Три притчи о царствии небесном. Да приидет Царствие Твое

, выпущенной Сретенским монастырем в 2007 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святое Евангелие говорит нам о том, что Господь наш Иисус Христос однажды, говоря о Царстве Божием, сказал, что оно подобно горчичному зернышку, которое меньше всех других, а когда вырастает, то становится как бы деревом - то есть большим, превосходящим все другие злаки по величине и по ветвистости своей.

В самом деле, когда Церковь Христова только начинала свое бытие, из кого состояла она? Только Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь и двенадцать апостолов - вот первоначальный состав Церкви. Это и было то святое горчичное зернышко, из которого потом выросло многоветвистое дерево христианства. И когда мы с вами вспоминаем, как быстро разрасталась Церковь, когда «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» и апостольская проповедь загремела по всем областям тогдашнего мира, то вспоминаем и то, что величайшими из этих благовестников христианской истины были те два великих, необыкновенных человека, которых мы прославляем ныне - святые первоверховные апостолы Петр и Павел. Я их назвал необыкновенными по их особой, чрезмерной деятельности и по тому, какое место они занимают в Церкви и вообще в человеческом роде. Но сами по себе они были такие же люди, как все мы с вами. Господь через апостола Павла впоследствии сказал: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор 1, 19; см.: Ис 29, 14); то есть человеческая премудрость и человеческий разум, разум человеческих понятий, как бы говорит Господь, Мне не нужен. У меня иные пути. Через пророка Господь сказал: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55, 9). И действительно, трудно было бы и предположить, чтобы величайшими благовестниками истины были избраны те, кого мы прославляем ныне!

Один из них - фарисей, заклятый враг христианства вначале, а другой - простой, малоучёный рыбак… Как различны те условия, при которых произошло самое призвание апостолов Петра и Павла на их великое апостольское дело! Вот «Симон, сын Ионин» со своим братом Андреем трудится над своим обычным промыслом, чинит сети. Проходит кто-то по берегу и говорит: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (а не рыб) (Мф 4, 19). Этого было достаточно. Всемогущее Слово Христово неудержимо повлекло за собой тех, кого Господь призывал, - и апостолы пошли за Ним. Так был призван апостол Петр, о котором Господь еще при первой с ним встрече сказал: «ты - Симон, сын Ионин, но ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (точнее - Петрос, «каменный») (Ин 1, 42). Вот при каких условиях призывается к апостольству Симон-Петр - из обычной житейской обстановки, прямо от своего профессионального труда, от лодки и от рыболовных сетей…

Но вот идет в Дамаск фарисей Савл - гонитель христиан, пламенеющий яростью к христианству; идет, как сказано в Книге Деяний апостольских, «дыша угрозами… на учеников Господа» (Деян 9, 1). Конечно, не по личной злобе так относился Савл к христианству и христианам - он был слишком высок и чист духовно до своего обращения - даже и тогда, а по глубокой убежденности, что христианство есть вреднейшее и пагубное заблуждение, с которым нужно бороться самым беспощадным образом. И вот так настроенный, он идет в Дамаск и - приходит туда христианином… Что было тому причиной? Ему явился в чудесном видении, в ослепительном, ярче солнечного, свете Сам Господь Иисус Христос, призывая его к Себе. И вот тут-то и стало ясно, насколько честен, насколько искренен, насколько высок был Павел тогда, когда преследовал христиан. Недаром он уже в старости дерзновенно писал своему любимейшему духовному сыну и ученику апостолу Тимофею, что он от юности во всю жизнь чистой совестью служил Богу (см.: 2 Тим 1, 3). Так было и здесь: он шел преследовать христиан, думая, что этим он служит Богу. Внезапно его осиял свет с неба, настолько ослепительно-яркий, что свет солнца стал незаметным. Савл упал на землю в ужасе от ослепившего его света и слышит не потрясающий гром, не страшную угрозу, а кроткий вразумляющий вопрос кроткого и смиренного сердцем Спасителя, Который в этом необыкновенном свете с неба спрашивает его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян 9, 4) Какие трогательные слова! Они, между прочим, указывают нам на то, как близок Господь к верным Своим, как Он им сострадает, как Он с ними переживает все скорби, которые им приходится терпеть. Насколько это может ободрить христианскую душу, знает всякий терпеливый христианин, когда он вспомнит об этих трогательных словах Спасителя гонителю Савлу, прямо указывающих на то, что Господь Сам страдает с верными Своими, сострадая им… «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Савл, потерявший зрение от ослепившего его света, слыша этот Божественный кроткий голос, спрашивает в трепете и ужасе: «кто Ты, Господи?» - и слышит ответ, который несомненно потряс его с головы до ног, ибо он понял всю ошибочность своего пути. «Я Иисус, Которого ты гонишь, - отвечает ему Господь. - Трудно тебе идти против рожна» (Деян 9, 5). (Рожном называлась палка на вороте колеса колодца; это колесо, мощное и тяжеловесное, раскрутившись, развивало такую вращательную силу, что за ворот, за палку остановить его никто бы не был в состоянии. Употребляя это сравнение, Господь как бы говорил: «Ты идешь против рожна, против силы, которая сильнее тебя и которую тебе не одолеть».)

И вот тогда, поняв всю глубину своего заблуждения, трепещущий Савл спрашивает: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян 9, 6) По человеческому разумению казалось бы, что человек, который только что гнал христиан, заставляя их даже хулить Иисуса, - в чем он сам впоследствии с глубокой скорбью признавался, - проповедником христианской веры никак не мог бы быть; но пути Господни - не наши пути…

«...Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что… делать» - ответил Господь с неба Савлу (Деян 9, 6). Он встал и пошел - и пришел в Дамск уже совершенно переродившимся внутренне. И когда благочестивый Анания, один из семидесяти апостолов, по повелению Спасителя пришел к нему, возложил на него руки, исцелил его от слепоты и крестил, тогда перед христианской Церковью появился уже готовый благовестник истины. До своего обращения Савл все свои усилия направлял на то, чтобы угождать Богу, но шел неправильным путем. А когда Господь Своим Промыслом повернул его на правильный путь, то с теми же самыми усилиями, с тем же могучим устремлением, не боясь за себя, а только живя исполнением воли Господней, Савл, а потом апостол Павел, пошел на свой благовестнический, воистину крестный путь и достиг такой высоты, что Церковь поставила его рядом с первостоятелем апостольского лика апостолом Петром, обоих их именует первоверховными апостолами и в равной славе и чести восхваляет их труды и подвиги.

Евангелие от Луки глава 17, стих 21

Господь Иисус Христос проповедовал в городах и селениях Галилеи. Он учил о Царствии Небесном, и множество народа слушало Его.

Часто для объяснения Божественных истин Господь говорил притчами. Это позволяло Ему в более доступной и живой форме излагать Своё учение.
Основу притч составляли простые примеры из жизни людей. Сеятель на пашне, сорняки в поле, обычный росток горчичного семени, закваска в тесте, сокровище, случайно найденное пахарем в поле, - всё это служило Спасителю поводом к изложению Божественных истин.

Народ жаждал слышать Учителя. Однажды Христос с учениками пришёл на берег Галилейского озера. Он вошёл в лодку и оттуда обратился к народу, стоявшему на берегу.

Начал Господь с притчи о сеятеле. В этой притче Он изобразил, как семена слова Божьего, эти начатки Царства Небесного, проникают в сердце человека.

Те простые вещи, о которых Господь говорил в притче, слушатели могли видеть вокруг себя. На ближайшем холме, спускавшемся к Галилейскому озеру, сеятель мог засевать только что вспаханное поле. Из засеваемых семян иное упало при дороге; и налетели птицы небесные и склевали его.

Иное упало на места каменистые, где было немного земли. Оно скоро взошло, но, не имея надлежащего корня, увяло и засохло под палящими лучами солнца.

Иное упало в терние, и терние заглушило его.

Иное упало на добрую почву и принесло плод: одно во сто крат, другое в шестьдесят, а иное в тридцать.

Ученики не поняли смысла притчи и просили Христа разъяснить её. И Спаситель пояснил. Сеятель - это Сам Господь Иисус Христос. Семя - слово Божие, благая весть о Царствии Небесном. Земля - сердце человеческое.

Земля при дороге означает невнимательных, рассеянных людей, сердца которых закрыты для слова Божия. Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но при первом же искушении, скорби или гонении отпадают от веры.

Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и пороки заглушают в душе Божественное слово.

А добрая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в душе своей и исполняют всё, чему оно учит. Плоды их - мир и радость о Святом Духе и вечное блаженство в обителях Отца Небесного.

Чтобы яснее раскрыть ученикам тайны Царствия Небесного, Спаситель рассказал им притчу о горчичном зерне. Оно очень мало, но когда вырастает, становится большим деревом, и в ветвях его укрываются птицы небесные.

Смысл притчи в том, что Царство Божие, основание которому Христос положил на земле, вначале мало, как зерно горчичное, но потом станет великим и распространится по всей земле.

Такой же смысл имеет и притча Христа о закваске. Женщина положила закваску «в три меры муки, пока не вскисло всё». Как малая закваска квасит всё тесто, так Слово Божие преображает весь мир.
То же происходит и с душой каждого христианина: сперва благодать Божия незаметна в человеке, как горчичное зерно или закваска, но проходит время, и душа освящается, преображаясь под действием благодати. Посредством её люди становятся сынами и дочерьми Божьими, наследниками Царства Небесного. Продолжая своё поучение, Спаситель предложил ученикам ещё одну притчу - о пшенице и плевелах.

Человек посеял на своём поле пшеницу. Когда же люди спали, пришёл враг. Между зёрнами пшеницы он посеял семена сорных трав. Когда же взошла пшеница, появились и плевелы.

Слуги хозяина поля вызвались убрать их. Но Сын Божий - Хозяин, посеявший пшеницу, - запретил им. Пшеница - это сыны Царствия Божия, а плевелы - люди, соблазнённые лукавым. Чтобы, удаляя сорняки, не повредить пшеницы, Господь повелел оставить и то и другое расти вместе.

А когда придёт время жатвы, то есть кончины мира и Страшного Суда, жнецы - Ангелы Божии - уберут пшеницу в житницу Господню. Праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца Небесного. А нечестивые, как плевелы, будут ввержены в геенну огненную.

Со страниц Евангелия Господь обращается к нам с призывом искать Царствие Божие, трудится над собой, чтобы стать достойным его. " " (Лук.16:16), - говорит Христос. Но это усилие всегда приносит благодатную радость, радость жизни с Богом.

Предмет нашего созерцания, наш урок на сегодня - 25 глава Евангелия от Матфея. Очень сложное, насыщенное образами изложение трёх притч о Царстве Небесном, о той точке, в которой сходится смысл жизни и смерти, о том состоянии, в котором открывается подлинный лик человека, обнажённого перед правдой Божией, перед правдой Любви.

Важно отметить, что говорит эти притчи Христос, идущий на смерть ради человека, из любви к нему. Поэтому и содержание этих трёх Христовых речений - о любви и о той ответственности, что ложится на каждого человека, несущего в себе талант любви - дар Бога Человеколюбца. Притча о десяти девах, притча о талантах и описание Страшного суда - такие разные сюжеты, такой непохожий ритм действия, - но основа одна: ответ перед Богом за самую главную задачу нашей жизни – научиться любить своих ближних, всех тех, с кем Господь дал мне прожить в одно время и в одном месте мою небольшую жизнь.

Что получают работники в притче о талантах? Каждый получает некую силу любить, каждому даётся по его силам, по его мере. И как человек приумножит эту любовь, насколько он сможет вовлечь в это круговращение любви как можно больше людей, заразить ею своих ближних - настолько оправдана его жизнь. Ведь вся жизнь человека - что это, как не творчество в любви, творчество, делающее нас богоподобными. Древние толкователи притчи о десяти девах видели в символе елея дела любви, сотворённые человеком. Пять дев ведь тоже ждали Жениха-Христа, искренно и терпеливо, но Он не узнал их: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф 25:12).

Здесь уместно вспомнить другие слова Спасителя: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). В описании Страшного суда, интересного прежде всего тем, что его приводит Сам Судия, всё человечество разделяется по делам любви, оказанным ближним. И тем более важно нам обратить внимание на то недоумение, какое будит суд Христов у людей как грешных, так и праведных: когда мы видели Тебя странником, алчущим или жаждущим?

Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40). Христос отождествляет Себя с нашим ближним, тем самым неказистым и рядом живущим современником, слишком простым, таким обычным, что вряд ли он способен разбудить наш интерес.

Слушая эти серьёзные и даже суровые слова Спасителя, - суровые, потому что касаются они нашей последней судьбы и участи, - мы должны спросить себя: достаточно ли мы христиане, можно ли в нас узнать учеников Человеколюбца? Нам следует “взвешивать” свою христианскую жизнь очень простым вопросом: есть ли у меня интерес к человеку? Если я подвизаюсь, стараюсь вжиться в Церковь всем своим существом, но при этом у меня исчезает интерес к человеку - конкретный интерес к конкретному человеку, рядом стоящему, рядом живущему, на общение с которым обрёк меня Господь, - я должен признаться себе, что что-то со мной не так, что-то я делаю неправильно и недостаточно во мне той бодрости любви, к которой призвал меня Христос. Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф 25:13).

Конечно, это слова о Страшном суде и о Судие Грядущем, о Женихе, не объявившем времени Своего прихода. Но каждый человек, нуждающийся в нашей любви, есть такой жених, неожиданный и опасный.

Христос идёт на страдание из любви к человеку, из любви к каждому из нас. Потому мы - ученики Человеколюбца - должны в жизни своей, в своём духовном труде поддерживать интерес к человеку, иметь запас света и тепла для каждого нуждающегося в них жениха. Тогда и только тогда мы будем достойно и по праву носить на себе имя Христа, любовь Которого познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою (1 Ин 3:16).

Притча о сеятеле (Матф. 13:1-23; Марка 4:1-20; Луки 8:4-15)

Слово “притча” представляет собой перевод греческих слов: “параволи” и “паримиа”. “Паримиа” - в точном смысле означает краткое изречение, выражающее правило жизни (таковы, напр. “Притчи Соломоновы”); “параволи” есть Целый рассказ, имеющий прикровенный смысл и в образах, взятых из повседневного быта людей, выражающий высшие духовные истины. Евангельская притча собственно есть “параволи”. Притчи, изложенные в 13 главе Ев. от Мат-Фея и в параллельных местах у двух других синоптиков Марка и Луки, были произнесены При стечении столь многочисленного народа, что Господь Иисус Христос, желая устраниться от теснившей Его толпы, вошел в лодку и из лодки говорил к народу, стоявшему на берегу Геннисаретского озера (моря).

Как поясняет св. Златоуст, “Господь говорил притчами для того, чтобы сделать слово Свое более выразительным, глубже напечатлеть его в памяти и самые дела представить глазам”. “Притчи Господа - это иносказательные поучения, образы и примеры для коих заимствовались из обыденной жизни народа и из окружавшей его природы. В Своей притче о Сеятеле, под Которым Он разумел Самого Себя, под семенем проповедуемое Им Слово Божие, а под почвой, на которую падает семя, сердца слушателей, Господь живо напомнил им их родные поля, через которые проходит Дорога, местами заросшие колючим кустарником - тернием, местами же каменистые, покрытые лишь тонким слоем земли. Сеяние - прекрасный образ проповедания Слова Божия, которое, падая на сердце, смотря по состоянию оного, остается бесплодным или приносит плод больший или меньший.

На вопрос учеников: “Почто притчами глаголеши им?” Господь отвечал: “Вам дано есть разумети тайны Царствия Небеснаго, онем же не дано есть”. Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума их, дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Св. Духа, а все остальные не были способны к принятию и пониманию этих истин, причиной чего было их нравственное огрубление и ложные представления о Мессии я Его царстве, распространяемые книжниками и фарисеями, о чем пророчествовал еще Исайя (6:9-10). Если показать таким нравственно испорченным, духовно-огрубевшим людям истину, как она есть, не облекая ее никакими покровами, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат ее. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о предметах хорошо знакомых, истина становится доступной восприятию и пониманию: ненасильственно, сама собой загрубелая мысль возносилась от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу.

“Кто имеет, тому дано будет, и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет” - присловие неоднократно повторяемое Господом в разных местах Евангелия (Матф. 25:29; Луки 19:26). Смысл его тот, что богатый при усердии более и более богатеет, а бедный при лености и последнее теряет. В духовном смысле это значит: вы, Апостолы, с дарованным вам уже познанием тайн Царствия Божия, можете проникать все глубже и глубже в тайны, понимать их все совершеннее; народ потерял бы и то скудное знание сих тайн, какое еще осталось у него, если бы при откровении сих тайн не дать ему в помощь приточной речи, более для него пригодной. Св. Златоуст разъясняет это так: “Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все; а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что, как ему кажется, он имеет”.

У кого ум так омрачен, а сердце огрубело во грехе, что он не понимает Слова Божия, у того оно ложится так сказать на поверхности ума и сердца, не пустив корней внутрь, как семя на Дороге, открытое для всех проходящих, и лукавый -сатана или демон - легко его похищает делает бесплодным слышание; каменистую почву представляют собой те люди, которые увлекаются проповедью Евангелия, как приятной новостью, иногда даже искренно и чистосердечно, находят удовольствие в слушании его, но сердце их холодно, неподвижно, твердо как камень: они не в силах, ради требований евангельского учения, изменить свой привычный образ жизни, отстать от своих излюбленных, вошедших в привычку грехов, вести борьбу с искушениями, претерпевать за истину евангельскую какие-либо скорби и лишения - в борьбе с искушениями они соблазняются, падают духом и изменяют своей вере и Евангелию; под тернистой почвой разумеются сердца людей, опутанных страстями - пристрастиями к богатству, к наслаждениям, вообще ко благам мира сего; под доброй землей разумеются люди с добрыми чистыми сердцами, которые, услышав Слово Божие, твердо решились сделать его руководством всей своей жизни и творить плоды добродетели”. “Виды добродетелей различны, различны и преуспевающие в духовной мудрости” (Блаж. Феофилакт).

Притча о плевелах (Матфея 13:24-30 и 13:36-43)

“Царство Небесное”, т.е. земная церковь, основанная небесным Учредителем и приводящая людей к небу, “подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем”. “Спящим же человеком”, т.е. ночью, когда дела могут быть невидимы никем - здесь указывается на хитрость врага - “прииде враг его и всея плевелы”, т.е. сорные травы, которые, пока малы, всходами своими очень похожи на пшеницу, а когда вырастут и начинают уже отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христово сеется по всему миру, но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут поэтому вместе с достойными сынами Отца небесного (пшеницею) и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит их, оставляя их до “жатвы”, т.е. до Страшного Суда, когда жители, т.е. Ангелы Божий, соберут плевелы, т.е. всех делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную, на вечные адские муки; пшеницу же, т.е. праведников, Господь повелит собрать в житницу Свою, т.е. в Царствие Свое небесное, где праведники воссияют, как солнце.

Притча о невидимо растущем семени (Марка 4:26-29)

Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией.

Притча о зерне горчичном(Мф. 13:31-32; Мр.4:30-32; Луки 13:18-19)

На Востоке горчичное растение достигает величины громадных размеров, хотя зерно его чрезвычайно мало, так что у евреев того времени была далее поговорка: “мал, как горчичное семячко”. Смысл притчи тот, что, хотя начало Царства Божия по-видимому мало и неславно, Но сила, в нем сокрытая, побеждает все препятствия и преобразует его в царство великое и всемирное. “Сею притчею”, говорит св. Златоуст “Господь хотел показать образ распространения проповеди евангельской. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, впрочем как сила в них сокровенная была велика, то она (проповедь) распространилась на всю вселенную”. Церковь Христова, в начале малая, для мира неприметная, распространилась на земле так, что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под сенью ее. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией, в начале едва приметное, все более и более охватывает душу, которая и делается потом вместилищем разнообразных добродетелей.

Притча о закваске (Мф. 13:33-35; Мр. 4:33-34; Лк. 13:20-21)

Точно такой же смысл имеет притча о закваске. “Как закваска”, говорит св. Златоуст: “над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (Апостолы) преобразите целый мир”. Точно так же и в душе каждого отдельного члена Царства Христова: сила благодати невидимо, но действительно объемлет постепенно все силы его духа и преображает их, освящая их. Под тремя мерами некоторые разумеют три силы души: ум, чувство и волю.

Притча о сокровище, скрытом в поле (Матфея 13:44)

Человек узнал о кладе, который находится в не принадлежащем ему поле. Чтобы им воспользоваться, он прикрывает клад землей, продает все, что имеет, покупает это поле и тогда вступает в обладание этим кладом. Подобную драгоценность представляет для мудрого и Царство Божие, понимаемое в смысле внутреннего освящения и духовных даров. Затаив у себя эту драгоценность, последователь Христов всем жертвует и от всего отрекается, чтобы ею обладать.

Притча о драгоценной жемчужине (Матфея 13:45-46)

Смысл притчи тот же, что и предшествующей: для приобретения Царства Небесного, как высочайшей драгоценности для человека, надо жертвовать всем, всеми своими благами, какими только обладаешь.

Притча о неводе, закинутом в море (Мф. 13:47-50)

Эта притча имеет тот же смысл, что и притча о пшенице и плевелах. Море - мир, невод - учение веры, рыбари - Апостолы и их преемники. Этот-то невод собрал от всякого рода - варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы разумеется кончина века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба в неводе отделяется от худой. Надо обратить внимание на то, что Христос Спаситель часто пользуется случаями - указать на различие в будущей жизни праведников и грешников. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, которые, как напр. Ориген, думают, что все спасутся, даже и диавол.

Толкуя притчи Господни, надо всегда иметь в виду, что поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем, а не в частностях, не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.

Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни, после последнего Страшного Суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле царство верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божие, открывшееся с приходом Христа Спасителя на землю, неприметно вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию имеющегося открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.

В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа в 77 псалме ст. 1-2: “Отверзу в притчах уста моя”. Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно и из того, что следующие слова: “Изреку сокровенное от создания мира” приличествуют только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку: сокровенные тайны царствия Божия ведомы, конечно, только ипостасной Премудрости Божией.

Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их “книжниками”, но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только “старое ветхозаветное”, да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному, способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и “старое” пророчество, и “новое” учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим, и Новым Заветом, ибо истины и того, и другого Богооткровенны.

12 притч: Христос о Царствии Небесном

Царствие Небесное. Что это и где? В философских и религиозных книгах, воображении или вообще на том свете? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. Рассказать о том, что мы можем узнать о Царствии Небесном из Евангелия и Ветхого Завета, как понимать призывы Христа и о чем мы молимся, призывая Его Царствие, мы попросили протоиерея Павла Великанова, священника Сергия Круглова и библеиста Андрея Десницкого.

Господь упоминает пятьдесят пять раз (ни много ни мало!) Царствие Небесное и тридцать два раза — Царствие Божие … О нем 12 евангельских притч, которые мы представляем Вашему вниманию.

Притча о сеятеле (Мф.13:3-8)

Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Притча о невидимо растущем семени (Мк. 13:26-29)

Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Притча о плевелах (Мф. 13:24-30)

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Притча о зерне горчичном (Мф. 13:31—32)

Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Притча о рабах, получивших равную плату (Мф. 20:1—16)

Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званых, а мало избранных.

Притча о сокровище, скрытом в поле (Мф. 13:44)


Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

Притча о званных на брачный пир (Мф. 22:2—14)

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны. Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Притча о закваске (Мф. 13:33)

Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Притча о неводе (Мф. 13:47—50)

Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Притча о десяти девах (Мф. 25:1—13)

Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Притча о жемчужине (Мф. 13:45—46)

Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

Притча о немилосердном должнике (Мф. 18:23—35)

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить, тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умоляя его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.