Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности. Психологическая характеристика темпераментов

Темперамент – одна из основных характеристик человека. Само слово «темперамент» означает в переводе с греческого «надлежащее соотношение частей». Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности человека. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т. д.

Особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота ритм и общее количество движений и т. д.

Свойства эмоциональности: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

Родоначальниками учения о темпераментах были древнегреческие врачи Н. Гиппократ и К. Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humos – влага, сок, жидкость) теорию темперамента. Н. Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других – больше всего крови (sanguinis), у третьих – особенно много слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых – наибольшее количество черной желчи (melanos chole). Доминирование той или иной жидкости в организме человека определяет тип его темперамента.

К. Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные: холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий), сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый), флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый) и меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

И. П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения (В) и торможения (Т) (сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность) и большое число их возможных сочетаний в природе, он установил четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, три из которых являются сильными (безудержный, живой, спокойный) и один – слабым.

Их проявления в поведении И. П. Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы он рассматривал как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный – темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный – темперамент холерика; слабый – темперамент меланхолика.

Каждый тип обуславливает успешное выполнение своего особого вида деятельности. В свою очередь, умственные и волевые возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента. В то же время темперамент обуславливает индивидуальный стиль деятельности человека, а именно:

Холерик – субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания его недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

Сангвиник – субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции – преимущественно положительные (быстро возникают и быстро сменяются). Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. При неблагоприятных условиях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

Флегматик – субъект, характеризующийся медлительностью и невыразительностью мимики. Он трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение, чувства обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.

Меланхолик – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем, преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика могут развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.

О силе нервной системы у человека говорят его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении чувств, умение ждать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства, т. е. повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

Уравновешенность нервных процессов проявляется как отсутствие склонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность – как неспособность к ожиданию и нарушениях сна.

В изучении темперамента существует также так называемый конституционный подход . Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э. Кречмером, который утверждал, что каждому типу конституции телосложения соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения и типами характера. При этом Э. Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темперамента.

1. Астенический тип конституции человека характеризуется наличием у него вытянутой и узкой грудной клетки, длинных конечностей, слабой мускулатуры, удлиненного лица, что соответствует шизоидному темпераменту. Это люди погружены в себя, замкнуты, проявляют склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливаются к окружению.

2. Пикнический тип конституции человека (греч. pyknos – толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей. Они общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального – у депрессивных.

3. Атлетический тип конституции человека (греч. athlon – борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами. Эти люди выражают эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы, но временами подвержены неадекватным вызвавшему поводу вспышкам гнева и ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

Каждому типу свойственны определенные черты поведения. Например, пикническому типу – жизнерадостность, оптимизм, стремление к радостям жизни (вкусно поесть, хорошо одеться), в связи с этим наиболее уязвимым органом пикнического типа является желудок. Данный тип склонен к формированию маниакально-депрессивного психоза. Люди астенического типа склонны к аскетизму, интеллектуальной деятельности. Данный тип формирует шизофренические расстройства. В целом же, конкретные положения данной теории в дальнейшем подтверждения не получили.

К конституциональным теориям относят также концепцию американского психолога У. Шелдона, который выделил три основных типа соматической конституции: эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, слабым мешковатым телосложением и избытком жировой ткани), мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом) и эктоморфный (с хрупким телосложением слабой мускулатурой, длинными руками и ногами), которым соответствуют три типа темперамента: висцеротония, соматотония и церебротония.

Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона и предпринимаемые ими попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида подверглись критике за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т. е. с психологическим складом личности.

Нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать как органические предпосылки, влияющие на становление психических особенностей, и реально проявляют себя в свойствах темперамента.

Большинство исследователей выделяют такиесвойства темперамента человека, теснейшим образом связанные между собой и с качествами его характера:

■ Сензитивность – особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель.

■ Реактивность – особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.

■ Активность – способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений.

■ Темп реакций – особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов и состояний.

■ Пластичность/регидность – особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо инертно, не чувствительно вести себя в изменившихся условиях.

■ Экстраверсия/интроверсия – особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на явления своего субъективного мира, на свои переживания и мысли).

■ Впечатлительность характеризует степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.

■ Эмоциональность выражает скорость, содержание, качество, глубину, динамику эмоциональных процессов и состояний.

■ Импульсивность заключается в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

■ Тревожность – повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому.

Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей. Его можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Индивидуальный стиль деятельности обеспечивает достижение наилучших результатов с наименьшими затратами.

В силу своей непосредственной обусловленности свойствами нервной системы, темперамент считается врожденной характеристикой человека. В ходе индивидуального развития при воспитательном воздействии индивид приобретает то, что мы называем характером.

6.1. Темперамент

Понятие темперамента. Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации. Среди индивидуальных особенностей, характеризующих поведение человека, его деятельность и общение, особое место принадлежит темпераменту.

Человечество издавна пыталось выделить типические особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типов темперамента, поскольку это давало бы возможность предсказать поведение людей разных типов в различных жизненных ситуациях.

Психическая деятельность разных людей протекает по-разному: у одних – равномерно, плавно, они всегда спокойны, медлительны, скупы в движениях, неулыбчивы, у других – скачкообразно, эти люди подвижны, оживлены, шумливы, у них богатая и разнообразная мимика, движения суетливы, нетерпеливы. Природные (врожденные) особенности, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека, – это свойства темперамента.

Вопрос о том, отчего же зависят различия людей по темпераменту, занимал многих ученых и древности (Гиппократ, Гален и др.), и недалекого прошлого (Э. Кречмер, У. Шелдон, И.П. Павлов), и современности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин). Существует три системы объяснения сущности темперамента, из которых первые две имеют лишь исторический интерес.

1. Гуморальная теория (Гиппократ, Гален) связывала состояние организма с различным соотношением соков в нем (кстати, слово «темперамент» в переводе с латинского означает надлежащее соотношение частей, смесь, соразмерность).

Так, древнегреческий врач Гиппократ (460–877 гг. до н. э.) считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей преобладает в организме: если кровь («сангвис»), то человек активен, энергичен, жизнерадостен, общителен; если слизь («флегма»), то человек спокоен, медлителен, уравновешен, плохо приспосабливается к новым условиям; если желчь («холе»), то человек будет желчным, раздражительным, возбудимым, несдержанным, с быстрой сменой настроения; если же черная желчь – «мелайне холе», то человек болезненно застенчив, впечатлителен, склонен к грусти, робости, замкнутости.

2. Конституциональная типология (Э. Кречмер, У. Шелдон) исходит из различий в конституции организма.

3. Учение И.П. Павлова связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы.

Под темпераментом следует понимать природно обусловленные, индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

Темперамент характеризует человека главным образом с точки зрения скорости протекания и интенсивности всех психических процессов – познавательных, эмоциональных, волевых. Еще раз подчеркнем, что темперамент определяет лишь динамические, а не содержательные характеристики поведения.

Темперамент не характеризует убеждения личности, ее взгляды, интересы, не является показателем ее большей или меньшей общественной ценности. Он не предопределяет черт характера, хотя между ними и свойствами темперамента существует тесная взаимосвязь, и не определяет уровень развития общих и специальных способностей.

Люди одного и того же темперамента могут быть как высоко-, так и малоодаренными. И наоборот, люди разных темпераментов могут одинаково успешно работать в одной области знаний (А.В. Суворов и М.И. Кутузов; А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Н.А. Крылов и Н.В. Гоголь, П.И. Чайковский и Ф. Шопен).

Нет темпераментов, одинаково пригодных для всех видов деятельности, поскольку каждая из них предъявляет свои требования к психике человека. Эти требования могут быть очень высоки, например авиадиспетчеру или летчику-испытателю необходимы выдержка, самообладание, быстрота реакции, для представителей ряда профессий важны повышенная внимательность, способность работать в принудительном ритме (расшифровка перфокарт, прием телеграфного кода, работа на конвейере).

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма предпринял выдающийся отечественный физиолог И.П. Павлов в своем учении о типе высшей нервной деятельности, под которым он понимал сочетание наиболее важных особенностей в деятельности нервной системы человека и животных .

Физиологическая основа темперамента. И.П. Павлов считал, что темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, основная характеристика его нервной системы, и эта последняя накладывает ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума.

В лабораториях И.П. Павлова, где изучалось образование условных рефлексов у собак, обнаружилось, что у разных животных условные рефлексы образуются неодинаково: у одних быстро образуются и долго сохраняются, а у других медленно образуются и быстро угасают. При сильных и длительных раздражителях животные также ведут себя по-разному: одни спокойно переносят нагрузку и перегрузку, другие впадают в тормозное состояние; у одних динамический стереотип изменяется быстро, привычки быстро перестраиваются, у других проявляется бо?льшая инертность.

В опытной обстановке И.П. Павловым были выделены следующие основные свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов определяет работоспособность нервной клетки и способность нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки. В условиях лаборатории силу нервной системы определяли с помощью сверхсильного раздражителя: запускали нестерпимо громкую трещотку или сирену и наблюдали, способен ли организм в этих условиях вырабатывать условные связи. У одних животных легко вырабатывались условные рефлексы, для других это оказывалось невозможным, так как они впадали в тормозное состояние. При длительных попытках выработать условный рефлекс у этих животных возникало заболевание нервной системы.

Уравновешенность процессов возбуждения и торможения выражает степень соответствия силы возбуждения силе торможения, их баланс или соотношение. Они могут быть примерно одинаковыми (уравновешенными, одинаково сильными или слабыми, или неуравновешенными, когда один из них преобладает, доминирует).

Подвижность – это способность нервных процессов быстро сменять друг друга, быстрота и легкость приспособления к новым воздействиям; именно от этого зависит скорость образования условных рефлексов. И.П. Павлов писал: «…Подвижность – основное: жизнь распоряжается, как она хочет, меняет все условия, она капризна до последней степени, и выигрывает только тот, кто может следить за этими переменами, т. е. имеет подвижную нервную систему».

И.П. Павлов установил, что темперамент зависит не от одного из перечисленных свойств, а от их сочетания. Сочетание свойств нервной системы, определяющее индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамента, называется типом высшей нервной деятельности человека и животных, который врожден и в целом вряд ли может быть изменен. Однако отдельные его черты в течение жизни могут меняться (особенно в детском возрасте) в связи с условиями жизни и воспитания.

Тип высшей нервной деятельности (ВНД) является физиологической основой темперамента. Различают четыре основных типа ВНД: слабый, безудержный, живой, спокойный. Этим типам высшей нервной деятельности соответствуют типы темперамента. Слабый тип ВНД является физиологической основой меланхолического темперамента, безудержный – холерического, живой – сангвинического, спокойный – флегматического.

Некорректно ставить вопрос, какой из темпераментов «лучше». Все они являются физиологической нормой, и каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на изменение темперамента, а на грамотное использование его положительных качеств и на сглаживание, нивелирование отрицательных свойств.

Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент в понимании И.П. Павлова есть наиболее общая характеристика поведения человека, выражающая свойства его нервной деятельности.

Рассмотрим особенности поведения представителей различных типов темперамента.

Поскольку у представителей холерического темперамента возбуждение преобладает над торможением, то они реагируют на все происходящее быстро, часто поступают необдуманно, не успевают сдержаться, затормозить. Для них характерны аффективное поведение, пониженные самоуправление и контроль, резкие, порывистые, угловатые движения, необузданность, общая подвижность, неровность поведения и самочувствия; речь быстрая, громкая с постепенным переходом на крик.

Людей с чертами сангвинического темперамента отличают повышенная моторность, но движения у них плавные, им свойственны живость, подвижность, суетливость; речь громкая, быстрая, отчетливая; они легко переносят трудности; их несложно дисциплинировать; это обладатели ловких («золотых») рук.

У флегматиков движения скупы, но рациональны; реакция замедленная, для них характерны невозмутимость, спокойствие, хорошая сопротивляемость трудностям; они не любят менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей; поведение ровное; настроение стабильное; речь медленная, монотонная, однообразная.

У представителей меланхолического темперамента движения медлительны, однообразны; им свойственны пассивность, заторможенность; плохая сопротивляемость трудностям. Сильный раздражитель может вызвать срыв, растерянность. Настроение очень изменчиво. Говорят тихо, постепенно переходят на шепот. Часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Чувства у людей разного темперамента также возникают и протекают по-разному. Так, холерику свойственна эмоциональная взрывчатость; все эмоции – и положительные, и (чаще) отрицательные – очень бурные: гнев, возмущение, ярость, злоба; большая сила чувств, страстность.

Сангвиника отличает всегда положительный настрой, он – неунывающий оптимист, которому свойственны сильные положительные эмоции; чувства сильны, но не глубоки. Для людей этого типа характерны изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, эмоциональная неустойчивость, «толстокожесть»; они быстро забывают обиды; у них богатые мимика и пантомимика, чувства ярки и выразительны. В стрессовой ситуации проявляется так называемая «реакция льва» – сангвиник активно, обдуманно защищает себя, нормализует обстановку.

У флегматиков чувства возникают медленно, но сохраняются длительно (однолюбы); внешне чувства обеднены, но они очень глубоки и содержательны. Эти люди малоэмоциональны – их трудно рассмешить или опечалить; мимика бедная, однообразная. Они не обидчивы, но и не расположены к веселью.

Меланхоликов отличают высочайшая чувствительность, болезненная ранимость, впечатлительность; чувства возникают медленно, но они очень сильны, глубоки и устойчивы; мимика малоподвижна («омега меланхоликов» – немного приподнятые и сдвинутые брови, свидетельствующие о чувстве скорби, опущенные уголки губ). Они тяжело переносят обиды и огорчения, хотя внешне это выражено слабо; им свойственны прорывы чувств – истерика, слезы, отчаяние. Меланхоликов отличают подавленность, мрачность, замкнутость, скрытность, склонность погружаться в собственные переживания; в их настроении преобладают тоска, неуверенность, грусть, печаль, страх.

Отношение к людям у представителей различных типов темперамента также неодинаково: если холерик вспыльчив, резок, несдержан, часто является источником конфликтов, отталкивает от себя людей, обидчив, раздражителен, озлоблен, то сангвиник, напротив, коммуникабелен, быстро устанавливает социальные контакты, является инициатором общения, «душой компании»; обожает говорить сам, но не любит слушать. Отношение к людям изменчивое и непостоянное, поскольку для сангвиника характерны легкомысленность и неустойчивость. Флегматик медленно устанавливает социальные контакты – может долго не замечать, что кто-то ищет повода познакомиться с ним, зато он устойчив и постоянен в отношениях, надежен. Его характерными чертами являются выдержка, спокойствие, хладнокровие, уравновешенность; он любит находиться в привычной обстановке, в кругу старых друзей и знакомых. Меланхолик мягок, тактичен, деликатен, чуток, отзывчив, постоянен и устойчив в отношениях; смущается при знакомстве с новыми людьми, скромен по отношению и к себе, и к другим. Отрицательными чертами меланхолика можно считать мнительность, подозрительность, повышенную требовательность.

По отношению к работе также легко определить представителя того или иного типа темперамента. Холерик быстро схватывает суть вопроса, со страстью берется за дело, работает с подъемом, деятелен, энергичен, активен, предан любимому делу, стремится постоянно действовать. Сангвиник также горяч, активен, деятелен, инициативен, работоспособен, быстро включается в работу, но если дело утратило новизну, быстро прекращает заниматься им; он не способен к выполнению монотонной работы. Как правило, сангвиник склонен преувеличивать свои возможности, часто берет невыполнимые обязательства; легко приспосабливается к кочевой жизни, к разъездам. Флегматик, по выражению И.П. Павлова, «всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». Он последователен, нетороплив, терпелив, всегда доводит начатое дело до конца, малоинициативен, но основателен, усидчив, упорен, склонен к порядку. Меланхолик не умеет и не любит работать быстро; поскольку его пугают трудности, он не любит новую работу; долго не может приняться за дело, но если взялся, обязательно доведет его до конца. Будучи хорошим исполнителем, в привычной обстановке он спокоен, продуктивно работает, но от общественной жизни всячески уклоняется.

Процесс обучения также выявляет различия между людьми разных типов темперамента. Холерик сообразителен, быстро находит решение в нестандартной ситуации; будучи ригидным (негибким), он часто испытывает затруднения с переключением внимания; его стремления и интересы очень устойчивы, ярко выражено привыкание к определенным условиям, людям. Сангвиник легко обучается, он все делает быстро – усваивает новое, перестраивает навыки, соображает, запоминает, легко переключает внимание (но только в том случае, если ему интересно, в противном случае он начинает отвлекаться); он очень любознателен, отличается гибкостью ума, находчивостью. Флегматик медленно сосредоточивает внимание, формирует и перестраивает навыки, поэтому обучается с трудом, но прочно запоминает усвоенное, его знания основательны. Меланхолик хуже всех других представителей типов темперамента приобретает знания, умения и навыки.

Необходимо отметить, что по психологическим характеристикам поведения нельзя однозначно судить о физиологических качествах нервной системы. Ее свойства не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы и труднее – другие

Свойства темперамента по В.С. Мерлину. Видный отечественный психолог, создатель оригинальной, многоуровневой системы темперамента В.С. Мерлин (1892–1982) дополнил учение о темпераменте, выделив такие его свойства;

сензитивность, или чувствительность, которая характеризуется наименьшей силой раздражителя, вызывающего психическую реакцию. У сензитивных людей реакция возникает при незначительной интенсивности раздражителя, поскольку у них высочайшая чувствительность (меланхолики);

реактивность определяется силой эмоционального ответа и проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на воздействие. Недаром о некоторых людях говорят: «вспыльчивый», «заводится с пол-оборота», а о других: «Не поймешь, обрадовался или огорчился». Реактивный человек впечатлителен, эмоционально реагирует на внешние или внутренние воздействия (все, кроме флегматика);

активность – свойство, которое проявляется в энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели;

соотношение активности и реактивности – особое свойство, которое свидетельствует о том, насколько велик элемент случайности в деятельности человека, насколько его поведение и деятельность зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций, подъема «с левой ноги» и т. п.) и насколько – от целей и задач, которые он перед собой ставит;

темп психических реакций характеризует быстроту протекания всех психических процессов, двигательных реакций и действий;

пластичность и ригидность проявляются в том, насколько легко и быстро человек приспосабливается к внешним воздействиям. Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспособления к изменяющимся условиям; человек моментально перестраивает поведение, когда меняются обстоятельства (сангвиник). Ригидность же характеризуется инертностью, неспособностью быстро приспособиться к любым изменениям, стереотипностью поведения, большими трудностями при смене привычек, привязанностей, суждений;

экстраверсия – интроверсия. Эти свойства выражаются в преимущественной обращенности либо во внешний мир (экстраверсия), либо во внутренний мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От этой направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость.

Таким образом, темперамент можно определить как характеристику человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.

Учет темперамента в учебно-воспитательной работе и деятельности. Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

1. Профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

2. Индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

3. Преодоление отрицательного влияния темперамента на деятельность посредством формирования положительного отношения к ней и соответствующих мотивов.

4. Приспособление темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Это основной и наиболее универсальный путь. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Зная особенности своего темперамента, человек должен научиться развивать его положительные стороны и преодолевать отрицательные, уметь владеть им и подчинять его себе.

Так, для сангвиника характерны легкомысленность, разбросанность, переоценка своих возможностей, нежелание доводить начатое дело до конца, недостаточная глубина и устойчивость чувств. Ему необходимо помочь воспитать в себе такие качества, как усидчивость, устойчивость интересов, изживать беспечность, легкомысленность, учиться доводить начатое дело до конца, используя соответствующие приемы – строгость, систематический контроль.

Холерик отличается раздражительностью, грубостью, резкостью, несдержанностью, поэтому ему следует развивать тормозной процесс, воспитывать сдержанность, последовательность, аккуратность, доброжелательность. Приемы: похвала, мягкие, спокойные, но твердые требования; ни в коем случае нельзя говорить с ним на повышенных тонах, так как это усиливает возбуждение.

Флегматик – вялый, пассивный, ленивый, медлительный, безучастный, инертный человек. Ему необходимо развивать подвижность, умение легко переходить от одного дела к другому, стимулировать активность, общительность, жизнерадостность, изживать равнодушие, преодолевать инертность. Основной прием – твердые требования.

Меланхолику свойственны упадничество, отсутствие бодрости, нерешительность, колебания, вялость, пассивность, замкнутость, излишняя застенчивость. Ему надо развивать общительность, подвижность, активность. Меланхолика следует привлекать к работе коллектива. Приемы: чуткое и доброжелательное отношение, похвала, одобрение, мягкие воздействия. Категорически не показана строгость.

Конституциональные теории темперамента. Немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер (1888–1964) отождествлял характер и темперамент. В своей знаменитой работе «Строение тела и характер» (1921) он попытался определить связи, существующие между психическим складом человека и строением его тела.

Система Э. Кречмера предназначалась для диагностики психических заболеваний и позволяла предвидеть направление и формы негативных изменений психики индивида. Он пришел к выводу, что существуют три основных типа телесной организации.

1. Пикник – человек с крупными внутренними органами и слабыми мышцами, неразвитым двигательным аппаратом, склонностью торса к ожирению. У него средний рост, плотная фигура, широкое мягкое лицо на короткой массивной шее, нос «картошкой»; мужчины склонны к облысению (Ю.М. Лужков).

Пикническое телосложение имеет циклотимик, эмоции которого колеблются между радостью и печалью, он общителен, добродушен, реалистичен во взглядах.

Черты характера пикника-циклотимика: постоянно расслабленное состояние, ровные эмоции, для него характерны любовь к физическому комфорту, получению удовольствия, терпимость. В случае затруднения он нуждается в обществе других людей, как правило, его можно отнести к разряду «хороший семьянин». В состоянии опьянения расслаблен и общителен.

2. Атлетик характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, высоким ростом; он широкоплеч, с мощной грудной клеткой, тонкой талией, уверенной осанкой, у него упругая кожа и «греческий» нос (А. Шварценеггер).

Такое телосложение имеют искотимики двух типов: либо уверенный в себе, агрессивный; либо маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления.

Черты характера атлетика-искотимика: решительность, склонность к риску, доминированию, жажда власти, агрессивность, храбрость, психологическая «толстокожесть», энергичность, любовь к шумному времяпрепровождению, отсутствие жалости и такта. В состоянии опьянения самодоволен и агрессивен; в тяжелые минуты нуждается в деятельности, а не в людях.

3. Астеники – люди хрупкого телосложения, худощавые, с преобладанием линейных размеров; у них плоская грудная клетка, узкие плечи, вытянутое лицо, длинный, тонкий хрящеватый нос; сильно развита нервная система (Ф.М. Достоевский).

Такое строение тела имеют шизотимики – чувствительные, ранимые, склонные к абстракции и размышлениям люди.

Черты характера астеников-шизотимиков: затруднения в общении (социофобия), стремление к общению с младшими, скрытность, умение контролировать свои эмоции, повышенные тревожность, уровень внимания (всегда настороже); сдержанность движений, чопорность. Кроме этого, отмечаются и такие особенности, как повышенная чувствительность к боли, обидчивость, хроническая усталость, устойчивость к алкоголю и депрессантам. В тяжелые минуты нуждается в уединении.

Если Э. Кречмер первоначально называл выделяемые им типы характерами, то У. Шелдон назвал их более правильно – темпераментами, поскольку такие типологические различия обусловлены наследственными, врожденными факторами. В своих исследованиях психически здоровых людей Шелдон также пришел к выводу о существовании трех соматотипов, т. е. основных моделей строения человеческого тела. В основу классификации Шелдона положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трех зародышевых слоев: эндодермы, мезодермы и эктодермы.

У эндоморфа избыточно развит внутренний зародышевый слой, из которого формируются внутренние органы и жировые ткани. У таких людей круглая голова, крупные внутренние органы, неразвитые кости и мышцы, выраженное отложение жира, мягкие ткани. Этому типу, по мнению Шелдона, соответствует висцеротонический темперамент (от лат. viscera – внутренности).

Для мезоморфа характерно преимущественное развитие среднего зародышевого слоя, из которого формируются скелет и мускулатура. Это человек с широкими плечами и широкой грудной клеткой, мощной головой, мускулистыми руками и ногами, минимальным количеством подкожного жира. Данному типу, по мнению Шелдона, соответствует соматотонический темперамент (от лат. soma – тело).

У эктоморфа преимущественное развитие получает внешний зародышевый слой, из которого формируются нервная система и мозг, а внутренний и средний слои развиваются по минимуму, поэтому у таких людей слабо развиты кости, мускулы, жировые прослойки. Эктоморф – это высокий худой человек с вытянутым лицом, тонкими и длинными конечностями, слабой мускулатурой и хорошо развитой нервной системой. Этот соматотип предполагает церебротонический темперамент (от лат. cerebrum – мозг). автора Литвак Михаил Ефимович

3. Темперамент Темперамент - постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик - основные типы темперамента. Каковы

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Темперамент 1. История представлений о темпераменте.2. Типы темпераментов. Свойства темпераментов.3. Индивидуальный стиль деятельности.4. Темперамент и проблемы воспитания.1. Темперамент представляет собой сочетание свойств, определяющих динамику функционирования

Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Личность. Темперамент Люди похожи, ибо всем нам досталась одна человеческая ситуация с ее экзистенциальными дихотомиями; люди уникальны, ибо каждый по-своему разрешает свою человеческую проблему. Само бесконечное разнообразие личностей характерно для человеческого

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§77. Темперамент Ещё со времён древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся: 1) в эмоциональной возбудимости

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Самоучитель для гения [Как открыть свои сильные стороны] автора Купер Лекс

2.1. Темперамент и творчество Вы наверняка когда-нибудь слышали о четырех базовых типах темперамента – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Темперамент определяется свойствами нервной системы и считается врожденным. Потому внести изменения в свой темперамент

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

ТЕМПЕРАМЕНТ Темпераментом можно назвать степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого проявления по времени, т. е. силу и быстроту проявлений действий и чувствовании, а также силу и быстроту развития желаний отдельного лица. Можно

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

6.1. Темперамент Понятие темперамента. Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации. Среди индивидуальных особенностей, характеризующих поведение человека, его деятельность и общение, особое место

Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях и общении.

Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н.э.) Он считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желчь желтая и черная. Темперамент человека определяется смешением этих жидкостей. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней.

Так, холерический темперамент происходит от слова chole («желчь»), сангвинистический – от sanguis («кровь»), флегматический – от phlegma («слизь»), меланхолический – от melan chole («черная желчь»).

Гиппократ считал, что темперамент зависит от образа жизни человека и от климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда соответственно и проявления темпераментов. Гиппократ достаточно точно описал типы, но не смог научно объяснить их.

В последние годы, кроме гуморальных теорий, выдвигаются химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного описания темперамента.

Значительный вклад в научное обоснование темперамента внес И.П. Павлов, открывший свойства нервной деятельности. Он показал, что врожденное сочетание этих свойств и характеризует то, что называют темпераментом. В отличие от предшественников он взял для исследования не внешнее строение тела (немецкий психолог Э. Кречмер) и строение сосудов (П.Ф. Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг как такой компонент, который, во-первых, регулирует деятельность всех органов и тканей; во-вторых, объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе; в-третьих, испытывает на себе воздействие всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов функционально перестраивает поддержание жизни в органах и тканях; в-четвертых, является в прямом смысле этого слова органом связи организма с внешним миром.

Методом условного рефлекса И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов следующие:

  1. сила;
  2. уравновешенность;
  3. подвижность.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях «ломается».

Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменением обстоятельств.

Комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа нервной деятельности. Из них три типа И. П. Павлов относит к сильным и один – к слабому типу. Сильные типы в свою очередь делятся на уравновешенные и неуравновешенные, уравновешенные – на подвижные (лабильные) и спокойные (инертные).

В результате была выделена следующая типология:

  1. сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной системы характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением;
  2. сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный;
  3. сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, «солидный»);
  4. слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов.

И.П. Павлов отождествлял тип нервной системы и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. На темпераменте сказываются не только свойства нервной деятельности, но и соматическая организация личности в целом. Тип нервной системы рассматривается в качестве задатка темперамента. Темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему динамических особенностей целостного поведения личности).

Темперамент, таким образом, есть не что иное, как наиболее общая характеристика импульсивно-динамической стороны поведения человека, выражающая преимущественно свойства нервной системы.

Холерический темперамент. Человек, обладающий указанным типом темперамента, отличается повышенной возбудимостью, а вследствие этого – и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они могут со всей страстью отдаться работе, в это время они готовы преодолевать препятствия и трудности, но при истощении сил, падении веры в свои силы и возможности наступает подавленное настроение. Такая цикличность – одно из следствий неуравновешенности нервной деятельности.

Сангвинический темперамент. Для сангвиника характерны большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остывать, как и быстро увлекаться, если дело перестает его интересовать, требует кропотливой работы и терпения, если оно имеет будничный характер.

У сангвиников эмоции легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума. Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе с тем уравновешенности, больше подходит ему.

Флегматический темперамент. Флегматик – спокойный, уравновешенный человек, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик в жизни.

Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику оставаться спокойным в любых ситуациях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекаться по незначительным поводам.

Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект. Инертность сказывается и на косности стереотипов, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. Инертность как качество имеет и положительное значение: она обеспечивает неторопливость, основательность и в целом – постоянство, определенность характера. Флегматики особенно подходят для работы, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.

Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого – и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах жизни, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.

  • 1. Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить (сдержать), проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго. Как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляются раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость (все валится из рук). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
  • 2. Сангвиник обладает высокой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Это продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении. В противном случае он становится скучным, вялым; отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
  • 3. Флегматик - человек с инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив; эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
  • 4. Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Трудно точно ответить, какой именно тип темперамента у того

или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключа- емость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники. Они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов. Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Вот почему редко встречаются чистые типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности (воины), сангвиники - для организованной деятельности (политики), меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве (мыслители), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности (созидатели). Для некоторых видов деятельности летчика-истребите- ля противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы, следовательно, флегматики и меланхолики психологически малопригодны для подобной деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения. Например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия.

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

  • 1) профессиональный отбор, одна из задач которого не допустить к данной деятельности лиц, не обладающих необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе в профессиях, предъявляющих повышенные требования к свойствам личности;
  • 2) индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход);
  • 3) преодоление отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
  • 4) формирование индивидуального стиля деятельности (это основной и наиболее универсальный путь).

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения. Например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает. Меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей.

Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Характер личности - важное ее свойство, это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

  • к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
  • другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);
  • порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность и т.п.).

В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека - это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными, или наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера:

  • 1) самоуверенность - неуверенность;
  • 2) согласие, дружелюбие - враждебность;
  • 3) сознательность - импульсивность;
  • 4) эмоциональная стабильность - тревожность;
  • 5) интеллектуальная гибкость - ригидность.

Среди локальных (частных) свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие:

  • общительность - замкнутость;
  • доминантность (лидерство) - подчиненность;
  • оптимизм - уныние;
  • совестливость - бессовестность;
  • смелость - осторожность;
  • впечатлительность - толстокожесть;
  • доверчивость - подозрительность;
  • мечтательность - практицизм;
  • тревожная ранимость - спокойная безмятежность;
  • деликатность - грубость;
  • самостоятельность - конформизм (зависимость от группы);
  • самоконтроль - импульсивность;
  • страстная увлеченность - апатичная вялость;
  • миролюбие - агрессивность;
  • деятельная активность - пассивность;
  • гибкость - ригидность;
  • демонстративность - скромность;
  • честолюбие - непритязательность;
  • оригинальность - стереотипность.

Акцентуации характера (К. Леонгард) - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии .

Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать незаурядным. Например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Рассмотрим краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

  • гипертимический (гиперактивный) - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного; отсутствует самокритичность;
  • дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность; тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаше является в них пассивной стороной;
  • циклоидный - общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
  • эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость; глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
  • демонстративный - выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, необычное увлечение, наряды, ложь); легко забывает о своих неблаговидных поступках;
  • возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка), склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе; активно и часто конфликтует;
  • застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты»; служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам; в конфликтах чаше бывает активной стороной;
  • педантичный - выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей; на службе способен «замучить» формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
  • тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность; долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
  • экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
  • интровертированный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости; погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость;
  • экстравертированный (комфортный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости; своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Каждая личность обладает своими отличными от других способностями. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении, легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать:

  • на природные (или естественные) способности, которые в основе своей биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
  • специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

  • 1) на общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературнолингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
  • 2) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям (сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям);
  • 3) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;
  • 4) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обуславливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Задатки - это некоторые генетические детерминированные (врожденные), анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом в развитии способностей у военнослужащих является комплектность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Пути развития способностей:

  • правильное назначение военнослужащего на ту или иную должность;
  • постоянное внимание развитию тех психических процессов и качеств личности, которые необходимы для овладения определенной специальностью;
  • развитие мышления;
  • развитие интересов и склонностей;
  • умение личности правильно оценить свои положительные качества и недостатки;
  • участие в коллективных действиях.

Таким образом, учет психологии личности в индивидуально-воспитательной работе - важное условие правильной организации воспитательного процесса.

  • Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающимилюдьми; психопаты могут быть социально опасны.


5.5. Индивидуально-психологические особенности

Индивидуальные отличия - психологические черты, которые отличают одного человека от другого. Индивидуальные отличия обозначают меру проявления в психической деятельности отдельного индивида общих психологических закономерностей. Индивидуальные отличия формируются на основе врожденных анатомо-физиологических особенностей человека и влияния окружающей социальной среды. Своеобразность личности определяется индивидуальными особенностями хода психических процессов, обусловленных основными особенностями нервной системы (нейродинамические отличия), особенностями темперамента (психодинамические отличия), характера, проявлениями общих и специальных способностей, психофизиологической и социальной активности и потребностей, мотивов, направленности, установок и отношением человека к себе, к другим людям, к обществу.
Индивидуально-психологические особенности имеют психологическую природу и индивидуально варьируют.

К ним принадлежат:
Темперамент,
Характер,
Способности



ТЕМПЕРАМЕНТ


ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - индивидуально-типологическая характеристика человека и высших животных, которая проявляется в силе, напряженности, скорости и уравновешенности протекания их психических процессов

Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности, которые проявляются в общей активности; моторной сфере; свойствах эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, спокойным, пассивным, инициативным, активным и т.д.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частичные выражения общей активности. К ним относят: темп, скорость, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду уязвимость, чувствительность, импульсивность и т.д.

От темперамента, таким образом, зависит:
1) скорость возникновения психических процессов и их стойкость (скорость восприятия, скорость понимания, длительность сосредоточенности внимания)
2) психический темп и ритм
3) интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли)
4) направленность психической деятельности на определенные объекты (интроверсия / экстраверсия)

Первое учение о темперамента принадлежит Гиппократу (V в. до н.э.), который связывал проявления темперамента с преобладанием определенной жидкости в организме:

кровь (лат. - сангвис) - вырабатывается сердцем;
жёлчь (лат. - холе) - печень;
черная жёлчь (лат. - мелайне холе) - селезенка;
слизь или лимфа (греч. - флегма) - мозг.

От названия этих жидкостей происходят названия четырех основных темпераментов.

Научное обоснование учение о темпераменте получило в теории И.П.Павлова касательно особенностей нервной системы и типов высшей нервной деятельности.

Основные положения концепции И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности
1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей человека и животных следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.
2. Эти свойства нервной системы могут, или лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.
3. Таких основных свойств три:
сила - работоспособность нервной клетки и нервной системы в целом;
уравновешенность - баланс процессов возбуждения и торможения;
подвижность - скорость смены одного процесса другим.
Они общие и постоянные для данного животного.
4. Сочетание этих основных свойств образует 4 типа ВНД.
5. Эти основные типы ВНД соответствуют основным классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераменте.

Типы ВНД и темперамент

Свойства темперамента

О темпераменте человека (для практических целей) можно судить по нескольким основным для него особенностям:

1. Сенситивность, или чувствительность - показатель того, какая минимальная сила раздражителя вызывает психическую реакцию.
2. Реактивность - с какой силой человек реагирует на те или иные влияния.
3. Активность - с какой энергией человек сам влияет на окружающий мир, его настойчивость, сосредоточенность и т.д.
4. Соотношение реактивности и активности - то, от чего в основном зависит деятельность: от случайных причин или от намеченных целей, стремлений, т.е. от сознательно определенной линии поведения.
5. Темп (скорость) психических реакций.
6. Пластичность - ригидность : насколько легко и быстро приспосабливается к внешним влияниям.
7. Экстраверсия - интроверсия.
8. Эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность.

ХАРАКТЕР

Характер (греч. - печать, чеканка) - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении и поступках.

Характер зависит от системы общественных отношений и социальных групп, к которым относится человек. В характере можно выделить типовое (выражает общее, присущее определенному сообществу, например, национальному) и индивидуальное.

Характер наиболее тесно связан с направленностью личности, но два человека с похожей направленностью могут выявить расхождения в способах достижения целей. За этими расхождениями прячутся особенности характера. В характере заложена типовая для человека программа поведения в типичных обстоятельствах. Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет себя вести в тех или иных обстоятельствах.

Характер тесно связан с особенностями общего типа ВНД - отсюда тесная связь темперамента и характера. Тип темперамента - одно из наиболее важных психологических условий возникновения индивидуально-своеобразных черт характера.

От отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера, а также индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.

Самое важное, что определяет формирование характера - то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе. Эти отношения создают 4 симптомокомплекса:

1. Черты характера, которые выражают отношение человека к деятельности, работе, делу (трудолюбие - лень, инициативнсоть - консерватизм, ответственность - безответственность и т.д.)
2. Черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям , коллективу, обществу (общительность - замкнутость, коллективизм - индивидуализм, тактичность - бестактность).
3. Черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе (самокритичность - некритичность, скромность - высокомерие).
4. Черты характера, которые выражают отношение человека к вещам (аккуратность, экономия, щедрость).

Характеры отличаются не только по отдельным чертам, но, главным образом, за определенностью, целостностью, развитием волевых качеств.

Физиологическая основа характера
1. Динамический стереотип - система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.
2. Свойства общего типа ВНД.

Классификации характеров
По определенности
- с ярко выраженной одной или несколькими чертами, которая доминирует над всеми другими;
- “неопределенный” характер - ни одна черта особенно не выделяется.
По цельности
- цельный характер: единство мыслей и чувств, целей и способов деятельности, убеждений, взглядов и поступков;
- противоречивый (содержит несовместимые друг с другом черты): противоречие между мыслями и чувствами, между убеждениями и поступками, между побуждениями и целями.
По степени развития волевых качеств
- сильные (целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость);
- слабые (нерешительность, трусость, неуверенность, сочетаемая часто с упрямством, и т.д.).

Акцентуации характера

Акцентуации характера (от лат. accentus - ударение) - чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психическим влияниям наряду с нормальной и даже повышенной устойчивостью к другим

Акцентуации являются предельным показателем нормального развития характера, но при неблагоприятных условиях могут привести к развитию психопатии, т.е. патологических характеров. Различить акценуированный и патологический характеры можно, используя критерии психопатий Ганнушкина - Кербикова
1) характер можно считать патологическим, т.е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени , т.е. мало изменяется в течение жизни;
2) тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду;
3) социальная дезадаптация : постоянное возникновение жизненных трудностей, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и то, и другое.

В случае акцентуации не может быть ни одной из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере не присутствуют все признаки сразу.

Типы акцентуаций
К.Леонгард

1. Гипертимный.
2. “Застревающий”.
3.Аффективно-экзальтированный.
4. Эмотивный.
5. Педантичный.
6. Тревожно-боязливый.
7. Циклотимный.
8. Демонстративный.
9. Возбудимый.
10. Дистимичный.

Клаассификация акцентуации характера подростков А.Е.Личко

1. Гипертимный - подвижные, любят общение, склонны к шалостям, любят неспокойные компании одногодок, непоседы, недостаточно дисциплинированные. Настроение приподнятое. Конфликтуют с взрослыми и родителями.
2. Циклоидный - повышенная возбудимость, склонность к апатии. Любят пребывать дома одни. Тяжело переживают даже незначительные неприятности. Настроение меняется от приподнятого до подавленного. На замечания реагируют раздраженно.
3. Лабильный - настроение часто меняется. Способны впадать в тоску и хмурое состояние без каких-либо серьезных неприятностях и помех.
4. Астено-невротический - повышенное недоверие и обидчивость, утомляемость, возбудимость. Усталость часто проявляется при сложной умственной работе.
5. Сензитивный - повышенная чувствительность ко всему. Не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Стеснительные, робкие. Послушные, проявляют большую привязанность к родителям.
6. Психастенический - характеризуются быстрым интеллектуальным развитием, склонностью к суждениям, к самоанализу и оценке поведения людей. Самоуверенность у них соединяется с нерешимостью.
7. Шизоидный - существенная черта - замкнутость. Демонстрируют внешнее равнодушие к окружающим людям, плохо понимают их состояние.
8. Эпилептоидный - часто плачут. Любят мучать животных, дразнить младших, издеваться над немощными. В детских компаниях ведут себя как диктаторы. Типичные черты - жестокость, властность, самолюбие.
9. Истероидный - главная черта - эгоцентризм, требуют постоянного внимания к своей особе. Выражена склонность к театральности, хвастовству. Часто выступают в роли заводил.
10. Неустойчивый - повышенная склонность к развлечениям, безделью и праздничности. Отсутствие любых серьезных, в том числе профессиональных интересов. Совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный - покоряются любым авторитетам, большинству в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, основное жизненное кредо - быть как все.

СПОСОБНОСТИ

Способности - возможности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения

Способности- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения

Виды способностей
общие - такие индивидуальные свойства человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, выявляются во всех видах человеческой деятельности (познавательные, мнемические, умственные, память, внимание и пр.);
специальные - система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности, соответствуют узкому кругу требований конкретной деятельности (музыкальные, педагогические, математические и пр.).

Успешное выполнение определенной деятельности предусматривает своеобразное объединение общих и специальных способностей.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не относятся.

Природную основу способностей составляют задатки.
Задатки - морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Это:

  • строение и функционирование отдельных участков коры головного мозга
  • врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов
  • типологические особенности нервной системы
  • функциональная асимметрия головного мозга
  • анатомическое строение опорно-двигательной системы
Наиболее значимой является структура нервной системы, прежде всего, головного мозга и органов чувств. Задатки - органическая основа способностей и других психических особенностей - темперамента, характера и т.д. Но задатки сами по себе не определяют способности, формирование которых зависит от условий жизни и деятельности человека. Задатки человека разнообразны и могут развиваться в разных направлениях. На основании одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.

Уровни развития способностей

Одаренность - высокий уровень задатков , склонностей. Одаренность является результатом и свидетельством высокго уровня интеллектуального развития индивида. Существует общая и специальная одаренность. Поскольку одаренность выявляется в конкретных психических процессах, различают моторную, сенсорную, перцептивную, интеллектуальную одаренность.

Талант - высшая способность человека к определенному виду деятельности, которая дает возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять ее.

Гениальность
- личностная характеристика человека, наивысшая степень ее одаренности, таланта. Гениальность человека проявляется в его творческой деятельности, результаты которой имеют социально-групповое и общечеловеческое значение