И́ов Московский и всея Руси. Иов, первый патриарх московский

Иов (в миру Иоанн)

И ов (в миру Иоанн) - первый патриарх русской церкви, умер 19 июня 1607 г. Происхождение и год рождения неизвестны. Воспитывался с детских лет в Успенском монастыре города Старицы. Между 1552 и 1555 годами постригся, а около 1569 г., после посещения обители , "государским благорассмотрением" поставлен в архимандриты. Вскоре Иов был переведен в Москву, где в 1571 - 1572 годах настоятельствовал в Симонове монастыре, в 1575 - 1580 годах - в Новоспасском. Строгая жизнь и редкое знание Священного Писания и богослужебных книг открыли Иову путь к епископству. В 1581 г. он занял коломенскую кафедру, в 1586 г. стал архиепископом ростовским, а 11 декабря того же года был поставлен вместо низложенного Дионисия (см. ) митрополитом всея Руси. В 1588 г. после долгих и настойчиво веденных переговоров (Иов не принимал в них активного участия) было получено согласие восточных патриархов на учреждение в России патриаршества. По избрании Иов был 23 января 1589 г. наречен, а 26 поставлен патриархом. Его делом было теперь прежде всего проведение намеченных соборным уложением 1589 г. преобразований в русской церкви, в связи с возведением ее на степень самостоятельной и равноправной другим поместным. Почти все кафедры епископские были повышены в рангах, и было открыто несколько новых, хотя и не все, предположенные собором 1589 г. Учреждение в Москве 8-ми поповских старост в целях водворения большого благочиния в низшем духовенстве, распространение христианства среди инородцев Карельской земли, Казанского края и Сибири и поддержка его в Грузии, установление общецерковных праздников некоторым уже признанным святым и канонизация ряда новых - главные факты управления первого патриарха. В 1591 г. ему во главе освященного Собора и Боярской думы пришлось выступить в качестве судьи в углицком деле (по поводу смерти царевича ), и совещание это, признав, что царевич закололся, а не убит, обвинило и угличан. В 1598 г., по смерти царя и за отказом от власти царицы , Иов оказался во главе государства. Обязанный Борису Годунову саном, патриарх кандидатуру Бориса предложил Земскому собору и во главе крестного хода пришел к нему 21 февраля молить его стать царем. Приверженец старины, не одобрявший усиления западного влияния, патриарх сумел, по одному известию, помешать учреждению университета в России. Скорбя о применении крутых мер во вторую половину царствования Бориса, Иов все же не осмеливался печаловаться царю о гонимых, не имел мужества выступить "обличником" его, а только лил "непрестанные слезы" и молился. В период борьбы с Самозванцем патриарх послал обличавшую самозванство новоявленного грамоту в Польшу, старался воздействовать на мятущийся народ, объявляя ему, что новый "царевич" - еретик и расстрига Гришка Отрепьев, преданный им проклятию. По смерти Бориса Годунова остался главным покровителем молодого царя Федора Борисовича. Победа претендента сопровождалась для Иова сведеньем с престола и ссылкой, по его просьбе, в Старицкий монастырь. Только в 1652 г. останки Иова были перенесены в Успенский собор. По поводу, вероятно, этого перенесения и составлено житие его - "История о первом Иове патриархе" (XIII том "Русской Исторической Библиотеки"). От книжного и учительного Иова сохранилась витиеватая "Утвержденная грамота" об избрании в цари Бориса Годунова (в "Актах Археографической Экспедиции" т. II, № 7), несколько посланий, "духовная", канон и служба преп. и - главнейшее его произведение - "Повесть о честнем житии царя Федора Иоанновича" ("Полное Собрание Русских Летописей", т. XIV, ч. I), представляющая собой обзор событий царствования этого государя с интересными панегирическими характеристиками царя Федора и правителя Бориса. П. Л.

Другие интересные биографии.

19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского .

Детство святителя

Святой Иов (в миру Иоанн) родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старице в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн обучался грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа. Отрок любил читать Священное Писание и знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. По окончании обучения около 1553 года отец захотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца, постричь его в монашество.

От послушника до настоятеля

Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал, а будучи настоятелем – не столько словом, сколько самой жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.

Симонов монастырь

В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполняя возложенное на него послушание, святой Иов как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Церкви, а нередко и государства. С 1575 года в течение шести лет святой возглавлял Новоспасский монастырь.

Патриарх

16 апреля 1581 года Митрополитом Московским Дионисием в сослужении других русских архиереев архимандрит Иов был рукоположен во епископа Коломенского. 9 января 1586 года святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года Собором епископов поставлен Первосвятителем Русской Церкви – Митрополитом Московским и всея России. 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II , Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея России. Весь народ с радостью воспринял это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Русскому Патриарху было определено пятое место в диптихе Патриархов – после Иерусалимского.

Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Святитель с усердием благоустраивал церковную жизнь, заботился о нравственном состоянии клириков, поддержании благочиния в храмах. Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и “исправил службу ”), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он всеми силами пытался пресечь действия Лжедмитрия. Однако не все поддержали святителя, поэтому через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедмитрия схватили святителя, бесчестили, били, а затем отвезли в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начинал когда-то свой иноческий подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве. После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена.

Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при Патриархе Иосифе (1642-1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины Патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.

Патриарх Московский Иов

Патриарх Московский Иов

Первый Патриарх Московский
1589-1605 гг.

Иов (в миру Иоанн) родился ок. 1525 г. в Старицы Тверской губернии в семье посадских людей. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов (в честь Иова Многострадального). В обители Иов был духовно «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен».
С 1566 по 1571 год был игуменом Старицкого Успенского монастыря. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита.
В 1571 году его перевели в Москву в Симонов монастырь. В 1571-1572 гг. он был настоятелем Симонова Успенского монастыря в Москве.
В 1575 – 1580 гг. - архимандрит царского Новоспасского монастыря в Москве.
В 1581 г. архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского.
В 1586 г. стал архиепископом Ростова Великого.
С сер. 1580-х гг. близкий сподвижник ; при его содействии в 1586 году возведён в митрополиты Московские.
26 января (по старому стилю; 5 февраля по новому стилю) 1589 года поставлен находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II в первые Патриархи Московские и всея Руси.


Пётр Геллер. Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV

Патриарх Иов, человек глубокой молитвы и выдающихся личных способностей, характер имел мягкий, кроткий, всех миловал и прощал. У него была необыкновенная память, красивый голос. Он так величественно совершал богослужение, что некоторые современники говорили о нем: «Прекрасен в пении и в чтении, яко труба дивна всех веселя, услаждая и умиляя до слез». Божественную литургию, которую он совершал ежедневно, святитель служил наизусть, чин великого освящения воды на Богоявление и даже все пространнейшие коленопреклоненные молитвы на Троицу читал по памяти, знал наизусть Псалтирь, Евангелие и Апостол. Он был великий постник, никогда не пил вина, только воду. «Муж, нравом, и учением, и благочинием, и благочестием украшен... Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», - отмечает его жизнеописатель. В связи с утверждением патриаршества по инициативе святителя Иова было произведено возвышение достоинства нескольких архиерейских кафедр, были созданы новые епископские кафедры.

При нем были канонизированы многие русские святые - , прп. Иосиф Волоцкий, свтт. казанские Гурий и Варсонофий, прп. Корнилий Комельский и другие, было издано девять наименований богослужебных книг, в их числе Триодь, Октоих, Минея Общая, Служебник. Много трудов положил Патриарх на распространение христианства в Сибири и на русском Севере. По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано в Европейской части России, а в Москве - Донской монастырь.

Патриарх Иов был близким человеком в семье царя Феодора Иоанновича; своим посланием он утешал царицу Ирину Феодоровну, когда та горько оплакивала смерть дочери Феодосии, по смерти Феодора Иоанновича он составил полное всяческих похвал жизнеописание - «Повесть о честнем житии царя Феодора Иоанновича», которое вошло в Никоновскую летопись.
По случаю убиения царевича Димитрия царь Феодор посылал к Патриарху следственное дело для рассмотрения, и свт. Иов на основании данных этого дела признал изменниками Нагих и угличских посадских людей, а смерть царевича - естественной по Божиему суду; царь поступил согласно мнению Патриарха, наказал Нагих и некоторых угличан.
В решении текущих государственных дел Патриарх и подчиненные ему иерархи принимали непосредственное участие: они вместе с царем и боярами сходились на земский собор в столовой государевой палате и здесь рассматривали дела, докладываемые дьяком.
Особенно важное значение пришлось получить Патриарху по смерти Феодора Иоанновича (1598 г.). Царь умер, не оставив наследника, пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, престол был свободен. Начался период государственных нестроений. Естественно, Патриарх на время становился во главе отечества и должен был радеть о его делах. В выборе будущего царя он остановился на покровительствовавшем ему Борисе Годунове и много содействовал возведению его на престол. Вместе с духовенством, боярами и гражданами Москвы он ходил упрашивать инокиню Александру (бывшую царицу Ирину) благословить на царство своего брата Бориса, а его самого - принять царский венец.

То было время, когда после ряда неурожайных лет, воспринимавшихся как явное Божие наказание, в России свирепствовал страшный голод, быстро уносивший десятки и сотни тысяч жизней. По всей стране умножились грабежи и разбои. Страна погружалась в хаос. И в этом хаосе явился в 1603 году первый самозванец Лжедмитрий I. Он объявился на Западе, в Польше, и сыграл на желании русских людей иметь законного «природного» («прирожденного») царя. Самозванец объявил себя «царевичем Димитрием», чудом спасшимся в 1591 году от рук убийц.
Лжедмитрия поддерживала не только польская знать, но и папа Римский, видевший в нем средство приведения русского народа в лоно католической церкви, о чем он вполне определенно писал самозванцу: «Мы уверены теперь, что апостольский престол сделает в тех местах великие приобретения... Пред тобою поле обширное: сади, сей, пожинай, ...строй здания, которых верхи касались бы небес».

Патриарх Иов, уже старый и больной, опять выступил на поприще политической деятельности, стараясь поддержать власть законного царя и царский престол. И в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях он обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева.
Узнав о покровительстве Польши самозванцу, он послал туда две грамоты: к польской раде и духовенству с убеждением не верить обманщику Григорию Отрепьеву, выдающему себя за царевича Димитрия, и к киевскому воеводе Константину Острожскому с просьбой обличить и схватить самозванца.
Когда Лжедмитрий I вступил в пределы России, Патриарх в Москве клятвенно уверял народ в смерти царевича Димитрия, убеждал не верить самозванцу и помнить присягу, данную Борису, рассылал об этом грамоты по Москве к начальникам полков, по городам к воеводам и др., сам служил молебны за Бориса, посылал монахов в Путивль для увещания жителей, изменивших царю.
В 1605 г. он разослал по всей России грамоту, что польский король Сигизмунд поддерживает Лжедмитрия с целью попрать православную веру в России и православных обратить в латинскую и лютеранскую веру, предписывая духовенству читать эту грамоту во всех церквах, служить молебны о даровании победы над самозванцем и проклинать его вместе со всеми государевыми изменниками.

13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. Измена ранее преданного царю воеводы Петра Басманова резко изменила положение в пользу самозванца. Бояре, сначала присягнувшие юному сыну Бориса Феодору, свергли его с престола и перевели вместе с его матерью в прежний дом Бориса Годунова. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Столица присягнула Лжедмитрию I и грамотой звала его на престол. Но Патриарх Иов остался непреклонным.
10 июня, когда он совершал литургию в Успенском соборе, сюда ворвалась вооруженная толпа сторонников самозванца и повлекла его из алтаря. Патриарх снял с себя панагию и, полагая ее пред Владимирской иконой Богоматери, со слезами проговорил: «О, Пречистая Владычица Богородица!... Я, грешный, 19 лет правил словом истины, хранил целость православия, ныне же по грехам нашим, как видим, бедствует царство, обман и ересь торжествуют; молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими православие». Толпа озлобилась, с позором волочила святителя по церкви, с побоями повлекла на лобное место, крича, что он «наияснейшего царевича Димитрия расстригою сказует».
Патриарший двор был разграблен. Сына Годунова Феодора вместе с матерью бояре зверски убили.
Патриарха Иова самозванец распорядился сослать в прежнюю его обитель, «взяв за пристава», и содержать «во озлоблении скорбнем». Патриарх в одежде чернеца на простой телеге был отправлен в заточение в Старицкий Успенский монастырь. Чтобы оценить стойкость и мужество первого русского Патриарха, достаточно сказать, что не только бунтующая чернь, но и видные бояре, и многие архиереи, и даже родная мать царевича Димитрия инокиня Марфа из страха перед самозванцем признали в нем «подлинного» царевича, якобы чудесно спасшегося в свое время от рук убийц, и присягнули ему.

Вступивший в 1605 г. в Москву Лжедмитрий без собора святителей назначил Патриархом грека Игнатия, ранее архиепископа кипрского, затем рязанского, который первым из русских архиереев приветствовал его в Туле. Самозванец послал его за благословением к Патриарху Иову в Старицу, но тот, зная склонность Игнатия к латинству, отказал со словами: «По ватаге атаман, по овцам пастух».

Лжедмитрий I и года не продержался на престоле. Его невзлюбили за то, что он имел связи с иезуитами, окружил себя поляками и немцами, пренебрегал исконно русскими обычаями, не соблюдал постов и пропускал богослужения. В народе усиливались слухи, что он самозванец. Особенно возросло недовольство после его женитьбы на не принявшей православия польке Марине Мнишек, свадьба с которой состоялась под праздник свт. Николая и пятницу. Этим сумел воспользоваться Василий Шуйский, 17 мая 1606 года поднявший восстание, во время которого Лжедмитрий был убит. Бояре и московская толпа провозгласила царем Шуйского. Игнатий был лишен святительского сана (до 1611 г. он пребывал в заточении в Чудовом монастыре, затем бежал в Литву, где принял унию, к которой был склонен еще во времена учебы в Риме).
Царь Василий сразу позвал на патриарший престол законного Патриарха Иова, но тот не мог более нести тяжелый крест такого служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. Он теперь уже не вынужденно, а добровольно отказался вернуться к правлению, благословив на избрание митрополита Казанского Гермогена.

19 июня 1607 года, Патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре.
В 1652 году по воле царя Алексея Михайловича мощи первого русского Патриарха перенесены в Москву, поставлены в Успенском соборе Московского Кремля поверх пола, и над ними устроено каменное надгробие.
Канонизирован Русской церковью в 1989 году в лике святителей. Память его празднуется 5/18 апреля и 19 июня/2 июля .

ИОВ [около 1525, по другим данным, 1530-е годы, Старица - 19(29).6.1607, там же], первый патриарх Московский и всея Руси (1589-1605), духовный писатель, святой Русской православной церкви. Из посадских людей. Обучался грамоте в Успенском монастыре г. Старица, где в 1556 принял монашество. Около 1569, по приказу Ивана IV Васильевича Грозного, возведён в архимандриты того же монастыря. С 1571 года настоятель московский Симонова монастыря, с 1575 - Новоспасского монастыря. С апреля 1581 года епископ Коломенский, с января 1586 архиепископ Ростовский. При поддержке Бориса Фёдоровича Годунова в 1587 году возведён на Московскую митрополичью кафедру вместо низложенного митрополита Дионисия, вступившего в конфликт с царём Фёдором Ивановичем. 26.1(5.2).1589 Иов был выбран царём Фёдором Ивановичем из трёх предложенных Освященным собором кандидатов и поставлен в патриархи при участии патриарха Константинопольского Иеремии II с титулами «Московский и всея России и северных стран», «Владимиро-Московский и всея Руси и всех гиперборейских земель и всего Северного края», «Владимирский, Московский и всея Руси». В 1590 в Константинополе была соборно утверждена каноническая самостоятельность русской Церкви, определено пятое в патриаршем поместном диптихе место Московской кафедры - после Иерусалимской. Это решение подтвердил Великий Константинопольский собор 1593 года.

Патриарх Иов принимал непосредственное участие в решении важных государственных дел совместно с царём и боярами. Усилил надзор за московским духовенством и его нравственным состоянием: в Москве, в целях водворения большего благочиния в низшем духовенстве, в 1592 было назначено 8 поповских старост и им в помощь предоставлено 4 десятских диакона для надзора за духовенством, которым предписывалось ежедневно собираться и об обнаруженных негативных явлениях доносить патриарху. Занимался обустройством уже существующих православных храмов (преимущественно на собственные средства и на царские вклады), вёл активную строительную политику: только в Москве в период с 1592 по 1600 годы было возведено 12 храмов. По благословению патриарха Иова в Москве был основан Донской монастырь. Иов поддерживал миссионерство в Поволжье и в Сибири, а также в Кахети. Установил церковные праздники в честь трёх святителей Московских (Петра, Алексия и Ионы), святого Иосифа Волоцкого (1591, канон и служба в связи с этим праздником написаны самим Иовом), осуществил канонизацию Василия Блаженного (1588), Антония Римлянина (1597), Корнилия Комельского (1600) и др. Способствовал избранию на российский престол в 1598 году Б. Ф. Годунова. Иов не только организовал созыв Освященного и Земского соборов, но и активно влиял на принятие благоприятного для Годунова решения. Под руководством Иова шла подготовка документов об избрании Годунова на царство. После его смерти безуспешно поддерживал царя Фёдора Борисовича. Отказался присягнуть Лжедмитрию I, составлял обличительные грамоты против него, предал его анафеме. В июне 1605 года насильственно низложен и сослан в Старицу. По вызову царя Василия Ивановича Шуйского и патриарха Гермогена в феврале 1607 года патриарх Иов приезжал в Москву для принятия всенародного церковного покаяния в Успенском соборе Московского Кремля. Погребён в Успенском соборе Старицкого монастыря; перезахоронен в Успенском соборе Московского Кремля в 1652 году.

Иов - автор «Повести о честнем житии царя и великого князя Феодора Иоанновича всея Русии»; посланий к царю Фёдору Ивановичу и царице Ирине, царю Борису Годунову; грамот и поучений. В своих сочинениях чётко разделял духовное и светское начала, утверждая, что «два великия начала от Бога установлены в мире: священство и царство». Тяготел к художественной манере митрополита Макария с её панегирическими портретами, торжественной эмоциональностью, сложными синтаксическими конструкциями и утяжелённым цветистым языком. При патриархе Иове впервые на Руси были изданы Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Чиновник архиерейского служения (1600), Минея Общая (1600), Служебник (1602).

По благословению патриарха Пимена и Священного Синода РПЦ, имя святителя Иова вошло в Собор Тверских святых (первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979). Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Архиерейском соборе РПЦ (1989). Дни памяти - 5(18) апреля, 19 июня (2 июля), 5(18) октября.

Лит.: [Соколов Н.]. Иов, патриарх всероссийский и его время // Московские университетские известия. 1871. № 6-7; Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. 2-е изд. СПб., 1913; Енин Г. П. Иов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1; он же. Патриарх Иов и его утешительное послание царице Ирине в условиях своего времени // Рукописные памятники. СПб., 1997. Вып. 4; Макарий (Булгаков), митрополит История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6.

Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников.

Святитель Иов был не только выдающимся церковным деятелем, но и духовным писателем. От него остались послания и поучения, "Завещание", а также такой замечательный литературный труд, как "Повесть о честнем житии благоверного и благородного Царя Феодора Иоанновича", в котором содержатся выразительные характеристики Царя Феодора, отличавшегося удивительным благочестием и глубокой христианской настроенностью, мудрого и несчастного правителя Бориса Годунова и их современников - церковных и государственных деятелей конца XVI столетия

Первый Патриарх Московский Иов родился в древнем городе Тверской земли Старице в семье посадских людей, с детских лет воспитывался в старицком Успенском монастыре, где в 1553 году принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха и стал затем архимандритом этой обители. Смиренный инок, он отличался молитвенностью, постничеством, особым прилежанием к богослужениям - каждый день он совершал Литургию. Святой Иов поражал знавших его тем, как много богослужебных текстов знал наизусть: по памяти читал Псалтирь, Апостол и Евангелие, пространные коленнопреклонные молитвы Пятидесятницы, молитвы евхаристического канона из Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого. Читал их вдохновенно, с умиленным плачем, который, по свидетельству его первого биографа, передавался молящимся в храме. Как писал тот же биограф, "во дни его не обретеся человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом". Молитвенность соединялась в святом угоднике с административными талантами, с умелой распорядительностью в делах монастырского управления. Поэтому в 1571 году он был переведён в Москву - его назначили настоятелем знаменитого Симонова монастыря, затем, в 1575 году переместили на ту же должность в Новоспасский монастырь.

В 1581 году состоялась хиротония святого Иова во епископа Коломенского, через пять лет за этим последовало его перемещение на одну из важнейших кафедр Русской Церкви - Ростовскую, которой принадлежало достоинство архиепископии. В 1586 году был низложен вовлечённый в дворцовые интриги глава Русской Церкви митрополит Дионисий. На его место был поставлен святой Иов, которого помнила православная Москва как совершителя торжественных богослужений в храмах Симонова и Новоспасского монастырей, исполненных особой молитвенностью, которого любил царь Феодор Иоаннович, которого ценил и которому доверял первый царский боярин Борис Годунов.

В пору первосвятительского служения святого Иова, в 1589 году, на Руси учреждено было Патриаршество. Первый Московский Патриарх поставлен был при участии Вселенского Патриарха Иеремии II, который находился тогда в России для сбора милостыни. В связи с этим актом была составлена "Уложенная грамота", которая помещена в начале "Кормчей книги". "Уложенная грамота" об учреждении Московского Патриархата - это один из самых важных документов в истории Русской Церкви, Российского государства, а также в сфере взаимоотношений между поместными Православными Церквами. Отражение в его тексте идеи старца Филофея о Третьем Риме придаёт ему также характер памятника политической, юридической и богословской мысли.

В уста Патриарха Нового Рима Иеремии в Уложенной грамоте влагается следующая речь: "Воистину в тебе, благочестивом царе (имеется в виду занимавший тогда царский престол сын Ивана Грозного Фёдор - В. Ц.) Дух Святый пребывает, и от Бога сицевая мысль тобою в дело произведена будет, праве и истинно вашего благородия начинание, а нашего смирения и всего Освященного собора того превеликого дела свершение. Понеже убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, вторый же Рим, иже есть Константинополь, агарянскими внуцы от безбожных турок обладаем, твое же, о благочестивый царю, великое Российское царство, третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивыя царствие твое в едино собрася, и ты един собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешися в всей вселенней, во всех христианах, и по Божию Промыслу и Пречистыя Богородицы милости и молитв ради новых чюдотворцов великого Российского царства Петра и Алексия и Ионы, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом, сие превеликое дело исполнитца".

Упоминание о падении второго Рима и у Филофея, и в "Уложенной грамоте" заключается в констатации факта завоевания Константинополя османами и прекращения в результате этого завоевания существования православной Империи на Босфоре. Следовательно, Москва, здесь уже не в смысле Русской Церкви, а Российского царства, потому стала Третьим Римом, что Русь осталась единственным православным и, после прекращения золотоордынского ига в 1480 году, независимым от иноверных властей государством. Но это, конечно, не всё, что мы можем почерпнуть из идеи Третьего Рима, как она выражена и в посланиях старца, и в "Уложенной грамоте" об учреждении Патриаршества. Косвенным образом само именование Москвы Третьим Римом содержит уже идею о том, что Рим непреходящ и в этом смысле вечен, ибо после падения одного Рима возникает другой, или лучше сказать, тот же Рим, но уже на ином месте.

Таким образом, резюмируя сказанное, можно сделать вывод: идея преемства Москвы Новому Риму, присутствующая в "Уложенной грамоте", включает в себя мысль о том, что Церковь Русская хранит в чистоте православную веру, что Россия - это православное самодержавное государство и что политическим центром православного мира является Москва.

В мае 1590 года Патриарх Иеремия созвал в Константинополе Собор, в котором участвовали Антиохийский Патриарх Иоаким и Иерусалимский Софроний. Рассказав собравшимся иерархам о богатстве и величии Московских церквей, щедрости и благочестии Русского царя и о просьбе царя устроить Русское Патриаршество, он просил Собор утвердить его "хрисовулл" - уложенную грамоту о поставлении в Москву Патриарха. Восточные Патриархи признали это дело "благодатным и благословенным" и приняли постановление: "Во-первых, признаем и утверждаем поставление в царствующем граде Москве Патриарха Иова, да почитается и именуется он и впредь с нами - Патриархами, и будет чин ему в молитвах после Иерусалима; а во главе и начале держать ему Апостольский престол Константинограда, как и другие Патриархи держат; во-вторых, Патриаршее имя и честь дано и утверждено ныне не одному только господину Иову, но произволяем, чтобы по нем поставлялись Московским Собором Патриархи в России по правилам, как началось от сего сослужебника нашего смирения и во Св. Духе возлюбленного брата нашего Иова. Для того и утверждена сия уложенная грамота на память во веки, лета 1590, месяца мая". Грамоту подписали Патриархи: Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский (Александрийская кафедра тогда вдовствовала) и участвовавшие в деяниях Собора 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов. Так Патриарх Иов признан был Патриархом всем Православным Востоком, и возглавляемая им Русская Церковь была поставлена на пятое место в православном диптихе, которое она занимает и поныне.

При Патриархе Иове открыты были новые епархии: Астраханская, Псковская и Карельская. Патриарх поощрял миссионерское служение в Казанской епархии с её многочисленным мусульманским и языческим населением, среди язычников российского Севера и Сибири. При нём Россия оказывала помощь православным Церквам Востока, страдавшим от иноверного ига, многострадальной Грузинской Церкви, для чего в Грузию посылали священников и иконописцев. Патриарх Иов проявлял особое усердие о почитании угодников Божиих: за время его Патриаршества были прославлены знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, казанские святители Гурий и Варсонофий, преподобные Антоний Римлянин Новгородский и Корнилий Комельский. К лику общечтимых святых причислили ранее почитавшегося местно преподобного Иосифа Волоцкого, к местному почитанию прославлены были князья Даниил Московский и Роман Владимирович Угличский.

Как Патриарх, Иов был ближайшим советником Царя и в делах государственных, регулярно участвуя в заседаниях боярской думы, которые обыкновенно проходили в пятницу. После блаженной кончины царя Феодора Иоанновича святой Иов, в отсутствие прямых наследников, совершил венчание на царство царского шурина Бориса Годунова - тогда впервые на престол взошёл боярин, не принадлежавший по происхождению к наследственным правителям Руси Рюриковичам.

На время Патриаршества святого Иова приходится начало Смуты, потрясшей самые основы национальной и государственной жизни России. В 1603 году в Польше объявился самозванец, усвоивший себе имя святого царевича Димитрия, которым он смутил и соблазнил многих доверчивых людей, дал повод для политических интриг боярской оппозиции, разбудил мятежные и грабительские страсти у лихих людей и вовлек в русские дела католическую Речь Посполитую, использовавшую честолюбивого проходимца как орудие борьбы с могущественным православным соседом. Святой Патриарх сразу увидел грозную опасность затеянного предприятия и стал рассылать по русским городам и монастырям свои послания - патриаршие грамоты, в которых развенчивал самозванство мнимого Димитрия, в действительности расстриги Гришки Отрепьева, бежавшего ранее из московского Чудова монастыря, призывал свою паству хранить верность законному Царю Борису Годунову, а после его кончины, наступившей в 1605 году, его сыну и преемнику на троне Феодору Борисовичу.

Когда в результате предательства воеводы Басманова самозванец вошёл в Москву и объявил себя царем Димитрием, обличительный голос старца Первосвятителя не умолк, святой Иов решительно отказался признать хорошо известного ему авантюриста Царём, и в 1605 году по приказу самозванца послушным ему Освященным Собором он был низложен. В Успенский собор Кремля ворвался отряд вооружённых лиц, дерзнувших поднять руку на Патриарха, совершавшего богослужение. Патриарх при этом молился Божией Матери: "О, Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоем храме, у Твоего чудотворного Образа. И я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость православия, ныне же, по грехам нашим, как видим, на православную веру наступает еретическая. Молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими православие". С Первосвятителя сорвали облачение, надели на него черную рясу и по приказу Лжедмитрия увезли в Старицкий монастырь, в котором святой угодник в юности дал монашеские обеты Богу, чтобы содержать его там как узника, "во озлоблении скорбном".

После свержения и казни самозванца, низложения тайного униата Игнатия, поставленного в Патриархи по приказу Лжедмитрия, и возведения на Патриарший Престол священномученика Ермогена, указом нового Царя Василия Шуйского святого Иова, к тому времени уже немощного и дряхлого старца, привезли в Москву, где он 20 февраля 1607 году принял всенародное покаяние и разрешил клятвопреступление народа, изменившего своему законному царю Борису. Затем он возвратился в Старицу, в родной монастырь и в том же году 2 июля (19 июня ст. ст.) отошел ко Господу.

В 1652 году по повелению царя Алексея Михайловича мощи святого Иова были перенесены в Москву и поставлены в Успенском соборе. В 1989 году, когда праздновалось 400-летие учреждения Патриаршества в Москве, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви совершил канонизацию первого Патриарха Московского и всея Руси Иова.

http://www.russdom.ru/2007/200707i/20070704.shtml