Взыскание погибших чудеса. Иконография образов «Взыскание Погибших»

На особом счету у верующих людей находится икона «Взыскание погибших», которая на данный момент расположена в храме Вознесения Словущего в Москве. Первые упоминания об этом образе датируются 6 веком, когда люди впервые увидели чудеса, на которые способна икона. Важно разобраться в значении и в чем помогает икона «Взыскание погибших». Стоит заметить, что чудотворной является не только оригинал, но и списки образа, которые расположены в разных храмах.

Что означает икона «Взыскание погибших»?

Для начала хотелось бы разобраться в том, что именно вкладывается в слово «погибший», поскольку это не относится к умершим людям. Этим словом называют человека, который потерялся в жизни, перестал видеть вокруг хотя бы что-то хорошее, в общем, безнадега. Именно таким людям готова прийти на помощь Дева Мария. Она ведет постоянную борьбу за своего подопечного, давая ему новые силы на дальнейшую борьбу.

О чем молятся перед иконой «Взыскание погибших»?

Помогает этот образ людям, которые отвернулись от Бога и потеряли веру в лучшее. Перед иконой «Взыскание погибших» можно просить наставить близкого человека на правильный духовный путь. В первую очередь это относится к матерям, которые просят за своих детей.

В истории иконы «Взыскание погибших» есть подтверждения, что именно перед этим образом люди просили уберечь близких от смерти на фронте.

Помогает образ справиться с разными физическими недугами, поэтому каждый год огромное количество людей просит перед ним помощи, чтобы перебороть болезни. Есть подтверждения, что молитва перед помогла избавиться от разных глазных болезней, головной боли и даже от эпидемий. Считается, что Богородица через образ может лечить от различных недугов по потребности человека.

Традиционное значение иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» связано с тем, что Богородица помогает одиноким девушкам найти свою вторую половинку. Замужние люди обращаются к образу, чтобы позаботиться о счастливой семейной жизни. Молодые девушки при помощи Высших сил обретают необходимую мудрость и смирение, чтобы сохранить отношения.

Есть в истории и подтверждения того, что этот образ Божьей Матери помогал целым селам сражаться с разными эпидемиями и избегать стихийных бедствий.

Еще одно значение иконы «Взыскание погибших» связано с душевными переживаниями и проблемами, например, помогает она избавиться от различных пороков.

Есть несколько известных миру чудесных проявлений иконы. В 1871 году в Серпухове началась эпидемия холеры, которая забирала огромное количество жизней. Люди слышали об иконе и, взяв ее с собой, прошли крестным ходом вокруг всего города. На радость всех болезнь отступила. После этого на иконе была сделана надпись о чудесном спасении Серпухова. В 1850 году в Калужской губернии люди страдали от нашествия гусениц, которые уничтожали посевы. После проведения молебна проблема отступила сама собой. Своими чудесами известен и московский список иконы «Взыскание погибших», перед которым молился разоренный дворянин, прося у Богородицы хороших мужей для своих дочерей. Молитва была услышана и все три дочери нашли хороших суженных.

Чтобы обратиться к иконе «Взыскание погибших» за заблудшие души, необходимо прочитать . Перед этим важно попросить благословение у Бога. После этого нужно избавиться от всех посторонних мыслей и полностью открыться образу. Поприветствуйте Святую Деву и попросите ее оказать помощь в определенном вопросе. Следующий шаг – прочитайте молитву, которая звучит следующим образом:

«О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

После этого посидите перед иконой на протяжении получаса, ощущая, как поток благодати проходит через вас. В конце обязательно поблагодарите Бога и Деву Марию.

(празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям (Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) . Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря . игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. (Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь...». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова) , пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Первоначально «В. п.» находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой теплой домовой ц. настоятельского корпуса; для поклонения молящихся ее спускали на шнурах. С 20 мая 1895 г. на летнее время икона переносилась в новый каменный Свято-Троицкий храм. С 1862 г. ее приносили из мон-ря в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

В 1924 г. монахини мон-ря отказались передать ее обновленческому архиеп. (председателю епархиального управления) Александру Анисимову (?), о чем он 17 сент. того же года писал в донесении представителям местной власти (ГА Самарской обл. Ф. Р-857. Оп. 5. Д. 62. Л. 4). После закрытия Раковского мон-ря в 1928 г. икона, вероятно, сохранялась в близлежащем селе, на квартире у оставшихся в живых монахинь. По свидетельствам современников, в 30-х гг. в Покровском храме г. Самары (в 1935-1991 Куйбышев), принадлежавшем тогда обновленцам, а в 1941 г. ставшем кафедральным собором Куйбышевской и Сызранской епархии, находилась икона «В. п.», но, по заключению еп. Куйбышевского Иеронима (Захарова) , это был позднейший список с чудотворной иконы. Согласно распоряжению еп. Иеронима, в 1953/54 г. в Покровский кафедральный собор была перенесена икона «В. п.», сохранявшаяся раковскими монахинями, в соборе она пребывает и в наст. время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день ее празднования совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в сер. сент. крестном ходе вокруг города.

Икона писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7´ 23,9 см) близки описанным свящ. П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на ее близость к памятникам, выполненным под влиянием зап. (итал. или критских) образцов в кон. XVIII в.

В рукописях Раковского мон-ря было зафиксировано чудесное изменение вида иконы: обычно она была темной и черты ликов едва различались; иногда образ просветлялся («как бы лучи и сияние исходят»), что рассматривалось как предвестие радостного события. Известны случаи появления на лике Божией Матери, лике и руках Младенца капелек мира, напр., с мая по окт. 1895 г., во время освящения нового Свято-Троицкого каменного монастырского храма, придел к-рого был посвящен «В. п.», и совершавшихся перед иконой молебнов в домах жителей окрестных сел.

По словам Кадышевой, в нач. 60-х гг. XIX в., во время ее остановки в Н. Новгороде по пути из С.-Петербурга, Нижегородский еп. Нектарий (Надеждин) пожелал иметь копию с иконы, к-рая была выполнена инокиней Дивеевского мон-ря. Она находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе. Др. копия, написанная настоятельницей Раковского мон-ря игум. Анатолией, хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса. Судьба этих 2 списков неизвестна.

В самарском храме апостолов Петра и Павла находится копия, написанная, как значится на обороте, «в подобие и меру», крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. Этот список, как и все др. иконы, Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил, держа кисть зубами.

В 50-х гг. XX в. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл. была обретена икона «В. п.», в советские годы бывшая частью настила пешеходного моста. Из надписи на иконе известно, что она «сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского мон-ря Самарской губ. и того же уезда игум. Анатолии с сестрами в память чудесного избавления имп. Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 окт. 1888 г. близ ст. Борки). В наст. время этот образ находится в ц. Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февр. 1994 г. на всенощной в канун празднования «В. п.» образ начал мироточить.

«В. п.» из с. Малижина Богодуховского у.

Харьковской губ., по преданию, была обретена ок. 1770 г.; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением этой местности от холеры. Др. сведений об иконе нет.

«В. п.» ц. Рождества Христова в Палашах в Москве

(в наст. время в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке) датируется 1802 г. (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1995. С. 62. Кат. 50). По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресв. Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с др. церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями худож. Т. Г. Мягкова. В 1815 г. в Рождественской ц. на месте прежнего Покровского придела по ходатайству прихожан был устроен и освящен придел в честь «В. п.», где икона находилась до разрушения храма (1935-1937). Затем образ перенесли на короткое время сначала в ц. Воскресения словущего на М. Бронной ул. (разобрана в 1935, снесена в 1938), затем в ц. Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. (закрыт в 1937), в наст. время «В. п.» находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке. В 1981 г. от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако образ остался невредим. В 1982 г., после обновления киота, «В. п.» была перенесена на солею, слева от царских врат главного придела.

Образ написан маслом в традициях западноевроп. живописи. На полях изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мч. Мамант, ап. Филипп, прав. Анна, свт. Николай Мирликийский, прмц. Параскева, вмц. Екатерина.

В день празднования «В. п.» в палашевском храме литургию совершали Московские митрополиты или викарные архиереи, неоднократно служил Патриарх свт. Тихон. Традиция совершения литургии 5 февр. архиерейским чином сохранилась и после перенесения иконы в воскресенскую ц. на Успенском вражке; по воскресным дням перед иконой читается акафист.

В Успенском соборе новомосковского Свято-Успенского муж. мон-ря

Тульской обл.(с 1992), слева от иконостаса, рядом с ковчегом с частицей мощей блж. старицы Матроны, в киоте хранится образ «В. п.», написанный по ее просьбе и ранее находившийся в ц. Успения Божией Матери в с. Себине Тульской обл. На полях иконы изображены свт. Николай Мирликийский и мч. Лавр. Икона украшена серебряной чеканной ризой. В воскресные дни перед ней совершается молебен с чтением совмещенного акафиста иконе и блж. Матроне (др. образ, созданный также по воле старицы, в наст. время пребывает в московском жен. мон-ре в честь Покрова Пресв. Богородицы).

Особенности иконографии

Под названием «В. п.» известны 2 извода, восходящие к разным чтимым протографам. Их сходство ограничивается положением стоящего справа в рост Младенца Христа, левой ручкой охватывающего шею Богоматери, правой прикасающегося к горловине ее платья. Различаются положения голов Богоматери и Младенца: на иконах, повторяющих болховский образец (иконы из с. Бор и г. Таруса, из московской ц. свт. Николая в Кузнецах), лики не соприкасаются; в др. варианте (иконы из раковского мон-ря, из московской ц. Рождества Христова в Палашах и др.) Младенец приникает к щеке Богоматери. Различия касаются и положения рук Богоматери, что является характерным отличительным моментом для извода 2-го типа: руки Богородицы кольцом охватывают Младенца, пальцы плотно сцеплены между собой; в 1-м типе кисти рук, придерживающих Младенца, расположены близко друг к другу, но не соприкасаются, сохраняя молитвенный жест. Во 2-м изводе Богоматерь изображена сидящей, так что Младенец, обе ножки Которого (левая отведена назад) видны из-под хитона, стоит на Ее правом колене (или коленях); в 1-м варианте Младенец опирается ножками о подобие парапета, на передней части к-рого надпись-посвящение. На иконах 1-го типа на голове Богородицы традиц. мафорий; на иконах, подобных образу раковского мон-ря, Ее голову покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос; на московской иконе волосы Богородицы не прикрыты и свободно спадают на плечи.

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика.

Гимнография

В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа (« ») и 4-го гласа (« »); канон 4-го гласа (ирмос: « », нач.: « »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: « » и « ».

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34.

Лит.: Рождественский А ., свящ . Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор» // Калужские ЕВ. 1864. № 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ. // ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И ., свящ . Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь // Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76; Альбицкий П ., свящ . Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.) // Там же. 1896. № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138; Кременский Е . В ., свящ . Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших». М., 1898, 19033; Никольский В ., свящ . Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», что при моск. Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900; Борская икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3. С. 1-3; Кондаков Н . П . Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 54-67, 201; Соколов П ., свящ . Икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших». М., 1912; Никольская Ю . «Взыскание погибших». М., 1914; Троицкий В ., прот . Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Тверь, 1914; Богословский Т . М . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // ЖМП. 1945. № 5. С. 54-56; Праве Л . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Там же. 1980. № 2. С. 24-26; Антонов В . Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге // С.-Петербургские ЕВ. 1991. Вып. 8. Окт. С. 87; Морозова-Утенкова Е . Седьмое начало: История восстановления храма Воскресения Христова в Тарусе Калужской еп. Таруса, 1998. С. 53-57. Ил. на с. 52; Правосл. святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63; Раковский Св.-Троицкий жен. мон-рь (1859-1927 гг.) // Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.

Э. В. Шевченко, инокиня Вероника (Горячева)

Икона Взыскание Погибших как помогает

Икона Взыскание Погибших: кому поможет икона взыскание погибших, как правильно молиться иконе, в каких храмах можно найти икону Взыскание Погибших, чудесные исцеления посланные иконой

Икона Взыскание Погибших: кому поможет икона взыскание погибших, как правильно молиться иконе

Чудотворность иконы Взысканье Погибшим представлена в виде божественного образа родителей, молящихся о своих сынах и дочерях . Это святое изображение олицетворяет образ утешительницы скорби матерей и отцов. Иное название иконы – «Избавление от бед страждущих».


Предлагаем познать, насколько сильно изображение , какое смысл его помощи, как правильно читать молитву лику Святыни о Погибших, в какой храм стоит прийти, научиться читать молитвенное обращение к Силам Небесным и прочее.



История иконы Взыскание Погибших

В Псковском монастыре на сохранении находится Святой образ, сведения о появлении которого весьма интересны. Известно, что по наставлению блаженной Матроны Московской и ее благословению была написана уникальная Святыня.


Однажды Пресвятая поведала Матроне о том, что во сне к ней приходит один и тот же лик. Она рассказала матери, что Пресвята Дева желает войти к ним в церковь. Матрона благословила женщин, которым было поручено собрать деньги со всех деревень для Святыни. В процессе сбора пожертвований одному мужчине очень не хотелось отдавать рублевую монету, а его братцу вовсе – даже копейки было жалко.


После того, как все пожертвования были собраны, Матрона внимательно пересмотрела принесенное, и отыскала среди кучу денег те рублевую и копеечную монеты. Спустя некоторое время, Преподобная произнесла: «Верните владельцу эти монеты, они испортят все собранное».


Пересчитав и убедившись, что собранной суммы будет достаточно для написания изображения, был сделан заказ художнику.
Прежде чем сделать заказ, Матрона пожелала удостовериться, что художник справиться с поставленной задачей и сможет передать именно тот лик, который она хотела бы видеть. На это мастер заверил, что для него не составит ни малейшего труда выполнить просьбу Блаженной.


Матрона повелевала, чтобы, прежде чем приступить к работе , художник направился на причастие и исповедь к Святым Христовым Тайнам. Через некоторое время художник вернулся и поведал, что отказывается от заказа. Блаженная нутром почувствовала, что за мастером остался грех, в котором он не покаялся. Она сказала ему об этом, на что он ответил глубоким потрясением и повторно направился к Святыне, чтобы причаститься и покаяться. Прощения просил художник не только у Всевышнего, но и у Матроны.


После того, как иконописец вернулся, Блаженная велела ему приступать к созданию Святой иконы.
Действительно, художнику удалось создать Божественный лик, который находился у Матроны до того момента, пока земные силы не покинули ее. На сегодняшний день Святыня хранится с мощами Проповедницы.


Стоит заметить, что история Чудотворного образа примечательна не менее интересной иконографией. Дева Небесная держит в своих руках ребенка, склонив голову к нему. Сын Господний стоит на коленях Богоматери, и, обнимая ее, прислоняется к ее щеке своей, а ноги его видны из – под облачения ее.


Эта разновидность Святого лика достаточно редко встречается , где Божья Матерь написана без покрытой головы, с распущенными волосами. Существует несколько видов этого лика Девы Марии.


Как поможет икона Взыскание Погибших

В Древние времена представители православной веры безукоризненно веровали в несоизмеримую помощь и наставления Пресвятой Девы Небесной.


Православный народ нарек Икону «Взысканье Погибших», относясь к ней с уважением и глубоким почтением, так как она являлась единственным верованием в спасение от обреченной гибели.


Смысл помощи иконы Взысканье Погибших

В первую очередь, стоит разобраться со смыслом слова «Погибших», которое вовсе не применимо к тем, кто покинул людской мир. Так называют того, что перестал видеть хорошую сторону своего бытия, положительность своего окружения, стал безнадежен и запутался в своей жизни.


Конкретно тем, кто относится к этой категории людей, стоит обратиться за помощью к Святой Богородице, которая в непрерывной борьбе за молящего поможет ему обрести силы в нелегкой схватке за свое существование. Подобная помощь подарила известность и придала особенное значение Божественному лику.



Чего просят у Иконы Взысканье Погибших

Обращаться с молитвой к лику Святыни можно тем, кто утратил веру в Господа и прекратил думать о хорошем;


В годы воин огромное число людей обращались к образу с просьбой защитить свою семью и тех, кто защищает Родину;


Чудотворность изображения была замечена и в борьбе с разными недугами. Известно, что чтение молитвы перед Иконой Девы Марии способствует выздоровлению от заболеваний, связанных с глазами, головой, а также других болезней;


Чтение молитвы у Иконы «Взысканье Погибших» по традиции принято считать действенной для одиноких девушек, которые норовят удачным замужеством. Касаемо семейных людей, то можно обратиться к Богородице с просьбой о счастье и семейном благополучии. Молодые женщины могут просить Деву о терпении и мудрости во взаимоотношениях с молодыми людьми.



День, когда чтят икону Взыскание Погибших

Проведение праздника в честь образа Небесной Царицы датируется единожды в году – 5 февраля согласно нового стиля календаря, или же 18 февраля.


Где находится икона Взыскание Погибших

o Божественный лик находится на хранении в храме Воскресения Словущего на Успенской Вражке;


o С молебном к Богоматери можно прийти в храм Воскресения Христового, что в Тарусе;


o Лик Девы Небесной есть в Самаре в Покровском кафедральном соборе;


o В храме Покрова Богоматери в Мариенбурге также есть чудотворный образ.



Чудотворность Иконы Взысканье Погибших

Сулит удачным замужеством. Молитва лику Богородицы в первый раз помогла разорившемуся дворянину, которого настигла нищета. Кроме того, он остался с тремя дочерьми, которым нечего было оставить на приданное. Отец девочек каждый день просил Божью Матерь об удачной судьбе дочерей и совсем скоро они обрели счастье в удачном браке.


Победа над эпидемией. В 19 столетии город Серпухов уничтожала повальная эпидемия холеры, от нашествия которой ежедневно гибли люди. Местным было известно о чудесах Святого лика, и они пожелали видеть Пресвятую в своем городе. Горячо молясь об избавлении от страшной болезни, православный народ Серпухова прошел крестным походом вокруг города, тем самым избавившись от напасти.


Чтение молитвы Божьей Матери Взысканье Погибших

Когда воспевают образ Богородицы, больше всего делают акцент на хвалебных песнопениях , которые содержат 13 икосов и кондаков.


В текстах подобных молебнов освещены конкретные события, восхваляющие образ и передающие факты явления Богородицы.


Акафист также содержит в себе просьбы о даровании защиты и помощи. По окончанию чтения следует произнести заключительную молитву, прося защиты от напасти для всего народа.


Молитвенный текст Богородице «Взысканье Погибших»


«О, Пресвята и Преблагословенна Дева, Владычица Богородица, Споручница грешныя и Взысканье погибшия! Призри милостивныя Твоея оком на нас, предстоящие перед святой иконой Твоей и с умилением молящиеся Те: воздвигни нас из глубин греховных, просвети ум нашия, омраченныя страстью, и уврачевай язвы души и телеса нашия. Не имамы иной помощии, не имамы иной надежды, разве Те, Владычица, Ты всея немощей и согрешений наших, к Те прибегаем и кличием: не оставь нас Твоей небесной помощью, но предстань нам присно и Твоея неизреченныя милосердьем и щедротами спасай и помилуй нас погибающих. Икона взысканье погибших значенье Даруй нам исправленье греховной жизни нашей и избавь нас от скорби, беды и недугов, от напрасной смерти, ада и вечных мук. Ты бо, Царица и Владычица, скорая Помощнице и Заступнице всем притекающим к Те, и крепко Прибежище грешников кающихся. Подаждь ибо нам, Преблага и Всенепорочна Дева, христианския конца живота нашея мирна и непостыдныя и сподобей нас Твоея ходатайством вселиться в обителях Небесныя, иди же непрестанныя гласе празднующия радостью славит Пресвяту Троицу, Отче и Сынови и Святаго Духа, нынче и присно и во веки веков. Аминь».


  • «Заступница усердная, Благоутробна Божья Мать, к Те прибегаю, окаянныя и паче всея человек грешнейшия, вонми глас моленья моея, вопли мой и стенанья усльпи, как беззаконья моего превзыдовша голову моею, и аз, яко же корабли в пучине, погружаюсь в море грехов моея. Но Ти, Всеблага и Милосердна Владычица, не презрей мене, отчаянного и во грехах погибающея; помилуй меня, кающагася в злыя делах моея, и обращай на пути правом заблуждшу окаянную душу моею. На Те, Владычица моя Богородица, возлагаю все упованье мое. Ти, Мать Божья, сохрани и соблюди меня под кровом Твоея, нынче, и присно, и во веки веков. Аминь».*

Будьте Господом хранимы!


Чьи ноги свободно видны из под облачения, а Он прижимается к Её щеке и держится рукой за Её шею.

История

Название иконы связано с восходящей к веку истории о чудесном прощении эконома Феофила Аданского по его молитвам к Божией Матери , к Которой он обращался как к "Взысканию погибших" перед Её иконой. Повествование о Феофиле стало известно на Руси с XVII века, а в следующем столетии прославилось несколько чудотворных образов Богоматери, получивших наименование "Взыскания погибших".

Наиболее ранним из русских образов Пресвятой Богородицы с этим названием можно считать образ, некогда находившийся в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в году. Прославилась икона позднее, в середине XVIII века, через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина села Бор Калужской губернии Феодота Обухова. Однажды, в день Крещения Господня , по пути из города Болхова этого крестьянина застигла страшная пурга с сильным морозом. Потеряв дорогу, лошади остановились у оврага. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, выпряг лошадь и привязал к саням; сам укутался, лёг в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные минуты он обратился к Божией Матери с молитвой о спасении и дал обет заказать список с иконы "Взыскание погибших", находившейся в Георгиевском храме в Болхове. Сердечная молитва его была услышана: в соседнем селении под окном одного крестьянина вдруг раздался чей-то голос: "Возьмите!" Крестьянин вышел и увидел в санях своего полузамерзшего друга Феодота Обухова.

По выздоровлении Феодот Обухов немедленно выполнил свой обет, заказав список с иконы "Взыскание погибших" для своей приходской церкви. В память своего спасения в канун Богоявления он попросил изобразить вверху иконы сюжет Крещения Господня во Иордане. Вскоре, благодаря щедрым пожертвованиям почитателей иконы на месте бедного сельского храма была выстроена прекрасная каменная церковь. Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Так, в году в соседнем городе Серпухове свирепствовала эпидемия холеры, которая прекратилась после того, как в город принесли чудотворную икону. С тех пор икону Божией Матери ежегодно торжественным крестным ходом приносили из села Бор в Серпухов. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока Борский храм не был разрушен. Святая икона Божией Матери после этого бесследно исчезла.

До настоящего времени сохранились несколько старых списков иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Наиболее известные из них находятся в Москве - в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке , в Санкт-Петербурге - в Покровском храме в Мариенбурге , в Самаре - в Покровском кафедральном соборе . Известны также чудотворные списки с иконы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа , а также из города Козлова (ныне - Мичуринска). В году при Московском Александровском Сиротском институте был освящён храм в честь иконы "Взыскание погибших" ; впоследствии в честь святыни были освящены многие другие церкви.

Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме Воскресения Словущего в Москве.

Первая московская святыня

Этот список иконы был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. Последний её владелец овдовел и оказался на пороге нищеты. Его усердные молитвы перед домашней святыней были услышаны: он был спасён от нищеты и отчаяния, судьба его детей-сирот также благополучно устроилась. Впоследствии он передал икону в храм Рождества Христова в Палашах , и к чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. Похожий случай произошёл после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь оставшаяся с тремя малолетними детьми жена арестованного священника. Ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы - они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году Рождественский храм был закрыт, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной - туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке , где уже в наше недавнее время (1980-е годы) было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя сожгло все вокруг, но не тронуло образ.

Вторая московская святыня

Главной святыней храма свт. Николая в Звонарях была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны её были Архангелы, а внизу - изображение Успения Богоматери. Сама же икона была сантиметров 75, в большой раме из разных сцен-клейм жития Богоматери.

Когда в 1934 году храм закрылся, икону "Взыскание погибших" собирались было отдать в одну из московских церквей, но волей Божией она попала Пюхтицкий монастырь. После того как в 1994 г. эта обитель получила подворье в Москве в Звонарском переулке , икона снова вернулась в свой храм. Сейчас она вставлена в иконостас и доступ к ней ограничен.

К чудотворной иконе "Взыскание погибших" обращались невесты, выходя замуж, с молитвой о том, чтобы брак был благодатным; приходили к ней люди с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях, а также матери с ходатайством о погибающих детях.

Молитвословия

Тропарь, глас 7

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Свои́х Преве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сы́н бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся́ проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы́, припа́дающе, мо́лим Тя́/ и наде́ющиеся на Тя́ да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:// Ты́ бо еси́, Влады́чице, Взыска́ние поги́бших.

Ин тропарь, глас 4

Взыщи́ на́с погиба́ющих, Пресвята́я Де́во,/ не по грехо́м бо на́шим наказу́еши на́с,/ но по человеколю́бию ми́луеши:/ изба́ви на́с от а́да, боле́зни и ну́жды// и спаси́ на́с.

Использованные материалы

  • Шевченко Э. В., Вероника (Горячева), инокиня. "«Взыскание погибших» Икона Божией Матери" / Православная энциклопедия , т. 8, с. 107-110:
    • http://www.pravenc.ru/text/158344.html - материал использован частично

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил одной из Ее икон именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В середине ХVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону «Взыскание погибших». И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: «Возьмите». Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Болхова Орловской губернии. С того времени Борская икона «Взыскание погибших» прославилась многими благодатными знамениями и чудесами.

Известны чудотворные образы «Взыскание погибших»: из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы «Взыскание погибших».

Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в храме в честь «Воскресения словущего» в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм.

В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: «Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуешь: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас» (тропарь, гл. 4).

На иконе Божия Матерь, чуть наклонив голову влево, поддерживает младенца Иисуса Христа сплетенными руками в вертикальном стоячем положении, а Он прижался к Ее ланите и держится рукой за шею.