Шедевры византийского искусства демонстрирует экспозиция в третьяковской галерее. «Шедевры Византии» — выставка в Третьяковке

С 8 февраля по 9 апреля в Третьяковской галерее в Москве проходит выставка «Шедевры Византии», на которой представлены редкие христианские реликвии, такие как процессионный крест X века, Евангелие Тетр и двусторонняя резная икона великомученика Георгия Победоносца.

Экспонаты предоставлены музеем Бенаки , Византийским и Христианским музеем в Афинах и частной коллекцией Э. Велимезиса-Х. Маргаритиса в рамках Перекрестного года России и Греции. Специально для читателей «Фомы» куратор выставки Елена Михайловна Саенкова рассказала о трех самых необычных экспонатах.

При размещении экспонатов мы не выстраивали хронологическую линию, поскольку большинство памятников сложные, рассматривать их нужно с двух сторон.

Елена Михайловна Саенкова, доцент кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ

Процессионный крест

Серебро, позолоченное серебро, гравировка, чернь. Музей Бенаки

Самый ранний экспонат - двусторонний крест X века. Он выносился на процессиях: крестных ходах, литаниях. Крестный ход - русское слово, греки применяют выражение «литания». Соответственно, он большого размера. У него есть ручка, которую могли крепить на стационарном основании, чтобы он находился, например, в алтаре за престолом и мог крепиться к древку, на котором несли крест перед процессией. Такие кресты в древней Византии выносили перед Святыми Дарами во время Херувимской песни (великий вход на ) - духовенство обходило с Дарами весь храм, а не только солею (возвышение перед иконостасом), как теперь. Эта традиция до сих пор есть в Греческой Церкви. Крест использовался в больших городских крестных ходах, которые насчитывали иногда несколько часов пути. Это мог быть крестный ход по случаю праздника или по случаю вражеского нашествия, когда совершались особые молитвы об избавлении от врага.

В определенные дни церковная процессия (наш теперешний крестный ход) начиналась в Св. Софии (собор на территории современной Турции, сейчас в нем расположен музей. - Прим. ред.) и направлялась в храм, посвященный памяти празднуемого святого или события, в котором вся Церковь - а не отдельный «приход» - эту память праздновала. Так, например, 16 января, в день празднования «уз св. Апостола Петра процессия - по указанию „Устава Великой Церкви“ - выходит из Великой Церкви (то есть Святой Софии) и направляется в храм св. Петра, где и совершается праздничная Евхаристия». Так вот, пение антифонов и совершалось во время этой процессии и заканчивалось у дверей храма чтением «молитвы входа» и самим входом в храм духовенства и народа Божия для совершения Евхаристии. Отсюда многообразие антифонов, их «изменчивость» в зависимости от празднуемого события, отсюда существование до сего дня особых антифонов, предписанных в дни больших Господних праздников и т. п. Иногда, однако, вместо антифонов пелись специальные тропари святому, и тогда «Устав», отмечая эти тропари, предписывает: «…И входим в Церковь св. Петра и поется „Слава“ с тем же тропарем. Антифонов нет, а сразу Трисвятое…»

Протопресвитер Александр Шмеман. Евхаристия. Таинство Входа

Если внимательно рассматривать, можно увидеть, что образ Христа Пантократора, который традиционно для таких крестов располагался в центре, поднят на верхнюю перекладину. Получилось, что он смещен со своего исторического места. Это связано с тем, что посредине (в средокрестии) была вложена чтимая реликвия. Считают, что здесь было Древо Честного Животворящего Креста, - это должна была быть слишком значимая реликвия, чтобы изменить иконографическую программу, сместив из центра образ Спасителя. Когда реликвия пропала, не известно. Теперь на ее месте медная вставка, приблизительно XVIII века - изображение Христа, восстающего из гроба. Очевидно, у реликвии была непростая судьба.

На лицевой стороне креста выгравированы полуфигуры Христа Пантократора, Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила. В медальонах, завершающих концы креста, представлены святители , Василий Великий, целители , мученики Прокопий и Сисиний.

На обороте креста в центральном медальоне представлен , по сторонам от него - великомученики Георгий и Феодор Тирон, а на вертикальной оси - равноапостольные Константин и Елена. На обороте также есть надпись, в которой упомянут не только заказчик Сисиний, но и некий пресвитер по имени Иоанн.

Евангелие Тетр (Четвероевангелие)

XIII век. Минускул. Пергамен, чернила, темпера, золото. 216 листов. Музей Бенаки

Это Четвероевангелие содержит традиционный порядок евангельского повествования, когда перед каждым началом располагается образ евангелиста. Книга небольшая, предназначалась для личного употребления. Написана в Константинопольской императорской мастерской, уровень исполнения очень высокий - рукопись могла принадлежать императору или кому-то из церковных иерархов. Рукопись написана на пергамене, оклад более поздний.

У рукописи хорошая сохранность - только немного осыпался лик евангелиста Луки. Миниатюры евангелистов писались по той же технологии, что и иконы, только на листе пергамента. В общем-то хорошее состояние книги обусловлено тем, что она находились в чьей-то частной библиотеке. По всему тексту зачала (пронумерованные фрагменты текстов Евангелия) сопровождаются золотыми инициалами. Евангелие раскрыто на листе с изображением , восседающего на деревянном кресле и держащего в руках стилос и раскрытый кодекс, в который он записывает слова Божественного Откровения.

Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)

Двусторонняя икона, XIII век, дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей

Двусторонняя резная икона, которая сохранилась в единственном экземпляре. Есть несколько примеров деревянной высокой скульптуры с окружением из клейм со сценами жития святого, но их 2-3, не больше. Двусторонних образов, где на лицевой стороне резьба, больше нет. Икона замечательна тем, что создана предположительно по заказу ктитора (жертвователя) - женщины, портрет которой находится слева от ног святого. Ее имя не сохранилось.

Ктиторские изображения очень распространены. Фактически это своеобразный средневековый портрет ктитора в молении. Люди, которые не замечают изображение женщины у ног святого, воспринимают икону просто как образ святого великомученика Георгия, молящегося Христу. Если мы начинаем рассматривать иконографическую программу в целом, мы понимаем, что перед нами заказчица иконы, которая молится Георгию, и он ее молитвы передает Спасителю. Это была очень распространенная византийская форма. Получается такая цепочка: человек - святой - Бог. Точно также мы обращаемся в молитве к Богородице, к святым и просим за нас ходатайствовать ко Христу. Ктиторы, как правило, не предстоят сами в молении ко Христу, как это делает святой. Они скромно преподносят свой дар Господу в виде храма или монастыря, с надеждой выражая свою мольбу о спасении.

В русской иконописной традиции была такая же практика, но памятников сохранилось немного. Есть большая книга Александра Сергеевича Преображенского «Ктиторский портрет древней Руси» , в которой это подробно описано.

В XIII веке, после захвата Константинополя латинскими рыцарями (1204 год, Четвертый Крестовый поход), в результате тесных контактов византийских и западноевропейских мастеров возникает интереснейшее явление - мастерские крестоносцев. Примером такого взаимодействия служит рельефный образ великомученика Георгия со сценами его жития. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства резьбы и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.

На обороте иконы в молении ко Христу представлены великомученица Марина и святая, которую по иконографии можно идентифицировать как святую Екатерину или святую Ирину. Понять сложно, поскольку обе были из царского рода и изображаются в православной традиции в похожих венцах. Последняя могла быть небесной покровительницей Ирины Комниной (Ирины Дукены), супруги болгарского царя Ивана Асеня II и матери Михаила Асеня. Возможно, именно ее ктиторский портрет представлен на лицевой стороне, а образ великомученика заказан в память о ее муже.

Другие экспонаты выставки

Гостеприимство Авраама

Первая половина XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

На иконе изображена трапеза трех Ангелов, явившихся у дубравы Мамре, описанная в 18 главе Бытия. Согласно ветхозаветному тексту, явившиеся странники предсказали Аврааму и Сарре рождение Исаака, от которого произойдет новый народ.

С раннехристианского времени библейское событие явления трех странников Аврааму имело несколько символических толкований. Прокопий Газский писал: «Что касается трех мужей (явившихся Аврааму), то одни утверждают, что это были три ангела; другие, что один из трех – Бог, а остальные Его ангелы; а еще другие, что здесь говорится о прообразе Пресвятой и Единосущной ». Последнее из трех толкований, ставшее приоритетным с IX-X веков, было положено в основу иконографии представления иконы.

Богоматерь с Младенцем

XIII век, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Икона Богоматери с Младенцем отличается редкими иконографическими деталями, среди которых – скрещенные и обнаженные по колено ножки Младенца и необычный жест Богоматери, придерживающий пяточку Христа.

Художественные особенности образа, наряду с особенностями иконографии, свидетельствуют о создании иконы в византийской провинции, возможно на Кипре, в начале XIII столетия.

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, на троне

Около 1500 года, дерево, темпера, собрание Э. Велимезиса – Х. Маргаритиса

Святитель Николай Мирликийский изображен восседающим на троне в архиерейском облачении. Представленный образ является ранним примером такого типа иконографии, получившего распространение в поствизантийском искусстве. Интересной особенностью иконы является наведенные золотом изображения пророков, апостолов и Христа Эммануила на ножках трона, на епитрахили и палице святителя.

Великомученица Марина

Конец XIV – начало XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Великомученица Марина Антиохийская – раннехристианская святая, пострадавшая в конце III – начале IV века, – представлена в традиционной иконографии, характерными признаками которой являются ярко-красный мафорий и крест в правой руке, символизирующий страдания за Христа.

Виртуозное владение приемами позднепалеологовской живописи, драгоценность колорита и глубокая продуманность образа, наделенного большой художественной интенсивностью, свидетельствуют о подлинном мастерстве, сохранившемся в византийском искусстве в первой половине XV века – в последний период существования империи.

Богоматерь Кардиотисса

Ангелос Аконтантос, первая половина XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Особенностью иконы Византийского музея является изображение Младенца, поза которого исполнена сильного движения. Этот тип иконографии Богоматери, на представленной иконе, носящей эпитет Кардиотиссы, является вариантом иконографии «Гликофилусы» и отражает эмоциональную сторону взаимоотношений Богоматери с Сыном.

Внизу иконы начертана надпись «XEIP AГГEЛOY» («Рука Ангела»), сообщающая имя мастера – Ангелоса Аконтантоса, известного критского иконописца XV века.

Богоматерь Одигитрия

Вторая половина XV века, дерево, темпера, собрание Э. Велимезиса – Х. Маргаритиса

Иконография образа находит аналогии в более ранних византийских памятниках, созданных в XIV столетии, в то время как стиль иконы свидетельствует о ее создании уже в поствизантийский период мастерами так называемой критской школы иконописи.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни

Начало XVI века, дерево, темпера, собрание Э. Велимезиса – Х. Маргаритиса

Изображение я с ангельскими крыльями восходит к словам пророка Малахии о том, что приходу Господа будет предществовать явление Его Ангела, который приготовит народ израильский к встрече с Богом.

Изображенный как аскет-пустынник в милоти и гамантии, Иоанн обращается ко Христу с молитвой. Внизу слева между ветвями дерева воткнут топор – деталь, иллюстрирующая слово эсхатологического пророчества Иоанн Предтечи: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Богоматерь с Младенцем, процветший Крест

Конец XIV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Обратная сторона. Конец XIV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный (Этимасия)

Двусторонняя икона, вторая половина XIV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Богоматерь указывает правой рукой на Младенца, напоминающего своим фронтальным положением и благословляющим жестом, обращенным к зрителю, образ Христа Пантократора. В углах иконы представлены два склоненных Ангела, руки которых покрыты тканью хитонов в знак благоговения перед Небесным Царем. Двунадесятые праздники на полях дополняют догматический смысл образа посредника – воплощение Господа на земле ради спасения человеческого рода.

Богоматерь Одигитрия. Распятие

Двусторонняя икона, XIV век, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

В центре композиции возвышается крест с распятым Спасителем. Эмоциональная напряженность события нашла выражение в изображениях двух слетающих ко Христу ангелов и в тонкой, скорбно сжавшейся фигуре Богоматери, облаченной в драгоценный синий мафорий. По другую сторону от креста представлен юный апостол , изображение фигуры и одежд которого свидетельствует о всплеске интереса к античной классике в искусстве палеологовской эпохи.

Воздух

Конец XIII – начало XIV века. Шелк (основа), хлопчатобумажная подкладка, шелковые, серебряные и золотые нити; ткачество, золотое и лицевое шитье. Музей Бенаки

Воздух – покров для священных сосудов, используемый во время . Представленная сцена «Раздаяние вина» является частью композиции . По периметру воздуха проходит литургическая надпись, заимствованная из Евангелия от Матфея и повествующая об установлении Евхаристии на . У данного воздуха, полагавшегося на потир, вероятно, был парный с изображением «Раздаяния хлеба», которым покрывали дискос – блюдо для евхаристического Хлеба.

Кацея

Вторая половина XIII века. Медь, чеканка, гравировка, эмаль. Музей Бенаки

Рукоять кацеи

Около 1300 года. Бронза, литье, гравировка. Музей Бенаки

Кацея является разновидностью кадила и напоминает ковшик или чашу с рукоятью. Этот богослужебный предмет использовался в Византии с довольно раннего времени, хотя письменные упоминания о нем фиксируются в монастырских типиках лишь с XI века.

На представленных рукоятках двух кацей сделаны изображения. В одном случае это образы мучеников Феодора и Димитрия, а другом – Богородицы Одигитрии, имеющий эпитет «Терапиотиса». Изображения на рукоятях кацей нередко были связаны с посвящением храмов, из которых они происходили. Так, вероятно, эпитет «Терапиотиса» может указывать на то, что представленный на выставке фрагмент принадлежал кацее из константинопольской церкви Богородицы Терапиотисы, которую упоминает в своем «Хождении» (1348/1349) русский паломник Стефан Новгородец.

Евангелие Апракос (Лекционарий)

Около 1300 года. Минускул. Пергамен, чернила, темпера, золото. 338 листов. Музей Бенаки

Представленный кодекс, являющийся Евангелием апракос (лекционарием), содержит евангельские отрывки, расположенные в порядке церковного года и читаемые за Богослужением. Рукопись не содержит полностраничных миниатюр, но имеет богатый декор. В начале каждого из четырех Евангелий сделаны крупные заставки, орнаментальные мотивы которых восходят к образцам лепесткового стиля в византийских рукописях X–XII веков. Интерес представляют также инициалы, которыми оформлены отрывки евангельского текста.

Воскрешение Лазаря

XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей

«Воскрешение Лазаря» является фрагментом эпистолярия, представлявшего собой горизонтальную доску с изображением двунадесятых праздников, которая помещалась на предалтарной преграде – темплоне. Стиль и техника живописи иконы, размеры опиленной доски, а также необычный красный фон сближают ее с иконами «Преображение» из собрания Эрмитажа и «Рождество Христово» и «Тайная вечеря» из монастыря Ватопед на . Все четыре иконы являются фрагментами некогда единого эпистолярия, находившегося в одном из афонских монастырей.

Выставка открыта с 8 февраля по 9 апреля 2017 года по адресу: Лаврушинский переулок, 10, зал 38 постоянной экспозиции.

В подготовке материала использованы подписи к экспонатам выставки.

Это третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи. Открытие первой выставки в присутствии глав обоих государств состоялось в мае 2016 года в Византийском и Христианском музее в Афинах перед образом "Вознесение" Андрея Рублева. В сентябре в Афинах с большим успехом проходил показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV-XIX веков из Третьяковской галереи.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия).


Продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции. "Шедевры Византии" — третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи, которое продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия).
Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийскйи и Христианский музей.

Каждая икона, представленная на выставке, это шедевр. Но и среди шедевров всегда можно найти то, что очарует именно вас. Наше внимание буквально притянула икона "Иоанн Предтеча Ангел пустыни". Всмотритесь внимательнее в детали, в удивительную игру света, в красочность и насыщенность каждого штриха и, вместе с тем, почувствуйте непередаваемую силу, исходящую от этой иконы.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.


Изображение Ионанна Крестителя с ангельскими крыльями восходит к словам пророка Малахии о том, что приходу Господа будет предшествовать явление Его Ангела, который приготовит народ израильский к встрече с Богом.


Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф

Мал 3:1.

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.
Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Изображенный как аскет-пустынник в милоти и гиматии, Иоанн обращается ко Христу с молитвой. Внизу слева между ветвями дерева воткнут топор - деталь, иллюстрирующая слова эсхатологического пророчества Иоанна Предтечи: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.
Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму.

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.
Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей» .

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века. Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в Средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира.

На выставке каждое из произведений — уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.


Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια) Авраама» — явления ему трех ангелов:
"И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели."

(Быт. 18:1-8)


В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.


Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Ещё одна уникальная икона - Богоматерь Одигитрия. Распятие.

Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей
.


В центре композиции возвышается крест с распятым Спасителем. Эмоциональная напряженность события нашла выражение в изображениях двух слетающих ко Христу ангелов и в тонкой, скорбно сжавшейся фигуре Богоматери, облаченной в драгоценный синий мафорий. По другую сторону от креста представлен юный апостол Иоанн Богослов, изображение фигуры и одежд которого свидетельствует о всплеске интереса к античной классике в искусстве палеологовской эпохи.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.


Каждый фрагмент иконы можно рассматривать долго и поражаться её красоте. Икона двусторонняя и размещена так, что вы можете увидеть обе стороны. Неспешно обойти её, вернуться, ещё раз всмотреться в детали. Уникальная возможность, которую никак нельзя пропустить.

Приходите в музей, чтобы познакомиться с уникальным произведениям, созданным в Византии. Увидеть работы древних мастеров, найти сходства и различия с мастерами русскими. И получить неизменное удовольствие.
Продолжение нашего рассказа о данной выставке можно прочесть и .

Выставка продлится до 23 апреля 2017 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной - понедельник
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 200 руб. Подробнее .
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

В Третьяковской галерее открылась выставка «Шедевры Византии». Рассказываем главное, что надо знать, чтобы ею насладиться -- в том числе отличную новость про покупку билетов.

ЧТО ПРИВЕЗЛИ: 18 произведений искусства, в том числе 12 икон.

Несмотря на достаточно маленькое количество произведений (выставка заняла всего один зал), проект целиком оправдывает свое название «Шедевры Византии». Практически каждый экспонат здесь - действительно шедевр. Во-первых, впечатляет их древность - мы можем увидеть здесь предметы с конца Х по начало XVI века. Во-вторых, все они очень красивы и, как принято говорить, превосходны по своему художественному уровню. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи, бережно хранимые во время Османского владычества над Грецией и соседними православными землями - теперь они не только предметы культа или произведения живописи, но и свидетельства трагедий истории.

Характерный пример - икона «Распятие» XIV века (с «Одигитрией» на обороте) - один из прекрасных образцов византийского искусства эпохи Палеологов. Изящное тонкое письмо, радующая глаз гармония золотого и лазурного - и при этом лики святых варварски уничтожены.

ОТКУДА: своими экспонатами с Москвой поделился афинский Византийский и Христианский музей.

Он, увы, известен лишь знатокам, и туристы, прибывающие в Афины за античным искусством, часто о нем забывают. Однако это один из самых любопытных музеев города. Основанный в 1914 году, первоначально он располагался в небольшой вилле, когда-то принадлежавшей светской львице, жене наполеоновского офицера, герцогине Пьяченцы. К концу ХХ века особняк, стоявший посреди роскошного парка, явно перестал вмещать все огромные коллекции Византийского музея. К Олимпиаде 2004 года музей открылся после реконструкции - под газонами и клумбами парка, в толще земли, разместились три подземных этажа, в то время как особнячок остался на поверхности нетронутым. Колоссальное подземное пространство прямо-таки набито сакральным искусством византийского и пост-византийского периода. И его посетители наверняка не заметят, что какие-то вещи улетели в Москву.

Впрочем, отсутствие в постоянной экспозиции знаменитого «Святого Георгия» XIII века явно бросится в глаза посетителям афинского музея. Эта необычная икона выполнена в технике рельефа. Православные художники обычно так не делали, однако эта работа была создана во времена Крестовых походов, под влиянием западноевропейских мастеров. А вот обрамление привычное, каноническое - из клейм.

Другой важный экспонат выставки, кстати, размещенный кураторами на самом эффектном месте в зале - масштабная икона «Богоматерь Кардиотисса». Этот эпитет переводится с греческого как «Сердечная» и является вариантом иконографии «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»). При взгляде на шедевр понимаешь, что такие нежные прозвища этот канон изображения получил не зря: Младенец так ласково тянет ручки к Матери, так мило прижимается к ней щечкой, что почти забываешь о том, что перед нами - предмет культа, а не зарисовка из жизни. Сохранилось и имя иконописца (для Руси это не очень привычно, а вот греческие мастера часто подписывали свои работы). Ангелос Акотантос жил и работал на Крите, в ту эпоху бывшем под властью Венецианской республики. Он считается одним из самых важных греческих художников XV века.

Вероятно, из константинопольских мастерских конца XIV- начала XV века происходит икона, которая будет любопытна всем обладательницам популярного в России имени «Марина». Дело в том, что святую Марину Антиохийскую в традиционном православном искусстве изображают достаточно редко. Позднепалеологовскя икона, на которой святая предстает в ярко-красном мафории и с распятием (символом мученичества) в руке, происходит из церкви Святого Герасима в Аргостолиона на острове Кефалония и является одним из старейших сохранившихся образов великомученицы.

ДРУГИЕ СОБРАНИЯ: кроме этого музея, в выставке в Москве приняли участие греческие частные коллекционеры. Сами понимаете, увидеть вещи из подобных собраний - это уникальный шанс.

Из собрания Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса происходит небольшая, но очень изысканная икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» XVI века. Этот сюжет привычен и для русской иконописи сюжет - Иоанн Креститель изображен с крыльями, у его ног на блюде лежит его собственная отрубленная голова, а с другой стороны между деревьями воткнут топор. Однако тонкость и гармоничность письма подскажут, что эта красота родом из тех земель, где веками не исчезала иконописная традиция, заложенная в византийских иконописных мастерских.

Из афинского музея Бенаки, основанного в 1930 году миллионером Эммануилом Бенакисом, прибыл старейший экспонат выставки - серебряный процессионный крест, созданный в конце Х века. На этом двустороннем ювелирном изделии можно разглядеть тонкие гравировки фигур Христа и святых. Помимо Иоанна Златоуста, Василия Великого и других популярных святых, на кресте изображен редкий святой - Сисиний. Из надписи на рукояти известно, что он был святым покровителем заказчика этого креста.

МЕСТО: выставка расположилась в главном здании Третьяковской галереи в зале №38 (обычно там висит Малявин и Союз русских художников ). Кураторы выставки особенно подчеркивают, что в соседних залах - постоянная экспозиция древнерусского искусства. И, насладившись афинской выставкой, стоит сделать два шага и посмотреть, что творили в это же время в северном углу православных земель.

БИЛЕТЫ: заранее покупать не надо. Выставка проходит в зале, находящемся среди постоянной экспозиции, и чтобы попасть на нее - достаточно купить обычный входной билет в музей. Хорошая новость для тех, кто устал осаждать сайт с онлайн-продажей билетов на выставку шедевров из Ватикана в соседнем Инженерном корпусе (которая на днях была продлена до 1 марта).

Перекрестный год России и Греции завершает культурный проект, который стартует сегодня в Третьяковской галерее - выставка «Шедевры византийского искусства». Уникальные памятники X-XV веков, собранные из греческих музеев и частных коллекций. Посетители смогут представить историю великой империи, проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Артефакты исчезнувшей Византийской империи. Самый ранний - церковный крест X века. Современник Крещения Руси. В центре - другой металл, не оригинальный. Вставка появилась, когда отсюда вырвали реликвию - частицу Креста Господня.

«Мы с вами видим две руки великомученика, которые подняты к Христу. И фигура его здесь хорошо видна, объемна. Он практически как бы выходит с поверхности иконы, с плоскости иконы к нам, к молящимся», - рассказывает куратор выставки Елена Саенкова.

Куратор выставки у «объемной» иконы - такие появились в XIII веке, после прихода крестоносцев. Столкнулись два христианских мира: западный и восточный. Техника резьбы, одеяния, даже щит у ног Святого Георгия - европейские, а техника росписи - византийская

И это - далеко не все сюрпризы от византийских мастеров. Двусторонние иконы - большая редкость. Например, на этой, конца XIV века, с одной стороны изображено распятие Христа, а с другой стороны - Богоматерь. Такие иконы также называют процессиоными, то есть они участвовали в церковных службах, торжествах, крестных ходах. Но самое интересное другое - искусствоведы предполагают, что и внутри храма они располагались особым образом. Одной стороной были обращены к молящимся, то есть сюда. А другой стороной - внутрь алтаря, к священнослужителям.

Рассохшиеся края, местами утраченные краски, а где-то и намеренно сбитые лица святых потрясают сильнее отреставрированных образов. Эти иконы дышат временем, живут каждой трещинкой, назло всем завоевателям Византии.

«Когда турки взяли Константинополь, они стали уничтожать убранство храмов, обезображивать иконы: выкалывали глаза, лики святых», - рассказывает сотрудник Византийского и Христианского музея Федра Калафати.

Уникальных 18 экспонатов приехали из музеев и частных собраний Греции. Этот визит - ответный: осенью 2016-го в Афинах прошла выставка русских икон. Перекрестный год России-Греции календарно уже завершился, но фактически закрывается сейчас.

Рукопись Евангелия XIV века - в драгоценном окладе, с богатыми миниатюрами, прекрасно сохранившимся текстом и пометками на полях. Основа - телячья кожа тончайшей выделки.

Рядом еще менее привычный для слуха «воздУх» - шитый покров на Святые Дары. Его использовали во время Литургии. Судя по узору, накрывали вино. Даже нити сохраняют свою яркость у византийских мастеров, ведь красители создавали из природных пигментов. Киноварь - красный, лазурит - синий, охра - телесно-оранжевый. Палитра - небольшая, но как искусно ей владели художники.

«Рассматривать эти иконы - огромное наслаждение для глаза, потому что это тончайшая живопись, тончайшая работа с краской, с цветом, с золотом», - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

А еще - деталями. Казалось бы, каноническое изображение Богоматери с младенцем, но как по-человечески игриво с одной ноги Христа съезжает сандалик.

Завтра в Лаврушинском переулке откроется выставка уникальных экспонатов из собраний греческих музеев

Государственная Третьяковская галерея
7 февраля - 9 апреля 2017
Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 38

Выставка организована в рамках перекрестного года культуры России и Греции. В 2016-м в Афинах показали икону «Вознесение» Андрея Рублёва и целую выставку русских икон и скульптуры XV–XIX веков из собрания ГТГ. Ответная выставка в Москве представит 18 экспонатов (12 икон, 2 иллюстрированные рукописи, предметы литургического обихода - процессионный крест, воздух, 2 кацеи) из собраний Византийского и Христианского музея в Афинах, музея Бенаки, собрания Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.

Экспонаты датируются концом X - началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах. Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира.

На выставке каждое из произведений - уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства. Самый ранний памятник в экспозиции - серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представлено иконой «Воскрешение Лазаря», воплощающей утонченный, рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Один из самых ярких экспонатов выставки - рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев - интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.

Икона «Богоматерь с Младенцем», написанная в начале XIII века, предположительно, кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности.

Зрелому стилю искусства эпохи Палеологов принадлежит двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный» конца XIV века. Эта икона - современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы - в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Этот образ, очевидно, является списком с чудотворной константинопольской иконы Одигитрии.

О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары.

Особой виртуозностью отличалась техника художников, украшавших рукописи сложными изысканными орнаментами в заставках, инициалами и миниатюрами с образами евангелистов. Уровень их мастерства демонстрируют два кодекса Евангелия - XIII и начала XIV века.

Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Эти произведения позволяют проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Византийская художественная традиция стояла у истоков формирования искусства многих народов. С самого начала распространения христианства в Киевской Руси греческие художники и архитекторы передавали русским мастерам навыки храмового строительства, фресковой живописи, иконописания, оформления книг, ювелирного искусства. Это культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру.

Выставка «Шедевры Византии» располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Куратор проекта Е. М. Саенкова.

Источник : пресс-релиз ГТГ