Литургия Преждеосвященных Даров: история, время совершения и евхаристический пост. Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению

Пост евхаристический

Пост евхаристический (греч. ή ευχαριστιακή νηστεία, лат. ieiunium eucharisticum ) - воздержание от приема пищи и питья перед причащением.

П.е. не практиковался ранними христианами, которые соединяли совершение Евхаристии с братскими вечерями, во многом следовавшими иуд. порядку праздничной трапезы. Он распространился в Церкви постепенно между III и VIII вв., зародившись в Сев. Африке. В кон. IV в. 28-е правило Гиппонского собора (393) и 29-е правило III Карфагенского собора (397) ввели требование того, чтобы причастие принималось только натощак (кроме Великого четверга, когда, вероятно, отсутствие П.е. служило более живому воспоминанию Тайной вечери); спустя неск. лет об этом же писал и Августин (Послание 54), утверждая, что П.е. восходит к апост. временам. Уже в VII в. ряд канонов, принятых на разных местных соборах Запада и Востока, свидетельствует о том, что причащение натощак стало повсеместной нормой. На визант. Востоке она была установлена как обязательная 29-м правилом Трулльского собора (691), при этом не было сделано исключение и для Вел. четверга: хотя в визант. литург. традиции наряду с Вел. четвергом был ряд дней, в которые Божественная литургия или Литургия преждеосвященных Даров совершалась в вечернее время, все они были днями строгого поста, продолжавшегося до вечера и исключавшего всякий прием пищи (в нач. II тыс., как на Востоке, так и на Западе, евхарист. богослужения, совершение которых было предписано на вечер, окончательно переместились на 1-ю половину дня). П.е. предполагал полный отказ от любой пищи и питья со времени подъема от ночного сна, но в эпоху развитого Средневековья стал обозначаться и на Западе, и на Востоке как «от полуночи». На Западе, однако, существовали некоторые послабления для священников, совершающих мессу, при болезнях и в др. особых случаях (подтверждены на 13-й сессии Констанцского собора). Традиция П.е. была воспринята и в церк. общинах, возникших в результате Реформации, однако во многих из них была прервана в XVIII-XIX вв.

Развитие в Католической Церкви литургического движения, одним из результатов которого было возросшее желание мн. католиков часто причащаться, стало с нач. XX в. приводить к некоторым незначительным послаблениям в П.е. Первое офиц. разрешение смягчить требования П.е. и сократить его в особых ситуациях было дано Папой Пием XII в апост. конст.Christus Dominus (6.01.1953) и разъяснено в прилагавшемся к ней наставлении Свящ. Канцелярии. В частности, в связи с обнародованным незадолго до этого разрешением служить мессу в вечернее время совершающим такие мессы и причащающимся на них предписано было воздерживаться в течение 3 ч перед причащением от π ищи и алкогольных напитков, а в течение 1ч - от любых напитков. Тем же документом вводились также послабления сходного характера для больных и для священников, вынужденных совершать мессу в поздний час либо после обременительного труда или длительного пути. Вскоре нормы, прежде предписанные для вечерних месс, стали универсальными в Католической Церкви для причащающихся в любое время суток (motu proprio Папы Пия XII Sacram соттип i опет от 25.03.1957). Наконец, 21.11.1964 (в день закрытия 3-й сессии II Ватиканского собора) Папа Павел VI объявил о сокращении минимальной продолжительности П.е. до 1 часа перед причащением. Эта норма закреплена в ККП 1983: намеревающемуся причащаться «следует хотя бы в течение часа перед священным причастием воздерживаться от какой бы то ни было пищи и питья за исключением лишь воды и лекарств» (CIC 919 § 1). «Священник, совершающий святейшую Евхаристию дважды или трижды в один и тот же день, может принять какую-либо пищу перед вторым или третьим служением, даже если между ними не прошло одного часа» (ibid. § 2). «Лица пожилого возраста и страдающие какой-либо болезнью, равно как и те, кто за ними ухаживает, могут приступать ко святейшей Евхаристии даже в том случае, если они принимали какую-либо пищу в течение предыдущего часа» (ibid. § 3). Верующие, принадлежащие к Вост. Католическим Церквям, должны руководствоваться в отношении П.е. частными нормами своей Церкви sui iuris (ССЕО 707 § 1), которые в наст, время в осн. приближены к гл. нормам Католической Церкви.

Хотя в Правосл. Церкви П.е. повсеместно остается в силе, в XX в. некоторые архипастыри и пастыри начали вводить совершение Литургии преждеосвященных Даров, а также Божественной литургии Вел. четверга в вечернее время, чтобы большее число верующих имело возможность на них причащаться. В этих случаях определенная продолжительность П.е. (напр., 6 ч) устанавливалась в порядке частной пастырской инициативы.

П. Сахаров

Источник : Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 1684-1686.

Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. Что же включает в себя евхаристический пост?

Телесный пост

В настоящее время та часть евхаристического поста, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней (от трех до семи). Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста.

Кроме качественных ограничений в пище, должно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий. Супругам в течение поста необходимо воздерживаться от телесного общения.

Духовный пост

Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Если есть возможность, то накануне Причащения нужно побывать на вечернем богослужении; перед Литургией (накануне вечером или утром перед ее совершением) - прочесть содержащееся в любом православном молитвослове правило ко Причащению. Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров.

Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного Иоанна Кронштадтского: "Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога - на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь, прежде всего, надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4; 20)".

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня у нас в гостях клирик Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга протоиерей Михаил Стрельников. Тема «Проект документа о подготовке ко святому Причащению». Этот проект сейчас активно обсуждается в православной общественности, в частности на сайтах bogoslov . ru , pravmir . ru . Мы решили, что телеканал «Союз» тоже должен принять участие в обсуждении. Батюшка, расскажите об этом документе, о его целесообразности.

Смысл документа состоит в том, чтоб как-то систематизировать подготовку ко святому причащению. Документ своевременен. Мы живем в эпоху евхаристического возрождения. Необходимость постоянного причащения святых Христовых Таин всячески подчеркивается в проповеди священника и становится актуальной. Документ еще находится в стадии разработки. Народ Божий может участвовать в его обсуждении и влиять на его утверждение определенным образом, на его систематизацию, на его обязательные дополнения. В документе ряд вопросов остается еще спорными. Появление его назрело очень давно.

С одной стороны, мы видим, что храмы наполняются людьми, но, с другой стороны, видим странное разделение, на постоянно причащающихся и участвующих в божественной Литургии людей и на тех, кто совсем не участвует в божественной Литургии. Причем те, кто участвует в божественной Литургии, делятся на тех, кто участвуют в ней постоянно и на тех, кто участвует в ней редко, а причащается очень редко. Смысл божественной Литургии в том, чтоб соединится с Христом. И Документ как раз отражает, что раньше были разные традиции причащения. И самая ранняя традиция была, когда причащались ежелитургийно. Причащались абсолютно все.

- Почему изменились форма Литургии и практика Причащения?

В самом документе это отражено. Там дан краткий исторический анализ истории Литургии. Суть Литургии осталась прежней. Не важно, Литургия Василия Великого, Иоанна Златоустого или апостола Иакова, которая совершается очень редко по благословению, или древняя агапа - Литургия одна. Это Тайная вечеря, вечеря любви, на которой Господь «не ложными почивает Таинствами». Господь незримо присутствует в Тайнах. Смысл Литургии не только в приобщении святых Тела и Крови Спасителя, но и в единении-соединении со Христом, единении друг с другом.

Если ночная служба начинается в 23 ч. или в 00 ч. ночи, сколько часов рекомендуется держать пост телесный? Перед Чашей Причащения мы складываем руки крестообразно. В чем смысл этого символического действа?

По поводу необходимого полного воздержания от пищи в документе отражено разделение на этапы подготовки ко Причащению: 1) говенье; 2) евхаристический пост; 3) выполнение молитвенного правила. Вы затронули евхаристический пост. В случае причащения на ночной Литургии (на праздники Рождество или Пасху) или вечером на Литургии преждеосвященных даров рекомендован пост в течение 6 часов. Крестообразное сложение рук на груди означает смирение и выражает осознание собственного недостоинства и духовной нищеты. Мы выражаем благодарность сораспятому нам Господу (Евхаристия переводится как «благодарение»), принесшему крестную жертву во искупление наших грехов.

Часто перед Чашей Причащения задается вопрос: «Готовились ли ко Причащению?». И странно, что не задают вопроса: «Готов ли ко святому Причащению?». Какова практика и традиция?

Священник не задает вопроса «Готов ли ко святому Причащению?» потому, что к нему нельзя быть готовым. Нужно лишь готовиться. Подготовка к Причащению - это не зарабатывание права причаститься. Это заблуждение. Нельзя заработать право причащаться, потому что ты вкушаешь Самого Бога: чуждый Богу становится Богу своим, тленный становится нетленным. Подготовка к Причащению - это подготовка к достижению определенного духовного состояния.

Я, читая правило, констатирую, что «я ни к чему не подготовился». Мы же говорим в следующих словах: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый (или первая) есмь аз», что мы первые от грешников. Не самый достойный, а самый последний, и, несмотря на это, дерзаю вкусить Тела и Крови Господа! Я желаю освятиться для спасения души и тела.

Отец Михаил, в подготовку ко Причащению входит пост. Документ говорит, что причащающиеся каждую неделю должны сохранить хотя бы однодневный пост. Как вы считаете, это тезис бесспорен?

Этот тезис не бесспорен. Сама подготовка складывалась исторически и была различной. Она должна быть дифференцированной, потому что нельзя возлагать на всех одинаковую нагрузку. Главное понять следующее: от степени воцерковленности и духовного развития, от возрастных особенностей человека, от занятости его на работе, от степени загруженности в иных сферах, зависит и подготовка ко Причащению. Все перечисленное нужно учитывать духовнику.

По поводу говенья мы имеем распоряжение (глава из Типикона): «Хотящий причаститься должен поститься 7 дней. В исключительном случае он должен поститься 3 дня. В особо исключительном случае он должен поститься 1 день».

В случае же причащения человека 1 раз в год речь идет о говенье в течение недели. Но если человек воцерковился, живет церковной жизнью, поститься все среды и пятницы, все многодневные посты, необходимости поститься накануне воскресного дня нет.

Отец Михаил, как быть, если нет вечерней службы в пятницу, а я должен на ней быть, я хочу в субботу утром ехать в храм на Таинство Исповеди?

Необходимо вечером обязательно посетить богослужение накануне причащения на утренней (субботней или воскресной) Литургии. Вспомним, что все правила, постановления, посты, молитвы совершаются нами с целью возблагодарить Бога, потрудившись по возможности. Если вы не смогли быть на вечерней службе в пятницу, если нет в городе другого храма, придите домой, и помолитесь от души. Если вы читаете все необходимые молитвы: три Канона (желательно с Акафистом), читаете полностью Последование ко святому Причащению (состоящее из Канона и 10 либо12 молитв), плюс вечернее правило в полном объеме, и добавите в нагрузку что-то еще, этого будет достаточно. Но не забывайте главное: предполагается чистая совесть и примирение с ближними людьми! Нужно почитать Евангелие, что не менее важно, и у всех домашних попросить прощения. Важно состояние сердца!

Отец Михаил, когда у нас в храме начинается Причащение, наш настоятель с чашей в руке говорит: «Все расступитесь, пропустите вперед мужчин». И в маленьком храме начинается давка и толкотня. Это действительно так должно быть?

Дело в том, что насильственно такие воспитательные моменты навязываемы быть не могут. В Таинстве венчания свеча дается сначала мужчине, потом женщине, напояется сначала мужчина, потом женщина. В церкви принято поступать не так как в обществе, в котором женщину обычно вперед пропускают и где мужчины галантность проявляют к женщине. В церкви такие понятия изначально правильно устроены. Грубость настоятеля в таких случаях не допустима и нужно вести разъяснительную работу.В первую очередь причащаются не мужчины, а дети. И потом причащаются люди пожилые, плохо стоящие на ногах. Давайте вспомним слова Евангелия: «Нет уже ни Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

Все должно быть в любви. И если люди расталкивают локтями других, пытаясь дойти до чаши, то это говорит о том, что они ничего не поняли из того, что читали перед Таинством: того, что я самый недостойный и самый первый из грешников. И я только последним могу подойти к Чаше.

Отец Михаил, в одном из комментариев к документу, представленному на межсоборном присутствии я прочел такую мысль: «Те каноны, которые благословляют читать мирянам перед Таинством Причащения - это взаимозаменение тех канонов, которые мы слышим на утрене. Если человек, побывав на утрене, прослушал каноны, то ему достаточно прочитать только Правило ко Святому Причащению». Как вы относитесь к этому?

Если человек действительно внимательно стоял за богослужением и был сосредоточен, не отвлекался и его ум и слух были заняты тем, что читается и поется, то чтение домашних канонов, которые были прочитаны в церкви, необязательно. Бывают ситуации, что не во всех храмах читают внятно, не во всех храмах читают так, как это положено, иногда читают торопливо и в ущерб самому тексту, самому смыслу богослужению - время службы удлиняется. Что человек услышал? Может достаточно прочитать 3 канона, но так чтоб их все люди услышали!

Речь идет и о редактировании канонов, так как они иногда переведены с греческого по методу кальки, и это получается пустой набор слов. И даже мы стоящие в храме, имеющие богословское образование, спрашиваем друг у друга, поняли ли мы, что чтец читает? Я говорю, что понял 20 процентов. А что поняли прихожане?! Вопрос… Все это требует комплексного подхода, и не модернизации, не реформы, а более доступного понимания человеком смысла богослужения! Ради чего богослужение и составлено. Ведь великолепные стихиры и великолепное каноны написаны.

Отец Михаил, вот когда на исповеди перед священником человек покаялся, назвал содеянные грехи, и покаялся в грехе «гражданского брака» как называют блудное сожительство, батюшка ему сказал: «приходите на исповедь, но причащать вас не буду». Мне кажется, что в Причащении вся сила, которая удержит от дальнейшего повторения названного греха. Может я не права?

Вопрос сложный. В одной стороне в документе сказано, что причащаться могут все, состоящие в официальном государственном браке (не церковном) и хранящие верность друг другу. Церковь считает такой брак не греховным сожительством. В этом случае священник не имеет права запрещать причащаться. А с другой стороны, гражданский брак - бич нашего общества. Он носит повальный характер среди нашей молодежи, к сожалению. Это прискорбное явление, вызывающее горечь. Люди соединяются не для того, чтобы совместно нести иго и бремя Христовы, идти взявшись за руки через все трудности жизни, а относятся потребительски друг ко другу, и ко своему союзу также.

Но бывают люди верующие, которые не могут уговорить человека, с которым живут, который ни мужем, ни женой не является, вступить с партнером в брак. Верующая «половина» об этом скорбит, но по любви не может оставить человека. Тут уже на усмотрение священника остается вопрос. Надо осторожно относиться духовнику, священнику к вопросу запрета на причащение. Тут мы можем судить строго, а можем идти по пути икономии, то есть врачевания недуга. Если человек осознал правомочность такого союза, то при покаянии можно допустить до Причащения.

Отец Михаил, читая молитвы, я часто не понимаю старославянских слов и смысл. Наш священник говорит: «Зато их хорошо понимает тот, кто бежит из твоего дома, из-за этого твой дом становится чистым». Так ли это?

Мы молимся Господу Иисусу Христу, а не врагу нашего спасения. В молитве всегда участвуют 2 стороны. Тот, к кому обращена молитва, и тот, кто обращается в молитве. Важно, чтоб человек понимал, что он читает. Важно купить словарь «старославянских слов и выражений» и там посмотреть значение слов, которых и так немного в этих молитвах.

Отец Михаил, давайте перейдем к вопросам Таинства Исповеди. Вопрос тут связан с практикой, когда практически всю Литургию стоит очередь ко священнику на исповеди. И человек не молится, а думает о своих делах и грехах, и переживает, успеет ли он поисповедоваться перед Причастием.

Проблема действительно есть. И возникла она еще при праведном Иоанне Кронштадтском, когда он стал причащать очень многих людей. Стали возникать большие очереди. Но он устраивал общую исповедь, на которой покаянное настроение и состояние души всех молящихся приводило к тому, что все сокрушались сердцем и произносили свои грехи. Это было его дерзновением и духовным подвигом! Вряд ли это повторимо.

Но мы видим большие очереди людей, стоящих к аналою. В нашем храме мы отчасти попытались решить этот вопрос. Теперь у нас за Литургией исповедует не один священник, а два священника. Но все равно не справляемся с такими двумя очередями до окончания Литургии. И прихожане жалуются на то, что им приходится стоять и переживать.

Надо подойти дифференцированно: если человек никогда не исповедовался и не причащался, то я такому человеку советую: пожалуйста, придите в будний день, не в воскресные дни или дни Двунадесятых праздников! И тогда это будет подробная исповедь, необходимая вам. А для тех людей, которые исповедуются постоянно, встает вопрос: а необходимо ли их постоянно исповедовать?! Чистота исповеди не может равняться чистоте Евхаристии!

Чистота Евхаристии - это каждый раз обожение, которое каждый воскресный день проходит. А исповедь не может совершаться еженедельно, потому что мы не находимся в монастыре, где послушник поверяет свои помыслы духовнику каждый день. В миру такое невозможно. Тогда исповедь, к сожалению, носит формальный характер.

Если богобоязненный христианин не совершает вопиющих грехов, каяться можно до бескончености. Можно перейти в другую крайность: человек перестанет исповедоваться совсем. Так что вопрос требует осмысления! В документе он решен следующим образом: говорится, что на Светлой седмице надо насладиться «пиром веры», пиром явствами. А этот пир - Сам Господь, поэтому мы должны причащаться на Светлой седмице. И если человек причащается на Светлой седмице, он должен быть освобожден от еженедельной исповеди. И причащаться в дни святок, когда нет поста.

Отец Михаил, я являюсь крестной мамой своей 6-месячной внучки. Я причащаю ее, и заметила, что у нее после причастия появилась аллергия на щеках. У священника эта реакция ребенка вызвала недоумение. Как вы думаете, что случилось?

Да, действительно недоуменный вопрос. Может быть, аллергия возникла на шерсть, кто носит шерстяной платок? Это вопрос надо подробнее исследовать. Поговорите со священником. Дают ли младенцу запивать после причастия Даров? Возможно это реакция на запивку, а не на Кровь Христову. Я затрудняюсь что-то сказать.

Отец Михаил, нужно ли поститься перед Причащением тем людям, которые причащаются регулярно, и в среды и пятницы постятся?

Нужно ли говеть один день? 64-ое апостольское правило говорит, что в субботу поститься нельзя кроме одной субботы, которая называется Великой, накануне дня Воскресения Христова! Поэтому вопрос отпадает сам собой. Если человек причащается каждое воскресенье и живет такой активной евхаристической жизнью, то он постится только в среду и пятницу, и во дни постов, установленных Святой Церковью.

- Отец Михаил, как пересилить себя и придти на исповедь человеку, который совершал гнусные дела?

Есть стыд к погибели, а есть стыд во спасение. Стыд к погибели - это случай, когда человек по ложному стыду боится открыть грехи. Это словно ты приходишь к врачу, и болезнь связана с чем-то неприличным, и ты, стесняясь, боишься развязать эту рану и подвергнуть ее рассмотрению и врачеванию врачом.

Эта необходимость раскрытия своей души и своей совести, для очищения и исцеления самим Господом. Мы каемся самому Христу. Священник только свидетель. Нужно найти в себе силы, и не затягивать с этим! Грех сомнения будет все усиливаться и усиливаться. И один грех тянет за собой следующий грех. Это будет груз, который будет тяготеть.

Отец Михаил, как подойти к исповеди неформально и осознанно? И еще вопрос. Священники же живут по другому распорядку. Они не исповедуются перед каждым Причастием, и причащаются каждую Литургию. Как сопоставить эти факторы?

Священник чисто технически не в состоянии исповедаться перед каждой божественной Литургией. Священники служат чаще, чем причащаются те миряне, которые, причащаются ежевоскресно.

Если речь идет о том, что нужно освобождать от постоянной исповеди христиан, которые причащаются ежевоскресно, то священник, всегда служащий Литургию, не в состоянии каждый раз исповедоваться. А священник, который служит на деревенском приходе, и не имеет другого священника, он исповедуется тогда, когда у него появляется такая возможность. Поэтому не совсем правильно сравнивать, священник ведет жизнь по-другому.

Еще не надо как-то выделять священника. У нас нет кастовости, у нас есть посвящение в рукоположении. У нас нет преимущества, а есть огромное бремя и тяжесть перед Богом за пасомых. Священник должен показывать пример как пастырь.

Что касается вопроса неформальной и осознанной исповеди. Чтобы исповедь перестала быть формальной, необходимо учится исповедоваться. Ведь по опыту я вижу, что исповедь у всех разная. Кто-то перечисляет грехи и не сокрушается сердцем. Кто-то не может от сокрушения сердца вымолвить ни слова. Просто приходит на исповедь и рыдает. Рыдает не от саможаления, а от сокрушения сердца. Чтобы научится исповедоваться, необходимо осознать свой грех, произнести грехи.

Советую использовать труды архимандрита Иоанна (Крестьянкина) - «Опыт построения исповеди», «В помощь кающимся». Также прочитайте святителя Феофана Затворника.

Отец Михаил, также в этом документе затрагивается вопрос так называемой «женской нечистоты». Как такой термин уместен в Новом Завете?

Да, понятие ритуальной нечистоты - понятие ветхозаветное. Оно перешло в христианство от недоосмысления того, что есть понятие ритуальной нечистоты. Мы видим в Новом Завете пример видения апостола Петра. «И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь». ( - ред. ) Это имеется ввиду, что для Бога теперь все равны: все народы, оба пола, все возрасты людей. Понятие ритуальной нечистоты в Новом Завете не может иметь места в принципе. Я предлагаю вообще не говорить о женской или мужской нечистоте. Нечистота отныне либо физическая, либо греховная. Промежуточной нечистоты быть не может.

От физической нечистоты мы избавляемся омыванием тела, а от духовной - покаянием. То, что происходит с женщинами раз в месяц, а у некоторых и чаще, называется скорее женской немощью, а не нечистотой. Почему святой Дионисий Александрийский называет женщину, в состоянии женской немощи «она нечиста душой»? Это не совсем соответствует учению Нового Завета. В документе упоминаются правила древних соборов, и так же говорится, что женщина в состоянии женской немощи не может причащаться. Это ошибка, не смотря на то, что там достаточная комиссия межсоборного присутствия работала. Никто не посмотрел, что 19 правило Лаодикийского собора говорит, что никто кроме духовенства не может входить в алтарь. О женщинах вообще ни слова. А 44 правило Лаодикийского собора говорит о недопустимости в алтарь в женщин.

Сборник «Постановления святых апостолов» через епископа Климента Римского (380 г. от Р.Х.) говорит: «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени во сне, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться или касаться Библии, или причащаться евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими; ибо Соломон говорит о праведных, чтобы каждый уготовил себя так, чтобы Бог, когда спят они, хранил их, а когда встают, говорил с ними.

В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжении семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность». Это неполная еще цитата.

То же самое говорит переписка между папой римским Григорием Двоесловом и Августином Кентерберийским (апостол Англии в 6 веке по Р.Х.): «Если женщина имеет немощное состояние, но физически способна принять Святые Дары, то она может принять Святые Дары». Послание Афанасия Великого к монаху Амону (356 г.) говорит о том же самом. Также мы вспоминаем женщину из Евангелия, страдающую кровотечением и исцеленную Спасителем.

Сейчас средства гигиены развиты так, что женщина ведет активный образ жизни. Она может посещать бассейн и спортивный зал. А мы доходим до какой-то крайности, превращаемся в фарисеев. Я знаю одну жалобу женщины на священника, который не благословлял ее в таком состоянии, потому что боялся оскверниться. Это уже перегиб сознания! Наше духовенство не вышло еще из ветхозаветных представлений.

Если женщина не может физически придти в храм, не приходите. А если женщина болеет и имеет проблемы, и она нуждается в Причастии, как ее можно лишить причащения? Конечно, можно причащать!

Отец Михаил, какой вывод мы делаем из этого документа, и какой результат мы надеемся получить на архиерейском соборе, который примет окончательный вариант?

Я бы призвал всех нас, дорогие зрители, быть более активными в обсуждении этого документа на форумах! Если мое выступление вызовет неоднозначную реакцию у верующих, это хорошо. Это не будет равнодушием! А то всей страной обсуждаются ненужные вопросы, а то, что касается самого главного церковного Таинства, находится в тишине, и не видит активной позиции мирян. Надо вносить свои аргументированные предложения, исходя из пользы Церкви! На первом месте - не приспосабливание себя к Подготовке ко Причащению, а польза для всей Церкви. И правила должны быть широкими и все должны проявить активность.

- Отец Михаил, наша передача подошла к концу. Спасибо, что пришли, спасибо за интересный разговор. До новых встреч, дорогие телезрители!

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Олег Сиротин

Архиерейское совещание, проходившее в Москве 2 и 3 февраля, одобрило документ Межсоборного присутствия « ». Инокиня Евгения Сеньчукова по просьбе «Правмира» комментирует новое положение о причащении.

Прорыв – кажется, с появлением этого документа в Русской Православной Церкви покончено с обязательным трехдневным постом перед причастием, который создавал массу проблем для желающих причаститься.

Я знаю немало людей, которые не были готовы причащаться каждое воскресенье или даже через воскресенье, потому что четыре постных дня в неделю (да еще и подряд) – явно требование не для мирян, которые о постническом житии никогда не мечтали.

В документе эта норма остается для тех, кто приступает к таинству несколько раз в год – для причащающихся еженедельно или несколько раз в месяц пост сокращается или вовсе упраздняется:

«Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения».

В конечном итоге, этот вопрос оставляется на усмотрение духовника, но, по крайней мере, никто не сможет назвать еженедельное причащение ревностью не по разуму, прелестью и так далее.

Мне кажется, трехдневный пост перед редким причастием обусловлен еще и покаянной практикой. Отказ от участия в Евхаристии без удовлетворительных причин – а какие в наше время в крупных городах с десятками приходов могут быть удовлетворительные причины? – серьезное, как минимум, каноническое нарушение.

Пост, в данном случае, мог бы выступать своеобразной «компенсацией» неблагочестивого отношения к святыне.

О частоте Причащения

Еще более революционным стало признание права верующих причащаться, да еще и без поста, в течение Светлой седмицы и Святок.

«…Миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением».

Случаи, когда людям отказывали в причастии в сплошные седмицы по причине того, что «поститься сейчас нельзя, а без поста нельзя причащаться», к сожалению, нередки. Между тем, в документе даже процитировано известное 66 правило Трулльского собора, согласно которому на Светлой седмице верные должны причащаться.

Здесь мы плавно подходим к теме «частое причастие».

Несколько лет назад из среды, по недоразумению именующейся «консервативной», звучали обвинения в «ереси сверхчастого причащения». Под «сверхчастоту» подходили самые разные режимы: от ежедневного участия в Евхаристии (что, на самом деле, редкость – очень немногим людям удается посещать литургию каждый день) до совсем уж расслабленного причащения раз в две недели.

Теперь, по крайней мере, верующим напомнили, что практический ответ на вопрос о частоте причащения для мирян менялся многократно, и как раз на последнем этапе истории Церкви (1931 год) ежевоскресное причащение было объявлено нормой.

«В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: «Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них и ежевоскресного признать приемлемым».

Некоторые миряне считают естественным и более частое участие в Таинстве. Думается, это актуально только для церковных работников – прочие просто не успевают посещать храм ежедневно – да еще для людей, чья жизнь сконцентрирована вокруг храма (монашествующие или глубоко благочестивые миряне).

В любом случае, это слишком индивидуальный вопрос, чтобы подробно разбирать его в документе. Он уж точно должен решаться лично духовником и чадом.

Мне уже не единожды встречались люди, искренне считающие, что вопрос о частоте причащения – абсолютно индивидуальный, до такой степени, что и духовник здесь нисколько не нужен: «А священник спрашивает у своего духовника, сколько раз он может причаститься?»

Я не соглашусь. Иерархия и послушание в Церкви все-таки есть – и это нормально. Священник служит литургию с благословения своего епископа. Мирянин участвует в литургии с благословения священника. Тем более, мирянин в выборе духовника (по крайней мере, в больших городах) более свободен.

Выбор духовника – это во многом, ответственность самого пасомого. Так что позиция документа представляется сдержанной и корректной.

О Евхаристическом посте

Лично мне не вполне понятна концепция Евхаристического поста, представленная авторами . Вроде бы, исторически Евхаристический пост сформировался как время воздержания от пищи и пития в день причастия:

«евхаристический пост в строгом смысле слова полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения» .

Тогда откуда возникают шесть часов воздержания? Требование минимум шестичасового поста (в идеале – с полуночи) появляется, как верно замечено в тексте, в решении Священного Синода 1968 года и касается вечернего причащения:

«При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость».

«На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова)».

Но ведь праздничные Божественные литургии совершаются ночью как раз после того дня, когда по уставу литургия совершается вечером! Мне знакомы приходы, где в Рождественский сочельник постятся до вечера, затем совершают вечерню с литургией Василия Великого, затем – постная трапеза, и очень скоро начинается новое богослужение, уже в воспоминание Рождества Христова (не говоря уже о хлебе, раздаваемом на литии во время всенощного бдения).

Сама логика Великой субботы – единственной постной субботы в году, согласно 64 Апостольскому правилу – предполагает вечернюю трапезу. Ведь запрет поститься в субботы касается не столько режима питания (едим ли мы пищу животного происхождения), сколько воздержания от пищи в течение целого дня – именно так понимался пост в древности.

Как комментирует епископ Никодим (Милаш): «Здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы».

Разумеется, сейчас мало кто постится по строгому уставу. Обычно в Великую субботу предлагается легкая трапеза после литургии Василия Великого, которую никто (почти: я знаю только об одном храме, где литургию Великой субботы служат с четырех часов дня) не совершает по вечерам.

Но есть достаточное количество верующих, которые стараются провести в посте как можно более долгое время – как правило, они подкрепляются вечером незадолго до ночного Пасхального богослужения, в согласии с древним Уставом.

Я могу ошибаться, но, кажется, совершение литургий наиболее значительных праздников – Рождества и Пасхи – ночью и фактическое отсутствие Евхаристического поста (только само время богослужения) между собой связаны. В течение многодневного поста люди очищали себя покаянием и воздержанием, а в сам день праздника пост отменяется вообще: день начинается с празднования – с Евхаристии.

О молитве

Несколько неожиданно смотрится в документе четко обозначенное молитвенное правило:

«Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия».

Спору нет, «Последование ко Святому Причащению» – часть неизменная и обязательная. А вот по «Следованной Псалтири» сейчас готовится мало кто. Практика разнообразна: одному человеку благословляется чтение трех канонов с двумя акафистами, другому – трех канонов без акафистов, третьему – каноны дня, четвертому – вообще не каноны, а Священное Писание, а пятому предлагают ограничиться тщательным и вдумчивым чтением Последования.

Я не знаю, каким образом родилась именно такая формулировка, но мне кажется, вопрос личного молитвенного правила – в еще большей степени индивидуальный. В крайнем случае, можно было бы использовать более мягкую формулировку: «Наиболее распространено молитвенное правило, включающее в себя…».

Позволю себе высказать предложение, что чтение канонов было бы уместно как раз для тех, кто по тем или иным причинам не был на вечернем богослужении. Это было бы большим подспорьем для прихожан тех храмов, где нет постоянно пребывающего священника – хорошо, если в большие праздники батюшка приедет…

О нечистоте

Вопрос о женской нечистоте – только частный случай темы нечистоты вообще, но всплывает постоянно именно он. Несколько лет назад «Правмир» предлагал вниманию читателей полемику и .

Сестра Васса отстаивает точку зрения, что сама постановка вопроса о нечистоте – рецидив дохристианского сознания и, по большому счету, противоречит христианскому богословию в принципе. Отец Сергий считает подобный подход поверхностным.

Проблема, на самом деле, непростая, и в документе предложен взгляд только с одной стороны – канонической.

“Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”.

Действительно, указанные правила категорически требуют очищения женщины, если она желает приступить к таинству. Но есть и другие тексты, в том числе и канонические.

Святитель Афанасий Великий в послании к Аммуну пишет:

«Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно.

Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого».

«В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжении семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том».

Не менее известны слова святителя Григория Двоеслова:

«Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха… Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать».

Почему в Предании возникает такое противоречие? Хотелось бы выяснить для начала то, что называется «намерением законодателя». Почему вообще возникают каноны о нечистоте? Это связано с юриспруденцией? С гигиеной? С религиозной практикой?

Возможно, на эту тему есть специальные исследования. И, разумеется, хотелось бы, чтобы в следующих редакциях были указаны различные точки зрения на данную деликатную проблему.

Об исповеди

« Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния » .

Много раз говорилось, что таинства покаяния и причастия одно к другому не сводится. Тем не менее, даже апологет непрестанного причащения преподобный Никодим Святогорец настаивает на необходимости исповедоваться перед причастием:

«Прежде чем причастится кто-либо, ему необходимо совершить должную подготовку, то есть он исповедуется духовному отцу, сокрушается, исправляется, умиляется, приобретает внимание к своей духовной жизни, предохраняется от страстных помыслов, насколько это возможно, и от всякого другого зла» (Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин), «…Таинство Тела и Крови Христовых, с достодолжным приготовлением, т. е. сокрушением, исповедью, очищением чрез епитимию и потребным пощением; во-вторых, духовно и мысленно в уме и сердце».

Тут, правда, стоит оговориться: эти тексты написаны монахом. Для монаха непрестанное сокрушение о грехе и работа над его устранением с помощью исповеди духовному отцу нормальны и естественны. Для мирянина все это тоже желательно, но в реальности слабо осуществимо.

В идеальной ситуации монах находится в постоянном общении со своим духовным отцом. Выслушивая исповедь и назначая епитимью, духовник знает, что и кому он рекомендует. Вы знаете много мирян, которые находятся в такой связи со своими духовниками? Я – нет. А игры в «откровение помыслов» никакого отношения к благочестию не имеют.

Мне кажется оправданным для мирян :

«На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться… Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза».

С другой стороны, очень важно и правильно, что в обсуждаемом документе необходимость обязательной исповеди для мирян объясняется чисто практическими соображениями:

«многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения Таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин».

Рассуждения о том, что священник становится «стражем при Таинстве», мне кажутся надуманными. Он на то и поставлен как пастырь – оценивать духовное состояние верующего.

Далеко не каждый священник будет использовать свою власть для того, чтобы отогнать мирянина от Чаши. Смею предположить, что даже не половина. А вот обозначить границы допустимого для христианина – необходимо.

Если глубоко воцерковленным людям это кажется неверным, просто присмотритесь и прислушайтесь вокруг. Вы даже среди прихожан своих родных храмов легко встретите людей, которые считают, что пьянство – это христианская если и не добродетель, то невинная забава, ссылаясь на хрестоматийное «Руси есть веселие пити».

Огромное количество вполне верующих людей считают, что не блудить совершенно невозможно, потому что воздержание вредно для здоровья. Еще большее количество людей, регулярно посещающих храм, с огромным удивлением узнают о грехе гадания.

Это совсем не значит, что всех этих людей надо отлучать от Евхаристии. Напротив, возможно, Святые Дары их просветят и укрепят в борьбе с грехом. Но исповедь перед причастием позволит им понять, что между ними и Христом стоит грех. Не короткий пост. Не недочитанное молитвенное правило. А грех. Который, возможно, они и не поняли как грех.

Напоследок хотелось бы сказать, чего, на мой взгляд, в документе не хватает. Не хватает напоминания очевидной истины (видимо, из-за очевидности она и не внесена в документ), что литургия – дело общее. Цель и кульминация этого богослужения – соединение верных в единое Тело Христово. Остальное – частности, которые постепенно и по необходимости будут проясняться и уточняться.

Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был направлен на изучение в комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, после чего был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

1. Краткий исторический обзор

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело — Церковь, получают освящение души и тела.

Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор 10:16-17; Деян. 2:46; Деян. 20:7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований рассматривался как пренебрежение Церковью и подвергался порицанию.

Количественный рост Церкви в III и, особенно, IV веке привел к существенным переменам в ее организации. В частности, евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них рядовых христиан стало восприниматься многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).

Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме: «Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой — хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную... Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 ).

Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие — в том числе монашествующие — стали причащаться один-два раза в году, и призывает усердных христиан придерживаться древней нормы о причащении за каждой Литургией: «Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]»

В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Пято-Шестого Собора). Однако уже на рубеже IV-V веков, как пишет святитель Иоанн Златоуст, многие христиане связывали причащение не только с евхаристическим воздержанием перед Литургией, но и с соблюдением Великого поста. Святитель порицает возведение этого обычая в ранг нормы: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное... [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? <...> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Тайнам» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).

Вместе с тем, в Византии к XI-XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху . На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (гл. 32) об обязательном семидневном посте перед причащением.

В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко Святому Причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Три дни или един день да постятся точию» .

На практике крайне строгий подход к подготовке ко Святому Причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против этого злоупотребления была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении. Елижды аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. И напутствие к животу вечному. Аще не ясте Тела Сына человеческаго, и не пиете Крове Его, живота не имате в себе. И есть характир или знамение, которым являем себе быти уды единаго мысленнаго Тела Христова, сиесть, сообщники единой Святой Церкви... Того ради, аще который Христианин покажется, что он весьма от Святаго Причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви» .

В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре поста, а святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. Исповеднический подвиг Церкви в годы безбожных гонений ХХ века побудил переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения, так что сейчас большинство воцерковленных православных людей причащается со значительно большей частотой, чем христиане в дореволюционной России.

2. Говение

Определяемые духовником требования подготовки ко Святому Причащению зависят от частоты приобщения Святых Таин и духовно-нравственного состояния верующего.

Практика приуготовительного поста (говения) регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи (а в более строгом варианте — в форме сухоядения) и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. В то же время продолжительность и строгость говения как подготовки ко Святому Причащению могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни.

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви, отраженному, в том числе, в Учительном известии.

Согласно церковной традиции, говение состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении определенного домашнего молитвенного последования, которое обычно состоит из канонов и акафистов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, святым, иных церковных молитвословий. Объем и состав домашнего молитвенного правила в период говения, согласно Следованной Псалтири (точнее, включенному в ее состав «Правилу готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа»), может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни. Наиболее важная часть молитвенной подготовки причастника — последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.

Духовникам при определении меры поста и объема молитвенного правила готовящегося ко Святому Причащению следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних.

При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними.

3. Светлая седмица

Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Исходя из этого правила, а также имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.

4. Евхаристический пост

От говения следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого Причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше) и не может быть отменен. При этом следует заметить, что требование обязательного евхаристического поста не может быть применимо к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующими неопустительного приема лекарств, и к умирающим.

Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время предполагает увеличение продолжительности евхаристического поста, в который включаются не только ночь и утро, но и день. Поэтому при вечернем причащении за Литургией Преждеосвященных Даров воздержание от пищи с полуночи сохраняется в качестве нормы. Однако для лиц, не имеющих физической крепости, Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании от 28 ноября 1968 года установил возможность сокращения евхаристического поста при причащении вечером до шести полных часов .

Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения. 5 и 13 правила Тимофея Александрийского говорят о воздержании в течение суток перед причащением.

5. Исповедь и причащение. Препятствия к принятию Святых Таин

В период говения готовящийся ко Святому Причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие совести перед священником в Таинстве Покаяния. Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии. В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели — в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, — могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением.

Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господне» (1Кор 11:29).

Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского, 19-е и 44-е правила Лаодикийского Собора, 69-е правило Пято-Шестого Собора).

6. Причащение и вопросы семейной жизни, а также личной нравственности

Как отмечено в (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7:14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.

Подготовка детей ко Святому Причащению имеет свои особенности. Продолжительность и содержание подготовки определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. Следует признать, что для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях начинают приучать к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак, с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению.

7. Заключение

Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» , — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения.

В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении приведенного выше правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью» . Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная» , хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении . В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» .

См.: Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers // Dumbarton Oaks Papers. 2006 . Vol. 60. P. 146-188.

Журнал № 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1. С. 3-5.

Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757.

Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.