Царство небесное как правильно писать. «Пусть земля тебе будет пухом» — что эта фраза означает

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ: ОСОБЕННОСТИ ПОМИНОВЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Во время Великого поста существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших - родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.

К молитве за умерших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся в Иисусе Христе и составляем духовное богатство. Усопшие - это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут.

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в будние дни Великого Поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода - «Помянник». Так, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи. Сейчас эта традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких.

Священник Андрей Безручко , настоятель Никольской церкви г. Воскресенска, клирик храма Воскресения Христова села Воскресенское ответил на вопросы, касающиеся поминовения усопших.

Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения - родительские субботы, ведь, поминовение, итак, совершается на литургии?

Дело в том, что литургии совершаются в храмах приходских не каждый день, не бывает такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы кроме священника были певчие, пономари и, конечно же, молящиеся. Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается служба, именно, литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало,потому что этот день бывает, лишь, раз в неделю. Поэтому, для особого поминовения выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.

В Великом посту полная литургия совершаться не может среди недели, поэтому, не может быть в эти дни поминовения усопших. С понедельника по пятницу (в будние дни) Великого поста не совершается полная литургия ни в одном храме - не положено, совершается по средам и пятницам или по большим праздникам Литургия Преждеосвященных Даров. На этой литургии не совершается ни поминовение о здравии, ни о упокоении , потому что дни поста - дни покаяния, дни особой молитвы, когда человек углубляется внутрь себя и церковный сам строй службы не оставляет времени для долгих поминовений об усопших, кроме краткой заупокойной литии, которая положена после 1-го часа. И, поэтому, в Великом Посту определяется 2-я, 3-я, 4-я субботы, которые называются днями поминовения усопших - в эти дни как раз уделяется особое время для молитвы об усопших. Накануне читается 17-я Кафизма (это когда молятся об усопших). В ней говорится о воздаянии праведникам и грешникам от Бога, об их ответе перед Богом за свои дела,и поэтому, эта Кафизма в Псалтыри является наиболее подходящей в этот день и церковный Устав ее определяет читать накануне субботы. А уже в сам субботний день поминовения усопших совершается литургия и панихида, как заупокойное моление, где как раз и поминаются усопшие.

Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие еще Православной Церковью установлены особые дни для поминовения усопших?

- Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре: Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская родительские субботы . Остальные дни в Церковном календаре - это дни поминовения усопших . Хотя, во все эти дни поминают, и родителей усопших, и близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов , но отличаются названия по строю самой службы, то есть оно в названии дней поминовения усопших определяет сам строй проходящей этой заупокойной молитвы. Например, если родительская суббота, Троицкая, Мясопустная и Дмитриевская, то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.

Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших - Радоница (вторник второй недели после Пасхи) , так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.

Дни поминовения усопших - это 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших, дата пришла исторически - в этот день принято поминать православных воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в этот день поминали и так этот день остался для поминовения, и не только усопших воинов.

Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной. В этот день поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.

Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время. Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских - это последнее воскресенье января (после 25 января). В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.

Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.

- Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках - в келейной домашней молитве. В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день. Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча - это как символ горения человеческой души во время молитвы. Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегаем их загробную участь.

- В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей …» , какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?

Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.

- Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?

Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий, а не Юрий, Фотиния, а не Светлана. Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет. Но, все-таки, нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.

Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин и т.д...Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно - решить этот вопрос со священником.

- Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?

Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» - это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.

В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.

- Какой смысл поминальной трапезы?

Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников, для которых и готовится эта трапеза. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди, которые голодные, которых нужно накормить. Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать - нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.

Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу.Поэтому, мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.

Конечно, главное в поминовение молитва, но, тем не менее, поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Поэтому, присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.

- Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?

Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения - в грех. Поэтому, все должно быть в меру. Употребление спиртных напитков можно, но их советую тем, кто воздерживается - не пить, а тем, кто хочет выпить - не поминать спиртным, а поминать трапезой, а спиртным запивать, чтобы не поднимали бокалы, поминая усопшего знакомого.

Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать - потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна(обряд), что там только не творилось. Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет. Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том. что они собирают сладости не стоит - они для того и кладутся, чтобы поминать.

Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят, и получается - могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок - разбрасывают фантики и т.д.

Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.

- Как правильно говорить «Царство ему небесное» или ?

Православный христианин всегда скажет:«Царство ему небесное» , а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом» , потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное».

- Каких людей в храме нельзя поминать?

- В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу - Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.

Есть такие случаи, когда самоубийц благословляется заочно отпевать. И когда заочно отпевают, в Епархиальном управлении после поминовения усопших говорят так, что поминовение в храме об этом человеке на усмотрение настоятеля этого храма.

В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель» , и вот это понимается так, что если разрешит настоятель - можно подавать записки, если нет - значит, батюшка руководствуется уставными принципами.

- Можно ли их поминать домашней молитвой?

В молитве никто не ограничивает, хотя, нужно понимать, что судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.

- Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?

В Великом посту есть некоторые отклонения от правил обычного поминовения. Церковный устав говорит так, что если человек умирает во время Великого Поста, то на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются, а устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.

Кто из нас, будучи на похоронах или участвуя в разговоре об умершем, не слышал или не говорил фразу «Царство ему небесное!». Что это значит? Мало кто из нас задумывался над этим, уминая поминальный пирог или конфеты, словно они могут подсластить покойнику загробную жизнь. Царство небесное… Может быть, это рай? И именно этого желают душе умершего независимо от того, какую жизнь он прожил здесь, на земле…

Интересно отметить, что в Библии слова Иисуса Христа о небесном царстве тему смерти никак не затрагивают. Это понятие относится к живым людям! Удивлены? Тогда читайте дальше!

Христос о Царстве Небесном

Начнем с того, что в Писании существует два созвучных словосочетания – «Царство Божье» и «Царство небесное». Последнее употребляется только в одном из Евангелий, написанном для евреев. Они избегали любых упоминаний слова «Бог», дабы не осквернить его, чаще всего просто заменяя это слово на другое или «Б-г». По сути же своей небесное и Божье царства – одно и то же. Что же написано в Библии о них?

1. Царство божье – внутри верующих людей. Это сказал Христос в ответ фарисеям – религиозным деятелям той эпохи.

«не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лук.17:20-21)

Внутри же неверующих людей на том месте, где должна быть частица небес, Божий дух – пустота, который каждый пытается заполнить, как может. Кто-то – поисками истины, а кто-то временными удовольствиями, грехом…

2. Оно невидимо и вечно, как и Сам Бог.

«… ибо видимое временно, а невидимое вечно». (2-е послание к Коринфянам, 4 гл. 18 ст.)

3. Царство Божье требует усилий от тех, кто хочет в него войти.

«От дней Иоанна Крестителя и до сего дня Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие приобретают его». (Евангелие от Матфея 11:12)

Какие же это усилия? Борьба со своей греховной плотью, отказ от того, что мешает войти в небесное царство, но очень дорого и т. д.

4. Войти в него может только следующий воле Божьей.

«Не каждый, кто говорит Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.» — эти слова Христа записаны в 7 главе Евангелия от Матфея.

5. Если ваша жизнь направлена на приобретение Божьего Царства, исполнение воли Небесного отца, то он обеспечит все остальные ваши нужды и желания. Это обещание записано в Евангелии от Матфея 6 гл. 33 ст.

Притчи о Царстве Небесном

Если вы будете читать Евангелие, то увидите, что Христос часто говорил притчами – примерами, образами из обычной жизни, чтобы людям было понятно. Так и с царством небесным – есть целый ряд притч о нем, которые записаны в Евангелии от Матфея, 13 главе. Итак, Иисус сравнивает его:

1. С полем, засеянным хорошими семенами, на которое ночью враг посеял сорняки – пелевелы. Слуги хотели их вырвать, но хозяин поля сказал оставить, чтобы нечаянно не повредить и пшенице. Когда же пришло время жатвы, и все было собрано, снопы пшеницы отправили в амбар, а плевелы – в огонь. Так будет и в конце времен – праведники отправятся к Богу.

2. С горчичным зерном, самым маленьким из всех семян, из которого, однако, вырастает большое дерево, в котором находят убежище птицы и животные. Так и царство небесное – в сердце человека сначала появляется маленький росток веры, который потом может стать большим и помочь другим людям.

3. С закваской, которая мала, но сквашивает много муки, превращая ее в тесто. Царство Божье всегда распространяется так: из кучки учеников Христа оно за короткий срок охватило множество стран, и до сих пор распространяется по планете. Когда человек становится истинно верующим, меняется не только он сам, но и все вокруг него.

4. С сокровищем, спрятанным на поле и драгоценной жемчужиной. Ради них человек продал все, что у него есть, чтобы приобрести это поле и купить эту жемчужину. Когда человек истинно познает Бога, то вдруг понимает, насколько все остальное неважно и временно. Он готов потерять все, чтобы не упустить главное в своей жизни – спасения, Божьей благодати, любви и истины.

5. С сетью, которая заброшена в море и поймала как хорошую рыбу, так и плохую. Рыбаки оставили первую себе, а все плохое выкинули. Так будет и при втором пришествии, говорит Христос – праведники будут отделены от грешников.

Теперь вы знаете, что такое царство небесное с точки зрения Библии! Как же можно его приобрести?

Если вы хотите, чтобы и внутри вашего сердца было царство Божье —

2 Русский язык - это просто кладезь всевозможных крылатых выражений и афоризмов, происхождение которых следует искать в глубине истории. Наверное каждый человек хоть раз в жизни обязательно побывает на похоронах, если не на чужих, то свои он точно не обойдёт стороной. А вы знаете, какая самая популярная фраза возникает в голове, когда начинаешь задумываться об этом печальном мероприятии? Обычно, индивидуум повторяет избитую, и покрывшуюся пылью поколений поговорку "Пусть земля ему будет пухом ", значение которой до конца не понимает. Чтобы расшифровать эти, и многие другие выражения, мы создали сайт сайт, поэтому добавьте этот ресурс в закладки, у нас почти каждый день появляется полезная инфа .
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне хочется показать вам ещё несколько популярных новостей по тематике поговорок и пословиц. Например, что значит Почить в бозе ; как понять Мочить корки ; что означает Бережёного бог бережёт ; смысл выражения Посыпать голову пеплом и т. п.
Итак, продолжим, что значит Земля пухом ?

Земля пухом - этим выражением обычно завершают надгробную речь


Пусть земля ему будет пухом - это синоним выражению "Царствие небесное ", и порой эти два фразеологизма употребляются в одной связке, хотя это в корне не верно


Происхождение "Пусть земля будет тебе пухом " имеет языческие корни. Этот фразеологизм впервые стал использоваться во времена Древнего Рима, и звучал от так: "Sit tibi terra levis ". Сама цитата была заимствована у известного в узких кругах римского автора Марка Валерия Марциала - "Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes", что можно перевести, как "Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости".
Некоторые историки считают, что это некий вид древнеримских ругательств, например если покойный чем-то сильно вам досадил. Ведь никому не хочется, чтобы псы объедали мясо с ваших костей.
Однако, большинство филологов убеждены, что это не совсем правильная трактовка, потому что данная фраза использовалась ещё задолго до этого прославленного поэта.

Если мы станем "копать" глубже, то можно выяснить, что до наших дней сохранились древние надгробия, на которых выбиты буквы "S·T·T·L ", как вы уже поняли, это аббревиатура от выражения "Sit tibi terra levis". Хотя существовало несколько вариантов подобных эпитафий, их значение сводилось к одному - "Земля Пухом".

Кто играл в старые игрушки, то наверное обращал внимание, что после гибели героя, появлялась могильная плита с сокращением "R.I.P " (Rest In Peace), что значит "покойся с миром". По сути , это аналог той, древней эпитафии, которую использовали в Римской Империи.
Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что в этой фразе заключены глубокие религиозные мотивы, причём далеко не христианские.

Так почему, люди желали, чтобы Земля была пухом ? Дело в том, что в те времена, человечество было довольно диким, и верило во все эти языческие представления об окружающем мире. В то время, считалось, что душа человека после смерти продолжает оставаться в теле. И в том случае, если покойному будет неудобно, или что-то будет причинять дискомфорт, то оно сможет выбраться из могилы. Именно из-за этих верований до сих пор бояться тревожить покой мёртвых, и даже снимают фильмы о восстании мертвецов из могил.

Правда, если вы услышите, как убитая горем жена, говорит о покойном муже - "Пусть земля ему будет пухом", то это явно не тот момент, когда её необходимо наставлять на путь истинный. Если вы всё-таки желаете рассказать человеку, какой подлинный смысл "Земля пухом", то вам нужно найти время, и объяснить, что в православии не используют данный фразеологизм.

Прочтя эту статью, вы узнали что значит Земля пухом , и теперь больше не попадёте

Царствие (царство) небесное кому . Устар. Высок. Выражение, употребляемое при пожелании покойному загробной жизни в раю. - Супруга наша Авдотья Петровна скончалась… Терентий, взглянув на образ, перекрестился. - Царствие ей небесное! (М. Горький. Трое).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Царствие (царство) небесное" в других словарях:

    Царствие (царство) небесное - кому. Разг. Устар. Пожелание покойному загробной жизни в раю (употребляется при упоминании покойного). ФСРЯ, 512; БТС, 1457; Верш. 4, 113 …

    Царство небесное - Эта статья о словосочетании; О фильме см.: Царство небесное (фильм). Царство Небесное (тж. Царствие небесное, ивр. ‎מלכות השמים‎, Malkuth haShamayim, греч. ή βασιλεία τών ουρανών) семитское выражение, в котором «небеса» заменяют имя Бога… … Википедия

    Царство Небесное - это статья о словосочетании. о фильме см. «Царство небесное» «Царство Небесное» (Царствие небесное, греч. ή βασιλεία τών ουρανών) семитское выражение, в котором небеса заменяют божественное имя (Лк. 15:18). Известно по Евангелию от Матфея,… … Википедия

    царствие(царство) ему небесное{!} - Ср. Был у меня дядя царствие ему небесное! Последнее прибавляю единственно потому, что так уже принято, когда говорят о покойниках... Григорович. Мой дядя Бандурин. Ср. Весь в батюшку родителя, не тем будь помянут, царство ему небесное... Гордыня … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Царство небесное - Выражение царство небесное особенно часто встречается в Евангелии от Матфея. В других Евангелиях и Посланиях оно заменяется выражением Царствие Божие, царство Христово, или просто словом: царство. Оно, кажется, имеет троякое значение и разумеется … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Царствие(царство) ему небесное! - Царствіе (во) ему небесное! Ср. Былъ у меня дядя царствіе ему небесное! Послѣднее прибавляю единственно потому, что такъ уже принято, когда говорятъ о покойникахъ... Григоровичъ. Мой дядя Бандуринъ. Ср. Весь въ батюшку родителя, не тѣмъ будь… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Царство небесное - См. Царствие небесное (ЦАРСТВИЕ) … Большой словарь русских поговорок

    ЦАРСТВИЕ - (царство) небесное кому. Разг. Устар. Пожелание покойному загробной жизни в раю (употребляется при упоминании покойного). ФСРЯ, 512; БТС, 1457; Верш. 4, 113. Преставиться в царствие небесное. Книжн. Умереть. Мокиенко 1990, 98 … Большой словарь русских поговорок

    Царство Божие - (Царство Христово, Царство небесное) изображается Евангелием, в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии, как Ц. внутреннее, духовно нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные покаяние и вера … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    царство - (царствие), Царство Божие правление людей или Бога А. Темы в Библии ЦАРСТВО как тема: второй Царств: 2Цар 5:12 третьей Царств: 3Цар 4:21 Б. Земные царства 1. Основные царства библейской истории Васанское царство: Чис 32:33 Аморрейское царство:… … Библия: Тематический словарь

Книги

  • Русские монастыри. Южный Урал и Зауралье , Феоктистов А. А., Кузнецов А., Боев А. К., Нечаева М. Ю.. Главное содержание духовного воскрешения Святой Руси - преображение самих человеческих сердец, в которых опустошенность посттоталитарного времени, возникшая на обломках прежней…

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.


Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?


Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.