
  • проекты развития библиотеки;
  • тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);
  • сценарии различных массовых мероприятий;
  • электронные документыразличные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок;
  • видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
  • авторские образовательные программы и УМК к ним;
  • печатные работы.

Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.

Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.

Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).

Например:

А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.

Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.

В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.

ВИДЫ ПОРТФОЛИО

Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.

Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале.

Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.

Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.

В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.

Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.

Тематический портфолио может включать:

  • план (структуру, схему) занятий или разработки темы;
  • пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;
  • обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;
  • программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);
  • работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);
  • самоанализ проведённой работы;
  • фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);

Первый раз портфолио увидела у учителей, мне понравилось - по нему можно оценить качество работы. Когда я решила подать документы на грант Правительства Республики Татарстан в номинации «Профессионал», то создала портфолио по тому же принципу, что и учителя и выиграла грант!

Моё портфолио состоит из двух папок на 100 файлов каждая. В одной - все мои публикации в СМИ, профессиональной прессе (смотри: http://blogslava.ru/?page_id=153).

Во второй папке портфолио:

    2. Следующая страница - эссе, в котором написала, почему я люблю свою работу. Читайте: Моя профессия – библиотекарь.

    3. Несколько групповых фотографий читателей разного возраста в библиотеке: дошкольников, школьников, молодежь, старшее поколение с надписями «Мы любим читать!», «Нам нравится здесь!», «Читает всё село!», «Читаем всем селом!». Смотри: мы любим читать!.doc

    4. Кратко о библиотеке : история, территория, доступность, техническое оснащение, библиотека в цифрах: количество книг, читателей, книговыдача, число посещений и мероприятий. Адрес библиотеки, веб-сайт библиотеки.

    5. Какое место библиотека занимает в жизни села . Читай: Сельская библиотека.

    6. «В библиотеке можно» - фотографии читателей всех возрастов в библиотеке за различными занятиями: читают, изобретают, рисуют, играют, общаются, смотрят телевизор, делают домашнее задание, творят, играют на гитаре, занимаются в кружках, получают консультации, работают в Интернете.

    7. «Библиотека приглашает» - различные объявления-афиши в миниатюре (по 6 объявлений на лист) , которые приглашают читателей на различные мероприятия.

    8. «Библиопартнёрство» - о сотрудничестве различных организаций, находящихся не только на территории села, но и за её пределами.

    10. Школа и библиотека. Девиз: «В школе знания получают - в библиотеке приумножают». Здесь описывается работа со школой и даются цифры: количество учащихся в школе и процент обхвата. К некоторым мероприятия - фотографии.

    11. Сотрудничество с амбулаторией, почтой.

    12. IT-технологии в помощь сельским жителям. Информационный цветной лист со списком услуг, предоставляемые пользователям с применением компьютерных технологий. Кратко рассказывается об информационном центре библиотеки. Работа с читателями через инте рнет.

    13. Дети и книга. Нам с книгой дружить и расти! Девиз при работе с детьми: «Каждому ребёнку - нужная книга в нужное время!». В этом разделе рассказываю о различных способах работы с детьми с фотографиями: «От игрушки - к книге» (смотри: игрушка и книга.docx), Через театр в мир книг.doc , театр книги.doc , Кукольный театр, Изобретатели и фокусники, Дети и библиотека.wmv .

    14. Молодёжь и чтение - вот лучшее решение. Популяризация чтения среди молодёжи, формирование активной жизненной позиции, вовлечение молодёжи в социальную жизнь села. Цифры - количество молодёжи по возрастам и процент обхвата, фотографии, сценарии (смотри: Читающая девушка.doc , Сломай сигарету.doc) , буклеты.

    15. Чтение - дело семейное. Девиз при работе с родителями: «Читающие родители - читающие дети». Цифры: количество семей, из них матери-одиночки, многодетные семьи, самые читающие семьи. Описывается работа с семьями (смотри: семья чтением крепка.doc , Семья и книги.doc , Родительское собрание в библиотеке.odt) с фотографиями, буклеты, акции.

    16. Старость в радость. Старшее поколение - персональные помощники библиотекаря. Описывается какую неоценимую помощь оказывают пенсионеры (читают вслух внукам, консультируют, участвуют в мероприятиях, пропагандируют книгу) с фотографиями.

    17. Клуб «Поющая душа». О работе клуба, девиз которого: «С песней по жизни». Основная цель клуба сохранение и развитие традиций авторской песни, выявление талантливых авторов и исполнителей, содействие в распространении авторских песен и доведения их до широкого класса населения. Объединение поколений в стремлении к активному образу жизни. Фотографии, публикации о работе клуба, текст авторских стихов и песен.

    18. Библиотека - 100 талантов. Об индивидуальной работе с читателями, о талантливых читателях. Библиотека талантов .

    19. Человек читающий - человек успешный. О достижениях читателей: участие в конкурсах, публикации, выставки творческих работ читателей. Семь успевающих читателей написали сочинение «Какую роль сыграла книга в их жизни» (смотри:

Последние три года ввела обязательное представление портфолио на аттестацию.
Сначала народ просто приносил свои сценарии, а потом стал совершенствоваться. Соответственно, и я вслед за ними. Были и письменный анализ каждого портфолио, и консультации, и «разбор полетов», и издание на эту тему. Итак, о портфолио…

Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки собственных достижений за определенный период времени. Этот способ позволяет свести воедино и систематизировать свои разработки, дополнять их по необходимости и выдавать по первому требованию. Портфолио наиболее полно и эффективно позволяет представить свой опыт работы.

Задачи подготовки портфолио:

Освоить навыки самопрезентации,

Научиться оценивать результаты своей работы, отбирать наиболее значимое или несущее новые элементы,

Документировать проведенную работу, оформляя ее качественно и профессионально.

Какие именно материалы (все или самые лучшие), в каком порядке будут собираться в портфолио - решает сам библиотекарь. Наиболее ярко и полно представить свою работу можно при помощи следующих материалов:

Документы.

Резюме, подготовленное самим библиотекарем, с анализом своего профессионального опыта.

Материалы о выставочной работе (фотоматериалы, макет, описание выставки, библиографический список).

Сценарии лучших мероприятий, разработанные самостоятельно (В материале необходимо определить целевое и читательское назначение, определить форму мероприятия и ей соответствовать, составить библиографический список используемых источников, подготовить фотоматериалы).

Отзывы методистов и коллег об открытых мероприятиях.

Тексты выступлений на мероприятиях в рамках системы повышения квалификации. (В качестве примера - выступление на )

Копии публикаций в СМИ (написанных самостоятельно или посвященных работнику (библиотеке)), например, или "От библиофобии к библиомании" в журнале "Библиотечное дело".

Материалы, свидетельствующие о высокой оценке работы библиотекаря (отзывы пользователей и партнеров, копии дипломов, благодарностей и грамот и т.д.)

Видеозаписи и подготовленные электронные документы (презентации, разработки и др.) отдельным приложением (при наличии)

Удобнее всего организовать портфолио в виде файловой папки, расположив каждый материал в отдельном файле. Работу облегчит перечень включенных материалов, датирование элементов портфолио. При возможности иметь компьютерный вариант лучше всего иметь и его, и печатный вариант.

Можно включить в начале портфолио раздел типа «Общие сведения о библиотекаре» и регулярно его обновлять:

Фамилия, имя, отчество, дата рождения.

Образование (наименование учебного заведения, дата окончания, полученная специальность), свидетельства о повышении квалификации и дополнительном образовании.

Сведения о библиотечном стаже, о прохождении аттестации (с указанием дат).

Копии документов, подтверждающих уровень квалификации и общественное признание (дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, удостоверения).

При подготовке к аттестации не забудьте про свои характеристики, например, .
Резюме, подготовленное самим библиотекарем, поможет ему представить свое профессиональное развитие за определенный период. В нем можно отразить:

Освоение новых приемов и методов работы,

Освоение нового оборудования и новых компьютерных программ,- Разработку программ, методических материалов, сценариев,

Проведение открытых мероприятий для специалистов,

Посещения других библиотек с целью изучения опыта,

Участие в проведении мероприятий в рамках системы повышения квалификации,

Участие в проектной работе,

Подготовку публикаций для СМИ и профессиональных изданий,

Самообразование (темы, материалы, результаты).

После анализа всех портфолио, представленных во время аттестации последних лет, можно выделить достоинства и недостатки , общие для многих библиотекарей.

Плюсами в материалах были:

Представление материалов, дающих представление о разнообразных видах и формах работы - выставки, акции, массовые мероприятия разных форм (обзоры, вечера, библиотечные уроки, игровые формы и т.д.),

Наличие иллюстративного материала (фотографии или фотоколлажи),

Представление новых и нетрадиционных форм

Минусами стали:

Ошибки в составлении библиографического описания,

Несоответствие сценариев заявленной форме,

Минимальное количество материала,

Неучастие в массовых мероприятиях библиотеки,

Отсутствие информации, представляющей работу библиотеки и конкретного библиотекаря в отдельных материалах.

Многие не могли на аттестации ответить на самые простые вопросы, хотя я заранее говорю, .
В качестве примеров содержание нескольких портфолио 2009 г.

Ольга Николаевна, библиотекарь библиотеки-филиала

С. 1 – Информационные лист с основными сведениями о себе

С. 3 - Характеристика заведующей библиотеки-филиала
С.5 - Творческая игра «Добрые волшебники семьи» (сценарий, фото)
С. 7 - Библиотечный урок «Знакомство с книжным домом» (сценарий)
С.- 9: Книжная выставка «Я рекомендую…» (фото, адрес, цели, задачи, список, используемый материал)
С. 12 - Примеры заголовков к другим выставкам, самостоятельно и оригинально оформленных (фото)
С. 14 - Для работы с задолжниками была оформлена «напоминалка» (фото)
С. 15 - Работа с фондом (фото, текст)

С. 16 – «Для привлечения читателей в библиотеку принимаю участие в экскурсиях с элементами театрализации» (фото)
С. 17 – «Для продвижения книг и руководства чтением важными являются рекомендательные беседы» (фото)
С. 18 – «Принимаю участие в реализации программы «Экология» (оформлена постоянно действующая книжная выставка «Экологический курьер», создана эмблема) (фото)
С. 19 – «Принимала активное участие в оформлении стенда «Папа, Мама, Я – читающая семья» (фото)

Вера Анатольевна, ведущий библиотекарь центральной библиотеки

Информационный лист
Циклы книжных выставок (планы)
1. цикл «Будь здоров»
2. цикл «Россия: удачи минувшего века»
просмотры литературы (планы)
1. Иосиф Сталин: досье без ретуши
2. Книги всякие важны? Книги всякие нужны?..
3. Уголок России… Отчий дом
4. Есть такой городок Арзамас
5. Мой друг – словарь
6. Царица наук
7. Лики России
8. Нам года – не беда!
9. Вот и вышел человечек
10. Личность и мифы
11. Поговорим о странностях любви
Массовые мероприятия: сценарии
1. вечер вопросов и ответов «Имеешь право…»
2. научно-развлекательный видеовечер «Нам года не беда»
3. цикл вечеров «Историей оставленные вехи»: литературный видеовечер «Памятники Древней Руси», литературно-музыкальный вечер «Свет народной души…», информационно-развлекательный вечер-мозаика «О памятниках всерьез и не очень», вечер-портрет «Уважены за имя…»
справки о работе за 2008, 2007, 2006 гг
«Благодарность директора МУК ЦБС г.Арзамаса за хорошую организацию работы с фондом абонемента ЦГБ им.А.М.Горького»

Татьяна Ильинична, заведующая библиотекой-филиалом

С. 1 – информационный лист

С. 2 – основные показатели библиотеки за 3 года
С. 3 – справки о хозяйственной деятельности (фото)
1. 2006 г.
2. 2007 г.
3. 2008 г.
С. 9 – рекламная деятельность (объявления, листовки и пр.)
С. 13 – работа со СМИ (публикации о работе библиотеки)
С. 17 – библиотечные исследования (анкеты, опросные листы, анализ)
С. 23 – проектная деятельность (описание проектов и проделанной работы в 2007-2008 гг)
С. 25 – благодарности и дипломы (библиотеки и лично заведующей)
С. 31 – фотографии с мероприятий, проводимых Т.И.Кузнецовой
С. 33 – фотографии выставок
С. 37 – Наши электронные ресурсы
1. 2007 г. – 4 презентации к мероприятиям (общий объем 288, 3 Mb)
2. 2008 г. – 8 презентации к мероприятиям (общий объем 425, 7 Mb)
3. 2008 г. – электронный банк названий выставок и цитат
Приложения – 5 CD с электронными презентациями

Любое мероприятие можно интересно оформить для портфолио в виде коллажа, например, как или музыкальный вечер . Для этого оформления я использовала программу Picasa.