Живописные хроники. Сошествие Святого Духа

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» представляет большую ценность в православии. Евангельский сюжет, изображенный на иконе, подтверждает подлинность события, ежегодно вспоминаемого всеми верующими людьми.

Сошествие Святого Духа на апостолов произошло спустя десять дней после Вознесения Спасителя на Небеса. После этого апостолы обрели способность говорить на всех языках мира. Это великое чудо стало началом проповедования Слова Божьего по всему миру, и христианская вера начала стремительно завоевывать сердца людей со всего света.

Где находится икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Самые древние и почитаемые в православном мире иконы находятся в соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в городе Сергиев Посад. Также копии иконы можно встретить в музеях Московского Кремля, Исакиевском соборе города Санкт-Петербурга, в карельской Преображенской церкви острова Кижи. В России находится множество храмов и церквей, посвященных этому историческому событию, и их число растет. Сейчас историки насчитывают более ста пятидесяти таких мест.

Описание иконы

Одни из самых ранних изображений датированы 6 веком нашей эры. В традиционном исполнении на иконе изображены двенадцать апостолов, сидящих полукругом, и Богородица, а в центре иконы изображены апостолы Петр и Павел . Мужчине в короне отведена центральная нижняя часть иконы: он олицетворяет народы, ждущие просвещения. В это время на присутствующих нисходит Святой Дух, наделяющих апостолов силой слова и завещающий просвещать народы о православной вере.

В чем помогает и от чего защищает икона

Икона помогает каждому православному утвердиться в своей вере и получить Божью благодать. Святой образ олицетворяет собой путь каждого, борющегося с искушениями и противостоящего дьявольским проискам. Церковное толкование иконы основывается на том, что Святой Дух, сошедший на землю, защищает каждого. Усердные молитвы, искренняя вера, праведная жизнь помогают с честью и справедливостью выходить из каждого испытания, не причинять боль близким. Каждого защищает любовь Высших Сил, которая способна уберечь от невзгод и печалей, направить заблудшие души к свету, помочь в духовном росте.

Перед иконой православные христиане возносят молитвы о помощи и защите себя и своей семьи от зла и негатива. Просят верующие и о наставлении на путь, который приведет душу каждого к Царствию Небесному в безгрешности.

Молитва перед иконой

«Царь наш Небесный и Утешитель душ наших грешных! Приди на землю грешную да войди в дом каждого верующего, защити и помоги нам не сворачивать с пути избранного и истинного. Посели в сердцах наших веру православную, помогающую жить в радости и благочестии. Да не гневись за грехи наши невольные, позволь искупить их деяниями праведными. Аминь».

Молитвы перед иконой способны помочь вам изменить свою жизнь к лучшему .Пусть каждый ваш день будет наполнен радостью. Мы желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

10.06.2017 06:08

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» глубоко почитается верующими. К ней обращаются за помощью в...

Все мы знаем и слышали о таком празднике как Святая Троица, Пятидесятница, или, как его еще называют, день Сошествия Духа Святого на апостолов. Но не многие из нас знают историю его возникновения, как надо себя вести в дни празднования, и почему он имеет именно такое названия. В статье мы постараемся разобраться о том, когда он возник, что означает, и какие традиции его сопровождают.

История возникновения праздника Святой Троицы

Согласно библейским заветам, считается, что в этот день должно было исполниться пророчество Христа, и Дух Святой должен спуститься на землю. Согласно Писанию, произойти это должно было на десятый день после того как душа Христа вознесется, и на пятидесятый после его воскрешения.

В этот день в ожидании чуда Матерь Божья и апостолы собрались в горнице в привычное время для молитвы. Неожиданно им послышался шум, и перед глазами их явился святой огонь, который горел, но не обжигал. Как раз в этот момент произошло схождение Духа Святого, что знаменовало о том, что они прошли крещение огнем и Святым Духом.

Со временем у дома собралась толпа. Люди пришли сюда из разных стран, чтобы увидеть чудо собственными глазами. К ним начали выходить апостолы и разговаривать с ними на их родном языке. Это не могло не удивлять, так как все знали, что ученики Христа были не учеными родом из Галилеи и не могли знать языки других народов.

Следующим чудом сего дня считается проповедь апостола Петра, который ранее никогда не проповедовал, а был лишь смиренным учеником своего Учителя. Но когда он заговорил, то всем окружающим стало понятно, что его устами говорит Сам Дух Святой. Проповедь была настолько проникновенной, что многие, кто слушал ее, уверовали в Христа и приняли Крещение в тот же день.

День Сошествия Святого Духа на апостолов считается днем рождения Церкви. Отныне все больше людей стало приходить к молебну апостолов и слушать их проповеди. А место Сошествия Святого Духа на апостолов со временем стало считаться священным, где каждый может помолиться.

Как крещение огнем изменило жизнь апостолов

После этого дня ученики Христа очень сильно изменились. До этого дня они впадали в отчаяние и предавались унынию, так как не могли пережить смерть Учителя своего. Не все верили в то, что Сын Божий воскреснет и придет на землю уже в другом обличии, хотя Он не раз говорил им об этом. Но сошествие Святого Духа на апостолов резко изменило их. Они стали проповедниками Слова Божия, которые больше не предавали свою веру.

Верили они, даже несмотря на то, что знали о всех мучениях, которые предстоит перенести. Как пророчил им Христос - жизнь их будет предана гонениям, их будут высмеивать и поливать грязью. Некоторых закрывали в тюрьмы, издевались, только чтобы «выбить» веру из их душ и прекратить нескончаемую цепь проповедей. Чтобы ноша апостолов не была столь тяжелой, Христос послал ученикам Своим Духа-Утешителя, который поддерживал в них веру и помогал переносить все тяготы, связанные с гонениями.

Отныне никто и ничто не могло заставить усомнится апостолов в вере своей. Даже во время казней, избиений, распятий на кресте дух учеников Христа все больше укреплялся.

Первые христиане жили праведно, соблюдая все заповеди, следовали учениям святым. Они молились каждый день, постоянно причащались, соблюдали все правила и обычаи. Старались поддерживать друг друга везде и во всем, как учил Христос.

Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов верующих христиан начало становиться все больше и больше по всему миру.

Изначально свои проповеди апостолы читали только в Палестине. А потом ими было принято решение разойтись в разные стороны. Апостолы кинули жребий, дабы решить, кому в какую сторону идти. Андрею Первозванному выпал жребий идти в сторону русских земель.

«Троица», или «Пятидесятница»

В слово «Пятидесятница» заложено двойное название, что свидетельствует о его ветхозаветном происхождении. Понятие «Святая Троица» берет свое начало из Нового Завета. Но, несмотря на это, эти два понятия - названия одного и того же праздника.

Итак, внесем некую ясность. Изначально Пятидесятница никак не относилась к событию Сошествия Духа Святого на апостолов. Это был один из трех праздников, который относился к принятию законодательства во времена пророка Моисея. Тогда евреи у подножья горы Синай обещали Господу Богу быть верными Ему, а Он, в свою очередь, - оберегать их от гонений египетского фараона. Также Пятидесятница совпадала по времени со сбором урожая, что вызывало у людей двойную радость. Большое количество евреев, которые проживали в различных уголках Римской Империи, старались в этот день приехать в Иерусалим. Многие из них уже забыли родной язык, но обычаи народа чтили всегда. И хоть раз в жизни еще в те времена каждый еврей стремился совершить паломничество к родным местам.

А спустя более полутора тысяч лет новозаветная Пятидесятница обрела новый смысл. И в день, когда на пятидесятый день снизошел Дух Святой, начали сбываться все пророчества и исполняться обещания Сына Господнего, о том, что пошлет Он Духа-Утешителя от Отца Своего. И будет Дух истины свидетельствовать о Воскрешении Его. Тем самым Христос дал понять ученикам своим, что Святая Троица с ними до скончания дней их.

Таким образом, Пятидесятницу Сошествия Святого Духа на апостолов стали называть Святой Троицей.

Икона Сошествия Святого Духа на апостолов: описание

За основу в описании на иконе сюжета берется рассказ из писаний апостолов.

Именно из этого описания до наших времен дошла история об апостолах и Матери Божией, которые были освящены огнем. Но, несмотря на то что история едина, иконография Сошествия Святого Духа на апостолов имеет несколько вариантов. Это связано с тем, что традиции написания икон у каждого поколения были свои. Со временем образа несколько видоизменялись. И только в 8 веке были обговорены и зафиксированы правила написания икон.

Поэтому до нашего времени дошло несколько вариаций написания образа Сошествия Святого Духа на апостолов, которые делятся по двум направлениям. Исторический вариант написания - иконописец пытается максимально правдиво передать на холсте события, происходившие в то время. Литургический вариант - подразумевает раскрытие смысла события, которое произошло в тот вечер. Оба варианта имеют право на существование, но несколько отличаются между собой.

Распространенный вариант написания иконы

Чаще всего можно встретить икону Сошествия Святого духа на апостолов в центре с сидящим апостолом Павлом - литургический вариант написания. На ней изображено, как апостолы сидят полукругом с книгами и свитками в руках и ведут оживленную беседу. Сверху на них исходит свет, а снизу изображена тьма. Тьма символизирует мир, до снисхождения святого огня. Тут же помещены люди разных национальностей, которые ждут света Евангелия.

И что характерно в данном варианте написания, в центре сидят апостолы Петр и Павел. Хотя апостола Павла тогда не было на схождении. Но авторы многих книг не могут о нем забыть, так как он считается верховным апостолом. Поэтому иконографы помещают и его на икону Сошествие Святого Духа на апостолов. Фото (литургический вариант) располагается ниже, где апостолы написаны с нимбами над головами и языками пламени у рта. Это и является символом того, что они прошли просвещение Духом Святым.

На этом варианте под куполом одной из церквей Сошествия Святого Духа на апостолов изображено по кругу двенадцать учеников Христа. Посередине появляется царь. В руках у него двенадцать свитков. Над головой у этой фигуры вместо нимба надпись «Космос». Фигура в виде царя олицетворяет вселенную, наполненную разными народами. Апостолам предстоит пойти по миру и просветить всех их.

Исторический вариант написания иконы

В историческом изображении иконы, несмотря на то что по преданию святого евангелиста Луки, который описывал Сошествие Духа, событие было без присутствия Матери Иисуса Марии, ее лик является центральным. На иконе все апостолы сидят полукругом, но уже без нимба, в отличие от литургического изображения, и на них исходит благодатный огонь сверху. Нимб есть только над головой Девы Марии, что свидетельствует о том, что она первая получила благодать Святого Духа.

Этот образ очень напоминает икону Вознесения. Еще ее называют Малая Пятидесятница. Также на иконе часто изображают Святого Духа в виде голубя, но такое изображение считается не каноничным. Как мы знаем, из всей Святой Троицы образ имеет только Сын Божий. А что касается Отца Святого и Духа Его, то испокон веков они не имеют ипостасного воплощения.

Именно на Стоглавом Соборе, который проходил в середине 16 века в Москве, был поднят вопрос о том, что нельзя изображать Святого Духа в виде голубя, кроме как во время празднования Крещения. Согласно евангельскому писанию, только в день Крещения Святой Дух явился народу в виде голубя. А на иконе Пятидесятнице было постановлено изображать Святого Духа в виде огненного пламени, как он и являлся в тот вечер апостолам.

Не стоит также забывать про икону "Святой Троицы", которую часто отождествляют с иконой "Пятидесятницей". Хотя это совершенно разные изображения. Икона Андрея Рублёва еще на Стоглавом сборе была объявлена каноничной. На ней изображено три ангела, которые олицетворяют собой Лица Пресвятой Троицы.

Картина «Сошествие Святого Духа на апостолов». Врубель

Известный сюжет в исполнении художника Михаила Врубеля стал частью фрески в Кирилловской церкви города Киева. На картине изображено двенадцать апостолов, которые пришли после воскрешения Христа с Его Матерью и молились. Матерь Божья изображена в центре. Над ее головой исходит Священный огонь, в центре которого летает голубь. Его лучи расходятся над головами каждого апостола. У участников картины свитки в руках отсутствуют, а нимб есть над головами каждого из них.

Традиции и приметы на Пятидесятницу

Троицу, Сошествие Святого духа на апостолов принято праздновать три дня. Накануне праздника все хозяйки приводят в порядок свои жилища. Убирают и раскладывают по дому ветки ивы, березы или липы. Это является символом начала новой цветущей жизни.

День до праздника считается поминальным. В церковь несут дары, чтобы помянуть усопших родственников своих.

К празднованию хозяйки пекут пироги, готовят много вкусных блюд.

Первый день праздника называется Зеленое воскресенье. Считается, что в этот день вылезет вся нечисть, которая забирает невинные души, а зелень, разложенная по дому, является защитой от всяких мифических персонажей. С утра люди идут в церковь на богослужение. После уже ходят друг другу в гости. Зачастую организовываются массовые гулянья в виде ярмарок.

Сегодня Троица почему-то считается праздником незамужних девушек, которые плетут венки именно в этот день и отправляют плыть по реке. И смотрят, куда венок поплывет, с той стороны к ней жених явится. Также выпекается каравай и раздается девушкам. Кусочки каравая они засушивают, а потом во время свадьбы его сухари подмешивают в тесто каравая. Считается, что такая волшебная выпечка принесет в дом благополучие, достаток. Гулянье продолжается до вечера с пикником и ряжеными.

Клечальний понедельник - второй день празднования, когда священники после службы идут на поля и читают там молитвы, чтобы урожай был хороший.

Третий - Богодухов день. Парни сами выбирают себе невесту. Также в этот день по селам освящают воду в колодцах.

Считается, что если на Троицу пойдет дождь, значит, урожай будет хороший, а лето - теплым. По традиции каждое утро девушки умываются росой, которая выпадет в один из трех дней, чтобы сохранить как можно дольше свою красоту и молодость.

Также на празднование имеются и свои запреты. В эти дни запрещается работать на земле. Но наряду с тем, можно собирать лечебные травы. Опасным считается купание в реке. По старинному поверью, русалки выходят из воды и живут на полях и в лесах. А опасны они тем, что могут защекотать встретившегося им путника до смерти.

Особенности празднования Пятидесятницы в храмах

В храмах Сошествие Святого духа на апостолов отмечают с особым почтением. Это один из главных христианских праздников в году, который приравнивается по своей значимости к Пасхе и Рождеству Христову. В первую ночь с субботы на воскресенье проходит ночная служба. В первый день праздника отменяются обычные песнопения. Вместо них в храмах в этот день можно услышать особые праздничные песни.

Вся служба проходит не так, как обычно. После литургии начинается вечерняя служба, во время которой снисхождение благодати славится тремя специальными молитвами. Сами священники на этот праздник надевают красивые изумрудные одеяния. Церковь так же, как и дома, украшают различными зелеными веточками и цветами.

Стоит помнить, и о том, что после праздника целую неделю можно не соблюдать пост.

Значение Благодати в жизни каждого верующего

Праздник Сошествия Святого Духа на апостолов - не только народное гулянье. Это символ наполнения людских душ Господней Благодатью, которая ведет к их исцелению и освобождению. Согласно библейским истинам, в каждом человеке еще с рождения есть семя добра. Оно закладывается свыше. И если не питать его на протяжении всей жизни, то оно не сможет вырасти. Как обычное семя, которое мы садим в землю для того, чтобы оно выросло, нам приходится поливать его.

Также и человеческая душа может остаться бесплодной (пустой) если ее не орошать на протяжении всей жизни Божьей Благодатью. Каждый человек, который по-настоящему хочет достичь просветления, понимает, что без Божьих проповедей духовная жизнь для него будет закрыта.

Апостолы после того, как на них снизошел Святой Дух, пытались донести до людей, что Божья Благодать поможет очистить совесть, исцелит больную душу, наполнит ее светом, укрепит веру, просветит разум. Божья Благодать наполнит сердце добром к ближнему, обратит взор человеческий к небесному, поможет правильно жить по духовным законам.

По свидетельству тех, на кого снизошла Божья Благодать, она приносит просветление и радость душе, которые не могут принести мирские блага. Все физические радости кажутся ничтожными.

С того дня, как Святой Дух снизошел на апостолов, каждый удостаивается Благодати, кто следует законам Божьим. Считается, что снисхождение приравнивается к Крещению. И также осуществляется единожды за всю жизнь. А такие таинства, как исповедь, молитва, причащение, пост и даже дела благие, только помогают укрепить силу Веры.

Сила Благодати очень меняет людей. Это видно на примере учеников Христа. Как мы знаем, до того, как на них спустился Дух Святой, они были простыми неграмотными людьми. После Благословения их проповеди обрели силу. Апостолы могли своими речами достучаться до самых загрубевших сердец. К ним стали прислушиваться знатные люди того времени, философы. Своим словом, которое было окутано Благодатью и теплом, располагали уже отчаявшихся людей вернуться к жизни, грешников каяться.

При жизни Христа апостолы были робкими и боязливыми. После снисхождения Духа Святого они почувствовали силу, стали бесстрашными и мужественными. В результате их проповедей люди не только впускали в свое сердце Христа, но и начали строить общины. Церкви Сошествия Святого Духа на апостолов выстраивались не только на территории Римской Империи, а далеко за ее пределами.

Благодаря трудам апостолов и их последователей христианская вера стала распространяться по всему миру, что дало начало возрождения человеческого общества.

О том, как происходил процесс возрождения в первые десятилетия после Пятидесятницы, можно прочесть в книге «Деяния святых апостолов».

Есть праздник, пришедший к нам из первых годов христианства. Он носит название День Святой Троицы. Иногда его называют Пятидесятницей. Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» представляет событие, в память которого он был установлен.

Исполнение пророчеств

Икона "Сошествие Святого Духа" зрительно передаёт нам исполнение как ветхозаветных, так и новозаветных пророчеств о явлении Святого Духа и его очистительном крещении. Этот великий момент, когда на ближайших учеников и последователей Иисуса снизошла обещанная им благодать Божья, описан во 2-й главе книги "Деяния апостолов".

В ней говорится о том, как апостолы, выполняя повеление Христово, данное им на Елеонской горе, не покидали Иерусалим, а ежедневно собирались в Сионской горнице, ожидая обетованного им утешителя ― Духа Святого. С ними вместе пребывала и Пресвятая Дева Мария. В книге описывается, как на десятый день ожидания, утром, все неожиданно услышали шум, наполнивший горницу. Он походил на звуки ветра, несущегося в бешеных порывах.

Чудо, ниспосланное апостолам

Далее произошло то, что икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» являет нам во всех подробностях. Неожиданно взорам собравшихся предстали языки пламени, которые, проплыв над ними, почили на каждом из учеников Христовых. Отныне каждый, исполнившись Духа Святого, обрёл благодать Божью. Этот дар наделил апостолов многими качествами, которые ранее были им не присущи. Он отверз их умы, прежде ограниченные рамками земного, тварного мира, для постижения Божественных истин.

Но не только способность в полной мере понимать слово Божие стяжали в этот миг апостолы. Святой Дух наделил их и всеми необходимыми душевными и физическими качествами для проповеди этого слова среди людей. Им предстояло обратить к свету истины многие народы, и для общения с ними апостолы получили способность проповедовать на чуждых им языках, что привело в смятение свидетелей, оказавшихся поблизости.

Заключение Нового Завета

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» изображает тот великий миг, который явился рождением Вселенской Церкви Христовой. То, что произошло в Сионской горнице, ознаменовало собой заключение Нового Завета, пришедшего на смену Ветхому, чьи законы были высечены на каменных скрижалях, полученных Моисеем на горе Синай. В связи с этим становится понятна символика, заложенная в пятидесяти днях, прошедших от воскресения Христова до события, в память которого написана икона «Сошествие Святого Духа».

Как Синайский закон был получен евреями на пятидесятый день по выходу их из Египта, где они пребывали в состоянии духовной смерти, так и новый, Сионский, закон Христос даровал людям на пятидесятый день по исшествии своём из гроба, где им была попрана смерть, властвовавшая над миром со времён первого грехопадения. По этой причине именно Пятидесятницей часто называют сошествие Святого Духа на апостолов. Икона, изображающая это событие, также порой именуется этим названием.

Сведения о ранних иконах данного типа

Как было сказано выше, праздник, установленный в память этого дня, отмечался ещё на заре христианства. Когда же свет истинной веры воссиял на Руси, то вместе с ним унаследовали наши предки и традицию празднования особых дней, отмеченных в церковном календаре. Эти праздники нашли широкое отражение в иконописи. Известно, что икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» появилась очень рано, но в течение веков её иконографический тип претерпел значительные изменения.

Можно проследить этот процесс, используя дошедшие до нас изображения или свидетельствующие о них исторические документы тех лет. Что же представляла собой самая ранняя, известная ныне икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»? Описание её говорит о том, что по своему типу она была близка иконе «Вознесение Господне». Это объясняется очень просто: в давние времена оба этих праздника были объединены в один.

Изменения, внесённые византийскими мастерами

Однако со временем византийские мастера внесли в её написание изменения, ставшие впоследствии той композиционной схемой, которой придерживались во все последующие века. Так, например, в более поздних канонических изображениях часто отсутствует фигура Богородицы. Объясняется это тем, что ей принадлежит совершенно иная, важная роль ― телесное рождение Спасителя, тогда как внимание зрителей должно быть сконцентрировано на Святом Духе и его вмешательстве в домостроительство.

По той же причине византийские мастера отказались и от фигуры Христа. В целом же в поисках оптимального композиционного решения они обратились к широко распространённой в изображениях Древней Греции и Рима схеме ― учитель и ученики. Она представляла собой фигуру учителя и учеников, сидящих полукругом и внемлющих ему.

Окончательный вариант иконы

На этой основе и был написан ими образ «Сошествие Святого Духа на апостолов». Икона представляла сидящих овалом апостолов, над головами которых обозначены языки огня. Центральное же место учителя оставалось на иконах свободным, так как на нём подразумевалось присутствие Святого Духа. Среди особенностей образа надо отметить наличие в его композиции фигур апостолов Петра и Павла, которые, согласно тексту Писания, в этот момент в Сионской горнице не присутствовали, но в силу своих заслуг стали изображаться вместе с остальными учениками Христа.

В заключение нужно упомянуть о фигуре старца в короне, изображаемой в нижней части иконы. Она символизирует народы, получившие от Святого Духа свет богопознания. Описанная здесь композиция может считаться наиболее распространённой, тогда как нередко приходится видеть и иные её варианты. Одним из них является китайская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото ее представлено в статье.

В течение многих веков эта икона была неотъемлемой частью храмов и в России, и на Западе. Сюжет, заложенный в её основу, давал вдохновение многим поколениям иконописцев и художников, представителей самых различных направлений живописи. В этом нет ничего удивительного, так как данная тема, исполненная гуманизма, всегда была и будет близка людям независимо от того, в какую историческую эпоху они родились.

Эта икона заинтересовала меня после просмотра лекции Гейдара Джемаля на тему «Политическая постантропология» где на 29-й минуте Владимир Карпец задает вопрос докладчику об иконе «Царь-космос».

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов, XV век. Место хранения: Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Поступила в музей в 1929 году. Реставрация: Реставрирована в 1930-е годы И.Я. Челноковым (пробная расчистка) и в 1964-1967 годах в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских А.Н. Овчинниковым (полное раскрытие). Материал: Дерево, темпера. Персоналии: Богородица, апостолы, царь-космос.

Сюжет Сошествие Святого Духа на апостолов разрабатывается в христианском искусстве с VI века. Согласно «Деяниям апостолов» (I, 5-8; II, 1 - 13), сошествие Святого Духа произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда все апостолы собрались в Сионской горнице. Внезапно раздался шум с неба, который, подобно сильному ветру, наполнил весь дом, и явились языки пламени, разделившиеся и остановившиеся ("почившие") по одному над головой каждого из присутствовавших в горнице. Апостолы обрели способность говорить на разных языках и наречиях, чтобы проповедовать Евангелие во всем мире.

С XIV-XV веков на Руси известны иконы Пятидесятницы, на которых присутствует изображение старца в короне и в царских одеждах, стоящего в темной арке.

На иконах и фресках более раннего периода подобный персонаж неизвестен, хотя возможно, что они просто до нас не дошли. На одном из самых древних изображений из Евангелия Рабулы в центре композиции изображена Богоматерь, по сторонам от нее 12 апостолов в два ряда. Местонахождение их показано условно - полусфера над ними означает, что они находятся под сводами триклиния Сионской горницы.

Сошествие Святого Духа 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия Кодекс Рабулы , л. 14 об., миниатюра.

В XI-XII веках в византийском искусстве сформировалась иконография этого сюжета с апостолами, восседающими полукругом. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное. Относительно того, что означает этот элемент, достоверной информации найти не удалось. Википедия без ссылки на источник сообщает , что это пустая гробница Иисуса, по другой версии - это мир, находящийся во тьме, еще не просвещенный проповедью Евангелия.

Сошествие Святого Духа. Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru

Сошествие Святого Духа; Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru.

На русских иконах XIV-XV вв в арке появляется бородатая фигура в царских одеяниях с убрусом и двенадцатью свитками на нем. Самое раннее подобное изображение на иконостасе Софийского собора в Новгороде (1341?), в XV веке такие иконы получают на Руси всеобщее распространение.

Иконостас Софийского собора в Новгороде

Икона пятидесятницы Благовещенского собора московского кремля. Начало XV в.

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1425-1427 гг.

Трактовки этой фигуры разнообразны: пророк Иоиль, царь Давид, Христос, пребывающий со своими учениками до скончания века. Подробнее эти трактовки , и все они кажутся несостоятельными, так как во многих случаях фигура подписана как κόσμος. Отсюда и наименование образа Царь-Космос. Предполагается, что это аллегорическое изображение, заменившее толпы народа. Однако есть иконы, где эти фигура совмещена с толпами как на грузинском памятнике XVI века:

Пятидесятница. Фрагмент створки складня; Грузия; XVI в.; местонахождение: Тбилиси. Музей изобразительных искусств им. Шалва Амиранашвили. Здесь фигура в царских одеяниях совмещена с изображениями толп, призываемых народов, которых она, якобы, заменила.

Иногда этот образ встречается и на греческих иконах:

Сошествие Святого Духа на апостолов. Греция, между 1840-1870.

О том, что этот персонаж не привнесен в сюжет исключительно русскими иконописцами, свидетельствует Ерминия, или, Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1755 год . Из нее, кстати, мы узнаем, что темная арка представляет собой пещеру:

В храмине двенадцать апостолов сидят полукругом. Под ними видна небольшая пещера, и в ней маститый старец в венце держит пред собою на обеих руках развернутое полотенце, на котором лежат двенадцать свитых хартий. Над ним начертана надпись: мир. На верху храмины виден Св. Дух в виде голубя. Вокруг Его блистает великий свет и из него исходят двенадцать огненных языков и спускаются на каждого апостола.

Широко цитируется трактовка этого образа Е.Н Трубецким в работе «Умозрение в красках».

…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот.

Впрочем, это лишь частное мнение светского философа, а не церковного авторитета.

Еще одна оригинальная икона, где наш персонаж отделен от сидящих апостолов решеткой, находясь как бы в клетке.

Сошествие Святого Духа с евангельскими событиями Москва. 1560-1670-е гг.

Совершенно однозначно можно сказать, что Царь-космос это ни в коем случае не Логос, тем более, что в отличие от апостолов и Богородицы, он изображен без нимба и пребывает во тьме.

Лично у меня данный сюжет вызывает массу ассоциаций: это и платоновская пещера, и «коморку Творца» Маркиона, и косморкаторы апостола Павла, и получающий наставление великий архонт у Василида, который «узнал, что не является богом этого мира, но сам рожден, и что над ним хранится сокровище невыразимого и неименуемого несущего и сыновство».

Складывается впечатления, что Истина, пришедшая в мир в символах и образах, воспроизводит саму себя, независимо от желания людей, создающих их.

Последний пример уже из нового времени - фрески Кирилловской церкви в Киеве, авторства Михаила Врубеля. Чем не валентинианская Огдоада с пребывающей в ней Софией, отделенная Пределом от Гебдомады, где пребывает космический Демиург?

Сошествие Святого Духа на апостолов. Кирилловская церковь, Киев. М. Врубель.

Царь-Космос фрагмент.

До IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось, оба события вспоминались в один день. Например, в Иерусалимской Церкви на пятидесятый день от Пасхи крестным ходом восходили на Елеонскую гору, а вечером в храме, построенном на месте Сионской горницы, вспоминали Сошествие Святого Духа. Этой особенностью богослужебной практики объясняется существование в раннехристианский период «общих» образов этих двух праздников. Такие изображения Вознесения-Пятидесятницы можно найти в апсидах египетского монастыря Бауит, в книжной миниатюре, на маленьких сосудах для святынь (ампулах), привозимых паломниками из Святой земли.

На одной из миниатюр Евангелия Равулы (586 год) изображен возносящийся во славе Господь, а ниже представлены Богородица и апостолы, на которых десницей Бога Отца ниспосылается Святой Дух. Но в VI веке существовала потребность в отдельном изображении Пятидесятницы, так как празднование совершалось уже обособлено. Поэтому на другой миниатюре того же кодекса художнику необходимо было изобразить Сошествие Святого Духа как отдельное событие, и нехитрое решение было найдено: автор взял нижний регистр сложившийся уже схемы «Возенесение-Пятидесятница» в том варианте, где над Богородицей изображался голубь. Пресвятая Дева и апостолы представлены стоящими, над каждой фигурой изображен язычок пламени. От темно-синего небесного сегмента нисходит Дух Святой в виде белого голубя, из клюва которого исходят огненные лучи. Протоиерей Николай Озолин предполагает, что некоторые особенности композиции данной миниатюры указывают на то, что художник копировал нижний регистр мозаики или фрески, находившейся в апсиде церкви Сионской горницы .

Именно этим использованием фрагмента ранней композиции Вознесения-Пятидесятницы объясняется присутствие образа Богородицы на первом этапе формирования иконографии Сошествия Святого Духа. Но с точки зрения восточно-христианского богословия изображение Богородицы на иконе Пятидесятницы являлось совершенно не логичным. Ее присутствие на иконе Вознесения подчеркивает идею завершения домостроительства Бога Сына, которое было начато Рождеством в Вифлееме. Сошествие Святого Духа — событие, открывающее новый период в истории человечества, это начало домостроительства Бога Духа. И художники очень скоро осознали этот диссонанс. После VII века в восточно-христианском искусстве Богородицу сознательно не изображают на иконах Пятидесятницы, однако на Западе Ее образ продолжает присутствовать. В XVII веке русские мастера, опираясь на западные образцы, становившиеся все более популярными на фоне процесса обмирщения искусства, вновь начинают изображать Богоматерь в сцене Сошествия Святого Духа.

В миниатюре Хлудовской Псалтири (середина IX века) между двумя группами сидящих апостолов изображена уже не Богородица, а Престол уготованный — Этимасия, которая здесь может служить символом Бога Отца. На Престоле стоит открытое Евангелие — символ Бога Сына. Над Евангелием парит голубь — образ Бога Духа Святого. Таким образом, центральное место занимает символ Святой Троицы. Огненные лучи сходят на апостолов из двух небесных сегментов. В некоторых произведениях Престол заключается в круг — клипеус— и располагается над апостолами, лучи с огненными языками в таких случаях исходят от Престола. Возникнув сперва в миниатюрах, эта схема, получила распространение в храмовой декорации. По своей богословской значимости образ Пятидесятницы претендовал на одну из важнейших зон храма — купол. В зените купола помещается Престол, от которого расходятся лучи-языки к размещенным по кругу апостолам. Ниже апостолов изображались представители народов, просвещенных проповедью апостолов. Первый купол с такой композицией, о котором достоверно известно, находился в южной галерее храма Святой Софии в Константинополе. До наших дней сохранились подобные мозаики в куполах церкви Осиос Лукас в Фокиде (около 1000 года) и собора святого Марка в Венеции (XII век).

Византийские художники хорошо понимали, что заимствование части композиции Вознесения не позволяет полностью раскрыть богословское содержание иконы Пятидесятницы. Такое «половинчатое» решение не могло быть окончательным и поиски лучшей формы продолжались. Сложность заключалась в том, что в античном искусстве не было «готовой» схемы, которую можно было бы наполнить новым христианским содержанием. В случае с такими сюжетами как «Рождество» или «Сретение» не приходилось начинать создание композиции «с нуля», так как изображения событий рождества или встречи какого-либо исторического или мифологического героя были прекрасно разработаны еще в античном искусстве. Художник мог приспособить существующие схемы: отсечь лишнее, добавить нужные подробности. Но Сошествие Святого Духа — событие, «аналогов» которому не было в легендах языческих народов Средиземноморья, соответственно и композиции для передачи подобного события не существовало.

Для создания новой иконографической схемы была использована композиция «Христос Учитель среди апостолов», известная в христианском искусстве еще с IV века. Такую композицию можно встретить и в живописи катакомб, и в мозаиках ранних базилик, и на саркофагах, и в произведениях декоративного-прикладного искусства. На пластине из слоновой кости, датируемой V-VI веками, Христос восседает в центре, по сторонам от Него — апостолы, изображенные так, что образуют как бы дугу, «подкову», сильно вытянутую по вертикали. Внутри дуги образуется свободное место, где изображен стол, на котором стоит корзина со свитками. Композиция пластины очень напоминает привычную нам композицию иконы Пятидесятницы. И это сходство, очевидно, не случайно.

Если проследить историю возникновения образа «Христос Учитель», то можно найти античные прототипы данной иконографической схемы. Задолго до Рождества Христова, в эллинизированном Средиземноморье были популярны изображения мудрецов, своеобразные групповые портреты философов, поэтов, врачей. Самая ранняя из подобных композиций является синтезом архитектуры и скульптуры. Это памятник, открытый на территории Мемфисского Серапейона, представляет собой реальную полукруглую нишу-экседру, в которой установлены статуи одиннадцати древних поэтов и философов. Эта экседра со скульптурами, созданная около 210 года до Р.Х., видимо, была очень знаменита и стала прототипом для более поздних античных мозаик, фресок, миниатюр. Тема собрания или диспута мудрецов, или даже конкретнее — урока известного философа, была не только привычна зрителю, но и, в некотором смысле, созвучна теме учительства Христа, поэтому ничто не мешало христианским художникам позаимствовать и адаптировать классическую схему. Так очередной античный мотив проник в мир христианских образов, где послужил схематической основой сначала для композиций «Христос Учитель среди апостолов», «Моисей среди египетских мудрецов», а позже — «Сошествие Святого Духа», «Преполовение Пятидесятницы», а также иконографии Вселенских Соборов.

Интересна трансформация образа «племен и народов» в иконографии Пятидесятницы. В ранних памятниках ниже восседающих в Сионской горнице апостолов изображались две группы людей, называемые «племена» и «языки». Под первыми традиционно понимались колена Израилевы, иудеи, под вторыми — язычники, то есть все другие народы. Эти «народы» можно считать и изображением конкретных людей — свидетелей чуда Пятидесятницы, и шире — образом всего человечества, ожидающего Благовестия. Таким образом, утверждается идея универсальности апостольской проповеди, которая должна просветить всю вселенную, и универсальность Церкви. В куполе собора Святого Марка «народы» изображаются как шестнадцать пар фигур, во внешности которых подчеркнуты характерные этнические черты. Надписи указывают, что здесь представлены все шестнадцать национальностей, перечисленных во 2 главе книги Деяний. Такое четкое, дословное, перечисление конкретных народов несколько ослабляет идею вселенской проповеди Евангелия.

В процессе развития иконографии, в средневизантийский период, «народы» изображаются на иконах уже не как две группы людей, а в виде всего лишь двух фигур, помещенных внутри изогнутого профиля скамьи, на которой восседают апостолы. Причем, один из персонажей наделяется «варварскими» чертами (иногда это даже эфиоп), а другой — одет как византийский император. Мы видим представителя «Нового Израиля» — народа православной Империи, которого символизирует первое лицо государства — император, и персонификацию еще не крещеного человечества — варвара. Отец Николай Озолин полагает, что это редчайший пример временного введения в православную иконографию политической темы . Варвар олицетворяет жителей тех уголков мира, которые хотя еще и не вошли в состав Вселенской Империи Ромеев, но рано или поздно все равно окажутся поданными императора и примут христианство.

В XIV веке император и варвар уступают место образу «старца царя-Космоса», держащего в руках плат с двенадцатью свитками. Старец символизирует не Империю, и не какой-то конкретный народ, а весь мир, принимающий слова Благовестия. В палеологовскую эпоху, характеризующуюся упадком земной власти, идея «вселенского» характера Империи уже была изжита. Концепция политического универсализма, столь свойственная византийцам, уходит в небытие, но благодаря влиянию богословия исихастов на первый план выходит идея универсализма веры, подразумевавшая «кафолический» характер не какой-либо империи, но Православия. И возникновение в иконографии Пятидесятницы аллегории всего мира, внимающего апостольской проповеди, является частным подтверждением подвижек в мировоззрении византийцев. Рецепция же этого нововведения всеми поместными Церквями подтверждает точность идей, стоящих за этим образом.

Протоиерей Николай Озолин. Православная иконография Пятидесятницы. Об истоках эволюции византийского извода. М., 2001. С.54-56.