Что такое миссионерство? Миссионерская деятельность - это что такое.

Большой резонанс в обществе вызвали поправки, внесенные в . РФ в настоящее время выходит на новый уровень международных отношений, в которых особую актуальность приобрела борьба с терроризмом. В соответствии со складывающимися условиями были внесены изменения в ряд нормативных актов. В частности, были установлены дополнительные меры обеспечения безопасности в обществе. Действие новых норм началось с 20 июля текущего года. Рассмотрим далее, что говорит Закон о миссионерской деятельности (2016 г.).

Определение

Миссионерская деятельность - это проповедование, сопровождающееся раздачей литературы, приглашений и прочих печатных, а также видео- и аудиоматериалов, в том числе с группой верующих. Проще говоря, если лицо сообщает кому-то о своих религиозных убеждениях, то это формально допускается нормами. Если же гражданин приглашает в конкретную церковь, раздает разъяснительные материалы от ее имени, то его действия расцениваются как означает, что она должна осуществляться строго в соответствии с установленными правилами.

Важный момент

Следует отметить сферу, в рамках которой допускается миссионерская деятельность. Это область общественной жизни, в которой участвуют исключительно религиозные объединения. Ими являются, в частности, церкви, разнообразные группы верующих. При этом индивидуальное право любого гражданина, предусмотренное ст. 28 конституции, на свободу выражения собственных убеждений Закон о миссионерской деятельности не ограничивает. Между тем на практике в ряде случаев весьма проблематично установить грань между реализацией этой возможности и действиями от имени религиозного общества.

Объекты

ФЗ № 374, которым внесены дополнения в ФЗ № 35 "О противодействии терроризму", определены места, где разрешена миссионерская деятельность. Это :


Таким образом, если в арендном договоре будет указано, что объединение ведет деятельность в соответствии с уставом, проблем с законом не возникнет. Однако в любом случае проводимые мероприятия в помещении, здании, сооружении не должны нарушать интересы и права иных лиц.

Ограничения

Рассмотрим, что говорит . В нормах установлено, что проведение мероприятий религиозными объединениями не допускается в жилых помещениях. Однако из данного правила есть исключение. Запрет миссионерской деятельности не действует на случаи, предусмотренные 16 статьей (ч. 2) ФЗ, регламентирующего и работу религиозных объединений. В частности, имеются в виду определенные обряды (отпевание, например). В целом, если говорить , то стоит отметить, что нормы не допускают изучения религиозной литературы, проведения собраний с неверующими в жилых помещениях. Эти граждане не должны присутствовать при проведении обрядов, богослужений, чтении молитв. В жилых помещениях эти мероприятия могут осуществляться исключительно верующими. Однако, по мнению ряда экспертов, данная норма противоречит конституционным положениям, устанавливающим права граждан.

Субъекты

Закон определяет круг лиц, которые вправе без каких-либо ограничений осуществлять миссионерскую деятельность, в том числе изучать религиозную литературу, приглашать в церкви и пр., вне культовых зданий, арендуемых либо находящихся в собственности сооружений. К таким субъектам относят:

  1. Руководителей церкви, религиозного объединения или группы.
  2. Священнослужителей (дьяконов, пастырей).
  3. Члена церковного Совета.
  4. Прочих церковных работников.

При этом указанные граждане обязаны при себе иметь удостоверение установленного образца, выданное религиозным объединением (организацией), которым подтверждается их статус.

Дополнительно

Следует сказать, что миссионерская деятельность - это проповедование "на улице", то есть вне сооружений и зданий, в том числе посредством сети Интернет и СМИ. Соответственно, если размещается видеоролик с религиозным содержанием, то выступать в нем вправе исключительно пастор либо другой церковнослужитель, имеющий соответствующий разрешающий документ. Ограничения не распространяются на материалы, в которых гражданин выражает собственные убеждения и не связан с определенной церковью.

Специфика распространяемых материалов

Печатные, аудио-, видеоиздания, литература, которые выпускаются религиозным объединением и предоставляются другим людям, должны иметь обязательную маркировку. В ней указывается официальное полное название организации. Формально это правило означает, что даже общеизвестная Библия должна иметь соответствующую маркировку с наименование церкви, которая ее распространяет. В законодательстве предусматриваются за несоблюдение этого предписания.

Ответственность

Религиозное объединение отвечает за действия всех своих представителей. В случае, когда гражданин, получивший от организации разрешение, нарушает установленные нормативные предписания, ответственность за это возлагается на нее. Некоторые исследователи считают, что данное положение крайне несправедливо по отношению к религиозному объединению. Обуславливается это тем, что организация не обладает какими-либо значительными рычагами контроля деятельности своих представителей. Установленная ответственность, однако, указывает на необходимость проявлять осторожность при выдаче разрешений тем или иным лицам. Эксперты рекомендуют предоставлять документы гражданам в качестве исключения. Если в ходе деятельности представителей религиозного объединения будут выявлены нарушения, то оно может быть оштрафовано на сумму до 1 млн рублей.

Наименование

Законодательство предписывает указывать полное название при осуществлении ею своей деятельности. Это правило действует достаточно давно, однако в настоящее время за его неисполнение предусматриваются достаточно большие штрафы. Религиозное объединение должно указывать свое название на сооружении/здании, где оно проповедует, а также в местах, где проводятся выездные мероприятия (семинары, конференции и пр.).

Деятельность иностранцев

Граждане, являющиеся подданными иных государств, вправе проводить профессиональные религиозные мероприятия, если официально трудоустроены в соответствующей организации. Они должны, таким образом, заключить трудовой либо гражданско-правовой договор. Иностранцы при этом могут осуществлять деятельность миссионерского характера только в пределах региона, в котором зарегистрировано религиозное объединение, и при наличии соответствующего разрешения, выданного организацией. Таким образом, граждане зарубежных государств могут проповедовать, проводить обряды, учить других, изучать с ними литературу, если официально приглашены в Россию, и с ними заключен договор. В случае нарушения предписаний виновным субъектам грозит штраф и выдворение за пределы страны.

Санкции

Виновные в нарушении Закона о миссионерской деятельности привлекаются к ответственности. Нормами установлены следующие штрафные санкции:

  1. Для граждан - 5-50 тыс. р.
  2. Для религиозных организаций, церквей - 100 тыс. р. - 1 млн р.
  3. Для иностранцев - 30-50 тыс. р. Дополнительно может быть применена такая мера, как

В случае если ведет свою деятельность, распространяет литературу и прочие материалы без указания полного названия, ей грозит штраф в развере 30-50 тыс. р.

В июле 2016 года Президент РФ подписал пакет изменений к законам, усиливающий ответственность за ряд преступлений террористической и экстремисткой направленности, наряду с которыми было введено и понятие «Миссионерской деятельности», данные изменения СМИ назвали «пакетом Яровой».

Федеральный закон № 125 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» был дополнен новой Главой III. 1 «Миссионерская деятельность», состоящей из двух статей 24.1. – «Содержание миссионерской деятельности», которая закрепила определение термина «миссионерская деятельность» и статья 24.2. – «Порядок ее осуществления».

Для нас важно понять и определить: что является миссионерской деятельностью, а что нет. Необходимо провести юридическое разграничение между миссионерской деятельностью и распространением своих убеждений. В самом определении миссионерской деятельности содержится ряд критериев, по которым её можно отделить.

Для законодательного признания деятельности миссионерской требуется совокупность нескольких признаков, указанных в законе.

  1. 1. Миссионерская деятельность – это деятельность непосредственно религиозного объединения и уполномоченных им лиц и организаций.
  2. 2. Миссионерская деятельность направлена на тех, кто еще не является последователем религиозного объединения.
  3. 3. Цель миссионерской деятельности – вовлечение людей в круг участников и последователей религиозного объединения.
  4. 4. Если вы просто говорите о своей вере без привязки к конкретному религиозному объединению – это не миссионерская деятельность.

Для признания деятельности миссионерской характерна совокупность указанных признаков. Личное свидетельство о своей вере либо учении не попадает под указанные признаки и не может быть признано миссионерской деятельностью.

Миссионерская деятельность в жилых помещениях запрещена, но не запрещены молитвы, богослужения, обряды и церемонии.

Деятельность миссионера не создает автоматически религиозную группу.

Распространение своей личной веры нельзя автоматически отнести к миссионерской деятельности!

Важно знать свои права и иметь смелость их отстаивать!

Кто может заниматься миссионерской деятельностью?

Миссионерской деятельностью могут заниматься только представители зарегистрированных религиозных организаций и групп или люди, с которыми они заключили официальный договор.

Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации. (Доверенность от лица правления или руководителя).

Не допускается миссионерская деятельность от имени религиозного объединения, цели которого противоречат закону, и деятельность которого приостановлена или прекращена по решению суда.

Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

– нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

– осуществление экстремистской деятельности;

– принуждение к разрушению семьи;

– посягательство на личность, права и свободы граждан;

– нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

– склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

– воспрепятствование получению обязательного образования;

– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Важно запомнить, что современная редакция закона не рассматривает деятельность физических (частных лиц, граждан России) как миссионерскую, на такие случаи распространяется действие статьи 28 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

ЧТО ЕСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА?

Религиозной можно считать любую церковную (богослужебную) литературу мировых религий, содержащую молитвы (молитвословы, описания, жития святых), канонические тексты, соответствующие философии и нравственным доктринам данной религии (Библия, Коран, ТОРА и др.). Это также литература, которая черпает сюжеты и персонажей своих сочинений из канонических текстов. Это есть иллюстрация религиозно-канонических формул, которые содержатся в церковной литературе. Религиозная литература создает иллюзию полного правдоподобия воссоздаваемых событий.

Религиозная литература есть продукт творения религиозного объединения.

Статья 17 Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Статья 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».

Статья 28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести1, свобода вероисповедания2, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Статья 29 Конституции РФ: «

  1. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

О СЕКТЕ

Се́кта (лат. secta – школа, учение) – понятие , которое используется для обозначения религиозной группы , отделившейся от основного религиозного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

Примеры сект: Баптисты, Свидетели Иеговы.

Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является их молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100–200 лет.

В то же время надо помнить, что такое разделение характерно, прежде всего, для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.

Слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством.

Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам.

Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:

  1. 1. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий) – например, мормоны и Свидетели Иеговы считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
  2. 2. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией – например, бахаисты.
  3. 3. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий и, как правило, несет в себе противопоставление по отношению к материнской религии.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Миссионер (фильм)
  • Миссионеры

Смотреть что такое "Миссионерская деятельность" в других словарях:

    МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Юридический словарь

    миссионерская деятельность - деятельность религиозных объединений и их представителей; организация публичных мероприятий. Данное понятие содержится в законодательстве ряда субъектов РФ … Большой юридический словарь

    Миссионерская провинция - (швед. Missionsprovinsen) отколовшаяся в 2003 года от Церкви Швеции группа консервативных лютеран, которая в 2005 году обрела статус епархии, а в 2010 году распространила свою деятельность на территорию Финляндии.… … Википедия

    Миссионерская церковь копимизма - Ctrl C, Ctrl V Миссионерская Церковь Копимизма (от англ. copy me «копируй меня») сообщество, выступающе … Википедия

    Международная деятельность Русской Православной церкви - является одним из важнейших направлений деятельности Русской Православной церкви, к рую осуществляет Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата (руководитель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл). В структуру… … Религии народов современной России

    ИЕЗУИТЫ - [офиц. название Societas Jesu (SJ), Об во Иисуса], католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой и утвержденный 27 сент. 1540 г. папой Римским Павлом III буллой «Regimini… … Православная энциклопедия

    Бхактибхушана Свами - Bhakti bhūṣaṇa Svāmī … Википедия

    Бхагаван Госвами - Бхагаван Даса Госвами Bhagavān Dāsa Gosvāmī … Википедия

    Миссионерский факультет ПСТГУ - Миссионерский факультет Православный Свято Тихоновский Гуманитарный Университет Год основания 1992 Декан Прот. Николай Соколов (декан) Андрей Ефимов (зам. декана) … Википедия

    ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ - правосл. миссия в Забайкалье в 1861 1918 гг. В 30 х гг. XVIII в. в Забайкалье прекратила работу Даурская духовная миссия. С нач. XIX в. церковные власти рассматривали идею учреждения новой миссии для активизации проповеди среди бурят, эвенков и… … Православная энциклопедия

Книги

  • , Флоря Б.Н.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В книге представлена картина религиозной жизни славянских и некоторых других сопредельных обществ… Купить за 597 руб
  • Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия , Сборник статей. В книге представлена картина религиозной жизни славянских и некоторых других сопредельных обществ после принятия ими христианства. Хронологически исследование охватывает столетие с середины X…

Большой резонанс в российских СМИ вызвал проект закона депутата ГД Ирины Яровой о внесении поправок в федеральный закон «О противодействии терроризму ». Эти поправки к закону о миссионерской деятельности РФ быстро распространились по сети и вызвали бурные обсуждения. Эти поправки хорошо стали известны жителям нашей страны как «Закон Яровой ». Внимание большинства людей приковано к статьям закона, касающимся конституционных прав граждан страны на тайну переписки, телефонных переговоров и вообще личной жизни.

В меньшей степени известно о статьях закона, которые затрагивают изменения в религиозном законодательстве страны и непосредственно касаются повседневной жизни верующих и религиозных организаций . В отличие от других законодательных актов и проектов, таких как закон «О свободе совести и о религиозных объединениях » или введение курсов основ православной культуры, этот закон не получил общественного рассмотрения, и информация о его существовании стала известна совсем недавно.

Глава Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, представитель ЛДПР Ярослав Нилов в беседе с «Газетой.Ru » сообщил, что «пакет Яровой » был принят без консультаций с его комитетом, что привело к печальным результатам. По его словам, как только поправки поступили в Госдуму, представители традиционных конфессий России начали бить тревогу и обращаться в комитет, пытаясь выяснить, что произошло.

Но мы были отрезаны от процесса. Все делалось в последний день и в обход нашего комитета. Хотя моя позиция, что в случае, когда правится закон о свободе совести, обсуждение с представителями религиозных сообществ необходимо.
Тема очень деликатная, — рассуждает депутат.

7 июля 2016 года президент Российской Федерации В. В. Путин подписал этот закон. По просьбе наших читателей публикуем статьи закона, непосредственно касающиеся религиозной жизни граждан нашей страны.

Закон о миссионерской деятельности РФ (закон Яровой)

Федеральный закон

О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

Проект № 1039149-6 в третьем чтении

Статья 8

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях » (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1 0 93; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122; 2008, № 9, ст. 813; № 30, ст. 3616; 2010, № 49, ст. 6424; 2011, № 27, ст. 3880; 2013, № 23, ст. 2877; № 27, ст. 3472, 3477; 2014, № 43, ст. 5800; 2015, № 1, ст. 58; № 14, ст. 2020; № 17, ст. 2478; № 29, ст. 4387; № 48, ст. 6707; 2016, № 14, ст. 1906) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 2 статьи 13 после слов «и иной религиозной деятельностью » дополнить словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность »;

2) пункт 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации »;

3) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«2. Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями»;

4) дополнить главой III 1 следующего содержания:

Глава III 1. Миссионерская деятельность
Статья 241. Содержание миссионерской деятельности

1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

2. Миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется:

  • в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
  • в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях , за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

4. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.

Статья 242. Порядок осуществления миссионерской деятельности

1. Граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

2. Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Настоящие правила не распространяются на миссионерскую деятельность, предусмотренную пунктом 2 статьи 241 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:

  • от имени религиозной группы — только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
  • от имени религиозной организации — только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

4. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи.

5. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности » либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму », а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.

6. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

  • нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
  • осуществление экстремистской деятельности;
  • принуждение к разрушению семьи;
  • посягательство на личность, права и свободы граждан;
  • нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
  • склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
  • воспрепятствование получению обязательного образования;
  • принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
  • воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
  • побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.

7. В случае осуществления миссионерской деятельности, предусмотренной пунктами 5 и 6 настоящей статьи, религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами.

Еще по теме
Абсурд, дилетантизм, произвол:

МИССИОНЕРСТВО - рас-про-стра-не-ние ре-лигиозного ве-ро-уче-ния сре-ди лю-дей, его не ис-по-ве-дую-щих; в современной мис-сио-ло-гии (бо-го-сло-вии мис-сии) - осо-з-на-ние и реа-ли-за-ция ро-ли и за-дач ре-лигигиозных об-щин в жиз-ни го-су-дар-ст-ва и об-ще-ст-ва.

Тер-мин «миссионерство» (латинское vo-tum missio-nis) в зна-че-нии рас-про-стра-не-ния хри-сти-ан-ст-ва впер-вые вве-дён в XVI веке И. Лой-о-лой. Миссионерство при-су-ще в основном ми-ро-вым ре-ли-ги-ям (хри-сти-ан-ст-во, буд-дизм, ис-лам). Ор-га-ни-за-ция, стра-те-гия и бо-го-сло-вие миссионерства наи-бо-лее раз-ви-ты в хри-сти-ан-ст-ве.

Мис-сио-нер-ст-во в хри-сти-ан-ст-ве. Хри-сти-ан-ское по-ни-ма-ние мис-сии ос-но-ва-но на при-зы-ве Ии-су-са Хри-ста , об-ра-щён-ном к Его не-по-сред-ст-вен-ным уче-ни-кам - апо-сто-лам, а вслед за ни-ми и ко всем хри-стиа-нам: «Иди-те, нау-чи-те все на-ро-ды, кре-стя их во имя От-ца и Сы-на и Свя-то-го Ду-ха…» (Мф. 28:19; ср.: Мк. 16:15).

Миссионерство в не-раз-де-лён-ной Церк-ви. Ран-няя Цер-ковь не име-ла оформ-лен-но-го ин-сти-ту-та миссионерства, од-на-ко уже в Но-вом За-ве-те опи-са-ны пер-вые мис-сио-нер-ские слу-же-ния - апо-сто-лов и «бла-го-ве-ст-ни-ков». Осо-бое зна-че-ние име-ла про-по-ведь апостола Пав-ла, бо-лее все-го спо-соб-ст-во-вав-шая ста-нов-ле-нию хри-сти-ан-ст-ва как ре-ли-гии, об-ра-щён-ной ко всем на-ро-дам. Сим-во-лом уни-вер-саль-но-сти Церк-ви яви-лось со-бы-тие Пя-ти-де-сят-ни-цы, ко-гда Дух Свя-той, со-шед-ший на апо-сто-лов, да-ро-вал им спо-соб-ность го-во-рить «о ве-ли-ких де-лах Бо-жи-их» на язы-ках раз-ных на-ро-дов (Де-яние 2:1-11). Тру-да-ми апо-сто-лов и по-сле-дую-щих мис-сио-не-ров хри-сти-ан-ст-во уже в I веке рас-про-стра-ни-лось по все-му Сре-ди-зем-но-мо-рью, а к IV веку - на всей тер-ри-то-рии Римской им-пе-рии и в не-ко-то-рых стра-нах за её пре-де-ла-ми: в За-кав-ка-зье, северо-восточной Аф-ри-ке; круп-ные хри-сти-ан-ские об-щи-ны су-ще-ст-во-ва-ли в Ме-со-по-та-мии, Пер-сии, воз-мож-но, в Ин-дии. Важ-ную роль в про-по-ве-ди Еван-ге-лия иг-ра-ли куп-цы, а так-же хри-стиа-не, ока-зав-шие-ся на чу-жих тер-ри-то-ри-ях в ка-че-ст-ве плен-ных или из-гнан-ни-ков. Позд-нее, в пе-ри-од су-ще-ст-во-ва-ния хри-сти-ан-ст-ва как официальной ре-ли-гии Римской им-пе-рии, ви-зантийские им-пе-ра-то-ры ор-га-ни-зо-вы-ва-ли по-соль-ст-ва к аб-ха-зам, го-там, ну-бий-цам и другим на-ро-дам, имев-шие це-лью, по-ми-мо про-че-го, про-по-ведь хри-сти-ан-ст-ва. Ус-пех миссионерства был обу-слов-лен ав-то-ри-тетом и мо-гу-ще-ст-вом им-пе-рии. Рас-про-стра-не-ние хри-сти-ан-ст-ва при под-держ-ке го-су-дар-ст-ва про-дол-жа-лось до середины VII века, по-ка мощь Ви-зан-тии не бы-ла по-дор-ва-на во-енными по-ра-же-ния-ми от ара-бов и бул-гар, а так-же глу-бо-ким эко-но-мическим кри-зи-сом.

В Западной Ев-ро-пе в V веке святой Пат-рик и его пре-ем-ни-ки рас-про-стра-ни-ли хри-сти-ан-ст-во в Ир-лан-дии, за-тем на-стоя-щий про-рыв в де-ле об-ра-ще-ния вар-вар-ских на-ро-дов со-вер-ши-ли ирландские мис-сио-не-ры свя-тые Ко-лум-ба, Ай-дан, Ко-лум-бан и другие, по-ло-жив на-ча-ло тра-ди-ции ин-ди-ви-ду-аль-но-го миссионерства. В VI-VII веках уси-лия-ми ирландских и итальянских мис-сио-не-ров бы-ли об-ра-ще-ны в хри-сти-ан-ст-во анг-ло-сак-сон-ские пле-ме-на Бри-та-нии. С VIII века ирландские, анг-ло-сак-сон-ские и франк-ские про-по-вед-ни-ки (Вил-либ-рорд, Бо-ни-фа-ций, Анс-га-рий и др.) на-ча-ли рас-про-стра-не-ние Еван-ге-лия сре-ди сак-сов и других пле-мён Северной и Центральной Гер-ма-нии, а так-же Скан-ди-на-вии. За-вое-ва-тель-ная по-ли-ти-ка императора Кар-ла I Ве-ли-ко-го и его пре-ем-ников пре-ду-смат-ри-ва-ла жё-ст-кие ме-то-ды хри-стиа-ни-за-ции вар-ва-ров: ак-тив-ная про-по-ведь со-про-во-ж-да-лась во-енными ак-ция-ми. В X-XI веках хри-сти-ан-ст-во ут-вер-ди-лось сре-ди венг-ров и час-ти западно-славянских пле-мён.

В VIII веке в Ви-зан-тии поя-вил-ся тип мис-сио-не-ра-оди-ноч-ки, ка-ко-вым был святой Сте-фан Су-рож-ский, про-по-ве-до-вав-ший сре-ди за-вое-вав-ших Крым ха-зар, и др. То-гда же на-ча-лась хри-стиа-ни-за-ция сла-вян, рас-се-лив-ших-ся на Бал-ка-нах. Как и на За-па-де, дея-тель-ность отдельных ви-зантийских мис-сио-не-ров по-рой до-пол-ня-лась при-ну-ди-тель-ной хри-стиа-ни-за-ци-ей, например при об-ра-ще-нии Бол-га-рии. К чис-лу круп-ней-ших дос-ти-же-ний ви-зантийского миссионерства от-но-сит-ся дея-тель-ность в IX веке свя-тых Ки-рил-ла и Ме-фо-дия (ре-зуль-та-том ко-то-рой ста-ло по-яв-ле-ние славянской пись-мен-но-сти), а так-же Кре-ще-ние Ру-си в X веке.

Миссионерство в ка-то-ли-циз-ме. На За-па-де после за-вер-ше-ния хри-стиа-ни-за-ции Западной и Центральной Ев-ро-пы (об-ра-ще-ние в XII-XIV веках балт-ских пле-мён) прак-ти-ка «внеш-не-го» миссионерства на несколько сто-ле-тий поч-ти пре-кра-ти-лась. Отдельные по-пыт-ки рас-про-стра-не-ния хри-сти-ан-ст-ва сре-ди му-суль-ман (Фран-циск Ас-сиз-ский, Р. Лул-лий), на-ро-дов Центральной Азии (мис-сии И. де Пла-но Кар-пи-ни и В. Руб-рука), Ки-тая (Дж. Мон-те-кор-ви-но) не при-нес-ли боль-ших ре-зуль-та-тов. Но-вый подъ-ём миссионерства при-шёл-ся на эпо-ху Ве-ли-ких гео-гра-фических от-кры-тий. Ве-ду-щую роль в ка-то-лическом миссионерстве иг-ра-ли мо-на-хи - пред-ста-ви-те-ли ни-щен-ст-вую-щих ор-де-нов (фран-ци-скан-цы, до-ми-ни-кан-цы, ка-пу-ци-ны, кар-ме-ли-ты и др.) и ие-зуи-ты. Так, в Ин-до-ста-не поя-ви-лись мис-сии пор-тугальских фран-ци-скан-цев (1498 год), ие-зуи-тов (1542 год), кар-ме-ли-тов, итальянских ка-пу-ци-нов (1773 год). В Ки-тае в начале 1580-х годов бы-ла ор-га-ни-зо-ва-на по-сто-ян-ная мис-сия ие-зуи-тов под руководством М. Рич-чи. Мис-сия ие-зуи-тов (Ф. Кса-вье и его по-сле-до-ва-те-ли) дос-тиг-ла оп-ре-де-лён-ных ус-пе-хов в Япо-нии. Ка-то-лические мис-сио-не-ры энер-гич-но дей-ст-во-ва-ли на Ближ-нем Вос-то-ке, в Аф-ри-ке. В Аме-ри-ке пер-вая мис-сия бы-ла уч-ре-ж-де-на на Ан-тиль-ских островах во вре-мя вто-ро-го пу-те-ше-ст-вия Х. Ко-лум-ба (1493-1496 годы). В Мек-си-ке в 1529 году фран-ци-скан-цы за-яв-ля-ли, что ими об-ра-ще-но ко Хри-сту 200 тысяч ин-дей-цев. В Ка-на-де с середине XVII века ак-тив-но дей-ст-во-ва-ли ие-зуи-ты. В Па-ра-гвае в ре-зуль-та-те мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти воз-ник-ло го-су-дар-ст-во Ие-зуи-тов1610-1767 годов. Ко-ор-ди-ни-ро-вать уси-лия по рас-про-стра-не-нию ка-то-ли-циз-ма бы-ла при-зва-на римская Кон-гре-га-ция про-па-ган-ды ве-ры, уч-ре-ж-дён-ная в 1622 году па-пой Рим-ским Гри-го-ри-ем XV (с 1988 года Кон-гре-га-ция еван-ге-ли-за-ции на-ро-дов). В XVIII веке в свя-зи с ан-ти-кле-ри-каль-ной по-ли-ти-кой многих ев-ропейских го-су-дарств ка-то-лическая мис-сио-нер-ская ак-тив-ность сни-зи-лась. Её но-вый подъ-ём на-чал-ся в XIX веке с про-по-ве-ди ка-то-ли-циз-ма в Аф-ри-ке. Воз-ник ряд но-вых мис-сио-нер-ских об-ществ и мо-на-ше-ских ор-де-нов (Кон-гре-га-ция Святого Ду-ха, «Бе-лые от-цы» и др.). На-ря-ду с еван-ге-ли-за-ци-ей ка-то-лические мис-сио-не-ры боль-шое вни-ма-ние уде-ля-ли бла-го-тво-ри-тель-ной и об-ра-зо-ва-тель-ной дея-тель-но-сти. Прин-ци-пы современного ка-то-лического миссионерства сфор-му-ли-ро-ва-ны в дек-ре-те II Ва-ти-кан-ско-го со-бо-ра «Ad Gentes divi-ni-tus» (07.12.1965 года), под-черк-нув-шем не-об-хо-ди-мость по-ни-ма-ния свое-об-ра-зия различных на-ро-дов и куль-тур для ус-пе-ха мис-сио-нер-ст-ва.

Миссионерство в про-те-стан-тиз-ме. В различных про-тес-тант-ских церк-вах ор-га-ни-зо-ван-ное миссионерство по-лу-чи-ло ши-ро-кое раз-ви-тие с XVIII века, ко-гда бы-ли ос-но-ва-ны анг-ли-кан-ское Общество про-па-ган-ды Еван-ге-лия (1701 год), Мис-сия общества брать-ев об-щин-ной жиз-ни (Мо-рав-ских брать-ев) (1732 год), ме-то-ди-ст-ское (1786 год) и бап-ти-ст-ское (1792 год) мис-сио-нер-ские об-ще-ст-ва. В XIX веке ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние по-лу-чи-ли вне-де-но-ми-на-ци-он-ные мис-сио-нер-ские ор-га-ни-за-ции: Лон-дон-ское мис-сио-нер-ское об-во (1795 год), Ме-ла-не-зий-ская мис-сия (1846 год), Уни-вер-си-тет-ская мис-сия в Центральную Аф-ри-ку (1859 год) и др. Ак-тив-ное уча-стие в миссионерстве при-ни-ма-ли мно-го-численные биб-лей-ские об-ще-ст-ва. Про-тес-тант-ские мис-сио-не-ры до-би-лись зна-чительных ус-пе-хов в Аф-ри-ке, Северной Аме-ри-ке, Ав-ст-ра-лии и Океа-нии, в XX веке - в ря-де стран Латинской Аме-ри-ки и Азии.

Миссионерство в Рус-ской церк-ви. В X-XV веках бы-ло пред-став-ле-но отдельными под-виж-ни-ка-ми, по-сте-пен-но рас-про-стра-няв-ши-ми еван-гель-ское бла-го-вес-тие из центральных рай-онов Ру-си в За-вол-жье, на Русский Се-вер и в Пре-ду-ра-лье (преподобный Ав-ра-а-мий Рос-тов-ский, преподобномученик Кук-ша Пе-чер-ский, про-све-ти-тель вя-ти-чей, святитель Сте-фан Перм-ский, про-све-ти-тель зы-рян, и др.). Ус-пе-ху мис-сии слу-жи-ли ос-но-ван-ные ими мо-на-сты-ри. По-сле при-сое-ди-не-ния в XVI веке к Русскому государству Ка-занско-го, Ас-т-ра-хан-ско-го и Си-бир-ско-го ханств, Но-гай-ской ор-ды в его со-став ока-за-лись вклю-че-ны многие му-сульманские и языческие на-ро-ды. В свя-зи с этим воз-ник-ла не-об-хо-ди-мость ор-га-ни-за-ции мис-сио-нер-ских экс-пе-ди-ций и специальных струк-тур с про-све-ти-тель-ски-ми и об-ра-зо-ва-тель-ны-ми за-да-ча-ми. Боль-шое зна-че-ние для рас-про-стра-не-ния пра-во-сла-вия в По-вол-жье име-ла в середине XVI века дея-тель-ность епископа Ка-зан-ско-го святителя Гу-рия (Ру-го-ти-на); в 1731-1764 годах мис-сио-нер-ской дея-тель-но-стью сре-ди языческих и му-сульманских на-ро-дов Российской им-пе-рии цен-тра-ли-зо-ван-но за-ни-ма-лась Ко-мис-сия (с 1740 года Кон-то-ра) но-во-кре-щен-ских дел. Осо-бые ус-пе-хи бы-ли дос-тиг-ну-ты в де-ле об-ра-ще-ния в пра-во-сла-вие си-бир-ских на-ро-дов. Зна-чим опыт Аля-скин-ской (Кадь-як-ской) мис-сии (1794-1837 годы) в Рус-ской Аме-ри-ке, ко-то-рую осу-ще-ст-в-ля-ли ино-ки Ва-ла-ам-ско-го монастыря. Их мис-сио-нер-ский труд про-дол-жил, поч-ти еди-но-лич-но, «апо-стол русской Аме-ри-ки» ар-хи-еп. Ин-но-кен-тий (По-пов-Ве-ниа-ми-нов), впо-след-ст-вии митрополит Мо-с-ков-ский. Бы-ли от-кры-ты пра-во-слав-ные ду-хов-ные мис-сии для многих языческих на-ро-дов: Ал-тай-ская, Кир-гиз-ская, Ир-кут-ская, За-бай-каль-ская, Кам-чат-ская, Об-дор-ская, Сур-гут-ская, Ени-сей-ская, Якут-ская. Русские мис-сио-не-ры про-по-ве-до-ва-ли и вне Рос-сии. В 1713 году соз-да-на Российская ду-хов-ная мис-сия в Ки-тае, ко-то-рая пер-во-на-чаль-но име-ла так-же функ-ции ди-пло-ма-тического пред-ста-ви-тель-ст-ва Рос-сии в Ки-тае, а с 1863 года за-ни-ма-лась ис-клю-чи-тель-но мис-сио-нер-ской дея-тель-но-стью. В 1870 году бы-ла об-ра-зо-ва-на пра-во-слав-ная мис-сия в Япо-нии, ос-но-ва-те-лем ко-то-рой стал ие-ро-мо-нах (с 1880 года епи-скоп) Ни-ко-лай (Ка-сат-кин), и в 1895 году - Аме-ри-кан-ская мис-сия под управлением Ни-ко-лая (Зио-ро-ва), епископа Але-ут-ско-го и Аля-скин-ско-го. В свя-зи с при-сое-ди-не-ни-ем к пра-во-сла-вию час-ти ас-си-рий-цев-не-сто-ри-ан в 1898 году бы-ла соз-да-на Ур-мий-ская мис-сия (пре-кра-ти-ла су-ще-ст-во-ва-ние в 1946 году). В XIX - начале XX веков де-сят-ки на-ро-дов Российской им-пе-рии по-лу-чи-ли от мис-сио-не-ров пись-мен-ность, шко-лы, хра-мы, книж-ную куль-ту-ру на род-ном язы-ке. В этот же пе-ри-од раз-ви-ва-лось «внут-рен-нее» про-ти-во-сек-тант-ское миссионерство. Для ру-ко-во-дства мис-сио-нер-ской дея-тель-но-стью бы-ло соз-да-но Мис-сио-нер-ское общество для со-дей-ст-вия рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ст-ва ме-ж-ду языч-ни-ка-ми (1865 год, в 1870 году пе-ре-име-но-ва-но в Пра-во-слав-ное мис-сио-нер-ское общество). В 1897-1917 годах про-шло 5 об-ще-рос-сий-ских и зна-чительное чис-ло епар-хи-аль-ных мис-сио-нер-ских съез-дов. В начале XX века из-да-ва-лось бо-лее 30 мис-сио-нер-ских пе-рио-дических из-да-ний. В 1913 году при Си-но-де был соз-дан Мис-сио-нер-ский со-вет (дей-ст-во-вал до 1918 года и в 1945-1949 годах). По-сле 1917 года от-кры-тая мис-сио-нер-ская дея-тель-ность РПЦ бы-ла пре-се-че-на, ны-не её воз-ро-ж-де-ние про-хо-дит в ко-ор-ди-на-ции с Си-но-даль-ным мис-сио-нер-ским от-де-лом, соз-дан-ным в 1995 году.

Мис-сио-ло-гия. Хо-тя мис-сио-нер-ское рас-про-стра-не-ние хри-сти-ан-ст-ва при-об-ре-ло ор-га-ни-зо-ван-ные фор-мы уже в ран-нее Но-вое вре-мя, бо-го-сло-вие мис-сии сфор-ми-ро-ва-лось толь-ко в XX веке. Миссионерство ис-поль-зу-ет раз-ные фор-мы сви-де-тель-ст-ва о Хри-сте: ке-риг-му (про-по-ведь), ки-но-нию (об-ще-ние), мар-ти-рию (му-че-ни-че-ст-во как сви-де-тель-ст-во), диа-ко-нию (со-ци-аль-ное слу-же-ние) и ли-тур-гию . В современном миссионерстве ши-ро-ко ис-поль-зу-ет-ся тер-мин «ин-куль-ту-ра-ция», поя-вив-ший-ся в 1960-1970-е годы у ие-зуи-тов, а позд-нее при-ня-тый и в про-тес-тант-ской сре-де, обо-зна-чаю-щий диа-лог ме-ж-ду ве-рой и куль-ту-рой, творческое и ди-на-мическое взаи-мо-от-но-ше-ния ме-ж-ду хри-сти-ан-ским бла-го-вес-ти-ем и куль-ту-ра-ми на-ро-дов, в ко-то-рых оно про-воз-гла-ша-ет-ся.

В XIX веке поя-ви-лось по-ни-ма-ние не-об-хо-ди-мо-сти со-труд-ни-че-ст-ва в миссионерстве различных хри-сти-ан-ских кон-фес-сий, ко-то-рое ста-ло реа-ли-зо-вы-вать-ся в дея-тель-но-сти биб-лей-ских об-ществ, в мо-ло-дёж-ных дви-же-ни-ях и др. Воз-ник-шее в начале XX века по-ня-тие эку-ме-низм трак-то-ва-лось как со-труд-ни-че-ст-во в де-ле все-мир-ной хри-сти-ан-ской мис-сии и во-шло в ши-ро-кое упот-реб-ле-ние по-сле Все-мир-ной мис-сио-нер-ской кон-фе-рен-ции в Эдин-бур-ге (1910 год). В 1921 году соз-дан Ме-ж-ду-народный мис-сио-нер-ский со-вет, ко-то-рый в 1961 году во-шёл в со-став Все-мир-но-го со-ве-та церк-вей. Современная стра-те-гия мис-сии пред-по-ла-га-ет от-каз от про-зе-ли-тиз-ма.

Мис-сио-нер-ст-во в дру-гих ре-ли-ги-ях. В буд-диз-ме с III века до н. э. про-по-ведь уче-ния не-ред-ко осу-щест-вля-лась стран-ст-вую-щи-ми мо-на-ха-ми. Раз-ви-тым миссионерством ха-рак-те-ри-зу-ет-ся ис-лам, в ко-то-ром миссионерство по-ни-ма-ет-ся как ис-лам-ский при-зыв (да-ва), на-ча-тый про-ро-ком Му-хам-ме-дом и имею-щий це-лью рас-про-стра-не-ние ис-ла-ма и зна-ний о нём сре-ди ино-вер-цев и му-суль-ман. Му-сульманское миссионерство ве-дёт-ся в ме-че-тях, мед-ре-се, в Но-вей-шее вре-мя - так-же че-рез прес-су, Ин-тер-нет и ме-ж-ду-народные ор-га-ни-за-ции (Организация ис-лам-ско-го со-труд-ни-че-ст-ва, Ли-га ис-лам-ско-го ми-ра, Ис-лам-ский со-вет Ев-ро-пы) при под-держ-ке му-сульманских фон-дов. На-ря-ду с ре-гио-на-ми тра-диционного рас-про-стра-не-ния ис-ла-ма му-сульманское миссионерство при-сут-ст-ву-ет в США и Западной Ев-ро-пе. Миссионерство свой-ст-вен-но и ря-ду от-ко-лов-ших-ся от ис-ла-ма дви-же-ний, пре-ж-де все-го ис-маи-ли-там, соз-дав-шим для про-па-ган-ды сво-его ве-ро-уче-ния цен-тра-ли-зованную сеть про-по-вед-ни-ков (даи). Ак-тив-ной про-по-ве-дью сво-их уче-ний за-ни-ма-ют-ся пред-ста-ви-те-ли но-вых ре-ли-ги-оз-ных дви-же-ний.