Человек существо воплощающее высшую ступень развития жизни. Человек - это

2. Биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия (труда), обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, творческой активностью и нравственно-этическими качествами (самосознанием).

3. Биосоциальное существо, т.е. живое существо, обладающее мышлением, сознанием и членораздельной речью, нравственно-этическими качествами, способностью производить орудия (труда) и пользоваться ими (в процессе общественного производства).

4. Высшая ступень (развития) живых организмов на Земле.

5. Высшая ступень развития жизни на Земле, социальное существо, производящее орудия труда, преобразующее природу, обладающее сознанием и членораздельной речью.

6. Высшее на Земле живое существо.

7. (Высшее) живое существо (организм), (в отличие от животного) обладающее мышлением (мысли) и речью, способностью производить орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

8. Высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью.

9. Высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью, нравственными понятиями и совестью.

10. Высший представитель отряда приматов.

11. Двойственное существо - природное и общественное.

12. Достаточно сложная информационная система, являющаяся элементом биосферы и основой её верхней, на настоящем этапе развития, ступени - общества.

13. Живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого.

14. Живое существо, в отличие от животного обладаюшее даром речи, мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.

15. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими.

16. Живое существо, наделённое духом, душой и разумом.

17. Живое существо, наделённое духом, разумом и способностью к общественной жизни.

18. Живое существо, обладающее даром мышления и речи.

19. Живое существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

20. Живой одухотворённый организм.

21. Животное (и млекопитающее) культурное, способное резервивовать и сообщать опыт.

22. Животное несостоявшееся, обреченное своей биологической неполноценностью на поиск "противоестественных" способов существования.

23.Животное общественное.

24. Животное политическое, т.е. обладающее даром социальности.

25. Животное, производящее орудия.

26. Животное разумное, социальное.

27. Животное с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.

28. Животное символическое.

29. Идеальное существо, воплотившее в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевлённую разумом, духовностью.

30. Индивид, входящий в определенную систему общественных отношений.

31. Индивидуальное бытие общественных отношений.

32. Лицо, являющееся носителем каких-либо внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-либо среде, обществу и т.п.

33. Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.

34. Материя, стремящаяся познать себя, достигшая уровня самопознания.

35. Мыслящее, но главным образом волящее и чувствующее существо.

36. Носитель и организатор отношений в обществе.

37. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением).

38. Носитель разума, возникший на одной из планет Солнечной системы - Земле - около миллиона лет назад.

39. Носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.).

40.Обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств.

41. Общественное существо, мыслящее, производящее орудия труда и обладающее речью, которое возникло на Земле вследствие исторического развития организмов от простых к более сложным и представляет собой самую высокую степень их развития.

42. Общественное существо, обладающее сознанием и разумом.

43. Общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

44. Общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно–исторической деятельности и культуры, выступивший в этом процессе своего самоосуществления как личность.

45.Общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности.

46. Общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития жизни на Земле, способное производить орудия труда и с их помощью воздействовать на окружающий мир, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

47. Общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

48. Один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.

49. Организм, наделённый психикой.

50. Особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества.

51. Разумное, общественное млекопитающее животное (существо), выступающее в процессе своего существования как личность, творец культуры, истории и цивилизации.

52. Разумное, общественное существо, выступающее в процессе своего существования как личность.

53. Разумное существо, способное к абстрактному мышлению и объективному восприятию мира.

54. Самый умный примат.

55. Свободное нравственное существо, личность, у которой максимум ответственности, воли, цельности, чистоты, ума и могущества.

56. Свободное существо, творящее мир из полноты собственной сущности, (во имя свободы, предназначения, во имя смысла бытия Человека).

57. Система, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

58. Социальное существо, то есть осознающий себя субъект, в сочетании с инстинктивным природным и очеловеченным миром.

59. Совокупность всех общественных отношений.

60. Способное к разуму существо, обладающее телом, душой и умом.

61. Стремление быть Человеком.

62. Субъект всех общественных отношений.

63. Субъект духовной деятельности, создающий мир культуры, носитель общезначимого сознания, всеобщего идеального начала - духа, разума.

64. Субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.

65. Субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

66. Субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

67. Субьект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле.

68. Субъект, производящий изменения в окружающем мире, других людях и в себе самом.

69. Существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

70. Существо природно-общественное.

71. Существо чувственно-телесное.

72. Творец истории, цивилизации и культуры, всей материальной и духовной культуры на Земле.

73. Тот, у кого ум поднят до разума и (главнее) выше, чем тело; у кого развита воля - он может отвечать за то, что он сам решил; у кого высокий уровень культуры и порядок с самооценкой (собою доволен, не комплексую); кто ведет человеческий образ жизни, для кого характерна активная созидательная свобода; у кого и насколько есть совесть и личная ответственность за происходящее в его жизни и вокруг него.

74. Целостное биосоциальное существо.

ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в к-рой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Ч. является предметом изучения ряда наук:
антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Психология изучает в Ч. его психику и ее развитие (см. Социогенез), его индивидуально-психологические особенности (см. Индивидуальность, Личность), роли, к-рые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме Ч. как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.

ЧЕЛОВЕК - особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. - биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. В совр. философии схвачены существенные черты, отражающие своеобразие человека как земного творения: его бытие социально; у него есть разум и ценности; он постоянно развивается; в нем сильна драма между сознанием и бессознательным; ему присуща общительность; он возвышается над природным царством. Укажем на основные вехи в философском постижении Ч. Одна из древнейших интуиции - истолкование Ч. как своеобразного ключа к разгадке тайн универсума - получила отражение в восточной и западной мифологии, в античной философии. Ч. на ранних ступенях развития не отделял себя от остальной природы. Он теснейшим образом ощущал свою генетическую, неразрывную связь со всем органическим миром, о чем свидетельствует, в частности, буддизм. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слитны. Процесс познания с самого начала "отягощен" способностью Ч. оценивать реальность как "очеловеченную", созданную по его меркам. Это находит свое выражение в антропоморфизме, т.е. бессознательном восприятии космоса и божества как живых существ, подобных самому Ч. В древней мифологии и философии Ч. выступает как малый мир (микрокосм) и большой мир (макрокосм). Представление о их параллелизме и изоморфное™ - одна из древнейших натурфилософских концепций. Об этом свидетельствует космогоническая мифологема "вселенского человека" (инд. пуруша в Ведах, сканд. Имир в "Эдде", кит. Пань-Гу). Наиболее развернутая типология философских постижений Ч. в европ. философии принадлежит Шелеру. Он выделяет пять концепций Ч.: теистическую (иудейскую и христианскую) трактовку Ч.; античную концепцию "человека разумного", к-рая выражена у Анаксагора, а у Платона и Аристотеля оформлена в философских категориях; натуралистические, позитивистские и прагматические учения, толкующие Ч. как homo faber ("человек деятельный"); представление о Ч. как свихнувшейся обезьяне, помешанной на "духе"; воззрение, согласно к-рому Ч. и его самосознание оценивается чрезмерно восторженно, что присуще совр. философии. Многие философы усматривают уникальность Ч. в том, что он обладает разумом. Эта идея концептуально оформляется еще в древнегреческой философии. В античной философии сложилась еще одна версия, согласно к-рой Ч. понимается как "политическое животное", т.е. обладающее даром социальности. Принципиально новый поворот в осмыслении Ч. содержится в христианстве. Рождается представление о Ч. как идеальном существе, воплотившем в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевленную разумом, духовностью. Ч. рассматривается как центр и высшая цель мироздания. Наряду с такими мировоззренческими установками, как природоцентризм, теоцентризм, социоцентризм рождается антропоцентризм. Христианство явилось почвой европ. персоналистской традиции. Ч. внутри этой традиции оценивается как суперценность. Созданный по образу и подобию Божьему, Ч. обладает свободой воли, находится перед выбором индивидуализма и универсализма. По мнению Бубера, в истории человеч. духа различаются эпохи, когда обостренное чувство одиночества, хрупкости и неустроенности Ч. рождает антропологическое мышление. В такие эпохи возникают глубокие философские мысли о Ч., обсуждаются проблемы человеч. природы, понятия любви, греха, совести, святости, спасения. Бубер писал, что первым через семь с лишним столетий после Аристотеля поставил гл. антропол. вопрос Бл. Августин. Постижение Ч. начинается у нею с вопроса:

"Добр или зол человек?" Ощущение одиночества, падшести, покинутости впервые возникает именно в философии Августина. В философии Фомы Аквинского рождается новый христ. космос. Личность оказывается самым благородным существом во всей разумной природе. Новый всплеск антропол. мышления фиксируется в позднем средневековье, когда постепенно распадается антропоцентрическая картина мира. Возрожденческий идеал Ч. сопряжен с поиском своеобразия Ч. Так рождается проблема индивида, индивидуальности как поиск самобытности Ч. Возрожденческий индивидуализм порождает стихийное самоутверждение Ч. В европ. сознании возникает идея гуманизма, прославляющая Ч. как высшую ценность. Трагизм и негарантированность человеч. существования обозначается затем в формуле провозвестника новой постренессансной эпохи Паскаля "Человек - мыслящий тростник". Паскаль говорит о бренности, о вселенском страхе Ч. Острейшее самосознание одинокой личности сменяется в эпоху Просвещения либерально-просветительскими представлениями о неисчерпаемых возможностях независимой и разумной личности. Культ автономного Ч. - развитие персоналистской линии европ. сознания. Нем. классич. философия принесла с собой множество философских догадок и прозрений о Ч. Они выстраивались вокруг проблемы свободы и духа Ч. В трудах Канта родилась идея создания особой сферы философского знания - философской антропологии. 19 в. вошел в историю философии как антропол. век. Была сделана попытка изложить учение о Ч., обозначить соотношение социального и бессознательного в Ч. Критика панлогизма была сопряжена с изучением биол. природы Ч. Воскрешается христ. идея близости Я и Ты в философии Л. Фейербаха. В 19 в. романтики высказали догадку, что человеч. бытие значительно богаче его социального измерения. Возникло обостренное внимание к человеч. самочувствию, к тончайшим нюансам человеч. состояний. Философы обратили внимание на богатство и неисчерпаемость личностного мира Ч. В поле их зрения попали любовь, творчество, смерть как факты человеч. бытия. После рождения философской антропологии Канта Ч. осмысливается как мыслящее, но главным образом волящее и чувствующее существо (Шопенгауэр, Кьеркегор). Философы жизни поставили вопрос о том, что Ч. "плохо укоренен в природе", является "халтурой природы", "еще не установившимся животным" (Ницше). Обсуждается проблема возвращения Ч. к биол., инстинктуальной подоснове (противопоставление "дионисийского" и "аполлонического" человека). Значительным открытием 19 в. явилась идея Маркса, что антропология должна быть переосмыслена через проблему социальности, что человеч. природа исторична. Индивидуальное и истор. развитие Ч. - процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества, "абсолютного движения становления" (Маркс) человеч. в Ч. Марксово понимание Ч. получило последующую разработку в трудах представителей Франкфурт, школы, отечеств, философов. Они показали, что история человечества - прежде всего летопись постоянного развития Ч. и одновременно растущего отчуждения. Отчужденный Ч. не только чужд другим людям, он лишен человечности и в естественном, природном, и духовном смысле. Такое отчуждение от человеч. сущности ведет к экзистенциальному эгоизму и формулируется как превращение Ч. в средство своего индивидуального существования. В процессе отчуждения Ч. в известном смысле лишается даже своего тела и окружающей его природы, а также своего духовного Я, себя самого как человеч. существа.

В 19-20 вв. огромный вклад в постижение Ч. внесла русская философия, обнаружившая персоналистский пафос в противовес зап. позитивизму. Она развила понятие аскезы, концепцию цельности духа, проповедь универсального всеединства. Рассматривая божеств, и человеч. природу Ч., русская философия толковала Ч. как точку пересечения двух миров (Бердяев ) - микрокосма и макрокосма.

Трактуя Ч. как "символическое животное", зап. неокантианство по-новому поставило проблемы антропогенеза, уникальности Ч. В трудах Шелера, Гелена философская антропология обнаружила себя как определенное течение нем. философской мысли. Введя понятие бессознательного, психоанализ определил его место в философской антропологии. Последователи Фрейда (Юнг, Фромм )сформулировали вопрос о Ч. как вместилище архетипов, о вечности экзистенциального поиска. Появление экзистенциализма значительно расширило представление о человеч. бытии. Экзистенциализм продемонстрировал специфический тип философствования. Он приковал внимание к индивидуальным смысло-жизненным вопросам (вины и ответственности, решения и выбора, отношения Ч. к своему призванию и к смерти). Экзистенциализм дал трактовку основных тем - элемента случайности в судьбе Ч., бессилия разума, отчуждения, неизбежности смерти, одиночества. Проблемой и установкой экзистенциализма стал стоич. антиисторизм. В персонализме личность предстала как фундаментальная онтологическая категория, основное проявление бытия. Другое направление - структурализм - стало рассматривать личность как отложения многочисленных ушедших веков.

В настоящее время постижение Ч. сопровождается расцветом философско-антропол. мысли, антропол. ренессансом.

Лит.: Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1-2. Каз., 1905-06; Бердяев Н.А. О назначении человека. Париж, 1931; 1993; Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1965; Cassirer E. An Essay on Man. New Haven; L., 1944; Buber М. Das Problem des Menschen. Hdlb., 1948; Rothacker E. Probleme der Kulturanthropologie. Bonn, 1948; Idem. Philosophische Anthropologie. Bonn, 1964; Dempf A. Theoretische Anthropologie. Bern, 1950; Marcel G. L"homme problematique. P., 1955; Plessner H. Philosophische Anthropologie. Fr./M., 1970; Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1998.
П. С. Гуревич. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый
А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности. В античное время Ч. определяли как гражданина, носителя духа. Христианство видело и видит в человеке душу и тело, их противостояние. Добродетели человека - это вера, совесть, смирение. В эпоху Возрождения подчеркивали гармонию души и тела, творческие возможности человека, ставили его в центр Вселенной. В новое время утверждается, что душа равна сознанию, а тело подчинено законам природы. Позже человек понимается как деятельное самосознание, особо выделяются чувства, воля, игра жизненных сил, интуиция, переживание страха конечности существования. На новых ступенях развития человека, его психики, человеческого общества, у него появляются и новые свойства, которые на предыдущих этапах выступали как тенденции. Их появление свидетельствует о развитии человека в целом.

Такое определение – в Интернет сети – нашла – я – "существо" -
ну - что - друзья – сказать – вам –
мысль пришла – значит – время пришло - cуть сказать -
слово простое – нам понять –
в начале слово разделить -
Чело-век –
Чело – лоб – значит разум –
Век – период времени –
Затем – не в целом соединить –
это значит -
Разум - соответствует - периоду времени – развития –
и в целом движении – слово - совместить с моментом времени –
данного момента времени –
- Разум – наш зависит – от периода времени –
точнее – наш разум – завис – в пустоте – нашего времени –
поэтому – друзья мои – оттуда – сигналы посылают –
слово-толкуют – нам - нас – толкают –
понятно – Закон относительности - роль свою сыграет –
немы мы – так – они – друзья мои - слово-гения – глаголют –
- Время – на взлёте – падение - петля – штопор –
Пилотаж – свыше – в падении - взлёт – новый – виток времени –
есть - чело-век времени –
значит - разум наш – соответствует – моменту времени –
на данный - времени момент.

Рецензии

для того, чтобы понять что такое человек - следует посмотреть на его жизнедеятельность.

Она обусловлена возникающими желаниями. где разум - инструмент обслуживания желаний.

Если существо наполняет свои желания ради себя - оно животное. ступень развития - Животное.

Если способно и умеет жить не ради себя - оно человек.

Ваши вопросы интересны. вот версии ваши ничем не подкреплены. так, фантазия.

Это не плохо - фантазировать. но не практично.

Ставим понравилось за поднятые вопросы.

Ваши умные размышления – комментировать – не стану – я –
они – ваши размышления – умные и без меня –
так что - ответить на вопрос – всем нам - просто -
- Человек – это – наш – разум - век.

Тема: ЛИЧНОСТЬ

Человек, как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств, является личностью. Наряду с понятием личности мы используем такие термины как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны.

Индивид - конкретный человек, как представитель рода «homo sapiens», носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально приобретенных свойств.

Личность – на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической, природной его стороны. При этом имеется в виду достаточный уровень социальной зрелости - маленький ребенок или психически больной человек не могут считаться личностью.

Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди отличаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем 5 млрд. людей на нашей планете не встретишь 2-х в точности похожих друг на друга.

Термин личность (personality) происходит от латинского слова «persona», обозначающего маску, которую надевал актер во время представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую и трагическую фигуру в театральном действии.

Сегодня в психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Личность – существо активное и сознательное. Она может выбирать тот или иной образ жизни: смириться с положением угнетенного или бороться против несправедливости, отдать свою жизнь обществу или жить личными интересами.

Структура личности.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. В структуру личности обычно включают: способности – понимаются как индивидуально-устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности; темперамент – это психическое свойство личности, от которого зависит реакция человека на других людей и социальные обстоятельства; характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека, его поступки, выражающиеся в его отношениях окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе; направленность – это такое психическое свойство личности, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности; волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей; эмоции – это переживание человека своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает; мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности; самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; самосознание – это образ себя и отношение к себе; самоконтроль – регуляция своей личностью своего состояния.


человек
- существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности . Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.
Ч. выступает как: организм (наделенный психикой ); индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); Я -образ (система представлений , самооценка , уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация , отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом). Ч. является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме Ч. как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания , его формирования в деятельности и общении . Объективно существующее многообразие проявлений Ч. в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали образы Ч., явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития. В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы Ч.», оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми: 1) «ощущающий Ч.» (Ч. как сумма знаний, умений и навыков ); Ч. как «устройство по переработке информации »;
2) «Ч.-потребитель» (нуждающийся Ч. как система инстинктов и потребностей );
3) «запрограммированный Ч.» (в поведенческих науках - Ч. как система реакций , в социальных - как репертуар социальных ролей);
4) «деятельностный Ч.» (Ч.
, осуществляющий выбор ; Ч. как выразитель смыслов и ценностей ).
Если в практическом человекознании, в т. ч. в педагогике, исходят из образа «Ч. ощущающего», то Ч. сводится к сумме знаний, его действия расцениваются как продукт прошлого опыта , а процесс воспитания Ч. подменяется убеждениями , уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями . В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании Ч. происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией». Образ Ч. как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии прежде всего под влиянием психоанализа . Многие направления (индивидуальная психология - А. Адлер , аналитическая психология - К. Юнг , неопсихоанализ - Э. Фромм и др.) исходили в своих концепциях из образа «Ч. нуждающегося», выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей. Образ «запрограммированного Ч.» определяет представления о Ч. в социобиологии (развитие Ч. как развертывание генетических программ), бихевиоризме , рефлексологии и необихевиоризме (развитие Ч. как обогащение рефлекторных программ поведения ), социологических и социально-психологических ролевых концепциях Ч. (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка Ч. в психологии основывается на образе «запрограммированного Ч.», то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений , на к-рые должны послушно реагировать живые социальные автоматы. Образ «Ч.-деятеля» - основа для построения культурноисторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию Ч., гуманистического психоанализа и экзистенциальной логотерапии . Здесь Ч. понимается как субъект ответственного выбора, порождаемого жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни. От образов Ч. в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа развития Ч. Преобладание образов «ощущающего Ч.», «нуждающегося Ч.» и «запрограммированного Ч.» во многом обусловили реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций человекознания. В их обособлении проявляется метафизическая схема детерминации развития Ч. под влиянием двух факторов - среды и наследственности. В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Ч. В этой схеме свойства Ч. как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Ч., к-рые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение Ч. Будучи условием осуществления деятельности Ч., социальная среда несет те нормы , ценности , роли , церемонии, орудия, системы знаков , с к-рыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития Ч. выступает совместная деятельность и общение, посредством к-рых осуществляется движение Ч. в мире людей, приобщение его к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление, самореализация и самоперсонализация Ч.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .


человек
- существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Психология изучает в человеке психику и ее развитие (см. социогенез), его индивидуально-психологические особенности (см. индивидуальность; личность), роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .


Синонимы :
    архантроп, аск, атлантроп, африкантроп, безенчук, бодисатва, брахикефал, венец творения, гомо сапиенс, гульбияван, двуногий, двуногое, двуногое без перьев, душа, землянин, индивид, индивидуум, йети, квартерон, кроманьонец, лицо, личность, малый, млекопитающее, муж, мужчина, мыслящий тростник, мэн, нара, неадерталец, неандерталец, некто, неоантроп, один человек, особа, официант, парень, периэк, персона, пикник, питекантроп, презинджантроп, примат, прислужник, рабочая единица, рабочая сила, рожденный женщиной, сапиенс, селфмейдмен, синантроп, синатроп, слуга, смертный, создание, субъект, существо, телантроп, тип, типаж, титан, тофалар, трихромат, троглодит, усач, услужающий, услужник, фигура, царь природы, чадатроп, чел, человече, человечек, человеческое существо, человечина, человечишка, человечище, эоантроп, юдольник, явантроп