О взносе российской федерации в фонд мира африканского союза. Африканский союз (АС) - международная межправительственная организация

Африканский Союз (АС) - международная межправительственная организация, объединяющая 54 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Основана 9 июля 2002 года. Важнейшие решения в рамках организации принимаются на Ассамблее Африканского союза - собрании глав государств и правительств государств - членов организации, которое проводится раз в полгода. Секретариат Африканского союза и Комиссия Африканского союза расположены в Аддис-Абебе, столице Эфиопии. В феврале 2009 года было принято решение о преобразовании Комиссии Африканского союза в Полномочный орган Африканского союза.

Цели и принципы:

Цели:

  • укрепление единства и солидарности африканских государств и народов Африки;
  • защита суверенитета, территориальной целостности и независимости государств-членов;
  • ускорение политической и социально-экономической интеграции континента;
  • продвижение и отстаивание общих позиций по вопросам, представляющим интерес для континента и его народов;
  • содействие международному сотрудничеству в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека;
  • укрепление мира, безопасности и стабильности на континенте;
  • укрепление и защита прав человека в соответствии с Африканской хартией прав человека и народови другими инструментами по обеспечению прав человека;
  • создание необходимых условий, благодаря которым континент сможет занимать достойное место в глобальной экономике и в международных переговорах;
  • содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик;
  • содействие сотрудничеству во всех сферах человеческой деятельности с целью повышения уровня жизни населения Африки;
  • координация и гармонизация политики между существующими и будущими региональными экономическим сообществами с целью постепенно достижения целей Африканского союза;
  • прогресс в развитии континента через содействие в научных исследованиях во всех сферах, прежде всего в сфере науки и технологий;
  • сотрудничество с соответствующими международными партнёрами в деятельности по искоренению болезней и содействию здоровому образу жизни на континенте.

Принципы деятельности:

  • суверенное равенство и взаимозависимость между государствами-членами Африканского союза;
  • уважение государственных границ, которые существовали на момент получения государствами независимости;
  • участие африканских народов в деятельности Африканского союза;
  • выработка общей оборонной политики для африканского континента;
  • мирное разрешение конфликтов между государствами-членами Союза посредством подходящих мер, одобренных Ассамблеей Африканского Союза;
  • запрет на применение силы и угрозы силой между государствами-членами Союза;
  • невмешательство государств-членов во внутренние дела других государств;
  • право Союза вмешательства в дела государства-союза по решению Ассамблеи организации в случае военных преступлений, геноцида и преступлений против человечности;
  • мирное сосуществование государств-членов и их право существовать в мире и безопасности;
  • право государств-членов обратиться к организации с просьбой о её вмешательстве в дела государства с целью восстановления мира и безопасности;
  • содействие самодостаточности в рамках Союза;
  • содействие равенству полов;
  • уважение демократических принципов, прав человека, верховенства закона и добросовестного государственного управления;
  • содействие социальной справедливости с целью обеспечения сбалансированного экономического развития;
  • уважение неприкосновенности человеческой жизни, осуждение и отказ от безнаказанности и политических убийств, актов терроризма и подрывной деятельности;
  • осуждение и отказ от неконституционной смены правительств.

Структура:

Высшим органом Африканского союза является Ассамблея , которая состоит из глав государств и правительства или их аккредитованных представителей. Встречи Ассамблеи в виде обычного заседания должны проводиться не меньше одного раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию. Ассамблея возглавляется председателем, который избирается сроком на один год государствами-членами из состава глав государств или правительств. Ассамблея имеет достаточно широкие полномочия. Она:

  • определяет общую политику Африканского союза;
  • принимает, рассматривает и принимает решения по различным докладам и рекомендациям, подготовленным другими органами Союза;
  • рассматривает вопрос о членстве в организации;
  • учреждает новые органы Союза;
  • осуществляет контроль за реализацией политики и решений Союза, а также следит за их соблюдением государствами-членами;
  • принимает бюджет Союза;
  • даёт указания Исполнительному совету по поводу управления конфликтами, войнами и другими чрезвычайными ситуациями и восстановления мира;
  • назначает и снимает с должности судей Верховного суда Африканского союза;
  • назначает председателя Комиссии и его заместителей, комиссара Комиссии, а также определяет их задачи и срок полномочий.

Решения в Ассамблее принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосами государств-членов организации. Тем не менее процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

С целью укреплению дальнейших интеграционных процессов, прежде всего экономических, в 2004 году создан Панафриканский парламент , который со временем должен стать высшим законодательным органом Африканского союза. Он находится в городе Мидрэнд в ЮАР и состоит из 265 представителей от 53 государств-членов организации.

Исполнительный совет (ИС) Африканского союза состоит из министров иностранных дел или других министров/государственных служащих, назначенных правительствами государств-членов. Встречи ИС в виде обычного заседания проводятся по меньшей мере два раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов ИС может собраться на чрезвычайную сессию. ИС занимается координацией и принятием решений по вопросам, затрагивающим общие интересы государств-членов, следит за осуществление политической стратегии, сформулированной Ассамблеей, и несёт перед ней ответственность. Сфера деятельности и ответственности ИС включает:

  • внешнюю торговлю;
  • энергетику, промышленность и природные ресурсы;
  • продовольствие, сельскохозяйственные и животные ресурсы, животноводство и лесную промышленность;
  • водные ресурсы и ирригацию;
  • защиту окружающей среды, гуманитарную деятельность и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
  • транспорт и коммуникации;
  • страхование;
  • образование, культуру, здравоохранение и развитие трудовых ресурсов;
  • науку и технологии;
  • гражданство, местожительство и иммиграционные вопросы;
  • социальную безопасность, в том числе формулирование политики по защите материнства и детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
  • учреждение системы африканских премий, медалей и призов.

Решения в ИС, как и в Ассамблее, принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосами государств-членов организации. Тем не менее процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

Кроме того, существуют специализированные технические комитеты, которые несут ответственность перед Исполнительным комитетом:

  • Комитет сельского хозяйства и сельскохозяйственных вопросов;
  • Комитет валютных и финансовых дел;
  • Комитет торговли, таможенных и иммиграционных вопросов;
  • Комитет промышленности, науки и технологий, энергетики, природных ресурсов и окружающей среды;
  • Комитет транспорта, коммуникаций и туризма;
  • Комитет здравоохранения, трудовых и социальных вопросов;
  • Комитет образования, культуры и человеческих ресурсов.

Внутри Африканского союза действуют и другие органы:

  • Верховный суд;
  • Комиссия Африканского союза (административно-исполнительный орган организации, выполняющий функции секретариата Африканского союза);
  • Комитет постоянных представителей;
  • Экономический, социальный и культурный совет;

Африканские международные организации

Существует довольно много международных африканских организаций регионального формата. Этот континент, как и другие регионы планеты, не обошла волна образования региональных и субрегиональных структур, сориентированных на создание экономических группировок государств, общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и финансовых союзов и т.п.

Ключевой организаций Африки остается Организация африканского единства, преобразованная и переименованная в 1999 в Африканский союз. Кроме общей экономической платформы -африканский союз провозгласил активное участие в политичесой жизни континента, особенно в преодолении сложных межгосударственных и межэтнических конфликтов. В новом качестве организация представляется не только форумом солидарности борьбы с проявлениями колониализма, но и как прообраз континентального политического союза и будущего единого африканского рынка.

Африканский союз является наследником и преемником Организации африканского единства (ОАЕ), которая несколько десятилетий была главной на континенте. 25 мая 1963 г. коцференции глав государств и правительств африканских стран в Адцис-Абебе приняла Хартию ОАЕ.

В ОАЕ были представлены все государства континента и прилегающих к нему островов (включая Мадагаскар и Мавританию кроме временно исключенного Марокко.

Семь уставных принципов ОАЕ определяли ее направленность: равенство; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение суверенитета, территориальной целостности и неотъемлемого права на независимость; мирное урегулирование всех противоречий путем переговоров, посредничества, примирения и решения третейских судов; решительное осуждение политической подрывной деятельности; борьба за полное освобождение зависимых африканских территорий; следование политике неприсоединения.

Основными структурными учреждениями Организации африканского единства были Ассамбпея глав государств и правительств -верховный орган, разрабатывавший и проводивший политический курс, который собирался раз в год; Совет министров иностранных дел; Панафриканский парламент; Экономическая и социальная комиссия; Генеральный секретариат; Арбитражная, регулирующая и посредническая комиссия; Комитет координации помощи национально-освободительным движениям в Африке и ряд специальных комитетов: по экономическим и социальным вопросам; по науке, культуре, образованию и здравоохранению; по обороне.

В 1983 г. Ассамблея глав государств и правительств ОАЕ создала «механизм по предупреждению, регулированию и разрешению конфликтов» путем посылки гражданских и военных миссий наблюдателей.



В развитие инициатив ОАЕ Африканский союз предпринял ряд экономических и политических мер, закрепленных в декларации конференции по безопасности, стабильности, развитию и сотрудничеству (2000 г), Конституционном акте Африканского союза (одобрен на саммите в Ломе в 2000 г. и вступил в силу в 2001 г.), Новом партнерстве африканского развития, документе, принятом в качестве программы на саммите в Лусаке в 2001 г.

Органы АС:

Ассамблея глав государств и правительств; ее первая сес-сия состоялась в 2002 г. в Дурбане, где была определена институ-циональная структура организации. В ней отражены наработки ОАЕ и стремление создать более эффекгивную, интефированную модель.

Исполнительный совет (в него входят назначенные каждым правительством специальные министры).

Комиссия АС состоит из председателя, его заместителя и восьмк комиссаров, отвечающих за различные направления сотрудничества (поддержание мира и безопасности, политичес-кие вопросы, инфраструктура и энергетика, социальные вопро-сы, человеческие ресурсы, наука и технологии, торговля, сельс-кое хозяйство; экономика).

Комитет постоянных представителей.

Панафриканский парламент.

Экономический и социальный совет (консультативный орган, состоящий из экспертов и различных профессиональных групп).

Членами Африканского союза являются 53 страны (2004 г.): Алжир, Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Демократическая Республика Конго, Джибути, Египет, Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморские Острова, Конго, Кот-д"Ивуар, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Централь-ноафриканская Республика, Чад, Экваториальнәя Гвинея, Эрит-рея, Эфиопия, ЮАР.

Рабочие языки - арабский, английский и французский.

Местопребывание секретариата - Аддис-Абеба.

Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ – крупнейшее политическое объединение государств африканского континента – стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963–2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Проблемы современного экономического развития государств Африки требуют поиска новых подходов и механизмов.

Решение о создании Африканского союза было принято на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г.Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. На 37-й сессии Ассамблеи ОАЕ в столице Замбии г.Лусаке (июль 2001) был утвержден пакет документов, определяющих структуру и правовую базу новой организации. К этому моменту Акт был ратифицирован 51 африканской страной. Он заменил Устав ОАЕ, который, тем не менее, продолжал действовать еще год в течение переходного периода от ОАЕ к АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9–10 июля 2002 в г.Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки . Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки» – New Partnership for Africa"s Development) – новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС располагается в г.Аддис-Абебе (Эфиопия).

Преемственность новой организации, подчеркнутая в Учредительном акте АС, выражается в готовности глав государств и правительств стран-членов содействовать единству, солидарности, сплоченности и сотрудничеству между народами и государствами Африки. Основными задачами АС провозглашены ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций (в том числе принятие решений, которые будут способны отвечать на вызовы экономической глобализации), защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов.

Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что основным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция. ОАЕ же в качестве главной задачи для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию. В мировой истории немало примеров интеграции, основанной на сближении экономических интересов, и такой путь представляется наиболее эффективным для решения многочисленных проблем африканской действительности. Принятое Союзом решение оказывать содействие развитию интеграционных процессов, опираясь на уже действующие политико-административные объединения юга и севера континента, Западной и Восточной Африки, свидетельствует о понимании главами государств проблем, с которыми придется столкнуться на длинном и нелегком пути и готовности к их преодолению.

Одним из основополагающих принципов деятельности АС провозглашено уважение государственных границ государств-членов организации, которые существовали на момент получения ими независимости. Это представляет особую актуальность для стран африканского континента, так как опасность возможного разжигания местными элитами и ТНК территориальных споров, межэтнических конфликтов, сепаратистских настроений и организации государственных переворотов с целью контроля над залежами полезных ископаемых (особенно в приграничных районах) остается вполне реальной. Военные перевороты в Гамбии, Заире, Кот-д"Ивуаре, Нигере, Руанде, Сьерра-Леоне и др. странах, оказавшие влияние на соседние государства, – яркое тому подтверждение.

В Учредительном акте АС акцентируется внимание на взаимозависимости государств-членов. Предусматривается также право Союза на основании решения Ассамблеи глав государств и правительств (принятом 2/3 голосов) на прямое (в том числе вооруженное) вмешательство во внутренние дела государства-члена в случае возникновения на его территории геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества. Принципиально новым является положение, согласно которому к участию в работе АС не допускаются представители правительств, пришедших к власти неконституционным путем. В Учредительном акте определен также комплекс мер по обеспечению выполнения решений Ассамблеи АС, в том числе введение политико-экономических санкций (лишение права голоса на Ассамблее, прекращение транспортных и телекоммуникационных связей с государством-«ослушником» и др.), применение которых будет содействовать воплощению в жизнь коллективных решений. Выполнение новых положений должно способствовать повышению политической ответственности африканских лидеров.

Высший орган Африканского союза – Ассамблея глав государств и правительств. Высшим исполнительным органом является Комиссия АС. Председатели АС и Комиссии АС избираются на годичный срок. В Учредительном акте закреплена сложившаяся еще в ОАЕ традиция избрания на пост председателя всеафриканской организации на следующий срок президента государства, где проводился саммит. Кроме Ассамблеи АС, предусмотрено создание Всеафриканского парламента (ВАП) и Суда союза. В структуру АС входят также Африканский валютный фонд, Африканский центральный банк, Африканский инвестиционный банк, а также образуемые Ассамблеей специализированные технические комитеты, Союз по вопросам экономики, социальной политики и культуры (совещательный орган, состоящий из представителей различных неправительственных организаций и профессиональных групп). Первоначально в АС были сформированы региональные многонациональные войска, а единые африканские войска начали оформляться в 2010.

Штаб квартира ВАП размещается в Мидранде, ЮАР.

Пять из восьми членов Комиссии АС (комиссаров) – женщины. Положение о Всеафриканском парламенте предусматривает введение в состав представительства от каждой африканской страны (по пять депутатов) двух женщин.

В названиях как самой организации («Африканский союз»), так и ее высшего исполнительного органа («Комиссия АС») отчетливо видна определенная аналогия со структурами Европейского союза. Это свидетельствует о твердом намерении лидеров африканских государств в интеграционном процессе учитывать успешный опыт ЕС и существующих объединений Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

АС призван заменить не только ОАЕ, но и Африканское экономическое сообщество (АЭС), которое должно было противостоять негативным аспектам глобализации путем содействия социально-экономическому развитию Африки. Определение принципов, целей и стратегии развития АЭС длилось с 1976 по 1989. Процесс достижения экономической интеграции в рамках АЭС был рассчитан на 34 года и предусматривал шесть этапов. Сама организация была создана в 1991, но ее деятельность не принесла существенных практических результатов.

Второй саммит АС состоялся 9–12 июля 2003 в столице Мозамбика г. Мапуту. Помимо выборов Председателя АС и его заместителей, рассматривались вопросы по интеграции в структуру Союза программы НЕПАД и формирования Совета мира и безопасности (СМБ). Председателем АС на 2003–2004 был избран президент Мозамбика Жоаким Чиссано, а председателем Комиссии АС – бывший президент Мали Альф Умар Конаре.

Возрождение идеи африканского единства, которое реализовалась в форме создания Африканского союза, шло практически параллельно с разработкой концепции «Африканского ренессанса», провозглашенной президентом ЮАР Табо Мбеки. Задачами возрождения, помимо создания демократических политических систем, успешной борьбы против пандемии СПИДа; восстановления культур Африки, поощрение художественного творчества и доступ к передовой науке и технологии были объявлены также достижение устойчивого экономического развития.

С первых дней своего существования АС столкнулся с определенными проблемами: противостояние лидеров при согласовании на саммите в Лусаке (2001) кандидатуры нового Генерального секретаря ОАЕ (он должен был вести работу по ее преобразованию в АС), затяжной (восемь раундов) процесс выборов постоянного председателя Комиссии АС и его заместителей на Ассамблее АС в 2003 в г.Мапуту.

Серьезной проблемой для руководства АС является нехватка финансовых средств. В октябре 2003 задолженность по уплате членских взносов 11-ти стран-членов организации составила 44 млн. долл. США, и они были лишены права выступать на заседаниях Союза. Такое положение дел ставит АС в зависимость от внешнего финансирования, ограничивает свободу действий и непосредственно отражается на его способности осуществлять миротворческие миссии. Например, после отказа африканских лидеров осудить политику президента Зимбабве Роберта Мугабе Европейский Союз заморозил выделение 250 млн. евро, предназначенных для миротворческой деятельности АС.

Дата инаугурации Всеафриканского парламента (ВАП) в столице Эфиопии г.Аддис-Абебе, назначенное на 31 января 2004, перенесена на 18 марта 2004 (протокол, определяющий его полномочия, функции и состав, хотя и принят единогласно членами АС, до сих пор не вступил в силу – не был ратифицирован половиной стран-членов).

Процесс формирования структур АС привлекал внимание международных организаций. На саммите в Мапуту присутствовали генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, президент Еврокомиссии Романо Проди и исполнительный директор Международного валютного фонда Херст Келер. Главы некоторых государств Африки восприняли как проявление неуважения к континенту в целом и к АС в частности тот факт, что президент США Джордж Буш, совершая поездку по ряду африканских стран непосредственно накануне и в дни проведения саммита Африканского союза (7–12 июля 2003), не посетил Мозамбик.

Россия поддерживает стремление африканских государств к достижению единства. В посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина председателям АС президенту ЮАР Т.Мбеки и президенту Мозамбика Ж.Чиссано подчеркивалась готовность российского руководства к сотрудничеству с Африканским союзом.

Африканский союз в качестве преемника ОАЕ только начинает свою деятельность. Задачи, структура и механизмы функционирования институтов АС еще не полностью сформированы и определены. Проблемы африканского единства и инициативы по его достижению (в том числе сам Учредительный акт АС) хорошо известны лишь узкому кругу политиков, правительственных чиновников и ученых. Потребуется много времени и усилий для определения функций, обеспечения финансовых и других средств, необходимых для нормальной деятельности институтов в структуре Африканского Союза.

Учитывая реалии африканской действительности, объективные трудности и проблемы субъективного характера, с которыми АС столкнулся уже в начале своего существования, большинство зарубежных и отечественных исследователей считают, что его создание открыло новую главу в истории африканского континента. Создание АС означает безусловный шаг вперед в развитии идеи и практики африканской интеграции и может способствовать выработке государствами континента единой позиции перед лицом глобальных вызовов современности.

Африканский союз в 2012 впервые возглавила женщина – министр внутренних дел ЮАР Нкосазана Диамини-Зума. Она сменила на посту своего предшественника, уроженца Габона Жана Пинга.

Любовь Прокопенко

ПРИЛОЖЕНИЕ

УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА

Мы, Главы африканских государств и правительств, собравшиеся в городе Аддис-Абебе, Эфиопия,

убежденные в том, что все народы обладают неотъемлемым правом решать свою судьбу,

сознавая, что свобода, равенство, справедливость и достоинство являются важнейшими задачами осуществления законных стремлений африканских народов,

сознавая, что нашей ответственностью является поставить естественные ресурсы и людские резервы континента на службу общему прогрессу наших народов во всех сферах человеческой деятельности,

вдохновляемые общей решимостью укреплять взаимопонимание и сотрудничество между нашими государствами, отвечающие стремлению наших народов к братству и солидарности в широком объединении, преодолевающем этнические и национальные различия,

убежденные в том, что для того, чтобы превратить эту решимость в динамическую силу, поставленную на службу прогрессу человечества, необходимо создать и поддерживать условия мира и безопасности,

полные решимости защищать и укреплять добытые дорогой ценой независимость и суверенитет, а также территориальную целостность наших государств и вести борьбу против неоколониализма во всех его формах,

преданные делу всеобщего прогресса Африки,

убежденные в том, что Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека, верность принципам которой мы подтверждаем, создают прочную основу для мирного и плодотворного сотрудничества между государствами,

желая видеть все африканские государства объединенными отныне во имя обеспечения благосостояния их народов,

полные решимости укрепить связи между нашими государствами путем создания и укрепления общих институтов,

согласились о создании настоящего Устава.

1. Высокие Договаривающиеся Стороны принятием настоящего Устава учреждают организацию под названием «Организация Африканского единства».

2. Эта Организация будет состоять из африканских континентальных государств, Мадагаскара и других островов, окружающих Африку.

1. Организация имеет следующие цели:

а) укреплять единство и солидарность африканских государств;

б) координировать и укреплять сотрудничество между ними и их усилия, направленные на создание лучших условий существования для народов Африки;

в) защищать их суверенитет, территориальную целостность и независимость;

г) уничтожить все виды колониализма в Африке;

д) поощрять международное сотрудничество в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларацией прав человека.

2. Для достижения этих целей государства – члены Организации будут координировать и согласовывать свою общую политику, в особенности в следующих областях:

а) в области политики и дипломатии;

б) в области экономики, транспорта и связи;

в) в области образования и культуры;

г) в области здравоохранения, санитарии и питания;

д) в области науки и техники;

е) в области обороны и безопасности.

ПРИНЦИПЫ

Для достижения целей, изложенных в статье 2, государства-члены торжественно подтверждают и провозглашают верность следующим принципам:

1) суверенное равенство всех государств-членов;

2) невмешательство во внутренние дела государств;

3) уважение суверенитета и территориальной целостности каждого государства и его неотъемлемого права на независимое существование;

4) мирное урегулирование спорных вопросов путем переговоров, посредничества, примирения или арбитража;

5) безоговорочное осуждение всех форм убийств по политическим мотивам, а также подрывной деятельности со стороны соседних государств или любых других государств;

6) абсолютная приверженность делу полного освобождения африканских территорий, все еще находящихся в зависимости;

7) подтверждение политики неприсоединения в отношении всех блоков.

Членом Организации может стать каждое независимое и суверенное африканское государство.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ

Все государства-члены пользуются равными правами и имеют равные обязанности.

Государства-члены обязуются тщательно соблюдать принципы, перечисленные в статье 3 настоящего Устава.

Организация будет добиваться достижения своих целей через посредство следующих основных органов:

1. Ассамблея глав государств и правительств;

2. Совет министров;

3. Генеральный секретариат;

4. Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу.

АССАМБЛЕЯ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ

Ассамблея глав государств и правительств является высшим органом Организации.

Она обсуждает в соответствии с положениями настоящего Устава вопросы, представляющие общий интерес для всей Африки, с целью координации и согласования общей политики Организации. Кроме того, она может пересматривать структуру, функции и действия всех органов и любых специализированных учреждений, которые могут быть созданы в соответствии с настоящим Уставом.

Ассамблея состоит из глав государств и правительств или их надлежащим образом аккредитованных представителей и собирается минимум один раз в год. По просьбе любого государства-члена и с согласия двух третей государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию.

2. Все резолюции принимаются большинством в две трети голосов государств-членов Организации.

3. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов. Решение о том, является вопрос процедурным или нет, принимается простым большинством всех государств – членов Организации.

4. Две трети всех государств-членов составляют кворум на любом заседании Ассамблеи.

Ассамблея сама устанавливает собственные правила процедуры.

СОВЕТ МИНИСТРОВ

1. Совет министров состоит из министров иностранных дел или любых других министров, назначенных правительствами государств-членов.

2. Совет министров собирается минимум дважды в год. По просьбе любого государства и с согласия двух третей всех государств-членов Совет министров собирается на чрезвычайную сессию.

Совет министров ответственен перед Ассамблеей глав государств и правительств. На него возложена обязанность подготовки сессий Ассамблеи.

Совет министров занимается решением всех вопросов, переданных ему Ассамблеей. Ему поручено выполнять решения Ассамблеи глав государств и правительств.

Он осуществляет межафриканское сотрудничество согласно директивам Ассамблеи глав государств и правительств и в соответствии с пунктом 2 статьи 2 настоящего Устава.

2. Все резолюции принимаются простым большинством голосов членов Совета министров.

3. Две трети всех членов Совета министров составляют кворум на любом заседании Совета.

Совет министров сам устанавливает собственные правила процедуры.

Административный генеральный секретарь Организации назначается Ассамблеей глав государств и правительств. Он руководит работой Секретариата.

Ассамблея глав государств и правительств назначает одного или нескольких заместителей Генерального секретаря.

Функции и условия работы Административного генерального секретаря, заместителей Генерального секретаря и других сотрудников Секретариата определяются положениями настоящего Устава и регламентом, одобренным Ассамблеей глав государств и правительств.

1. При исполнении своих обязанностей Административный генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией.

2. Каждый член Организации обязуется уважать исключительный характер обязанностей Административного генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

КОМИССИЯ ПО ПОСРЕДНИЧЕСТВУ, ПРИМИРЕНИЮ И АРБИТРАЖУ

Государства-члены обязуются разрешать споры между собой мирными средствами. Для этой цели они создают Комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу, состав и условия функционирования которой будут определены отдельным протоколом, подлежащим одобрению Ассамблеи глав государств и правительств. Этот протокол рассматривается как составная часть настоящего Устава.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМИССИИ

Ассамблея создает такие специализированные комиссии, какие сочтет нужными, включая следующие:

1. Комиссия по экономическим и социальным вопросам;

2. Комиссия по вопросам образования и культуры;

3. Комиссия по вопросам здравоохранения, санитарии и питания;

4. Комиссия по вопросам обороны;

5. Комиссия по вопросам науки, техники и исследований.

Каждая из упомянутых в статье 20 специализированных комиссий состоит из соответствующих министров или любых других министров, или полномочных представителей, назначаемых для этой цели их правительствами.

Каждая специализированная комиссия функционирует в соответствии с положениями настоящего Устава и Правилами процедуры, одобренными Советом министров.

Бюджет Организации, подготовленный Административным генеральным секретарем, утверждается Советом министров.

Бюджет обеспечивается взносами государств-членов в соответствии со шкалой, установленной для Организации Объединенных наций. Однако взнос любого государства-члена не будет превышать 20% обычного годового бюджета организации. Государства-члены обязуются вносить взносы регулярно.

ПОДПИСАНИЕ И РАТИФИКАЦИЯ УСТАВА

1. Настоящий Устав открыт для подписания всеми независимыми и суверенными африканскими государствами. Он должен быть ратифицирован государствами, подписавшими его, в соответствии с их конституционными процедурами.

2. Оригинал документа, составленный, по возможности, на африканских языках, а также на английском и французском, все тексты которого являются аутентичными, передается на хранение правительству Эфиопии, которое передаст заверенные копии его всем независимым и суверенным африканским государствам.

3. Ратификационные грамоты депонируются правительством Эфиопии, которое нотифицирует о каждом случае депонирования все государства, подписавшие Устав.

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

Настоящий Устав вступает в силу немедленно после получения правительством Эфиопии ратификационных грамот от двух третей государств, подписавших Устав.

РЕГИСТРАЦИЯ УСТАВА

Настоящий Устав, должным образом ратифицированный, будет зарегистрирован в Секретариате Организации

Объединенных Наций через правительство Эфиопии в соответствии со статьей 102 Устава ООН.

ТОЛКОВАНИЕ УСТАВА

Любой вопрос, касающийся толкования настоящего Устава, должен решаться большинством в две трети голосов Ассамблеи глав государств и правительств Организации.

ВСТУПЛЕНИЕ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ОРГАНИЗАЦИИ

1. Всякое независимое и суверенное африканское государство может в любой момент уведомить Административного генерального секретаря о своем намерении вступить в Организацию или присоединиться к настоящему Уставу.

2. Административный генеральный секретарь по получении такого уведомления препровождает его копию всем государствам-членам. Вопрос о приеме решается простым большинством голосов государств-членов. Решение каждого государства-члена передается Административному генеральному секретарю, который сообщает заинтересованному государству о решении после получения требуемого большинства голосов.

РАЗНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Рабочими языками Организации и всех ее органов являются, если это возможно, африканские языки, а также английский и французский языки.

Административный генеральный секретарь уполномочен принимать от имени Организации дары и другие пожертвования при условии одобрения Совета министров.

Совет министров решает вопрос о привилегиях и иммунитетах, предоставляемых персоналу Секретариата на территориях государств-членов.

ОТКАЗ ОТ ЧЛЕНСТВА

Любое государство, которое пожелает выйти из Организации, письменно уведомляет об этом Административного генерального секретаря. Спустя год со дня такого уведомления, если оно не взято назад, Устав перестает применяться к данному государству, которое, таким образом, перестает принадлежать к Организации.

ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР

Настоящий Устав может быть изменен или пересмотрен, если какое-либо государство-член направит Административному генеральному секретарю письменную просьбу об этом. Проект поправки передается на рассмотрение Ассамблеи после того, как все государства-члены будут должным образом уведомлены о нем, и по истечении годичного срока. Поправка вступает в силу только по одобрении ее по меньшей мере двумя третями государств-членов.

С верой в это мы, Главы африканских государств и правительств, подписали настоящий Устав.

Организация африканского единства. История создания и деятельности. Сборник документов . М., 1970

Мидрэнд ,ЮАР

Африка́нский сою́з (сокращённо АС ) — международная межправительственная организация, объединяющая 53 государства Африки , правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Основана 9 июля 2002 года . Важнейшие решения в рамках организации принимаются на Ассамблее Африканского союза — собрании глав государств и правительств государств-членов организации, которые проводятся раз в полгода. Секретариат Африканского союза, Комиссия Африканского союза, расположен в Аддис-Абебе , столице Эфиопии . В феврале 2009 года было принято решение о преобразовании Комиссии Африканского союза в Полномочный орган Африканского союза (англ. African Union Authority ).

История

Историческими предшественниками Африканского союза считаются Союз африканских государств (англ. Union of African States ), конфедерация государств Африки, созданная в 1960-е годы по инициативе президента Ганы Кваме Нкрума , а также Организация африканского единства (англ. Organisation of African Unity ), основанная 25 мая 1963 года , и Африканское экономическое сообщество (англ. African Economic Community ), основанное в 1981 году .

Ввиду малой эффективности и жёсткой критики по поводу трансформации Организации африканского союза в «клуб диктаторов» в середине 1990-х годов на африканском континенте вновь возродилась идея о создании Африканского союза. Главным сторонником преобразований выступал ливийский лидер Муаммар Каддафи . 9 сентября 1999 года главы государств и правительств государств-членов Организации африканского единства приняли Сиртскую декларацию (названную по городу Сирт в Ливии), в которой говорилось о намерении создать Африканский союз. В 2000 году , во время саммита в Ломе , был принят Учредительный акт Африканского союза, а в 2001 году , на саммите в Лусаке , — план по реализации проекта новой организации. Тогда же была одобрена масштабная программа стратегии развития Африки — «Новое партнерство для развития Африки », или НЕПАД (англ. New Partnership for Africa"s Development; NEPAD ).

Африканский союз начал свою деятельность 9 июля 2002 года , заменив собой Организацию африканского единства.

Цели и принципы

целями организации являются:

  • укрепление единства и солидарности африканских государств и народов Африки;
  • защита суверенитета , территориальной целостности и независимости государств-членов;
  • ускорение политической и социально-экономической интеграции континента;
  • продвижение и отстаивание общих позиций по вопросам, представляющим интерес для континента и его народов;
  • содействие международному сотрудничеству в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека ;
  • укрепление мира, безопасности и стабильности на континенте;
  • укрепление и защита прав человека в соответствии с Африканской хартией прав человека и народов и другими инструментами по обеспечению прав человека;
  • создание необходимых условий, благодаря которым континент сможет занимать достойное место в глобальной экономике и в международных переговорах;
  • содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик;
  • содействие сотрудничеству во всех сферах человеческой деятельности с целью повышения уровня жизни населения Африки;
  • координация и гармонизация политики между существующими и будущими региональными экономическим сообществами с целью постепенно достижения целей Африканского союза;
  • прогресс в развитии континента через содействие в научных исследованиях во всех сферах, прежде всего в сфере науки и технологий;
  • сотрудничество с соответствующими международными партнёрами в деятельности по искоренению болезней и содействию здоровому образу жизни на континенте.

Согласно Учредительному акту Африканского союза принципами деятельности организации являются:

  • суверенное равенство и взаимозависимость между государствами-членами Африканского союза;
  • уважение государственных границ, которые существовали на момент получения государствами независимости;
  • участие африканских народов в деятельности Африканского союза;
  • выработка общей оборонной политики для африканского континента;
  • мирное разрешение конфликтов между государствами-членами Союза посредством подходящих мер, одобренных Ассамблеей Африканского Союза;
  • запрет на применение силы и угрозы силой между государствами-членами Союза;
  • невмешательство государств-членов во внутренние дела других государств;
  • право Союза вмешательства в дела государства-союза по решению Ассамблеи организации в случае военных преступлений , геноцида и преступлений против человечности ;
  • мирное сосуществование государств-членов и их право существовать в мире и безопасности;
  • право государств-членов обратиться к организации с просьбой о её вмешательстве в дела государства с целью восстановления мира и безопасности;
  • содействие самодостаточности в рамках Союза;
  • содействие равенству полов ;
  • уважение демократических принципов, прав человека, верховенства закона и добросовестного государственного управления;
  • содействие социальной справедливости с целью обеспечения сбалансированного экономического развития;
  • уважение неприкосновенности человеческой жизни, осуждение и отказ от безнаказанности и политических убийств , актов терроризма и подрывной деятельности;
  • осуждение и отказ от неконституционной смены правительств.

Структура

Высшим органом Африканского союза является Ассамблея , которая состоит из глав государств и правительстве или их аккредитованных представителей. Встречи Ассамблеи в виде обычного заседания должны проводиться не меньше одного раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов Ассамблея может собраться на чрезвычайную сессию. Ассамблея возглавляется председателем, который избирается сроком на один год государствами-членами из состав глав государств или правительств. Ассамблея имеет достаточно широкие полномочия. Она:

  • определяет общую политику Африканского союза;
  • принимает, рассматривает и принимает решения по различным докладам и рекомендациям, подготовленным другими органами Союза;
  • рассматривает вопрос о членстве в организации;
  • учреждает новые органы Союза;
  • осуществляет контроль за реализацией политики и решений Союза, а также следит за их соблюдением государствами-членами;
  • принимает бюджет Союза;
  • даёт указания Исполнительному совету по поводу управления конфликтами, войнами и другими чрезвычайными ситуациями и восстановления мира;
  • назначает и снимает с должности судей Верховного суда Африканского союза;
  • назначает председателя Комиссии и его заместителей, комиссара Комиссии, а также определяет их задачи и срок полномочий.

Решения в Ассамблее принимаются на основе консенсуса

С целью укреплению дальнейших интеграционных процессов, прежде всего экономических, в 2004 году создан Панафриканский парламент , который со временем должен стать высшим законодательным органом Африканского союза. Он находится в городе Мидрэнд в ЮАР и состоит из 265 представителей от 53 государств-членов организации.

Исполнительный совет (ИС) Африканского союза состоит из министров иностранных дел или других министров/государственных служащих, назначенных правительствами государств-членов. Встречи ИС в виде обычного заседания проводятся по меньшей мере два раза в год. При этом по требованию любого государства-члена и по одобрению 2/3 государств-членов ИС может собраться на чрезвычайную сессию. ИС занимается координацией и принятием решений по вопросам, затрагивающим общие интересы государств-членов, следит за осуществление политической стратегии, сформулированной Ассамблеей, и несёт перед ней ответственность. Сфера деятельности и ответственности ИС включает:

  • энергетику , промышленность и природные ресурсы;
  • продовольствие, сельскохозяйственные и животные ресурсы, животноводство и лесную промышленность;
  • водные ресурсы и ирригацию ;
  • защиту окружающей среды, гуманитарную деятельность и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
  • транспорт и коммуникации;
  • страхование;
  • образование, культуру, здравоохранение и развитие трудовых ресурсов;
  • науку и технологии;
  • гражданство, местожительство и иммиграционные вопросы;
  • социальную безопасность, в том числе формулирование политики по защите материнства и детей, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;
  • учреждение системы африканских премий, медалей и призов.

Решения в ИС, как и в Ассамблее, принимаются на основе консенсуса или, в противном случае, 2/3 голосами государств-членов организации. Тем не менее процедурные вопросы решаются простым большинством голосов.

Кроме того, существуют специализированные технические комитеты, которые несут ответственность перед Исполнительным комитетом:

  • Комитет сельского хозяйства и сельскохозяйственных вопросов;
  • Комитет валютных и финансовых дел;
  • Комитет торговли, таможенных и иммиграционных вопросов;
  • Комитет промышленности, науки и технологий, энергетики, природных ресурсов и окружающей среды;
  • Комитет транспорта, коммуникаций и туризма;
  • Комитет здравоохранения, трудовых и социальных вопросов;
  • Комитет образования, культуры и человеческих ресурсов.

Внутри Африканского союза действуют и другие органы:

  • Верховный суд;
  • Комиссия Африканского союза (административно-исполнительный орган организации, выполняющий функции секретариата Африканского союза);
  • Комитет постоянных представителей;
  • Экономический, социальный и культурный совет;
  • Совет мира и безопасности.

Кроме того, планируется создать три финансовых института: Африканский центральный банк (планируется создать к

Михаил Маргелов призвал ООН разработать механизм национального примирения в субсахарской зоне.

Спецпредставитель Президента РФ по Африке, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов представил российские подходы к урегулированию кризиса в субсахарской зоне на встрече со Спецпосланником Генерального секретаря ООН по региону африканского Сахеля Романо Проди .

«Россия исходит из того, что только сами африканцы могут и должны решать свои проблемы. Мировому сообществу следует только поддерживать их в этом, создавать необходимые условия», - сказал сенатор. В этой связи он высоко оценил рост значимости Африканского союза (АС). «Недавний саммит Афросоюза в Эфиопии показал, что организация стала более активной и эффективной, готовой играть ключевую роль в урегулировании существующих конфликтов».

АС и ООН должны продолжать работать вместе в реализации совместных миротворческих проектов, как например успешная совместная миссия в Дарфуре, убежден спецпредставитель российского лидера. Он также считает важным, что контртеррористическая операция в Республике Мали проводится силами Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) при поддержке французского воинского контингента.

Оценивая обстановку в зоне Сахеля, Михаил Маргелов отметил, что дестабилизирующими факторами являются бесконтрольный поток дешевого оружия из послереволюционной Ливии, а также появление новых маршрутов доставки наркотиков из Латинской Америки, которые пролегают через Африку. События «арабской весны» послужили искрой для тлевшей десятки лет проблемы Сахеля – одной из сложнейших и наиболее чувствительных в международных отношениях, констатировал он.

«Сегодня в субсахарской зоне действует несколько вооруженных группировок, которые позиционируют себя как политические движения. В сущности это боевики, прикрывающиеся политическими лозунгами», - охарактеризовал Михаил Маргелов происходящее в Мали и приграничных странах. При этом он особо обратил внимание, что нестабильность в Мали тесно взаимосвязана с ситуацией в Дарфуре и даже Сомали, поскольку на этих территориях живут близкие племена. «Негативным образом сказывается и неурегулированность проблемы Западной Сахары». Таким образом, нестабильность в субсахарской зоне – это мозаика из целого ряда конфликтов, подчеркнул сенатор.

Спецпредставитель президента РФ по Африке убежден, что военного решения у этого кризиса нет и быть не может, так как такое вмешательство может решить проблему лишь на время. «Для преодоления кризиса необходимо запустить механизм национального примирения», - считает он.

При этом Михаил Маргелов предложил использовать опыт политического примирения, накопленный как некоторыми странами Африки, так и мира в целом. «Мировому сообществу нужно начать с мер, которые позволят инициировать этот процесс. Важно работать без промедления и созидательно», - указал он.

«Россия готова предпринимать усилия как в рамках СБ ООН, так и в контактах со странами Африки. Мы оказываем, в том числе, финансовую поддержку мирным процессам на континенте». В качестве примера спецпредставитель российского лидера напомнил о значительном взносе РФ в Фонд мира Афросоюза. «Мы продолжим оказывать финансовую помощь этой структуре».

На двустороннем треке Россия активизирует политический диалог со странами Африки. Михаил Маргелов заметил, что в марте на «полях» саммита БРИКС в ЮАР по инициативе президента этой страны состоится конференция лидеров различных африканских стран. «Таким образом, у нас будет возможность обсудить вопросы сотрудничества и мирного урегулирования на высшем уровне в столь широком составе».

Романо Проди разделил прозвучавшие оценки ситуации в Африке. Он выразил серьезную озабоченность ростом террористической угрозы в Мали, согласившись, что кризис подпитывается за счет нестабильности в соседних странах. Для ООН важно гарантировать выполнение задач поставленных перед спецоперацией в Мали, сказал он. По оценке спецпосланника Генерального секретаря ООН, там сегодня происходит распад государства и военные столкновения между новыми образованиями. «Мы должны приложить все усилия, чтобы восстановить порядок и целостность страны».

Эмиссар ООН также указал на важность совместных действий всего мирового сообщества в Африке. «Континент не должен превратиться в поле боя, как в период «холодной войны». Мы в одной лодке и должны действовать сообща». Он также обратил внимание на экспансию Китая в Африке, который пока действует активнее других внешних игроков.