Навыки и умения работника. Навыки и умения

Знания и их классификация. Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.

По локализации отражения выделяют:

индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;

общественные знания - продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.

По форме отражения ЗУН выделяют:

- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;

- образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

- вещественные, существующие в предметах труда, искусства - овеществленные результаты деятельности;

- процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.

Обширна классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.

По психологическому уровню выделяют: знание - узнавание, - воспроизведение, - понимание, - применение, - автоматические действия, - отношение и знание - потребность.

По степени обобщенности: факты - явления, понятия - термины, связи - закономерности, гипотезы - теории, методологические знания, оценочные знания.

Ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают чес сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти - фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов - ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).

Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать поставленные внешними обстоятельствами задачи.

Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие - не то, что наблюдается, а это абстракция, выражающая внутреннее смысловое содержание объектов познания.

Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности - умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению деленной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все относящиеся сюда навыки личности.

Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки. Навыки - это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык -это автоматизированное умение.

Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).

ЗУНы определяют так называемую «объемность» личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности - способам умственных действий.

Резюме – один из важнейших этапов приёма на работу. Именно по этому документу HR-менеджеры проводят начальную сортировку кандидатов, составляют первое впечатление и впоследствии приглашают на собеседование. Резюме необходимо составлять так, чтобы потенциальный работодатель имел полную картину ваших знаний, опыта и навыков. В то же время не нужно перегружать образ хорошего работника лишней информацией.

Найти баланс сложно, особенно когда хочется выделиться из массы кандидатов. Даже самый креативный подход требует логичного оформления. У аккуратно составленного резюме есть все шансы «зацепить» работодателя. Не последнюю роль в этом играет заполнение навыков кандидата.

Что такое ключевые, специальные и дополнительные навыки?

Ключевые навыки характеризуют то, каким работником вы будете в целом. В этот раздел часто вписывают «стандартный набор искателя» – целеустремлённость, стрессоустойчивость, самодисциплина, обучаемость… Данные фразы давно превратились в ничего не значащую формальность. Каждый соискатель желает показать себя с лучшей стороны, превращая резюме в описание суперчеловека.

Навыки необходимо выбирать и прописывать под конкретную вакансию. Определитесь, какая характеристика критически важна для работы на должности. Желательно выбирать не более трёх основных качеств. Например, работа аниматором предполагает наличие высокого уровня коммуникабельности. Не помешает указать данный навык в качестве ключевого. Подаваясь на должность руководителя отделения банка, готовьтесь справляться со сложными ситуациями. Соответственно, работодателю будет важно узнать, что вы стрессоустойчивы.

Описывая ключевые навыки, не ограничивайтесь одним словом. О каждом составьте по предложению, которое дополнит образ. К примеру, стандартный «аналитический склад ума» можно превратить в «умение находить оптимальный выход из сложных ситуаций и эффективное управление временем». Однако не увлекайтесь длинными описаниями: их можно включить в .

Навыки и умения в резюме — что написать?

Самый простой вариант – перефразировать требования, которые работодатель предоставил в описании вакансии. Таким образом не придётся думать, какое умение потенциальное начальство считает основным: всё уже указано за вас. Подумать следует лишь над подачей.

Можно выделить три группы навыков: управленческие, коммуникационные и исследовательские. В зависимости от типа вакансии, в резюме должен преобладать один из них. Эти качества часто дополнительно проверяют с помощью . Рассмотрим каждую группу подробнее.

Управленческие

Соискатель собирается работать с вверенными подчинёнными. Он знает, какие специалисты ему подходят, умеет организовывать работу отдела и лично приводит команду к цели. Требования к такому кандидату всегда особо строги, а внимание со стороны рекрутеров повышено.

В качестве основных навыков следует упомянуть:

  • Качественную организацию рабочего процесса. Можно привести короткий пример того, как вы справлялись с этой задачей в предыдущем месте;
  • Самостоятельное принятие решений и полную ответственность за них. От управленцев ожидают грамотных решений, а не постоянных консультаций с вышестоящим руководством. Умение же признавать ошибки подкрепляет честность и ответственность сотрудника;
  • Мастерство ведения переговоров важно для любого руководителя. В это понятие можно включить как урегулирование конфликтных ситуаций на работе, так и внешние сделки с партнёрами.

Хорошим бонусом к дополнительным навыкам станет опыт мотивирования подчинённых. Тимбилдинг – популярное средство укрепления отношений между сотрудниками. Если у вас был опыт проведения подобных мероприятий либо вы успешно внедрили систему поощрений – коротко опишите это.

Коммуникационные

Необходимы в очень широкой области должностей — от продавца-консультанта до преподавателя. Правильный подход к клиенту – залог успешного сотрудничества. А работник, умеющий располагать людей к себе, также хорошо сглаживает конфликты.

Хорошими основными навыками послужат:

  • Опыт продаж, если вакансия предполагает подобную работу;
  • Грамотная устная и письменная (если потребуется вести деловую переписку) речь. Поставленный голос – большое преимущество;
  • Навыки концентрации и удерживания внимания человека на длительное время;
  • Знание иностранных языков, если компания сотрудничает с зарубежными клиентами.

Помните, что навык общения проявляется не только в дружелюбии и активном общении. Важно также слушать и понимать клиента, проявлять в диалоге тактичность и терпение. Всё это можно указать в дополнительных умениях.

Совет: фразы по типу «умею найти подход к сложным клиентам» лучше конкретизировать. Вспомните самый примечательный такой случай и в двух словах опишите его для работодателя.

Исследовательские

Много работодателей ценят самостоятельность сотрудников. Если вы столкнулись с проблемой, которая напрямую не касается начальства, попытайтесь решить её самостоятельно, прежде чем спрашивать совета.

Исследовательские навыки демонстрируют работодателю, что соискатель знает, где искать данные, и на основе полученной информации он сам способен построить умозаключения и прийти к правильному решению. Такие умения чаще всего необходимы работникам технических специальностей.

Включите:

  • Качественную обработку больших объёмов новой информации;
  • Определение и решение задач первостепенной важности;
  • Знание профессиональных ресурсов. К примеру, программисты могут перечислить, куда они чаще всего обращаются за информацией;
  • Работа в разных направлениях. Такую многозадачность иногда предполагает специфика должности.

Если у вас хорошо развито воображение, поставьте себя на место работодателя. От какого претендента вы бы захотели получить ? Какие качества он должен показать в первую очередь? Ответы запишите, проанализируйте и сравните с требованиями. Это станет хорошим подспорьем при создании резюме.

Подводим итоги

Раздел навыков призван раскрыть соискателя как профессионала. Навыки делятся на ключевые, специальные и дополнительные. В первом пункте их должно быть не более трёх, а в остальных – не более пяти. Выбирайте только главное. Подстраивайтесь под конкретную вакансию и под специфику предприятия.

Не пишите слишком шаблонно и сухо, но не вдавайтесь в лишние подробности. Если есть чем подкрепить достижение – приведите пример в одном коротком предложении. При необходимости сверяйтесь с требованиями на аналогичных вакансиях. Не забудьте перефразировать и включить в резюме каждое условие той вакансии, на которую вы подаётесь.

Уважаемый посетитель, добро пожаловать на блог сайт. Как известно, написание резюме – ответственная задача, к которой необходимо подойти крайне серьезно. Вы должны представить себя с самой лучшей стороны, и в самом выгодном свете. И вот, возникает вопрос: какие навыки указать в резюме?

Вы должны понимать, что, хотя личные качества и стаж работы на конкретной должности очень важны, они не расскажут о том, насколько вы хороши в той или иной профессии. Для этого вы должны указать, какими навыками вы действительно владеете. Не пытайтесь обмануть потенциального работодателя – со временем это сыграет против вас. Исходя из этого, вам важно знать, что такое ключевые навыки в резюме, о чем необходимо написать в первую очередь, а о чем – умолчать до определенного момента.

С чего начать?

Для начала следует понять, какие профессиональные навыки бывают. Сразу скажем: единственно правильного шаблона, который подошел бы каждому человеку, не существует. Однако есть некоторые пункты, на который следует сделать особый акцент. Так, вы должны сообщить своему потенциальному работодателю о том, насколько хорошо вы:

  • обладаете навыками делового общения;
  • умеете планировать свой рабочий день, организовывать трудовой процесс, принимать правильные решения;
  • способны проявлять внимание к рабочим мелочам и деталям;
  • успешно анализируете и устраняете различные рабочие проблемы и нюансы;
  • умеете быть податливым и гибким, когда это необходимо;
  • можете и хотите управлять делами;
  • по натуре – деловой лидер.

Это общие примеры ключевых навыков, о которых можно упомянуть в резюме. Какие из них обозначить, а о каких умолчать, – выбор за вами. К тому же многие руководители, ищущие человека на определенную должность, сами указывают, чего именно они ожидают от кандидата.

Виды и список ключевых навыков для составления резюме

Итак, какие навыки можно указать в резюме? Перед тем, как рассматривать полный их список, следует вкратце ознакомиться с тем, какими бывают их группы.

  1. Коммуникативные. Такие деловые навыки подразумевают умение вести переговоры с потенциальными партнерами, общаться с коллегами, начальством, клиентами. Способность заинтересовать человека, убедить его заключить договор именно с вашей фирмой – в общем, вы должны обладать знаниями дипломатии в идеале.
  2. Организаторские навыки. Докажите, что умеете планировать свое рабочее время, распределять свои силы и ресурсы, вести ответственные и важные проекты.
  3. Лидерские. К этим качествам можно отнести умение управлять людьми, вести их за собой, добиваться беспрекословного выполнения ваших указаний. Но без «фанатизма», иначе вы можете отпугнуть кадровика чрезмерной резкостью и холодностью изложения своих лидерских качеств.
  4. Аналитические – одни из ключевых навыков для резюме. Вы должны быть настоящим генератором идей, а также проявлять элементы стратегического мышления.
  5. Прикладные. Такие профессиональные навыки и знания в резюме излагаются в зависимости от специфики конкретной профессии.

Теперь более подробно изучим каждую из вышеперечисленных групп, а также составим максимально детальные списки умений и навыков, которые включает каждая из них.

Коммуникативные характеристики

Пример описания коммуникативных навыков в резюме приведен ниже. Но будьте внимательны: вы должны подать лишь ту информацию, которая соответствует действительности.

Итак, какие же коммуникативные качества можно указать при написании резюме? Это:

  • умение быстро решать конфликтные ситуации и споры;
  • навыки ведения деловых переговоров с партнерами;
  • способность вести деловые диспуты или дискуссии с потенциальными клиентами;
  • опыт проведения публичных мероприятий;
  • умение выслушать и убедить человека.

Примечание. При составлении резюме важно уметь различать разницу между навыками и умениями. Умение – это усвоенный человеком опыт выполнения какого-то конкретного действия. Навык – это такое же умение, но «отшлифованное», доведенное до автоматизма.

Организаторские способности

Пример навыков и умений для резюме в плане проведения организаторских работ:

  • способность заниматься тайм-менеджментом;
  • умение вести сложные проекты;
  • способность решать многочисленные задачи разной степени сложности;
  • практические навыки работы с большими объемами информации;
  • умение стратегически мыслить и планировать работу.

Еще один пример специальных организаторских навыков, которые можно указать в резюме – бюджетирование. Это особенно важно для крупных фирм, работающих с многочисленными клиентами и партнерами. Хотя и для мелких предприятий этот навык сотрудника, несомненно, тоже очень важен.

Лидерские и прикладные способности

Ключевые навыки руководителя заключаются в способности управлять большим штатом людей и их мотивации к активной и плодотворной работе.

Теперь немного поговорим о прикладных навыках. Их, как и все предыдущие, необходимо подать целесообразно. Это означает, что не нужно писать все подряд – опишите только те способности, которые будут важны для должности, на которую вы претендуете.

Итак, рассмотрим примеры прикладных, или дополнительных навыков в резюме. К ним можно отнести:

Помимо этого, вы должны указать в резюме навыки работы на компьютере. Укажите программы, с которыми оперировали на прежней, такой же, должности. Если эта работа будет вашим первым трудовым опытом, напишите, с какими программами вы знакомы.

Но не пишите «знаю», «могу», «справлюсь». Работодатель ожидает от вас навыков, а не пустых обещаний. Дайте ему то, что он хочет, и ваша кандидатура его обязательно заинтересует.

Примеры навыков и умений для разных профессий

Ниже приведены примеры компьютерных навыков и знаний в резюме, а также другие способности, важные для работников разных сфер бизнеса. Из них вы узнаете, что можно указать, а о чем предпочтительнее умолчать.

Пример №1: главный бухгалтер

Пример профессиональных навыков бухгалтера, которые можно указать в резюме:

  • способность работать с несколькими юридическими лицами одновременно;
  • опыт составления бухгалтерских отчетов;
  • умение вести учеты;
  • проведение денежных операций;
  • знание законодательства, в особенности налогового и бухгалтерского, а также трудового.

Еще один пример специальных навыков для резюме бухгалтера – опыт в восстановлении бухгалтерских учетов. Утерянная финансовая информация – очень серьезное нарушение, и вы должны уметь разрешить эту непростую ситуацию.

Пример №2: менеджер

Примеры ключевых навыков в резюме для менеджера по продажам:

  • управление нижестоящими звеньями сотрудников;
  • опыт привлечения новых клиентов или партнеров;
  • умение повышать процент продаж;
  • способность вести деловые переговоры с потенциальными коллаборантами;
  • знания аналитического аспекта продаж и способность их воплощения;
  • умение организовывать работу отдела, за который он отвечает.

Проф навыки для резюме менеджера по продажам этим, конечно, не ограничиваются. Но это основные пункты, которые должны быть предоставлены на рассмотрение потенциального начальника.

Пример №3: продавец

Навыки для продавца для резюме могут быть представлены в виде:

  • умения распределять свое время;
  • способности грамотно общаться;
  • идеального владения дикцией;
  • творческого подхода к процессу продаж;
  • навыков в сфере обслуживания клиентов.

Другой пример профессиональных навыков в резюме: умение убеждать, способность оперировать большими объемами информационных данных, обладание приятным голосом (как ни странно, это тоже немаловажно для продавца-консультанта).

Пример №4: руководитель ИТ отдела

Специальные навыки для резюме работника в сфере IT может выглядеть следующим образом (описание деловых качеств):

  • наличие опыта управления персоналом;
  • способность продвигать и развивать компанию;
  • анализ и активное участие в процессе выбора операционных систем для дальнейшей работы;
  • навыки обеспечения нормальной работы оргтехники.

Пример технических навыков, которые можно описать в резюме:

  • умение обеспечивать информационную безопасность всего офиса;
  • управление техническим обеспечением других сотрудников предприятия;
  • надежная защита конфиденциальных данных, хранящихся на сервере фирмы;
  • создание резервных копий и пр.

Компьютерные навыки потенциального работника отдела ИТ в резюме очень важны. Вы должны предоставить информацию о том, какими ОС оперируете: Windows, Linux и пр. Работодатель должен знать, имеет ли он дело со специалистом, который действительно может руководить штатом сотрудников, или с рядовым работником, который не годится для руководящей должности.

Пример №5: банковский сотрудник

Специфические навыки, которые можно описать в резюме банковского работника, очень схожи с теми, которые мы рассматривали для менеджера по продажам. Но в этом случае неоспоримым преимуществом будет владение, хотя бы, английским языком на разговорном уровне. Практически все банки сегодня сотрудничают с иностранными партнерами, поэтому если можете «связать два слова» по-английски, то карьерный рост вам будет обеспечен.

Итак, что можно указать в резюме потенциального работника банка:

  • умение планировать время;
  • способность вежливо общаться с людьми;
  • склонность к убеждению даже самых несговорчивых клиентов;
  • умение находить подход к каждому клиенту и искать компромиссы с ним;
  • способность слушать и слышать собеседника.

Большое значение имеет склонность к быстрому восприятию новой информации касательно общего функционирования банковской сферы и нововведений. Конечно, эту черту можно со временем в себе развить, но ее также необходимо поддерживать на надлежащем уровне, поскольку инновации в сфере банкинга сегодня разрабатываются практически ежедневно.

Пример №6: администратор

Пример профессиональных навыков для администратора, которые следует включить в резюме, схож по своему принципу с таковым для руководителей. К этой категории сотрудников работодатели выдвигают особо высокие требования.

Итак, какими навыками должен обладать администратор:

  • критическим мышлением;
  • способностью распределять обязанности между подчиненными;
  • склонностью к эффективному распределению рабочего времени;
  • навыками мотивации персонала;
  • умением вести переговоры и доводить их до успешного завершения.

При составлении любого резюме необходимо уметь четко разграничивать профессиональные навыки и личные качества. Хотя они и тесно взаимосвязаны друг с другом, личностные характеристики не дадут потенциальному работодателю ведомостей о том, насколько хорошим специалистом в той или иной отрасли вы являетесь. Поэтому проведите для себя черту, и точно определитесь с тем, какую информацию о себе вы должны подать руководителю фирмы, куда вы хотите устроиться на работу.

Куда подать свое резюме? Если вы хотите найти работу через интернет, можете разместить свои данные на сайте HeadHunter . Более подробный пример навыков для резюме на интересующую вас должность вы можете также найти на hh. Здесь предоставлена вся необходимая информация, которой делятся более компетентные соискатели работы. Когда вы найдете все ответы на интересующие вас вопросы, и составите свое резюме правильно, у вас будет возможность сразу же его опубликовать на этом ресурсе и ждать, когда ваша кандидатура заинтересует потенциального работодателя.

Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Именно в этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное назначение знаний - организовывать и регулировать практическую деятельность.

Знание - это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания.

Знание и действие тесно переплетены. Действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможности использования этих предметов. Встречаясь с незнакомыми предметами, мы стремимся прежде всего получить знания о том, как с ними обходиться, как их использовать. Если мы имеем дело с новым техническим устройством, то прежде всего знакомимся с инструкцией по его использованию. На основании инструкции движения откладываются в виде двигательных представлений. Однако движений обычно бывает недостаточно для правильного обращения с предметом. Необходимы определенные теоретические знания о некоторых свойствах устройства, о закономерности и особенности явлений, связанных с ним. Эти знания можно приобрести с специальной литературы и использовать их, работая с устройством.

Знание поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Выполнение деятельности невозможно без знаний.

Кроме знаний, необходимыми компонентами деятельности являются умения и навыки. Соотношение этих компонентов объясняется психологами неоднозначно: одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие считают, что умение возникают раньше навыков.

Кроме того, неоднозначно толкуется и понятия умения. Так, умение иногда сводят к знанию конкретного дела, понимание последовательности ее выполнения. Однако это еще не является умение, а только предпосылка для его возникновения. Да, и первоклассник, и старшеклассник умеют читать, но это качественно отличные умения по их психологической структурой. Поэтому следует различать элементарные умения, которые идут сразу за знаниями и первым опытом действий, и умения, которые проявляются как мастерство в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыка. Элементарные умения - это действия, возникающие на почве знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Они могут возникать на основе подражания, из случайных знаний. Умение - мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. Таким образом, необходимым внутренним условием умение есть определенная сноровка в выполнении тех действий, из которых состоит данная деятельность.

Итак, умение - это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по меньшей мере в главных промежуточных пунктах и конечной цели.

Существование большого количества видов деятельности обуславливает существование соответствующего количества умений. Эти умения имеют как общие черты (то, что необходимо для любого вида деятельности: умение быть внимательным, планировать и контролировать деятельность и т.п.), так и отличные особенности, обусловлены содержанием того или иного вида деятельности.

Поскольку деятельность состоит из различных действий, то и умение ее выполнять состоит из ряда отдельных умений. Чем сложнее деятельность, чем более совершенными механизмы и устройства, которыми необходимо управлять, тем большим мастерством должны характеризоваться умение человека.

Навык - это действие, сформированная путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Навыки являются компонентами сознательной деятельности человека, которые выполняются полностью автоматически. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

В результате неоднократного выполнения одних и тех же движений человек имеет возможность выполнять определенное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальной цели сознательно подбирать для нее способы ее выполнения, а не сосредоточивая специально внимания на выполнении отдельных операций.

Благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в виде навыков и переходят в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека освобождается от необходимости регулировать относительно элементарные акты, а направляется на выполнение сложных задач.

При автоматизации действий и операций их преобразования в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый целостный акт, называемый умением (например, сложная система движений человека, который пишет текст, выполняет спортивную упражнение, проводит хирургическую операцию, производит деталь предмета, читает лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивная. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, становясь оптимальной или максимальной. Все это происходит в результате упражнений и тренировок.

Физиологическим основой автоматизации компонентов деятельности, которые изначально представлены в ее структуре в виде действий и операций и затем превращаются в навыки, является, как показал Н.А. Бернштейн, переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния - интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, относящихся к одной навыки, соответствует системе движений, относящихся к другой навыки; б) когда реализация одной навыки создает благоприятные условия для выполнения другой (одна из навыков служит средством лучшего усвоения другой) в) когда конец одной навыки является фактическим началом другой и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, которые относятся к одной навыки, противоречит, не согласуется с системой движений, которые составляют структуру другой навыки; б) когда при переходе от одной навыки в другую фактически приходится переучиваться, разрушать структуру старой навыки; в) когда система движений, относящихся к одной навыки, частично содержится в другой, уже доведенной до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее усвоенной навыки, что приводит к искажению движений, необходимых для нового навыка) г) когда начало и конец последовательно выполняемых навыков не совпадают друг с другом. При полном автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или совсем исчезает.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их переноса, то есть распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того, чтобы такой перенос исполнилось нормально, необходимо, чтобы навык стала обобщенной, универсальной, согласованной с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенной до автоматизма.

Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, то есть получение в результате надежного итоге действия. Само действие в структуре умения контролируется ее целью. Например, ученики младших классов при обучении письму выполняют действия, связанные с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки содержания карандаша в руке и выполнения элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, ее достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к условиям деятельности, меняются время от времени, с сохранением позитивных результатов работы. Так, умение делать что-нибудь своими руками означает, что человек, имеющий такие умения, всегда будет работать хорошо и способна сохранять высокое качество труда при любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика том, что знает и умеет сам.

Одна из главных качеств, которые принадлежат к умениям, заключается в том, что человек имеет возможность изменить структуру умений - навыков, операций и действий, которые входят в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек может заменять один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, изготовить сам или воспользоваться имеющимися инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умение в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль это главное, что отличает умение от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, которые требуют оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется высшими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, то есть на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющих внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности (например, спортивные), целиком построенные на почве двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способность вести поиск, воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они проявляются в способности человека анализировать, обобщать материал, выдвигать гипотезы, теории, осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки всего оказываются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли. Практические умения проявляются при выполнении практической деятельности, изготовлении конкретного продукта. Именно на их примере можно продемонстрировать формирования и проявление умений в чистом виде.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки часто теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предусматривающие получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычка является негибкой (часто и неразумной) частью выполняемой деятельности человеком механически и не имеет сознательной цели или ярко выраженного продуктивного завершения. В отличие от простой навыки привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (вредные привычки). Привычки как элементы деятельности является наименее гибкой ее частью. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывают положительное влияние на формирование личности в целом.

Профессиональные навыки и персональные качества - это обязательный пункт при заполнении анкеты или на любую вакансию. В этом разделе у вас есть возможность заявить о себе, рассказав потенциальному работодателю о всех своих плюсах. Некоторые соискатели уверены, что ключевым считается раздел профессиональных навыков. Но они не совсем правы. Сотрудники по поиску персонала уделяют ему такое же внимание, как и персональным качествам. И зачастую их несоответствие определенной вакансии может стать причиной отказа кандидату.

Профессиональные навыки и персональные качества: чего следует избегать?

При заполнении данных пунктов соблюдайте одно просто правило: будьте искренни. Не нужно придумывать того, чего нет. Обман откроется, и тогда работодатель

будет крайне разочарован. Не пишите, что умеете, например, работать с программой «Фотошоп», хотя на самом деле открывали ее всего лишь пару раз. Очень часто специалисты по подбору персонала дают тестовое задание понравившемуся кандидату для определения уровня его знаний, и вот тут вы рискуете попасть впросак. Также не нужно в графе «персональные качества» писать, например, что вы очень общительный, коммуникабельный и быстро находящий с другими людьми общий язык человек, если это не соответствует действительности. Еще один совет: не пишите слишком много или, наоборот, слишком мало в этих пунктах о себе, соблюдайте меру.

Профессиональные навыки и персональные качества: что нужно писать?

При перечислении своих профессиональных навыков указывайте только то, что является существенным и значимым. Например, если вы составляете резюме для вакансии программиста, то указывать, что хорошо владеете компьютером, будет не нужно, так как это уже подразумевается.

(программист):

  • знание PHP, JavaScript, C++, ООП;
  • с MySQL;
  • умение оптимизировать запросы и делать тюнинг баз данных;
  • работа с фреймворком Zend.

Укажите все, что посчитаете нужным. Также можно открыть требования к вакансии (если есть такая возможность) и дописать оттуда все то, что относится к вам.

Персональные качества кандидата работодателя интересуют не в полном объеме. Речь идет о том, что может потребоваться от сотрудника. Например, писать, что вы добрый и сердечный человек, не нужно, так как это не относится к работе. Вот перечень того, что можно указать в резюме:

  • исполнительность;
  • амбициозность (если речь идет о руководящих позициях, вакансиях, требующих творческого и креативного подхода);
  • организованность (имеется в виду как самоорганизованность, так и умение организовать работу коллектива);
  • пунктуальность;
  • ответственность;
  • коммуникабельность (подразумевает под собой несколько понятий: умение быстро налаживать контакт с другими людьми, общительность, разговорчивость);
  • инициативность (умение брать ситуацию в свои руки и разрабатывать новые идеи, предложения);
  • хорошая обучаемость (возможность быстро усваивать новые знания);
  • стрессоустойчивость (умение работать в стрессовых условиях).

Профессиональные навыки и персональные качества - это два очень важных пункта при поэтому отнеситесь к ним предельно внимательно и не пытайтесь обмануть потенциального работодателя.