Зимовка животных в природе. Зимовка животных В таблице представлены способы зимовки животных поставь

Рабочая тетрадь "Окружающий мир" за второй класс, часть вторая, УМК "Перспектива", авторы тетради - Плешаков, Новицкая. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради.

Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных.

Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.

Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс

Кликайте по номерам страниц, чтобы посмотреть ответы на задания.

Зима

Страница 3-5. Зимние месяцы

Задание 1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев и древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

1 столбец: децембер, януариус, фебруариус.

2 столбец: декабрь, январь, февраль. Названия по звучанию похожи на римские.

3 столбец: студень, сечень, снежень.

2. Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с


2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать варианты вы можете на страничке Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей >>

Задание 3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.

Зима на Урале и в Сибири – самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в этих краях в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.

Зима в Европейской части России примерно совпадает с календарной: с начала декабря по конец февраля.

Зима в Краснодарском крае короткая, в ноябре еще может стоять плюсовая температура. Зима начинается в середине декабря, а к началу февраля уже уступает место весенним явлениям природы.

Задание 4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице-зиме. Запиши.

Белая вата весь лес согрела. (Снег).

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).

Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве!
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.

Задание 5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.

Городской сад зимой

Площадь Ленина зимой

Храм Василия Блаженного зимой

Храм Христа Спасителя зимой

Страница 6-7. Зима - время науки и сказок

Задание 2 . Запиши народные приметы на урожай в твоем крае.

Ответ: Если в Сретение (15 февраля) по дороге несет снег – жди хорошего урожая.
При большом снеге и хлеба будет много, а при малом и хлеба мало.
Ясный новогодний день - к богатому урожаю хлеба, к нему же на Новый год сильный мороз и снегопад.
Если лед на реке ровный, значит хлеба будет мало, а если лед становится грудами – хлеба будет много.

Выбрать еще приметы вы можете со странички Народные приметы на урожай >>

Задание 3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.

Вспомним сказку "Зимовье зверей". Рисунок:

Задание 4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.

Пословица: Готовь сани летом, а телегу зимой.

Страница 8-9. Зима в неживой природе

Задание 1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни свой выбор.

Ответ: самый крайний рисунок справа, потому что на нем солнце ниже всего и видны признаки зимы: снег, деревья без листьев.

Задание 2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Солнце в небе поднимается низко. Короткий день. Мороз. Снегопад, метель. Лед на водоемах. Оттепель и гололедица. Изморозь на деревьях.

Задание 3. Запиши даты:

Задание 4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт архив погоды сайта гисметео (gismeteo.ru), на нем есть дневник погоды для школьников. Выписываем погоду за нужные дни и перерисовываем те же условные обозначения.

Страница 10-11. Звездное небо зимой

Задание 1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши ее. Объясни (устно), как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.

Полярная звезда - самая яркая звезда созвездия Малая Медведица (малый ковш), находится на конце ковша.

Задание 2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Далеко далеко от земли жила Полярная звезда, которая хотела очень многое узнать о Земле. И задумавшись, не удержалась она на небе и упала в лес, да не просто в лес а прямо на хвост медвежонку - маленькой медведице, которая гуляла по лесу. Медведица удивилась и спросила:
- Кто ты?
- Я - Полярная звезда! Я упала с неба - ответила гостья.
- Зачем ты прилетела сюда?
Звезда не задумываясь ответила:
- Чтобы посмотреть, что такое земля.
Тогда маленькая медведица с восторгом предложила ей всё показать, и они отправились гулять по лесу. Они любовались замечательными красивыми растениями и не менее красивыми животными. Звёздочке всё понравилось и она пригласила медведицу в гости к себе на небо. Они в миг очутились на небе, и гостье так там понравилось, что она решила остаться на небе. Теперь они неразлучные друзья и называются Малая медведица и Полярная звезда.

Задание 3. Впиши названия сторон горизонта.

Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади - юг, слева - запад, справа - восток.

Задание 4. С помощью иллюстрации учебника соедини звезды на рисунке (с.11) так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши ее. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.

Если по поясу Ориона провести прямую справа налево, то первая яркая звезда на этой прямой и будет Сириус.

Задание 5. Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на зимнем небе.

Созвездия: Орион, Большой и Малый пес, Телец, Близнецы, Единорог, Рак.

Звезды: Полярная звезда, Сириус, Капелла, Бетельгейзе.

Страница 12-13. Зима в мире растений

Задание 1.

Ответ слева направо: липа, ясень, клён, рябина, вяз.

Задание 2.

Ответ слева направо: ель, лиственница, сосна.

Задание 3. Догадайся, какое растение изображено на фотографии.

Ответ: можжевельник.

Задание 4. Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки, по которым вы определили эти растения.

Примеры рисунков:

Рябину можно определить по плодам, собранным в грозди.

Шиповник определим по красным вытянутым плодам.

Березу определим по белому стволу.

Ясень определим по вытянутым семенам, собранным в метелки.

Страница 14-15. Зимние праздники

Задание 1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядкой.

Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова-города.
Как искала коляда Машенькиного двора.
Нашла коляда Машин двор.
Машин двор не мал, не велик,....
Счастья, радости тебе, Машенька!

Задание 3.

Ответ: закрашиваем кружок у ангелочка, лебедя и лимона. Можно отметить шишку на ваше усмотрение.

Страница 16-17. Растения в домашней аптечке

Задание 2. Практическая работа "Лекарственные растения".

Название растений - Какие части используются

шиповник - плоды
зверобой - цветки, листья, стебель
цикламен - клубни
ромашка аптечная - цветы
можжевельник - плоды
календула - цветы

Задание 2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.

1. Валериана

3. Календула
4. Липа
5. Подорожник
6. Тысячелистник

Задание 3. Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.

Ответ: шиповник, зверобой, мята, ромашка, тысячелистник, шалфей, календула.

Страница 18-19. Зимняя жизнь птиц и зверей

1. Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия.

Задание 2. Узнай зверей по описаниям. Напиши названия.

Задание 3. Что изменилось в поведении птиц, за которыми вы наблюдали осенью?

Птицы все чаще стали прилетать к жилью человека. Синички даже могут залететь на балкон, если открыть окно. Они ищут корм.

Каких еще птиц вам удалось увидеть?

Синицы, снегири.

Понаблюдайте за птицами у кормушки.
По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком.

Мы смастерили из дощечек кормушку. Папа повесил ее на дереве в парке. Мама насыпала в нее семечки и зернышки. Но птицы долго не прилетали. Наконец, однажды мы обнаружили, что корм исчез! Это означало, что птицы нашли наш подарок! Мы стали приходить чаще и приносить свежий корм.

Страница 20-21. Невидимые нити в зимнем лесу

Задание 1. Как связаны между собой ель и лесные животные?

Клест, дятел, белка, мышь, заяц кормятся семенами ели и распространяют их. Весной семена, которые уронили эти животные, прорастут, из них вырастут новые ели.

Задание 2. Прочитайте в учебнике рассказ "Как животные друг другу помогают". Соедините рисунки стрелками так, чтобы показать связи в зимнем лесу.

Страница 22-23. В феврале зима с весной встречается впервой

1. Составь короткий устный рассказ о феврале, используя в нем слова "межа", "граница", "рубеж".

Рассказ о феврале.

Февраль - последний месяц зимы, межа между зимой и весной. Между февралем и мартом проходит граница или рубеж между холодом и теплом. Говорят, что в феврале зима с весной встречаются. Это значит, что становится теплее, и ощущаются первые признаки весны. Снег еще не сошел, но солнце пригревает, образуются проталины.

Нарисуй картинку к своему рассказу.

Задание 2. Отгадай загадку.

Висит за окошком кулек ледяной.
Он весело плачет и пахнет весной.

Отгадка: СОСУЛЬКА.

Задание 3. Узнай домашний рецепт приготовления блинов, запиши его и расскажи о нем одноклассникам.

2 яйца, 3 столовые ложки сахара, 1 литр молока, половина чайной ложки соли, муки столько, сколько вберет тесто (оно должно получиться жидким), растительное масло.

Смешать яйца с сахаром, добавить муку, соль, молоко. Хорошо размешать тесто, чтобы не было комочков. В тесто можно добавить 3-4 ложки растительного масла.

Жарить на горячей сковороде, смазанной растительным маслом.

Задание 4. Подбери и приклей фотографию зимнего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Сретение означает встреча. Этот праздник пришел к нам с Библейских страниц. Одному старцу по имени Симеон было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию (Христа). И вот однажды, когда он был в храме, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса, чтобы исполнить закон. Симеон взял Младенца Иисуса на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.". В честь этого события и празднуют праздник Сретение.
Считается, что в Сретение зима с весной встречается.

Страница 24-25. Зимний труд

Задание 1. Расскажи (устно) о старинном женском труде в зимнюю пору.

Зимой женщины занимались рукоделием, пряли пряжу, ткали, шили и вышивали. Еще они ухаживали за домашними животными.

Задание 2. Заполнить пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.

Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах - элеваторах.
Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины.
После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком.
Комнатные растения зимой поливают редко.

Задание 3.

Ответ слева направо: лук, фиалка, декабрист, лимон.

Страница 26-27. Будь здоров

Задание 1.

Задание 2. Подумай и запиши, какие качество развивают игры, в которые ты любишь играть зимой.

Зимние игры на снегу закаляют мое здоровье, развивают выносливость, ловкость и силу. А при строительстве фигур из снега - фантазию.

Задание 3. Зимняя игра народов вашего края.

Приз на столбе

У многих народов, в том числе и у русских, была такая зимняя забава. Посреди площади устанавливали большой столб. Его обливали водой. На морозе вода превращалась в лед, и столб становился очень скользким. На верхушке столба вешали ценный приз, например, красные сапоги. Вот тут и начиналась игра! Любой парень или мужчина мог попробовать взобраться на самый верх и снять сапоги. Но подняться по скользкому столбу удавалось только самым сильным и ловким.

Качества, которые развивает эта игра: ловкость, силу, сообразительность, смелость.

Страница 28-29. Охрана природы зимой

1. Нарисуй кормушку, в которой ты подкармливаешь птиц. Можно наклеить фотографию.

2. Напиши, какие еще пернатые гости бывали в твоей "столовой".

Ответ: Голуби, сорока, ворона.

3. Напиши, каким кормом ты подкармливаешь птиц.

Ответ: просо, семечки, сухарики.

4. С помощью учебника раскрась животных из Красной книги России и подпиши их названия.

Амурский тигр, филин.

5. Напиши рассказ о каком-либо животном, внесенном в красную книгу России (желательно живущем в твоем крае). Можно дополнить рассказ рисунком.

Ласка - самый маленький хищник, обитающий в нашем крае. Ласка уничтожает огромное количество мышей. Она живет в полях и лесах, а также по берегам рек и озер. Этот зверек ценится своим мехом. Летом у ласки шубка коричневая с белой грудкой, а зимой полностью белая.

Страница 30-31. Зимняя прогулка

Задание 1. Рассмотри фотографии. Подумай, в каких регионах России зимой людям требуется такая теплая одежда.

Ответ: в северных регионах России.

Задание 2.



Весна и лето

Страница 32-33. Весенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце...

Узнай у старших и запишт в третий столбец названия весенних месяцев в языках народа твоего края.

1 столбец: мартиус, априлис, майус
2 столбец: март, апрель, май
3 столбец (на украинском): зимобор, снегогон, травень.

2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы -
б) с явлениями живой природы -
в) с трудом людей -

3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.

4. Вернись к с.6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения:

Народный прогноз оправдался.

С. 34-35. Весна в неживой природе

1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца весной. Объясни свой выбор.

Ответ: рисунок справа, потому что на нем солнце выше, в природы видны признаки весны: ледоход на реке, прилет птиц.

Составь список весенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: потепление, таяние снега, ледоход, полноводие рек, половодье, первая гроза

3. Запиши дату.

4. Понаблюдайте за погодой весной...

Актуальные данные для вашего города можно взять на сайте гисметео ру, в дневнике погоды для школьников.

Страница. 36-37. Весна - утро года

1. Запиши даты прихода весны по старинным календарям твоего края.

2. В отрывном календаре посмотри, насколько прибавился день. Запиши долготу дня:

Благовещение

Стр. 38-39. Звездное небо весной

2. ... Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на весеннем небе. Нарисуй одно из созвездий на с. 39.

Созвездия: Кассиопея, Лев, Большая Медведица, Малая Медведица.

Звезды: Регул, Полярная звезда, Сириус.

Созвездие, которое удалось увидеть на весеннем небе: Весы

3. Напиши рассказ об одном из созвездий весеннего неба.

Созвездие льва

Лев – это главная фигура ночного весеннего неба. Расположение ярких звёзд напоминает лежащего льва, голова и грудь которого представляют известный астеризм «Серп», похожий на зеркально отражённый вопросительный знак. Созвездие Льва очень богато на разные интересные объекты, которые очень легко рассмотреть в небольшой телескоп и даже невооруженным глазом. Его можно наблюдать с февраля по март в южной части ночного неба. Самые яркие звезды созвездия Льва: Регул, Денебола, Альгейба.

Регул - является самым главным объектом созвездия Льва. Звезда находится почти в центре созвездия и часто ассоциируется с сердцем. Это очень яркое светило, яркость которого в 160 раз выше, чем у нашего Солнца. Эта звезда располагается в 85 световых годах от нас, чем и объясняется ее высокий видимый блеск.

Денебола – второй по яркости объект, который относится ко Льву. Это крайняя звезда, которая часто именуется хвостом.

Альгейба – двойная звезда, одна из самых красивых на небе. Обозначает величественную гриву. Если присмотреться, то у слегка оранжевой звезды заметный золотистый спутник. Период обращения этой двойной системы примерно 510 лет.

4. Придумай сказку о созвездиях весеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Жил был в Африке могучий царь зверей - лев. Все его боялись и в страхе разбегались, когда он издавал свой грозный львиный рык. Но вот однажды ночью лев поднял вверх голову и увидел множество созвездий - там были и заяц, и медведи. Он громко зарычал на них, но ни одна звездочка не пошевелилась. Он зарычал еще громче, но никто на звездном небе не бросился от него наутек. Тогда лев захотел проучить звезды. Он прижался к земле и подпрыгнул так высоко, что попал прямиком на небо, но, посмотрев с высоты на Землю, так испугался, что замер и забыл, зачем он сюда забрался. Так и превратился могучий лев в созвездие Льва.

Страница 40-43. Весеннее пробуждение растений

Слева направо: ветреница, печёночникца, мать-и-мачеха, медуница, чистяк, хохлатка, гусиный лук.

2. Раскрась цветы. Назови их.

Слева направо: Хохлатка, медуница, гусиный лук

3. ... Соедини линиями рисунки и названия. Сделай это самостоятельно или с помощью учебника.
Названия деревьев подчеркни зелёным карандашом, кустарников - красным.

4. Понаблюдайте и запишите, когда в этом году зацвели:

Мать-и-мачеха - конец марта
Одуванчик - в мае
Ландыш - в начале мая
Черёмуха - в начале мая
Вишня - конец мая
Яблоня - конец мая, начало июня
Тополь - июнь
Берёза - в апреле
Ольха - в мае

5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья орешника, яблони, берёзы, дуба.

Орешник: начало апреля - май.
Яблоня: конец апреля - середина мая.
Береза: конец апреля - середина мая.
Дуб: середина апреля - конец мая.

7. Напиши рассказ об одном из расцветающих растений. Воспользуйся для этого книгой "Зеленые страницы" или другой литературой (по своему выбору).

Черемуха

Это растение в народе ласково называют красавицей-невестой. Это связано с тем, что весной черемуха одевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо.

Черемуха - это кустарник из семейства розоцветных. Ее ствол полностью покрыт корой темно-серого цвета, на котором встречаются ржаво-бурые пятна. Листья у черемухи обратнояйцевидной формы. Цветки хоть и небольшие, но очень пахучие. Они белые и собраны в очень красивую кисть.

Черемуха является санитаром леса. У цветков и листьев есть специальный аромат, поэтому и обладает фитонцидным свойством. Это и сделало дерево особенным, так как это наделило его способностью убивать насекомых и микробов. Дерево беспощадно даже для комаров и клещей.

Про черемуху написано много стихов и песен.

Стр. 44-45. Чудесные цветники весной

1. Вырежи из приложения фотографии и приклей каждую в свое окошко.

2. Раскрась цветы. Назови их (устно)

Слева направо: тюльпаны, анютины глазки, нарциссы

3. Определите несколько растений весенних цветников. Нарисуй 2-3 растения или наклей фотографию.

Примула

Ландыш

4. Напиши рассказ об одном из растений весеннего цветника, о связанных с ним поверьях, легендах.

Примулы не зря называют первоцветами – весной они зацветают раньше всех.

В скандинавских сагах примулы называли ключами богини весны Фреи. Как только сойдет снег, приходит юная прекрасная богиня на землю, чтобы украсить ее цветами и травами. И где касается ее разноцветное ожерелье - радуга земли, там и вырастет первоцвет.

Примулы - многолетние растения и цветут только один раз в году - весной.

Страница 46-47. Весна в мире насекомых

1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.

3. Найдите в учебнике сведения о том, чем питаются насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые ущерб человеку

Гусеница крапивницы - листья крапивы.
Гусеница траурницы - листья березы, осины.
Стрекоза - личинки комаров.
Личинка стрекозы - личинки комаров.
Муравей - насекомые.

Эти насекомые не наносят ущерб человеку.

4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.

Страница 48-49. Весна в мире птиц и зверей

1. С помощью текста учебника пронумеруй рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев.

2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть грача - начало марта, скворца - конец марта, зяблика - конец марта, ласточку - конец мая.

3. В тексте учебника найди сведения о том, чем питаются разные звери. Запиши.

Ёж - насекомые, жабы.

Медведь - ягоды, насекомые, корни растений, рыба, крупные животные (лось, олень)

Летучая мышь - насекомые.

Закрасить кружок рядом с текстом "летучие мыши" - они просыпаются позже всех, потому что питаются только летающими насекомыми, а те начинают летать поздно.

4. Наблюдение за птицами.

Недалеко от нашего дома ласточки свили гнездо. Оно находилось под крышей магазина. Каждую весну ласточки возвращаются в своё гнездо и выводят птенцов. В конце лета они покидают свое жилище и улетают в теплые края.

Я не раз видела, как ласточки кормили своих птенцов. Когда мама или папа подлетали к гнезду, птенцы высовывали свои раскрытые клювы и начинали пищать, требовать корм. Мне очень нравится наблюдать за птицами.

Страница 50-51. Невидимые нити в весеннем лесу

1. С кем дружит ива?

3. Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

4. В дополнительной литературе найди сведения о жизни кукушки. В гнезда каких птиц она откладывает яйца? Напиши небольшой рассказ о кукушке.

Кукушка - перелётная птица. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, таких как: трясогузка, горихвостка, зарянка, зяблик, вьюрок. Кукушки поедают мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. У кукушек кукует самец, а не самка.

Страница 52-53. Весенний труд

1. Отгадай загадки о мужском весеннем труде и его старинных орудиях. Запиши отгадки.

С края на край режу черный каравай... Рогожка в окошках всё поле покрыла.

2. Отгадай загадки о женском весеннем труде. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.

Гром гремит, молния сверкает, с одного берега тает, с другого замерзает (ткут полотно).

Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет (вышивание)

3. Загадка.

Клочьями рвали, по полю вязали,
Били меня, колотили меня,
Крутили, ткали,
Под ключ запирали, на стол сажали.

Отгадка: лён.

4. Подбери и приклей фотографию весенних работ в твоей семье.

Страница 54-55. Старинные весенние праздники

1. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Проверь себя по Приложению.

Лежит мост
На семь верст,
В конце моста -
Золотая верста.

Отгадка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ПАСХА.

2. Прочитай текст песни, которой поздравляли молодоженов.Вместо пропусков запиши пожелания.

Еще дома ли хозяин,
Во дому ли господин?
Поздравляем с молодцом,
С Алексеюшкой!
Со вьюницей-молодицей,
Со Татьянушкой!
Сколько в лесу пеньков -
Столько желаем вам сынков!
Сколько в лугу кочек -
Столько желаем дочек!

3. Прочитай текст русской песни о берёзке. Подчеркни в тексте песни все ласковые слова. Запиши слова со значением цвета.

Ласковые слова (их надо подчеркнуть): березонька, ветерок, дождичек.

Слова со значением цвета: зеленое, зеленеть, белая, русые.

4. Подбери и приклей фотографию весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Светлая Пасха - Христос воскрес!

Стр. 56-57. Будь здоров!

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть весной. Вместо рисунков здесь можно поместить фотографии.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть весной.

Ответ: Творческие способности, дружелюбие, терпение.

3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из игр народов вашего края.

Городки - русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» - фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».

Для игры в городки используются 15 фигур. Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала - городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города.

Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

Подумай и запиши, какие качества развивает эта народная игра.

Ответ: Ловкость, силу, глазомер, умение сосредоточиться.

Стр. 58-59. Охрана природы весной

2. С помощью учебника раскрась этих представителей Красной книги России. Подпиши их названия.

3. Напиши рассказ о каком-нибудь грибе, растении или животном, внесенном в Красную книгу России.

Гриб баран (грифола курчавая)

Гриб - баран – редкий и очень интересный вид. Обычно он выбирает для своего местообитания леса с широколиственными деревьями. Он любит селиться на кленах и дубах, реже выбирая за своего хозяина каштаны и бук. Собирают же эти грибы только в августе и сентябре, а вес одного гриба иной раз может достигать десяти килограммов.

Стр. 60-61. Весенняя прогулка

Фото с прогулки:

Грачи прилетели

Верба цветет

Первоцвет

Стр. 62-65. Лето красное

1. Названия летних месяцев.

1 столбец: юниус, юлиус, августус
2 столбец: июнь, июль, август
3 столбец (на украинском): червень, липень, серпень

2. Запишите названия летних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с

1) с явлениями неживой природы;
2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать можно со странички: Названия месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей

3. В разных краях великой нашей Родины у лета свой срок. Запиши даты, когда лето приходит в ваш край и когда уходит.

Подсказка: здесь не надо искать даты праздников в старинных календарях, ведь того не требует вопрос. Просто, напишите, когда в вашем краю становится тепло. Например, в Краснодарском крае лето часто наступает в середине мая, а уходит в начале октября. На Урале и в Сибири лето приходит в июне, уходит в августе.

4. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные летом. Придумай и напиши подпись.

Парк летом

5. С помощью отрывного календаря узнай, сколько длится светлое время суток в дни летнего солнцестояния, летнего солнцеворота и в Петров день. Запиши свои наблюдения.

Примечание: Долгота дня записана для Москвы.

6. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца летом.

Ответ: на крайнем рисунке справа. Солнце на нем расположено выше всего, деревья одеты в листву.

7. Запиши даты:

8. Понаблюдайте за погодой летом. Ведите наблюдения, результаты заносите в таблицу.

* Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт Гисметео - дневник погоды для школьников, где нужно выбрать город и дату и увидеть данные о погоде.

Страница 66-67. Летние праздники и труд

Согнута в дугу, Летом на лугу, Зимой на крюку - КОСА

Зубастые, а не кусаются - ГРАБЛИ.

3. Вырежи из приложения рисунки даров лета. Наклей их в окошки слева направо так, как идут друг за другом праздники трех Спасов в августе.

МЕД ЯБЛОКИ ОРЕХИ

Даты праздников:

4. Нарисуй условный знак к выражению "круглый год".

Стр. 68. Летняя прогулка

Поместите любые свои фотографии летом.

Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.

Зима – непростой период для тех животных, у кого лес – родной дом. Теплая пора – настоящее раздолье для всех зверей, ведь вокруг обилие пищи. А вот к зиме обязательно нужно готовиться, так как низкая температура и засыпание природы в этот период создают не слишком комфортные условия для проживания. Разные животные зимуют по-разному, поэтому в этой статье мы расскажем вам об особенностях зимней жизни жителей леса.

Животные, которые впадают в спячку

Один из способов переждать холодное время года – это провести его во сне. Один из наиболее известных приверженцев такого способа зимнего времяпровождения – медведь. Пищу медведя составляют различные ягоды, коренья, орехи, личинки. Питаясь подобным образом, он накапливает к зиме толстый жировой слой, который позволит несколько месяцев обходиться без пищи. Медведи обустраивают свою берлогу в отдаленном и малодоступном месте, чтобы никто не смог нарушить их сон. Таким местом чаще всего является бурелом либо же корень большого дерева. Однако сон этих больших животных часто беспокоен. Если медведя что-то потревожило, он может отправиться на поиски более тихого убежища. Медведицы в берлоге рождают медвежат, обычно одного-двух. Даже находясь в глубоком сне, мама-медведица не забывает про своих детенышей и продолжает их кормить. Другие животные, впадающие в спячку – это ежи. Всю осень они готовят себе теплое и надежное зимнее жилище, беспрестанно затаскивая в свою нору мох и сухие листья. Также в осенний период ежи, как и медведи, поглощают большое количество пищи для образования жировых запасов на зиму. Так как ежик считается хищником, в его рацион входят мыши, лягушки, ящерицы, черви, яйца птиц и змей, различные жуки. К «спящим зимой» относятся также сурки, белки, летучие мыши, бурундуки, еноты, барсуки и многие другие животные.

Другие способы зимовки

Почти все животные, которые живут в холодных краях, каким-либо образом приспособлены к низкой температуре. Например, некоторые грызуны при наступлении холода вырабатывают специальное вещество, которое называется «коричневое сало». Оно является источником большого количества энергии. Шерсть большинства зверей в этот период преображается, становясь более густой. Кроме того, многие животные, такие как белки, ласки и горностаи меняют свой окрас, который становится зимой более светлым. Такая маскировка помогает выжить и спрятаться среди снежного покрова. Некоторые представители животного мира спасаются от мороза и непогоды в снегу. Холодный воздух и ветер не могут пробраться сквозь толщину снега, поэтому животные выкапывают норы в снегу, защищаясь, таким образом, от метелей. Пернатые представители животного мира тоже зимуют по-разному. Большинство из них, конечно же, улетают в теплые края, однако есть и такие, которые остаются переживать долгую и холодную зиму в лесу. Птиц от холода спасает подкожный жир и пух. Многие вьют гнезда и пережидают там. Вороны, например, гнездятся большими стаями на ветвях деревьев. А вот клесты настолько не боятся холодов, что даже обзаводятся птенцами в зимний период.

Есть тритоны, лягушки, черепахи и змеи, которые могут безболезненно замерзать и затвердевать так, что их внутренние органы пронизываются кристаллами льда. Это необычно, потому что образующийся в кровеносных сосудах животного лед должен либо их разрывать, либо безнадежно растягивать. И главное - замерзшая вода становится недоступной для клеток, и они могут погибнуть от обезвоживания.

Но вот, например, американская лесная лягушка. Когда при охлаждении лед образуется в пальцах ее лап и коже, она наполняет свои ткани глюкозой. Это предохраняет их от повреждения. Даже если бы человек мог накачать столько глюкозы в свои ткани, ее высокий уровень вызвал бы диабетическую кому и смерть. У лягушки избыток сахара тоже вызывает кому: обмен веществ в клетках почти останавливается. Но это не вредит амфибиям. Весной они оттаивают и при движении сжигают глюкозу, как горючее.

С замороженным сибирским углозубом произошел поразительный случай: его нашли в вечной мерзлоте на глубине одиннадцати метров. А находка оттаяла и ожила. Радиоуглеродный анализ показал, что углозуб пролежал в мерзлоте около девяноста лет.

Есть и животные, тело которых может сильно охлаждаться, а льда при этом не образуется. Некоторые арктические насекомые бодро переносят пятидесятиградусный мороз: они удаляют из своего тела пыль или бактерии, вокруг которых могут нарастать кристаллы льда.

Из млекопитающих безболезненно охлаждается длиннохвостый суслик, у которого в зимнюю спячку температура тела может упасть ниже точки замерзании. И никаких кристаллов. Но как это у него получается - пока неизвестно.

Ужеобразная подвязочная змея последней из американских змей уходит на зиму в укрытие и первой при потеплении из него выходит. Она зимует в каменистых расщелинах при 4 - 5 градусах тепла. Биение ее сердца замедляется до 6 ударов в минуту (в десять раз реже, чем в летний солнечный день).

В мороз подвязочные змеи тоже могут превращаться в лед. Но даже после одного или двух дней в "морозилке" теплое солнце оживляет рептилию.

Подвязочные змеи зимуют и в воде: описан случай, когда сотни змей заползали осенью в цистерну и ждали, пока она наполнится водой. Вероятно, кожа змеи, наподобие легкого, извлекает кислород из воды. Конечно, это очень мало: сердце животного бьется лишь раз в минуту, а обмен веществ сильно замедляется. Как долго зимуют под землей роющие млекопитающие, зависит от того, насколько холодно снаружи. Но и зимой время от времени температура их тела поднимается почти с нуля до нормальной, и они просыпаются на несколько часов или даже на целый день. Как часто просыпается грызун перогнат, зимующий вместе с запасом пищи? Американский исследователь оставлял перогнату 800 граммов семян, и он просыпался каждый день. Когда же семян давали всего 100 граммов - тот дремал по пять дней кряду.

Но зачем вообще просыпаться? Ведь спячка должна сохранять энергию, а 80 - 90 ее процентов животные зимой расходуют, именно когда просыпаются. Возможно, они просто боятся проспать весну. Например, когда просыпается земляная белка Белдинга, она сразу спешит потрогать земляную пробку, закрывающую вход в нору. Тепла земля означает приход весны. Когда в экспериментах пробку нагревали, белки сразу же рыли ход наружу. Причем с приближением весны белки просыпаются все чаще и чаще. Возможно, их будят не только биологические часы, но и накопившиеся в организме ядовитые вещества, которые надо врем от времени удалять.

Перья с пухом, шерсть, слой подкожного жира - почти все животные холодных краев имеют какую-нибудь защиту от мороза, Некоторые грызуны, землеройки и кролики вырабатывают при похолодании особое вещество, именуемое коричневым салом. Оно дает много энергии, потому что насыщено митохондриями - микроскопическими устройствами в клетках, чья единственная задача - превращать пищу в тепло. От них и цвет коричневый.

У других животных есть так называемая чудесная сеть вен и артерий, по которой теплая кровь идет в те места, где тело охлаждают холодный воздух или вода, например на плавники у кита или лапы у утки.

Такая же сеть есть и у насекомого совки, которая даже может летать на морозе. К тому же тело ее покрыто шерстью, Воздушные мешки отделяют теплую грудь совки от холодного брюшка. Наконец, это насекомое способно вырабатывать собственное тепло.

При отдыхе совка может и охлаждаться, но, чтобы заработали ее летательные мускулы, она должна разогреться примерно до 26 градусов. И тогда совка начинает дрожать. Сокращаются все мускулы, а она никуда не летит. Зато производит много тепла и разогревается. Вьюрковые птицы тоже дрожат, причем, можно сказать, дрожат всю зиму, за исключением того времени, когда летят. Чижи зимой жгут в основном уже не углеводы, а жиры: так они могут дрожать дольше. Причем, если не слишком холодно, дрожат только некоторые мускулы, но уж в сильный мороз начинают дрожать все остальные. В американском городе Солт-Лейк-Сити произошел удивительный случай. Двухлетняя девочка упала в холодную речку. К тому времени, когда ее вытащили, она пробыла под водой больше часа. Ребенок не дышал, а температура его тела была 19 градусов. И однако же в больнице ее сумели оживить.

Видимо, пятиградусная вода, охладив девочку, приостановила обмен веществ - это ее и спасло. Помог рефлекс ныряющего насекомого: у многих людей, и особенно у детей, когда на лицо попадает холодная вода, пульс замедляется, давление крови повышается, а ток ее сокращается на все органы, кроме сердца и мозга. Это какой-то остаток эволюции. Когда тюлень, бобр или какое-то другое водное животное ныряет, оно прекращает дышать, а пульс его замедляется. Тюлень замедляет пульс от 100 ударов в минуту до 6, и нагрузка на сердце уменьшается.

Дли ощущения холода у человека есть особые нервы. Если тело охлаждается ниже нормальной температуры, они подают сигнал. Тогда по команде из мозга сокращаются кровеносные сосуды, и на поверхность тела поступает меньше крови: потери тепла уменьшаются. В то же время кровь идет внутрь, к жизненным органам.

Если надо, то лоток крови, например, к пальцу может сократиться до сотой доли. Но так долго пальцу не протянуть, произойдет обморожение. Поэтому охлажденное тело время от времени расширяет свои кровеносные сосуды и посылает тепло и кислород на помощь замерзающим конечностям.

P.S. Скачать готовую презентацию для школы "

Сложные механизмы

Любой живой организм нуждается в тепле, которое обеспечивает протекание в нем необходимых химических реакций. Поэтому чем выше температура в организме, тем быстрее происходит, к примеру, обмен веществ. Но примитивные существа, такие, как ногохвостки и другие мелкие членистоногие, лишены механизмов, отвечающих за температуру тела, и могут жить на ледниках.

Холоднокровные животные (амфибии и рептилии) используют внешнее тепло , которое не только обеспечивает обменные процессы, но и влияет на их активность. Известно, что в северных широтах амфибии и рептилии если и встречаются, то не в таком многообразии, как в южных, ведь иначе они находились бы в вечном анабиозе. Но в умеренном климате, где температура внешней среды зависит от сезона, с наступлением холодов ящерицы и лягушки засыпают, прячась под камнями или подо льдом. Такая спячка может длиться до девяти месяцев. Ученые-биологи также отметили, что большинство таких амфибий и рептилий живородящие. Это объясняется тем, что у яйца или личинки практически нет шансов стать взрослой особью в холоде.

У теплокровных животных (млекопитающих и птиц) поддерживается постоянная температура в организме , они всегда активны, и им легче приспособиться к зиме. В этом нелегком деле животным помогает защитный покров: мех, перья или слой подкожного жира. Мех северных млекопитающих, обладает густым подшерстком, распушенные перья у птиц образуют изолирующую тепловоздушную оболочку, а кто поспорит с надежностью тридцатисантиметрового слоя жира под кожей зимних пловцов?

Но уютный покров большинства животных и птиц не защищает их целиком. Так, нос и подушки лап всегда остаются открытыми. Чтобы предотвратить потерю тепла, срабатывает механизм терморегуляции: тепло внутренней артериальной крови согревает венозную кровь, которая, проходя через подверженные охлаждению конечности, восстанавливает баланс тепла и в них. Поэтому плавающие в ледяной в воде пингвины и тюлени, бегающие по снегу куропатки и песцы не только не замерзают, но и выводят из организма излишки тепла.

Хитрые приспособления

Важным условием выживания в зимний период является способность животных переключаться на сезонную пищу или умение делать кормовые запасы. Например, копытные млекопитающие, травоядные, в отсутствии листвы научились откапывать из-под толстого слоя снега сохранившие питательность веточки и травинки. На худой конец, их зимний рацион может составить кора деревьев. Мелкие животные, напротив, стали запасаться привычной пищей. Имея в своих зимних жилищах богатые запасы, они могут не выходить на мороз.
Подготовка к зиме запасливых зверушек начинается с осени, когда вокруг – изобилие орехов, семян, личинок насекомых, грибов и кореньев. Самые богатые запасы делают грызуны: белки, бурундуки, мыши – до 10 кг. Свою провизию они хранят в норках, укрытых ветвями, листьями и мхом, заглядывают в тайник, только если очень проголодаются. Случается, что за зиму запасы так и остаются нетронутыми. Сами грызуны нередко попадаются в запасах некоторых хищников: степной хорь, например, может сложить в свою нору до 50 сусликов.

Членистоногие также готовят корм на зиму. Термиты собирают в своих гнездах траву, листья и семена, пауки прячут в укромных щелях пойманных мошек, жуки-могильщики зарывают трупы мелких животных и откладывают в них яйца, обеспечивая личинок пищей. О потомстве заботятся и пчелы, оставляя своим отпрыском на зиму заготовленный в ульях мед.

Запасы могут делать и некоторые птицы. Совы по осени ловят мышей, мелких птиц и десятками складывают их в дупла. Синицы и сойки прячут заготовленные семена, личинок и гусениц в трещины коры на ветвях деревьев. В большинстве случаев зимние запасы служат для птиц лишь подкормкой, а в основном питаются они найденными в лесу остатками урожая или перелетают с места на места в поисках спрятавшихся насекомых.
Не секрет, что многие животные имеют окраску, которая помогает им сливаться с окружающей средой и оставаться незамеченными. Среди биологов ее принято называть покровительственной. Поэтому в теплое время года, когда вокруг много зелени, зайцы, куропатки, песцы окрашены неприглядно: в серые или коричневые тона. Но зимой на белом снегу такая окраска выдавала бы крадущегося хищника и его прячущуюся жертву. Чтобы этого не случилось, звери приспособились менять окраску. Во время линьки шерсть не только густеет, чтобы лучше защищать хозяина от холода, но и меняет окраску – в тон снегу.

Здоровый сон

Многие животные не любят делать запасы, да и выискивать под снегом корм тоже не хотят. Их ответ зиме – спячка. Притом спят все по-разному. Грызуны – например сурки – собираются в норе большой семей и, заснув, до самой весны не подают признаков жизни. Более крупные млекопитающие, такие как медведь и барсук, вопреки распространенному мнению об их непробудном сне, просто дремлют. Их может разбудить любой шум. Разбуженный медведь не всегда может заснуть снова. Тогда он начинает бродить по лесу. На такое “шатание” тратится много энергии, поэтому беспомощное животное становится агрессивным. За крутой нрав таких медведей и прозвали “шатунами”. Барсук в зимнее время обычно становится более спокойным: даже если в его норе приютится еще и енот, он будет только рад гостю – вместе им теплее пережидать зиму. Не брезгует чужой норкой и еж.

До наступления холодов животные накапливают необходимый для зимовки жир, наедаясь калорийной пищей (орехами, кореньями, ягодами и насекомыми). Затем готовят себе нору или берлогу, обустраивая ее мхом, шишками, ветвями и листвой. К зиме организм начинает работать в экономном режиме: сердцебиение и дыхание замедляются, температура тела понижается на несколько градусов. Впадая в спячку, зверь будто герметизирует организм, заставляя его перерабатывать уже накопленные питательные вещества. Поэтому спящим животным нет нужды просыпаться, чтобы поесть.

Засыпают на всю зиму и многие обитатели водоемов.
Под слоем льда температура воды обычно не опускается ниже 0 ºС, и все рыбы и земноводные, охладившись вместе с водой, цепенеют до тех пор, пока она не прогреется от весеннего солнца. Но в водоемах есть и те, кто даже в холод продолжает вести активный образ жизни, например, налим. Если же водоем промерзает до самого дна, его обитатели целыми группами зарываются в ил, в своеобразные зимовочные ямы. Так переживают холода пресноводные рыбы: карп, ерш, окунь, сом. Крупные рыбы, вроде осетра или белуги, в холодной воде покрываются защитной слизью, которая иногда обволакивает их целыми группами, уснувшими вместе.
Лягушки предпочитают устраиваться на зиму в реках и быстротекущих ручьях. В них вода почти не замерзает, и спящие амфибии через кожу получают достаточное количество кислорода. Родственные им жабы и саламандры проводят зиму на суше, зарываясь в землю или прячась между корнями деревьев. В их укрытых снегом убежищах создается необходимый микроклимат, и, защищенные от резких перепадов температур, земноводные не превратятся в безжизненную ледышку. В противном случае жидкость в их теле может кристаллизироваться и буквально разорвать хрупкую оболочку – кожный покров животного. Для защиты от подобных повреждений американские лесные лягушки в момент замерзания вырабатывают глюкозу. Остальным же приходится искать надежные места для зимовки.

В путь-дорогу

Еще один способ спастись от зимней стужи и голода – перебраться в теплые края. Так поступает большинство птиц: осенью они мигрируют в районы с более благоприятными климатическими условиями и с достаточным количеством пищи, а весной возвращаются к своим гнездам обратно на север. Почему же птицы не хотят постоянно жить там, где всегда тепло и много корма? Все дело в том, что летом в северных широтах увеличивается длина светового дня, и у птиц больше возможностей прокормить потомство. Поэтому и кладки яиц больше у птиц, гнездящихся на севере, в сравнении с их тропическими сородичами.

Мигрируют в более благоприятные регионы и млекопитающие, например, киты. В отличие от птиц, они предпочитают производить потомство на юге, в теплых водах. В течение летних месяцев некоторые виды китов держатся в бассейне Северного Ледовитого океана, где они и кормятся. Накопив нужное количество жира к осени, киты начинают мигрировать к югу, добираясь до мелких лагун у западных берегов Калифорнийского залива, где у них и появляются на свет детеныши. К лету взрослые и молодые киты возвращаются в Арктику. Такое поведение неслучайно: у новорожденных китов недостаточно жира, который защитил бы их от холода в северных морях, поэтому первые недели жизни, пока он накапливается, они проводят в тепле.

Животные, остающиеся на время зимы в родных краях, могут перемещаться с места на место в поисках пищи. Так поступают северные олени, мигрирующие из тундры в лесотундру и северную тайгу, преодолевая расстояние до 500 км. Это связано с тем, что зимой из-за сильных ветров поверхность снега в тундре покрывается прочной ледяной коркой – настом, который сильно затрудняет доступ к любимому корму оленей – лишайнику ягелю и травам. В лесных районах ветер сдерживают деревья, и наст не образуется, поэтому оленям ничто не мешает кормиться.
Олени составляют основной рацион крупных хищников – волков. Когда стада перемещаются к местам зимних пастбищ, волки стаями или поодиночке движутся следом за ними. Так сохраняется природная пищевая цепочка, животные помогают друг другу выживать в непростой период.

Зима в северных регионах нашей планеты – время испытаний для всего живого, тем разнообразней способы животных их преодолевать. В этом смысле человек может только поучиться стойкости и находчивости у братьев меньших.

способы переживания неблагоприятного зимнего периода животными умеренных и холодных поясов. У беспозвоночных животных приспособлениями для переживания неблагоприятных зимних условий (понижение температуры, сокращение длины светового дня, исчезновение многих кормов) служат циклы развития; например, насекомые переживают зиму на одной из холодостойких, приспособленных к зимним условиям фаз жизненного цикла: яиц (саранча, многие жуки, бабочки), личинок (некоторые жуки, цикады, стрекозы, комары) или куколок (многие бабочки). Приспособлением к зимовке является Спячка, характерная для некоторых пойкилотермных животных (См. Пойкилотермные животные) (беспозвоночных, рыб, земноводных, пресмыкающихся), а также для ряда гомойотермных животных (См. Гомойотермные животные) (млекопитающих - сусликов, сурков, сонь, ежей, летучих мышей и др.); некоторым млекопитающим зимой свойствен Зимний сон. Не впадающие в спячку животные - птицы, большинство млекопитающих и рыб, некоторые насекомые - переселяются на зиму в др. биотопы или в районы с более благоприятными климатическими условиями и с достаточным количеством пищи. Эти сезонные переселения наиболее ярко выражены у некоторых млекопитающих (летучих мышей, китов и др.), ряда рыб и особенно у птиц, большинство которых зимует в субтропиках и тропиках (см. Миграции животных, Перелёты птиц). В умеренных и холодных широтах зимуют преимущественно растительноядные и питающиеся смешанной пищей птицы.

У гомойотермных животных, зимующих в пределах умеренных и холодных широт, вследствие осенней линьки (См. Линька) появляется густой меховой или перьевой покров, который снижает потерю тепла в зимние холода. В результате линьки появляется также покровительственная окраска (зайцы, горностай, белая куропатка). У многих зверей и птиц осенью отлагается слой подкожного жира, который защищает от охлаждения и облегчает перенесение бескормицы. Существенное значение для переживания зимнего периода имеет способность многих млекопитающих переключаться на доступную в этот период пищу, а с осени - производить запасание кормов (см. Запасание кормов животными).

Ряд наземных видов птиц (рябчик, тетерев, глухарь, белая куропатка) на ночь и в непогоду днём зарывается в снег, обладающий хорошими теплоизолирующими свойствами, и отсиживается в нём значительную часть суток; в малоснежные зимы нередки случаи массовой гибели этих птиц. Снег хорошо защищает от холода мелких млекопитающих, проделывающих в нём ходы и сооружающих гнёзда. Мелкие и средних размеров птицы и звери зимой ночуют группами, что уменьшает потерю тепла.

Лит.: Формозов А. Н., Снежный покров как фактор среды, его значение в жизни млекопитающих и птиц СССР, М., 1946; ШмидтП. Ю., Миграции рыб, 2 изд., М. - Л., 1947; Калабухов Н. И., Спячка животных, 3 изд., Хар., 1956; Свириденко П. А., Запасание корма животными, К., 1957; Михеев А. В., Роль факторов среды в формировании сезонных миграций птиц Восточной Палеарктики, «Уч. зап. МГПИ им. Ленина», 1964, № 227; Жизнь животных, под ред. Л. А. Зенкевича, т. 3, М., 1969.

А. В. Михеев.

  • - содержание пчелиных семей в пчеловодных х-вах зимой. Продолжительность 3. п. от 2 - 3 до 5 - 6 мес. Зимуют пчёлы в ульях на воле или в зимовнике...

    Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • - 1) живой вес необходимо знать, чтобы правильно рассчитать кормление...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • - приспособление к переживанию холодного времени года. У растений, способных зимовать, в процессе исторического развития выработался ряд физиологических особенностей, позволяющих им благополучно пережить это...

    Словарь ботанических терминов

  • - п. в Койгородском р-не. Расположен на лев. стороне Сысолы. По переписям 1920-1926 гг.- , 1939 г.- почтовая станция...

    Топонимический словарь Республики Коми

  • - животных и растений, способы перенесения неблагоприятных зимних условий живыми организмами...

    Экологический словарь

  • - содержание пчелиных семей в пчеловодных хозяйствах зимой. Продолжительность З. п., в зависимости от климатических условий, от 2-3 мес до 5-6 мес...
  • - жизнь растений зимой в умеренном, холодном и отчасти в субтропическом климате...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ; мн. зимо/вки, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ЗИМО́ВКА, -и, жен. 1. см. зимовать. 2. Место, жильё, где зимуют люди. Расположиться на зимовке. | прил. зимовочный, -ая, -ое. З. состав полярников...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ЗИМО́ВКА, зимовки, жен. Действие и состояние по гл. зимовать. Остаться на зимовку. || Зимнее помещение...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - зимо́вка I ж. 1. процесс действия по гл. зимовать 1. отт. Результат такого действия. 2. Место, где зимуют. 3. Место работы зимовщиков в приполярных и полярных областях. II ж. разг.-сниж. 1...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - зим"...

    Русский орфографический словарь

  • - Взять на зимовку кого. Жарг. карт. Вовлечь жертву в игру. Балдаев 1, 62; ББИ, 43. Играть на зимовку. Жарг. карт. Участвовать в шулерской игре, в которую втягивается жертва. СРВС 2, 192; ТСУЖ, 112...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - зимовье...

    Словарь синонимов

"Зимовка животных" в книгах

«Зимовка» на зимовке

Из книги С Антарктидой - только на "Вы": Записки летчика Полярной авиации автора Карпий Василий Михайлович

«Зимовка» на зимовке Дни шли за днями - тусклые, нудные. Судьба берегла полярников, и наша помощь пока была не нужна. Павел Кононович Сенько, мудрый человек и опытный руководитель, отлично понимая наше невеселое состояние, старался как можно больше загружать нас

Зимовка

Из книги Магеллан автора Кунин Константин Ильич

Зимовка «Мы нашли здесь две вещи, которые мы не в состоянии объяснить: на низком мысу стоит большая испанская печь, сложенная из кирпичей, а на вершине одного холма - маленький деревянный крест. Трудно сказать, каким старинным мореплавателям принадлежат эти реликвии.

Зимовка неизбежна

Из книги Записки летчика М.С.Бабушкина. 1893-1938 автора Бабушкин Михаил Сергеевич

Зимовка неизбежна Марии Семеновне Бабушкиной с борта «Челюскина». Близ берегов Аляски, у мыса Хоп16 ноября 1933 годаНаконец представился случай послать тебе письмо. По радио многого не скажешь: приходится экономить энергию, и каждый из нас может отправить лишь одну

Зимовка

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

Зимовка «Нимрод» ушел «зимовать» в Новую Зеландию, а полярники установили на берегу Антарктиды привезенный с собой сборный домик. Еще до начала зимы группа из шести человек покорила вершину вулкана Эребус – 4023 метра над уровнем моря.Затем наступила полярная ночь. В

Зимовка пчел

Из книги Основы пчеловодства [Самые необходимые советы тому, кто хочет завести собственную пасеку] автора Медведева Н. И.

Зимовка пчел Укрепление пчелиных семей к зиме Для успешной зимовки семей большое значение имеет физиологическое состояние пчел. Пчелы, участвующие в медосборе до осени, как правило, не доживают до весны, так же как и пчелы, принимавшие участие в воспитании расплода или

Зимовка винограда

Из книги Виноград идет на Север автора

Зимовка винограда Наиболее трудоемкой является работа по укрытию винограда на зиму. Проводят эту работу при установившейся устойчивой холодной погоде (минус 2–4 градуса). Для каждого региона, в соответствии с климатическими особенностями, укрытие надо делать все-таки

Зимовка червей

Из книги Плоскорез Фокина! Вскопать, прополоть, прорыхлить и скосить за 20 минут автора Герасимова Наталья

Зимовка червей Сезон закончен, ваша задача – сохранить червей до весны, чтобы не начинать все с начала. Я уже говорила, что калифорнийские черви зиму не перенесут. Вам придется отвезти их домой. О том, как их с удобством разместить, также расскажу. Если же живут у вас

Зимовка винограда

Из книги Виноград без труда автора Кизима Галина Александровна

Зимовка винограда Наиболее трудоемкой является работа по укрытию винограда на зиму. Проводят ее при установившейся устойчивой холодной погоде (минус 2–4 градуса). Перед укрытием лозу надо снять с опоры, удалив слабые побеги и укоротив оставленные для зимовки до 1–1, 5 м.

Зимовка на воле

Из книги Пчеловодство для начинающих автора Тихомиров Вадим Витальевич

Зимовка на воле Главная задача пчеловода при зимовке пчел на воле – предохранение ульев от ветра и сырости.Пчелы в таких условиях съедают немного больше, от 1,5 до 5 кг, корма на одну семью, зато, не завися от пчеловода, имеют возможность на две-три недели раньше облетаться

3.11.1. Зимовка пчел

Из книги Бывший горожанин в деревне. Полезные советы и готовые решения автора Кашкаров Андрей

3.11.1. Зимовка пчел В Верховажском районе, как и в других местах с большим снежным покровом и устойчивыми морозами, допускается зимовка пчел прямо под снегом – это связано с его низкой теплопроводностью. Снег не только «держит» тепло, но и предохраняет пчел от резких

Из книги Миллион растений для вашего сада автора Кизима Галина Александровна

Зимовка В принципе, лиана очень морозостойкая – ведь она пришла к нам с Дальнего Востока, может выносить и сорок градусов мороза зимой. Весной же, при температуре минус четыре – минус пять все молодые побеги погибают, а раз они погибают, то погибают и цветочные почки.

Зимовка роз

Из книги Новая энциклопедия садовода и огородника [издание дополненное и переработанное] автора Ганичкин Александр Владимирович

Зимовка роз Одна из весьма важных мер – защита растений от морозов. Растения хорошо развитые, правильно получающие питание (растущие в хорошей гумусной почве, содержащей калий и фосфор), не ослабленные болезнями и вредителями, значительно легче переносят зиму, а розы с