Наскальная живопись бушменов неолит. Музпросвет

Новый год прошел, а зима все не кончается. Устали? Тогда давайте перенесемся на самый жаркий континент - в Африку, и немного окунемся в ее историю.

Традиционное искусство занимает очень важное место в африканской культуре. Большинство праздников и ритуалов, наряду с танцами, пением и рассказами, не обходится без ярких визуальных образов. Предметы искусства могут являться оружием или знаками отличия, престижа, а также иметь религиозное значение. Искусство народов Африки разнообразно: это и скульптуры, и картины, «фетиши», маски, фигурки и украшения.

Центральное место все же принадлежит скульптуре, которая является, бесспорно, величайшим достижением африканского народа. Подавляющее большинство скульптур выполнено из дерева, но встречаются произведения из металла, камня, терракоты, слоновой кости, а также совсем экзотические творения из бусин и бисера, и даже слепленные из простой земли! Археологами обнаружены древние скульптуры на всей территории африканского континента, но наибольшее их скопление находится в центральной и западной его частях.

Наскальная живопись, напротив, наиболее распространена на юге и востоке. Считается, что авторство большинства этих рисунков принадлежит бушменам («людям степи»). Рисунки бушменов создавались шаманами и служили частью религиозных ритуалов.

Цветастые маски и фетиши - предметы, призванные отпугивать злых духов, ведьм и призраков. Использовались они также как талисманы, приносящие удачу и ограждающие от несчастий.

Основные черты

Искусству Африки присущи весьма характерные признаки, по которым его всегда можно отличить от искусства других континентов. Во-первых, в центре изображения практически всегда находится человеческая фигура. Во-вторых, африканские мастера редко стремятся к реалистичности, чаще они прибегают к упрощению форм и абстракции. В третьих, нередко используется искаженные, гипертрофированные пропорции, призванные подчеркнуть движение, динамику.

Темы африканского искусства

Все искусство народов Африки можно разделить на три обширные темы. Первая из них - это своеобразный симбиоз Леса и Поселения. Члены племен носят специальные маски и наряды, отдавая дань этой двойственности: например, мужское начало преподносится в образе слона, сильнейшего животного, а женское - напротив, в ухоженном, максимально удаленном от «естественного» образе, представляющем цивилизацию и контрастирующим с диким, необузданным мужским.

Вторая тема - это отношения между полами. Занятие искусством в Африке нередко использовалось (и используется), как своеобразная «терапия», позволяющая семейным проблемам рассасываться и испаряться.

Третья большая тема - это проблема контроля над естественными и сверхъестественными силами, дабы достичь желаемого.

Каждому региону континента присущ свой стиль в искусстве. В западном регионе принято отдавать дань великим предкам и приносить символические жертвоприношения, что очень заметно влияет на общую картину местных предметов искусства. В Центральной же Африке искусство более прикладное, и здесь распространена оригинальная земляная архитектура, вышивка, ювелирные и кожаные изделия, замысловатые прически. Но что бы ни создавали африканские умельцы, их творчество всегда ярко и жизнерадостно, ведь оно призвано воспевать жизнь!

В наше время африканские мотивы очень популярны во всем мире. Многие сувенирные лавки могут предложить товары в «африканском» стиле, которые люди с удовольствием покупают в свои дома и украшают ими интерьеры. А у вас дома есть что-то африканское?

Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.

«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты - лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.

На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга...

Наскальная живопись бушменов. Неолит.
- Острота и точность рисунка, грация и изящество.
- Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
- Стремительность жестов, движений.

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.

«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.

Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.

Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800-1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Выводы

Наскальная живопись мезолита и неолита
Между ними не всегда можно провести точную грань.
Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
- Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
- Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
- В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
- В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
- Появляются новые сюжеты.
- Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

Достижения

Палеолит
- Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
- Средний Палеолит
> > выход из Африки
- Верхний Палеолит
> > праща

Мезолит
- микролиты, лук, каноэ

Неолит
- Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
- Поздний неолит
> > керамика

Энеолит (Медный век)
- металлургия, лошадь, колесо

Бро́нзовый век

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Настоящим Лувром в пустыне Калахари называют сохранившиеся в Ботсаване древние росписи. Некоторые историки утверждают, что рисунки в горах Цодило, состоящей из четырех холмов, создавались в течение 100 тысяч лет. В этих местах сохранилось более 4,5 тысяч изображений на площади в 10 кв км.

Три холма имеют свое название: Мужчина, Женщина и Ребенок. О четвертом безымянном холме бушмены говорят, что это брошенная мужчиной женщина. Больше всего рисунков найдено на женском холме, но остальные горы также богаты изображениями. Самым известным местом является панель Лоуренса.

Всего ученые обнаружили около 400 мест.

Встречаются рисунки, выполненные красной и белой краской. Красную краску готовили из оксида железа, растирая его в мелкую пыль. В белой краске экспертизой были выявлены частицы птичьего помета, силиката и цинка. Белые картины моложе, на изображены люди и одомашненные козы. Шоковым было обнаружение рисунка кита на мужской скале, ведь бушмены не морской народ.

Прослеживаются попытки передачи трехмерности мира, начиная с силуэтных рисунков. Постепенно с годами линии становятся четче, более детально прорисовываются мелкие детали. Сейчас невозможно сказать с какой целью древние художники наносили на камень , людей, непонятные знаки. Возможно это послания другим охотникам, возможно символы каких-то верований или воспоминания о прошлых временах, когда в этих местах была вода и много дичи.

У подножья Цодило в маленькой деревушке до сих пор живут племена, древним предкам которых принадлежат рисунки на скалах. Современные кунги даже сейчас считают, что их начертали боги. Места наскальной живописи люди представляют священными и без благоговейного трепета не приближаются.

Добираются в район Цодило на джипах или маленьком самолете. Возле гор есть палаточный лагерь и взлетная полоса.

Наскальная живопись Цодило: видео

Пещера каменного питона в горах Цодило считается древнейшим культовым местом на планете. Древние бушмены верили, что их мир сотворил огромный питон. Естественно, что они принимали за божество каменное подобие головы и туловища змеи в пещере. Голова статуи высотой 2 метра и шириной 6 метров. Спина питона изрисована рисунками повторяющими кожу змеи, длинношеими жирафами, непонятными знаками.

Позади каменного идола была обнаружена маленькая комнатка. Возможно, там прятались жрецы, имитируя шепот богов. Ведь в переводе на наш язык скалы так и называются – Шепчущие скалы Калахари. Все эти факты наталкивают на мысль, что художниками были сами жрецы. Например, за верованиями бушменов шея жирафа – это лестница в небо, по которой спускается дождь. Изображение жирафов могло быть просьбой о дожде, сакральным посылом богов для древних бушменов.

Цодило: фото





Бушменов искусство

Лучник.
Наскальная роспись.

бушме́нов иску́сство . Творчество бушменов представлено наскальной живописью, сохранившейся в ЮАР (Драконовы горы), Намибии (гора Брандберг), Свазиленде, Лесото. Живопись находится на стенах и потолках пещер и гротов, где изображения наслаиваются друг на друга. Росписи выполнены минеральными и земляными красками, а также известью и сажей, разведёнными на воде и животном жире. Древнейшие слои живописи бушменов датируются от 8-го тысячелетия до н. э. до середины 2-го тысячелетия н. э. К числу самых ранних относятся монохромные отпечатки рук и силуэтные фигуры животных. Наиболее совершенные памятники живописи находятся в средних и верхних слоях. Различаются мифологические и жанровые сюжеты (многофигурные композиции сложных ракурсов): сцены погребения, вызывания дождя, ритуальные танцы, динамичные, полные экспрессии сцены охоты, сражений (схватки бушменов с зулу и суто). Изображения объёмны, полихромны (до 10 красок), с мягкими переходами тонов. Особенно часты изображения антилоп. Их фигуры размером от 20 см до 2 м, одиночные и групповые, скомпонованы в живописные группы или вытянуты в длинные вереницы. Столь же разнообразны и человеческие фигуры, силуэты которых с сильно вытянутыми пропорциями очерчены энергичными стремительными линиями, позы и жесты динамичны и выразительны. Особую группу составляют изображения фантастических существ: некоторые из них иллюстрируют мифы бушменов. К числу редких для наскальной живописи сюжетов относятся изображения растений, деревьев, иногда целых пейзажей. Довольно часто встречаются различные знаки, геометрические фигуры. Особое место в творчестве бушменов занимают петроглифы, изображающие главным образом животных.

Литература:
Tongue M. H., Buschman paintings, Oxf., 1909.

В. Б. Мириманов.


Антилопы и люди.
Наскальная роспись.


Антилопа.
Рисунок на камне.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.


Антилопа куду.
Петроглиф на скале.
Рисунок на камне.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия . Главный редактор Ан. А. Громыко . 1986-1987 .

Смотреть что такое "бушменов искусство" в других словарях:

    Искусство Австралии - Культура Австралии Архитектура Рисование Кино Комиксы Кухня Танцы Литература Музыка Телевидение … Википедия

    Древний буйвол. Петроглиф, горы Ксур. Северная Сахара. 8 е тысячелетие до н. э. Изобразительное искусство. Древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Тропической Африки являются наскальные изображения петроглифы и росписи,… … Энциклопедический справочник «Африка»

    Южно-Африканская Республика - ЮАР (Republick van Suid Afrika, Republic of South Africa). I. Общие сведения ЮАР государство на крайнем юге Африки. Граничит на С. с Ботсваной и Южной Родезией (Зимбабве), на С. В. с Мозамбиком и Свазилендом, на С. З. с… … Большая советская энциклопедия

    Южно-Африканская Республика - гос во на Ю. Африки. Название по расположению гос ва на самом Ю. материка Африка. До 1961 г. брит, доминион Южно Африканский Союз, союз англ, колоний и быв. бурских республик. См. также Трансвааль. Географические названия мира: Топонимический… … Географическая энциклопедия

    Африканская мифология - Маска (окуи) Африканская мифология это мифология африка … Википедия

    Палеолит - До появления Homo (Плиоцен) Нижний палеолит (ок. 2,6 млн лет назад 100,000 лет назад) Олдувайская культура (2,6 1,8 млн лет назад) Аббевильская культура (1,5 0,3 млн лет назад) Клектонская культура (0,6 … … Википедия

    Древнекаменный век - Палеолит До появления Homo (Плиоцен) Нижний палеолит (ок. 2,6 млн лет назад 100,000 лет назад) Олдувайская культура (2,6 1,8 млн лет назад) Аббевильская культура (1,5 0,3 млн лет назад) Ашёльская культура (1,7 0,1 млн лет назад) Средний… … Википедия

    Мозамбик - Народная Республика Мозамбик, гос во на Ю. В. Африки. В 1498 г. португальцы высадились на остров у сев. вост. побережья страны и назвали его Мозамбик по имени местного султана Муса Бен Мбика. На острове возникло селение, также названное Мозамбик … Географическая энциклопедия

    Австралия - (Australia) История Австралии, государственная символика Австралии, культура Австралии Исполнительная и законодательная власть Австралии, климат Австралии, природные ресурсы и живая природа Австралии, крупнейшие экономические центры Австралии… … Энциклопедия инвестора

    ЮАР - Южно Африканская Республика ЮАР (английское Republic of South Africa; африкаанс. Republiek van Suid Afrika), гос во на крайнем Ю. Африки. Пл. 1221 тыс. км²; 43,6 млн. чел. (2001). Столица Претория, глава гос ва – президент, местопребывание… … Географическая энциклопедия

3 – Особенности искусства бушменов

Южноафриканские бушмены, "несчастные дети настоящего времени", как назвал их Фритш, несмотря на более светлый цвет кожи, ни в каком отношении не стоят на более высокой ступени, чем австралийцы, но отличаются от них как цветом тела, так и некоторыми другими особенностями.

Национальное оружие этого "самого решительного, одностороннего и ловкого охотничьего племени из всех, нам известных" (Ратцель), - лук и стрелы, отсутствующие у австралийцев.

Украшения в бушменских племенах.

Украшения, среди которых свою роль играют уже цветные стеклянные бусы, а также железные наконечники стрел, бушмены получают от темнокожих соседей, достигших более высокой ступени развития. Вместо рисунков-рубцов, которые не выделялись бы на их светлой коже, они употребляют настоящую татуировку, но проводят при этом лишь ничтожные штрихи и полосы, никогда не образующие настоящих узоров. Постройка хижин дается бушменам еще труднее, чем австралийцам; живут они обычно в пещерах и под навесами скал, в горах, об их геометрических изображениях не приходится говорить, так как декоративное искусство вообще едва ли существует у них.

Рисунки и наскальные изображения у бушменов

Но при всем том именно у бушменов мы видим самые поразительные примеры изображения животных, какие вообще находим у доисторических и первобытных народов. Их рисунки и живопись на скалах превосходят австралийские размерами, разнообразием и мастерством.

Искусство резьбы по камню бушменских племён.

"Ни одно племя Южной Африки, вплоть до внутренних частей Центральной Африки, - говорил Голуб, - не дошло до такого искусства обрабатывать камень, какое выказали бушмены. Бушмен разгонял свою скуку резьбой на камне, производя ее при помощи каменных орудий; пользуясь этими же орудиями, он украшал свои крайне незатейливые жилища, доказал свои художественные способности и создал себе памятники, которые просуществуют дольше всего того, что сделали прочие здешние племена". В некоторых местах, где теперь живут или где прежде жили бушмены, на каждом шагу встречаются сделанные ими изображения на глыбах придорожных скал, при входах в пещеры, на крутых стенах утесов, и такие украшенные изображениями пункты простираются приблизительно от мыса Доброй Надежды через всю Капскую колонию далеко за Оранжевую реку. Как и в Австралии, эти изображения иллюминованы красной и желтоватой охровой красками, к которым присоединяются черный и белый цвета; рисунки исполнены на светлом фоне скалы или же выдолблены в контурах на темной утесе более твердым, чем они, камнем. Чаще всего встречаются одиночные фигуры африканских животных, например страусов, слонов, жирафов, носорогов и разных видов антилоп, а также домашних быков и в новейшее время - лошадей и собак. Изображаются также люди, причем фигуры бушменов, кафров и белокожих сохраняют свои характерные черты. Изображения животных встречаются целыми тысячами одно возле другого. Одно и то же животное художник, как бы ради упражнения, воспроизводит несчетное множество раз, причем изображения располагаются рядами; порой, когда дело идет о сценах охоты, борьбы, военных походов и экспедиций за добычей, люди и животные смешиваются на одном и том же рисунке. Наиболее известно обнародованное Андрее изображение, которое скопировал французский миссионер Дитерлен в одной пещере, находящейся в двух километрах от миссионерской станции Гермона (рис. 39): бушмены похитили у кафров их стада быков; стадо угоняют налево, кафры, вооруженные копьями и щитами, бросаются вслед за разбойниками, которые оборачиваются и осыпают свои длинноногих врагов тучей стрел. Как ясно выражена здесь разница между высокорослыми темнокожими кафрами и приземистыми светлокожими бушменами! Как хорошо и верно нарисован бегущий скот! Как прекрасно и живо представлено все происшествие! Но перспективного удаления и распределения света и теней тут столь же мало, как и в рисунках австралийцев. Относительно всех прочих изображений подобного рода, скопированных или привезенных в Европу, мы должны сказать, что сообщения Гутчинсона и Бюттнера о существовании у бушменов перспективных изображений основываются на недоразумении. Отдельные животные, начертанные в виде силуэтов, представляются совсем в профиль. Чтобы убедиться в этом, достаточно тех рисунков, которые, благодаря Голубу, поступили в Венский придворный музей и коллекцию Карлсруе.