Левая сторона мозга отвечает за. Правое и левое полушария мозга

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

Головной мозг – самый важный орган организма, состоящий из . Чтобы понять особенности того или иного человека, важно знать, за что отвечает правое полушарие мозга, а за что – левое.

У человека есть органы чувств, которыми он связан с внешним миром:

  • слух;
  • зрение;
  • обоняние;
  • вкусовые и тактильные ощущения, через которые он получает информацию.

И всей этой обработкой занимается мозг. Кроме этого, с его помощью осуществляется:

  • действие планирования;
  • принятие решений;
  • координация движений;
  • распознавание эмоций, разделение их на положительные и отрицательные;
  • развитие внимания и памяти;
  • мышление (высшая функция).

Полушария мозга – не отдельные структуры, которые работают обособленно. Между ними есть щель с мозолистым телом. Это помогает функционировать обоим полушариям скоординировано.

Всеми движениями одной стороны тела руководит противоположная часть мозга. Так, если человек совершает движение правой рукой, значит, она получила импульс из левого полушария. У людей, переживших инсульт (нарушение кровообращения в области головного мозга), парализуется та сторона тела, которая противоположна пораженному участку.

Мозг состоит из двух компонентов – серого и белого вещества. , под ее контролем находится вся деятельность человека, а белое – это нервные волокна, выполняющие множество функций, которые руководят слаженной работой обоих полушарий. Серое вещество формируется у человека в возрасте до 6 лет.

Функции левой половины

Благодаря тому, что мозг состоит из двух полушарий, каждое из них задействовано в большей или меньшей степени и выполняет свои функции. Это открытие было сделано меньше века тому назад американскими нейрохирургами Богеном, Фогелем и нейропсихологом Сперри.

Левое полушарие ответственно за способности человека пользоваться языком как средством общения. Оно контролирует:

  • процесс речи (построение фраз, лексический запас);
  • способность расшифровывать информацию, полученную с помощью органов зрения;
  • использование графических знаков при письме;
  • важной информации.

Человек отличается от всего животного мира тем, что у него единственного развита способность к мышлению, за которую тоже отвечает левое полушарие.

Эта сторона мозга способна не только воспринимать информацию, но и перерабатывать ее. Именно левое полушарие распознает цифры и символы, потому что может их расшифровать.

Поскольку благодаря левому полушарию человек способен мыслить логически, именно эта часть мозга долгое время считалась ведущей (доминирующей). Но это справедливо только тогда, когда выполняются функции:

  • речь;
  • письмо;
  • решение математических задач;
  • движение правой половиной тела.

Обычно разные виды деятельности требуют активизации определенной доли мозга.

Задачи правой половины

Способность к мышлению у человека существует не только благодаря работе левой половины мозга, но и правого полушария. Но долгое время ученые не видели особой пользы от правого полушария, а хирурги при повреждении могли удалить его, считая таким же рудиментарным органом, как и аппендикс.

Доходило до того, что ребенка, который учился писать и брал ручку в левую руку, переучивали и заставляли работать правой рукой.

Так как интуиция и конкретное образное мышление – это заслуга правой доли, то эти функции не считались важными. А интуиция вообще высмеивалась, и ее существование подвергалось сомнению. Доказано, что это не более чем миф.

Сегодня особенно ценны те люди, которые могут мыслить нестандартно, а их креативность – яркая черта творческой личности. Психологи считают, что долгое время воспитание детей было левополушарным. Поэтому в книжных магазинах можно встретить сборники упражнений, с помощью которых можно научиться стимулировать правое полушарие мозга.

Исходя из этого, возникает вопрос: если у ученого развито логическое мышление, за что отвечает левое полушарие мозга, то зачем ему правое? Может быть, оно ему не нужно?

Со временем ученые пришли к выводу, что функции правого полушария важны и для остальной части мозга. Оказалось, что большинство математиков одновременно используют и стиль мышления, свойственный противоположной доле. Обычные люди думают при помощи слов, но во время научной деятельности к этому часто подключается образность. Поэтому такая способность обеих долей синхронизироваться дает в результате нестандартные решения, изобретения, инновации в разных сферах жизни.

Альберт Эйнштейн в детстве поздно начал говорить и писать. Это значит, что у него в этот период активно развивалось правое полушарие. Благодаря ему он создавал свои знаки внутренней речи, а потом их использовал в научной деятельности. Этому известному всему миру ученому не давались школьные науки, кроме математики. Но тем не менее он стал образованным человеком и создал физическую теорию относительности, квантовую теорию теплоемкости.

Анализ его мозга показал, что левое и правое полушарие мозга связаны сильнее, чем у обычных людей, а некоторые зоны увеличены. Такая особенность позволила ученому с мировым именем подарить человечеству полезные изобретения.

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, которая представляется в виде картин, знаков, символов, схем. Кроме этого, человек, у которого развита правая доля, отличается тем, что он:

  • ориентируется в пространстве, собирает головоломки;
  • имеет музыкальный слух и способности к музыке;
  • понимает подтекст сказанного;
  • способен мечтать и фантазировать, придумывать, сочинять;
  • имеет способности к творчеству, в частности, к рисованию;
  • обрабатывает параллельно информацию, идущую из нескольких источников.

Эти способности делают людей интересными, неординарными, творческими.

Развитие полушарий

Мозг ребенка работает иначе, чем у взрослого. Эти различия обусловлены тем, что у малыша все развивается поэтапно, а у взрослого это уже сформировавшийся орган.

Ученые доказали, что наиболее важными периодами, влияющими на развитие эмоций, процессов познания и адаптации в социуме, являются годы от 1 до 4. Скорость формирования новых нейронов у ребенка составляет 700 в секунду. У взрослого человека количество связей постепенно уменьшается (отсюда и забывчивость, невнимательность, замедленность реакций у пожилых людей).

Сначала у ребенка активно развиваются зоны, отвечающие за восприятие – зрение и слух. Затем активизируется область, отвечающая за речь. Потом формируется процесс познания.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок развивался по намеченной им цели. И если малыш не оправдывает их ожиданий, они стараются «перепрофилировать» мозг детей и получить в итоге художника или математика.

Каждый человек владеет инструментом для развития мозга – это его пальцы. Чтобы маленький ребенок быстрее заговорил, с ним делают упражнения на мелкую моторику. Для получения активной работы левого и правого полушарий они стараются в течение дня делать не совсем стандартные действия. Например, любители рисовать пробуют это делать в зеркальном отражении.

Еще одно упражнение – «Кольцо». Делают его из большого и указательного пальцев рук. Затем поочередно большой палец соединяют со средним, безымянным и мизинцем. Это нужно делать как можно быстрее. Сначала одной рукой, а затем двумя одновременно.

Во время обычной зарядки нужно часто соединять противоположные конечности: левую руку с правой ногой и наоборот. Можно левой рукой достать до правого уха, затем все в точности до наоборот. Полезно делать ежедневные дела неактивной рукой:

  • застегивать пуговицы на одежде;
  • писать на бумаге;
  • подметать;
  • вытирать пыль;
  • пользоваться столовыми приборами.

В результате продуктивность разных частей мозга .

Тем, кто хочет заниматься точными науками, не нужно специализироваться только на логических задачах. Развивая образное мышление, можно достичь значительных результатов даже в физике и математике.

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально
важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую
от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление
движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая
функция, выполняемая мозгом - мышление.


Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный
момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у
вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она
поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие
(эмоции и интуиция).


В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием
мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала,
попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.


Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом,
подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как
девушка вращается в две противоположные стороны - один видит вращение по
часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас
активны разные полушария мозга.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое
полушарие

Правое
полушарие

Основной сферой специализации левого полушария
является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это
полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при
выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые
способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает
факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все
факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также
распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые
необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом
работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете
правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого
полушария.

Основной сферой специализации правого полушария
является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за
выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается
не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие
отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в
целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности
и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят
от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает
левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого
полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.
Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим
или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на
хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать
этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает
нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем
сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..."
также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие
отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не
являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними
более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает
правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого
процесса.

Мистика: За мистику и
религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие
отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной
информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать
совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете
левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого
полушария.

Схематично это можно представить следующим образом :

После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с
двойным вращением.


Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте,
большой палец какой руки оказался сверху.


- похлопайте в ладоши, отметьте какая
рука сверху.


- скрестите руки на груди, отметьте
какое предплечье сверху.


- определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.


Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает
создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно
быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не
выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них
не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие
люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над
совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.


А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для
этого. Хорошо в этом отношении музыка нтам, например, пианистам. Их с раннего
детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития
мозга - это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.


1. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за
противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот". Я
пробовала, в детстве получалось лучше.


2. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги,
возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы
должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной
работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.


3. "Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.


Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в
которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь
тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

Функциональными отделами головного мозга являются ствол, мозжечок и конечный отдел, который включает в себя большие полушария мозга. Последний компонент является самой объемной частью - он занимает около 80% от массы органа и 2% от веса тела человека, при этом на его работу тратиться до 25% всей энергии, вырабатываемой в организме.

Полушария головного мозга незначительно отличаются между собой размером, глубиной извилин и функциями, которые они выполняют: левое отвечает за логическое и аналитическое мышление, а правое - за моторику. При этом они взаимозаменяемы - если одно из них повреждается, то другое способно частично взять на себя выполнение его функций.

Изучая мозг известных людей специалисты заметили, что от того, какая из половин конечного отдела развита больше, зависят способности человека. Например, у художников и поэтов чаще всего развито правое полушарие, так как эта часть мозга отвечает за творческие способности.

Основные аспекты физиологии больших полушарий или как еще их называют гемисфер, на примере развития головного мозга у ребенка с момента его зачатия.

Центральная нервная система начинает развиваться практически сразу после оплодотворения яйцеклетки и уже на 4 неделе после имплантации эмбриона в слизистую матки, она представляет собой 3 соединенных последовательно мозговых пузырька. Первый из них является зачатком переднего отдела головного мозга и, следовательно, его больших полушарий, второй - среднего мозга, и последний, третий формирует ромбовидный отдел мозга.

Параллельно этому процессу происходит зарождение коры мозга - вначале она выглядит как небольшая длинная пластинка серого вещества, состоящего главным образом из скопления тел нейронов.

Далее происходит физиологическое созревание основных отделов головного мозга: к 9 неделе беременности передний отдел увеличивается, и образует 2 больших полушария, соединенных между собой с помощью особой структуры - мозолистого тела. Так же как и меньшие нервные комиссуры (верхняя и задняя спайка, свод мозга) оно состоит из большого пучка отростков нервных клеток - аксонов, расположенных преимущественно в поперечном направлении. Такое строение впоследствии позволяет моментально передавать информацию из одной части мозга в другую.

Зачаток коры, покрывающей белое вещество полушарий, в это время также претерпевает изменения: происходит постепенное наращивание слоев и увеличение площади покрытия. При этом верхний корковый слой увеличивается быстрее нижнего, благодаря чему появляются складки и борозды.

К 6 месячному возрасту эмбриона, например, левое полушарие мозга имеет все основные первичные извилины: боковую, центральную, мозолистую, теменно-затылочную и шпорную, при этом рисунок их расположения зеркален правому полушарию. Затем формируются извилины второго ряда, и одновременно происходит увеличение числа слоев коры головного мозга.

К моменту рождения конечный отдел и соответственно большие полушария головного мозга человека имеют привычный всем вид, а кора насчитывает все 6 слоев. Рост количества нейронов останавливается. Увеличение веса мозгового вещества в дальнейшем является результатом роста уже имеющихся нервных клеток и развитием глиальных тканей.

По мере развития ребенка нейроны образуют еще большую разветвленную сеть межнейрональных связей. У большинства людей совершенствование головного мозга заканчивается к 18 летнему возрасту.

Кора головного мозга взрослого человека, покрывающая всю поверхность больших полушарий, состоит из нескольких функциональных слоев:

  1. молекулярного;
  2. наружного зернистого;
  3. пирамидального;
  4. внутреннего зернистого;
  5. ганглионарного;
  6. мультиморфного;
  7. белое вещество.

Нейроны этих структур имеют разное строение и функциональное предназначение, но при этом они образуют серое вещество головного мозга, которое является неотъемлемой частью больших полушарий. Также с помощью этих функциональных единиц кора головного мозга осуществляет все основные проявления высшей нервной деятельности человека - мышление, запоминание, эмоциональное состояние, речь и внимание.

Толщина коры не однородна на всем протяжении, так, например наибольшего значения она достигает в верхних участках предцентральной и постцентральной извилины. При этом рисунок расположение извилин строго индивидуален - на земле не существует двух людей с одинаковыми мозгами.

Анатомически поверхность больших полушарий подразделяется на несколько частей или долей, ограниченных наиболее значимыми извилинами:

  1. Лобная доля. Сзади ограничивается центральной бороздой, внизу - латеральной. В направлении вперед от центральной борозды и параллельно ей залегают верхняя и нижняя прецентральные борозды. Между ними и центральной бороздой располагается передняя центральная извилина. От обеих прецентральных борозд отходят под прямым углом верхняя и нижняя лобные борозды, ограничивающие три лобные извилины - верхнюю среднюю и нижнюю.
  2. Теменная доля. Эта доля впереди ограничена центральной бороздой, снизу - латеральной, а сзади - теменно-затылочной и поперечной затылочной бороздами. Параллельно центральной борозде и впереди от нее идет постцентральная борозда, которая разделяется на верхнюю и нижнюю борозды. Между нею и центральной бороздой расположена задняя центральная извилина.
  3. Затылочная доля. Борозды и извилины на наружной поверхности затылочной доли способны менять свое направление. Наиболее постоянная из них - верхняя затылочная извилина. На границе теменной доли и затылочной располагается несколько переходных извилин. Первая окружает нижний конец, который выходит на наружную поверхность полушария теменно-затылочной борозды. В задней части затылочной доли находятся одна или две полярные борозды, имеющие вертикальное направление и ограничивающие на затылочном полюсе нисходящую затылочную извилину.
  4. Височная доля. Эта часть полушария ограничена спереди латеральной бороздой, а в заднем отделе - линией, соединяющей задний конец латеральной борозды с нижним концом поперечной затылочной борозды. На наружной поверхности височной доли находятся верхняя, средняя и нижняя височные борозды. Поверхность верхней височной извилины образует нижнюю стенку латеральной борозды и делится на две части: оперкулярную, покрытую теменной покрышкой, и переднюю - инсулярную.
  5. Островок. Располагается в глубине латеральной борозды.

Таким образом получается, что кора мозга, покрывающая всю поверхность больших полушарий - это главный элемент центральной нервной системы, который позволяет обрабатывать и воспроизводить информацию, полученную из окружающей среды посредством органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Также она участвует в формировании кортикальных рефлексов, целенаправленных действий и участвует в формировании поведенческих особенностей человека.

За что отвечает левое и правое полушарие мозга

Вся поверхность коры переднего мозга, который включает в себя конечный отдел, покрыта бороздами и валиками, разделяющими поверхность больших полушарий мозга на несколько долей:

  • Лобная. Находится в передней части больших полушарий, отвечает за выполнение произвольных движений, речь и психическую деятельность. Также контролирует мышление и определяет поведение человека в обществе.
  • Теменная. Участвует в понимании пространственной ориентации тела, а также анализирует пропорции и размер сторонних предметов.
  • Затылочная. С ее помощью головной мозг обрабатывает и анализирует поступающую зрительную информацию.
  • Височная. Служит анализатором вкусовых и слуховых ощущений, а также участвует в понимании речи, формировании эмоций и запоминании поступающих данных.
  • Островок. Служит анализатором вкусовых ощущений.

В ходе исследований специалисты установили, что кора больших полушарий воспринимает и воспроизводит информацию, поступающую от органов чувств зеркально, то есть когда человек задумал пошевелить правой рукой, то в этот момент начинает работать моторная зона левого полушария и наоборот - если движение производится левой рукой, то работает правая гемисфера мозга.

Правое и левое полушарие головного мозга имеют одинаковое морфологическое строение, но, несмотря на это, они выполняют разные функции в организме.

Если говорить кратко, то работа левого полушария направлена на логическое мышление и аналитическое восприятие информации, при этом правое является генератором идей и пространственного мышления.

Сферы специализации обоих полушарий подробнее рассмотрены в таблице:

Левое полушарие Правое полушарие
№ п/п Основной сферой деятельности этой части конечного отдела является логика и аналитическое мышление: Работа правого полушария направлена на восприятие невербальной информации, то есть поступающей из внешней среды не на словах, а в символах и образах:
1 С его помощью человек развивает свою речь, пишет, и запоминает даты и события из его жизни. Оно отвечает за пространственное положение тела, а именно за его местонахождение в данный момент. Такая особенность позволяет человеку хорошо ориентироваться в окружающей среде, например в лесу. Также люди с развитым правым полушарием недолго разгадывают ребусы и легко справляются с мозаиками.
2 В этой части мозга происходит аналитическая обработка поступившей информации от органов чувств и ищутся рациональные пути решения в сложившейся ситуации. Правая гемисфера определяет творческие способности индивида, например восприятие и воспроизведение музыкальных композиций и песен, то есть человек, у которого развита эта зона восприятия, слышит фальшивые ноты при пении или игре на музыкальном инструменте.
3 Распознает только прямой смысл слов, например, люди у которых повреждена эта зона, не могут понять смысл шуток и пословиц, так как они требуют формирования мысленной причинно-следственной связи. При этом данные поступившие из окружающей среды прорабатываются последовательно. С помощью правого полушария человек постигает смысл пословиц, поговорок и другой информации преподносимой в виде метафоры. Например, слово «горит» в стихотворении: « В саду горит костер рябины красной», не должен восприниматься в буквальном смысле, так как в этом случае автор сравнил плоды рябины с пламенем костра.
4 Эта часть мозга является аналитическим центром поступившей зрительной информации, поэтому люди, у которых развито это полушарие, проявляют способности к точным наукам: математике или, например, физике, так как они требуют логического подхода при решении поставленных задач. С помощью правого полушария человек может мечтать и придумывать развитие событий в различных ситуациях, то есть, когда он фантазирует со словами: «представь, если…» то у него в этот момент включается в работу именно эта часть мозга. Также эта особенность используется при написании сюрреалистических картин, где требуется богатое воображение художника.
5 Контролирует и дает сигналы для целенаправленного движения конечностями и органами правой стороны тела. Эмоциональная сфера психики хоть и не является продуктом деятельности коры мозга, все же в большей степени подчиняется правому большому полушарию, так как зачастую основополагающую роль в формировании чувств играет невербальное восприятие информации и ее пространственная обработка, требующая хорошего воображения.
6 - За чувственное восприятие сексуального партнера отвечает также правое полушарие головного мозга, при этом процесс совокупления контролируется левой частью конечного отдела.
7 - Правое полушарие отвечает за восприятие мистических и религиозных мероприятий, за мечты и установку определенных ценностей в жизни индивида.
8 - Контролирует движения с левой стороны тела.
9 - Известно, что правое полушарие головного мозга способно одновременно воспринимать и обрабатывать большое количество информации, не прибегая к анализу ситуации. Например, с его помощью человек распознает знакомые лица и определяет эмоциональное состояние собеседника по одному только выражению лица.

Также кора левого и правого полушария мозга участвует в появлении условных рефлексов, характерной особенностью которых является то, что они формируются в течение всей жизни человека и не является постоянными, то есть могут пропадать и вновь появляться в зависимости от условий среды.

При этом поступающая информация обрабатывается всеми функциональными центрами больших полушарий: слуховым, речевым, двигательным, зрительным, что позволяет организму давать ответную реакцию, не прибегая к мыслительной деятельности, то есть на уровне подсознания. По этой причине у новорожденных детей нет условных рефлексов, так как они не имеют жизненного опыта.

Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции

Внешне левая часть мозга практически не отличается от правой - у каждого человека месторасположение зон и количество извилин одинаково с обеих сторон органа. Но при этом она является зеркальным отражением правого полушария.

Левое полушарие мозга отвечает за восприятие вербальной информации, то есть данных передаваемых с помощью устной речи, письма или текста. Его моторная зона отвечает за правильное произношение звуков речи, красивый почерк, предрасположенность к письму и чтению. При этом развитая височная зона будет свидетельствовать о способности человека к запоминанию дат, цифр и других письменных символов.

Также помимо основных функций, левое полушарие головного мозга выполняет ряд задач, определяющие те или иные черты характера:

  • Способность мыслить логически накладывает свой отпечаток на поведении человека, поэтому бытует мнение, что люди с развитой логикой эгоистичны. Но это не от того, что такие люди во всем видят выгоду, а потому, что их мозг ищет более рациональные пути решения поставленных задач, иногда в ущерб окружающим.
  • Любвеобильность. Люди с развитым левым полушарием благодаря своей настойчивости способны добиваться объекта влечения различными способами, но, к сожалению, после обретения желаемого быстро остывают - им просто становиться не интересно, в силу того большинство людей предсказуемы.
  • Благодаря своей пунктуальности и логическому подходу во всем, большинство «левополушарных» людей обладают врожденной вежливостью к окружающим, правда для этого им в детстве приходится часто напоминать о тех или иных нормах поведения.
  • Люди с развитым левым полушарием практически всегда рассуждают логично. По этой причине они не могут точно интерпретировать поведение других, особенно когда ситуация не относится к разряду обыденных.
  • Так как индивиды с развитым левым полушарием последовательны во всем, то они редко делают синтаксические и орфографические ошибки при написании текстов. В связи с этим их почерк отличается правильностью написания букв и чисел.
  • Они быстро обучаются, так как могут сконцентрировать все свое внимание на одном деле.
  • Как правило, люди с развитым левым полушарием отличаются надежностью, то есть на них можно положиться в любом вопросе.

Если человек проявляет все вышеперечисленные качества, то это дает основание предполагать что его левое полушарие более развито по сравнению с правой частью мозга.

Правое полушарие головного мозга и его функции

Специализацией правого полушария головного мозга является интуиция и восприятие невербальной информации, то есть данных выражающихся в мимике, жестах и интонации собеседника.

Примечательно, что люди с развитым правым полушарием способны проявлять свои способности в тех или иных видах искусства: живописи, лепке, музыке, поэзии. Это объясняется тем, что они способны мыслить пространственно, не зацикливаясь на малозначимых событиях в жизни. Их фантазия богата, что проявляется при написании картин и музыкальных произведений. Еще о таких людях говорят: «Витает в облаках».

Люди с развитым правым полушарием также обладают рядом характерных черт:

  • Они излишне эмоциональны, при этом их речь богата эпитетами и сравнениями. Нередко такой оратор проглатывает звуки, стараясь как можно больше внести смысла в произнесенные слова.
  • Люди с развитым правым полушарием целостны, открыты, доверчивы и наивны в общении с окружающими, но в то же время их легко обидеть или задеть. При этом они не стесняются своих чувств - могут плакать или приходить в гнев за считанные минуты.
  • Действуют по настроению.
  • Правополушарные люди способны находить нестандартные пути решения поставленных задач, это объясняется тем, что они рассматривают всю ситуацию в целом, не заостряя внимание на чем-то одном.

Какая половина мозга доминирует

Так как левое полушарие мозга отвечает за логичность и рациональный подход во всем, то ранее считалось, что оно является ведущим во всей центральной системе. Однако это не так: у человека оба полушария мозга участвуют в жизнедеятельности практически в равной степени, просто они отвечают за разные сферы высшей психической деятельности.

Примечательно, что в детском возрасте у большинства людей правое полушарие обычно больше левого. По этой причине окружающий мир воспринимается несколько иначе, чем во взрослом состоянии - дети склонны к фантазиям и восприятию невербальной информации, им все кажется интересно и загадочно. Также фантазируя, они учатся общаться с окружающей средой: проигрывают в уме разные ситуации из жизни и делают свои собственные выводы, то есть набираются опыта, который так необходим во взрослом состоянии. Впоследствии эта информация откладывается по большей части в левом полушарии.

Однако со временем, когда основные аспекты жизни выучены, активность правого полушария угасает и организм отдает предпочтение левой стороне мозга, как накопителю полученных знаний. Такая разобщенность работы частей мозга негативно сказывается на качестве жизни человека: он становится невосприимчив ко всему новому и остается консервативным во взглядах на будущее.

То, какая часть мозга работает в данный момент можно определить, сделав элементарный тест.

Посмотрите на двигающееся изображение:

Если оно вращается по часовой стрелке, то это означает что в данный момент активно левое полушарие головного мозга, которое ответственно за логику и анализ. Если же оно двигается в обратном направлении, то это значит, что работает правое полушарие, отвечающее за эмоции и интуитивное восприятие информации.

Однако если приложить усилие, то картинку можно заставить вращаться в любую сторону: для этого вначале нужно посмотреть на нее расфокусированным взглядом. Видите изменения?

Синхронизированная работа обоих полушарий

Несмотря на то, что два полушария конечного мозга по-разному воспринимают окружающий мир, для человека крайне важно, чтобы они слаженно работали между собой.

Анатомически это взаимодействие полушарий головного мозга осуществляется за счет мозолистого тела и других спаек, содержащих большое количество миелиновых волокон. Они соединяют симметрично все зоны одной части конечного мозга с другой, а также определяют слаженную работу несимметричных областей разных полушарий, например лобных извилин правого с теменными или затылочными левого. При этом с помощью особых структур нейронов - ассоциативных волокон, соединяются разные участки одного полушария.

Центральная нервная система человека имеет перекрестное распределение обязанностей - правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой, при этом сотрудничество обеих половин можно наглядно продемонстрировать, попытавшись поднять одновременно параллельно полу руки под прямым углом - если это получилось, то это свидетельствует о взаимодействии обоих полушарий в данный момент.

Известно, что при помощи работы левого полушария мир выглядит проще, при этом правая часть воспринимает его таким, какой он есть. Такой подход позволяет человеку находить все новые и новые пути решения в сложных ситуациях, не усложняя себе задачу.

Так как правое полушарие отвечает за эмоциональное восприятие, то без него бы люди оставались бездушными «машинами», способными приспосабливать окружающий мир под нужды своей жизнедеятельности. Это конечно не правильно - ведь человек не был бы человеком, если бы у него не было, например чувства прекрасного или сострадания к окружающим.

У большинства людей доминирует левое полушарие, при этом в детском возрасте оно развивается посредством восприятия информации правой частью мозга, что позволяет существенно расширить полученный опыт и сформировать некоторые реакции организма на окружающий мир.

Так как головной мозг способен воспринимать и запоминать поступающую информацию практически всю жизнь, за исключением случаев, обусловленных специфическими заболеваниями, то это позволяет человеку самому участвовать в развитии этого органа.

Что даст развитие каждого из полушарий

В начале подведем итог: любая деятельность человека начинается с сопоставления новых данных с прежним опытом, то есть в этом процессе задействовано левое полушарие. При этом на принятие окончательного решения влияет правая часть мозга - физически невозможно придумать что-то новое, основываясь только на прежнем опыте.

Такое целостное восприятие действительности, позволяет не зацикливаться только на общепринятых нормах и соответственно двигает личностный рост человека вперед.

Развитие правой гемисферы поможет человеку легче вступать в контакт с окружающими, а левой - будет способствовать правильности выражения мыслей. Такой подход благотворно влияет на приобретение успехов не только в профессиональной деятельности, но и в других занятиях связанных с общением внутри социума. Поэтому благодаря согласованной деятельности обоих полушарий жизнь человека становится гармоничней.

Чтобы развить эти способности, специалисты рекомендуют несколько раз в день делать простые упражнения, активизирующие мозговую деятельность:

  1. Если человек плохо дружит с логикой, то ему рекомендуется как можно больше заниматься умственной работой - разгадывать кроссворды или сковороды, а также отдавать предпочтение решению математических задач. Если же требуется развивать творческие способности, то в таком случае можно попытаться понять смысл в художественной литературе или живописи.
  2. Активизировать работу одного из полушарий можно с помощью увеличения нагрузки на ту сторону тела, за которую оно отвечает: например, для стимуляции левого полушария необходимо работать правой частью тела, и наоборот. При этом упражнения не обязаны быть слишком сложными - достаточно просто попрыгать на одной ноге или попробовать вращать предмет рукой.

Примеры простых физических упражнений на развитие мозговой деятельности

«Ухо-нос»

Правой рукой нужно прикоснуться до кончика носа, а левой — за противоположное правое ухо. Затем одновременно их отпускаем, хлопаем в ладоши и повторяем действие, зеркально меняя положение рук: левой держимся за кончик носа, а правой - за левое ухо.

«Колечко»

Это упражнение знакомо практически всем с детства: нужно быстро поочередно соединять в кольцо большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Если все получается без заминки, то можно попробовать делать упражнение 2 руками одновременно.

«Зеркальное рисование»

Присядьте, положите на стол большой лист белой бумаги, а в каждую руку - по карандашу. Затем нужно попробовать одновременно нарисовать любые геометрические фигуры - окружность, квадрат или треугольник. Со временем, если все получается, то можно усложнить задачу - попробовать рисовать более сложные изображения.

Примечательно, что комплексный подход к усовершенствованию деятельности коры больших полушарий поможет не только улучшить коммуникативные способности человека, но и замедлит возрастные изменения в психике - как известно, активный образ жизни и умственная работа позволяют человеку оставаться молодым в душе и сохраняют его интеллектуальные способности.

Видео: Тест на доминирующее полушарие

Полушария головного мозга

Головной мозг управляет всей деятельностью центральной нервной системы. До сих он слабо изучен и таит в себе множество загадок для ученых. Многие из нас еще со школьного курса биологии знают, что наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции. Далее мы рассмотрим, за что именно они отвечают, и более подробно остановимся на правом полушарии мозга.

Начнем с рассмотрения того, за что отвечает левое полушарие. Левое полушарие мозга отвечает за то, что связано с логикой. Его деятельность связана с вербальной коммуникацией, с памятью, с оперированием числами, фактами, с абстрактным мышлением. При обработке опыта оно проводит анализ, классификацию, систематизацию происшедшего и на основе этого делает общий вывод. Левая часть мозга хороший помощник там, где требуется аналитическое мышление, нужно установить причину события и его следствие. Она позволяет заниматься деятельностью по этапам, постепенно переходя от одного пункта плана к другому. За счет нее мы воспринимаем смысл сказанного буквально. Люди с развитым левым полушарием имеют хорошие способности к языкам и обычно знают несколько иностранных языков. Левому полушарию подчиняется правая половина тела.

Функции правого полушария

Ниже мы рассмотрим, за что отвечает правое полушарие нашего мозга.

  1. обработка невербальной информации. Правое полушарие мозга обрабатывает сигналы, которые поступают к нам в виде символов, образов, жестов, знаков, звуков, цветов и другими способами. Определения предметов в этом случае слиты с их сущностью, а не просто обозначают их;
  2. способности к искусству. Музыкальные, художественные способности также связаны с работой правой половины. Сюда же относятся и способности в других сферах творческой деятельности (танцы, лепка и др.). Благодаря правому полушарию мы можем воспринимать музыкальные произведения, картины, танцевальные номера и другие произведения искусства, наслаждаться ими. При этом те люди, у которых оно развито хорошо, могут не только эмоционально реагировать на шедевры других людей, но и создавать свои собственные;
  3. ориентация в пространстве. Правое полушарие головного мозга помогает нам определить свое местоположение относительно других объектов, а также расстояние до этих объектов. Все это помогает нам не заблудиться в незнакомом городе, добраться до места назначения;
  4. восприятие метафор. За счет работы правой части мозга мы способны понимать иносказательный смысл слов, что помогает нам во взаимодействии с окружающими людьми. Благодаря ей, мы улавливаем смысл устойчивых выражений, пословиц и поговорок. Сюда же относится чувство юмора, способность посмеяться над шуткой;
  5. воображение. Правая часть мозга позволяет нам придумывать свои собственные истории. Мы можем создавать самые невероятные сплетения сюжета и мысленные образы, которые далеки от нашего реального опыта. Один из примеров такой генерации образов – это сновидения. Еще один пример: мечты и фантазии;
  6. эмоции. Эмоции тесно связаны с правым полушарием. За счет его работы мы можем эмоционально воспринимать происходящие события, распознавать эмоциональные сигналы от других людей. Мы можем понимать скрытые причины поступков других людей, что помогает при установлении контактов и защищает от возможных опасностей, т.к. дает почувствовать обман;
  7. одновременная обработка множества блоков информации. Правое полушарие работает одновременно с большим количеством информации. Оно воспринимает информацию как целое. Такое комплексное восприятие позволяет эффективно решать задачи. Это можно сравнить с увиденным планом города в целом, а не с переходом от дома к дому. При таком способе обработки решение задачи может выглядеть как интуитивное озарение;
  8. распознавание лиц. Работа правой части мозга позволяет нам распознавать лица, узнавать наших знакомых;
  9. правому полушарию подчиняется левая половина тела.

Полезно узнать: Продолговатый мозг, за какие функции отвечает и при каких заболеваниях страдает

Принцип того, как работают полушария мозга, особенно заметен при наблюдении за человеком, которому удалили одно из них. Люди, у которых удалена правая половина мозга, с трудом ориентируются даже на небольшом пятачке, им требуется помощь, чтобы добраться до места назначения. Такой человек воспринимает все сказанное буквально, т.к. не может воспринять иносказательный смысл слов. Он не реагирует на эмоции других людей и сам выглядит неэмоциональным. Он не может наслаждаться музыкальными произведениями. Однако, восстановительные способности нашего организма таковы, что впоследствии оставшаяся половина берет на себя часть функций удаленной. Особенно это касается тех случаев, когда операция была проведена в детском возрасте.

Что нам даст развитие правого полушария


Делая общий вывод, отметим, что деятельность левой части мозга связана с обработкой предыдущего опыта и генерацией решений, основанных на нем. Однако все мы знаем, что невозможно составить что-то новое, руководствуясь только прежним опытом. Правая половина мозга выходит за рамки опыта, создает то, чего не было. Она дает нам целостное восприятие информации, а не увязание в деталях. Комплексный взгляд на проблему позволяет создать решение, которое было бы невозможно, если бы мы сконцентрировались только на ее части.

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели моего блога! Как и обещал в предыдущей статье, сегодня мы будем рассматривать, за что отвечает правое полушарие мозга. А также хочу предложить комплексный подход, чтобы развить обе половины. Тогда вы будете успешным в любой деятельности, а также научитесь мастерски управлять своими руками, при чём, выполнять различные функции одновременно.

Функции

Правое полушарие отвечает за нашу творческую часть, то есть умение фантазировать, обрабатывать информацию, которая поступает в виде образов, символов.

Помогает распознать невербальные проявления человека, которые, как вы знаете, очень важны в процессе общения, так как сигналы тела являются истинными и правдивыми. Именно благодаря этой части мозга мы можем рассматривать какую-либо ситуацию с разных сторон, давая объективную оценку и вообще, улавливать множество нюансов одновременно, успевая обрабатывать и систематизировать их.

Человек, у которого больше развита логика, не понимает шуток и всё воспринимает буквально. Напротив, творческая личность в этом плане очень пластична, мыслящая с помощью метафор. Она способна писать стихи, музыку, рисовать и хорошо разбираться в людях, потому что интуитивна и чувствительна. Хорошо ориентируется на местности, опять — таки благодаря способности нестандартно подходить к решению задач, складывая пазлы в одну картинку в своём воображении.

Конечно же, если вы поднимаете левую руку или ногу вверх, это значит, что противоположное полушарие включилось в работу, так как левая сторона вашего тела подчиняется именно ему. Принято считать, что ориентированность человека с доминирующей правой половиной направлена в окружающую среду, то есть вовне и называется экстраверсией.

Он более общителен, подвержен эмоциям и минутным порывам. Действует не по чёткому плану, а исходя из ситуации, подстраиваясь под изменчивые условия. Чтобы узнать, какая половина более развита у вас, можете поэкспериментировать, выполнив задания, изложенные , про левое полушарие мозга.

Упражнения

  1. Итак, чтобы прокачать свою творческую часть, вам следует посещать выставки, музеи, арт-галереи, и, конечно же, пробовать себя в написании стихотворений, рассказов, практиковать рисование, пусть даже абстрактное и понятное только вам. Танцы помогают скоординировать движения, что так же благоприятно сказывается на развитии.
  2. Начните выполнять техники визуализации, которые поспособствуют скорейшему достижению ваших целей, а также помогут развить способность фантазировать и мечтать. Это делать легко, изучите только для начала , где я подробно рассказываю обо всех нюансах практики.
  3. Медитация нелегко даётся людям, у которых хорошо развито логическое мышление, но она очень эффективна для них. И не только для расширения границ сознания, умения отходить от чёткой структуры и мыслить объёмно, но и для улучшения качества жизни и здоровья. Начните с самой простой медитации, ориентированной на дыхание и умение концентрироваться. Подробную инструкцию вы найдёте .
  4. Помассируйте своё левое ухо, это поможет активизировать правую половину мозга. Подходит в тех случаях, когда необходимо творчески подойти к решению какого-либо вопроса, опереться на свою интуицию.
  5. Творчество не ограничивается рисованием и стихами, читайте анекдоты и смотрите юмористические передачи, смех будет не только активизировать работу мозга, но ещё и улучшать самочувствие, предупреждая возникновение депрессии. К тому же, вы в курсе, что люди, использующие в своей речи юмор и сарказм, имеют высокий уровень интеллекта?
  6. При прослушивании музыки пробуйте прислушиваться к своим ощущениям, дыханию. Пусть образы, ассоциации и картинки свободно кружат в вашей голове, не контролируйте их, пытаясь избавиться. Просто понаблюдайте за ними, как невольный зритель спектакля, который организовали ваше сознание и подсознание.

Комплексный подход развития обоих половин мозга

Как я уже говорил, немаловажным является скоординировать работу обоих половинок, чтобы расширить их возможности и функции, за которые они ответственны. Тогда креативный подход в решении даже самых сложных задач будет вам обеспечен, а также увеличится быстрота и эффективность обработки информации.

  1. Сядьте удобно с ровной спиной, выберите перед собой какую-то точку, на неё вы должны будете сконцентрироваться. Примерно через минуту попробуйте своим периферическим зрением, не отрывая глаз от выбранной точки, рассмотреть, что находится слева от вас, а потом уже справа.
  2. Одной рукой гладьте себя по животу, а другой выполняйте постукивающие движения по голове. Сначала медленно, чтобы приспособиться, со временем наращивая темп.
  3. Также развитие обоих полушарий обеспечит вам такое задание: палец одной руки приложите к кончику своего носа, а другой рукой возьмитесь за ухо, противоположное ей. К примеру, левое ухо должна взять правая рука. Как только возьметесь, хлопните в ладоши и сделайте то же самое, поменяв положение рук. То есть, носа касаются пальцы совсем другой руки, точно та же схема с ушами.
  4. Вытяните перед собой руки, одной из них рисуйте в воздухе, к примеру, квадрат, а другой круг. Когда почувствуете, что появились успехи, придумайте новые фигуры для освоения.

Заключение

Выполняйте упражнения, и со временем вы заметите, как проще стало принимать решения и выполнять привычную работу, общаться с людьми и прочее. Можете периодически проверять уровень интеллекта, насколько он повышается и меняется. Подробнее об этом можете узнать из статьи

Наш мозг загадка, но на страницах этого блога, я буду собирать информацию обо всех возможных способах его развития. Подписывайтесь на обновления, что бы не пропустить выхода новых статей. Пока, пока.